Обычай и закон как источники римского права кратко

Обновлено: 02.07.2024

Обычай— это совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте. Обычай — это древнейшая форма обазования римского права.

Черты обычая:

Образец поведения (никто не знает момент возникновения и момент прекращения обычая);

Не должен иметь конкретного автора;

Обычай существует в силу того, что члены общества осознаютего как эталон правильного поведения;

Санкционирование обычая (ни какая воля государства на применения того же обычая).

Значения обычаев:

Заменяли указания других, более определенных источников права. Прежде всего, законов;

Свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике

Законодательно это выражается в обще позитивном разделении — это выражает и судебное санкционирование — судебных решений.

Обычай сохранялся чаще всего, распространяясь на какую-то группу людей.

Для признания обычая правовым, т.е. дающим основание для защиты судом, он должен был:

Выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;

Выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия;

Воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации, т.е. далеко не все обыкновения даже коммерческого оборота могли составить правовое требования обычая.

Специфика правого применения обычая— ссылающийся на обычай должен был сам доказать факт его наличия, обычай не презюмировался (предполагался) в суде, а доказывался.

Особенность римского правового обычая— неразрывность, понимая обычая с нравами.

Черты закона:

Это текст, т.е. письменная форма;

Универсальность для всех;

Акт высшей юридической силы;

Акты, которые принимался строго определенными органами или лицом, деятельность в пределах своей компетенции (и изменяются и дополняются в том же порядке что и принимается и тем же органом.)

Закон должен был содержать обязательные элементы:

praescriptio— вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

rogatio— текст закона, который мог подразделяться на главы и т.п.;

sanctio— последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Классификация законов по Ульпиану:

Законы совершенного вида (в качестве санкции в этих законах была предусмотрена ничтожность акта);

Закон менее совершенного вида (в качестве санкции за их неисполнение — штраф);

Несовершенный вид (в качестве санкции – что-то иное).

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Обычай — это совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте. Обычай — это древнейшая форма обазования римского права.

Черты обычая:

2.Образец поведения (никто не знает момент возникновения и момент прекращения обычая);

3.Не должен иметь конкретного автора;

4.Обычай существует в силу того, что члены общества осознают его как эталон правильного поведения;

5.Санкционирование обычая (ни какая воля государства на применения того же обычая).

Значения обычаев:

1.Заменяли указания других, более определенных источников права. Прежде всего, законов;

2.Свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике

Законодательно это выражается в обще позитивном разделении — это выражает и судебное санкционирование — судебных решений.

Обычай сохранялся чаще всего, распространяясь на какую-то группу людей.

Для признания обычая правовым, т.е. дающим основание для защиты судом, он должен был:

1.Выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;

2.Выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия;

3.Воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации, т.е. далеко не все обыкновения даже коммерческого оборота могли составить правовое требования обычая.

Специфика правого применения обычая — ссылающийся на обычай должен был сам доказать факт его наличия, обычай не презюмировался (предполагался) в суде, а доказывался.

Особенность римского правового обычая — неразрывность, понимая обычая с нравами.

Черты закона:

1.Это текст, т.е. письменная форма;

2.Универсальность для всех;

3.Акт высшей юридической силы;

4.Акты, которые принимался строго определенными органами или лицом, деятельность в пределах своей компетенции (и изменяются и дополняются в том же порядке что и принимается и тем же органом.)

Закон должен был содержать обязательные элементы:

1.praescriptio — вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

2.rogatio — текст закона, который мог подразделяться на главы и т.п.;

3.sanctio — последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Классификация законов по Ульпиану:

1.Законы совершенного вида (в качестве санкции в этих законах была предусмотрена ничтожность акта);

2.Закон менее совершенного вида (в качестве санкции за их неисполнение — штраф);

3.Несовершенный вид (в качестве санкции – что-то иное).

Обычай — это совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте. Обычай — это древнейшая форма обазования римского права.

Черты обычая:

2.Образец поведения (никто не знает момент возникновения и момент прекращения обычая);

3.Не должен иметь конкретного автора;

4.Обычай существует в силу того, что члены общества осознают его как эталон правильного поведения;

5.Санкционирование обычая (ни какая воля государства на применения того же обычая).

Значения обычаев:

1.Заменяли указания других, более определенных источников права. Прежде всего, законов;

2.Свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике

Законодательно это выражается в обще позитивном разделении — это выражает и судебное санкционирование — судебных решений.

Обычай сохранялся чаще всего, распространяясь на какую-то группу людей.

Для признания обычая правовым, т.е. дающим основание для защиты судом, он должен был:




1.Выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;

2.Выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия;

3.Воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации, т.е. далеко не все обыкновения даже коммерческого оборота могли составить правовое требования обычая.

Специфика правого применения обычая — ссылающийся на обычай должен был сам доказать факт его наличия, обычай не презюмировался (предполагался) в суде, а доказывался.

Особенность римского правового обычая — неразрывность, понимая обычая с нравами.

Черты закона:

1.Это текст, т.е. письменная форма;

2.Универсальность для всех;

3.Акт высшей юридической силы;

4.Акты, которые принимался строго определенными органами или лицом, деятельность в пределах своей компетенции (и изменяются и дополняются в том же порядке что и принимается и тем же органом.)

Закон должен был содержать обязательные элементы:

1.praescriptio — вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

2.rogatio — текст закона, который мог подразделяться на главы и т.п.;

3.sanctio — последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Классификация законов по Ульпиану:

1.Законы совершенного вида (в качестве санкции в этих законах была предусмотрена ничтожность акта);

2.Закон менее совершенного вида (в качестве санкции за их неисполнение — штраф);

Обычное право — древнейшая форма образования римского права. Обычное право — совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте.

Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получали признания и защиты от государственной власти, они оставались простыми обычаями (бытовыми); если обычаи признавались и защищались государством, они становились правовыми обычаями, составляли обычное право, а иногда даже воспринимались государственной властью, придающей им форму закона.

Обычное право — неписаное право (jus non scriptum), восходящее к обычаям первобытного общества.

Нормы обычного права:

— mores maiorum — обычаи предков;

— usus — обычная практика;

— commentarii pontificum — обычаи, сложившиеся в практике жрецов;

— commentarii magistratuum — обычаи, сложившиеся в практике магистратов;

— consuetudo — обычай в императорский период. Значение обычаев:

— заменяли указания других, более определенных источников права, прежде всего законов;

— свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике.

Для признания обычая правовым, т. е. дающим основание для защиты судом, он должен был:

— выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;

— выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия;

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4. Конституция РФ как источник аграрного права

4. Конституция РФ как источник аграрного права Конституция РФпринята 1 2 декабря 1993 г., обладает высшей юридической силой – составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского

2. Конституция РФ как источник аграрного права

2. Конституция РФ как источник аграрного права Конституция РФ обладает огромной юридическая функцией – она составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского общества

10. Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт

10. Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт Законы (leges) — главное воплощение римского писаного права.Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так

11. Эдикт магистрата как источник римского права. Преторские эдикты

12. Деятельность юристов как источник римского права

12. Деятельность юристов как источник римского права Формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права началось примерно в III в. до н. э.В период республики деятельность юристов сводилась к:— консультации граждан, обратившихся за юридической

§ 5. Неправо как источник права

§ 5. Неправо как источник права Мы уже видели (§ 1), что по способу своего возникновения источники права представляют нам два резко различных типа. Нормально всякое правообразование совершается с правоубеждением и в то же время с изменением действующего права:

1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права

2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции

2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции После падения Западной Римской империи римское право перестали применять даже в Риме, однако оно продолжало использоваться в Восточной Римской империи (Византии). Варварские

5. Обычай, обычай делового оборота, обыкновения в правовом регулировании договоров

5. Обычай, обычай делового оборота, обыкновения в правовом регулировании договоров Обычай – правило поведения, основанное на длительности и многократности его применения. Авторитет обычая в конечном счете опирается на формулу: так поступали все и всегда.Обычаи

60. Законодательные акты королей как источник права

60. Законодательные акты королей как источник права По мере усиления королевской власти во Франции все более важное место среди других источников права стали занимать законодательные акты королей: установления, ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др. Начиная с


Оглавление

  • 1. понятие римского частного права
  • 2. Система римского частного права
  • 3. Понятие и виды источников права. Обычай и закон. Постановления императоров
  • 4. Право цивильное и право преторское. Эдикты магистратов
  • 5. Правовое значение времени
  • 6. Понятие и границы осуществления права

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Римское право. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. Понятие и виды источников права. Обычай и закон. Постановления императоров

Источник права — это форма выражения правовых норм, включающая в себя способы, формы образования (возникновения) норм права и условия жизни общества. Институции Гая дают следующие виды источников права: законы, сенатус-консульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов. Также сюда должно относиться обычное право. Институции Юстиниана делили право по признаку письменной и устной формы источников. Обычай является древнейшим устным источником права, он осуществлялся, когда не было ни закона, ни определенного права. Были только обычаи и религиозные предписания. Законы XII таблиц в большей степени есть закрепление обычаев. Опубликовав XII таблиц, государственная власть превратила этот сборник в свод законов цивильного права и в основу римского частного права. Постепенно с развитием римского государства обычай потерял свое значение. Но с установлением мирового римского господства обычай стал выполнять функцию отмены и преодоления устаревших норм цивильного, квиритского права. Юлиан в эпоху принципата обычай рассматривал как живой источник права и признавал за ним такую же силу и такое же основание, как за законом. Юлиан считает, что в основе обычая лежат давнее применение и молчаливое согласие общества. Однако эта теория существовала лишь в архаическом аспекте, т. е. в силу того, что римская традиция о народном суверенитете и законодательной власти давно была опровергнута диктатурой цезарей, но императоры поддерживали видимость сохранения прежних форм государственной власти. В 319 г. н. э. вышло распоряжение, запрещающее действие обычаев, которые отменяют законы. Древний Рим под законом понимал решение комиций — народного собрания того или иного вида (по куриям, центуриям, трибам). В появлении закона участвовали три органа римского государства:

1) магистрат; 2 народ; 3) сенат.

Магистрат (консул, диктатор, претор) вырабатывал письменный проект закона, испрошение закона. Далее магистрат собирал народ в комиции и предлагал принять или отвергнуть данный проект. Однако народ не мог обсуждать предложенный магистратом закон. Если же проект был принят народом, то закон нуждался в одобрении или ратификации со стороны сената. Принятые так законы назывались leges rogatae. Формулировка законов состояла из трех частей:

1) надпись (в ней указывались имена инициаторов закона, вид народного собрания и обстоятельства, вызвавшие издание закона);

2) содержание самого закона;

3) санкция (гарантии соблюдения закона).

Постановления императоров — конституции — в эпоху принципата существовали в четырех основных формах:

1) эдикты — общие распоряжения (они существенно отличались от эдиктов магистратов, т. к. императорские эдикты содержали не программу деятельности, а постановления, обязательные для всех должностных лиц и населения);

2) декреты — решения по судебным делам;

3) рескрипты — ответы на поступавшие к императорам вопросы;

4) мандаты — инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам. В период домината основной формой закона становится императорский эдикт, поскольку мандаты выходят из употребления, декреты и рескрипты вступают в силу только при рассмотрении конкретных дел. В конце III в. при разделении империи возникла необходимость объединить многочисленные императорские конституции, данное объединение должно было служить символом единства права. Однако правительство не решилось взять на себя такую ответственность, и кодификация была произведена частными лицами: Codex Gregorianus (автор — Грегориан), Codex Hermogenianus (автор — Гермогениан), Codex Theodosianus (автор — восточно-римский император Феодосий II).

Читайте также: