Обязаны ли в школе учить читать

Обновлено: 05.07.2024

В России школы бесплатные, но это не значит, что дети и родители в них бесправные. Когда ребенок идет в школу, у родителей начинаются заботы и поборы: сдавать деньги на подарки, покупать школьную форму в одном стиле, участвовать в ремонте, отпускать детей на субботники. Не все из этих обязанностей нужно выполнять по закону. У родителей есть права, которые они могут защищать и отстаивать.

Отстаивать права в школе бывает непросто. Но стоит хотя бы знать о том, на что вы на самом деле имеете право и что можете требовать.

Если ваши дети учатся в школе, отправьте этот плакат в родительский чат: вместе отстаивать свои интересы гораздо проще. А если вы работаете в школе, распечатайте этот плакат и повесьте в коридоре или классе. Родители узнают о своих правах и поймут, что школе не все равно.

Распечатайте плакат и повесьте его на стену, чтобы всегда помнить о своих правах

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Право выбирать школу, форму обучения и язык

Зачем. Вам и вашему ребенку не могут навязать какую-то конкретную школу. Вы можете сами решать, какое образовательное учреждение, с какой специализацией и в каком районе выбрать. При этом нужно учитывать мнение ребенка и советы медико-педагогической комиссии. Но с мнением ребенка можно только ознакомиться, а окончательное решение все равно за родителями. А заключения комиссии вообще может не быть: его дают не каждому ребенку.

Главное в этом праве родителей — возможность самим выбирать школу. Но есть сложность: если вы хотите, чтобы в обучении был упор на языки или математику, это не значит, что можно прийти в любую школу и потребовать углубленного изучения нужных вам предметов. Все права по выбору дисциплин, формы обучения и языка можно реализовать, только если в школе вообще есть выбор. Родители выбирают не что им захочется, а из того, что может предложить конкретная школа.

Еще для родителей важно, где будет находиться школа. По закону вы имеете право выбрать любую школу — необязательно по месту жительства. Но ребенка могут не принять, если нет мест. В первую очередь зачислят детей по прописке и льготников.

Можно подать заявление в несколько школ, но по месту жительства заявление точно примут, а в других районах могут и отказать. Требовать зачисления бесполезно: у школ есть лимит по числу учеников в классе, они не обязаны принимать вообще всех желающих. Если школа не понравится, при наличии свободных мест в другой школе ребенка можно перевести даже в середине года.

Школы, гимназии и лицеи с углубленным изучением предметов имеют право проводить конкурсный отбор детей. Но все это должно быть регламентировано на уровне региона. Хотите в такую школу — изучите документы, как туда попасть. Отказ в зачислении может быть законным.

См. также:

Право не платить за то, что должно быть бесплатным

Зачем. С первых дней обучения в школе от родителей начинают требовать деньги: на учебники, охрану, ремонт крыши, покупку мыла, подарки учителям, пластиковые окна в спортзал, какие-то олимпиады и дополнительные занятия. Обучение в школе — бесплатное. Сдавать деньги на что-то дополнительное родители могут добровольно: в классе — по решению родительского комитета, если все согласны, на уровне школы — как благотворительный или целевой взнос.

Если в школе есть платные занятия, это законно. Но родители не обязаны отдавать на них ребенка и платить в обязательном порядке. На такие занятия можно не ходить, тогда и деньги не нужны. Только вы сами решаете, сдавать ли деньги на нужды школы или класса. Заставить никто не может.

Как реализовать. Чтобы влиять на суммы сборов в классе и школе, участвуйте в родительских собраниях, войдите в состав родительского комитета, проверьте информацию о платных услугах на сайте школы.

Если школа требует деньги за учебные пособия, проверьте, входят ли они в учебный план. Если не входят, придется покупать: одноразовые рабочие тетради не всегда выдаются бесплатно.

Если с вас требуют деньги на то, что вы не хотите оплачивать, да еще и грозят ребенку дискриминацией, жалуйтесь директору или в Рособрнадзор. Если решили сдавать деньги на нужды школы, перечисляйте их на расчетный счет и указывайте назначение платежа: тогда школа не сможет потратить деньги на свое усмотрение.


Школы декларируют, что готовиться к первому классу не нужно, а всякие курсы — это просто адаптация. По факту учителя приветствуют, если дети к первому классу уже умеют читать и писать. Но так ли это надо? Рассуждает наш блогер, кандидат педагогических наук, доцент Елена Агапова.

Общение с родителями первоклассников из разных уголков нашей страны, выявило проблему, которая с каждым годом становится все острее. Оказывается, что современная школа приветствует не только навыки чтения, желательно беглого и осознанного, но и навыки письма.

Что же получается: в программе детского сада таких требований к выпускникам нет, а в школе — есть? Вернее, школа не требует (т.к. это незаконно), а желает. Любой учитель пояснит, что ребенку будет легче, если навык чтения будет сформирован. И это понятно. А если он будет знать всю программу начальной школы, то будет еще легче всем — и детям, и родителям, и педагогам.

Только надо ли это делать, и если надо, то как? Заставлять? Принуждать?


Думаю, что учителя начальной школы также отмечают рост количества детей, которые (даже при условии наличия навыка беглого чтения) не понимают смысл прочитанного. Скорее всего, обучение чтению, в этом случае, велось без учета зоны ближайшего развития.

Тогда не выдерживает критики сам посыл к тому, что ребенок должен иметь сформированные навыки чтения. А формирование навыков письменной речи в дошкольном возрасте вообще не выдерживает никакой критики. Многие педагоги возразят: нет, мы не требуем! Но в таком темпе первого класса, да еще и в условиях рекомендательных домашних заданий, вкупе с обучением без отметок, мы и не формируем навык письма, да и не можем сформировать.

Письмо — это единственный новый навык, формируемый в первом классе, а он не является истинным предметом обучения. Как так?

logo

home

tired face

Везде пишут по разному. В некоторых школах Якутска поступающих в первый класс обязывают уже знать алфавит, читать, считать. А в садике в подготовительных группах запрещают учить, мол учить читать это не обязанность воспитателя. Я пыталась учить дочь, с горем пополам знаем алфавит, научились читать по слогам, но очень медленно. По математике научились плюсовать и минусовать в пределах десяти. А мне некоторые мамочки сказали что в первом классе нужно уметь читать 60 слов в минуту
Как вы научились? Правда ли нужно знать? Особенно интересует по 7 школе, какие там требования, жаль в группу не включили, учителя ещё не знаем

из опыта пройденного, легче проходить программу 1го класса тем кто уже подготовлен и умеет читать, очень сложно было тем, кто пришел не подготовленный, были конфликты родителей с учителем на тему домашних заданий, ученики не умеющие читать не усваивали программу и отставали в учебе. т.к классы переполнены, учитель физически не может уделить каждому внимание, поэтому большая часть обучения лежит на родителях.

060410, в классах около 40 детей. и если 40 минут разделить на учителя то каждому достается по минутке учебного времени, ну может 1,3 минутки. И чему там она их научит.
По факту мы дома все разжевывали. И читать и писать учились и считать - все мама после работы учила. В школу я ребенка таскала дабы социализация шла, иначе нелюдимый дикарь вырастет.

Это потому что я послушала эту училку на собрании - мол я всему их научу, ничего не надо буквы учит слоги цифры . Каждый день по 2-4 часа с домашним заданием сидели до 21 часа. Это был песец.

Но надо чтобы в начальных классах ребенок догнал программу, иначе по жизни дегротом будет.


из опыта пройденного, легче проходить программу 1го класса тем кто уже подготовлен и умеет читать, очень сложно было тем, кто пришел не подготовленный, были конфликты родителей с учителем на тему домашних заданий, ученики не умеющие читать не усваивали программу и отставали в учебе. т.к классы переполнены, учитель физически не может уделить каждому внимание, поэтому большая часть обучения лежит на родителях.


Мы в прошлом году пошли в 1 класс. Читать не умели, буквы знали относительно. Научились читать во второй четверти. А в четвертой уже хорошо читали. У меня сын. Сейчас любит читать, гуляем и все по дороге читаем: все вывески. В этом году младший сын идёт в школу. Цифры знает, немного может прибавлять и отнимать,буквы не очень знает. Не переживайте, время придет и все будете уметь. Главное - сильно не наседать

Маргарита, в 7 лет ребенок не умеет читать? вообще это как?

zalaramila, это нормально. все дети по разному развиваются. мой старший сын в 5 лет бегло читал, а средняя дочь к школе знала только буквы. оба одинаково хорошо закончили школу и универ на бюджете. так что не дергайте детей.

тожова, а никто и не дергает , воспитывайте как хотите, можете хоть маугли в школу привезти.

zalaramila, в том то и дело, что такие мамы со своими амбициями делают из своих детей неврастеников. а мне уже только внуков в школу вести. дай бог, чтобы в классе было поменьше таких мам.

тожова, таких каких? кто научил читать ребенка до школы? я из семьи учителей , мне можно не рассказывать как детей учить.

zalaramila, кто свои амбиции ставит выше, чем требуется ребенку.

тожова, не понимаю, то есть для вас научить ребенка читать до школы это ставить свои амбиции выше?

zalaramila, а чем ваша агрессия не показатель амбиций? Когда у вас выучатся дети и будут свои внуки, тогда разговор будет более продуктивный, основанный на личном опыте. Не вижу смысла продолжать .

тожова, да уж. ясно,вы вообще походу не понимаете. удачи.

не должен, но это ооооочень сильно облегчит учебу. за лето еще подучитесь, только не заставляйте через палку, чтобы интерес не отбить.лучше пока медленней, но с любовью, а не отбывая наказание. 60 слов - это скорость к концу 1 класса. в конце первого полугодия - 25-30 слов. требования во всех школах одни, у нас ФГОС. просто некоторые учителя хотят себе жизнь облегчить (я их понимаю, но..)


Когда мы пошли в 1 класс, мы не умели читать. Плюс еще я устроилась на такую работу с режимом до 19.00. Так что я не успевала готовить ужин, приехать с работы с нашими то пробками еще и учить домзадания ребенка. Плюс постоянно нас учитель укорял тем, что мы не умеем читать, поэтому задания на уроке или не понимает, или не успевает. Короче, мальчик наш любимый был на плохом счету



Мы пришли только алфавит знали и читали по слогам.в итоге были отстающими.кто всё уже знал ,те отличники.так и всю начальную школу было.


А мой сам научился ,когда успел ,ведь с ним никто особо не занимался и в сад мы пошли только в 6 лет и он уже умел читать , считать и вычитать :)


Стелец, это здорово) у меня старший в этом году идет в школу. Буквы знает, считать умеет. Но читать не получается. Не понимаю, что не так. Вроде очень смышленый. Очень за это переживаю. Но младший, сейчас ему 4, так же знает буквы, на русском и английском, умеет и немного считать и простые слова пытается читать. Сама не учила. Был сам в этом заинтересован. За не вовсе не переживаю)


Должен, это в наши года нас обучали, сейчас нет. Программа трудная, проходит быстро, так что пока лето отдавайте репетитору, сами занимайтесь, чтобы легче вашему ребёнку было.

"А в садике в подготовительных группах запрещают учить" что за бред вы написали

Ели хотите попасть в хорошую школу то обязанный и читать и писать.

Doongion, а что у нас теперь перед 1 классом тестирование проходят? Откуда руководство школы, во время приема доков на зачисление, узнает умеет ли ребенок читать и писать? Абсолютно не критерий. Желательно, конечно, ребенку проще будет.

NV28, да как бы так то в нормальных школах проходят, есои хотите чтобы определили в нормальный класс, даже мы проходили тест.

zalaramila, как бы это законом запрещено. Мой ребенок умел и читать и считать, но никакой тест мы не проходили. Это противозаконно. Поступали в 2016 в 17 школу. Если вы зачислялись в 1 класс до 2012, тогда быть может, действовал другой закон.

NV28, а что здесь плохого , если сразу выявить что умеет а что нет, у нас племянник в 4 классе ел ел читает по слогам, мама его вот так же как некоторые здесь уверяла что не надо, а теперь самый отстающий в классе.

zalaramila, ничего плохого, пусть зачисляют в 1 класс и после 1 сентября тестируют сколько душе угодно. Распределять первоклассников в классы по уровню знаний запрещено законом. Что получается, один класс наберут из читающих и считающих, а в другой соберут всех неучей?

zalaramila, на минуточку, я не пишу, что ребенок не должен читать до школы, подготовка только на пользу и ему и родителям, но проверять это для зачисления в школу/класс никто не имеет права.

NV28, А разве не всегда так было? Иначе получиться что детям которые ещё с садика умеют читать/писать целый год будут учить буковкам которые они и так знают, а всё из-за того что у других детей родители клали болт на образование.

Doongion, нет, конечно, программа единая для всех первых классов. И да, целых пол года будут учить буковки даже те, кто их уже знает. Может еще индивидуальный подход к каждому ученику по уровню знаний? Если все знает, сдает тесты/зачеты и вперед во 2й класс экстерном.

NV28, нет нет я вас поняла.

Таким образом, выбрать определенную учебную программу родитель может лишь косвенно — заранее узнав, в какой школе обучают по учебникам понравившегося УМК, и, при возможности, записав туда своего ребенка. Некоторые школы, в которых в параллельных классах обучение идет по разным УМК, проводят тестирование детей для определения более подходящей для них программы.

Почему важно готовить ребенка к школе и как правильно это делать, рассказывает нейропсихолог, образовательный коуч и многодетная мама Анна Высоцкая.

61ac09b0-5ac6-42b5-abab-50292b60f66d

Сегодня до школы дети проходят разные пути развития

Не все родители с энтузиазмом воспринимают идею о том, что современному ребенку желательно еще до школы научиться читать, считать и, возможно, даже писать, ведь раньше ничего такого не требовалось. Официально иметь эти навыки к первому классу не требуется и сейчас, но практика показывает, что без них ребенку в школе будет довольно трудно.

Раньше все дошкольники находились примерно в равных условиях: большинство посещало детские сады, где дети играли и занимались ручным творчеством, а непосредственно перед школой их немного готовили к школьной жизни, в первую очередь, психологически. В итоге в школу дети шли почти с одинаковым уровнем знаний. Всегда находились ученики, опережающие сверстников по навыкам чтения, например, но это были скорее единичные случаи.

Сейчас в дошкольном периоде дети проходят совершенно разные пути развития. Кто-то путешествует по миру и говорит на трех языках. Кто-то воспитывается в семье и не посещает никаких учреждений до школы. Кого-то, напротив, водят по бесконечным занятиям. А кто-то ходит в детский сад.

Детские сады также отличаются друг от друга по программам развития. Во многих частных садах, например, не уделяется должного внимания сюжетно-ролевой игре, зато дети крайне нагружены интеллектуально. Где-то ситуация прямо противоположная.

Первая проблема, которую я вижу сегодня, — огромное количество моторных трудностей (простым языком, дети не только не готовы осваивать навык письма, но и просто удерживать статичную позу за столом). Второй блок проблем: речевые трудности, а третий — незрелость социальных навыков и произвольной регуляции своей деятельности.

В силу дисгармоний в развитии современных детей так велик сейчас спрос родителей на школы с индивидуальным подходом, фактически — на разнообразные коррекционные маршруты.

Одни первоклассники не знают букв, а другие — читают тексты

Итак, на входе в школу мы имеем разных по уровню развития семилеток: одни, условно, не знают даже букв, а другие уже бегло читают художественные тексты. Такой класс сложно обучать в едином темпе, и страдают, как правило, дети, которые знают меньше — им приходится быстро догонять. Плюс программа первого класса довольно насыщенная и сжатая, у детей много самостоятельной работы и почти нет времени на закрепление базовых навыков.

Вместо прописей — карандаши и пластилин

В первую очередь, важно подготовить руку ребенка к письму. Для этого нужно регулярно развивать мышцы кисти, давать им нагрузку. Дошкольник должен уметь работать руками — мастерить, лепить, рисовать, вырезать.

6cac9a36-d9b7-42e9-9f1a-0e1596fda169

Задача — заложить фундамент, который потом поможет ребенку в школе, когда он сядет за прописи. Его рука и мозг будут готовы к этим занятиям, они не вызовут у него ужаса и отторжения.

Если же не заниматься развитием руки и графомоторики, то с началом обучения у ребенка, скорее всего, будет падать мотивация, он будет чувствовать напряжение и отказываться выполнять задания. Он будет сравнивать себя с одноклассниками, получать негативное подкрепление от учителя и расстраиваться.

О наличии проблем станет понятно только в ходе обучения

Мы, конечно, можем рассчитывать на то, что нечитающий семилетний ребенок пойдет в школу, откроет азбуку и легко научится читать. Так вполне может быть, если он полностью здоров и развит, но его по какой-то причине просто не учили читать.

К сожалению, практика показывает, что все не так просто: есть много детей со специфическими трудностями чтения, которые не видны до начала обучения. Причины их различны: от дефицита развития тех или иных высших психических функций до незрелой саморегуляции, когда ребенку элементарно не под силу удерживать внимание на строке.

Опять же, если ребенок до 7 лет не проявлял интереса к чтению, а при попытках что-то ему показать или рассказать — сопротивлялся, то это тоже звоночек для родителей.

Мы живем в насыщенном информационном поле: буквы, слова и тексты у нас повсюду и пройти мимо них у ребенка никак не получится. Но если в 6-7 лет интереса к этой теме нет, то, скорее всего, мозг ребенка подобную информацию не умеет должным образом обрабатывать. И тут надо разбираться в причинах.

Самое главное — вы не узнаете об этих проблемах, пока не начнете учить ребенка читать. Именно поэтому важно играть с буквами и словами за некоторое время до школы: чтобы понять, насколько ребенок в принципе берет этот материал. Тогда при возникновении сложностей у вас будет в запасе время на их решение. В первом классе ресурсы ребенка будут брошены на адаптацию к школе, и решать коррекционные задачи станет сложнее.

Чем лучше ребенок читает, тем проще ему учиться

Но даже если у вас совершенно обычный, хорошо обучаемый ребенок, то все равно я рекомендую идти в школу, уже умея читать. Потому что практически весь материал сейчас дается в текстовом виде. Ребенок должен уметь прочитать задание, понять его и выполнить. Уже в конце первого класса дети пишут итоговые работы, где проверяется уровень смыслового чтения.

Многие будущие школьники не владеют базовыми математическими представлениями

Мне не нравится, когда пятилетку сажают за парту, выдают ему лист с примерами и заставляют их решать. Такое обучение ни к чему хорошему не приведет, особенно если сам ребенок от него не в восторге. Но важно дать дошкольнику базовые математические понятия, некий фундамент, на котором базируется математика. Раньше в садах давали этот минимум. Сейчас я вижу, что у многих детей эти элементарные математические представления не отработаны.

Давайте для начала опишу, что я сама как нейропсихолог смотрю у детей и о каких таких математических представлениях нужно говорить до школы. И если не решать примеры в пособиях, то — чем заниматься?

Ориентация в пространстве. Почему это важно? Математика есть оперирование идеальными объектами в мысленном поле. Операции с числами — это перемещение чисел во внутреннем пространстве или путешествие по числовой оси, причем передвигаться мы можем по ней как вперед, так и назад. Или влево, или вправо. Ребята, которые плохо ориентируются в направлениях, как правило, и в вычислениях постоянно путают сложение и вычитание, разряды чисел.

Умение представлять, визуализировать сюжет в виде схематичного взаимодействия объектов, освобождая его от деталей и красок, — основа работы с алгоритмами решения задач.

Читайте также: