Объясните почему епифаний премудрый решил написать житие сергия радонежского 8 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сергий Радонежский относится к святым вождям земли Русской, по словам историка В.О. Ключевского, имя его "блестит ярким созвездием в XIV веке, делая его зарей политического и нравственного возрождения русской земли. Сергий своею жизнью, самой возможностью такой жизни, дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем не все еще добро погасло и замерло. Он открыл им глаза на самих себя". "Примером своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее".

В.О. Ключевский говорит о преклонении перед личностью Сергия в течение пяти веков 1 и характеризует помыслы и чувства паломников, возвращающихся из Сергиевой Лавры во все концы Русской земли. "Еще при жизни Преподобного многое множество приходило к нему из различных стран и городов, в числе приходящих были и иноки, и князья, и вельможи, и простые люди, “на селе живущие”". К нему приходили со своими думами, чувствами, в трудные переломы народной жизни государственные деятели и простые люди в печальные или радостные минуты своей жизни. "И этот приток не изменялся в течение веков, несмотря на неоднократные и глубокие перемены в строе и настроении русского общества: старые понятия иссякали, новые пробивались или наплывали, а чувства и верования, которые влекли сюда людей со всех концов русской земли бьют до сих пор тем же свежим ключом, как били в XIV веке". Эти чувства представляют собой выражение нравственной жизни народа. С образом Сергия они срастаются; они — его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них — оно завянет, как скошенная трава. "Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великим строителем нашего нравственного порядка". Нравственное влияние его велико, в душу народа запали светлые и сильные впечатления, произведенные Сергием. Великий русский подвижник восхищал и удивлял иностранцев. Царьградский епископ, приехав в Москву, восклицал: "Како может в сих странах таков светильник явиться?"

Русские люди XIV века признали такое проявление духовного влияния Сергия чудесным творческим актом. Оно "пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным, нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа" 2 .

"Политическая крепость" прочна только тогда, когда держится на силе нравственной — это самый драгоценный вклад преподобного Сергия в живую душу народа, его нравственное самосознание. Это современно и в наши дни.

Нравственный подвиг и нравственные уроки Сергия Радонежского

"Житие Сергия Радонежского" было написано на рубеже XIV–XV веков талантливым писателем Епифанием Премудрым.

Епифаний стремился показать величие и красоту нравственного идеала человека, служащего прежде всего общему делу — делу укрепления Русского государства. Он родился в Ростове в первой половине XIV века, в 1379 году стал монахом одного из ростовских монастырей. Много путешествовал, побывал в Ерусалиме и на Афоне. Прекрасно знал греческий и другие языки. За свою начитанность и литературное умение Епифаний был прозван "Премудрым". Он отлично знал произведения современной ему и древней литературы, в составленные им жития обильно включены самые разнообразные сведения: географические названия, имена богословов, исторических лиц, ученых, писателей.

"Житие Сергия Радонежского" носит повествовательный характер, оно насыщено богатым фактическим материалом. Целый ряд эпизодов отличает своеобразный лирический оттенок (например, рассказ о детстве Сергия). В этом произведении Епифаний выступает мастером сюжетного повествования.

В "Житии" предстает идеальный герой древней литературы, "светоч", "божий сосуд", подвижник, человек, выражающий национальное самосознание русского народа. Произведение построено в соответствии со спецификой жанра жития. С одной стороны, Сергий Радонежский — это историческое лицо, создатель Троице-Сергиева монастыря, наделенный достоверными, реальными чертами, а с другой стороны, — это художественный образ, созданный традиционными художественными средствами житийного жанра.

Житие открывается авторским вступлением: Епифаний благодарит Бога, который даровал святого старца преподобного Сергия русской земле. Автор сожалеет, что никто не написал еще о старце "пречудном и предобром", и с Божьей помощью обращается к написанию "Жития". Называя жизнь Сергия "тихим, дивным и добродетельным" житием, сам он воодушевляется и одержим желанием писать, ссылаясь на слова Василия Великого: "Будь последователем праведных и их житие и деяния запечатлей в сердце своем" 3 .

Центральная часть "Жития" повествует о деяниях Сергия и о божественном предназначении ребенка, о чуде, произошедшем до рождения его: когда его мать пришла в церковь, он трижды прокричал в ее утробе. Мать же носила его "как сокровище, как драгоценный камень, как чудный бисер, как сосуд избранный".

Силой божественного промысла Сергию суждено стать служителем Святой Троицы. От божественного откровения он овладел грамотой, после смерти родителей отправился в места пустынные и вместе с братом Стефаном "начал лес валить, на плечах бревна носить, келью построили и заложили церковь небольшую". Уделом отшельника стал "труд пустынный", "жилье скорбное, суровое", полное лишений: ни яств, ни питья, ни прочих припасов. "Не было вокруг пустыни той ни сел, ни дворов, ни людей, ни проезжих дорог, не было там ни прохожего, ни посещающего, но со всех сторон все лес да пустыня" 4 .

Увидев это, огорчился Стефан и оставил пустыню и брата своего "пустыннолюбца и пустыннослужителя". В 23 года Варфоломей (так называли его в миру), приняв иноческий образ, был наречен в память о святых мучениках Сергии и Вакхе — Сергием.

Далее автор повествует о его делах и подвижническом труде и задает вопрос: кто может рассказать о трудах его, о подвигах его, что претерпел он один в пустыне? Невозможно рассказать, какого труда духовного, каких забот стоило ему начало всего, когда жил он столько лет в лесу пустынником, несмотря на козни демонов, угрозы зверей, "ибо много тогда было зверей в пустынном лесу том".

Он учил пришедших к нему монахов, желающих жить рядом с ним: "если служить Богу пришли, приготовьтесь терпеть скорби, беды, печали, всякую нужду и недостатки и бескорыстие и бдение" 5 .

Епифаний пишет, что многие трудности претерпел преподобный, великие подвиги постнического жития творил; добродетелями его были: бдение, сухоядение, на земле возлежание, чистота душевная и телесная, труд, бедность одежды. Даже став игуменом, он не изменил своим правилам: "если кто хочет быть старейшим, да будет всех меньше и всем слуга!"

Он мог пребывать по три-четыре дня без пищи и есть гнилой хлеб. Чтобы заработать еду, брал в руки топор и плотничал, тесал доски с утра до вечера, изготовлял столбы.

Непритязателен был Сергий и в одежде. Одежды новой никогда не надевал, "то, что из волос и шерсти овечьей спрядено и соткано, носил". И кто не видел и не знал его, тот не подумал бы, что это игумен Сергий, а принял бы его за одного из чернецов, нищего и убогого, за работника, всякую работу делающего. Так воспринял его и пришедший в монастырь поселянин, не поверив, что перед ним сам игумен, настолько он был прост и невзрачен на вид. В сознании простолюдина преподобный Сергий был пророком, а на нем ни одежды красивой, ни отроков, ни слуг поспешных вокруг, ни рабов, служащих ему и честь воздающих. Все рваное, все нищее, все сирое. "Я думаю, что это не тот", — воскликнул крестьянин. Сергий же проявил чистоту душевную, любовь к ближнему: "О ком печалишься и кого ищешь, сейчас Бог даст тебе того".

Великий князь Дмитрий Донской кланяется Сергию до земли, принимая благословение преподобного на битву с Мамаевой ордой. Сергий произносит: "Подобает тебе, господин, заботиться о врученном от Бога христоименитом стаде. Иди против безбожных, и, так как Бог помогать тебе будет, победишь и в здравии в свое отечество с великими похвалами возвратишься".

И когда заколебался князь Дмитрий перед боем, увидев великое войско Мамаево, от святого пришел скороход с посланием: "“Без всякого сомнения, господин, с дерзновением иди против свирепства их, не ужасайся, всяко тебе поможет Бог”. И тотчас князь великий Дмитрий и все воинство его от этого большую храбрость восприняло и выступило против поганых. И сразились, и многие тела пали, и Бог помог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были поганые татары. " 5 .

Скромность, душевная чистота, бескорыстие — нравственные черты, присущие преподобному Сергию. Он отказался от архиерейского чина, считая себя недостойным: "Кто я такой — грешный и худший из всех человек?" И был непреклонен.

Автор подчеркивает "светлость и святость", величие Сергия, описывая его кончину. "Хоть и не хотел святой при жизни славы, но крепкая сила Божия его прославила, перед ним летали ангелы, когда он преставился, провожая его к небесам, двери открывая ему райские и в желанное блаженство вводя, в покои праведные, где свет ангельский и Всесвятской Троицы озарение принял, как подобает постнику. Таково было течение жизни святого, таково дарование, таково чудотворение — и не только при жизни, но и при смерти. " 6 .

Так Сергий Радонежский "просиял" добродетелями жития и мудростью. Такие люди, как Сергий, из исторических лиц превращаются в сознании поколений в идеал, они становятся вечными спутниками, и "целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почитать их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. Таково имя Преподобного Сергия: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания" 7 .

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Прочитайте статью В.О. Ключевского "Год Сергия" и постарайтесь осмыслить: почему Сергий является "светочем", гордостью народа русского, и почему выражает его чувства и верования? Как с образом Сергия связаны нравственные чувства народа?
  2. Каковы истоки нравственности Сергия? Вспомните очерк Б. Зайцева о Сергии Радонежском.
  3. Чем восхищает и удивляет личность Сергия?
  4. Прочитайте житие, написанное Епифанием Премудрым. Что вам известно об авторе?
  5. Как построено произведение, учтена ли в нем каноническая традиция житийной литературы?
  6. Почему Епифаний Премудрый в своем произведении обращается к описанию жизни Сергия Радонежского?
  7. Какие чувства автора выражены в житии?
  8. Перескажите текст, повествующий о жизни Сергия (от рождения до кончины святого).
  9. Что говорится о родителях Сергия?
  10. Какое чудо случилось до рождения преподобного во время церковной службы и как это свидетельствует об особом предназначении Сергия?
  11. Расскажите об учении Сергия. О каком эпизоде, повлиявшем на успешное овладение преподобным грамотой, рассказывает автор?
  12. Какую жизнь вел Сергий в юности?
  13. Как сложилась жизнь преподобного после смерти его родителей?
  14. Расскажите о жизни и трудах Сергия в пустыне.
  15. Перечислите добродетели святого.
  16. В каких условиях Сергий и братия строили Сергиевский монастырь?
  17. Расскажите о подвижническом труде Сергия, оцените его нравственные качества.
  18. Как проявляется святость Сергия: внешний вид, одежда, занятия, труд, отношения с братией?
  19. Как в разных ситуациях, описанных Епифанием, раскрывается духовное богатство Сергия, его нравственные качества (авторитетность и роль в решении народных судеб: встреча с простолюдином и князем Дмитрием Донским перед Мамаевым побоищем, отказ от архиерейства и др.)?
  20. Что пишет автор о кончине Сергия, о его значении для развития самосознания народа?
  21. Какие чудеса происходят после смерти Сергия?
  22. Почему, по словам В.О. Ключевского, такие люди, как Сергий, превращаются в сознании поколений в идеал?

Епифаний Премудрый был учеником Сергия Радонежского, он был лично знаком с ним и составил житие своего учителя в 1406-1419 гг. через 26 лет после смерти Сергия. "Житие Сергия Радонежского" является одним из лучших памятников древнерусской литературы.

Вопрос можно трактовать двояко. Либо это просто вопрос почему Епифаний решил написать Житие, либо Почему именно Епифаний написал "Житие Сергия Радонежского".

Прежде всего отметим,что роль личности Сергия Радонежского в русской истории вообще и в истории русской церкви необычайно велика. Наверное второй такой личности в истории просто нет. Поэтому его Житие обязательно должно было быть написано, как назидательное произведение, чтобы передать всю святость этого человека.

Написал это житие монах Епифаний, которого прозывали Премудрый. Это был очень образованный человек для своего времени и самое главное, человек, который лично знал Сергия Радонежского и имел возможность судить о поступках и деяниях святого на основании личных наблюдений. Епифаний кроме того был учеником Сергия Радонежского и кому как не ему было написать Житие своего учителя.

Епифаний сам в предисловии к Житию ответил на этот вопрос: "и памяти ради, и ползы ради". Будучи иноком Троицкой обители, он всю свою жизнь посвятил изучению богословской литературы, был знаком с такими великими современниками как Феофан Грек и митрополит Киприан.

С Сергием Радонежским его связывали теплые отношения ученика, внимающего поучениям учителя.

Поскольку Епифаний чувствовал в себе призвание к "плетению словес" (до обсуждаемого Жития им было написано Житие еще одного праведника - Стефана Пермского) и понимая, что ему посчастливилось быть близко знакомым с одним из самых великих сынов земли русской - Сергием Радонежским, он, конечно не мог побороть в себе желание поведать потомках о его благочестивой жизни. Тем более, что, согласно традициям, гланая функция любого Жития - дидактическая (поучительная).

В рассказе Абрамова "О чем плачут лошади" герой-рассказчик действительно обманул лошадей, не одну только Рыжуху, с которой он разговаривал, а всех лошадей на лугу, которые внимательно прислушивались к разговору.

Обманул герой просто промолчав в ответ на прямой и простой вопрос - как жилось лошадям в прошлом? Герой не стал отвечать, он предпочел сделать вид, что все это глупости, о которых не стоит и думать.

А вот вопрос почему он так поступил сложнее. Мне кажется, что герой стыдился того, что люди сотворили с лошадьми. Он прекрасно видел, что это неправильно, он помнил лучшие времена, но стыдился того, что имел полное право назвать предательством. Герой мне кажется не очень сильным человеком, он не находит сил взглянуть в лицо правде, а наказанием ему за ложь стала лошадиная тоска и муки совести.

У этого удивительного писателя около 20 романов и каждый из них невероятно увлекаемый и интересный, от его книг невозможно оторваться! Но по моему мнению лучше из его творений это Империя ангелов. Именно это произведение вызвало у меня большое количество размышлений.

Несмотря на забавное, с современной точки зрения, название, поэма это грустная. В ней рассказывается о тяжелой судьбе простой русской женщины-крестьянки, о тех испытаниях, которые выпадают на ее долю, о том, что избавить ее от жизненных мук может только смерть. И при этом смерть женщины означает практически наверняка и смерть ее детей.

Судьбы русского крестьянства Некрасов знал не по наслышке, ведь сам он был сыном не слишком богатого помещика, близко общался с крестьянскими детьми, переживал все их радости и горести. И радости эти, как и описано в поэму, были очень редкими и непродолжительными, а вот беды и несчастья сопровождали крестьян всю жизнь. И их личные качества - сила, красота, воля - никак не могли им помочь в преодолении этих несчастий.

Сама поэма была написана в 1863 году (опубликована впервые - в 1864), и посвятил ее поэт своей сестре Анне.

Может они не классики вовсе. Просто дотянули их до этого звания с простой логикой, что в каждом времени должны быть свои классики. Но называться-одно, а соответствовать-это другое.

Потому что классик в моем понимании-это создатель произведения для всех времен и народов.

Сколько лет люди ставят спектакли по А. П. Чехову, Шекспиру, снимают кино снова и снова по классическим произведениям Л. Н. Толстого, читают, знают стихи великих поэтов.

Вот они классики, потому что независимо от времени, написанное ими волнует людей. Они учат, открывают истины, делают человека мудрее, помогают понять жизнь и т.д.

После такой глубины, трудно воспринимать так называемого современного классика. Тем более, если есть с чем сравнивать, стоит только открыть книгу настоящего классика.

Вопрос по литературе:

Житие Сергия Радонежского (отдельные главы)
1) Каким вы представояете себе автора " Жития Сергия Радонежского"? Почему Епифаний был назван Премудрым?
2) Объясните, почему Епифаний Премудрый решил написать "Житие Сергия Радонежского"?
3) "Житие Сергия Радонежского", как и вообще жития в литературе Древней Руси, проповедует добро, милосердие, сострадание.

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 05.06.2015 20:44
  • Литература
  • remove_red_eye 6219
  • thumb_up 30
Ответы и объяснения 1
Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

"Почему Епифаний Премудрый решил написать "Житие Сергия Радонежского" ?


Епифаний Премудрый был учеником Сергия Радонежского, и составил житие своего учителя 1406 - 1419гг.

Через 26 лет после смерти Сергия.

"Житие Сергия Радонежского" является одним из лучших памятников древнерусской литературы.


Объясните, почему Елифаней Премудрый решил написать Житие Сергия Радонежского?

Объясните, почему Елифаней Премудрый решил написать Житие Сергия Радонежского.


В каком году написано житие Сергия Радонежского?

В каком году написано житие Сергия Радонежского.


Почему епифаний назван премудрым?

Почему епифаний назван премудрым?


ЧЕМ ЗНАМЕНАТЕЛЬНА ЖИЗНЬ СЕРГЕЯ РАДОНЕЖСКОГО?

ЧЕМ ЗНАМЕНАТЕЛЬНА ЖИЗНЬ СЕРГЕЯ РАДОНЕЖСКОГО!

ИНФОРМАЦИЯ О СЕРГЕЕ РАДОНЕЖСКОГО!

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ЖИТИЕ!


Кто написал житие Сергия радонежского?

Кто написал житие Сергия радонежского?


Из жития сергия радонежского написанного Епифанием Премудрым , мы узнаем что?

Из жития сергия радонежского написанного Епифанием Премудрым , мы узнаем что.

А)сергий радонежский прославился исключительно мирынм подвигами б)преподобный сергий , бывший духовником Дмитря Донского, сыграл немалую роль в подготовке к Куликовской войене в)в дестве Сергия звали Варфоломеем.

Г)Сергий воевал вместе с дмитрием донским.


СОЧИНЕНИЕ отзыв на рассказ "Житие Сергия Радонежского"?

СОЧИНЕНИЕ отзыв на рассказ "Житие Сергия Радонежского".


План по рассказу житие сергия радонежского?

План по рассказу житие сергия радонежского.


Помогите составить план жития о сргии радонежском название жития житие сергия радонежского?

Помогите составить план жития о сргии радонежском название жития житие сергия радонежского.


Сопоставление жития Аввакумы и Сергия Радонежского?

Сопоставление жития Аввакумы и Сергия Радонежского.

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос "Почему Епифаний Премудрый решил написать "Житие Сергия Радонежского" ?, относящийся к категории Литература. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 5 - 9 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.


Рассказ Лескова "Левша" заставляет задуматься. В своём произведении автор поднимает проблемы, присущие и нашему времени. Главная проблема - это проблема патриотизма. Глава государства, который должен поддерживать свою страну и всячески способствов..


В рассказе говорится о том, как мать Катерина Петровна отправила своей дочери Насте телеграмму с просьбой приехать. Дочь из - за работы не смогла вовремя приехать, а мама, которая тяжело болела не дождалась её. Она умерла. . Дочь приехала только н..


Милый друг! Ты юною душою Так чиста! Спи пока! Душа моя с тобою, Красота! Ты проснешься, будет ночь и вьюга Холодна. Ты тогда с душой надежной друга Не одна. Пусть вокруг зима и ветер воет, — Я с тобой! Друг тебя от зимних бурь укроет Всей душ..


1)кто рассказывает(описание) 2)подвиг на льду 3)подвиг против немцов 4)подвиг против орды 5)смерть святого Вроде так.


Портрет князя. Обращение Александра к Господу с просьбой о помощи в борьбе с врагами Земли Русской. Чудное видение. Битвы с немцами и со шведами и ос­вобождение русских городов. Ледовое побоище на Чудском озере. Смерть Александра Невского и по­с..


В некоем селе Ламанчском жил - был один идальго, чьё имущество заключалось в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче да борзой собаке. Фамилия его была не то Кехана, не то Кесада, точно неизвестно, да и неважно. Лет ему было около пятидесяти, те..


Отличные. Он с родителями хорошо ладит но с братьями он хорошо а они не очень. Братья его относились к нему плохо считали себя лучше. А он к ним со всей душой. Он был очень добрый, храбрый, не чего не боялся.


Я не смогу ответить ты не вставил фотку((.


Нет, так как он поменял коня, но сам он не умер.


Наука - Система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. Искусство - Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: