Объясните на каком основании и кант сделал вывод о непознаваемости мира кратко

Обновлено: 07.07.2024

Может тут у людей спросите ( тем более проэкт называется Ответы) их мнение а не мнение у давно умершего человека?

Если есть вопрос в д/з "на каком основании И. Кант сделал вывод о принципиальной непознаваемости мира?", значит на него должен быть ответ!)

В отличии от философов утверждающих, что проблема познания лежит в области недостатка информации, Кант утверждал, что проблема познания в природных ограничениях ума.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

1. Кант, пытаясь преодолеть недостатки эмпиризма и рационализма, выделяет три способа познания: чувственность, рассудок, разум. Он признает, что хотя наше познание начинается с опыта, мы обладаем априорным (доопытным) знанием.

2. Всё существующее, т.е. то, что мы пытаемся познать, делится на два вида: явления и вещи в себе.

3. Рассматривая чувственность (данные опыта), Кант обнаруживает априорные формы, позволяющие упорядочивать явления. Это пространство и время. Здесь Канта можно назвать субъективным идеалистом.

4. Рассматривая рассудок, Кант обнаруживает в нем также чистые априорные формы, т.е. категории, позволяющие упорядочивать явления, т.е. данные опыта. Рассудок – это способность судить, связывать понятия. Кант выделил следующие категории: качества, количества, отношения, модальность. Они все заключены в рассудке как чистые формы и через них мы воспринимаем мир.

5. Кант приходит к выводу, что и в чувственности и в рассудке мы имеем дело только с явлениями, но не с вещами в себе. Разум выходит за пределы опыта, он направлен на постижение вещей в себе (душа, Бог, вселенная). Кант утверждает, что когда разум пытается постичь вещи в себе, он впадает в противоречия, например, рассуждая о Вселенной в целом, мы сталкиваемся с антиномиями. В философии Канта появляется понятие антиномии, обозначающее два положения одинаково истинные и недоказуемые, которые противоречат друг другу. Натолкнувшись на антиномии, разум не может постичь вещь в себе. Кант делает выводы о непознаваемости вещей в себе. Эту позицию мы можем назвать агностицизмом.

6. Выводы: а) В учении об антиномиях как о противоречиях познания Кант приходит к диалектическим идеям. (В этом его значение для философии как родоначальника классической немецкой философии - философии диалектической). б). Вывод Канта агностичен (агностицизм – учение о непознаваемости мира), так как для него с одной стороны мы посредством априорного знания конструируем мир, а с другой стороны, между явлениями и вещью в себе - пропасть и поэтому, вещи в себе непознаваемы.

Учение о нравственности.

Кант полагает, что в чистом разуме нет свободы, он ограничен априорными формами. Тогда Кант переходит к исследованию практического разума. В отличие от чистого разума – практический разум сам может устанавливать законы человеческого поведения. В учении о нравственности (этике) Кант развивает представление об активности практического разума, который создает нравственные законы. Основанием этих законов является наличие у человека души и, соответственно, свободной воли. Законы практического разума Кант называет императивами – повелениями. Он выделяет два вида императивов:

- Гипотетические, определяющие законы поведения в соответствии с этикой разумного эгоизма, когда люди поступают, преследуя какие-либо собственные цели, но без ущерба другим людям.

- Категорические, определяющие законы истинной нравственности, которая регулируется долгом и контролируется совестью.

Увидев категорические императивы, прежде всего, в библейских заповедях, Кант дал им следующие определения:

Теория прогресса по Канту. Кант считал, что исторический процесс бесконечен. Его причиной являются противоречивые отношения между людьми -антагонизмы, которые заставляют людей нравственно совершенствоваться и совершенствовать общество.

Вывод: Кант заложил основы диалектики, поставил проблемы перед теорией познания, создал новую концепцию нравственности.

1. Кант, пытаясь преодолеть недостатки эмпиризма и рационализма, выделяет три способа познания: чувственность, рассудок, разум. Он признает, что хотя наше познание начинается с опыта, мы обладаем априорным (доопытным) знанием.

2. Всё существующее, т.е. то, что мы пытаемся познать, делится на два вида: явления и вещи в себе.

3. Рассматривая чувственность (данные опыта), Кант обнаруживает априорные формы, позволяющие упорядочивать явления. Это пространство и время. Здесь Канта можно назвать субъективным идеалистом.




4. Рассматривая рассудок, Кант обнаруживает в нем также чистые априорные формы, т.е. категории, позволяющие упорядочивать явления, т.е. данные опыта. Рассудок – это способность судить, связывать понятия. Кант выделил следующие категории: качества, количества, отношения, модальность. Они все заключены в рассудке как чистые формы и через них мы воспринимаем мир.

5. Кант приходит к выводу, что и в чувственности и в рассудке мы имеем дело только с явлениями, но не с вещами в себе. Разум выходит за пределы опыта, он направлен на постижение вещей в себе (душа, Бог, вселенная). Кант утверждает, что когда разум пытается постичь вещи в себе, он впадает в противоречия, например, рассуждая о Вселенной в целом, мы сталкиваемся с антиномиями. В философии Канта появляется понятие антиномии, обозначающее два положения одинаково истинные и недоказуемые, которые противоречат друг другу. Натолкнувшись на антиномии, разум не может постичь вещь в себе. Кант делает выводы о непознаваемости вещей в себе. Эту позицию мы можем назвать агностицизмом.

6. Выводы: а) В учении об антиномиях как о противоречиях познания Кант приходит к диалектическим идеям. (В этом его значение для философии как родоначальника классической немецкой философии - философии диалектической). б). Вывод Канта агностичен (агностицизм – учение о непознаваемости мира), так как для него с одной стороны мы посредством априорного знания конструируем мир, а с другой стороны, между явлениями и вещью в себе - пропасть и поэтому, вещи в себе непознаваемы.

Учение о нравственности.

Кант полагает, что в чистом разуме нет свободы, он ограничен априорными формами. Тогда Кант переходит к исследованию практического разума. В отличие от чистого разума – практический разум сам может устанавливать законы человеческого поведения. В учении о нравственности (этике) Кант развивает представление об активности практического разума, который создает нравственные законы. Основанием этих законов является наличие у человека души и, соответственно, свободной воли. Законы практического разума Кант называет императивами – повелениями. Он выделяет два вида императивов:

- Гипотетические, определяющие законы поведения в соответствии с этикой разумного эгоизма, когда люди поступают, преследуя какие-либо собственные цели, но без ущерба другим людям.

- Категорические, определяющие законы истинной нравственности, которая регулируется долгом и контролируется совестью.

Увидев категорические императивы, прежде всего, в библейских заповедях, Кант дал им следующие определения:

Теория прогресса по Канту. Кант считал, что исторический процесс бесконечен. Его причиной являются противоречивые отношения между людьми -антагонизмы, которые заставляют людей нравственно совершенствоваться и совершенствовать общество.

Вывод: Кант заложил основы диалектики, поставил проблемы перед теорией познания, создал новую концепцию нравственности.

Содержание
Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.doc

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Новосибирский государственный университет Экономики и Управления - “НИНХ” Бизнес-Колледж.

По дисциплине: философия

На тему: “Иммануил Кант. Теория о непознаваемости мира”

Выполнил: студент курса группы

Проверила: Романова Е.Д.

1. Краткая биография И.Канта 4

Список использованной литературы 16

Что же такое трансцендентальный идеализм? Идеализм – это в целом понятно. Но что имеется в виду под "трансцендентальным"? Понятие трансцендентального (не просто трансцендентного, т. е. запредельного) в философии Канта выражает все то, что относится к априорным условиям нашего опыта, к формальным (идеальным и чистым) предпосылкам познания. Трансцендентальное делает возможным, организует и направляет сам познавательный процесс.

Основой всех Критик является учение Канта о "явлениях" и "вещах в себе", т. е. о вещах, как они существуют сами по себе. Вещь в себе непознаваема, хотя она и вызывает ощущения, воздействуя на наши органы чувств. Без вещи в себе познание было бы невозможно. Мы, тем не менее, познаем не вещи в себе, а как они нам являются, значит, только как явления .

Мы можем даже расширить и углубить наше познание мира, но все это – в рамках или пределах явлений. Вещи в себе, лежащие в основе этих явлений, остаются запредельными, недоступными нашему познанию, его самым напряженным усилиям и попыткам.

Сложно сказать, является ли тема данного реферата актуальной. Однако сама философия Канта – вне времени, все еще не устарела и, более того, легла в основу множества современных направлений. А учитывая ее сложность и недоступность неподготовленному человеку, подробное раскрытие данного вопроса вполне востребовано.

1.Краткая биография И.Канта

Иммануи́л Кант ( 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

К этому времени вызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:

1) что я могу знать? (метафизика);

2) что я должен делать? (мораль);

3) на что я смею надеяться? (религия);

наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек?

В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку вызывала удивление даже у пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Говорят, что когда он хотел иметь жену, он не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел…

Кант был похоронен рядом с южной стеной Кафедрального собора Кёнигсберга, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

I этап (1747—1755 годы) — Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью.

II этап (начинается с 1770 или с 1780-х гг.) — занимается вопросами гносеологии и в особенности процессом познания, размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

Вещь в себе – это внутренняя, недоступная для человеческого познания сущность вещи, человек способен познавать лишь явления, ибо он ограничен свойственными ему как априорными формами познания, так и определенными органами чувств. Это центральное понятие философии Канта, и через него он доказывает непознаваемость истинного, трансцендентного мира. По Канту, подлинным бытием обладают лишь вещи в себе, они являются простыми, неделимыми единствами. От мира вещей в себе Кант жестко отделяет мир явлений, в котором все непрерывно и все происходит в соответствии с законами, устанавливаемыми математической физикой.

"Вещи в себе" – это мир, взятый "изнутри", тогда как явления – это мир, воспринятый "извне". Вещь в себе – это и есть, собственно, монада (у Лейбница); только Кант не считает возможным познание сущности монады, поскольку, с его точки зрения, рассудочная конструкция, не опирающаяся на опыт, не есть познание.

При обычном различении явления от вещи самой по себе, различении, которое Кант называет эмпирическим, под вещью самой по себе подразумевали сущность, не данную нам в непосредственном чувственном восприятии, или причину того, что для непосредственного восприятия предстает как проявление, или следствие. И в самом деле, мы говорим, что причина, или сущность, звука состоит в колебании воздуха; что причину радуги составляют невидимые нами непосредственно капли дождя, освещенные солнцем под определенным углом, и т.д.

Понятая таким образом вещь в себе отличается от явления не принципиально: можно создать такой эксперимент, при котором становится видимой (иногда в буквальном смысле, но по большей части по аналогии) также и причина данного явления. Что же касается трансцендентального различения явления и вещи в себе, то тут вещь в себе отделена от явления непроходимой гранью. Если бы Кант, допускал возможность умозрительного познания, то он сказал бы, что вещь в себе доступна только чистому мышлению, без всякого обращения к созерцанию; вещь в себе – это нечто неделимое, а неделимое нельзя ни видеть, ни как-нибудь иначе чувственно воспринять, ибо оно доступно только мысли.

Не признавая никаких прав за чистым умозрением, Кант не согласен даже с тем определением вещи в себе, которое дал Лейбниц, назвав ее монадой (т.е. "единым"). По Канту, о вещи в себе мы ничего не знаем; сами категории единства и множества могут быть по праву применимы только к предметам, данным в созерцании, а потому вещи в себе мы не вправе приписать даже атрибут неделимости.

Поскольку Кант отверг реалистическое истолкование мира явлений, которое было одним из вариантов объяснения связи дискретных монад с непрерывностью пространственных явлений у Лейбница, то у него осталась только одна возможность: истолковать явления идеалистически (феноменалистски) как результат воздействия вещей самих по себе на человеческую чувственность, то есть как "феноменологическое пятно", предстающее нашему взору вместо "дискретных метафизических точек", существующих сами по себе. В "Критике чистого разума" Кант говорит не о "вещи в себе", а о "вещах в себе", хотя сам понимает, что таким образом дает повод к натурализации, к эмпирическому истолкованию "непознаваемого икса" .

Между "вещами в себе" и явлениями сохраняется отношение причины и следствия: в том и только в том смысле, в каком без причины не может быть следствия - без вещей в себе не может быть и явлений. Вот недвусмысленное разъяснение Канта по этому вопросу: ". Считая, как и следует, предметы чувств за простые явления, мы однако вместе с тем признаем, что в основе их лежит вещь сама по себе, хотя мы познаем не ее самое, а только ее явление, т.е. способ, каким это неизвестное нечто действует на наши чувства. Таким образом, рассудок, принимая явления, тем самым признает и существование вещей самих по себе; так что мы можем сказать, что представление таких сущностей, лежащих в основе явлений, т.е. чистых мысленных сущностей, не только допустимо, но и неизбежно".

В основе философских исследований Канта лежит проблема познания.

В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности. Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности — бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум.

Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.

Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА

Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.

Мир не имеет начала во времени и безграничен.

Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ

Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых. .

В мире нет ничего простого.

Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ

Существует не только причинность по

законам природы, но и свобода.

Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой

причинности по законам природы.

Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Есть Бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего.

Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего.

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума. Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:

• апостериорное знание; • априорное знание; • "вещь в себе".

Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или "все лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность.

Априорное знание — доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: "Все тела протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени", "Все тела имеют массу". Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначально истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине ХХ в. теория относительности поставила ее под сомнение.

"Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:

• внешний мир первоначально осуществляет воздействие ("аффицирование") на органы чувств человека;

• органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;

• человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира;

• целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;

• реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в себе" — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;

• человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира — "вещей в себе", но не их внутреннюю сущность.

Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

• собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия — антиномии;

• внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.

Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых "вещей в себе" — окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:

• формы чувственности; • формы рассудка; • формы разума.

Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувственности — пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в "системе координат" пространства и времени. (Примеры категорий — количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.

Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях. 6. Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе с греческого — высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.

Данными классами являются:

• количество; • качество; • отношение; • модальность.

(То есть все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью.)

• количества — единство, множество, цельность;

• качества — реальность, отрицание, ограничение;

• отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;

• модальность — возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.

Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру: первые две категории каждого из четырех классов — противоположные характеристики свойства класса, третьи — их синтез. Например, крайними противоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрицание (нереальность), их синтез -ограничение и т. д.

Согласно Канту с помощью категорий — предельно общих характеристик всего сущего — рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.

Наряду с "чистым разумом" — сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет "практический разум", под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении — "Критика практического разума".

Читайте также: