Обучение в детском саду можно отнести к профессиональному обучению
Обновлено: 02.07.2024
Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.
В этих учреждениях работают воспитатели — это педагоги, которые занимаются образовательной деятельностью с детьми до 7 лет. Воспитатели могут работать как в государственных, так и в частных образовательных дошкольных учреждениях.
В России действуют примерно 50 тысяч детских садов, стабильно возрастает количество дошкольников, соответственно потребность в специалистах ежегодно возрастает. Из этой статьи вы узнаете как получить диплом воспитателя, какое обучение требуется для работы и на что можно рассчитывать без специального образования.
Где пройти обучение на воспитателя
Если вы решили заниматься воспитанием детей дошкольного возраста после 9 класса, нужно поступать в колледж. Нередко детские сады отдают предпочтение кандидатам, имеющим среднее специальное образование, так как программа обучения такого уровня считается более проработанной. Также будущие специалисты проходят практику и лучше подготовлены к предстоящей работе.
Можно выбрать, например, следующие программы обучения:
- Дошкольное образование (44.02.01).
- Педагогика дополнительного образования (44.02.03).
- Специальное дошкольное образование (44.02.04).
Пойти в колледж можно и после 11 класса, отличие в том, что выпускники 9 класса пройдут обучение за 4 года, а выпускники 11 класса за 3 года.
Это связано с тем, что после 9 класса в программе обучения присутствует дополнительное время на изучение основных предметов: русского языка, математики и т. д.
Колледжи, где можно пройти соответствующее педагогическое обучение:
- Педагогический колледж № 10
- Истринский профессиональный колледж Государственного гуманитарно-технологического университета.
- Челябинский педагогический колледж № 2.
- Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга.
- Казанский педагогический колледж.
- Новосибирский педагогический колледж № 2 и другие.
Преимущество заключается в том, что в процессе обучения большее время уделяется методикам взаимодействия именно с детьми дошкольного возраста.
Чтобы иметь соответствующую квалификацию, можно ориентироваться в выборе направлений обучения на следующие программы:
- Дошкольное образование и логопедия.
- Дошкольная дефектология.
- Дошкольное образование и дополнительное образование.
- Психология и социальная педагогика и т. д.
Подходящие знания можно получить в следующих вузах:
- Севастопольский государственный университет.
- Санкт-Петербургский государственный университет.
- Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ).
- Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина.
- Сибирский государственный университет физической культуры и спорта и другие.
Если вы уже учились в вузе на педагога или на другую специальность, можно пройти курсы переподготовки и работать по выбранному направлению.
Какие предметы сдавать на воспитателя
Если ваш выбор — колледж или техникум для становления педагогом, в качестве экзаменов нужно сдавать русский язык и математику. Также рекомендуется дополнительно сдавать экзамены по биологии и обществознанию. Точнее информацию можно узнать в колледже, так как от направления обучения может зависеть список экзаменов.
Если планируется поступление в вуз, нужно сдавать ЕГЭ по математике, обществознанию и русскому языку. Дополнительные экзамены могут зависеть от вуза.
Источник фото freepik
Можно устроиться воспитателем без педагогического образования?
До 2020 года в Государственной думе обсуждалась идея об отмене профильного обучения для специалистов, обучающих дошкольников, если они имеют достаточный, успешный и эффективный опыт работы, и могут пройти аттестацию.
Решение было принято в связи с тем, что ощущается острый кадровый дефицит специалистов, способных работать с детьми дошкольного возраста. Новый законопроект позволяет устроить на работу людей, способных к воспитанию, но не имеющих должного образования.
Сейчас человек, не имеющий специального среднего или высшего образования, но прошедший аттестацию, может претендовать на работу в детском саду или ином дошкольном образовательном учреждении. Часто в этом случае воспитатель может работать в должности младшего специалиста.
По приказу Минздравсоцразвития №761н соискателям достаточно:
- закончить 11 классов;
- пройти подготовку в сфере образования и педагогики.
При этом стаж работы для такой должности не обязателен. Если специалист желает стать старшим воспитателем, нужно проработать в ДОУ 2–3 года.
Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования — документ, который включает основные положения и требования к навыкам и знаниям воспитателя. Документ является одним из основных, с помощью которых можно провести анализ эффективности работы специалиста.
С помощью профессионального стандарта педагога дошкольного образования устанавливается уровень квалификации, создаются инструкции к работе, а также формируются требования к кандидатам при устройстве на работу.
Особенность документа в том, что он часто пересматривается, ежегодно вносятся предложения, правки и другие корректировки. До принятия стандарта деятельность воспитателя регулировалась Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. Минус справочника в том, что он отражал только общие черты работы специалистов по работе с дошкольниками.
Так как дошкольное обучение — это важнейший этап в процессе социализации и становления личности ребенка, возникла необходимость в создании профессионального стандарта, где будут максимально учтены все потребности дошкольников и обязанности воспитателей ДОУ.
Курсы повышения квалификации для воспитателей
Повышение квалификации необходимо любому специалисту, который хочет строить свою карьеру и развиваться в профессии. Конкуренция среди педагогов высокая, поэтому для получения новых знаний и приобретения навыков для работы требуется соответствующая квалификация.
Повышение квалификации не должно восприниматься как формальный процесс, так как это возможность повышения своего уровня компетентности в сфере педагогики.
Педагоги должны в соответствии с ФГОС повышать квалификацию не реже 1 раза в 3 года.
Воспитатели, которые работают в ДОУ с детьми до 7 лет, должны соответствовать стандартам педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Поэтому для них требование о прохождении профессиональной переподготовке 1 раз в 3 года остается таким же.
Если у специалиста нет соответствующего образования, но он хочет работать воспитателем, требуется профессиональная переподготовка.
Источник фото freepik
Курсы переподготовки на воспитателя
Курсы переподготовки позволяют людям с другим образованием работать с детьми после дополнительного обучения. Также переподготовку могут пройти педагоги, психологи и другие специалисты, работающие в сфере человек-человек.
Получив диплом о профессиональной переподготовке, специалист может претендовать на место воспитателя, помощника воспитателя или старшего воспитателя.
Наибольшие шансы на получение должности воспитателя есть у тех, кто имеет педагогическое образование.
Обычно специалисты, не имеющие педагогического образования, посвящают дополнительным курсам профессиональной переподготовки более 500 академических часов. Если имеется педагогическое образование, срок обучения обычно сокращается в 2 раза.
Также пройти профессиональную переподготовку на воспитателя ДОУ можно и дистанционно. Это позволяет получать новые навыки из любого города, и самостоятельно составлять расписание для себя.
Длительность профессиональной переподготовки может составлять до 12 месяцев, но окончательный период обучения обговаривается с менеджером, зависит от программы дополнительного образования и пожеланий обучаемого.
Организация, где можно пройти профессиональную переподготовку, должна иметь лицензию на ведение образовательной деятельности. В этом случае кроме стандартных программ, которые соответствуют ФГОС, можно создать собственный план обучения в зависимости от дополнительных потребностей.
По окончании обучения выдается диплом установленного образца воспитателя ДОУ, который можно использовать при устройстве на работу в дошкольное образовательное учреждение.
Если специалист выбрал дистанционное обучение на воспитателя, документ можно получить по почте, если вы находитесь в другом городе, или не имеете возможности получить его лично. Также на электронную почту организация направляет электронную копию документа, которую можно предъявлять работодателю для подтверждения своей квалификации.
Специальное дошкольное образование: кем можно работать?
Прежде всего, следует разобраться, что это за профессия? Основное отличие от классического воспитателя – это возможность работать с детьми с особенностями здоровья. Выпускник с данным профилем образования занимается образованием и развитием дошкольников, имеющих разного рода нарушения, но также он может работать с детьми с сохранным развитием. Воспитатель организует мероприятия, способствующие укреплению здоровья детей, отвечает за методическое обеспечение воспитательного процесса.
Педагог проводит утреннюю зарядку, выводит воспитанников на прогулку и организует процесс приёма пищи, руководит творческой, коммуникативной и игровой активностью. Воспитатель специального дошкольного образования проводит с детьми обучающие занятия и анализирует их результаты. Он может участвовать в планировании и проведении праздничных мероприятий и утренников. Педагог следит за состоянием здоровья детей и своевременно сообщает врачу об изменении самочувствия своих подопечных, взаимодействует с родителями и законными представителями дошкольников.
Специальное дошкольное образование: где можно работать?
Особенности учебной программы
Организация специального дошкольного образования осуществляется педагогами, прошедшими обучение в лицензированных учебных заведениях. Среднее профессиональное образование по этому профилю предполагает освоение гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных предметов. Обучение заканчивается итоговой аттестацией и защитой диплома.
Во время учёбы студенты осваивают следующие предметы:
- психология;
- педагогика;
- основы медицинских знаний (педиатрия, анатомия, невропатология и пр.);
- логопедия;
- экономика;
- философия;
- безопасность жизнедеятельности и др.
Полученные теоретические знания закрепляются в ходе практики. Во время обучения студент должен освоить технику общения, основы психодиагностики и методы коррекционной педагогики. Специалист обязан ознакомиться с нормативно-правовыми актами, касающимися образовательной деятельности (Конституция Российской Федерации, Конвенция о правах ребёнка, ФГОС, ФЗ-273 и пр.).
Наибольшей популярностью среди абитуриентов пользуется дистанционная* форма обучения. Индивидуальный образовательный график позволяет совмещать освоение новых знаний с работой по найму или другой формой социальной активности. Студенту не нужно ходить в колледж, писать лекции и присутствовать на семинарах. Все зачёты и экзамены имеют форму тестов, ответы на которые принимаются в онлайн-режиме. Дистанционное* специальное дошкольное образование стоит дешевле очной формы обучения.
Для поступления в образовательное учреждение абитуриент должен подготовить следующие документы:
- Заявление;
- Аттестат об окончании средней школы;
- Свидетельство о сдаче ЕГЭ (необязательно);
- Копия паспорта.
Получите среднее профессиональное образование по профессии воспитатель дистанционно*
*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Кто может стать воспитателем?
Профессия воспитателя имеет определённые ограничения. К работе с детьми не допускаются лица, не прошедшие медицинскую комиссию или имеющие судимости. В систему специального дошкольного образования не могут попасть граждане, состоящие на учёте нарколога или психиатра.
Что следует знать об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) перед выбором профессии
Большая часть педагогов, получивших такую специализацию, поступает на работу в детские сады, которые осуществляют дошкольное специальное образование детей с ОВЗ. Обучение детей с особыми потребностями здоровья осуществляется по программам, которые учитывают индивидуальные психофизиологические особенности.
Дошкольники с ОВЗ могут испытывать следующие трудности:
- недостаточное развитие общей и мелкой моторики;
- отсутствие адекватной саморегуляции;
- нарушение речевой функции;
- недостаточная познавательная активность;
- полная или частичная зависимость от окружающих;
- неумение устанавливать контакт со сверстниками.
По окончании учебного года педагог составляет отчёт о проделанной работе, в котором указывается общая характеристика группы, состояние здоровья воспитанников, используемые методы работы, достигнутые цели и другая информация.
Перспективы карьерного роста
Со временем опытный воспитатель может занять управленческую должность и стать директором детского сада. Некоторые специалисты переходят на работу в управление образования области, города или района. Часть воспитателей становится предпринимателями и открывает частные детские сады.
*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Могу ли я устроиться на работу воспитателем, имея свидетельство об окончании полного курса педагогического класса, после получения специальности воспитателя детского сада?
Согласно ст. 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ в сфере образования.
Какое образование должны иметь лица, занимающиеся педагогической деятельностью
- среднее (полное) общее образование - к среднему общему образованию;
- начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
- среднее профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;
- высшее профессиональное образование - бакалавриат - к высшему образованию - бакалавриату;
- высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура - к высшему образованию - специалитету или магистратуре;
- послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
- послевузовское профессиональное образование в ординатуре - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
- послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.
Требования к квалификации к должностям "воспитатель" и "младший воспитатель"
- для воспитателя - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы;
- для старшего воспитателя - высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж работы в должности воспитателя не менее двух лет;
- для помощника воспитателя - среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.
К какому уровню образования приравниваются одногодичные педагогические классы
Одногодичные педагогические классы при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений функционировали в соответствии с Временным положением об одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, утвержденным приказом Минпроса СССР от 14.01.1981 № 6 (далее - Временное положение).
В соответствии с Временным положением и Законом СССР образование, получаемое в результате окончания одногодичных педагогических классов при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, не приравнивалось ни к одному из уровней образования, действовавших в СССР. Из этого следует, что образование, полученное в одногодичных педагогических классах, не может быть приравнено ни к одному уровню образования, действующему в настоящее время.
Таким образом, для работы воспитателем в детском саду курса одногодичных педагогических классов недостаточно.
Развитие ребенка, его социализация и восприятие мира во многом зависит от первого педагога. Именно поэтому профессия воспитатель очень ответственна. При этом педагоги дошкольного образования получают большую отдачу от общения с детьми
Первое упоминание о воспитателях относится к временам Древней Греции. Раб, который был приставлен к ребенку, помогал ему во всех делах – сопровождал, следил за поведением. Четко обозначенной функции обучения у детоводителя (именно так раньше назывался воспитатель) не было, но он старался привить малышу важные для дальнейшего развития и становления качества, рассказывал ему об окружающем мире и всячески старался развить его способности.
До появления школ воспитатели помогали детям узнавать больше о мире, а в XVIII веке наравне с педагогом воспитатель стал проводником в страну знаний – при этом все остальные обязанности сохранились. С развитием общества отношение к представителям этой профессии не поменялось – их любят и родители, и дети. Каждый человек понимает, насколько ценны педагоги дошкольного образования.
Описание
Воспитатели занимаются развитием детей дошкольного возраста (до 7 лет) – за малышами и уже подрастающими ребятами нужно не просто следить. В обязанности входит проведение игр и праздников, обучение правилам поведения за столом, этикета, основам безопасности. Воспитатели изучают с маленькими детьми алфавит и цифры, но чаще это происходит в игровой форме. Когда они становятся чуть постарше, воспитатели обучают их дополнительным навыкам: кто-то активно рисует, кто-то лепит из пластилина или по желанию углубляется в предметы, которые позже будут изучаться в школе.
Обязанности педагогов дошкольного образования зачастую разнятся в зависимости от специализации и от возраста детей, с которыми идет работа. Но во многих садах или домах-интернатах воспитатели занимаются развитием сразу нескольких групп – берут дополнительную нагрузку.
Профессия воспитатель подойдет тем, кто любит общаться с детьми и видит во взаимодействии особую ценность, кто терпелив и дружелюбен, умеет сопереживать, мотивировать и при этом стрессоустойчив. При постоянном контакте с детьми и включенности в рабочий процесс важно помнить о повышенной ответственности за жизни детей.
Специализации
Несмотря на то, что у всех воспитателей практически идентичные обязанности, которые находят отражение в названии самой профессии, все же различают некоторые специализации.
Воспитатель-методист занимается изучением и составлением методов, с помощью которых будут обучаться дети. Его работа больше аналитическая – изучение данных, их систематизация. Но при этом дошкольные методисты занимаются составлением новых программ, направленных на развитие детей, следят за их внедрением. Чтобы работать методистом в детском саду, нужно получить высшее образование. Хотя бывают и исключения: должность занимает воспитатель, который за годы работы хорошо себя зарекомендовал.
Воспитатель-дефектолог работает с детьми с различными видами нарушений в развитии. В его обязанности входит не только обучение и развитие малыша, но и оказание поддержки, разработка индивидуальной программы. С помощью последней специалист находит свой подход к каждому ребенку: наблюдает за мышлением, воображением, памятью, восприятием. В определенной степени он готовит детей к школе таким образом, чтобы процесс их дальнейшей социализации проходил легче. Воспитатели-дефектологи включены во все сферы воспитательного и образовательного процесса. При довольно большом списке обязанностей специалисты этого профиля общаются с родителями, представляют им отчет о занятиях и достигнутых успехах.
Это значит, что работать воспитателем в ДОО можно не только с дипломом по дошкольному направлению — подойдет любое педагогическое образование. Однако на деле часто требуют наличие профильной подготовки, да и работать, имея ее, будет намного проще.
2. Где можно выучиться на воспитателя?
С аттестатом за 11 классов или дипломом ссуза принимают в институты и университеты. В вуз можно пойти и для получения второго высшего образования. Выпускникам выдается диплом о высшем образовании.
Окончившие колледж, институт или университет по любой специальности, могут дополнительно выучиться на курсах профессиональной переподготовки по дошкольному образованию — это самый быстрый путь в профессию, если у вас уже есть диплом.
3. Можно ли выучиться на воспитателя заочно или дистанционно?
Да, можно. Заочные отделения есть почти во всех колледжах и вузах. А если вы хотите пройти переподготовку по дошкольному образованию, выбирайте дистанционные* курсы.
4. Сколько нужно учиться на воспитателя детского сада ?
В колледже очное обучение на базе 9 лет длится от 3 лет 10 месяцев до 4 лет 6 месяцев; на базе 11 лет — от 2 лет 10 месяцев до 4 лет. Заочное обучение обычно на 6–12 месяцев дольше.
В вузе степень бакалавра можно получить за 4 года на очной форме обучения и за 4,5–5 лет — на заочной.
Курсы профессиональной переподготовки длятся от 1,5 до 10 месяцев в зависимости от программы и интенсивности обучения.
5. Что нужно сдавать для поступления?
В колледж принимают по конкурсу аттестатов — чем выше средний балл, тем больше шансов поступить. Какой именно балл будет проходным, зависит от колледжа, в среднем это около 4—4,6.
В институт или университет берут по результатам ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и профильной дисциплине (математике, истории, английскому языку и т. д.). Проходной балл на педагогические специальности может варьироваться от 200 до 250.
Чтобы поступить на программу профессиональной переподготовки, достаточно предъявить паспорт, диплом ссуза или вуза и заключить договор .
6. Обучение на воспитателя: сколько стоит ?
И в колледжи, и в вузы можно поступить на бюджет, набрав проходной балл. Студенты бюджетной формы не только учатся бесплатно, но еще и получают стипендию при условии успешной сдачи экзаменационной сессии.
Те, кто не поступил на бюджет, могут участвовать в конкурсе на платное отделение.
Среднее профессиональное образование стоит от 17 тыс. руб. в год в региональных колледжах и от 36 тыс. руб. в год в столичных.
Стоимость высшего педобразования в ведущих вузах России начинается от 70 тыс. руб. в год на заочном отделении или от 140 тыс. руб. на очном. В вузах, занимающих более низкие строчки рейтинга, можно обучаться от 25–30 тыс. руб. в год заочно и от 70—80 тыс. очно.
Курсы профессиональной переподготовки платные, минимальная стоимость составляет 4–5 тыс. руб. за 300–340 часов обучения и от 16 тыс. руб. за курсы длительностью от 1000 часов .
7. Что лучше: колледж или вуз?
Однозначно сказать, что лучше, нельзя. Все зависит от ваших целей и потребностей.
Преимущества колледжа:
- можно поступить после 9 классов и через 4 года уже пойти работать;
- не нужно сдавать вступительные экзамены и ЕГЭ;
- в колледже дают прикладные знания, ориентированные на практическое использование, много внимания уделяется практике;
- на старте заработная плата у выпускника ссуза такая же, как и у выпускника вуза;
- при желании можно продолжить обучение в вузе.
Преимущества вуза:
8. Государственное или негосударственное учебное заведение: есть ли разница?
В негосударственных учебных заведениях наличие бюджетных мест — скорее исключение, чем правило. Если вы хотите учиться платно, никакой разницы нет. Главное, чтобы у ссуза или вуза были:
- действующая лицензия на осуществление образовательной деятельности;
- государственная аккредитация — она дает право выдавать дипломы государственного образца.
9. Сколько часов нужно отучиться на курсах профессиональной переподготовки?
Минимальное количество часов — 250 ( п. 12 приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 ). Оно не зависит от направления, по которому было получено предыдущее образование. На воспитателя можно переучиться с дипломом хоть электрика, хоть юриста. Но главное — не количество часов, а достижение запланированных результатов и получение необходимой квалификации.
10. Можно ли мужчине выучиться на воспитателя?
Хотя традиционно профессия воспитателя в нашей стране считается женской, никакого запрета на обучение и работу воспитателем для мужчин нет. Редко, но мужчины все же идут работать в детские сады.
11. Где можно работать после окончания учебы?
- в детских садах, муниципальных и частных;
- в развивающих и детских досуговых центрах;
- в центрах предшкольной подготовки.
- заниматься частной практикой;
- стать няней или гувернанткой.
Решайте, где вы хотите учиться на воспитателя, заочно или очно, платно или за счет бюджета. В любом случае вы получите профессию, которая всегда останется нужной и востребованной.
*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Читайте также: