Обучение как целенаправленный процесс развития личности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Как уже отмечалось, воспитание в широком смысле слова включает в себя и обучение. Потому процесс обучения имеет такую же структуру, как и любой педагогический процесс: цель обучения — принципы обучения — содержание обучения — методы обучения — средства обучения — формы обучения.

Цель обучения в современной дидактике (теории обучения) рассматривается как триединая, то есть в единстве образовательной, воспитательной и развивающей составляющих. Эти цели определяют и соответствующие функции процесса обучения.

Принципы обучения - это основополагающие требования к организации этого процесса. Обычно здесь выделяют принцип научности обучения, принцип систематичности, последовательности, доступности, связи обучения с жизнью и другие.

Содержание обучения — это та система знаний, умений и навыков, которая подлежит усвоению в процессе обучения и которая выступает в качестве основы развития личности. Обычно содержание обучения представляется в учебных планах, программах и учебниках.

Методы обучения — это способы совместной работы обучающего и обучаемых, позволяющие усваивать конкретное содержание обучения. Существует множество классификаций методов обучения, наиболее популярными из которых являются следующие две:

Классификация по источнику получаемой информации, где все методы делятся на три группы: словесные, наглядные и практические.

Классификация по характеру познавательной деятельности обучаемых, где все методы делятся на пять групп: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, методы проблемного изложения материала, частично-поисковые и исследовательские методы обучения.

Средства обучения — это учебные программы, учебники, конспекты, плакаты, технические средства обучения (ТСО), раздаточный материал и т.д.

Формы организации обучения — это лекции, семинары, лабороторно-практические занятия, уроки, консультации, зачеты, экзамены, самостоятельная учебная работа и другие.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Обучение направлено на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Цель обучения в современной дидактике рассматривается как триединая, то есть в единстве образовательной, воспитательной и развивающей составляющих. Цели обучения определяют и соответствующие функ­ции процесса обучения: Образовательная цель (функция) - формирование определенных знаний и навы­ков обучающихся. Воспитательная цель (функция) формирование мировоззрения, духовно-нравственных, эстетических и других качеств личности. Развивающая цель (функция) - развитие мышления, творческих способно­стей и дарований личности. Содержание обучения — это та система знаний, уме­ний и навыков, которая подлежит усвоению в процессе обучения и которая выступает в качестве основы разви­тия личности. Методы обучения — это способы совместной работы обучающего и обучаемых, позволяющие усваивать кон­кретное содержание обучения. Формы организации обучения — это лекции, семинары, практические занятия, уроки, консультации и другие. Средства обучения - это учебные программы, учебники, конспекты, плакаты и т.д.

48.Сущность и структура учебной деятельности, её цели и задачи, мотивы, учебные действия и результаты.Учебная деятельность, или учение имеет место тогда, когда действия человека управляются осознаваемой целью усво­ить определенные знания, навыки, умения, формы дея­тельности и поведения. Структура учебной деятельности состоит из следующих компонентов: Целевой компонент — осознание и принятие целей и задач своей учебной деятельности. Потребностно-мотивационный компонент — прояв­ление интереса и других мотивов учения. Содержательно-операционный компонент — совокуп­ность учебно-познавательных действий. Эмоционально-волевой компонент — проявление эмо­ционального отношения и волевых усилий в учебной деятельности. Контрольно-регулировочный компонент — самоконтроль и корректировка процесса учения. Оценочный компонент — осознание и самооценка ре­зультатов учебной деятельности. Цель учебной деятельности – получение знаний, никакой другой цели сама эта деятельность не позволяет достичь. Но если ученик не имеет потребности в этих знаниях, то достижение этой цели кажется бессмысленным, если это не удовлетворяет какой-то другой потребности, но уже не прямо, а опосредованно.

49.Воспитание как социальное явление и как педагогическая деятельность.Воспитание — это целенаправленное, заранее пла­нируемое, специально организуемое и систематическое воз­действие на развитие личности в конкретных социальных условиях. Существуют два типа воспитания: первый основан на естественном разделении труда и соответствует социокультурной сущности первобытной эпохи; второй, возник в результате общественного разделения труда, имущественного и социального неравенства, повлекших дифференциацию целей воспитания и способов их реализации у разных социальных групп. Без воспитания немыслима реализация социаль­ных программ развития личности. Под влиянием воспитания человек раз­вивается физически и социально. Другими словами, функция воспитания в данном случае сводится к формированию мотивации, к запуску внутренних механиз­мов саморегуляции, самодвижения, саморазвития личности. В зависимости от мотивации или внутренней позиции личности по отношению к воспитательным воздействи­ям она может развиваться в самых различных направле­ниях, в том числе и в прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель.

51. Условия и предпосылки эффективного самовоспитания, его этапы, методы, приёмы.Самовоспитание — это деятельность человека, направ­ленная на изменение своей личности в соответствии с соз­нательно поставленными целями, сложившимися идеала­ми и убеждениями. Самовоспитание предполагает опреде­ленный уровень развития самосознания, способности к анализу и сопоставлению своих поступков с поступками других людей. Самовоспитание осуществляется на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов и самокоррекции. Методы самовоспитания: Самопознание, включающее в себя самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение. Самообладание, опирающееся на самоубеждение, са­моконтроль, самоприказ, самовнушение, самоукрепле­ние. Самостимулирование, предполагающее самоободрение, самопоощерение, самонаказание и самоограничение. Основные формы: самооценка, самоприказ, самовнушение, самокорректировка, саморегуляция, самоуважение. Процесс самовоспитания включает в себя несколько взаимосвязанных этапов: Первый этап - принятие решения. Все начинается с принятия твердого решения о необходимости личностного самосовершенствования. Без этого важного элемента невозможно осуществление целенаправленного самовоспитания. Затем следует изучение возможностей самовоспитания и оценка перспектив работы над собой. Второй этап - самопознание. Человек стремится познать себя. Третий этап - выбор средств, составление плана.

52.Педагогические основы общения как средства развития личности.Общение — это сложный, многоплановый процесс уста­новления и развития контактов между людьми, порождае­мый потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, а также восприятие и пони­мание другого человека. В процессе общения с другими людьми человек развивает­ся и становится личностью. При этом личность не только воздействует на другую личность (убеждает, доказывает, разъясняет, внушает, заинтересовывает, критикует, застав­ляет менять точку зрения и т.д.), она и сама становится объектом воздействия, то есть подвергается изменению(изменяется уровень знаний, установки, отношения, мо­тивация,-состояния). Обнаруживая свои индивидуальные особенности в процессе общения, человек самоопределя­ется и самосовершенствуется. Выделяют два основных вида общения: опосредованное (косвенное) — через посредников, по телефону, по факсу, путем обмена письмами, телеграм­мами и т.д. непосредственное (контактное) — вступление собе­седников в контакт лицом к лицу. Общение бывает деловым (официальным) и неофициаль­ным (неформальным). Деловое общение связано с трудовой деятельностью, неофициальное — с досугом. Деловое обще­ние включает в себя и служебное, то есть общение людей, находящихся на службе, как правило, государственной. Обязательными являются нравственные требования к общению: вежливость и предупредительность, коррект­ность и тактичность, скромность и точность. Не все люди одинаково коммуникабельны. Кроме общи-отельных, есть и застенчивые, которые испытывают труд-OCTH в общении из-за их осторожности, робости и не­доверчивости к партнеру. Застенчивость препятствует Тому, чтобы знакомиться с новыми людьми и заводить друзей. Она удерживает человека от выражения своего I'. мнения и отстаивания своих прав. Застенчивость усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении. Однако, если человек общителен, это еще не значит, что с ним приятно общаться. Некоторые люди своей общительностью, навязчивостью и т.д. становятся неприятными уже с первых минут.

Под обучением следует понимать целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и умение свободно и логично воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения: понятия, правила, залы, выводы и т. д.
Умение — это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.
Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.
Под способностями следует понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой — обусловливают высокую степень успешности этой деятельности.
Способности — это условие успеха личности в той или иной области труда или познавательной деятельности. Способности подразделяются на общие и специальные. К общим способностям относятся такие, как трудолюбие, настойчивость, целеустремленность в работе и др. Специальные способности основаны на природных задатках (феноменальная память, хорошие вокальные данные, музыкальный слух и т. д.).

В качестве важнейших задач обучения выступают следующие:

  • стимулирование познавательной активности учащихся;
  • организация их учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями, навыками;
  • развитие мышления, сообразительности, памяти, творческих способностей и дарований;
  • формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;
  • выработка и совершенствование учебно-познавательных умений и навыков;
  • формирование умения самостоятельно углублять и пополнять свои знания (самообразование).

В процессе обучения выделяются следующие структурные компоненты:
1. Целевой: организация обучения связана, прежде всего, с четким определением его целей учителем, осознанием и принятием этих целей учащимися. Цели обучения есть не что иное, как идеальное (мысленное) предвосхищение (прогнозирование) его конечных результатов, т. е. того, к чему конкретно должны стремиться педагог и учащиеся. В процессе обучения решаются три группы взаимосвязанных целей. К первой из них относятся цели обучающие (овладение знаниями, выработка умений и навыков); ко второй — цели развивающие (развитие мышления, памяти, творческих способностей); к третьей — цели воспитательные (овладение мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, формирование взглядов, убеждений и т. д.).

  • создавать в процессе обучения проблемные ситуации, для решения которых необходимо овладеть новыми знаниями;
  • ставить познавательные вопросы, решить которые учащиеся могут только изучив новый материал;
  • использовать демонстрацию учебно-наглядных пособий и технических средств обучения, побуждающих учащихся к размышлению и осмыслению новых знаний;
  • побуждать учащихся к анализу излагаемых фактов и примеров по изучаемому материалу и к формированию обобщающих выводов и теоретических понятий.

3. Содержательный: учителю, готовясь к занятиям, каждый раз нужно продумывать, каким должно быть их содержание, и в необходимых случаях корректировать учебную программу и материал учебника. Для этого необходимо:

  • конкретизировать объем теоретических положений, которыми необходимо овладеть учащимся, выделить из них ведущие, связывающие новый материал с ранее изученным;
  • определить систему тех умений и навыков, которые следует выработать у учащихся;
  • определить те идеи и морально-эстетические положения, овладение которыми должно способствовать формированию мировоззрения и нравственности учащихся;
  • при необходимости обновления материала учебника ввести новые факты, а также сделать, если это нужно, соответствующие теоретические уточнения.

4. Операционно-деятельностный: система учебно-познавательных действий включает в себя:

  • первичное восприятие и осмысление изучаемого материала;
  • последующее его более глубокое осмысление;
  • усвоение (запоминание) изучаемого материала;
  • применение усвоенных знаний на практике;
  • дальнейшее повторение, углубление и систематизацию знаний, упрочение умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей.

Указанные познавательные действия органически связаны между собой и осуществляются в единстве, хотя на каждом этапе учебной работы на первый план выступает то одно, то другое действие, причем каждое из них позволяет добиваться лишь определенного результата в овладении изучаемым материалом.

5. Эмоционально-волевой: на придание обучению эмоционально положительного характера оказывают влияние следующие факторы:

  • надлежащая сформированность потребностно-мотивационной сферы учащихся, стимулирующей их к учению;
  • использование различных дидактических приемов и методов, способствующих развитию познавательных интересов и придающих учению увлекательный характер: демонстрация учебно-наглядных пособий, применение технических средств обучения, использование ярких примеров и фактов и т. д.;
  • эрудиция учителя, его умение с определенным артистизмом излагать новый материал, обращаться к чувствам учащихся, использовать особые мнемонические приемы, способствующие непроизвольному запоминанию материала.

6. Контрольно-регулировочный: регулирование учебно-познавательной деятельности учащихся и контроль над ее ходом являются важными условиями успешного обучения. Для них необходимо: во-первых, учителю необходимо постоянно делать акценты на анализе решения поставленных им целей учебной работы и соотносить их с достигнутыми результатами; во-вторых, важно избегать однообразия в организации учебно-познавательной деятельности учащихся и проявлять необходимое творчество в структурировании уроков, в обновлении методов обучения, в расширении самостоятельной учебной работы и т. д.; в-третьих, следует более рационально подходить к определению объема и степени сложности материала и не допускать его перегрузки; в-четвертых, важно регулярно осуществлять контроль над учебной работой учащихся, содействовать развитию более способных из них и оказывать своевременную помощь тем, кто испытывает трудности и отстает в учении.

7. Оценочно-результативный: чем регулярнее проводятся проверка и оценка знаний учащихся, тем они больше стимулируют их учебно-познавательную деятельность. Поэтому в идеале учебная работа должна строиться так, чтобы на каждом уроке и по каждой изучаемой теме были проверены знания каждого учащегося.

Как любой процесс, обучение имеет свою структуру, в которую входят:

Как уже отмечалось, общей направленностью обучения должно быть образование личности, ее всестороннее формирование. С указанной точки зрения учебный процесс выполняет следующие образовательные функции: обучающую, развивающую и воспитательную. Сущность этих функций в следующем.

Обширность, глубина и прочность научных знаний — важнейший признак обученности личности. Поверхностность, отрывочность и отсутствие системы в знаниях, которые зачастую наблюдаются у учащихся, свидетельствуют как о недостатках школьного обучения, так и о низкой познавательной активности самих учащихся, за что отнюдь нельзя снимать с них определенной ответственности. Распространение репетиторства, которое далеко не все родители могут себе позволить, — горькое следствие этих недостатков.

Развитие учащихся в процессе обучения связано с побуждением их к мыслительной активности, сообразительности, умственной гибкости и творчеству, прочному овладению изучаемым материалом и т. д.

Обучение – процесс познания учащихся под руководством педагога определенного содержания учебного материала. Чтобы помочь подрастающим поколениям быстро и эффективно усвоить социальный опыт, общество организовало их обучение, которое осуществляется специально подготовленными для этого людьми- педагогами. Педагог транслирует знания, умения и навыки, а учащиеся овладевают ими. Выступая средством образования, обучение выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции.

Файлы: 1 файл

психология.docx

1.Обучение как целенаправленный процесс развития личности.

Обучение – процесс познания учащихся под руководством педагога определенного содержания учебного материала. Чтобы помочь подрастающим поколениям быстро и эффективно усвоить социальный опыт, общество организовало их обучение, которое осуществляется специально подготовленными для этого людьми- педагогами. Педагог транслирует знания, умения и навыки, а учащиеся овладевают ими. Выступая средством образования, обучение выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции.

Реализация образовательной функции обучения предполагает вооружение обучающихся системой научных знаний и формирование у них специальных и учебно-познавательных умений и навыков.

Воспитательная функция обучения реализуется через его содержательную и процессуальную части. В процессе усвоения содержания образования учащиеся овладевают мировоззренческими, нравственно-эстетическими, санитарно-гигиеническими и другими знаниями, которые являются основой для формирования мировоззрения, социально одобряемых мотивов и привычек поведения.

Развивающая функция обучения предполагает направленность его содержания и организации на формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения), эмоциональной и волевой сфер личности, двигательной активности, творческих способностей учащихся.

Все функции обучения взаимосвязаны и обусловливают друг друга. В практике обучения реализация образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения осуществляется:

-через планирование образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения;

-подбор соответствующего содержания учебного материала и видов учебно-познавательной деятельности учащихся;

-комплексное использование методов организации обучения и контроля за учебно познавательной деятельностью учащихся.

Обучающая деятельность педагога заключается в формировании у учащихся мотивации учения, в планировании, организации и руководстве их учебно-познавательной деятельностью, а также в осуществлении контроля за её результатами.

2.Учебная деятельность и саморазвитие субъекта.

Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определённые навыки, умения. Учение - специфически человеческая деятельность, причём оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т.д.)

В младшем школьном возрасте учебная деятельность является главной и ведущей среди других видов деятельности. Систематическое осуществление младшими школьниками учебной деятельности способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста. В процессе коллективного решения учебных задач способствует вхождению детей в систему учебных действий, позволяет им осваивать способы и нормы участия в спорах и дискуссиях, проявлять инициативность в приглашении к учебному диалогу сверстников и учителя.

Трудовая деятельность характеризуется тем, что она направлена на созидание каких-то продуктов, имеющих общественную значимость, для нужных людей. Что касается деятельности учения, её продуктом является изменение самого человека. Он изменяет самого себя, приобретая новые знания. Это и есть продукты его деятельности: новые познавательные возможности,новые практические действия.

Учебная деятельность направлена на самого обучаемого как её субъекта в плане совершенствования, развития, формирования его личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им общественного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.

Деятельность учения есть самоизменение, саморазвитие субъекта, превращение его из не владеющего определёнными знаниями, умениями, навыками в овладевшего ими. Предметом учебной деятельности выступает исходный образ мира, который уточняется, обогащается или корректируется в ходе познавательных действий. Психологическим содержанием, предметом учебной деятельности является увоение знаний, овладение обобщёнными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся.

3.Воспитание как целенаправленное воздействие на личность.

Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества с целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в ещё более локальном значении- как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определённых черт характера, познавательной активности и т.д.). Таким образом, воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе формирования:

1)определённых отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

3)поведения(как проявление отношения и мировоззрения).Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).

Возникновение и функционирование воспитания связано с общественной потребностью в подготовке подрастающих поколений к жизни в обществе.

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.

Цель воспитательной деятельности есть её мысленно представляемый конечный результат. Общими целями воспитания выступают базовые качества личности, которые являются весьма сложными по своей структуре и содержанию психологическими образованиями.

В процессе воспитания учащиеся должны овладеть социальным опытом, т.е. усвоить систему научных знаний, овладеть способами их применения на практике и опытом социального поведения. Это происходит в процессе учебно-познавательной деятельности, т.е. в процессе обучения. Однако возможности учебно-познавательной деятельности ограничены и не позволяют усвоить всю систему норм и правил социального поведения. Поэтому кроме обучения требуется ещё организация дополнительной специальной внеучебной деятельности, в процессе которой и происходит формирование всей совокупности качеств личности.

Задания по формированию практических компетенций

1.Опишите структуру учебной деятельности студента заочного отделения.

Заочное обучение является одной из форм в системе непрерывного проффесионального образования. Учащиеся заочной формы обучения имеют возможность совмещать работу и учебу. Для планирования занятий составляется календарно-тематический план дисциплины, который утверждается в установленном порядке. Сессия обеспечивает управление учебной деятельностью студента заочной формы обучения. Основной особенностью заочного обучения является самостоятельная работа учащихся над программным материалом. Для каждого учащегося заочного отделения разрабатывается учебный график. В графике указываются учебные дисциплины, количество часов, сроки и последовательность выполнения домашних контрольных работ, формы текущей аттестации по дисциплине, сроки проведения групповых консультаций, установочных и экзаменационных сессий.

На установочной сессии студентов ознакомляют с методическими рекомендациями, пособиями, руководствами, инструкциями по проведению лабораторных, практических занятий.

Лабораторные, практические занятия проводятся в период лабораторно-экзаменационной сессии.Направлены на совершенствование теоретических знаний и их применение в решении практических задач.

После изучения программного материала и выполнения домашних контрольных работ учащиеся в период экзаменационной сессии сдают экзамены по дисциплине или выполняют обязательные контрольные работы. Домашние контрольные работы выполняются по дисциплинам, определенным учебным планом в сроки, установленные учебным графиком учащихся. Контрольная работа является формой текущей аттестации и одновременно формой обучения учащихся. Задания, методические рекомендации по изучению дисциплин и выполнению домашних контрольных работ разрабатываются преподавателем в соответствии с действующей учебной программой по дисциплине. По результатам выполнения контрольной работы выставляется зачет.

2. Самовоспитание студента. Дайте характеристику этому процессу.

Самовоспитание - это сознательная и планомерная работа над собой, направленная па формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития. Для побуждения к самовоспитанию большое значение имеет формирование у учащихся общественных идеалов.

Основной элемент интеллектуального самовоспитания студента – учеба. Результат тем более важен, чем старше человек, так как именно заложенная в пору учебы база будет использоваться всю жизнь. Отсюда острая необходимость в оценке и переоценке собственных моральных принципов, повышении уровня мышления. Важнейшая черта современного обучения в системе непрерывного образования - его направленность на подготовку учащихся к активному освоению ситуаций, связанных с социальными переменами. Для современного студента характерно стремление найти и осмыслить свое реальное место в жизни. Движущими силами самовоспитания являются определенные противоречия. Во-первых, это противоречия между требованиями, предъявляемыми к учащимся и их реальным поведением. Осознавая требования общества, коллектива и видя, что его деятельность не соответствует им, человек вынужден изменить себя таким образом, чтобы соответствовать требованиям его внутреннего мира. Несмотря на почти всеобщее признание необходимости самовоспитания, далеко не все учащиеся целенаправленно и регулярно им занимаются и соответственно достигают значимых результатов. Учащиеся не всегда умеют правильно познать и оценить себя, свои возможности, наметить себе общественно значимые цели и пути их достижения. Испытывая различные трудности, как объективные, так и субъективные, большинство учащихся, по их собственному свидетельству, нуждаются в педагогической помощи в самовоспитании.

Одной из важнейших предпосылок успешного решения проблемы побуждения учащихся к самовоспитанию является анализ трудностей, испытываемых ими в работе над собой.

Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании учащихся, преподавателям и кураторам следует активно заниматься его организацией.

Особое значение в организации самовоспитания имеет формирование у учащихся нравственных идеалов. Носителем их чаще всего бывает конкретный человек – выдающийся общественный деятель, ученый, военачальник, герой труда. Только в процессе познания образцов героизма и подвигов, несгибаемой верности Родине, народу у учащихся будут формироваться нравственные идеалы, побуждающие их к работе над собой.

Читайте также: