Обучение грамоте в доу план по самообразованию

Обновлено: 03.07.2024

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Основой для обучения грамоте является речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Ребенок овладевает разговорной речью, и это обусловливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.

Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, но и рассказать о каком - то событии, явлении, описать его, о последовательности событий.

Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, то есть с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.

Слово - как грамматическая единица - это система всех его форм с их лексическими и грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок, фиксирует свои знания о нем не только в лексике, в грамматике, но и учится анализировать слова, а затем читать.

Психологические и педагогические исследования (Л.С. Выготский , Д.Б. Эльконин , Л.И. Божович , Е.И. Тихеева, Ю.И. Фаусек , Р.Р. Сонина и другие), опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность обучения грамоте детей дошкольного возраста.

Цель: Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов.

Задачи образовательной деятельности:

1.Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие, сонорные).

2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке , скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;

3.Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.

4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.

5.Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.

Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров)

-различать гласные и согласные звуки;

-осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;

-выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.

- по слоговые и слитные способы чтения

План работы на 2021 – 2022 учебный год

Изучение методической литературы по теме самообразования (автор, название, год издания, издательство)

Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки.

Подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте

Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж 2009г.

Использование новых дидактических игр по обучению грамоте

Подбор материала по формированию графических умений.

Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой. Оформление картотеки с пальчиковыми игра ми.

Использование пальчиковых игр.

Пополнение коллекции обводок и штриховок.

Волчкова В. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе. Воронеж 2010г

Знакомство с обводками и штриховками.

Гаврина С. Е.Развитие речи. Школа дошколят. Москва Росмен 2014г

Обновление обводок, штриховок.

Пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками.

Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.

Обновление наглядного материала на звуки.

Мастер – класс по подготовке дошкольников к обучению грамоте.

Изготовление дидактических игр.

Журова Л. Е , Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.

Подбор материала для проведения итогового мероприятия:

Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 5 – 6 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.

Отчет о проделанной работе.

Итоговое родительское собрание.

1Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж 2009г.

4. ВолчковаВ. Н. Конспекты занятий в старшей группе . Воронеж 2010г

5. Гаврина С. Е.Развитие речи. Школа дошколят. Москва Росмен 2014г.

6. Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.

7. Журова Л. Е, Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.

8. Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.

Преимущества нашего сервиса

1. По ФГОС

Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

2. Быстро

Результаты участия в творческом конкурсе будут оглашены в течение 2 часов с подачи заявки.

3. Честно

Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат..

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Воспитатель: Апрельская Виктория Валерьяновна

2018 – 2019год

Актуальность

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Ребенок овладевает разговорной речью, и это обусловливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.

Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, но и рассказать о каком - то событии, явлении, описать его, о последовательности событий.

Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.

Слово - как грамматическая единица - это система всех его форм с их лексическими и грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок фиксирует свои знания о нем не только в лексике, в грамматике, но и учится анализировать слова, а затем читать.

Проблема обучения грамоте в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 г. предусматривалось обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 г., когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада не ставился.

Цель : Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового

внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому

Задачи образовательной деятельности:

1.Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать,

дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении

(твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие,

2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с

заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком,

формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;

3.Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.

4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.

5.Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать

Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров)

-различать гласные и согласные звуки;

-осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;

-выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.

- по слоговые и слитные способы чтения

План работы на 2018 – 2019 уч год

Изучение методической литературы по теме СО

(автор, название, год издания, издательство)

Подбор наглядного материала с картин ками на разные звуки

Подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте

Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.

Использование новых дидактических игр по обучению грамоте

Консультация для педаго гов «Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Подбор материала по формированию графи ческих умений.

Пополнить картотеку с артикуляционной гимнас тикой. Оформление карто теки с пальчиковыми игра ми.

Использование паль чиковых игр

отчет о проделанной работе за 1 полугодие

Пополнение коллекции обводок и штриховок.

Волчкова В. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе .Воронеж 2010г

Знакомство с обводка ми и штриховками

Гаврина С. Е.Развитие речи . Школа дошколят. Москва Росмен 2014г

Обновление обводок, штриховок.

Пополнение картотеки с чистоговорками и скорого ворками

. Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.

Обновление наглядно го материала на звуки

Мастер – класс по подго товке дошкольников к обу чению грамоте

Изготовление дидактичес ких игр

Журова Л. Е , Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.

Подбор материала для проведения итогового мероприятия:

Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.

Повысить уровень подготовки детей к будущей учебной деятельности.

1. Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие).

2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;

3. Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и

используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.

4. Повышение компетентности родителей в подготовке детей к будущей учебной деятельности.

Грамота – это овладение умением читать и

писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при

чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл

текста, то есть овладение письменной речью. Один из критериев

средствами звукового анализа слов, определять основные качественные

характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий,

место звука в слове, проявлять интерес к чтению. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его

успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов,

большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать

обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений

формировать в детском саду.

Взрослый дошкольник обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой

стороне речи, поэтому работа со словом должна идти в другом

направлении: от смыслового значения слова осуществляется переход к

звуковому. Необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки,

требующие определенного уровня развития ребенка (психологического,

физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие

каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных

возможностей и индивидуальных особенностей.

Этап работы над темой самообразования : 1 год.

Планируемый результат :

-различать гласные и согласные звуки;

-осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;

-выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.

План самообразования воспитателя

месяц Формы работы

С детьми С педагогами Самообра-зование С родителями

сентябрь Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки.

Пополнение предметно-пространственной среды

компетентнос-ти педагогов по данной

изучить и проанализировать

педагогический опыт по обучению

дошкольников грамоте и подготовки

их руки к письму. Составление перспективного плана.

Подбор методической литературы и конспектов НОД для совместной деятельности с детьми.

Подбор и изготовление картотеки скороговорок чистоговорок и стихов. изучить мнение

родителей по данной проблеме через

Работа с картотекой скороговорок и потешек.

Работа с картотекой скороговорок и потешек.

Методические рекомендации для педагогов

Оформление картотеки с пальчиковыми играми. Оформить папки-передвижки:

"Готовимся к школе. Игры,

декабрь Дидактическая игра

Работа с картотекой скороговорок и потешек.

январь Дидактическая игра

дидактических игр в процессе

февраль Дидактическая игра

Пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками Памятка для родителей по обучению грамоте

старших дошкольников;

март Дидактическая игра

игровых методов и приемов в

обучении детей грамоте в домашних

рекомендации родителям по обучению детей грамоте "От А до Я"

апрель Досуг "В стране звуков" (по

обучению дошкольников грамоте и

подготовке их руки к письму)

Консультация "В стране звуков" Подбор материала для проведения итогового мероприятия:

Мониторинг уровня развития детей по обучению грамоте Анализ работы. Отчёт о проделанной работе за 2021-2022 учебный год. Итоговое родительское собрание

Отчёт о проделанной работе за 2021-2022 учебный год.

1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.

3. Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.

4. Журова Л. Е, Варенцова «Обучение грамоте. Конспекты.

5. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения

[Текст] : / С. Е. Большакова– М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.

6. Гаврина, С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво

рисовать[Текст] :/ С. Е. Гаврина, Н. Л Кутявина., И. Г Топоркова., С. В.

Щербина – Ярославль, 2000. - 192 с.

7. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду (новые подходы). –Ростов н/Д. : Феникс, 2002.

8. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. Москва ЭКСМО, 2010.

10. Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.

11. Интернет ресурсы

Конспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы Путешествие по Стране Знаний

Конспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы Путешествие по Стране Знаний Конспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Воспитатель: Праздницина К.А

2021 – 2022год

Актуальность

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Основой для обучения грамоте является речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Ребенок овладевает разговорной речью, и это обусловливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.

Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, но и рассказать о каком - то событии, явлении, описать его, о последовательности событий.

Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, то есть с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.

Слово - как грамматическая единица - это система всех его форм с их лексическими и грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок, фиксирует свои знания о нем не только в лексике, в грамматике, но и учится анализировать слова, а затем читать.

Психологические и педагогические исследования (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Е.И. Тихеева, Ю.И. Фаусек, Р.Р. Сонина и другие), опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность обучения грамоте детей дошкольного возраста.

Цель: Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов.

Задачи образовательной деятельности:

1.Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие, сонорные).

2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;

3.Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.

4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.

5.Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.

Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров)

-различать гласные и согласные звуки;

-осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;

-выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.

- по слоговые и слитные способы чтения

План работы на 2021 – 2022 учебный год

Изучение методической литературы по теме самообразования (автор, название, год издания, издательство)

Сентябрь.

Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки.

Подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте

Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж 2009г.

Октябрь.

Использование новых дидактических игр по обучению грамоте

Ноябрь.

Подбор материала по формированию графических умений.

Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой. Оформление картотеки с пальчиковыми игра ми.

Декабрь.

Использование пальчиковых игр.

Пополнение коллекции обводок и штриховок.

Волчкова В. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе. Воронеж 2010г

Январь.

Знакомство с обводками и штриховками.

Гаврина С. Е.Развитие речи. Школа дошколят. Москва Росмен 2014г

Февраль.

Обновление обводок, штриховок.

Пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками.

Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.

Март.

Обновление наглядного материала на звуки.

Мастер – класс по подготовке дошкольников к обучению грамоте.

Изготовление дидактических игр.

Журова Л. Е , Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.

Апрель.

Подбор материала для проведения итогового мероприятия:

Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 5 – 6 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.

Отчет о проделанной работе.

Итоговое родительское собрание.

Методическая литература

1Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж 2009г.

4.ВолчковаВ. Н. Конспекты занятий в старшей группе .Воронеж 2010г

5.Гаврина С. Е.Развитие речи. Школа дошколят. Москва Росмен 2014г.

6.Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.

7.Журова Л. Е, Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.

8.Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.

Читайте также: