Обучение грамоте старших дошкольников как условие успешной адаптации к обучению в школе

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Сиводерова Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРРДС №21"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск
Наименование материала: статья
Тема: Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Раздел: дошкольное образование

осуществления

преемственности

Список литературы
1. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А.Сохина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1986. 2. Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008. 3. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е.П.Арнаутова, Г.Г.Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 4. Доскин В.А. Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для родителей; под ред. В.А.Доскина. – М.: Просвещение, 2007.


Всё, чего я достиг в жизни,

стало возможным, благодаря книге.

Заботливые родители дошколят озадачиваются вопросом: а нужно ли учить читать и писать ребенка до школы? Споров по этому поводу очень много. Одни рекомендуют не спешить и не заставлять ребенка читать до школы, другие советуют налегать на алфавит чуть ли не с пеленок. Попробуем разобраться…

Главной задачей для всех воспитывающих взрослых должно стать формирование всесторонне и гармонично развитой личности ребенка. В настоящее время большинство педагогов и родителей понимают необходимость, как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребёнка, воспитанию в нём созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе чтения, в процессе общения с книгой ребенок не только познаёт прошлое, настоящее и будущее мира, но и получает духовное развитие, приобщается к сокровищам литературы, искусства, у него происходит формирование высоких эстетических чувств и качеств. Таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых качеств личности ребёнка. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность. Читающий ребенок учится пользоваться информацией и исследовать ее. Чтение способствует развитию речи, умению правильно формировать свои мысли, анализировать. Чтение — это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения. Таким образом, читать нужно и полезно, далее рассмотрим вопрос об актуальности обучения чтению в дошкольном возрасте.

«Как хорошо уметь читать…" Все мы помним строчки любимого детского стихотворения, а ведь, действительно, хорошо, когда малыш умеет читать сам, и не потому, что «Не надо к маме приставать…", а потому, что это одна из первостепенных задач при подготовке ребёнка к школе — побуждать его к самостоятельной умственной активности, учить его логически мыслить. Важное место также принадлежит и развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, привить любовь к книге. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте также имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.

В дошкольном возрасте речь ребенка понятна и не вызывает у него трудностей в общении, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения в речевом развитии не беспокоят родителей, но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат — плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.

Актуальность обучения чтению в дошкольном возрасте обусловлена и возросшими требованиями школ, особенно гимназий и лицеев к будущим первоклассникам. Одним из требований является умение читать и готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализам и синтезам до поступления в школу. Обучение чтению в дошкольном возрасте способствует развитию природной грамотности. Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к условиям школьной жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.

Далее рассмотрим вопрос: когда же можно начинать учить ребенка читать?

Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Для успешного обучения чтению старших дошкольников у них должны быть достаточно сформированы такие качества, как правильное звукопроизношение, навыки фонетического анализа и синтеза, фонематическое восприятие, а также высокий уровень развития активного словаря, усвоение грамматической системы родной речи и высокий уровень произвольности действий. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, в этом и состоит целесообразность обучения чтению старших дошкольников.

Ребенка надо не просто обучать, а обучать правильно, чтобы не отбить охоту к чтению в будущем, сделать процесс чтения приятным.

Самое главное в процессе обучения чтению и грамоте — создать комфортные условия для личности ребенка. Это залог успешного обучения. Поэтому обучение чтению можно рассматривать, как деятельность прикладного значения, осторожно только по желанию ребенка в игривом плане входящую в его жизнь. Занятие должно состоять не только из чтения слогов, слов или предложений. Необходима смена видов деятельности: почитали, написали буквы или слова, что-то закрасили, полепили, выполнили задание на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), подвигались и т. д. Нужно выбирать подходящий момент для обучения. Ребенок должен быть в хорошем настроении и не уставшим. Как только взрослый замечает, что ребенок отвлекается, необходимо прекратить занятие, даже если еще не прошло отведенное время. Нельзя ругать малыша и сравнивать его с другими более способными детьми, это только затормозит процесс обучения.

В ребенке важно растить читателя, обязательно каждый день следует ему читать стихи, сказки, рассказы. Каждодневное чтение приобщает ребенка к книгам, показывает, как это интересно и полезно — уметь читать.

Следует помнить, что дошкольное детство, как период в человеческой жизни, играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и всё человечество, мир в целом.

Заложенные в дошкольном детстве мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние общества в целом, поэтому к выбору литературы для самостоятельного прочтения ребенком нужно подходить серьезно и тщательно. На начальном этапе для самостоятельного чтения ребенку нужно предлагать рассказы и сказки, ранее прочитанные ему взрослыми.

Таким образом, обучение чтению и грамоте в дошкольном возрасте способствует всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка, формирует природную грамотность, выступает одним из условий успешной адаптации к школе. Однако следует помнить, что навык письма и чтения, приобретенный в дошкольном детстве, приносит пользу личности ребенка только в случае грамотного подхода к процессу обучения.

  1. Гвоздев А. Н. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка Вопросы изучения детской речи. М., 2008.
  2. Карпова С. Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М.: Просвещение, 2007
  3. Сохин Ф. А. Задачи развития речи Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 2009. 4. Сохин Ф. А. Подготовка к обучению грамоте Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 2008. С.173–177.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, дошкольное детство, чтение, процесс обучения, родной язык, успешное обучение, обучение, процесс чтения, школа.

Как подготовить ребёнка к школе?

Почему нужно обучать грамоте до школы

Как строится процесс обучения грамоте

Обучение грамоте происходит постепенно, в игровой форме. Можно выделить следующие задачи:

Дети слушают речь

Дети 4–5 лет наиболее восприимчивы к звучащей речи, интерес к чтению обычно появляется только к 6–7 годам

Для маленьких детей игровая составляющая занятий является важным аспектом. Ребёнка надо мотивировать для выполнения упражнений, увлечь интересной задачей. Приёмов и способов разработано много, нужно только подобрать соответствующие теме занятия и возрасту детей. Занятия по обучению грамоте могут включать в себя основные приёмы воспитательской деятельности: рассматривание картинок, рисование, чтение стихов, разгадывание загадок, подвижные игры, но, кроме этого, имеются специфические упражнения, которые будут рассмотрены дальше. Проводить занятия по грамоте рекомендуется не реже одного раза в неделю.

Если в группе происходит значительная дифференциация по уровню усвоения материала, то желательно использовать индивидуальные задания или проводить занятия по подгруппам.

Особенности занятий при ограничении здоровья у детей

Нарушение речи, которое наблюдается при некоторых видах заболеваний у детей, приводит к торможению процесса усвоения навыков чтения и грамотного письма. Такие дети медленней выполняют задания, часто путают похожие по начертанию буквы, близкие по звучанию слова. Дошкольники с подобными отклонениями нуждаются в помощи логопеда, психолога, а также повышенном внимании со стороны воспитателя и родителей.

Проведение занятий в группе строится так, чтобы какие-то упражнения ребёнок выполнял индивидуально. Но в то же время он не должен чувствовать себя полностью отделённым от общих занятий. Например, можно заранее индивидуально отработать задание или предложить ребёнку с ограничениями здоровья более лёгкую загадку, дав возможность проявить себя среди ровесников.

Группа детей с воспитателями

Дети с нарушениями речи получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде

Родители должны помогать воспитателю и логопеду, выполняя какие-то дополнительные упражнения с ребёнком или закрепляя то, что изучили в саду. Дома можно использовать и интерактивные игры, интерес к которым у детей достаточно высок.

Видео: обучение грамоте детей с нарушениями речи

Начало занятия: способы мотивации детей

Начало создаёт атмосферу всего занятия. Нужно сделать так, чтобы дети настроились на познание нового, им это было интересно, они хотели участвовать в занятии. Можно использовать следующие приёмы:

  • стихотворение по теме занятия;
  • загадки;
  • рассматривание картинок.

Есть сладкое слово — конфета, (А ещё какие вкусные слова вы знаете?)

Есть быстрое слово — ракета, (А здесь кто поможет?)

Есть кислое слово — лимон, (Что кислое вы ели?)

Есть слово с окошком — вагон, (Что подходит?)

Есть книжное слово — страница, (А к книжкам какие слова относятся?)

Есть слово лесное — синица, (Таких слов вы наверняка знаете много!)

Есть слово пушистое — снег, (Здесь тоже легко догадаться)

Есть слово весёлое — смех. (А тут кто придумал?)

Если удачным вариантом вам кажется использование загадок, то подберите их так, чтобы ответы начинались с одной буквы.

Таблица: примеры загадок для начала занятия

Раздаточный материал с изображением предметов для начала занятия

Чтобы увлечь детей в начале занятия, можно использовать картинки

Можно использовать заготовку — сюрприз, театрализацию рассказа, начать с просмотра презентации или обсуждения иллюстрации. Дети с удовольствием участвуют в придумывании новых сказок.

Обучение грамоте в детском саду

Подготовка воспитателя к проведению занятий по грамоте требует особой скрупулёзности. Неправильная подача материала может вылиться в сложности обучения в дальнейшем. Тщательное планирование занятий поможет педагогу избежать ошибок. Разработка плана — конспекта урока, конечно, уже является достаточным этапом планирования. Однако сейчас в образовательных учреждениях предлагается использовать технологические карты занятий. В этом документе не только подробно разрабатываются все этапы занятия, но рассматриваются количественные и качественные характеристики группы. Это даёт возможность проанализировать любой этап занятия, выявить возможные недоработки. Технологическая карта занятия — это довольно объёмный документ, пример разработки можно посмотреть на сайте.

Формы и методы обучения

Выделяются три основные группы методов обучения детей, каждая из которых базируется на определённой форме мышления ребёнка.

  • Наглядные методы. К ним относятся: показ предметов, картинок, иллюстраций; разгадывание изографов (буквы наложены одна на другую, нужно их определить) и ребусов; постановка сценок, просмотр презентаций, мультфильмов, посещение театра.
  • Практические методы. В эту группу входят: выполнение упражнений, игровые методики, моделирование, конструирование.
  • Словесные методы. Беседы, чтение, составление рассказов по образцу, рассказы по плану, рассказы — фантазии.

Проводя занятия, воспитатель должен использовать приёмы так, чтобы чередовались различные виды деятельности детей, переключался способ получения информации: зрительный, тактильный, слуховой. Рассмотрим примеры практических приёмов:

    Кольца (круги) Луллия — популярное дидактическое средство, развивающее интеллектуально-творческие способности детей. Существует множество вариантов этого приспособления. Для обучения дошкольников грамоте можно изготовить кольца Луллия, на одном из которых будут изображены буквы, а на втором — предметы, чьи названия начинаются с них. Задача детей — правильно соединить букву с изображением.

Кольца Луллия с буквами

Использование колец Луллия при обучении способствует созданию заинтересованной, непринуждённой атмосферы, обеспечивает восприятие нового материала

При изучении букв для лучшего усвоения материала их вид обыгрывается в различных творческих заданиях. Нарисовать букву, украсить её разными узорами, вылепить букву, сшить ей платье, выложить букву фасолью или пуговицами, нарисовать песком, сложить из палочек, тесьмы, получить букву в подарок и т. д.

Для проверки усвоения материала с детьми старшего возраста можно проводить проверочные работы.

Упражнение, которое можно включить в такую работу: раздаточный материал с предметами и изученными гласными звуками. Дети должны соединить предмет и изображение той гласной, которая есть в слове. Для первой картинки нарисовать схему слова: сколько слогов, какой из них ударный.

Раздаточный материал с изображением предметов и гласных букв

Пример карточки для проверочной работы с дошкольниками старшего возраста

Выполнить звуко-буквенный анализ слов, то есть вписать в карточки названия изображённых предметов.

Карточки с изображениями и клеточками для подписи

Раздаточный материал, который требует вписать название предметов, можно использовать для детей, умеющих писать

Этапы обучения дошкольников грамоте

Подготовка к обучению грамоте начинается с трёхлетнего возраста. Какие же задачи решаются в каждой возрастной группе?

Вторая младшая группа

Задачами этого года являются:

Основные формы работы: беседы, чтение, заучивание стихов, игры.

Изучение начинается с рассмотрения звуков, сильно различающихся между собой (шелест бумаги — звук колокольчика). Далее переходят к близким звукам (шелест бумаги — шелест листвы, можно использовать разные колокольчики). В итоге дети должны научиться различать естественные шумы (звук шин автомобиля, скрип мела, чириканье воробья).

На одном из занятий можно использовать наборы предметов из одинаковых материалов: стеклянные, металлические, пластмассовые. Вначале воспитатель демонстрирует, какой звук получается при ударе по стеклу, о металл. Затем за ширмой ударяет о какой-то предмет. Дети должны определить, из чего он сделан.

Пример занятия по развитию фонематического слуха можно посмотреть по ссылке.

Средняя группа

Задачами этого года являются:

Основные формы работы: беседы, чтение, пересказ, заучивание стихов и пословиц, творческие рассказы, игры.

Примеры подходящих игр:

Упражнение на определение первого звука в слове с использованием картинок. Воспитатель интонацией подчёркивает этот звук (р-роза, р-ракета, р-рак, р-руки) и демонстрирует изображение.

Потом дети называют другие слова на такой же звук.

При выполнении упражнений по делению на слоги каждый слог отделяем резким звуком (звон гонга, стук карандаша, хлопок ладошами, удар барабана) или одинаковыми упражнениями (повороты, наклоны, шаги). Ещё вариант: подбросить мяч столько раз, сколько слогов в слове. Такие упражнения можно рассматривать как физкультминутку.

Старшая группа

Можно выделить следующие задачи:

  • дальнейшее развитие фонематического слуха: узнавание гласных и согласных звуков, их правильное произношение и артикуляция;
  • распознавание слов, содержащих определённый звук;
  • расстановка ударения;
  • умение охарактеризовать звук (гласный, согласный твёрдый или мягкий);
  • деление предложений на слова, выделение интонацией вопросительных и восклицательных предложений.

Малышам нужно научиться правильно определять гласные звуки, не пропуская их в словах. Именно точное произношение гласных звуков определяет красивую речь. Изучение обычно идёт по порядку: [а], [о], [у], [и], [ы], [е], [э].

На первом занятии выделяем гласный звук из слова. Например, [а]. Воспитатель называет слова, в которых [а] присутствует в открытом слоге, выделяя голосом [а]: КА-А-А-ША-А-А. Дети повторяют. Произносим ещё похожие слова: МА-МА, РА-МА. Концентрируем внимание на артикуляции при произнесении звука.

Чтобы облегчить детям процесс копирования артикуляции, можно предложить им следить за собой через маленькие зеркальца

Воспитатель объясняет, что при проговаривании звука [а] воздух выдыхается свободно, не встречая препятствий. Звук получается громкий, во весь голос, поэтому и называется гласным. Обозначать его будем красным цветом.

По такой же схеме знакомим детей с остальными гласными звуками.

Занятия с гласными звуками могут включать такие упражнения:

После изучения гласных звуков идёт изучение согласных.

Опытные педагоги рекомендуют начинать изучение согласных со звуков [м], [н]. В силу своей артикуляционной особенности они лучше всего подходят для усвоения слияние звуков и слогового чтения.

Девочка и доска с буквами

Артикуляция согласных звуков (м), (н) противоположна артикуляции гласных звуков: воздух задерживается или губами, или зубами

Нужно научить детей разделять звонкие и глухие согласные. Воспитатель объясняет, что звонкие согласные звуки проговариваются с шумом и голосом, а глухие только с шумом. Если закрыть ладонями уши, то звонкий звук можно услышать, а глухой — нет. Наш звук [м] — звонкий.

Нужно придумать обозначение звонкости: колокольчик, звонок, динамик. Если звук глухой, то символ перечёркиваем.

Придумываем обозначение: для мягких звуков — вата, для твёрдых — камень.

При изучении звука даётся начертание буквы. В таком возрасте детям ещё очень сложно запоминать графику. Чтобы добиться хорошего результата, выполняем упражнения, базирующиеся на разных видах памяти ребёнка.

На протяжении всего курса обучения мы вводили систему обозначения звуков, опирающуюся на цвет (гласный звук — красный, согласный — синий) и символы (звонкий — колокольчик, мягкий — вата, твёрдый — камень). Этот приём помогает в запоминании материала и в разработке заданий.

Карточка с изображениями предметов и схемами слов

Пример задания на основе введённой системы обозначения: дети должны правильно соединить линиями картинку и схему слова

Путь освоения грамоты непрост. Чтобы пройти по нему, ребёнку нужно проявить старание и прилежание. Задача взрослых поддерживать малыша в его обучении. Будет замечательно, если в группе появится экран, на котором отражается, каких знаний дети уже достигли, а что ещё предстоит освоить.

Старший дошкольный возраст является возрастом для серьезной подготовки детей к обучению грамоте. Проблема готовности ребенка к овладению грамотой – одно из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

У достаточно большого количества воспитанников дошкольных образовательных учреждений во время поступления в школу трудности проявляются уже в период обучения грамоте. Поэтому еще до поступления в школу надо уделять достаточно большое внимание формированию готовности детей к успешному освоению грамоты, освоению первоначальным навыкам чтения и письма.

Грамота – умение читать и писать (М.Р. Львов). Овладение грамотой – первое условие дальнейшего обучения в школе [1].

Понятие готовности к обучению грамоте старших дошкольников включает в себя сформированность и развитие таких необходимых компонентов как: общая и мелкая моторика, координация движений, пространственно-временные представления, чувство ритма, зрительно-пространственные представления, сформированность фонематической системы [2].

В своей практике мы активно проводим работу по формированию готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста, которая включает следующие направления:

1 направление – формирование вербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников.

2 направление – формирование невербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников.

В таблице 1 и 2 представлено содержание работы по формированию вербального и невербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников, реализуемое нами в условиях дошкольной образовательной организации.

Формирование вербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников

Формирование невербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников

Приведем примеры некоторых игр.

Таким образом, формирование готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста включает два направления: формирование вербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников, формирование невербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников. Важным аспектом выступает методически правильный подбор игровых упражнений и заданий по формированию готовности к обучению грамоте детей, учитывая выделенные направления, а также особенности детей старшего дошкольного возраста.

Читайте также: