Обучающее изложение повествовательного деформированного текста по данному плану 3 класс школа россии

Обновлено: 28.06.2024

Оценить 1700 0

Цель: воссоздание текста и написание подробного изложения по нему.

Обучающие: учить определять последовательность частей в повествовательном тексте; формировать умение использовать средства языковой выразительности для передачи авторского отношения.

Развивающие: развивать речь, память; развивать языковое чутье

Воспитывающие: воспитывать любовь и интерес к природе; воспитывать уважительное отношение к ответам одноклассников.

- Здравствуйте. Садитесь. Сегодня у нас не просто урок, а урок развития речи.

Литературное вступление, постановка цели:

- Отгадайте загадку: Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной!

- Как догадались? Почему сердитый?

- Сегодня наша задача написать изложение, главным героем которого будет именно Ёжик. Открываем тетради, записываем дату, ниже посередине изложение, нижет название нашего изложения – Ёжик.

- А что такое изложение?

3) Ознакомление с деформированным текстом, восстановление текста:

- Перед вами листочки. Прочитайте. Что заметили?

- Верно, это нельзя назвать текстом. Какое задание необходимо выполнить?

- Представим, как происходили события. Что произошло сначала, прочитайте.

- Как развивались события?

- Чем закончилась история?

- Какие слова помогли определить последовательность частей?

- Прочитайте полностью, соблюдая последовательность событий.

4) Составление плана:

- Для того чтобы лучше запомнить, нам необходимо составить план. О чем говорится в 1-й части?

- Как можно назвать этот пункт плана?

- Что произошло в основной части? Как можно обозначить?

- О чем третья часть?

- Прочитаем еще раз полностью выразительно.

5) Анализ содержания и языковых особенностей:

- О чем этот рассказ?

- Понял ли ёж сразу свою ошибку? Как об этом сказано в тексте?

- Как он отнесся к своей ошибке, прочитайте.

- Как автор относится к ежику?

- Найдите те слова и выражения, которые передают чувства автора? (Ёжик, клюквинка, иголочка, лопушком, солнышко)

- Сравните с предложением, где я изменю эти слова: Увидел красную клюквину и наколол на серую иголку. Чем это предложение отличается от данного в тексте.

- Представьте, что вам надо раскрасить картинку к этому рассказу. Найдите словосочетания, которые передают краски этого текста.

- Почему не удалось наколоть голубую звезду? Как написано об этом в тексте?

- Какой знак стоит в предложение?

- Следующее предложение тоже имеет интересный знак. Какой?

- Почему перед данными словами стоит двоеточие?

- Прочитайте эти предложения выразительно.

6) Орфографическая подготовка

- Что нужно еще сделать, чтобы грамотно, без ошибок написать изложение?

- Найдите слова с приставками, назовите приставки.

- Найдите в тексте следующие слова, вставьте пропущенные буквы:

Пош.л увид.л замет.л ж.лтые л.пушком н.чего наш.л

- Подберите проверочные слово и вставьте пропущенные буквы: нак.лол, см.ялся, пол.жит

7) Перечитывание текста:

- Сколько частей в тексте? Как покажем на письме?

- Прочитаем еще раз текст. А теперь перевернули листочки, убрали их на край стола. Приступаем к написанию.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Автор программы понятие "Этикет" рассматривает в самом широком смысле, ставит очень актуальные задач. Подробнее.

Особенно ценно, что именно учитель, совместно с психологом, является автором программы адаптации реб. Подробнее.

Соглашусь с мыслью учителя о необыкновенной важности духовно-нравственного воспитания у детей в млад. Подробнее.

Замечательно, что воспитатель ставит задачу развивать коммуникативные навыки у учащихся младших клас. Подробнее.

Прекрасное раскрытие темы, очень полезные приемы и стратегии, которые используются на уроках. Думает. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентации предназначены для УМК "Школа России" для проведения уроков развития речи в 3 классе.

Развитие речи

Что такое текст?

Что такое текст?

Что такое текст?

Что такое текст?

Какие бывают виды текста?

Какие бывают виды текста?

Какие бывают виды текста?

Какие бывают виды текста?

Какие бывают виды текста?

Какие бывают виды текста?

Какие бывают виды текста?

Какие бывают виды текста?

Какие бывают виды текста?

Какие бывают виды текста?

Прочитайте. Можно ли назвать это текстом?

Прочитайте. Можно ли назвать это текстом?

Что нужно сделать, чтобы получился текст?

Что нужно сделать, чтобы получился текст?

Что нужно сделать, чтобы получился текст?

Что нужно сделать, чтобы получился текст?

Что нужно сделать, чтобы получился текст?

Что нужно сделать, чтобы получился текст?

Что нужно сделать, чтобы получился текст?

Что нужно сделать, чтобы получился текст?

Что нужно сделать, чтобы получился текст?

Что нужно сделать, чтобы получился текст?

Лексическая подготовка

Лексическая подготовка

Лексическая подготовка

Лексическая подготовка

Лексическая подготовка

Лексическая подготовка

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Первая часть

Первая часть

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Вторая часть

Вторая часть

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Задумайтесь

Третья часть

Третья часть

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Четвёртая часть

Четвёртая часть

Найдите в тексте глаголы

Найдите в тексте глаголы

Найдите в тексте глаголы

Найдите в тексте глаголы

Назовите в глаголах приставки

Назовите в глаголах приставки

Назовите в глаголах приставки

Назовите в глаголах приставки

Повторите текст

Подготовьтесь к написанию изложения по плану:

Подготовьтесь к написанию изложения по плану:


-75%

1 Постановка учебной задачи.

(Каждое предложение напечатано на отдельной полоске.)

Свиристели прилетают к нам с Севера и остаются на всю зиму.

Окраска у них розовая. Крылья чёрные с яркими жёлтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица.

Свиристели очень любят рябину. Её ягоды и зимой висят большими красными гроздьями. Как опустится стайка птиц на дерево рябины, так и не улетит, пока все ягоды не склюёт.

Поют свиристели негромко, обычно нежно посвистывают и чуть – чуть шипят. Про их песню в народе говорят: ишь как свистят. За эту ласковую песенку и прозвали этих птиц свиристелями.

- Какая задача стоит перед нами?

- Составить из предложений текст.

- Что для этого нужно сделать?

- Внимательно прочитать все предложения и расположить их в такой последовательности, чтобы получился текст.

11. Составление текста.

Ученики каждый сам читают самостоятельно предложения.

- О чём рассказывается в этом тексте?

- О птицах свиристелях.

(На экране появляется слайд с изображением свиристелей)

Работа в тетрадях по развитию речи.

- Какое первое задание нужно выполнить?

- Определить количество частей в тексте .

(Ученики в парах обсуждают и принимают решение, что 3)

- Докажите, что в тексте три части.

- В одной части говорится о внешнем виде птиц, в другой – о том, как они поют, в третьей – что любят свиристели.

- Что нужно сделать, прежде чем составлять весь текст?

- Сначала нужно составить каждую часть.

- В каком порядке строится описание . - Давайте вспомним, как строится описание. (Слайд с порядком построения описания.

1. Общее впечатление.

2. Крупные детали.

3. Мелкие детали.

4. Оценка автора.)

- Подберите все предложения, в которых даётся описание птицы, её внешнего вида.

(Ученики работают в парах, подбирают 4 предложения, составляют их по плану слайда.

- Почему в таком порядке вы расположили предложения?

Один ученик из отвечающей пары.

- Сначала мы поставили предложение об окраске птиц, так как оно относится ко всей птице в целом, потом - о крыльях, затем – о пятнышках. Последнее – оценка, отношение автора.

- Почему нельзя начать с предложения о пятнышках?

Второй ученик из пары ребят.

- Сначала надо передать общее впечатление, затем описать крупные детали, потом – мелкие. А закончить описание внешнего вида птицы впечатлением, оценкой. Это и есть отношение автора.

Пара ребят садится, и учитель продолжает задавать вопросы всему классу.

- Какие слова помогают автору описать птицу?

- Прилагательные, обозначающие цвет.

- Какие прилагательные будете использовать при описании птицы?

На доске: розовая, чёрные, яркие, жёлтые, красные.

- Как автор говорит о расположении пятнышек?

- Что подчёркивает это слово?

- Расположены в беспорядке, кое – где.

- Что автор хочет показать своим описанием?

- Это нарядная птица.

- Какие слова передают отношение автора?

- Пятнышки, полоски, очень нарядная.

- Каково же отношение автора к свиристелям?

- Автору эти птицы симпатичны, он любуется ими, с удовольствием наблюдает за ними и слушает их песню.

- . Составьте остальные части текста, работайте в парах. А кому будет трудно, я помогу.

Желающая пара учеников читает вторую и третью части текста.

- О чём вы рассказали во второй части?

Один ученик из пары.

- О том, как поют свиристели.

- О чём вы рассказали в следующей части?

- О том, что любят свиристели.

111. Составление плана.

- Что нужно сделать дальше?

- Определить порядок частей в тексте.

- Какой частью нужно закончить текст?

- Той частью, в которой рассказывается, как свиристели поют.

- Почему именно так будет правильно?

- В этой части рассказывается, почему этих птиц прозвали свиристели.

- Расположите на своих партах последовательно части текста, чтобы могли все его прочитать.

(Один ученик выходит на класс и выразительно читает текст)

- Нам осталось в тетради выполнить 5-ое задание. Составьте план, работая в парах.

1. Нарядная птица.

2. Любимое кушанье.

3. Ласковая песенка.

- Что старались отразить в заголовках плана?

- Главное в каждой части.

- По плану попробуем текст пересказать, пользуясь записями в тетради.

Один ученик пересказывает. Дополняем, исправляем.

1V. Запись текста.

V. Проверка написанного текста.

- Сколько частей в вашем тексте?

Один ученик читает получившийся текст. Дополняем, исправляем, если необходимо.

Свиристели прилетают к нам с Севера и остаются на всю зиму.

Окраска у них розовая.

Крылья чёрные с яркими жёлтыми полосками

На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки.

Очень нарядная птица.

Свиристели очень любят рябину.

Её ягоды и зимой висят большими красными гроздьями.

Как опустится стайка птиц на дерево рябины, так и не улетит, пока все ягоды не склюёт.

Поют свиристели негромко, обычно нежно посвистывают и чуть – чуть шипят.

Про их песню в народе говорят: ишь как свистят.

За эту ласковую песенку и прозвали этих птиц свиристелями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия по развитию речи младших школьников.

Тема: Подробное изложение деформированного повествовательного текста.

Конспект урока развития речи в 4 классе по учебнику Канакиной.Подробное изложение повествовательного деформированного текста.


УМК Школа России. Русский язык 3 класс. Подробное изложение деформированного текста по рассказу Геннадия Цыферова "Ёжик" (презентация)

Презентация по теме Подробное изложение деформированного текста по рассказу Геннадия Цыферова "Ёжик".

Конспект урока по русскому языку на тему:"Изложение описательного текста" 4 класс Школа России

Конспект урока по русскому языку на тему:"Изложение описательного текста" 4 класс Школа России.


Целью урока является отработка навыков написания подробного изложения с использованием приёма реконструкции деформированного художественного текста.


Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам

Сегодня на уроке мы пишем изложение. Работать будем 2 урока. Ваша задача – к концу второго урока написать подробный пересказ текста.

(Текст напечатан, лежит перед каждым учеником).

Заботливый зверёк.

Я вышел из укрытия. Зверёк заметался. Я поспешил уйти.

Это зверёк выносит свои ягоды на просушку. Уже греются на солнце ягоды черники и малины. Рядками лежат орехи и сухие грибы.

Ясным осенним днём я шёл по лесной тропе.

Вдруг на поляне показался бурундук. Я замер. Щёки у зверька раздуты тугими пузырями. Он сдавил их лапками, и изо рта посыпались кедровые орешки.

Прочитайте название. Попробуйте определить тему текста. О чём будет идти речь? (гипотеза) (О заботливом зверьке, который запасает припасы на зиму).

На доске записаны опорные слова: показался, выносит, лежат + картинки: белка, бурундук, медведь.

Что необычного вы заметили в построении текста? (Части текста перепутаны).

Можно ли так написать текст в изложении? Почему? (Неясно, трудно понять текст).

Как должны располагаться части в тексте? (Части должны идти по порядку, т. е. по развитию события).

2. Восстановление последовательности частей текста.

  1. Вводная (начало).
  2. Основная часть.
  3. Заключительная.

Представьте, как происходило событие? С чего всё началось? Что было дальше? Как развивались события? Чем все закончилось?

Расположите части в правильном порядке. Работаете в парах.

Проверим, как выполнили задание. Какая часть должна быть первой? О чем говорится в ней? Прочитайте. (Автор шел по лесной тропе).

Это начало события. Вводная часть. Поставьте цифру 1.

Как дальше развивается действие? (Дети читают 2 часть).

Какое слово соединяет эти 2 части? (Вдруг)

Подчеркните это слово.

Какая часть должна следовать за ней? (Дети читают 3 часть – это…)

Что делал зверёк? (Сушил запасы ягод и орехов на зиму).

Каким словом соединяются 2 и 3 под части? (Это).

Как называется эта часть? (Основная).

Сколько получилось мини – частей в основной части? (2 маленькие части).

Чем закончился рассказ? (Автор не трогает зверька, он уходит).

Какие слова помогли определить порядок частей? (Вдруг, это).

Прочитайте текст, который у нас получился.

3. Чтение текста упр. 259 с. 97. Анализ содержания и языковых средств.

Откройте учебник. Прочитайте текст. Сравните с текстом, который мы составили.

Подтвердилась ли наша гипотеза. Какова тема рассказа? О чем говорится в тексте? (Бурундук – заботливый, запасливый зверек).

Физминутка.

Попробуем определить главную мысль текста. Для этого понаблюдаем, как автор описывает своих героев, их поступки, события, какие использует слова.

Найдите в тексте, описание бурундучка. Какие слова употребляет автор, чтобы вы могли представить зверька? (Щеки у зверька раздуты тугими пузырями).

Какие слова использует, чтобы показать, что это заботливый, аккуратный зверек? (Он выносит свои запасы на просушку. Орехи, ягоды и грибы лежат рядками).

Что еще зверек запас на зиму? (Кедровые орешки, ягоды черники и малины).

Какова главная мысль текста? Как человек отнесся к бурундуку? (Человек очень внимателен к заботливому зверьку. Он поспешил уйти, как только увидел, что зверек заметался).

4. Составление плана.

Сегодня мы составим план рассказа.

Когда произошла встреча?

Найдите ответ в учебнике. Прочитайте.

Из скольких предложений состоит вводная часть? (1)

Кого человек встретил на поляне? За каким занятием?

Найдите ответ в учебнике. Прочитайте.

Что зверек запас на зиму? С какой целью бурундук выносил запасы из норки?

Найдите ответ в учебнике. Прочитайте.

Как человек отнесся к бурундуку?

Найдите ответ в учебнике. Прочитайте.

План.

1. По лесной тропе.

2. Встреча с бурундуком.

3. Запасы на просушку.

4. Напрасная тревога.

Попробуем пересказать текст по плану. (Пересказываем все вместе, используя движения).

Кто может пересказать сам. (Пересказывает ребенок, учитель показывает движения).

Пересказ детей в парах, друг другу.

Инсценировка текста (Пересказ).

Ход урока 2

5. Орфографическая подготовка.

Что нужно делать при подготовке к изложению, чтобы грамотно написать? (Разобрать в словах орфограммы).

Работать будем в книжках малышках.

Вспомните правило, которое нужно знать, чтобы правильно написать гласные в словах: (слова написаны на доске) л..сной, тр..пе, п..ляне, пок..зался, зв..рька, к..дровые, св..и, р..дками, л..жат, гр..бы. Проверьте гласные в словах.

Найдите в тексте словарные слова.

Вдруг, орехи, солнце, ягоды, черники, малины.

Объясните написание согласных в словах: ла..ками, оре..ки, просу..ку.

Найдите в тексте однокоренные слова. Шел – вышел, орехи – орешки.

Обратите внимание на написание слов: осенним, замер, щёки, тугими пузырями, сдавил, посыпались, на просушку, греются, заметался, поспешил.

Обратите внимание, в тексте есть сложное предложение.

Чертится схема предложения. |_____, и изо ________.

Физминутка.

Закройте учебник. Прослушайте внимательно рассказ еще раз. (Текст читает учитель).

6. Запись текста.

Сколько частей в тексте? Как покажем при записи?

Откройте тетради для творческих работ. Напишите число, изложение, название. Приступайте.

(Дети, написавшие раньше других, получают задание: продолжить текст, нарисовать картинку к тексту).

7. Проверка изложения.

8. Итог урока.

Чему учились на уроке? (Определять последовательность частей, тему текста, выделять главную мысль рассказа).

Что помогает определить последовательность частей? (Порядок событий и слова, связывающие части между собой).

Читайте также: