Обсудите с товарищем произошли ли изменения в повседневной жизни человека кратко

Обновлено: 02.07.2024

Эмансипация женщин. В период с 1880 по 1945 г. происходил процесс женской эмансипации в Европе, Америке и ряде других стран (так называемая первая волна феминизма). Он был связан с изменением роли женщины в общественной жизни, прежде всего экономической. Индустриальное общество превращало женщин в наёмных работниц на фабриках и заводах, в развивающейся сфере услуг, на конторских должностях и т. д. Всё больше женщин получали профессии, которые применялись в интеллектуальных областях деятельности: они становились учителями, адвокатами, журналистами. К 1914 г. во французских университетах уже 10 % студентов составляли девушки. Но Кембриджский университет (Англия) только в 1947 г. принял решение о принятии женщин в число студентов и присвоении им учёных степеней. В 1980-х гг. в европейских странах работало 33 – 40 % женского населения. В СССР и некоторых бывших социалистических странах количество работающих женщин достигало 80 – 90 % от их общего числа.

Дальнейшая эмансипация женщин получила название второй волны феминизма, отсчёт которой начался с 1960-х гг. Суть требований заключалась уже не только в предоставлении равных прав, но и в создании новых возможностей. Женщины активно занимались бизнесом и политикой, добиваясь высших государственных постов. Премьер-министрами стали, например, Сиримаво Бандаранаики на Шри-Ланке (первая в мировой истории, 1960 – 1965, 1970 – 1977), Индира Ганди в Индии (1966 – 1977, 1980 – 1984), Маргарет Тэтчер в Великобритании (1979 – 1990). В настоящее время самой известной женщиной – главой правительства является Ангела Меркель (Германия).

Образование. Начиная с XIX в. всё больше людей пытались и сами получить образование, и помочь получить образование своим детям. Малообразованный человек в условиях динамично развивающегося общества ограничен в возможностях устроиться на хорошую работу, иметь высокую зарплату, сделать карьеру. Во всех странах шла борьба за то, чтобы образование стало обязательным, по возможности бесплатным, а также светским, свободным от вмешательства церкви. Большую роль в процессе индустриализации сыграло обучение техническим профессиям (на разных уровнях – от элементарного до инженерного).

Главным направлением начального образования стало его пре-вращение в массовое и обязательное. В большинстве западноевропейских государств законы об обязательном бесплатном начальном образовании были приняты ещё в XIX в. В ряде стран Латинской Америки всеобщее начальное образование было введено в начале ХХ в., но ещё в начале 1970-х гг. свыше 20 % детей не посещали начальную школу. В СССР всеобуч был введён в 1930 г. К середине 1980-х гг. около 90 % детей младшего школьного возраста во всём мире получали начальное образование.

На протяжении ХХ – в начале XХI в. в большинстве стран подрастающее поколение получало либо общее, либо среднее профессиональное образование. По всему миру растёт число высших учебных заведений. Теперь в них имеют право учиться не только граждане своей страны, но и молодёжь из других государств. Практикуется также обмен студентами. В 2005 г. на 10 тыс. жителей в США приходилось 445 студентов, в Великобритании – 276, Германии – 240, Японии – 233 студента.

Научный и технический прогресс требует постоянного повышения квалификации. На производстве меняется оборудование, внедряются новые технологии и механизмы, врачи имеют дело с обновлением медицинских методик, появлением более эффективных лекарств – и такова ситуация во всех профессиях. Поэтому по каждой специальности существует система непрерывного последипломного образования. В случае экономических кризисов организуется обучение другим профессиям. Современный человек должен понимать, что ему предстоит учиться всю жизнь. Это необходимое условие сохранения статуса высококвалифицированного специалиста.


Канцлер Германии А. Меркель

Несмотря на глобальную тенденцию в сторону улучшения качества жизни, продолжает сохраняться разрыв в средних доходах жителей развитых и развивающихся стран. Этот разрыв может быть ниже в десять и более раз по сравнению с развитыми странами. В свою очередь, внутри развитых и развивающихся стран также существует градация в уровнях жизни. Например, Португалия и Болгария, Германия и Дания – члены Евросоюза, но доходы населения в них весьма разнятся. Естественно, стандарты качества, в том числе и уровня жизни в разных странах, далеко не одинаковы. Для выравнивания принимаются различные социальные программы: о пенсионном обеспечении, помощи многодетным семьям и матерям-одиночкам, социальном жилье и т. д.

В обществе потребления человек окружён постоянно меняющимся миром вещей. И больше половины – это вещи, которые были неизвестны до ХХ в. или широко не применялись. Ещё в начале ХХ в. большинство населения мира не знали, что такое электрическая лампа в частной квартире, и пользовались керосиновыми лампами с фитилём; квартиры отапливались дровами или углём, не было централизованного водяного отопления, электрических и газовых плит, холодильников. Автомобиль являлся роскошью, а не массовым средством передвижения, частью повседневного быта. Не было столь привычных сейчас авторучек, на каждой парте в школе стояла чернильница.

Развитие бытовой техники намного облегчило участь женщины, ранее жёстко привязанной к домашнему очагу. Теперь, возвращаясь с работы, женщина может купить готовую еду и расплатиться кредитной картой. Дома купленную еду можно быстро разогреть в микроволновой печи. На это будет затрачено минимум времени.

Сегодня, в начале ХХI в., даже у школьников появились мобильные телефоны, свободное время дети могут провести за просмотром телепередач или кинофильмов. Во многих школах и уже практически в каждой семье имеются персональные компьютеры, широко распространены ноутбуки. На работе и дома люди пользуются электронной почтой. Наличие таких средств связи позволяет человеку общаться и по работе, и по интересам с большим кругом людей, живущих в разных, часто отдалённых местах.

С ростом благосостояния и уменьшением количества рабочих часов в неделю у людей появились финансовые возможности и время для организации разнообразного отдыха. Всё большее значение для современного человека, наряду с работой и семьёй, приобретают различные увлечения – спорт, международный туризм, игромания, в том числе компьютерная, коллекционирование и т. д.

Современный человек в развитых странах, как правило, является носителем глобальной урбанистической культуры. Он индивидуалистичен, подчёркивая это своим поведением и одеждой. Несмотря на диктат моды, на улице трудно встретить одинаково одетых людей. Многие, конечно, носят джинсы, но рубашки, блузки, пиджаки, куртки разнообразны и по расцветке, и по покрою.


Рост индивидуализма в обществе можно проследить даже по модным танцам. Например, танго пришло в Европу из Аргентины в 1910 г. В отличие от танцев XIX в., этот танец более интимен и менее стандартизирован в исполнении. Тогда же, с 1910 г., в Европе распространился пришедший из США фокстрот, быстрый и допускающий вольности в исполнении. Во второй половине ХХ в. в молодёжной культуре начинает доминировать так называемый свободный танец. Он основан на личностно-интимном танцевальном творчестве. При свободном исполнении можно сформировать собственный индивидуальный рисунок танца. Начало распространения свободного танца связано с появлением рок-музыки, в частности рок-н-ролла в 1950 – 1960-х гг.

Изменился облик городов, т. е. среда, в которой формируется и живёт современный человек. Многоэтажные дома выросли на месте зданий начала ХХ в. Построены новые, в современном архитектурном стиле, столицы в Бразилии, Малайзии, Объединённых Арабских Эмиратах, Казахстане.

К началу XXI в. в развитых странах изменилась структура населения. Сократилась рождаемость, но вместе с тем увеличилась продолжительность жизни. Одним из факторов, повлиявшим на изменение структуры населения, стали успехи медицины и развитие здраво-охранения. Под здравоохранением понимается система организации медицинского обслуживания населения, имеющая два взаимосвязанных аспекта: общественный – источники и размеры финансирования и индивидуальный – доступность медицинских услуг для конкретных граждан, имеющих разные доходы. Основные формы оказания медицинской помощи – государственная, страховая и частнопрактикующая. В большинстве случаев они встречаются в разных сочетаниях. Общая тенденция в развитии здравоохранения – сделать медицинские услуги более доступными и качественными. В здравоохранении всё большее значение приобретают профилактическое обслуживание (в первую очередь переход к всеобщей диспансеризации), организация родовспоможения и жизнеобеспечение новорождённых, социальная помощь инвалидам и пожилым людям. В ряде стран развёрнута последовательная борьба с курением, пьянством, наркоманией.


Панорама современного Дубая

Физкультура и спорт. Уже с конца XIX в. физкультура и спорт стали занимать большое место в общественной жизни. Получило распространение занятие физкультурой по утрам. Как учебный предмет она вводилась в школах. Молодёжь начала увлекаться спортивными командными играми: футболом, волейболом, баскетболом, хоккеем. Росло понимание того, что занятия физкультурой и спортом укрепляют здоровье и формируют спортивную фигуру, а также являются прекрасным средством для поднятия эмоционального тонуса.

Тысячи людей тренируются в спортивных клубах, посещают плавательные бассейны и конькобежные площадки, ходят в туристические походы. Наряду с традиционными видами спорта, в настоящее время приобрели популярность горные лыжи, роликовые коньки, сёрфинг (катание на волнах), спуск на плотах по горным рекам, восточные единоборства.

Спортивные состязания стали увлекательными зрелищными мероприятиями. Их любители (болельщики) заполняют огромные стадионы, часами смотрят спортивные соревнования по телевизору. Поэтому, наряду с массовым спортом, получил развитие профессиональный спорт.


Олимпийские игры в Стокгольме. Плакат. 1912 г.

В 1896 г. по инициативе француза П. де Кубертена были проведены первые всемирные соревнования, названные Олимпийскими играми в память о древнегреческом спортивном празднестве. С этого времени они проводятся каждые четыре года, место их проведения определяется Международным олимпийским комитетом. С 1924 г., наряду с летними Олимпийскими играми, проводятся и зимние. Каждые игры имеют свою эмблему, сочетающую олимпийский символ – пять колец и символ города, в котором проходят соревнования.

В глобальном векторе общественного развития один из важнейших сегментов – повседневная жизнь человека. В ХХ в. она претерпела столь же быстрые и кардинальные изменения, как экономика и политика. Можно сказать, что изменению подверглось всё: облик городов, инфраструктура жилья, бытовая техника, одежда, ассортимент питания и т. д. Урбанистическое общество начала ХХI в. лучше, чем когда бы то ни было ранее, питается, одевается, организует досуг. Но при этом сохраняется существенный разрыв в качестве жизни между развитыми и развивающимися странами, разными социальными слоями в одной и той же стране.

Вопросы и задания

1. Каковы экономические и внеэкономические причины и последствия эмансипации женщин?

2. Назовите основные тенденции в развитии массового образования.

3. Какие изменения в мире бытовых вещей произошли на протяжении ХХ в.? Чем вы могли бы дополнить фактический материал учебника по этому вопросу? Какие социальные последствия имеет совершенствование бытовых услуг?

4. Какие тенденции в одежде и моде вы можете отметить?

5. Какие интересующие вас виды спорта получили развитие в ХХ в.?

Почему опасна чрезмерная зависимость человека от шопинга, каковы могут быть её социальные последствия?

Почему врачи предостерегают от злоупотребления удовольствиями?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Сеньория: обстановка повседневной жизни

Сеньория: обстановка повседневной жизни Сеньорией называлась совокупность земель, на которых сеньор, каковы бы ни были его состояние и могущество, реализовывал права собственности и суверенитета. Она служила основной политической и экономической единицей общества,

♦ Религиозная практика в повседневной жизни

? Религиозная практика в повседневной жизни Вернемся к Diplomatarium Islandicum: изучение этого труда позволяет нам составить внушительный перечень церквей Исландии, с описью их имущества и описанием внешнего вида наряду с перечнем даров, пожертвований и наследств. Конечно, не

Нормы повседневной жизни и практика самобичевания

Реалии повседневной жизни

Реалии повседневной жизни С этой точки зрения рассматриваемый исторический период весьма важен. В какой-то мере его можно считать креативным, ибо за полутысячелетие (XIII—VIII вв. до н.э.) произошли огромные изменения в характере общества и взаимоотношений между

§ 23. Социокультурное развитие: изменения в повседневной жизни людей

§ 23. Социокультурное развитие: изменения в повседневной жизни людей Эмансипация женщинВ период с 1880 по 1945 г. происходил процесс женской эмансипации в Европе, Америке и ряде других стран (так называемая первая волна феминизма). Он был связан с изменением роли женщины в

Брюки в повседневной жизни после мая 1968 года

Брюки в повседневной жизни после мая 1968 года В 1968 году вестиментарную ситуацию во Франции можно назвать контрастной. Студентки выходили на манифестации в джинсах и кроссовках, готовые при необходимости убежать, в то время как большинство женщин еще ни разу не испытывали

Распорядок повседневной жизни

Распорядок повседневной жизни День у предков наших распределялся иначе, чем в наше время. Летом все, и знатные, и простые люди, вставали обыкновенно с восходом солнца, а осенью и зимою за несколько часов до рассвета.Счет часов у русских был в старину византийский: сутки

Под революцией подразумевается коренное изменение основ жизни общества. Коренные изменения в каждой из сфер жизни общества затрагивают и другие сферы, вызывая такие же изменения.

Реформация, сопровождавшие ее изменения в обществе, распространение грамотности и книгопечатания, публикация многочисленных политических, экономических и философских трактатов, появление и развитие капитализма изменяли традиционный миропорядок. Начинается процесс модернизации – перехода от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу, приведения самой структуры общества, государства, экономики, культуры в соответствии с требованиями времени. Распространение капиталистических отношений в деревне запустило аграрную революцию, которая создала условия для промышленной революции. Развитие промышленности потребовало проведение транспортной революции. Транспортная революция привела к оживлению европейской и мировой торговли. Европа смогла вырваться на первое место в мире по темпам роста экономики благодаря модернизации, которая трансформировала все сферы жизни европейского общества, тогда как в других регионах сохранялось традиционное общество.

2. Как мы могли бы в целом охарактеризовать изменения в повседневной жизни людей, происходившие в Европе в XVIII в.? Сделали ли они жизнь европейцев лучше или хуже? Докажите правильность своего ответа.

Жизнь людей в Европе в XVIII в. быстро менялась. Увеличились темпы урбанизации, стали более современными города и интерьеры городских домов, питание стало более разнообразным, начали уделять немало внимания воспитанию детей. Эти изменения сделали жизнь людей намного лучше. Развитие гигиены, разнообразие питания повысили качество жизни населения, что привело к снижению уровня смертности. В городах активно развивается социальная политика властей. Появление полиции способствовало снижению преступности. Эти изменения привели к общему повышению качества жизни европейского населения.

3. Продемонстрируйте на примерах, что принятие идеологии Просвещения было в интересах европейских монархов.

Европейские монархи осознавали необходимость модернизации экономической и политической системы общества. Однако все изменения наталкивались на сопротивление традиций. Идеи Просвещения провозглашали отказ от традиций. Кроме того, у ряда просветителей существовали готовые планы реформ – монархи стали переписываться с философами, интересоваться их мнением и в конце концов приглашать их на высшие государственные посты. Принималась идея о том, что власть монарха происходит не от бога, а от народа. Это имело несколько важнейших последствий. Отказ от традиций и оправдание своих действий благом народа привели к безмерному усилению государственной власти. Кроме того, отказ от религиозной основы власти монарха приводил к повсеместному появлению веротерпимости. В Дании в начале 1770-х гг. провозглашается свобода совести. В монархии Габсбургов вначале протестанты и православные были уравнены в правах с католиками, а затем был принят аналогичный закон и в отношении иудеев. Во многих странах отменялись те нормы и институты, которые противоречили идее политической и экономической свободы: в Дании, Франции, Флоренции упразднили средневековые цеховые корпорации, в Швеции и Саксонии ввели свободу торговли, в Дании была отменена цензура. Многие реформы были направлены на просвещение народа, развитие образования и культуры. В Пруссии и Баварии появились академии наук, в Австрии были созданы начальные школы. Итогом реформ просвещенного абсолютизма стала модернизация государственных институтов и экономики, укрепление государственной власти, усиление централизации.

4. Повлияло ли Просвещение на жизнь народов европейских стран? Стали ли правители действовать в интересах народа?Принятие идеи о том, что власть монарха происходит не от бога, а от народа, имело несколько важнейших последствий. Прежде всего, это означало, что у монарха есть не только права, но и обязанности по отношению к своим подданным. Монархи начинают проводить аграрные реформы, отменять пытки, делать более независимой судебную власть, улучшать законодательство. Во многих государствах прекращаются преследования людей, не исповедующих государственной религии. Многие реформы были направлены на просвещение народа, развитие образования и культуры. Во многих странах отменялись те нормы и институты, которые противоречили идее политической и экономической свободы. Таким образом, Просвещение серьезным образом повлияло на жизнь народов европейских стран. Монархи принимали действиях в интересах народа, но большей частью, политика правителей была направлена на укрепление собственной власти, зачастую проводившиеся изменения шли насильственным способом, не считаясь с мнением подданных.

5. Подготовьте презентацию об одном из деятелей культуры эпохи Просвещения. Отметьте, как связано его творчество с теми изменениями в духовной жизни общества, которые происходили в XVIII в.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения. Его называют предтечей Великой французской революции.

Руссо Жан-Жак: Биография и Самые Значимые Факты

Вольтер и Руссо: Общественный договор

Учение Жан-Жака Руссо содержит радикальные тенденции в политической мысли XVIII в. Руссо в своих трудах провозглашал суверенитет народа на основе полного равенства и высказывал идеи о возможности свержения тирании посредством народного восстания. Таким образом, был сделан шаг от просветительства к революции, к массовым движениям.

6. Напишите рассказ от имени одного из правителей великих держав о том, какие внешнеполитические задачи стояли перед его страной. Определите, успешно ли он их решал.

Фридрих II – король Пруссии с 1740 по 1786 гг.

Пруссия – великое государство! Оно должно быть единым, а не разделено на разобщенные области. На Балтике мы должны потеснить Швецию. Моя задача – создать экономически и политически сильное государство, что невозможно без войн.

Я говорил, что с Россией мы будет друзьями! Так и произошло, вместе с Россией и нашими врагами австрийцами нам удалось договориться, и мы получили от Речи Посполитой Западную Пруссию. Теперь Бранденбург и Пруссия едины. Германия будет единой, я сделал большой шаг к благу германских народов.

Стр. 83

Творческие работы и проекты

Северная война проходила между Россией, Данией, Саксонией против Швеции. Цель Северного союза заключалась в борьбе с гегемонией Швеции на Балтике, получения Россией выхода к Балтийскому морю, а также усилению Дании и Саксонии в этом регионе. Основные сражения: битва при Нарве (1700), осада Нотебурга (1702), сражение при Клишове (1702), битва при Лесной (1708), Полтавское сражение (1709), Гангутское сражение (1714), сражение при Гренгаме (1720).

Война за польское наследство проходила между Россией, Австрией, Саксонией и Францией, Испанией, Сардинским королевством. Целью антифранцузской коалиции было оставить престол за Фридрихом II Августом, целью французской коалиции было получить престол Станиславу Лещинскому. Основные сражения: осада Данцига (1734), битва при Парме (1734).

Война за австрийское наследство проходила между Священной Римской империей, Великобританией, Голландией и Баварией, Пруссией, Францией, Испанией и рядом других стран. Целью войны являлась попытка оспорить завещание австрийского императора Карла VI рядом европейских государств и расчленить владения дома Габсбургов в Европе. Основные сражения: сражение при Мольвице (1741), сражение при Хотузице (1742), сражение при Кампо-Санто (1743), Деттингенское сражение (1743), битва при Фонтенуа (1745).

Семилетняя война – крупный общеевропейский военный конфликт. В этой войне Пруссия и Англия воевали против Австрии, Франции, Саксонии, России и Швеции. Причиной войны стала дипломатическая революция. Франция и Англия конкурировали между собой за колонии, Россия, Саксония, Австрия, Швеция стремились не допустить усиления Пруссии. Основные сражения: сражение при Гросс-Егерсдорфе (1757), битва при Цорндорфе (1758), сражение при Кунерсдорфе (1759), сражение при Торгау (1760), сражение при Фрайберге (1762).

Основой военной стратегии в войнах XVIII в. использование линейной тактики боя и использование генеральных сражений для уничтожений армии врага. Страны стремились выводить постепенно своих врагов, хотя все чаще армии союзников объединялись и давали решающие сражения.

К периоду войн XVIII в. относятся нововведения, связанные с расчленением вражеских сил и уничтожением арьергардов войск противника, формированием регулярных армий, взаимодополняющее использование родов войск на поле битвы, активное применение флота при проведении военных операций.

На протяжении XVI - первой половины XVII в. численность населения Европы
постоянно росла. Прежде всего это касается XVI века, в течение которого
население европейских стран увеличилось с 69 млн до 95-100 млн человек.
Средняя плотность населения в Европе увеличилась до 30-35 человек на 1
кв. км, что составляло примерно треть от современного уровня. Рост
численности населения было особенно заметным после ужасных времен
эпидемии чумы ("черной смерти"), которая опустошила Европу в XIV в. В
первой половине XVII в. темпы роста уменьшились, и в середине века
населения европейских стран составляло 110-115 млн человек. Причины
увеличения численности населения состояли в росте рождаемости, улучшении
условий жизни, изменениях в рационе питания европейцев.

Средняя
продолжительность жизни человека составляла 30-35 лет, что не исключало
наличия людей, достигали преклонного возраста. Большинство мужчин
умирала в возрасте 40-60, женщин - 20-40 лет. Прежнему большой
оставалась смертность новорожденных: только половина из них достигала
десятилетнего возраста. Связано это было с отсутствием медицинской
помощи во время родов, пренебрежением элементарных правил гигиены.
Больниц в современном понимании просто не существовало, были лишь приюты
для неизлечимо больных, калек и престарелых.

Ужасные
санитарные условия, особенно в городах, способствовали распространению
болезней и эпидемий. В XVI - первой половине XVII в. отдельные районы
Европы неоднократно поражала эпидемия чумы. Под время вспышки чумы в
1629-1631 гг, охватившего почти все Средиземноморье, умерло более
половины городского населения. Немецкие земли чума опустошала в
1624-1630, 1634-1639 гг и в конце Тридцатилетней войны. Потери населения
в этих странах составляли 60-75%. Значительными были людские потери
также от эпидемий оспы, холеры, тифа.

Население Европы погибало
не только от эпидемий, но и от голода в неурожайные годы, пожаров,
военных опустошения. Особенно ощутимыми были потери от войн, связанные с
началом использования огнестрельного оружия и массовым убийством
мирного населения, стало обычной практикой ведения военных действий. Во
время восстания в Нидерландах против испанского господства герцог Альба,
возглавлявший карательную экспедицию, извещал короля Филиппа VI: "Если я
захвачу Алькмаар, то ни существо не останется живой. Каждую горло будет
перерезано ножом ". Огромными были потери во время гражданских войн во
Франции и первой общеевропейской Тридцатилетней войны. По
приблизительным подсчетам, только в XVII в. Европа потеряла в войнах 3
млн человек.

Эпидемии, голод и войны были главными факторами,
которые ограничивали рост населения, влияли на движение народонаселения и
повседневная жизнь человека в XVI - первой половине XVII в.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Главный Попко

Лучший ответ:


Зачетный Опарыш

Революция 1917 г. и события последующих лет не могли не затронуть и повседневную жизнь, не нарушить сложившийся уклад их быта. Жизнь города, начавшая изменяться еще в годы Первой мировой войны, радикально трансформировалась после 1917 г.: исчезло многое, что было характерно для дореволюционного Петрограда, и в то же время появилось немало новых черт. Изменения в повседневной жизни были вызваны не только трудностями, связанными с Гражданской войной и хозяйственной разрухой: эти явления имели временный характер. Черты нового быта стали появляться в значительной мере под влиянием новой идеологии, насаждаемой в стране пришедшей к власти политической группировкой.
Войны и революции пагубно сказались на состоянии крестьянских хозяйств. Независимо от национальной принадлежности, благоустройство крестьянского двора напрямую зависело от степени экономической мощности хозяйства и ярко демонстрировало материальную состоятельность хозяйства. Социальное выравнивание деревни выразилось в маломощности большинства крестьянских хозяйств на фоне общего обнищания деревни. Большой процент хозяйств вообще не имел пахотных орудий, борон и других средств производства. Экономические трудности вызвали к жизни архаичные орудия труда.
В 1920-е гг., несмотря на улучшение питания крестьян по сравнению с периодом революций и гражданской войны, оно оставалось недостаточным в количественном и качественном отношении. Употребление в пищу суррогатов, корений, трав было обычным явлением того периода времени. Питание было непосредственным отражением экономического состояния крестьянского двора. Оно значительно отставало от уровня горожан. По мере восстановления сельскохозяйственного производства качественно менялся рацион крестьянской семьи, что проявлялось в увеличении потребления продуктов животного происхождения и хлебных изделий без примесей. Большие физические затраты на производство продуктов питания, периодично повторяющиеся голодные годы, борьба за выживание доминировали в сознании крестьян. Поэтому в повседневной жизни было бережное и прагматичное отношение к продуктам питания.
Увеличилось сознание крестьян в необходимости ликвидации неграмотности и распространения газет и книг в деревне. Несмотря на то, что в целом у крестьян был низкий уровень грамотности и читали они мало, в 1920-е гг. характерен читательский рост. Факторами, выступающими тормозом в распространении грамотности были: дефицит учительских кадров, материальные затраты на содержание местных школ, традиционный крестьянский консерватизм, который в большей мере проявлялся в женском сознании. Возраставший интерес крестьян, в том числе и неграмотных к книге, вызвал к жизни совместные чтения, которые стали характерным явлением в российской деревне уже на рубеже XIX — XX вв. Это явление нашло отражение в 1920-е гг. в избах-читальнях, которые были для крестьян местом общения и просвещения. Некоторые из них возникали по инициативе крестьян, неудовлетворенных формально организованной партийно-советской избой. Громкое чтение книг и газет приходили послушать крестьяне всех возрастов, и не только мужчины, но и женщины.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также: