Обстоятельства выраженные деепричастными оборотами план урока 8 класс
Обновлено: 05.07.2024
Тема: Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация, книги для выставки, раздаточный материал
– закрепить материал об основных понятиях синтаксиса и пунктуации; активизировать знания о деепричастных оборотах, особенностях обособления деепричастных оборотов и одиночных деепричастий на письме;
– совершенствовать умения, связанные с опознаванием основных синтаксических и пунктуационных явлений, применяя полученные знания; развивать ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
– воспитывать интерес к предмету, интерес к различным видам искусства, любовь к родине.
Организационный момент(слайд№1 )
Да, правильно, здесь есть деепричастия во всех песнях.
Если вы не догадались вам помо жет
1. «Под голубыми небесами, великолепными коврами…
(скользя по утреннему снегу)- А.Пушкин «Зим. Утро
7. ……………………в спокойствии чинном
Лошадку ведет под уздцы мужичок
Поднимают руки. Выводится на экран и на листочках. (слайд № 5)
– Влияет ли время года на настроение человека? –Каким оно должно быть весной? – Какими бы красками обозначили свое настроение?
(предполагаемые ответы учащихся)
… настроение по-весеннему прекрасное, природа возрождается в это время года.
… происходят обновления в природе.
… новые чувства, переживания, надежды.
II . Повторительно-обучающая работа
… думаю, что весна, потому что река вышла из своих берегов.
… согласна, по-весеннему светит солнце, тени на берегу, …, почему-то чувствуется влажный свежий воздух…
На ваших столах лежат конверты, в них вы найдете предложения, разрезанные на части (с деепричастными оборотами), ваша задача правильно собрать эти предложения и записать в тетради. (по предложению на парты)
1) Деревца на берегу стоят, прижавшись друг к другу.
2) Отражаясь в воде, тонкие деревья кажутся длинными-длинными.
4) Легкие светлые облака тихо плывут по небу, придавая пейзажу еще больше прелести, воздушности и поэтичности.
5) Широко вокруг разлилась весенняя вода, затопив берёзовую рощу
Оцените свою работу.
В чем особенность этих предложений? (предполагаемые ответы) …Эти предложения о природе. …В них говорится о том, что мы видим на картине. …В них есть деепричастный оборот.
Вспомним определение, что называется деепричастным оборотом. А каким членом предложения является деепричастный оборот? (предполагаемые ответы) ( слайд №9) Деепричастный оборот – деепричастие с зависимыми словами. Деепричастие – часть речи, образованная от глагола, отвечает на вопросы что делая? что сделав? не изменяется. Деепричастие и деепричастный оборот в предложениях являются обстоятельством.
Как вы думаете, что мы должны закрепить и для чего нам пригодится изучение обособленных обстоятельств? (Для того, чтобы не допускать грамматические ошибки, для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ)
Проблемная ситуация Запишите в тетрадь предложение. (Слайд 10)
Старая утка выбралась на чистую воду, испуганно оглядываясь и тревожными криками подзывая к себе утят.
Сколько, по-вашему, здесь деепричастных оборотов? Назовите их. (2)
Почему же после первого и перед вторым нет запятых? (Они однородны и поэтому подчиняются общему правилу постановки знаков препинания при однородных членах. Эти однородные деепричастные обороты соединены одиночным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится.) слайд № 11
Рассмотрим другой пример (на экране появляется второе предложение )
Старая утка выбралась на чистую воду, тревожными криками подзывая к себе утят, и, испуганно оглядываясь, поплыла вдоль залива. ( слайд № 12 )
Сколько в этом предложении деепричастных оборотов? (2)
Почему же знаки препинания поставлены по-другому? (Проблемный вопрос)
3. Закрепление материала
Опираясь на данное правило Расставьте знаки препинания в тексте, который у вас на столах. (предложения с деепричастными оборотами)
(на экране два варианта одного и того же предложения) (Слайд 14)
Осветив берег, воду и крыши Осветив берег, воду и крыши, И согрев древесину сосны, И, согрев древесину сосны, Поднимается выше и выше Поднимается выше и выше Запоздалое солнце весны. Запоздалое солнце весны.
Оценивание себя ( Слайд 15)
Левитан работал не покладая рук. (слайд №16)
Как вы понимаете слова не покладая рук ? Чем является это словосочетание? (предполагаемые ответы) …много, плодотворно работал, работал без отдыха. …это устойчивое словосочетание, фразеологизм.
НЕ ПОКЛАДАЯ РУК. Усердно, без устали, не переставая (делать что-либо) (Фразеологический словарь А. И. Молотков)
Приведите примеры подобных словосочетаний. …скрепя сердце, положа руку на сердце, не моргнув глазом, сломя голову, не находя себе места, повесив нос, засучив рукава и др.
Нужно ли выделять запятыми деепричастные обороты, которые являются фразеологизмами?
Нет, деепричастные обороты, являющиеся фразеологизмами, запятыми не выделяются. (слайд №17)
А когда обстоятельства выделяются, а когда нет. Создайте в группах схемы или таблички (проверка на слайде № 18)
4.Физминутка для глаз (слайд №19)
Проверка (слайд 21)
На ОгЭ задания по обособленным членам идёт под номером 9. Вот как оно может выглядеть. Среди предложений 1 – 4 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений. (слайд №22)
(слайд №23) -проверка
5.Работа по развитию речи учащихся
Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.
Из-за чего фраза выглядит смешной? (предполагаемый ответ)
… Шляпа, конечно же, не могла сама подъезжать к станции и глядеть в окно. Подъезжал и глядел кто-то, у кого слетела шляпа. …А. П. Чехов этой фразой дает понять, что запись сделал человек необразованный, плохо знающий русский язык.
Герой Чехова, сочинивший нелепое предложение про шляпу, подъезжавшую к станции, не учел одного очень важного правила. Какого? (на экране схема Слайд 25)
Весенняя вода разлилась , затопив березовую рощу.
основное действие добавочное действие
должно совершать одно лицо
(т.е. один субъект действия)
(вода разлилась, и она же затопила)
Прочитайте предложения с речевыми ошибками из сочинений ваших сверстников, исправьте ошибки. (Слайд 26)
Открыв окно, в мою комнату ворвался запах прелой листвы.
Смотря на эту картину, в душе моей появляется спокойствие и радость.
(Слайд 27) проверка
Не допускайте подобных ошибок в своей речи, соблюдайте литературные нормы. Кстати, скажите: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК и ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – это одно и то же? Это синонимичные понятия? (предполагаемый ответ)
Нет. Литературный язык – норма, а в художественной литературе могут встречаться просторечные слова и выражения, отклонение от нормы, как в приведенном выше примере из рассказа Чехова.
А как вы думаете, с какой целью подобные предложения употребляют писатели в произведениях? (предполагаемый ответ)
… для комического эффекта. …для того, чтобы высмеять кого-либо. …чтобы дать определенную характеристику персонажу, на то он и художник слова.
6. Подведение итога урока
Ребята, что мы повторили сегодня на уроке? При каких условиях необходимо выделять/не выделять знаками препинания деепричастные обороты? Что вам было интересно? Какие выводы вы сделали для себя?
… На уроке мы говорили о том, что обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами необходимо выделять знаками препинания. … Деепричастные обороты, являющиеся фразеологизмами запятыми не выделяют. … Если деепричастные обороты относятся к одному и тому же сказуемому, соединены союзом и, между ними запятые не ставятся. … Интересно было работать над речевыми ошибками наших сверстников. … Интересно работать в команде. … Интересно было узнать, что художник Левитан, писатель Чехов и композитор Чайковский были друзьями…
Ребята я хочу вам рассказать на прощание одну притчу
Жил замечательный учитель, у него были великолепные ученики. Но однажды один ученик засомневался, что их учитель все знает. Он решил найти вопрос, на который учитель не сможет ответить. Пошел ученик в поле, поймал бабочку, зажал ее между ладонями, готовый в любой момент плотно сжать ладони, и пришел к учителю.
-Скажите, учитель, - спросил он, - у меня между ладонями живая или мертвая бабочка?
Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал:
-Все в твоих руках!
-Ребята, скажите, как поступил ученик?
-Он выпустил бабочку.
-Вот и я хочу, чтобы вы верили, что способны на большее, преодолеть любые трудности. Это в ваших руках!
7 . Домашнее задание. (Слайд 30)
Остальным найти и выписать из художественных текстов предложения с обстоятельствами, выраженными деепричастиями и деепричастными оборотами. Объяснить постановку знаков препинания.
Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 238с.
Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. – М.: Рольф; Айрис-пресс, 1999. – 448с.
Русский язык. 8 класс. В 2 ч. Ч 1 : учебник для общеобразовательных учреждений / С. И. Львова, В. В. Львов. – М.:Мнемозина, 2011. – 304с.
- закрепить материал об основных понятиях синтаксиса и пунктуации; активизировать знания о деепричастных оборотах, особенностях обособления деепричастных оборотов и одиночных деепричастий на письме;
- совершенствовать умения, связанные с опознаванием основных синтаксических и пунктуационных явлений, применяя полученные знания; развивать ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
- воспитывать интерес к предмету, интерес к различным видам искусства, любовь к родине.
I. Организационный момент
Заходя в кабинет, учащиеся с подноса берут часть разрезанной картинки (Приложение 1) и садятся за тот стол, на котором такая же целая; образуются группы.
(Групповая форма работы с учащимися)
Вопросы классу:
– Какое у вас настроение? (Настроение по-весеннему прекрасное)
– Влияет ли время года на настроение человека? (Природа возрождается в это время года)
– Каким оно должно быть весной? (Происходят обновления в природе.)
– Какими бы красками обозначили свое настроение? (Новые чувства, переживания, надежды.)
II. Повторительно-обучающая работа
Работа по картине (Слайд 2)
Работа в группах
– На ваших столах лежат конверты, в них вы найдете предложения, разрезанные на две части (с деепричастными оборотам), ваша задача правильно собрать предложения и записать в тетради.
Проверка (Слайд 3)
– В чем особенность этих предложений?
Предполагаемые ответы:
…Эти предложения о природе.
…В них говорится о том, что мы видим на картине.
…В них есть деепричастный оборот.
– Вспомним определение, что называется деепричастным оборотом.
– А каким членом предложения является деепричастный оборот?
Предполагаемые ответы:
Деепричастный оборот – деепричастие с зависимыми словами.
Деепричастие – часть речи, образованная от глагола, отвечает на вопросы что делая? что сделав?, не изменяется.
Деепричастие и деепричастный оборот в предложениях являются обстоятельством.
III. Новая тема (Слайды 4-5)
– Сегодня на уроке мы будем говорить об обстоятельствах, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами: вспомним, в каких случаях их необходимо выделять знаками препинания, составим алгоритм, которым вы сможете в дальнейшем пользоваться.
Работа с текстом
– У вас перед глазами текст (деепричастные обороты не обособлены). Прочитаем его выразительно. (Приложение 2)
– Что вы можете о нем сказать? (Этот текст подходит к картине Левитана. В тексте есть деепричастные обороты. )
– К какому типу относится данный текст? (Это текст-описание. Пейзаж. Зарисовка.)
– Сколько деепричастных оборотов в тексте?
– Назовите деепричастные обороты (кто найдет больше, чья группа справится быстрее).
Проверка (Слайд 6)
Проблемная ситуация
Составление алгоритма (на экране поэтапно появляется схема) (Слайд 8)
– Сформулируйте ответ по схеме, когда необходимо выделять /не выделять знаками препинания деепричастные обороты и деепричастия?
IV. Закрепление материала
– Опираясь на алгоритм, найдите и запишите правильный вариант расстановки знаков препинания в предложении: (на экране два варианта одного и того же предложения) (Слайд 9)
– Расставьте знаки препинания в тексте, который у вас на столах. (Предложения с деепричастными оборотами зачитываются группами по очереди)
Работа в группах (Слайд 10)
(на экране) (Слайд 11)
Левитан работал не покладая рук. Сколько пройдено по России дорог в поисках мотивов для пейзажей! (Синтаксический разбор у доски индивидуально)
– Как вы понимаете слова не покладая рук? Чем является это словосочетание?
Предполагаемые ответы:
…много, плодотворно работал, работал без отдыха.
…это устойчивое словосочетание, фразеологизм.
Не покладая рук. Усердно, без устали, не переставая (делать что-либо) (Фразеологический словарь А. И. Молотков)
– Приведите примеры подобных словосочетаний.
…скрепя сердце, положа руку на сердце, не моргнув глазом, сломя голову, не находя себе места, повесив нос, засучив рукава и др.
– Нужно ли выделять запятыми деепричастные обороты, которые являются фразеологизмами?
– Нет, деепричастные обороты, являющиеся фразеологизмами, запятыми не выделяются.
Проверочная работа (Индивидуальная форма работы)
– Возьмите сигнальные карточки. Прослушав предложение, вы поднимаете зеленые карточки, если в предложении нужно обособить деепричастный оборот, красные – нет. (Слайд 12)
Как вы думаете, откуда человек может наблюдать пейзаж, изображенный на картине? (Слайд 13)
Предполагаемые ответы:
…с берега, не затопленного водой.
…возможно, на этом берегу есть небольшая возвышенность, кажется, что взгляд художника направлен не прямо, а сверху вниз.
Работа по развитию речи учащихся
Работа в группах.
– Репродукции картин (Приложение 1), которые лежат у вас на столах (у каждой группы своя) тоже принадлежат кисти Левитана. Прошу вас рассмотреть их. И письменно ответить на вопросы: Что вы видите на картине? И какие ассоциации это у вас вызывает? – по возможности используя деепричастные обороты. (Слайд 17)
(Звучит музыкальная композиция П. И. Чайковского, друга Чехова)
Дети зачитывают, что написали. (Достаточно выслушать по одному представителю от группы, у остальных работа проверится учителем после сдачи тетрадей) (Слайды 18, 19, 20, 21)
V. Подведение итога урока
– Ребята, что мы повторили сегодня на уроке? При каких условиях необходимо выделять/не выделять знаками препинания деепричастные обороты? Что вам было интересно? Какие выводы вы сделали для себя? (Слайд 22)
Предполагаемые ответы:
… На уроке мы говорили о том, что обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, необходимо выделять знаками препинания.
… Деепричастные обороты, являющиеся фразеологизмами, запятыми не выделяют.
… Если деепричастные обороты относятся к одному и тому же сказуемому, соединены союзом и, между ними запятые не ставятся.
… Интересно было работать над речевыми ошибками наших сверстников.
… Интересно работать в команде.
… Интересно было узнать, что художник Левитан, писатель Чехов и композитор Чайковский были друзьями…
2.Развивать умения и навыки в составлении предложений с обособленными обстоятельствами. Развивать умения связного изложения текста с использованием обособленных членов. Развивать понятие об обособлении одиночных деепричастий, отличать одиночные деепричастия от наречий.
3. Воспитывать у учащихся познавательный интерес, уважение к родному языку через образцы художественной речи.
3) работа с учебником.
1)пунктуационный, графический, орфографический разборы
2) диктант (предупредительный, объяснительный), комментированное письмо;
3) конструирование (расширение предложений)
ПРАКТИЧЕСКИЙ (мини-сочинение с использованием конструкций, изученных на уроке)
Оборудование: учебник, дидактические материалы, тетради, доска, компьютер, видеопроектор.
а) до примечания - предупредительный диктант;
б) проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала.
( п.30. Примечание 1.)
а) упражнение 325 (ч.2) – комментированное письмо.
б) упражнение 326 ( самостоятельная работа, устно).
4. Домашнее задание.
а)В тетрадях записано число, классная работа, предупредительный диктант.
ЦЕЛЬ его: закрепить полученные знания и предупредить ошибки в расстановке знаков препинания.
Итак, комментирует предложения…
Не взявшись за топор, избы не срубишь.
Не берись лапти плести, не надравши лыка.
Не накормивши лошадь, далеко не уедешь.
-Сделайте синтаксический разбор любого из записанных предложений (3 мин.)
б) ПРОВЕРКА ДОМАШЕГО ЗАДАНИЯ(327).
Цель: выяснить : выяснить, насколько хорошо ребята справились с предыдущим материалом.
У доски 2 ученика выполняют следующее задание: начертить схемы соответственно 2, 3 предложений, объяснив пунктуацию и орфографию. Ответы учащихся. Дополнительные вопросы.
- При каких условиях обособляются (обычно) обстоятельства? Чем обычно выражены обособленные обстоятельства?
ОТВЕТ. Выделяются на письме запятыми обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
- Какой процесс в синтаксисе называется обособлением?
ОТВЕТ. Обособление – это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им известную синтаксическую самостоятельность в предложении. (ответы учащихся оцениваются)
Третий ученик работает с текстом (карточка).
ЗАДАНИЕ: внимательно прочитать текст. Расставить знаки препинания, объяснить их, начертить схемы.
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой.
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.
-Какие члены предложения называются обособленными?
Ответ. Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными. По значению приближаются к сказуемому, поэтому являются как бы добавочным сказуемым. (Ответ оценивается.)
Учитель. Ребята, а что вы знаете об этом произведении? В связи с чем оно было написано?
Учитель. Как вы думаете, о чем это стихотворение? Какова его основная мысль?
(О вечности бытия, времени… .Время нельзя остановить.)
Учитель. Время вечно, как и вечна народная мудрость, заключенная в пословицах.
- Продолжаем работать. К доске иди, пожалуйста, ……
Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять
-Где стоит одиночное деепричастие?
-На какой вопрос оно отвечает?
-Посмотрите внимательно, имеет ли оно добавочное действие?
(Добавочного действия не имеет, оно утратило свои главные свойства.)
-Каким членом предложения оно является?
(Оно является обстоятельством)
-К какой части речи приближается ?
( По значению приближается к наречию)
-Какой отсюда вытекает вывод?
Выбирай друга (как?) не спеша. Это обстоятельство образа действия. Оно выражено наречием, образованным из причастия. В произношении не обособляется и на письме не выделяется запятыми.
ПРОВЕРИМ. Наречия, образованные от деепричастия, не могут иметь зависимых слов.
ВЫВОД ДЕЛАЕТ УЧИТЕЛЬ,
-Только сочетание семантико-синтаксических условий определяет обособление одиночного деепричастия, причем семантические условия часто бывают решающими. Так в данном случае деепричастие утратило свои глагольные признаки, не выполняет в предложении функции добавочного сказуемого, по значению оно приближается к наречию. Такие деепричастия не обособляются.
Отличить бывает трудно, поэтому запишите в тетради наречия, образованные от деепричастий.
СПАЛ СИДЯ СЛУШАЛ МОЛЧА РАБОТАЛ СТОЯ
ЧИТАЛ ЛЕЖА ВЕЗ ШУТЯ ВСТАЛ НЕХОТЯ
НА доске заранее записаны предложения:
Близкому человеку помогают не задумываясь.2) Говори подумавши, садись осмотревшись.3) Ленивый сидя спит, лежа работает.
- Почему в данных случаях обстоятельства не обособляются?
(Ответ ученика оценивается)
-Кроме того, ребята, от одиночных деепричастий следует отличать наречия и фразеологические обороты наречного значения, связанные с деепричастиями только по своему происхождению. Такие слова и обороты в любой позиции не обособляются.
-Читаем громко примечании первое к основному правилу на с.163.
Итак, закрепляем данное примечание, объясняя постановку знаков препинания в упражнении 325(2 часть) 2, 3, 4 предложения.
Далее ВЫБОРОЧНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР,
(Не) хотя (наречие), скр..пя ( крепко), ( не) отпуская руки (деепричастие).
-Что же нужно учитывать при обособлении одиночных обстоятельств?
-При обособлении одиночных обстоятельств нужно учитывать, чем выражено обстоятельство?
- Обособляются ли наречия и фразеологические обороты, связанные с деепричастиями по своему происхождению?
--Наречия и фразеологические обороты наречного значения, связанные с деепричастиями только по своему происхождению, не обособляются.
-Продолжаем закреплять материал по теме. Выполните самостоятельно упражнение 326.
ЦЕЛЬ: научиться различать деепричастия и образованные от них наречия.
-Читай, пожалуйста, задание…..
Сделайте синтаксический разбор последнего предложения и постройте его схему.
Упражнение проверяется. Один ученик разбирает последнее предложение и чертит схему.
Второй – отвечает на вопросы учителя.
-Зачитайте предложения, в которых слова лежа, не глядя, шутя являются наречиями?
-Обособляются ли они? Могут ли иметь зависимые слова?
-При каких условиях обособляются обстоятельства?
-Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями, обособляются.
-При каких условиях одиночные деепричастия не обособляются?
-Если они утрачивают свои глагольные признаки, не выполняют функции добавочного сказуемого, переходят в наречие. При таких наречиях не может быть зависимых слов.
-Ребята, а как вы думаете, в какой речи чаще употребляются фразеологические обороты – в устной или письменной?
-Какую роль они играют? (Фразеологические обороты делают речь более выразительной)
-Как же меняется характер высказывания, если говорящий употребляет фразеологический оборот?
(Высказывание с фразеологическим оборотом становится более выразительным.)
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА,3 группы.
2 группа. Ребята заменяют в данных учителем предложениях выделенные слова фразеологическими оборотами.
а) Сегодня мальчики работали неважно (спустя рукава).
б) Проигравшие ушли с поля пригорюнившись (повесив нос).
в) Я быстро (сломя голову) бежал домой сообщить новость.
г) Дети слушали сказку с большим интересом (раскрыв рот).
3 группа составляет предложения по предложенным схемам.
Наиболее интересные ответы оцениваются.
-Итак, ребята, обособляются ли обстоятельства, выраженные деепричастиями, если они представляют собой фразеологизмы? Почему?
-Обстоятельства, выраженные деепричастиями, если они представляют собой фразеологизмы, не обособляются, т.к. утрачивают глагольные признаки, не выполняют функции добавочного сказуемого.
4.Домашнее задание. П.30 с примечанием первым.Упр.327(1часть). Читается задание, разбирается 1 предложение.
-Подведем итог урока.
При каких условиях обособляются обстоятельства?
-При каких условиях обстоятельства не обособляются?
-Какие наречия и фразеологические обороты нужно отличать от деепричастий и деепричастных оборотов?
(От деепричастий и деепричастных оборотов нужно отличать наречия стоя, сидя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя. Крадучись и другие и фразеологические обороты наречного значения(спустя рукава, сломя голову), связанные с деепричастиями только по своему происхождению. Такие наречия и фразеологические обороты не обособляются.
совершенствовать навыки определения границ деепричастного оборота и постановки знаков препинания.
развитие исследовательских умений обучающихся;
активизация познавательной деятельности: умение анализировать, делать выводы, обобщения;
развитие критического мышления;
совершенствование коммуникативной компетенции;
воспитание творческого самовыражения;
формирование умения работать в группе.
Оборудование: ноутбук, презентация, учебник Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др.
Вид урока: усвоение новых знаний.
I Организационный момент
II Актуализация опорных знаний учащихся
Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Подчеркните обстоятельства, определите, чем они выражены.
Зависнув над цветком, гудит мохнатый шмель.
Вот ива, наклонившись, смотрит в воду.
И дремлет челн, уткнувшись носом в мель,
Весло, как руку, протянув удоду.
Что объединяет эти предложения с точки зрения их структуры?
Деепричастие – это неизменяемая часть речи;
Деепричастие обозначает добавочное действие;
Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами;
Деепричастия образуются от прилагательных;
Деепричастия имеют суффиксы –ущ, -ющ, -ащ, -ящ;
Деепричастия и деепричастные обороты в предложениях являются обстоятельством;
Деепричастия не имеют признаки глагола и наречия;
Деепричастия имеют суффиксы –а, -я, -в, -вши, -ши;
Деепричастие в предложении относится к глаголу-сказуемому.
- Проверьте вашу работу, сверив ответы со слайдом. Выставьте себе отметку.
III Объявление темы урока
- Какие цели поставим на уроке?
- Активизировать знания о деепричастии и деепричастном обороте. Научиться находить деепричастный оборот в предложении. Узнать условия обособления деепричастий и деепричастного оборота в предложении. Воспитывать интерес к предмету, к различным видам искусства, любовь к родному языку.
Обособление – это выделение второстепенных членов интонацией при чтении и выделение знаками при письме.
- Что надо знать, чтобы мы правильно расставляли знаки препинания при оборотах и одиночных деепричастиях?
- Уметь находить деепричастный оборот в предложении. Для этого надо знать все морфологические признаки деепричастий (вопросы, суффиксы, значение) и условия обособления.
IV Изучение новой темы.
Работа с учебником, с.166 упр. 259
Сравнение информации из учебника и таблицы, представленной на слайде
Не ставится запятая
1. Деепричастный оборот в любом месте предложения
1. Одиночное деепричастие, ставшее наречием образа действия
(стоя, лежа, сидя…); обычно стоит после глагола
2. Одиночное деепричастие со значением глагольности (обычно стоит перед глаголом)
2. Фразеологический оборот: работать спустя рукава, бежать сломя голову…
3. Однородные одиночные деепричастия
3. Деепричастие, тесно связанное с глаголом или входящее в состав составного сказуемого
4. Деепричастный оборот, выступающий в роли вводной конструкции: судя по всему, по совести говоря…
4. Выражения: начиная с, исходя из, спустя…
6. Однородные деепричастные обороты, относящиеся к одному главному слову и связанные союзом И.
Где, по вашему мнению, более полно отражена информация по теме? Почему?
V Закрепление полученных знаний
Возле самого края водоема плавала, сцепившись корнями, целая куча болотных растений. Непрошеные слезы вдруг навернулись на глаза и, упав, покатились по носу и щекам. Испугавшись, Петя подошел к другу и, взяв его за руку, оттащил в сторону.
Прочитайте предложения, определите, в каких предложениях деепричастия и деепричастные обороты не выделяются и запишите номера этих предложений.
1.Лежа в постели он вспоминал все события прошедшего дня. 2. Читать лежа вредно. 3.Он привык работать стоя. 4.Стоя у скульптуры он восхищался ее совершенством. 5.Шутя со всеми он умел оставаться загадочным. 6.Я шутя справился с этим заданием. 7.Я сделаю это не глядя. 8.Он умел определять время с точностью до минуты не глядя на часы.
3. Замените в предложениях выделенные слова фразеологическими оборотами, имеющими в своем составе деепричастия.
Мама неохотно отпустила меня в эту поездку. Незнакомец убегал от нас быстро. С большим усердием трудились мы на опытном участке. Навстречу мне уныло брел мой друг Василий. В последнее время я учился небрежно.
(В случае затруднения можно предложить учащимся готовые фразеологические обороты: скрепя сердце, сверкая пятками, не покладая рук, повесив нос, спустя рукава).
Спишите предложения, из одного глагола-сказуемого образуйте деепричастие; вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
Перелески любят солнце и всю весну с него глаз (не)сводят. С..ницы (не)уста..о делают запасы соб..рают и семечки и зернышки и ягодки. Они устраивают свои кладовые в трещ..нках в коре иногда забывают о них. Рябчик от..скивает цветы незабу..ки с удовольствием их с..едает.
VI Подведение итогов урока
Достигли ли мы целей сегодняшнего урока? Что нового об обособлении обстоятельств вы сегодня узнали?
VII Домашнее задание
НА ВЫБОР УЧЕНИКА:
Выписать из художественного текста 5 предложений с обособленными обстоятельствами.
Выполнить упражнение 263 из учебника
Содержимое разработки
Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами
Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Подчеркните обстоятельства, определите, чем они выражены.
Зависнув над цветком, гудит мохнатый шмель.
Вот ива наклонившись смотрит в воду.
И дремлет челн уткнувшись носом в мель
Весло как руку протянув удоду.
+ Деепричастие – это неизменяемая часть речи;
+ Деепричастие обозначает добавочное действие;
+ Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами;
- Деепричастия образуются от прилагательных;
+ Деепричастия имеют суффиксы –ущ, -ющ, -ащ, -ящ;
+ Деепричастия и деепричастные обороты в предложениях являются обстоятельством;
- Деепричастия не имеют признаки глагола и наречия;
+ Деепричастия имеют суффиксы –а, -я, -в, -вши, -ши;
+ Деепричастие в предложении относится к глаголу-сказуемому.
Ставится запятая
Не ставится запятая
1. Деепричастный оборот в любом месте предложения
1. Одиночное деепричастие, ставшее наречием образа действия (стоя, лежа, сидя…); обычно стоит после глагола
2. Одиночное деепричастие со значением глагольности (обычно стоит перед глаголом)
2. Фразеологический оборот: работать спустя рукава, бежать сломя голову…
3. Однородные одиночные деепричастия
3. Деепричастие, тесно связанное с глаголом или входящее в состав составного сказуемого
4. Деепричастный оборот, выступающий в роли вводной конструкции: судя по всему, по совести говоря…
4. Выражения: начиная с, исходя из, спустя…
6. Однородные деепричастные обороты, относящиеся к одному главному слову и связанные союзом И.
Прочитайте предложения, определите, в каких предложениях деепричастия и деепричастные обороты не выделяются и запишите номера этих предложений.
1.Лежа в постели он вспоминал все события прошедшего дня. 2. Читать лежа вредно. 3.Он привык работать стоя. 4.Стоя у скульптуры он восхищался ее совершенством. 5.Шутя со всеми он умел оставаться загадочным. 6.Я шутя справился с этим заданием. 7.Я сделаю это не глядя. 8.Он умел определять время с точностью до минуты не глядя на часы.
Замените в предложениях выделенные слова фразеологическими оборотами, имеющими в своем составе деепричастия.
Мама неохотно отпустила меня в эту поездку. Незнакомец убегал от нас быстро . С большим усердием трудились мы на опытном участке. Навстречу мне уныло брел мой друг Василий. В последнее время я учился небрежно
Перелески любят солнце и всю весну с него глаз (не)сводят. С..ницы (не)уста..о делают запасы соб..рают и семечки и зернышки и ягодки. Они устраивают свои кладовые в трещ..нках в коре иногда забывают о них. Рябчик от..скивает цветы незабу..ки с удовольствием их с..едает.
Домашнее задание
НА ВЫБОР УЧЕНИКА:
- Выписать из художественного текста 5 предложений с обособленными обстоятельствами.
- Выполнить упражнение 263 из учебника
-75%
Читайте также: