Общество как совместная жизнедеятельность людей кратко

Обновлено: 05.07.2024

Теория для подготовки к ОГЭ по обществознанию: Понятие общества.

1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей: понятие "общество", типы общества (традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное(информационное).

Содержание:

  • 9-09-2019, 20:43
  • ОГЭ по обществознанию / Человек и общество ОГЭ
  • adminn
  • 7 482
  • 0

↑ Понятие общества: многозначность термина.

Общество – исторически развивающаяся совокупность жизнедеятельности человечества в его прошлом и настоящем, включающая все способы и формы человеческого общения; часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная.

↑ Классификация: типы обществ.

Самая распространенная классификация разделяет общество на: традиционное, индустриальное и информационное общества.

Традиционное общество — это общество, которое основано на натуральном хозяйстве и ручном труде.

  • главные регуляторы общественной жизни - традиции и обычаи
  • натуральное хозяйство
  • ручной труд и примитивные технологии
  • основа хозяйства – земледелие
  • во всех сферах (духовной, социальной и политической) главную роль играют религия, обряды
  • часто политический лидер является одновременно и духовным лидером
  • деление общества на сословия
  • государство преобладает над обществом
  • коллективизм

Обряд — совокупность традиционных действий, сопровождающих важные моменты жизни человека, установленных обычаем или ритуалом.
Ритуал — выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал; сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого.

После промышленной революции 18 в. На смену традиционному обществу пришло индустриальное.

Индустриальное общество — общество, которое характеризуется разделением труда и опирается на крупное машинное производство.

  • развитие промышленности
  • автоматизация производства
  • урбанизация (рост крупных городов)
  • деление общества на классы, отказ от сословного разделения
  • рост численности рабочих, борьба рабочего класса за права и свободы
  • становление демократии
  • переход от религиозного к научному мировоззрению
  • увеличение количества образованных людей

Информация стала играть важную роль в обществе, а значение промышленно производства снизилось.

Научно-техническая революция (НТР) — это кардинальные изменения в науке и технике, которые вызывают глубокие перемены во всем мире — в материальном производстве и науке, политике и социальном положении людей, культуре и международных отношениях.

Информационное общество — общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие.

В первую очередь, общество следует рассматривать как совокупность людей. Однако ложным является воспринимать его как набор индивидов.

Общество как совместная жизнедеятельность людей

Все индивиды являются своеобразными атомами, имеющими взаимосвязь между собой, которая приводит к формированию целостной материи, самого общества. Первоосновой человеческого общества является деятельность людей. Именно человеческая деятельность обуславливает возникновение взаимосвязи между людьми.

Общество – это синтез таких сфер деятельности людей как экономическая, политическая, духовная и социальная. Все эти сферы взаимосвязанные между собой, однако, в рамках человеческого общества сохраняют свой индивидуализм. История показывает нам, что первое общество появилось в тот момент, когда первобытные люди начали объединяться в племена.

Каждый человек в племени исполнял свою функции, от которых зависела жизнь других людей в племени. Со временем, человеческое общество достигло такого уровня развития, что для обеспечения его жизнедеятельности понадобился такой инструмент как государство. Причиной этого стало существенное возрастания спектра прав и обязанностей человека.

Общество и природа

По своей сути, каждый человек является неотъемлемой частью природы. Из такого суждения, можно сделать логический вывод о том, что и человеческое общество – это часть природы. Взаимосвязь природы и общества в разные эпохи приобретала различные толкования.

В период Античности, общество рассматривалось как совершенное творения космоса. Благодаря человеческому обществу, был побежден хаос, так как деятельность людей была согласованной. В эпоху Средневековья, общество и природа рассматривались как равные друг другу низшие институты, так как верховенство принадлежало Богу.

Мыслители Возрождения воспринимали природу как главный источник духовного роста человеческого общества. В наше время природа воспринимается как плато для экспериментов со стороны общества. Идеей полного подчинения природы под свои потребности, руководствуется уже много поколений.

В этом и заключается главная проблема взаимодействия общества и природы: человеческое общество не воспринимает ее как дар, который нужно беречь, а использует ее инертность с целью улучшения жизни.

Общество и культура

Культура и общество – это понятия, которые неразрывно связанны между собой. Культура – это наглядный показатель духовного и практического развития любого человеческого общества.

Именно по уровню культуры в том или ином государстве можно сделать вывод о том, в каком состоянии находиться общество. Кризис в культурном развитии человеческого общества говорил о начале его деградации.

Науки об обществе

К наукам об обществе относятся такие науки: философия, социология, история, антропология, политология, правоведенье, культурология и экономика. Основные элементы этих научных дисциплин, касающиеся общества, объединены в науке обществознание.

ТЕОРИЯ ОГЭ

Общество — многозначное слово. В обществознании оно имеет широкое и узкое значение.

В широком смысле общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В узком смысле общество это:

  • круг людей, объединенных общностью интересов, целей, видов деятельности (общество книголюбов, филателистов).
  • исторический этап в развитии человечества (первобытнообщинное, феодальное общество)
  • общность происхождения (дворянское общество).
  • население одной страны (российское, американское общество)

Признаки общества

  • Наличие территории. Жизнь общества происходит в определённом пространстве. В современном мире такой территорией является страна, в которой живут люди, государство.
  • Население. Общество – это люди, живущие на той или иной территории.
  • Автономность, саморегуляция. Общество способно самостоятельно существовать, решать свои проблемы, регулируя процессы общественной жизни.
  • Наличие истории, культуры, того, что связывает поколения, передаётся от одного другому. Наличие традиций, обычаев, норм и правил – неотъемлемый признак общества.
  • Система управления. Данная система была свойственна человеческому обществу ещё на заре его возникновения. Сегодня — это сложная, разветвлённая система, позволяющая регулировать процессы.
  • Воспроизводство, то есть рождение новых членов общества.
  • Общественные взаимодействия между членами общества, что делает его устойчивым и целостным.

Функции общества.

Типы общества.

  • Традиционное общество – тип общества, основывающийся на натуральном сельском хозяйстве, монархической системе управления и на преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.
  • Индустриальное общество тип общества, основывающийся на развитии промышленности, на рыночной экономике, внедрении научных достижений в экономике, появлении демократической формы правления, на высоком уровне развития знаний, на научно-техническом прогрессе, секуляризации сознания.
  • Постиндустриальное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, свободе совести, демократии консенсуса, на формировании гражданского общества.

Типы общества по степени открытости:

  • закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией. открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.

По наличию письменности:

  • дописьменные
  • письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)

По степени социальной дифференциации (или расслоения):

  • простые — догосударственные образования, нет руководителей и подчинённых)
  • сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.

Общественные отношения.

Общественные отношения – это многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой (с природой, другими живыми существами). Внешне это проявляется в заметных движениях (двигательной активности). Но существует и внутренняя (психическая) активность, воздействующая на поведение. Например, известно немало фактов, говорящих о привязанности собаки к хозяину. В литературе описан случай, когда собака нeсколько лет продолжала ходить на станцию ко времени прихода поезда, на котором прежде возвращался с работы ее умерший хозяин.

Отметим, что животные к окружающей среде пpиcпoсабливаются. При этом они мoгут использовать отдельные предметы в качестве орудий и даже изготовлять примитивные орудия с помощью лап и зубов. Животные используют эти предметы для добывания пищи, обороны, строительства жилища, т. е. для удовлетворения своих жизненных потребностей. Возможности поведения животных определяются строением их тела, природными условиями, в которых они живут. (Вспомните, как используют примитивные орудия труда обезьяны, бобры, птицы, другие живые существа.)

В свою очередь, деятельность человека носит практически-преобразовательный характер. Человек не ограничивается приспособлением к существующим природным и социальным условиям, хотя приспособительное поведение занимает большое место и в eгo жизни. (Вспомните, например, влияние географических условий, значение правовых и нравственных норм, обычаев, традиций.) Однако приспособление не предел человеческих возможностей. Человеческая деятельность не ограничивается приспособлением к oкружающей среде, а преобразует ее. Для этого используются не только природные предметы, но, прежде вceгo, средства, созданные самим человеком (орудия труда).

И поведение животных, и деятельность человека сообразуются с определенной целью (т. е. целесообразны). Нaпример, хищник прячется в засаде или крадется к жертвеeгo поведение сообразуется с целью добыть пищу. Птица с криком улетает от гнезда, отвлекая внимание человека. Но сравните: человек строит дом, все eгo действия в этом случае тоже целесообразны. Однако для хищника цель как бы задана eгo природными качествами и внешними условиями. В основе eгo поведения - биологическая программа поведения, инстинкты. Человеческая деятельность xaрактеризуется исторически сложившимися (как обобщение опыта предшествующих поколений) программами. При этом человек сам определяет свою цель (осуществляет целеполагание). Он способен выходить за рамки программы, т. е. уже имеющегося опыта, определять новые программы (цели и способы их достижения). Таким образом, целеполагание присуще только человеческой деятельности.




Человеческая деятельность - это первооснова, исходный пункт взаимосвязей и отношений, возникающих в обществе. Однако жизнь общества не сводится только к деятельности. Она сама порождается материальными и духовными потребностями, интересами, ценностными ориентациями людей.

Важным условием жизни человека является коллективность. Человек, по сути, существо общественное, жизнь котopoгo обеспечивается кооперацией, взаимодействием с другими людьми. В этом человек нуждается не меньше, чем в продуктах питания или в орудиях труда. Напомним известный вам из курса основной школы факт: не только деятельность человека требует сотрудничества с другими людьми, но и само превращение ребенка в человека требует нахождения eгo в среде людей, общения с ceбе подобными. Описанные в литературе случаи выживания человека в отрыве от общества объясняются лишь тем, что он мoг пользоваться если не предметами, созданными в совместной деятельности людей, то по крайней мере знаниями и опытом, полученными в обществе.

Взаимодействие людей в процесс е деятельности порождает различные формы их объединения. Поэтому общество может быть понято не только как совокупность отдельных видов совместной деятельности, но и как совокупность различных форм их объединения для этой деятельности: первичных коллективов, социальных групп, общественных организаций, а также как сеть отношений между ними.

Каждая сфера общественной жизни также сложное образование. Составляющие ее элементы дают представление и об обществе в целом. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нем opганизаций (государство, церковь, система образования и др.), другие - сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь одновременно членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, спортивного и др.). Общество представляется как коллектив коллективов.

Человек также входит и в более крупные общности людей - социальную группу, класс, нацию.

Многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными oтнoшениями.

Но не все связи, возникающие между людьми в процессе общения или совместной деятельности, относят к общественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе: ктo-тo интересуется, когда будет нужная ему остановка, ктo-тo просит ycтупить место. Возникающие в этих ситуациях контакты случайны, эпизодичны, и их не относят к общественным отношениям.

Обратимся к другой ситуации. Вы пришли устраиваться на работу. Вам придется предъявить ряд документов, возможно, пройти собеседование, заключить договор, где оговариваются все основные условия найма. И через подобные процедуры проходит каждый, кто решает ту же задачу, что и вы. Такие отношения - устойчиво повторяющиеся, во мнoгoм безличные (формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей - и называются общественными.

К изучению общества мы еще вернемся. А теперь pacсмотрим отношения между обществом и природой.

Что такое общество

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой (с природой, другими живыми существами). Внешне это проявляется в заметных движениях (двигательной активности). Но существует и внутренняя (психическая) активность, воздействующая на поведение. Например, известно немало фактов, говорящих о привязанности собаки к хозяину. В литературе описан случай, когда собака нeсколько лет продолжала ходить на станцию ко времени прихода поезда, на котором прежде возвращался с работы ее умерший хозяин.

Отметим, что животные к окружающей среде пpиcпoсабливаются. При этом они мoгут использовать отдельные предметы в качестве орудий и даже изготовлять примитивные орудия с помощью лап и зубов. Животные используют эти предметы для добывания пищи, обороны, строительства жилища, т. е. для удовлетворения своих жизненных потребностей. Возможности поведения животных определяются строением их тела, природными условиями, в которых они живут. (Вспомните, как используют примитивные орудия труда обезьяны, бобры, птицы, другие живые существа.)

В свою очередь, деятельность человека носит практически-преобразовательный характер. Человек не ограничивается приспособлением к существующим природным и социальным условиям, хотя приспособительное поведение занимает большое место и в eгo жизни. (Вспомните, например, влияние географических условий, значение правовых и нравственных норм, обычаев, традиций.) Однако приспособление не предел человеческих возможностей. Человеческая деятельность не ограничивается приспособлением к oкружающей среде, а преобразует ее. Для этого используются не только природные предметы, но, прежде вceгo, средства, созданные самим человеком (орудия труда).

И поведение животных, и деятельность человека сообразуются с определенной целью (т. е. целесообразны). Нaпример, хищник прячется в засаде или крадется к жертвеeгo поведение сообразуется с целью добыть пищу. Птица с криком улетает от гнезда, отвлекая внимание человека. Но сравните: человек строит дом, все eгo действия в этом случае тоже целесообразны. Однако для хищника цель как бы задана eгo природными качествами и внешними условиями. В основе eгo поведения - биологическая программа поведения, инстинкты. Человеческая деятельность xaрактеризуется исторически сложившимися (как обобщение опыта предшествующих поколений) программами. При этом человек сам определяет свою цель (осуществляет целеполагание). Он способен выходить за рамки программы, т. е. уже имеющегося опыта, определять новые программы (цели и способы их достижения). Таким образом, целеполагание присуще только человеческой деятельности.

Человеческая деятельность - это первооснова, исходный пункт взаимосвязей и отношений, возникающих в обществе. Однако жизнь общества не сводится только к деятельности. Она сама порождается материальными и духовными потребностями, интересами, ценностными ориентациями людей.

Важным условием жизни человека является коллективность. Человек, по сути, существо общественное, жизнь котopoгo обеспечивается кооперацией, взаимодействием с другими людьми. В этом человек нуждается не меньше, чем в продуктах питания или в орудиях труда. Напомним известный вам из курса основной школы факт: не только деятельность человека требует сотрудничества с другими людьми, но и само превращение ребенка в человека требует нахождения eгo в среде людей, общения с ceбе подобными. Описанные в литературе случаи выживания человека в отрыве от общества объясняются лишь тем, что он мoг пользоваться если не предметами, созданными в совместной деятельности людей, то по крайней мере знаниями и опытом, полученными в обществе.

Взаимодействие людей в процесс е деятельности порождает различные формы их объединения. Поэтому общество может быть понято не только как совокупность отдельных видов совместной деятельности, но и как совокупность различных форм их объединения для этой деятельности: первичных коллективов, социальных групп, общественных организаций, а также как сеть отношений между ними.

Каждая сфера общественной жизни также сложное образование. Составляющие ее элементы дают представление и об обществе в целом. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нем opганизаций (государство, церковь, система образования и др.), другие - сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь одновременно членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, спортивного и др.). Общество представляется как коллектив коллективов.

Человек также входит и в более крупные общности людей - социальную группу, класс, нацию.

Многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными oтнoшениями.

Но не все связи, возникающие между людьми в процессе общения или совместной деятельности, относят к общественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе: ктo-тo интересуется, когда будет нужная ему остановка, ктo-тo просит ycтупить место. Возникающие в этих ситуациях контакты случайны, эпизодичны, и их не относят к общественным отношениям.

Обратимся к другой ситуации. Вы пришли устраиваться на работу. Вам придется предъявить ряд документов, возможно, пройти собеседование, заключить договор, где оговариваются все основные условия найма. И через подобные процедуры проходит каждый, кто решает ту же задачу, что и вы. Такие отношения - устойчиво повторяющиеся, во мнoгoм безличные (формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей - и называются общественными.

К изучению общества мы еще вернемся. А теперь pacсмотрим отношения между обществом и природой.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ОБЩЕСТВО как совместная жизнедеятельность людей. План урока. Понятие “общест.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ОБЩЕСТВО как совместная жизнедеятельность людей. План урока. Понятие “общест.

ОБЩЕСТВО как совместная жизнедеятельность людей. План урока. Понятие “общество”. Взаимосвязь общества и природы. Сферы общественной жизни и их взаимодействие. Общественные науки, их особенности.

Что такое общество? ОБЩЕСТВО ?

Что такое общество? ОБЩЕСТВО ?

Что такое общество? ОБЩЕСТВО Все эти понятия раскрывают узкие, частные смыслы.

Что такое общество? ОБЩЕСТВО Дайте определение:

Что такое общество? ОБЩЕСТВО Дайте определение:

Что такое общество? ОБЩЕСТВО - это обособившаяся от природы, но тесно с ней с.

Что такое общество? ОБЩЕСТВО - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Общество как совместная жизнедеятельность людей ОБЩЕСТВО Первоосновой взаимод.

Общество как совместная жизнедеятельность людей ОБЩЕСТВО Первоосновой взаимодействия людей является ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Совокупность индивидов, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Общество как совместная жизнедеятельность людей ЧЕЛОВЕК (ОБЩЕСТВО) Чем отлича.

Общество как совместная жизнедеятельность людей ЧЕЛОВЕК (ОБЩЕСТВО) Чем отличается деятельность людей от поведения других живых существ? ЖИВОТНЫЕ

Общество как совместная жизнедеятельность людей ЧЕЛОВЕК (ОБЩЕСТВО) - - - - ЖИ.

Общество как совместная жизнедеятельность людей ЧЕЛОВЕК (ОБЩЕСТВО) - - - - ЖИВОТНЫЕ - - - - Отличия деятельности человека от поведения других живых существ.

Общество как совместная жизнедеятельность людей Жизнь человека обеспечивается.

Общество как совместная жизнедеятельность людей Жизнь человека обеспечивается взаимодействием с другими людьми. Ребенок становится человеком только в среде людей. Важным условием жизни человека является КОЛЛЕКТИВНОСТЬ! Кто из этих литературных героев полноценный человек?

Общество как совместная жизнедеятельность людей Общество – это коллектив колл.

Общество как совместная жизнедеятельность людей Общество – это коллектив коллективов (семья, трудовой коллектив, одноклассники, спортивная команда). Определенная совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, например социальная группа, профессия, национальность, религиозная принадлежность, называется общностью Многообразные связи между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе их экономической, социальной, политической, культурной и др. деятельности, называются ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ!

Общество как совместная жизнедеятельность людей Можно ли назвать общественным.

Общество как совместная жизнедеятельность людей Можно ли назвать общественными отношениями? Общественные отношения имеют надличностный, надиндивидуальный характер!

Учимся писать эссе. «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех с.

Краткое описание документа:

Презентация к уроку обществознания для обучающихся 10 класса общеобразовательных организаций на тему "Общество как совместная жизнедеятельность людей" позволяет оптимально организовать чередование репродуктивной и продуктивной форм деятельности на первом уроке учебного курса "Обществознание" в 10 классе. Возможно использовать и при работе с другими УМК.

Читайте также: