Общество как предмет философского анализа кратко

Обновлено: 05.07.2024

Общество - совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Для того, чтобы представить общество во всем многообразии его явлений и процессов, а также уяснить различные подходы к его изучению, необходимо познакомиться с рядом основных положений и понятий, с помощью которых могут быть объяснены структура общества, т.е. характер взаимосвязей и взаимозависимостей его сторон, а также механизмы его функционирования и развития. На пути осмысления данных вопросов предстоит познакомиться с содержанием концепций наиболее влиятельных течений и школ социальной философии, внесших заметный вклад в понимание проблем развития общества. Все это поможет представить общество как целостную социальную систему.

Социальная философия рассматривает общество в качестве сверхсложной системы, в которой - наряду с объективными - всегда присутствуют субъективные факторы, поскольку главным действующим лицом, актёром социальной деятельности, организующим социальную реальность, является сам человек. Он привносит в социальную реальность индивидуально-значимые и общечеловеческие смыслы и значения, которые обеспечивают необходимую коммуникацию между людьми, создает культуру и осуществляет выбор вариантов развития общества. Такой статус социального субъекта порождает у него иллюзию, что он знает свой объект исследования изнутри, будучи включенным в его структуры, и способен управлять им и контролировать законы его функционирования.
.

Общество как объект философского анализа : кратко: по философии. Ответы на вопросы: для экзаменов: конспекты, лекции, шпаргалки по философии для учеников и студентов.

Бытие людей является важной характеристикой общественного, социального бытия. Как социальная философия описывает, объясняет совместную жизнь людей, общественные связи и отношения? Философский анализ общества предлагает рассмотрение следующих вопросов:

§ что представляет из себя общество и каковы основные подходы к его пониманию;

§ какова структура общества и как осуществляется его развитие

Рассмотрение устойчивых связей и отношений, которые являются объективными отношениями имеет большое значение для развития социальной философии как науки, без него невозможно познание общества. Однако такое рассмотрение не способно решить вопроса об особенностях индивидуального бытия людей, их взаимодействия. Деятельность людей как личностей была поглощена вопросом о больших социальных структурах. Тема больших социальных структур преобладала, заслоняла собой изучения индивидуальных, личностных проявлений жизни людей. Вопрос о реализации социальных структур в жизни людей, вопрос о зависимости больших социальных структур от деятельности людей отодвигался на задний план исследований.

Идея общества как выражения объективных по отношению к людям норм и стандартов социальной жизни получила широкое распространение среди различных направлений и школ философской мысли. Идея внешнего структурирования бытия людей исследовалась структурализмом, опиравшемуся на учение Э. Дюркгейма. Подобный подход был разработан в теории структурно-функционального анализа общества у Т. Парсонса.

Согласно К. Марксу, объективные социальные отношения между людьми строятся на основании живого, личностного взаимодействия. Догматический марксизм, который развивался под давлением тоталитарной идеологии (СССР и страны Восточной Европы), попытался увековечить под видом марксизма не те приемы изучения общества, которые были характерны для самого Маркса.




Рассмотрим проблематику исследований, которые не были Марксом реализованы, но могут получить новую ценность для развития социальной философии. Маркс создал концепцию этапов общественно-исторического развития. Согласно этой концепции социальные связи и социальные институты зависимы от совместного бытия людей. Эта концепция формирует такие представления о развитии общества, согласно которым эволюция социальных связей представляет собой переход от непосредственных отношений между людьми к их опосредованным ( с помощью вещей, предметов) связям и отношениям. Такие связи и отношения способствуют независимому существованию людей, которые в свою очередь способствуют их личностному развитию.

Общество - сложное образование среди известных явлений действительности. Термин «общество имеет следующие значения:

1. общество – совокупность общественных отношений. Каждое общество представляет собой не только межличностные отношения, но и единую систему социальных отношений, единый социальный организм, который обладает самостоятельным развитием;

2. общество - определенный этап в историческом развитии человечества. Общество проходило следующие стадии развития: первобытное общество, традиционное общество, индустриальное общество, информационное (постиндустриальное) общество.

3. общество представляет собой конкретный этап культурно-исторического развития. В этом случае общество выступает субъектом истории. Например: общество средневекового Запада, американское общество, российское общество).

Таким образом, общество - обособившаяся от природы часть материального мира, исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей, основу которого составляет труд, общественное производство. Общество исследует не только социальная философия, но и история, социология, история государства и права, археология, экономика. Если история изучает, описывает развитие духовной и материальной жизни общества, экономика исследует закономерности хозяйственной, производственной деятельности, то социальная философия изучает сущность и основные закономерности общественного развития, цели развития общества, а так же движущие силы развития.

Бытие людей является важной характеристикой общественного, социального бытия. Как социальная философия описывает, объясняет совместную жизнь людей, общественные связи и отношения? Философский анализ общества предлагает рассмотрение следующих вопросов:

§ что представляет из себя общество и каковы основные подходы к его пониманию;

§ какова структура общества и как осуществляется его развитие

Рассмотрение устойчивых связей и отношений, которые являются объективными отношениями имеет большое значение для развития социальной философии как науки, без него невозможно познание общества. Однако такое рассмотрение не способно решить вопроса об особенностях индивидуального бытия людей, их взаимодействия. Деятельность людей как личностей была поглощена вопросом о больших социальных структурах. Тема больших социальных структур преобладала, заслоняла собой изучения индивидуальных, личностных проявлений жизни людей. Вопрос о реализации социальных структур в жизни людей, вопрос о зависимости больших социальных структур от деятельности людей отодвигался на задний план исследований.

Идея общества как выражения объективных по отношению к людям норм и стандартов социальной жизни получила широкое распространение среди различных направлений и школ философской мысли. Идея внешнего структурирования бытия людей исследовалась структурализмом, опиравшемуся на учение Э. Дюркгейма. Подобный подход был разработан в теории структурно-функционального анализа общества у Т. Парсонса.

Согласно К. Марксу, объективные социальные отношения между людьми строятся на основании живого, личностного взаимодействия. Догматический марксизм, который развивался под давлением тоталитарной идеологии (СССР и страны Восточной Европы), попытался увековечить под видом марксизма не те приемы изучения общества, которые были характерны для самого Маркса.

Рассмотрим проблематику исследований, которые не были Марксом реализованы, но могут получить новую ценность для развития социальной философии. Маркс создал концепцию этапов общественно-исторического развития. Согласно этой концепции социальные связи и социальные институты зависимы от совместного бытия людей. Эта концепция формирует такие представления о развитии общества, согласно которым эволюция социальных связей представляет собой переход от непосредственных отношений между людьми к их опосредованным ( с помощью вещей, предметов) связям и отношениям. Такие связи и отношения способствуют независимому существованию людей, которые в свою очередь способствуют их личностному развитию.

Общество - сложное образование среди известных явлений действительности. Термин «общество имеет следующие значения:

1. общество – совокупность общественных отношений. Каждое общество представляет собой не только межличностные отношения, но и единую систему социальных отношений, единый социальный организм, который обладает самостоятельным развитием;

2. общество - определенный этап в историческом развитии человечества. Общество проходило следующие стадии развития: первобытное общество, традиционное общество, индустриальное общество, информационное (постиндустриальное) общество.

3. общество представляет собой конкретный этап культурно-исторического развития. В этом случае общество выступает субъектом истории. Например: общество средневекового Запада, американское общество, российское общество).

Таким образом, общество - обособившаяся от природы часть материального мира, исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей, основу которого составляет труд, общественное производство. Общество исследует не только социальная философия, но и история, социология, история государства и права, археология, экономика. Если история изучает, описывает развитие духовной и материальной жизни общества, экономика исследует закономерности хозяйственной, производственной деятельности, то социальная философия изучает сущность и основные закономерности общественного развития, цели развития общества, а так же движущие силы развития.

Необходимо различать философский и общесоциологический подходы к изучению общества. Социологию в основном интересует то, что обозначается термином социальная структура. Это — способ организации и связи отдельных элементов социальной системы в единое целое. Характер структурирования социальной системы определяется как свойствами ее элементов, так и основным системообразующим фактором, упорядочивающим элементы. В современной социологии приводится более десяти способов объяснения, специфики социальной структуры различных обществ и сущности различных социальных групп. Философия акцентирует такие понятия, как цель, движущие силы, смысл и направленность развития общества. Философский смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей индивидов в единое целое. Основными типами таких связей считаются духовные (Августин, Фома Аквинский), конвенциональные (философы XVII — XVIII в.), материальные, основанные на взаимодействии людей (Маркс).

Выбор того или иного способа объяснения генезиса и функционирования общества зависит от исходной мировоззренческой установки, в связи с чем философия общества — это другая сторона философии человека, его роли в мире и отношения к универсуму. Чело-

век — субстрат любой формы социальности, от простейшей общности до современных цивилизационных и политических суперсистем. Поэтому философский взгляд на общество неотделим от философских проблем личности человека, хотя, разумеется, несводим к ним.

Первый может быть обозначен как натуралистический. Суть его в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды

Третий подход объяснения общественного устройства — реляционный. Он связан с философским анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в соответствующих природных условиях и при наличии тех или иных верований, но имеют самодовлеющий, определяющий характер.

В органистической модели общество предстает как целое, определенная система, структурированная особым образом на части, к которым оно полностью не сводится. При этом понимании человек реализует себя в зависимости от места, занимаемого им в обществе и участия в общем процессе. Отношения людей определяются не договором или контрактом, а согласием членов общества (консенсусом), в котором учитываются объективные закономерности исторического развития. В этом смысле справедливо утверждение, что социальные действия — это результат человеческих действий, а не человеческих намерений.

Все возможные способы объяснения общества и хода истории имеют нечто общее, а именно представление системной организации данного феномена и закономерностях его саморазвития. Остановимся на этом подробнее.

Общество как саморазвивающаяся система. Общество представляет собой сложную систему, развивающуюся на своей, собственной основе. Под социальной системой понимается все относящееся к характеристике общества как определенной целостности, объединяющей индивидов разнообразными связями и отношениями. В известном смысле слова индивид тоже может рассматриваться как социальная система, но чаще это относится к государству, нации, классу, элементам структуры общества (политика, право, экономика и др.).

Характер объединения элементов в систему трактуется в соответствии с тем или иным способом объяснения сущности человека и его истории. Поэтому основной системообразующий фактор может быть усмотрен, как уже отмечалось, либо в материальных, либо в духовных связях людей. Социальная система характеризуется открытостью, определенной степенью согласованности своих подсистем и в то же время известной неравновесностью, что позволяет описывать ее динамику с помощью нелинейных математических моделей.

Необходимо обозначить принципиальные различия системной организации животных сообществ и человеческого общества. Все способы организации жизни стада, стаи и других сообществ мира живого связаны с их генотипом и наличием врожденной программы поведения. Специалисты в области этологии (науки о поведении животных) и социобиологии в последние десятилетия установили наличие очень четких и строгих закономерностей в групповом и индивидуальном поведении животных, птиц, рыб и т.д. В аспекте нашей темы привлекают внимание два фактора: наличие строгой иерархии полового поведения самцов и самок; формы организации при защите таких ценностей, как добычи

(у хищников), территории, собственного тела, самки и детенышей.

При внешнем сходстве телесных функций человека и животных (еда, питье, выделение и т.д.) именно в этих процессах начинался и расширялся водораздел биологического и социального. Самые древние нормы — запреты (табу) — были связаны с пищевым и половым поведением человека. Обеспечение себя пищей и водой, защита от погодных и климатических явлений, ритуализация половой и детородной функции требовали все более и более совершенной организации жизни общины.

Постепенный переход от присваивающего типа хозяйства к производящему означал нарастание потенциала социальных форм в плане преобразующей деятельности. Новая стадия развития потребовала принципиально новой организации, сущностью которой было обеспечение технологии деятельности путем управления людьми. В этом заключается глубинный смысл феномена власти и идеи государственности.

Следует подчеркнуть, что и самообеспечение и управление как социальные явления принимали форму символического выражения. Люди не просто ели, укрывались от холода и опасности, размножались и старели, но культивировали процесс осуществления этих биологических потребностей, порождая формы, до сих пор удивляющие наших современников. Самовыражение в пирах и оргиях, одежде и постройках, празднествах и мистериях, войнах и походах имело не только и не столько утилитарный смысл (насыщение, укрытие и т.д.), но и далеко превосходящее его символическое значение.

Феномены культуры все время обозначали и подтверждали со-циальный статус человека и общества. По характеру сооружений (на-пример, пирамид) оружия и утвари, одежды и украшений можно до-статочно точно судить о состоянии следующего компонента культуры — ее духовной сферы. Если первые два как-то ограничены ресурсами и физическим потенциалом данного общества, то мир духовной культуры в точном смысле слова беспределен. Постепенно он становился в сознании многих людей доминирующим, ибо служение Богу, культу предков и т.д. рассматривалось как основная сфера самовыражения и личности, и общества.

При всем огромном разнообразии природно-климатических условий, в которых протекала деятельность первобытных сообществ (равно как и современных примитивных общин, сохранившихся еще в ряде регионов планеты) основным двигателем истории было разделение труда. Вначале оно носило характер полового и возрастного, а затем непрерывно усложнялось, вплоть до высокоспециализированных форм труда в современном компьютеризированном производстве.

Развивая производство, человек все более и более воздействовал на окружающую природу, изменяя тем самым и свою собственную природу. Это было бы возможно при примитивных формах общения; поэтому уровень и степень системной организации человеческих сообществ стал превосходить соответствующие структуры животного стада. Человеческий труд как фактор, не только удовлетворяющий телесные потребности (пища, одежда, жилище и пр.), но и формирующий человеческое общество через систему общественных связей и отношений, выступает как основа всей истории.

Вместе с тем, развитие и усложнение трудовой деятельности немыслимо вне эволюции форм семейно-брачного поведения людей. Поэтому формы воспроизводства человека (деторождение, воспитание, социализация, инициации и пр.) неотделимы от собственного производства материальных благ, тем более на ранних стадиях развития общества, когда от физических возможностей человека, его здоровья и работоспособности зависело само существование общины.

Еще более сложен для анализа второй источник саморазвития социальных систем, связанный с общественными отношениями, возникающими в процессе трудовой деятельности человека. Для философского анализа общества центральным вопросом является анализ мотивов и побуждений к труду и деятельности, поскольку этот момент во многом определяет отношение человека к миру и другому человеку. Выделяют несколько ведущих мотивов и стимулов деятельности.

Во-вторых, продолжение жизни рода (особенно труд родителей ради поддержания жизни детей). В любом обществе есть немалое количество людей, работающих и живущих ради семьи и детей, рода и клана. В периоды бурных социальных потрясений семья, родные и близкие зачастую оказываются единственной надежной опорой человека, смыслом его жизни и деятельности. Невнимание к проблеме семьи со стороны государства оборачивается, как правило, деструкцией социальных связей, утратой идентичности человека и деградацией общества.

В-третьих, удовлетворение самой потребности в труде, труд ради творчества, приносящий радость и ощущение полноты бытия. В этом смысле труд перестает быть необходимостью, а является свободной игрой творческих сил человека. Разумеется, такое возможно при удовлетворении определенного (и исторически изменчивого) уровня биологических потребностей человека.

В-четвертых, борьба с другими людьми за присвоение продуктов труда или ради помощи людям. Соотношение этих двух компонентов последней группы стимулов меняется в зависимости от этапа развития общества, однако в любом обществе молено увидеть и острую непримиримую борьбу людей, групп, классов за удовлетворение их потребностей за счет других и примеры бескорыстного служения людям вопреки даже собственным потребностям. Антагонизмы и сотрудничество — два полюса взаимодействия людей в обществе, а между ними находится основная масса человеческих взаимоотношений по поводу труда и его плодов.

Третий источник саморазвития общества — его духовный потенциал. Данная проблема необычайно сложна и имеет две основные грани. Первая — многочисленные попытки реализовать в действительности религиозный идеал, устроить жизнь общества по модели догматической части какой-либо религий. Идея теократии, т. е. правления обществом и государством со стороны высших духовных лиц и авторитетов была весьма популярна, начиная с Древнего Египта и до современных концепций исламского фундаментализма.

Поэтому вопрос исторического самодвижения, несмотря на многовековые попытки решить ее, остается во многом открытым как для науки, так и для практики.

Общество — это сверхсложная система, включенная в суперсистему Космоса и Земли и обладающая значительной спецификой в своем генезисе, функционировании и развитии. Источник ее развития столь же сложен и очевидно представляет вектор разных сил — природных, собственно социальных и духовных, соотношение которых меняется в ходе истории и не может быть предсказано с абсолютной точностью.

Итак, общество — вероятностная система, в ходе развития которого реализуются далеко не все потенциальные возможности, а непредсказуемость многих событий является общей закономерностью. Есть основания полагать, что мировая цивилизация в целом находится на рубеже, когда необходимо определять новые горизонты развития с целью неотложного решения глобальных проблем современности.

Задача социальной философии заключается в том, чтобы осмыслить, что такое общество, какое значение оно имеет в жизни человека.
Понятие "общество" определяется как в широком, так и в узком смысле слова. В узком смысле под обществом понимают определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну. Например, феодальное общество или французское общество. В широком смысле слова обществом называют обособившуюся от природы часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Из всех явлений действительности общественная жизнь - одно из наиболее сложных. Если в природе взаимодействия между материальными образованиями осуществляются без вмешательства сознательных существ, то в обществе действуют одаренные сознанием люди, которые ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению. В результате действий людей общество постоянно изменяется и развивается.
Существенный поворот в осмыслении общественной жизни произошел в учении К. Маркса и Ф. Энгельса. Они создали материалистическое понимание истории. Вся сложность формирования материалистического понимания истории заключалась в том, чтобы открыть в обществе, в котором вообще трудно найти явления, независящие от человеческого сознания, такую область, которая существовала бы вне сознания. Реальный процесс жизни людей Маркс определил как общественное бытие. Общественное бытие включает в себя всю совокупность общественных материальных отношений, возникающих между людьми в процессе производства и распределения, материальных благ, в семье, в культурно-бытовой сфере. Общественное бытие обусловливает содержание общественных идей, воззрений, чувств. Решающее значение в осмыслении общественной жизни в рамках концепции материалистического понимания истории придается, прежде всего, материальному производству и производственно-экономическим общественным отношениям. Общественное сознание определяется экономическими условиями жизни людей.
Социальные философы постоянно размышляют над проблемой связи человека и общества. Существует два подхода к этой проблеме - объективистский и субъективистский. Объективизм отличается детерминизмом: общество производит тех людей, которые ему нужны. Учение известного французского философа и социолога Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917) может служить примером такого понимания взаимосвязи человека и общества.
Общество Дюркгейм понимал как совокупность социальных фактов. Социальными фактами он называл образы мыслей и действий, которые имеют коллективную природу и обладают таким признаком, как оказывать принуждение на индивида. Именно коллективное сознание, общественное мнение направляют поведение индивида, который не может произвольно выбрать путь жизни, не продиктованный обществом. Он не волен выбрать свой язык или отказаться от существующей денежной системы. Индивид вынужден подчиняться коллективному сознанию. Дюркгейм обращал внимание на то, что изучать общественное сознание следует по его объективным проявлениям в различных памятниках культуры: по кодексам права, по пословицам, обычаям, нравам и т.п. Субъективистский подход к проблеме "человек - общество" основывается на понимании общества как суммы автономных индивидов, способных к осмысленным поступкам и сознательному выбору. Субъективизм был свойствен немецкому философу и социологу Максу Веберу (1864- 1920). Он создал концепцию социального действия. Социальное действие - это действие, мотив которого осознается индивидом; это действие, которое имеет общественную реакцию, т.е. направлено на других людей и вызывает реакцию других. Общество, согласно Веберу, есть совокупный результат осмысленного поведения людей, продукт их сознания и воли. Возникновение капиталистического общества, например он объяснял формированием у человека способности к рациональному поведению в хозяйственной области и повседневной жизни.

Социальная философия и науки об обществе

Но наряду с социальной философией есть и науки, которые изучают общественную жизнь. Это, например, история, культурология, социология и др. Так, историческая наука имеет дело не с общим как таковым, а с конкретным проявлением закономерностей общественного развития в определенном регионе, у определенного народа в тех или иных конкретно-исторических условиях. Повествуя о последовательной связи событий, историк отбирает из богатого фактического материала прошлого наиболее характерное и типичное. История - это то, что происходит с конкретными людьми, с ней конкретизируются события общественной жизни в реальном времени и пространстве. История есть область единичных событий, в которой существуют и через которую проявляются общие и особенные черты социальной организации, реальные отношения сходства и подобия конкретных человеческих обществ.

Предметом культурологии является изучение совокупности всех ценностей, созданных обществом, и способов освоения этих ценностей человеком. Культурология анализирует не общие закономерности развития общества, а их проявление в развитии культуры.

В настоящее время происходит дальнейшая дифференциация знания, в ходе которой возникают новые самостоятельные направления обществознания. Вместе с тем продолжается интеграция знаний об обществе. Это приводит к обогащению социальной философии, к диалогу между различными философскими направлениями, к использованию различных способов и средств в самом социальном познании на основе развивающейся деятельности людей.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Общество как предмет философского анализа. Социальная философия и другие науки об обществе.

3. Источники и движущиеся силы развития человечества.

I

Общество– продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших социальных групп, объединенных на основе совместных интересов и договоре.

Необходимо различать философский и общесоциологический подходы к изучению общества. Социологию интересует то, что обозначается термином социальная структура, т.е. способ организации и связи отдельных элементов социальной системы в единое целое, движущие силы, смысл и направленность развития общества. Человек главное звено любой формы социальности. Поэтому, философский взгляд на общество неотделим от философских проблем личности человека, хотя и несводим к ним.

Первый может быть обозначен как натуралистический. Суть его в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжениезакономерностей природы, мира животных и в конечном итоге Космоса.С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяются ритмами солнечной активности (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (Э. Уилсон, Р. Дюкинс).

Философов во все эпохи волновал вопрос, каким должно быть наилучшее общественное устройство, т.е. совершенное общество?

Если Конфуций считал, что государство будет идеальным, если будет соответствовать ячейке общества – семье, то с точки зрения Платона идеальное государство должно соответствовать строению человеческой души. Как душа состоит из трёх частей: разумной с главной добродетелью мудростью; вожделенной- с умеренностью и чувствительной- с мужеством, - так и государство должно состоять из трёх классов. Высший класс- класс правителей, и его основное достоинство мудрость. Второй класс- класс воинов, главное их достоинство- мужество. В третий класс входят земледельцы, ремесленники, торговцы и т.п. Как и для души человека, наибольшее благо для государства – единство и гармония, а наибольшее зло – раздор._

Подводя, итог мы имеем все основания утверждать, что человек это социальное творение. Общество – это та сила, которая делает человека Человеком. Люди как физически, так и духовно творят друг друга. Феномен совместного, межчеловеческого существования называется социальностью. Люди могут жить, только общаясь друг с другом, обмениваясь опытом и информацией. Зачатки социальности психологии считают врожденными.

II

Общество представляет собой социальную систему, развивающуюся на своей собственной основе. Под социальной системой понимается все относящееся к характеристике общества как определенной целостности,объединяющей индивидов разнообразными связями и отношениями. Основным системообразующим фактором могут быть, как уже отмечалось, либо материальные, либо духовные связи людей.

Следует обозначить принципиальные различия системной организации животных сообществ и человеческого общества. Все способы организации жизни стада, стаи и других сообществ мира живого связаны с их генотипом и наличием врожденной программы поведения. Специалисты науки о поведении животных (этологии) и социобиологии установили наличие очень четких и строгих закономерностей в групповом и индивидуальном поведении животных – наличие строгой иерархии полового поведения самцов и самок, а так же формы организации при защите добычи (у хищников), территории, собственного тела, самки и детенышей.

При внешнем сходстве телесных функций человека и животных (еда, питье, выделения и т.д.) именно в этих процессах начинался и расширялся водораздел биологического и социального. Самые древние нормы – запреты (табу) – были связаны с пищевым и половым поведением человека. Обеспечение себя пищей и водой, защита от погодных явлений, половая жизнь – требовали все более и более совершенной организации жизни общины.

Постепенный переход от присваивающей экономики к производящей потребовал принципиально новой организации, сущностью которой было обеспечение технологии деятельности путем управления людьми. В этом заключается смысл феномена власти и идеи государственности.

В истории развития общества выделяют: первобытное общество,традиционное ( аграрное ) общество, индустриальное общество которое в настоящее время постепенно переходит в постиндустриальное.

Особую роль в развитии общества сыграла культура. Мир духовной культуры постепенно становился доминирующим, ибо служение Богу, культу предков и другие формы культуры рассматривались как основная сфера самовыражения и личности, и общества.

Итак, мы можем обозначить первый источник саморазвития общества – противоречие природной и культурной организации человека и его сообществ.

Особую роль в саморазвитии общества играет разделение труда. Именно оно было основным двигателем истории. Вначале разделение труда носило характер полового и возрастного, а затем непрерывно усложнялось, вплоть до высокоспециализированных форм труда в современном компьютеризированном производстве.

Развивая производство, человек все более и более воздействовал на природу, изменяя тем самым свою собственную природу. Человеческий труд как фактор, удовлетворяющий телесные потребности (пища, одежда, жилище и пр.), но и формирующий человеческое общество через систему общественных связей и отношений, выступает как основа всей истории.

Вместе с тем, развитие и усложнение трудовой деятельности немыслимо вне эволюции форм семейно-брачного поведения людей. Поэтому формы воспроизводства человеком необходимы от собственного производства материальных благ, тем более на ранних стадиях развития общества, когда от физических возможностей человека, его здоровья и работоспособности зависело само существование общины.

Второй источник саморазвития социальных систем связан с общественными отношениями, возникающими в процессе трудовой деятельности человека. Для философского анализа общества центральным вопросом является анализ мотивов и побуждений к труду и деятельности, поскольку этот момент во многом определяет отношение человека к миру и другому человеку. Выделяют несколько ведущих мотивов и стимулов деятельности.

Во-вторых, продолжение жизни рода (особенно труд родителей ради продолжения жизни детей). В любом обществе есть немалое количество людей, работающих и живущих ради семьи и детей.

В-третьих, удовлетворение самой потребности в труде, труд ради творчества, приносящий радость и ощущение полноты бытия.

Третий источник саморазвития общества– его духовный потенциал. Данная проблема сложна и имеет две основные грани. Первая – многочисленные попытки реализовать в действительности религиозный идеал, устроить жизнь общества по догматической части какой-либо религии. Идея теократии, т.е. правления обществом и государством со стороны высших духовных лиц и авторитетов весьма популярна, начиная с Древнего Египта и до современных концепций исламского фундаментализма.

Итак, общество – это сверхсложная система. Источник её развития столь же сложен и очевидно представляет вектор разных сил – природных, собственно социальных и духовных, соотношение которых меняется в ходе истории и не может быть предсказан с абсолютной точностью. Поэтому вопрос исторического самодвижения, несмотря на многовековые попытки решить её, остается во многом открытым как для науки, так и для практики.

III

В истории философской мысли сложились разные представления о том, что же является движущей силой общественного развития.

Многим мыслителям казалось, что источником общественных нововведений являются не идеи и мнения, а природные условия. Шарль Монтескье считал, что именно климат определяет особенность того или иного общества.

Марксизм утверждает, что противоречия между производительными силами и производственными отношениями составляют источник и движущую силу общественного развития, обеспечивают возникновение и формирование нового способа производства в недрах старого общества, то есть развитие общества идет как бы по спирали. Такой подход к развитию общества называют формационным.Существует и, так называемый, цивилизационный подход.

Известный американский ученый Л.Г. Морган выделял в истории человеческого общества три главных этапа – эпоху дикости, эпоху варварства, эпоху цивилизации. Переход от одного уровня мировой цивилизации к другому осуществляется через глобальные, по своему содержанию, технологические революции,характеризующие качественные скачки в развитии производительных сил.

План лекции:

1. Общество как предмет философского анализа.

2. Общество как саморазвивающаяся система.

3. Источники и движущиеся силы развития человечества.

I

Общество– продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших социальных групп, объединенных на основе совместных интересов и договоре.

Необходимо различать философский и общесоциологический подходы к изучению общества. Социологию интересует то, что обозначается термином социальная структура, т.е. способ организации и связи отдельных элементов социальной системы в единое целое, движущие силы, смысл и направленность развития общества. Человек главное звено любой формы социальности. Поэтому, философский взгляд на общество неотделим от философских проблем личности человека, хотя и несводим к ним.

Первый может быть обозначен как натуралистический. Суть его в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжениезакономерностей природы, мира животных и в конечном итоге Космоса.С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяются ритмами солнечной активности (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (Э. Уилсон, Р. Дюкинс).

Философов во все эпохи волновал вопрос, каким должно быть наилучшее общественное устройство, т.е. совершенное общество?

Если Конфуций считал, что государство будет идеальным, если будет соответствовать ячейке общества – семье, то с точки зрения Платона идеальное государство должно соответствовать строению человеческой души. Как душа состоит из трёх частей: разумной с главной добродетелью мудростью; вожделенной- с умеренностью и чувствительной- с мужеством, - так и государство должно состоять из трёх классов. Высший класс- класс правителей, и его основное достоинство мудрость. Второй класс- класс воинов, главное их достоинство- мужество. В третий класс входят земледельцы, ремесленники, торговцы и т.п. Как и для души человека, наибольшее благо для государства – единство и гармония, а наибольшее зло – раздор._

Подводя, итог мы имеем все основания утверждать, что человек это социальное творение. Общество – это та сила, которая делает человека Человеком. Люди как физически, так и духовно творят друг друга. Феномен совместного, межчеловеческого существования называется социальностью. Люди могут жить, только общаясь друг с другом, обмениваясь опытом и информацией. Зачатки социальности психологии считают врожденными.

II

Общество представляет собой социальную систему, развивающуюся на своей собственной основе. Под социальной системой понимается все относящееся к характеристике общества как определенной целостности,объединяющей индивидов разнообразными связями и отношениями. Основным системообразующим фактором могут быть, как уже отмечалось, либо материальные, либо духовные связи людей.

Следует обозначить принципиальные различия системной организации животных сообществ и человеческого общества. Все способы организации жизни стада, стаи и других сообществ мира живого связаны с их генотипом и наличием врожденной программы поведения. Специалисты науки о поведении животных (этологии) и социобиологии установили наличие очень четких и строгих закономерностей в групповом и индивидуальном поведении животных – наличие строгой иерархии полового поведения самцов и самок, а так же формы организации при защите добычи (у хищников), территории, собственного тела, самки и детенышей.

При внешнем сходстве телесных функций человека и животных (еда, питье, выделения и т.д.) именно в этих процессах начинался и расширялся водораздел биологического и социального. Самые древние нормы – запреты (табу) – были связаны с пищевым и половым поведением человека. Обеспечение себя пищей и водой, защита от погодных явлений, половая жизнь – требовали все более и более совершенной организации жизни общины.

Постепенный переход от присваивающей экономики к производящей потребовал принципиально новой организации, сущностью которой было обеспечение технологии деятельности путем управления людьми. В этом заключается смысл феномена власти и идеи государственности.

В истории развития общества выделяют: первобытное общество,традиционное ( аграрное ) общество, индустриальное общество которое в настоящее время постепенно переходит в постиндустриальное.

Особую роль в развитии общества сыграла культура. Мир духовной культуры постепенно становился доминирующим, ибо служение Богу, культу предков и другие формы культуры рассматривались как основная сфера самовыражения и личности, и общества.

Итак, мы можем обозначить первый источник саморазвития общества – противоречие природной и культурной организации человека и его сообществ.

Особую роль в саморазвитии общества играет разделение труда. Именно оно было основным двигателем истории. Вначале разделение труда носило характер полового и возрастного, а затем непрерывно усложнялось, вплоть до высокоспециализированных форм труда в современном компьютеризированном производстве.

Развивая производство, человек все более и более воздействовал на природу, изменяя тем самым свою собственную природу. Человеческий труд как фактор, удовлетворяющий телесные потребности (пища, одежда, жилище и пр.), но и формирующий человеческое общество через систему общественных связей и отношений, выступает как основа всей истории.

Вместе с тем, развитие и усложнение трудовой деятельности немыслимо вне эволюции форм семейно-брачного поведения людей. Поэтому формы воспроизводства человеком необходимы от собственного производства материальных благ, тем более на ранних стадиях развития общества, когда от физических возможностей человека, его здоровья и работоспособности зависело само существование общины.

Второй источник саморазвития социальных систем связан с общественными отношениями, возникающими в процессе трудовой деятельности человека. Для философского анализа общества центральным вопросом является анализ мотивов и побуждений к труду и деятельности, поскольку этот момент во многом определяет отношение человека к миру и другому человеку. Выделяют несколько ведущих мотивов и стимулов деятельности.

Во-вторых, продолжение жизни рода (особенно труд родителей ради продолжения жизни детей). В любом обществе есть немалое количество людей, работающих и живущих ради семьи и детей.

В-третьих, удовлетворение самой потребности в труде, труд ради творчества, приносящий радость и ощущение полноты бытия.

Третий источник саморазвития общества– его духовный потенциал. Данная проблема сложна и имеет две основные грани. Первая – многочисленные попытки реализовать в действительности религиозный идеал, устроить жизнь общества по догматической части какой-либо религии. Идея теократии, т.е. правления обществом и государством со стороны высших духовных лиц и авторитетов весьма популярна, начиная с Древнего Египта и до современных концепций исламского фундаментализма.

Итак, общество – это сверхсложная система. Источник её развития столь же сложен и очевидно представляет вектор разных сил – природных, собственно социальных и духовных, соотношение которых меняется в ходе истории и не может быть предсказан с абсолютной точностью. Поэтому вопрос исторического самодвижения, несмотря на многовековые попытки решить её, остается во многом открытым как для науки, так и для практики.

III

В истории философской мысли сложились разные представления о том, что же является движущей силой общественного развития.

Многим мыслителям казалось, что источником общественных нововведений являются не идеи и мнения, а природные условия. Шарль Монтескье считал, что именно климат определяет особенность того или иного общества.

Марксизм утверждает, что противоречия между производительными силами и производственными отношениями составляют источник и движущую силу общественного развития, обеспечивают возникновение и формирование нового способа производства в недрах старого общества, то есть развитие общества идет как бы по спирали. Такой подход к развитию общества называют формационным.Существует и, так называемый, цивилизационный подход.

Известный американский ученый Л.Г. Морган выделял в истории человеческого общества три главных этапа – эпоху дикости, эпоху варварства, эпоху цивилизации. Переход от одного уровня мировой цивилизации к другому осуществляется через глобальные, по своему содержанию, технологические революции,характеризующие качественные скачки в развитии производительных сил.

Читайте также: