Общественные объединения как субъекты административного права кратко

Обновлено: 07.07.2024

Вопрос 40. общественные организации (объединения) как субъекты административного права: Административное право: Конспект лекций, Новиков С.А., 2003 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Настоящим изданием мы продолжаем серию

Вопрос 40. общественные организации (объединения) как субъекты административного права

1. Понятие общественных объединений.

2. Виды общественных объединений.

3. Основы административно-правового статуса общественных объединений.

1. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридических лиц общественные объединения. Все общественные объединения характеризуются следующими чертами:

• образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;

• не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества. Источником их полномочий юридического характера могут быть только нормативно-правовые акты;

t действуют от своего имени;

• не являются коммерческими организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

2. В зависимости от организационно-правовых норм различаются:

• общественная организация основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;

• общественное движение состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;

общественный фонд один из видов некоммерческих фондов, который представляет собой не имеющее членства общественное объединение, . цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели;

• общественное учреждение не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;

• орган общественной самодеятельности не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания;

• союзы (ассоциации). Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

В зависимости от территориальной сферы общественные объединения можно разделить:

• на общероссийские объединения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеют там свои структурные подразделения организации, отделения или филиалы и представительства;

• межрегиональные объединения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения -организации, отделения или филиалы и представительства;

• региональные объединения, деятельность которых согласно их уставным целям осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ;

• местные объединения, деятельность которых в соответствии с их уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

3. Административная правосубъектность общественных объединений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и гражданами. Государство, закрепляя административную правосубъектность

общественных объединений, определяет виды административных пра воотношений, в которых они могут выступать в качестве субъектов.

Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" установлено, что общественное объединение для осу ществления уставных целей имеет право:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотрен ных законодательством;

проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирова

учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов

и участников, а также других граждан в органах государственной влас

ти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные закона

ми об общественных объединениях;

выступать с инициативами по различным вопросам общественной жиз ни, вносить предложения в органы государственной власти;

участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной ре гистрации общественного объединения и при наличии в уставе данной общественного объединения положения об участии его в выборах).

Общественное объединение обязано:

соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными доку ментами;

ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества шп! обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц;

представлять по запросу органа, регистрирующего общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;

оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ.

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет Прокуратура РФ. Орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах. Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.

Деятельность общественных объединений может быть приостановлена в случае нарушения Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, законодательства РФ по решению суда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об общественных объединениях" и другими федеральными законами.

Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в установленных законодательством случаях. Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

Административное право: Конспект лекций

Административное право: Конспект лекций

Комментарии, рецензии и отзывы

Вопрос 40. общественные организации (объединения) как субъекты административного права: Административное право: Конспект лекций, Новиков С.А., 2003 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Настоящим изданием мы продолжаем серию

Все материалы сайта охраняются авторским правом! Наш сайт предоставляет возможность онлайн чтения учебников, но не скачивания. Если вас заинтересовала какая то книга, купите её в издательстве.
Если вы автор книги и не хотите, чтоб она была на сайте, то напишите нам и она будет немедленно удалена. По всем вопросам обращаться на почту [email protected]

Общественное объединение - это добровольное, автономное, некоммерческое образование, способствующее реализации законных прав и интересов граждан, созданное по их инициативе на основе общих интересов для осуществления каких-то общих целей, определенных Уставом общественного объединения.

Право граждан на формирование тех или иных общественных объединений осуществляется непосредственно объединением физических и юридических лиц.

Итак, общественные объединения:

  • формируются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;
  • не имеют власти, не могут влиять на действия, желания и поступки тех или иных людей;
  • источниками правовой сферы общественных объединений могут быть только те или иные правовые акты;
  • действуют от своего имени;
  • организации, не имеющие цель получить прибыль.

Согласно Конституции нашей страны и действующему законодательству создание и функционирование общественных объединений осуществляется на принципах добровольчества, законности, равенства и самоуправления.

В зависимости от организационно-правовых форм общественные объединения бывают следующих видов:

Общественная организация - это общественное объединение, основанное на добровольном участии, созданное на основе совместных действий людей, направленных на защиту общих интересов и достижение целей Устава общественного объединения граждан.

Общественное движение - это массовое объединение людей, которое направлено на осуществление социальных, экономических, политических и других целей, поддерживаемое членами общественного движения.

Государственный фонд - это один из типов некоммерческих объединений граждан, не являющихся его членами, целью которых является создание имущества путем собирания различных добровольных взносов, а также и других доходов, не запрещенных законом для его использования в конструктивных социальных целях.

Государственное учреждение - это некоммерческое общественное объединение, сформированное с целью оказания определенного типа услуг, направленных на удовлетворение тех или иных интересов членов этого объединения и достижение конкретных правовых целей объединения.

Орган общественной инициативы - это некоммерческое общественное объединение, которое создано для того, чтобы люди члены объединения вместе решали какие-то определенные социальные проблемы, возникающие у людей в стране их проживания. Данное объединение направлено на удовлетворение каких-то определенных потребностей того или иного круга лиц, интересы которых касаются достижения целей и осуществления конкретных программ государственного органа.

Общественно-политическое объединение, устав которого, в числе своих основных целей, предусматривает полное участие в политической жизни социума путем оказания воздействия на участие в выборах в органы власти нашего государства, а также в выборах органов местного самоуправления путем выдвижения кандидатов и организации избирательной кампании.

Профессиональные союзы. Профсоюзы созданы для того, чтобы в полной мере представлять и защищать социально-экономические и трудовые права и интересы тех или иных граждан нашей страны.

Готовые работы на аналогичную тему

Общественные объединения как субъекты административного права

Степень компетенции тех или иных общественных объединений в качестве субъектов административного права вовсе неодинакова. Чаще всего в административных и судебных отношениях те или иные общественные объединения являются той стороной, которая должна осуществлять какие-то конкретные правовые нормы уполномоченных государственных органов. Определенные общественные объединения, которые имеют право выполнять те или иные функции государственных органов, могут действовать в административных и судебных отношениях как субъекты управления, уполномоченные давать другой стороне административных отношений какие-то указания, которые нужно обязательно выполнить.

В то же время делегирование государственных полномочий и полномочий общественных объединений представляется недостаточным. Полномочия государственной власти копируют полномочия соответствующих исполнительных органов государства, что делать нежелательно.

В определенных законом ситуациях определенные общественные объединения образуют административно-судебные отношения как субъекты, уполномоченные самостоятельно осуществлять административные меры. Следует отметить, что наблюдается тенденция к сужению сферы действия таких правовых отношений в обществе.

Сфера компетенции тех или иных общественных объединений как субъектов административного права обычно формируется и объясняется конкретными актами органов государства, а не уставами, которые были созданы в самих общественных организациях.

Административные и судебные отношения, в которых принимают участие те или иные общественные объединения связаны между собой не внутри этих объединений, а только лишь за их пределами, то есть при взаимодействии с государственными органами. В данной сфере различные общественные объединения могут рассматриваться как определенные субъекты административных и судебных отношений.

Общественное объединение- добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, что способствует реализации прав и законных интересов граждан. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно - путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

• образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;

• не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества. Источником их полномочий юридического характера могут быть только нормативно-правовые акты;

• действуют от своего имени;

• не являются коммерческими организациями, преследующими в каче­стве цели своей деятельности извлечение прибыли.

В соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством в основе создания и деятельности общественных объединений лежат следующие принципы: добровольность, законность, равноправие, самоуправление.

В зависимости от организационно-правовых форм:

Общественной организацией является основанное на добровольном членстве общественное объединений, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение — состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные, общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд — это один из видов некоммерческих объединений не имеющих членства, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных, не запрещенных законом поступлений для его использования на общественно полезные цели.

Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, созданное с целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам его участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потреб­ностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Политическое общественное объединение - объединение, в уставе которого в числе основных целей закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

Государственная регистрация общероссийских и международных общественных объединений производится Министерством юстиции РФ, межрегиональных общественных объединений — органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, региональных и местных общественных объединений — органами юстиции соответствующих субъектов Федерации. Для государственной регистрации в органы юстиции подаются необходимые документы: заявление, устав, выписка из протокола учредительного съезда и др. Основополагающее значение в определении статуса общественного объединения имеет его устав.

Среди общественных объединений важную роль играют профсоюзы. Они обладают значительным объемом административной правоспособности. Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Профсоюзы защищают право своих членов на труд, заключают с администрацией коллективные договоры и контролируют их выполнение; контролируют законодательство о труде и об его охране. Они располагают возможностями активно влиять на правотворчество. Профсоюзы вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией, а также в создаваемых в организации комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, не комерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения.

Характерные черты общественных объединений:

- образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе; - не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества; - действуют только от своего имени; - не являются комерческими организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

Виды общественных объединений.

1. Общественные организации. Это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (профсоюзы).

2.Общественное движение. Это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (общественное движение по защите прав афганцев)

3. Общественный фонд. Является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (фонд Горбачева).

4. Общественные учреждения. Это не имеющие членства общественные объединения, ставящие своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям учреждения.

5. Органы общественной самодеятельности. Это не имеющее членства общественное объединение. целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства. работы или учебы, направленные на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц (домовые комитеты).

6. Союзы (ассоциации). Могут создаваться вышеуказанными общественными объединениями на основе учредительных договоров (или уставов), образуя новые общественные объединения (союзы писателей).

Кроме того, в зависимости от территориальной сферы, общественные объединения подразделяются на : - общероссийские которые осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения; - межрегиональные которые осуществляют свою деятельность на территориях менее половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения; - региональные которые осуществляют свою деятельность в пределах территории одного субъекта РФ; - местные которые осуществляют свою деятельность в пределах территории органа местного самоуправления.

Административно-правовой статус общественных объединений.

Административная правосубъектность общественных объединений определена Федеральным законом РФ “Об общественных объединениях” и вкючает в себя комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и граждан. Государство, закрепляя административную правосубъектность общественных объединений, тем самым определяет виды административных отношений, в которых они могут выступать в качестве субъектов. Государство не руководит деятельностью общественных объединений. Действует принцип взаимного невмешательства: не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, а последних - в деятельность указанных органов и их должностных лиц. Но тем не менее государство контролтрует деятельность общественных объединений по вопросам членства, собственности, бюджета, контролирует источники их средств и т.д. Общественные отношения между общественными объединениями и государством урегулированы нормами права и не носят характера подчинения или субординации. Вместе с тем законом закреплены определенные полномочия по конкретным вопросам взаимодействия государства и общественных объединений. Общественные объединения, например, вправе учавствовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, своих членов и участников; вносить предложения в органы государственной власти и т.д. Общественные объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством, но в установленных законом случаях и формах учавствуют в этом процессе. При этом влияние их может быть весьма существенным (пример).

Читайте также: