Общественно полезная деятельность в доу

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

муниципальное дошкольное образовательное автономное детский сад № 50

Тема: Организация трудовой деятельности в дошкольной организации на современном этапе.

Создание условий для трудовой деятельности. Общественно-полезный труд.

Воспитатель высшей категории

Маркова Елена Валерьевна.

Формирование человеческой личности начинается в раннем детстве. Маленький дошкольник с удивлением и радостью познаёт окружающий мир, а задача родителей и педагогов — сделать так, чтобы стремление к созиданию стало его жизненной позицией. Труд оказывает огромное влияние как на умственное, так и на нравственное развитие ребёнка, и войти в его жизнь он должен как можно раньше. Поэтому современная дошкольная педагогика очень большое внимание уделяет именно этому направлению. Что касается средней группы, то в этот дошкольный период заметно вырастает объём трудовых задач, которые ставятся перед детьми. Ребята активно овладевают самыми различными навыками, которые помогут им стать более взрослыми и самостоятельными. слайд 1, 2

Цель: формирование положительного отношения ребёнка к труду, желания трудиться. Слайд 3.

Задачи трудовой деятельности в средней группе. Слайд 4

- Воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности (правильный уход за комнатными растениями: аккуратно поливать их, рыхлить землю, протирать пыль на листьях, накладывать для птиц корм в кормушки (все эти действия осуществляются при помощи воспитателя).

- Ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь. Учить подражать труду взрослых в сюжетно-ролевых играх.

- Формировать умение навыков самообслуживания, воспитывать умение быть аккуратным, соблюдать все правила личной гигиены; учить подготавливать своё рабочее место к занятиям и убирать его после занятия.

- Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия. (воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

- Обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование.

Ознакомление с трудом взрослых.

Трудовое воспитание в ДОУ- важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. В среднем дошкольном звене воспитатель продолжает знакомить малышей с трудом взрослых, при этом воспитывая позитивное отношение к труженику. Такие занятия представляют собой наблюдения за тем, как работает представитель определённой профессии. Например, с помощь наглядных пособий, беседует с детьми о работе врача, в другой раз — парикмахера. Слайд 8.

Условия организации труда детей

1.Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда.

2. Создание мотивации трудовой деятельности.

3. Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам.

4. Подбор оборудования для труда.

5. Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера.

6. Демонстрация заинтересованности педагога.

7. Учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка.

8. Поощрения в процессе и по результатам труда. Слайд10.

3. Ручной и художественный труд.

4. Труд в природе.

5. Общественно-полезный труд. слайд 11.

Общественно - полезный труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Общественно – полезный труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава, и т. п.). Важно формировать у дошкольников представление о значении общественно - полезного труда. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Воспитатель всегда обращает внимание детей на эту сторону. Если каждый из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг было красиво, то не сможет бросить бумажку на пол и уж, конечно, не станет рисовать на стене или в лифте. Только тот, кто не любит свой дом, может так поступать. Таким образом, воспитывается умение замечать непорядок и без напоминаний взрослого.

Общественно-полезный труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов. Слайд 12, 14.

В жизни детей 4–5 лет всё большее значение начинает уделяться элементарному бытовому труду. Как и в более раннем возрасте, основной его формой остаётся выполнение поручений. Поскольку ребята ещё недостаточно хорошо владеют соответствующими навыками, воспитатель даёт задание одному ребёнку либо же небольшой группе (из 2–3 человек). Конкретные примеры: с начала года дети дежурят по столовой . Первые месяцы необходимо учить дежурных правильным приемам работы. А также учить протереть влажной тряпочкой полки, вымыть в тазике игрушки, снять с кукол одежду и постирать её. Слайд 13.

При выполнении общественно-полезного труда крайне важно, чтобы ребята научились доводить начатое дело до конца, делая при этом волевое усилие.

Поручая детям те или иные задания, нельзя допускать перенапряжения: оно чревато переутомлением и, как следствие, негативным отношением к труду. Продолжительность непрерывной рабочей деятельности для малышей 4–5 лет не должна превышать 10 минут.

В детском саду взрослый показывает дошкольникам пример заботливого отношения к миру природы, одновременно вовлекая их в трудовую деятельность.

Стремление помогать воспитателю (в весенне-осенний период - работа на огороде, в цветнике (высевать семена, поливать клумбу, грядки приводить в порядок оборудование, которое используется в процессе трудовой деятельности. Зимой же они с радостью будут подкармливать пернатых на участке (кстати, предварительно можно устроить семейный конкурс на изготовление самой красивой кормушки).

В весенний период воспитанники средней группы наблюдают, как взрослые перекапывают огород, цветник, обрезают кустарники, сажают цветы и овощи. Летом малыши вполне могут ухаживать вместе со взрослыми за цветущей клумбой — поливать растения из леечек. Слайд 16, 17

Другое важное направление трудовой деятельности в природе — привлечение детей к уходу за комнатными растениями. Хотя дежурство в групповом уголке природы начинается лишь со старшей группы, малыши четвёртого-пятого года жизни могут под присмотром воспитателя поливать цветы, рыхлить землю, аккуратно протирать листочки. Слайд 17.

Формы организации труда детей. Слайд 18

Поручения. Индивидуальны, подгрупповые, коллективные, общие кратковременные, долгосрочные, эпизодические, регулярные , простые, сложные.

Дежурства. Индивидуальные, подгрупповые (по столовой; в уголке природы; подготовка к занятиям) Обязательные, систематичные.

Коллективный труд. Общий труд, совместный труд.

Средства, методы и приемы трудового воспитания. Слайд 19.

Совместная деятельность в процессе режимных моментов в течение всего дня

Наблюдения за трудом взрослых

Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым

Художественные средства (изо, музыка, художественная литература и др.)

Дидактические, настольные, с/р игры

Рассматривание картин, иллюстраций, картинок

Интеграция образовательных областей.

Условия и элементы предметно – развивающей среды. Уголок дежурства по столовой и дежурство в уголке природы. Слайд 20

Для успешного осуществления трудовых поручений в группе созданы все условия:

в уголке дежурных по столовой есть фартуки, колпаки, стенд картинок для детей, подставки для салфеток

В уголке природы имеются фартуки клеенчатые и тканевые, палочки- рыхлители, пульверизатор, тряпочки для протирания листочков, лейки, большая клеенка, паспорт на каждое растение, алгоритм посадки огорода на окне.

Для ручного труда собраны, высушены и готовы к изготовлению поделок сосновые и еловые шишки, желуди, скорлупки от грецких орехов, веточки, бросовый материал (вставки от киндер-сюрпризов).

Для хозяйственно- бытового труда подготовлены клеенчатые и тканевые фартуки (на подгруппу детей), большая клеенка на стол, тазик для протирания пыли и мытья игрушек, тряпочки для мытья протирания пыли (на подгруппу детей).

Все предметы, нужные для осуществление трудовой деятельности, находятся в удобных и безопасных для детей местах, чтобы дети могли самостоятельно их брать и убирать на место .

Ожидаемые результаты. Слайд 21.

1. Дети приучены к труду, трудолюбивы, ответственны, проявляют самостоятельность. (правильный уход за комнатными растениями: аккуратно поливать их, рыхлить землю, протирать пыль на листьях, накладывать для птиц корм в кормушки (все эти действия осуществляются при помощи воспитателя).

2.Ознакомились с некоторыми профессиями взрослых, стремятся оказать посильную помощь. Подражают труду взрослых в сюжетно-ролевых играх.

3.Имеют навык самообслуживания ,стараются быть аккуратными, соблюдать все правила личной гигиены; подготавливают своё рабочее место к занятиям и убирают его после занятия.

4.Взаимодействуют друг с другом, умеют трудиться в коллективе и для коллектива

Выбранная тема в настоящее время особо актуальна, так как дошкольный пepиoд являетcя очень вaжным в жизни вcex дeтeй. Участие дошкольников в общественно-полезном труде представляет собой необходимое условие воспитания в любом обществе. Общественно-полезная направленность всей трудовой деятельности призывает к воспитанию высоких моральных качеств с раннего детства.

Проблема исследования : какова совокупность педагогических условий, когда наиболее эффективно осуществляется воспитательный процесс детей дошкольного возраста в общественно-полезном труде?

Решение этой проблемы и составляет цель исследования.

Цe ль: определить педагогические уcлoвия эффективного осуществления воспитательного процесса в общественно-полезном труде у детей дошкольного возраста.

Для достижения цели в работе решались следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы трудового воспитания в

образовательной программе дошкольного учреждения;

2. Выявить особенности организации общественно-полезного труда

дошкольников в условиях детского сада и семьи;

3. Рассмотреть методические рекомендации по организации детского

труда, оценить степень ee эффективности.

выделяются следующие виды труда :

1. Самообслуживание (самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать постельные принадлежности).

2. Хозяйственно – бытовой труд (убрать игрушки, собрать листочки на участке).

3. Дежурство по столовой и занятиям.

4. Труд в природе (учатся поливать растения, сажать лук).

5. Ручной труд (починка, подклеивание книг, пришивание оторванных пуговиц).

Основными формами труда детей дошкольного возраста являются :

3. Коллективно - трудовая деятельность.

Проанализировав наблюдение, сделала вывод, что у детей сформировывается положительное отношение к труду и гордость от результата выполненной работы.

Значимость трудового воспитания заключается также в том, что дети,

умеющие трудиться, знают цену трудовых усилий, уважая свой и чужой

труд. Поэтому так важно с раннего детства приучать детей к труду как в

семье, так в дошкольных учреждениях.

Первоочередной задачей трудового воспитания детей дошкольного

возраста ставится в постепенном развитии интереса к труду, желания

трудиться, навыков элементарной трудовой общественно-значимой деятельности, трудолюбия.

Организация общественно-полезного труда у детей начинается с 1-й младшей группы, формируются навыки самообслуживания и выполнение

Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе используются во всех возрастных группах, а ручной труд – в старшей и подготовительной группах.

Рассмотрим некоторые методические рекомендации по организации детского труда дошкольников :

- продумать мотивацию, чтобы вызвать интерес к этому виду труда;

- данный труд по объему и сложности должен быть посилен для ребенка;

-воспитатель должен быть внимателен к деятельности ребенка, поддерживать у него уверенность в своих силах, одобрять проявление настойчивости.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нём участвуют все дети. Каждый ребёнок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Одновременно дежурят 2-3 ребенка из группы. Дежурных подбирают следующим образом: вместе с детьми, умеющими хорошо работать, дежурят дети с недостаточно сформированными навыками трудовой деятельности.

Таким образом, общественно-полезный труд дошкольников является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире.

Добрые традиции как один из методов воспитания воспитания детей дошкольного возраста Добрые традиции - как один из методов воспитания детей дошкольного возраста. Дошкольное детство- время первоначального становления личности,.

Работа по повышению психолого-педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста Приходи к нам, малыш! В семье ждут появления малыша. Как много вопросов возникает у родителей. Каким он будет? Как сложится его жизнь? Сможет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы живём в обществе, и невозможно отделить себя от него.Да, с появлением интернета и различных бытовых удобств у людей снижается потребность быть на людях. Общение чаще происходит по телефону, в чате, по скайпу. Но это, ни в коем случае не говорит о том, что мы отделены от общества.А современному воспитателю просто необходимо быть компетентным, творчески активным, конкурентоспособным, уметь представлять себя в условиях дошкольного учреждения. Я не остаюсь в стороне от участия нашего коллектива в массовых мероприятиях касающихся дошкольного учреждения, строительного округа, городских мероприятий.

С 2016г. Являюсь членом управленческого совета на которых совместно с администрацией детского сада, руководством Строительного округа и членами родительского комитета решаются вопросы касающиеся жизни детского сада и его сотрудников.

Так же активно принимаю участие в жизни детского сада, играю роли на утренниках, развлечениях, открытых занятиях. Принимаю участие в различных открытых мероприятиях (чествование ветеранов ВОВ, ветеранов педагогического труда и др.).

Наш детский сад является базой для прохождения всех видов педагогической практики студентами дошкольного отделения. Для этого созданы все необходимые условия для формирования у будущих воспитателей субъектной активности. Это наличие предметно – развивающей образовательной и игровой среды, кадровый потенциал.

Являюсь наставником начинающего перспективного, творческого талантливого педагога Лаптевой Лии Семёновны.

Методы и формы трудового воспитания

Формы и методы трудового воспитания разнообразны. Они зависят от возраста и других особенностей воспитуемых детей; направлены на развитие следующих качеств: трудолюбие, дисциплинированность, добросовестность, стремление к результатам.

Воспитание трудолюбия начинается с ранних лет жизни. В семье, потом в дошкольном учреждении прививаются элементарные навыки: представления об обязанностях, ответственность и дисциплинированность. В дальнейшем формы усложняются и носят уже специализированный характер.

Главная цель воспитания трудолюбия – формирование психологической, практической готовности маленького человека к труду. Трудовое воспитание очень тесно связано с гражданским, нравственным, оно формирует фундамент творческой активности, продуктивности в учебе, спорте, самодеятельности, других сферах деятельности. Является составляющей морального становления личности.

Новые тенденции методики трудового воспитания

Дети собирают картошку

Экономические, социальные, экологические условия определяют постоянное совершенствование методики трудового обучения, воспитания: появление новых технологий, внедрение новейших форм, методов, приемов. В их основе – принцип вариативности.

Сохраняя единство государственных требований и свой типовой характер, программы трудового воспитания составляются с учетом состава воспитуемых, их возраста, региональных особенностей, традиций. Это открывает возможности для уменьшения применения репродуктивных методов и увеличения удельного веса исследовательских, творческих форм работы. Включение в трудовую сферу осуществляется с учетом физиологических особенностей, психологической и социальной готовности детей, с учетом интересов, склонностей.

Условия успешной воспитательной деятельности

При воспитании особую важность приобретают порядок действий, распределение обязанностей в коллективе, назначение ответственных, наличия форм подведения итогов. Важен практический показ, обучение главным способам, приемам, соблюдение безопасности. Нужно применять поощрения и в случае необходимости наказания, порицания. Большую роль имеет общественное признание трудовых результатов, одобрение его взрослыми.

Главное условие успеха – включение ребенка в посильную для возраста и физических возможностей деятельность. Если она организована правильно, то будет способствовать формированию необходимых нравственных качеств: трудолюбия, аккуратности, дисциплинированности, усердия, настойчивости.

Воспитывающим труд становится при нескольких условиях:

  • Он должен быть значимым, общественно-полезным. Только так появляется возможность осознать значимость работы. Понимание того, что он приносит людям пользу, придает дополнительную мотивацию для трудовой активности;
  • Результатом должно стать что-то полезное, имеющее ценность для коллектива, для себя и взрослых. Если результатов ребенок не увидит, пользы от работы не много, желание трудиться может исчезнуть;
  • Труд должен быть коллективным. Это выполнение поставленных задач совместно, способное объединить общей целью. Он дает возможность приобрести опыт взаимодействия, взаимопомощи, солидарности;
  • Он должен быть инициативным, желательно творческим, должны применяться разные формы самоуправления и самоорганизации;
  • Труд должен быть посильным, по возможности связан с учебной или другой воспитательной деятельностью, он не может быть принуждением, и наказание ребенка им недопустимо;
  • Требовать нужно не просто выполнения поставленной задачи, а выполнения ее аккуратно, добросовестно.

Только при соблюдении этих условий труд можно считать настоящим средством формирования личности нового поколения.

Рекомендуем “Проблемы трудового воспитания дошкольников”.

Виды трудового воспитания

Типология трудового воспитания определяется видом труда, выполняемого ребенком. Принято выделять:

  • учебный труд (физический, умственный);
  • общественно-полезный;
  • производственный (работа по созданию значимых материальных ценностей.

Воспитание в учебном труде – усвоение, приобретение необходимых умений навыков, средство подготовки к социальной трудовой активности, творчеству.

Воспитание общественно-полезным трудом (бытовым, общественно-организационным) включает в себя производственную практику, работу в столовых, на пришкольной территории, сбор металлолома, посадку леса, помощь в уборке, уходе за престарелыми людьми. Этот вид призван показать значимость трудовых мероприятий для общества, позволяет ребенку получить моральное удовлетворение от своей деятельности.

Бытовой труд, часть общественно-полезного, направлен на удовлетворение повседневных бытовых потребностей как самого ребенка, так и коллектива.

Производительный труд больше подходит к старшему школьному возрасту. Он обычно оплачиваемый и является переходом к реальному труду взрослого человека.

Воспитание в дошкольном возрасте

Трудовое воспитание дошкольников предусматривает следующие типы деятельности:

  • Самообслуживание – обслуживание самого себя (умывание, уход за собой и другими);
  • Хозяйственно-бытовой – поддержание чистоты, порядка дома, в дошкольном учреждении;
  • Труд в условиях природы: уход за растениями, кормление животных;
  • Ручной, художественно-прикладной труд способствует развитию элементарных умений, навыков, знание (работа над поделками из разных материалов, лепка, рисование и другие виды).

Формы трудового воспитания

Еще Макаренко А. искал формы организации, которые способствовали формированию развитой и целеустремленной личности. Основной идеей его системы стало воспитание трудом в коллективе и через коллектив. Не каждый знает, какая форма была предложена Макаренко для эффективного воспитания подрастающего поколения. Такой формой стал сводный отряд, получивший современное продолжение в виде дружин и волонтерских отрядов.

Все формы, направленные на формирование трудолюбия объединяются в несколько групп:

  • Индивидуальные (выполнение поручений, индивидуальных заданий и требований);
  • Коллективные (общественно-полезный вид труда) направлены на адаптацию ребенка в обществе, коллективе;
  • Групповые (праздники, утренники, соревнования).

Схема: Формы трудовой деятельности

Форм воспитания достаточно много. Они применимы с учетом определенных условий. Наиболее популярные формы: индивидуальные поручения, разные виды общественного труда (волонтерские отряды, вахты, праздники, уборки, озеленение, благоустройство, ремонт мебели и учебников).

Эффективными формами развития правильного личностного отношения к труду являются:

  • работа в звеньях для выполнения работы;
  • развитие трудовых традиций;
  • смотры, выставки, конкурсы;
  • отряды и трудовой десант;
  • индивидуальные поручения.

Система трудового воспитания применяет максимально возможное количество форм, обеспечивающих воспитание ответственности, трудолюбия, организованности, коллективизма подрастающего поколения.

Формы работы с дошкольниками

Количество форм для детей дошкольного возраста также достаточно много. Они отличаются простотой и в то же время неоценимой силой в воспитательном воздействии. Самые применяемые формы в дошкольном образовании:

  • Задания-поручения (индивидуальные, групповые и общие; кратковременные, длительные);
  • Дежурства – организация деятельности, предусматривающая работы по обслуживанию самого себя и детского коллектива;
  • Коллективная, совместная деятельность – деятельность группы детей, объединенная одной целью.

Творчество также можно называть одной из форм формирования трудовых качеств в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Методы трудового воспитания

Выделяют несколько групп методов:

  • Методы формирования сознания, используемые для формирования взглядов, идеалов, убеждений, установок. Они способствуют формированию чувств, нравственных переживаний. Методы формирования личности – методы убеждения: они убеждают ребенка в правильности действий, позволяют ему понять необходимость труда, как обязательной части общества. Убеждения можно достичь, используя методы: рассказы, объяснения, внушение, инструктаж, пример, беседы;
  • Методы организации общественно значимой деятельности позволяют ребенку осознать роль своего труда, пользы, приносимой им;
  • Методы стимулирования: правильное поощрение или наказание, соревнование. Одобрение у взрослых важно всегда, в результате него ребенок может испытать внутреннее удовлетворение, осознание, что он достиг успеха в выполнении задания. Важно и порицание.

Методы трудового воспитания

Выбор методов зависит от цели и задач, индивидуальных особенностей отдельного ребенка, уровня трудовой готовности.

Средства воспитания в детском саду

С раннего возраста ребенок знакомится со взрослым миром. Главная задача родителей или воспитателя – помочь ему. Это не значит, что все нужно делать за него. Он должен научиться простым действиям самостоятельно под руководством взрослых. Воспитание правильного отношения к труду у дошкольников возможно рядом средств:

  • собственная деятельность;
  • ознакомление с распространенными профессиями, трудом взрослых;
  • обучение трудовым навыкам;
  • художественные средства.

Схема: Стандартные средства трудового воспитания

Собственная деятельность – необходимое воспитательное средство, позволяющее обучать ребенка главным трудовым навыкам и формировать у него трудолюбие, дисциплинированность, умение добиваться результата. Это средство решает практические задачи.

Ознакомление с трудом других расширяет представления о деятельности человека, дает знания об их значимости, важности, формирует целостное положительное отношение.

К художественным средствам относят: живопись, литература, музыка, другие направления искусства. Они помогают вызвать эмоциональный интерес, желание быть похожим, чьи произведения дошли до нас через годы.

Главные методы работы с дошкольниками:

  • Метод создания эмоциональной атмосферы применяется посредством музыки, эмоционального участия взрослых, обсуждения труда, его результатов;
  • Метод словесности: объяснение, обсуждение способов выполнения действий, оценка;
  • Метод наглядности: демонстрация возможных моментов в работе, показ;
  • Практические методы – собственно трудовые действия, выполняемые ребенком.

Трудовое воспитание – важнейшая грань воспитания нового поколения. Организованный правильно, посильный труд объединяет собой детей, способствует формированию дисциплинированности, умению распределять силы и время, преодолевать трудности, способен воспитывать самостоятельность, стремление хорошо и правильно выполнять работу. Труд – универсальное средство, позволяющее успешно адаптироваться в обществе.

Читайте также: