Общеобразовательная политехническая трудовая средняя школа с производственной деятельностью

Обновлено: 02.07.2024

В статье рассматривается процесс становления советской общеобразовательной школы. Идет сравнительное описание реформы средней общеобразовательной школы, разработанных в 1954 г.- 1984 г. Рассматривается, как реформы повлияли на современное образование.

Нынешнее состояние отечественной системы образования требует существенного обновления содержания, который иногда является устаревшим и перегруженным, в значительной степени изолированным от реальных жизненных потребностей, и повышает практичность образования, а также решает ряд серьезных проблем, таких как повышение эффективности профессионального образования.

В 4–8 классах трудовое обучение было разделено на три варианта: техническая работа, сельскохозяйственные работы и работа по обслуживанию. Любой вариант обучения применялся в соответствии с производственной средой школы и с учетом характеристик мужского и женского труда. Девочки выполняли ремонтные работы, а мальчики – технические. Содержание образования в сельской школе, а также техническая и вспомогательная рабочая сила включали сельскохозяйственную рабочую силу. В то же время элементы сельскохозяйственных работ были внедрены в городских школах с учебными и экспериментальными сельскохозяйственными пришкольными участками.

В 9-11 классах треть академического времени была посвящена общетехническим предметам и участию в производительной работе. Ожидалось, что ученики будут работать два раза в неделю в учебных мастерских, на фабриках, в сельскохозяйственном производстве и, вместе с аттестатом зрелости получат свидетельства о рабочей квалификации.

Однако даже в рассматриваемый период развития общеобразовательной школы по трудовой подготовке школьников продолжалась борьба двух крайностей: замена трудовой подготовки профессиональной подготовкой или исключение трудовой подготовки в целом [3]. Поскольку время учебы в школе сократилось, школа постепенно отказалась от производственного обучения. Его заменили трудовые политехнические мастерские по различным видам труда и отраслям техники. Среди этих мастерских была мастерская по металлообработке, обработке тканей, электротехнике, механической обработке и т. д. На наш взгляд, данные преобразования были обусловлены изменениями в социально-экономической жизни общества.

В соответствии с реформой средняя общеобразовательная школа стала одиннадцатилетней, а школьное образование детей начиналось с 6 лет. Также, увеличилась и продолжительность начальной школы на 1 год.

В средней общеобразовательной школе в 10-11 классах организовалось трудовое обучение массовым профессиям в соответствии с потребностями конкретного для них региона. Завершалось оно тем, что учащиеся овладевали определенной профессией, сдавали квалификационные экзамены.

В начальном звене трудовое обучение практически не изменилось, оно продолжало строиться на примере обработки бумаги, тканей, картона и других доступных материалов.

Однако в 5-9 классах в содержании трудового обучения школьников внедряются значительные изменения. В 5-7 классах трудовое обучение подобно тому, которое раньше было в 4-8 классах. Разумеется, что и уменьшился объем учебного материала. Продолжают иметь место технический, сельскохозяйственный и обслуживающий труд, а также дифференцированное обучение в городских и сельских школах, обучение мальчиков и девочек.

Также, этот курс давал понимание о требованиях различных видов труда к качествам личности и профессиональной подготовке работников той или иной профессии. Главной целью данного курса являлась помощь школьникам в сознательном выборе их будущей профессии.

В итоге трудовое обучение учащихся вернулась к учебным программам, которые существовали перед реформой 1984 года.

На наш взгляд реформа 1984 года была сложной и неоднозначной. Реформа не смогла прижиться, это произошло из-за того, что механизм реализации, идеи и положения, изложенные в ней, не могли оставаться актуальными в процессе перестройки всей государственной системы страны, которая началась в ближайшее время.

Таким образом, основным недостатком советской школы была отдалённость системы организации образовательного процесса от жизненных требований. Это способствовало тому, что руководство страны взяло на себя ответственность за реформирование системы образования. Было предложено соединение школьного образования с производительным трудом, профессиональным обучением. Утверждалось, что связь школ с предприятиями, педагогов с трудовыми коллективами позволит значительно повысить уровень деятельности образовательных учреждений. Однако практика показала нереальность этого пути. В результате данные реформы системы образования потерпели неудачу. На наш взгляд реформы советских годов должны были учитывать реальности общества. В свою очередь, этот фактор отражен в принимаемых сегодня мерах по развитию образования независимо от того, идет ли речь о переходе на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат и магистратура), введении единого государственного экзамена, пересмотре государственного финансирования образовательных организаций и т.д.

Становление новой школы сопровождалось дискуссиями, совеща­ниями по вопросам образования, которые заняли период с 1919 до кон­ца 20-х гг. В центре дискуссий находились вопросы структуры школы, ее ступеней, типов учебных заведений, содержания школьного образо­вания. В первые десятилетия после Октября школа как институт обра­зования вступает в полосу кардинального реформирования. Работу по реорганизации школы возглавил Наркомпрос (1917), теоретические проблемы школьного образования разрабатывает научно-педагогичес­кая секция Государственного ученого совета (ГУС). Приоритетной за­дачей является конструирование нового содержания образования, вы­деление и отбор его ведущих идей, определение его структуры. Поиск в данном направлении нередко идет путем проб и ошибок. Перелом на­ступает лишь в 1923 г. с введением в практику школы комплексных программ ГУСа, идеологической основой которых стал марксизм и большевистская трактовка его идей. Учебный материал строился не по предметам, а концентрировался вокруг трех основных тем: природа, труд, общество. Программы ГУСа стали первой попыткой создания на­стоящей программы советской школы. Внедрение комплексных про­грамм сразу же обнаружило их недостатки: бессистемность, отсутствие прочного усвоения знаний, неэкономное использование учебного вре­мени. Идея комплексного конструирования содержания среднего обра­зования не оправдала себя: школа оказалась не готовой к нововведе­нию, учительство в своей массе не приняло комплексную систему.

В 20-е гг. XX в. важным направлением реформирования является работа опытно-показательных учреждений, в которых осуществлялся поиск новых учебных программ, форм и методов учебной и воспита­тельной работы. Педагогическая наука находится на подъеме. Позитивное отношение к нововведениям, внимание к зарубежному опыту, привллечение авторитетных ученых к разработке документов - все это по­мигает активно экспериментировать в области обучения и воспитания.

В 1934 г. в школах вводится предметное обучение, стандартные програм­мы и учебники, единый режим занятий, система отметок. Идет возврат к старрым принципам, возрождаются консервативные традиции дорево­люционной школы. Во главе школы вновь становится директор, а роль совещательного органа при нем выполняет педагогический совет. Сог­ласно новому Положению о внутреннем распорядке, в школе разреша­лось исключение учащихся из ее стен. Вновь становится обязательной единая школьная форма. Упорядочиваются правила внутреннего распо­рядка: продолжительность уроков и интервалы между ними, порядок проведения переводных и выпускных экзаменов. Нельзя не согласиться с В.И. Стражевым, который замечает, что спустя 17 лет после Октябрь­ской революции вновь восторжествовала дореволюционная гимназия, •сторонником которой был И.В. Сталин. Этот возврат к дореволюционным традициям наблюдался и в последующие годы: реставра­ции наград за успехи в учебе в виде золотых и серебряных медалей, рег­ламентация деятельности, прав и обязанностей педагогических советов, родительских комитетов.

Специалисты выделяют два основных периода в эволюции советской школы: подъем (середина 40 - конец 50-х гг.) и упадок (70-е - ко­нец 80-х гг.).

В первый период развитие советской школы шло по восходящей. По общему мнению, советская система образования 50-х гг. по своей эффективности считалась одной из лучших в мире. Ее отличали самобытность, прагматизм, послесталинская сознательная дисциплина, четкая работа всех структур. Однако уже к концу 50-х гг. стало ясно, что необходимы глубокие преобразования.

Помимо структурной реорганизации и введения в школе первичной профессиональной подготовки предусматривалось расширение сети до­школьного образования и воспитания, создание в сельской местности школ-интернатов, преодоление второгодничества.

На протяжении 50-80-х гг. XX в. было предпринято несколько не­удачных попыток модернизации школы. Отечественные специалисты единодушно сходятся во мнении, что все попытки реформирования были изначально обречены на неудачу. Каждая последующая реформа вела к тиражированию ошибок и еще большему обострению проблем. С точки зрения Э.Д. Днепрова, малоэффективность, а зачастую безре­зультатность проводимых реформ объясняется тем, что они ставили пе­ред школой цели либо заведомо невыполнимые на данном историческом этапе, либо несвойственные ей [22, с. 2]. П.Г. Щедровицкий причины не­удач школьных реформ видит в том, что образование всегда выполняет социально-культурную функцию сохранения и воспроизводства су­ществующей общественной структуры. Попытка реформировать систему образования в стране в отрыве от всего общественного организма, сложившейся системы производственных и общественных отношений, изначально обречена на провал. Практически все реформы отличала непродуманность, слабая научная обоснованность, неудовлет­ворительный уровень подготовки, поспешность проведения, гонка за показателями охвата, отсутствие необходимого финансового и кадрового обеспечения. Изначально заданный партией и правительством высокий темп реформирования, конкретные сроки реализации, были заве­домо невыполнимы.

В 70-е гг. XX в. начинается упадок советской школы, основной при­чиной которого является отход от прагматизма к прожектерству, поста­новка нереальных задач и невозможность их решения. Стремясь решить задачи, поставленные партией и правительством, школа пыталась работать в прежнем режиме. Открывались специализированные школы, отдельные педагогические коллективы и учителя разрабатывали и внедряли авторские системы работы. Но, как справедливо указывают ученые-исследователи советского периода реформирования (Э.Д. Днепров, В.А. Кованов, В.И. Стражев и др.), эти оазисы передового педагоги­ческого опыта не могли существенно повлиять на общую ситуацию в советском образовании. Создавалась ситуация, при которой страна знала имена педагогов-новаторов, была знакома с их наработками, но передо­вой опыт существовал сам по себе в отрыве от массовой практики.

• Изменение сроков обучения в школе (введение 11 летней школы) и структуры школьного образования (4+5+2).

• Введение единого типа профессионального технического училища: СПТУ на базе слияния общеобразовательной и профессиональной подготовки.

• Упорядочение учебной нагрузки учащихся: 1 кл. - 20 часов; 2 кл. - 22; 3-4 кл.-24; 5-8кл.-31; 9-11 кл.-31 час.

• Снижение наполняемости классов до 30 учащихся (1-9 кл.) и до 25 (10-11 кл.).

• Улучшение положения и повышение оплаты труда учителей [83, с. 3-7].

Задуманная в министерских кабинетах, неподготовленная реформа

начала практически сразу же буксовать. Реформа была не проработана, задумывалась и реализовывалась в спешке. У нее отсутствовала четкая концепция, стратегия, механизмы реализации. Реформа предусматрива­ла профессионализацию средней школы, слияние общего и профессио­нального образования, учреждение нового учебного заведения СПТУ - среднего профессионально-технического училища. Как показало время, многие задачи реформы были просто ошибочны [23, с. 10-12].

Это было настолько очевидным, что признавалось с высоких три­бун. В ходе Пленумов ЦК КПСС 1986-1987 гг. неоднократно раздава­лась критика в адрес реформы. В 1988 г. Министерство просвещения, Министерство высшего и среднего образования, государственный ко­митет по народному образованию были объединены в Госкомитет по народному образованию СССР.

В БССР первый лицей был создан в 1990 г. (ли­цей при БГУ). Создававшиеся на базе специализированных школ, они предназначались для углубленного изучения предметов и носили, в основном, гуманитарный характер. С этого периода в системе образо­вания начинается поляризация учебных заведений: наряду с массовой школой в системе образования стали действовать школы с углублен­ным изучением предметов, гимназии, лицеи.

С распадом СССР в 90-е гг. XX в. на постсоветском образовательном пространстве происходят глубокие трансформационные процессы. По­лучает развитие частный сектор образования. Учебные программы сред­ней общеобразовательной школы перерабатываются. В них выделяются три компонента: федеральный, региональный и школьный. Активизи­руется законотворческая деятельность в сфере образования, принимают­ся документы и законы, отражающие новые реалии. Важным направле­нием школьной политики становится деятельность экспериментальных школ, на базе которых апробируются новые школьные модели и образо­вательные технологии, предпринимаются попытки переноса на россий­скую почву опыта зарубежных школ (Вальдорфская школа, Иена-план, ) Дальтон-план и др.). В последние время российская система образования все больше тяготеет к американской образовательной модели, которая рассматривается в качестве образца для подражания.

Череповец Ностальгия. Живая история Череповца

Череповец Ностальгия. Живая история Череповца

Череповец Ностальгия. Живая история Череповца запись закреплена

Валентина Куликова


Валентина Куликова

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

"Советская школа была лучшей в мире" — а какая из них?

школа5

В 2000-е годы критика советской системы образования всё больше сменялась благожелательной ностальгией, пока большая часть не уверилась в мысли, что именно в СССР существовала если не идеальная, то как минимум наилучшая система общего и профессионального образования. В наши дни утверждать обратное значит подвергнуть себя опасности попасть под шквал возмущённых поклонников советской школы.

Однако, большинство апологетов (слово не ругательное) советской системы образования вряд ли задумывается над тем, что на всём протяжении не такой уж долгой истории Советского государства (всего каких-нибудь сто с небольшим лет) существовало несколько совершенно различных стандартов образования. И между этими стандартами существовали порой самые непримиримые противоречия. Как аргумент в защиту непревзойдённости советской школы очень часто приводят слова, якобы сказанные американским президентом Джоном Кеннеди. Честно говоря, большое сомнение вызывает этот аргумент хотя бы потому, что в советские времена он совсем не использовался. Об этом так много говорят, что стоит посвятить этому вопросу отдельную статью.

Итак, если попытаться рассказать о том, что это был за феномен — советское образование, стоит начать с первых мирных лет советской власти. В 1920-е годы советская система образования была опытным полем для различного рода экспериментов, порой самых немыслимых. Наиболее утвердившимся стандартом была так называемая единая трудовая школа. Единая — это означало не просто внесословная, то есть для детей представителей всех классов, но и без выделения одарённых учеников как варианта социального неравенства. Ну а трудовая — перекос в сторону трудового воспитания и политехнического обучения за счёт общеобразовательных предметов. Многое из тех лет попало в литературу и кинематограф: "Два капитана", "Республика ШКИД", "Путёвка в жизнь", "Педагогическая поэма". Так называемые новаторы, поддержанные Наркоматом просвещения, привели к ликвидации классно-урочной системы, без которой обывателю школа не представляется школой. А тогда такое стало повсеместной нормой. Крупская Н. К. и нарком просвещения Луначарский А. В. старательно внедряли различные модные зарубежные новинки как, например, идеи прагматизма в педагогике американца Джона Дьюи. О его идеях, кстати, вспомнили и в постсоветское время. В моду вошла и так называемая педология. Педология — вошедшая в оборот на рубеже XIX и XX веков комплексная дисциплина из смеси психологии, педагогики, биологии. Сам термин ввёл в оборот американский исследователь Оскар Крисмен. По всей стране открылись педологические станции и в школах внедряли так называемое психологическое анкетироаание для дифференциации школьников по группам. Надежда Константиновна Крупская как авторитетный партийный деятель смогла добиться прекращения руководящей деятельности замечательного педагога Сорока-Росинского В. Н. (массовому зрителю-читателю его деятельность известна по книге и фильму "Республика ШКИД"). А вот Макаренко А. С. оказался ей и её соратникам не по зубам — пришло на выручку НКВД Украины, взяв его на руководящую должность в детскую коммуну им. Ф. Э. Дзержинского для беспризорников и несовершеннолетних правонарушителей.

Новый виток сталинской реформы пришёлся на Великую Отечественную войну. Уже в 1943 году как только Красная армия достигла серьёзных успехов, начались преобразования в системе образования. Именно тогда появился новый тип учебных заведений, сочетающий в своих стенах общеобразовательную школу и военную подготовку — самые известные, но не единственные из них стали суворовские и нахимовское училища. Много внимания уделялось повышению дисциплины школьников: утверждены "Правила для учащихся" и введены ученические билеты, введена пятибальная система оценок успеваемости и поведения и т. д. Вводились и новые знаки отличия для учителей. Пионерскую организацию переподключили на задачи образования. Проводившиеся пионерские слёты были посвящены темам освоения учебных предметов, успеваемости и подготовке к переводным экзаменам. Чтобы перейти из класса в класс, тогдашние ученики сдавали 6-7 экзаменов по разным предметам. В крупных городах было введено раздельное обучение мальчиков и девочек в классах семилетней и средней школы. А в 1949 году было введено обязательное семилетнее обучение. После, уже при Хрущёве эту советскую школу в партийной, советской, да и в педагогической публицистике стали презрительно именовать школой учёбы или даже школой зубрёжки.

С началом правления Хрущёва Н. С. развернулась очередная волна реформирования советской системы образования. Сначала отменили раздельное обучение, оплату за обучение и развернули полномасштабную антирелигиозную кампанию. Затем в 1956 году на волне объявленного на ХХ съезде КПСС форсированного строительства коммунизма ввели как вариант новый тип учебного заведения под старым названием — школу-интернат. По замыслу устроителей школы-интернаты должны были стать инкубаторами для воспитания идеальных строителей коммунистического общества. Своего рода новой элиты нового общества. А в 1958 году был принят первый пространный закон об образовании — "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР". Его принятию, кстати, предшествовало всенародное обсуждение сопоставимое с обсуждением проекта конституции страны. Одним из широко разрекламированных нововведений этого закона было введение обязательного восьмилетнего образования. Правда, сталинским руководством планировалось перейти к этому периоду на всеобщее среднее десятиклассное обязатедьное обучение. Зато средняя школа по закону 1958 года стала одиннадцатилетней и получила наименование средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением. Но мало кто из исследователей замечает, что по замыслу первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущёва главным должно было стать не очное дневное, а вечернее или заочное обучение. Сам он, выступая перед комсомольцами в период обсуждения тезисов ЦК КПСС "Об укреплении связи школы с жизнью" (по сути это была презентация будущего закона), заявил, что в своё время получил образование без отрыва от работы и очень доволен своим образованием. В вузы по закону 1958 года стали принимать только после нескольких лет трудового стажа. И появилось новое профессиональное учебное заведение — профессионально-техническое училище (ПТУ). В ПТУ впервые соединились общеобразовательные дисциплины с профессиональными.

Вообще вся эта грандиозная и затратная реформа проводилась под единым лозунгом укрепления связи школы с жизнью, официальным же оправданием масштаба и направления преобразований служил официальный тезис о том, что средняя школа (10 классов) готовит учеников только для поступления в вузы, а для производства они оказываются не годными. Надо сказать, что падение общего уровня грамотности и другие признаки провала стали осознавать уже в конце хрущёвского правления. В 1963 году вернулись к школе-десятилетке.

В 1966 году уже при Брежневе Л. И. под предлогом совершенствования системы образования отменили наиболее спорные нововведения. Отменили постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы". Тогда же в 1960-е заговорили о приобщении школы к научно-технической революции. В 1970 году началось введение всеобщего обязательного среднего образования. Под разговоры о научно-техническом прогрессе сократили финансирования образования. Доля ассигнований на народное образование в 1960 - 1980-е годы в бюджете СССР была в разы меньше, чем не только в развитых капиталистических странах, но и многих странах-союзницах Советского Союза. Один интересный нюанс в связи с введением обязательного среднего образования: ПТУ, считавшиеся почти престижными заведениями с их возможностью сочетать школу-десятилетку с получением профессии, стали фактически отстойниками, принимавшими тех, кого не оставили в школе и у кого не было шансов поступить в техникум.

В 1984 году началась очередная реформа системы образования с целью приблизить образование, в первую очередь школьное, к насущным нуждам общества. Но постепенно разраставшаяся перестройка изменила общество и обрушила государство.

Так какая из советских школ может считаться лучшей в мире? Единая трудовая школа 1920-х? Сталинская "школа учёбы"? Хрущёвская с её "связью с жизнью"? Брежневская, пытавшаяся имитировать приобщение к НТР?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Презентация к внеклассному мероприятию Подготовила воспитатель: Пестрякова Н.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация к внеклассному мероприятию Подготовила воспитатель: Пестрякова Н.

Презентация к внеклассному мероприятию Подготовила воспитатель: Пестрякова Наталья Развитие образования в СССР . 1953 - середина 60 годов ХХ века

По общему мнению, советская система образования 50-х гг. по своей эффективнос.

По общему мнению, советская система образования 50-х гг. по своей эффективности считалась одной из лучших в мире. Ее отличали самобытность, прагматизм, послесталинская сознательная дисциплина, четкая работа всех структур. Однако уже к концу 50-х гг. стало ясно, что необходимы глубокие преобразования.


В 1958 г. вышел «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем разв.

Параллельно решалась задача структурной перестройки школы. Срок обязательного.

Политехническая школа предполагала сочетание образования с трудовой деятельно.

Политехническая школа предполагала сочетание образования с трудовой деятельностью, с тем, чтобы учащийся получил представление об одной или нескольких профессиях. Однако недостаток средств не позволил оборудовать школы современным оборудованием, а предприятия не могли полноценно нести педагогическую нагрузку.

Основной акцент в подготовке учащихся делался на трудовое обучение, объем кот.

Основной акцент в подготовке учащихся делался на трудовое обучение, объем которого увеличивался до 15,3% времени в восьмилетней школе. В старших классах (9-11) треть учеб­ного времени отводилась на общетехнические учебные дисциплины и участие в производительном труде. Планировалось, что учащиеся дваж­ды в неделю будут трудиться в учебных мастерских, на заводах, фабри­ках, сельскохозяйственных производствах и вместе с аттестатом зрелос­ти получат свидетельства о рабочей квалификации.


Помимо структурной реорганизации и введения в школе первичной профессионально.

Помимо структурной реорганизации и введения в школе первичной профессиональной подготовки предусматривалось расширение сети до­школьного образования и воспитания, создание в сельской местности школ-интернатов, преодоление второгодничества.

Резуль­таты вступительных экзаменов фиксировали резкое снижение уровня общеоб.


Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 343 человека из 66 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 418 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 06.11.2017 2408
  • PPTX 880.9 кбайт
  • 79 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пестрякова Наталья Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: