Общение как социально психологический механизм взаимодействия в профессиональной сфере кратко

Обновлено: 02.07.2024

Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.

Умение общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование.

Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности.

В процессе общения:

-передаётся и усваивается социальный опыт;

-происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов;

-формируется разнообразие человеческих индивидуальностей;

-происходит социализация личности.

Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости индивидов друг для друга.

В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения.

В результате общения достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующие коллективную деятельность.

Так как общение представляет собой довольно сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители разных наук - философы, социологи, культурологи, психологи и лингвисты.

Философы изучают место общения в жизни человека и общества, роль общения в развитии человека.

Социологи исследует формы общения внутри различных социальных групп и между группами, различия в типах общения, вызванные социальными причинами.

Психологи рассматривают как форму деятельности и поведения человека, рассматривают индивидуальные психотипические особенности общения, а также место общения в структуре индивидуального сознания.

Культурологи устанавливают взаимосвязи между типами культур и формами общения.

Лингвисты исследуют языковую и речевую природу социального и межличностного общения.

Общение как вид человеческой деятельности стало изучаться отечественными учёными в 80-90-е годы ХХ века. Ведущими специалистами в этой области стали: В.Г.Ананьев, А.А.Бодалёв, А.С.Золотнякова, Я.Н.Коломенский, М.И.Лисина.

Имеется большое количество разных трактований понятия “Общение”, это связано с различными взглядами ученых на проблему коммуникации. А.А.Бодалев понимает общение как “взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств общения для установления взаимоотношений между людьми”. А.С. Золотнякова рассматривает общение как социально-ориентированный и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только межличностные отношения, но и установки на социальные нормы. Для нее общение было коммуникативно-регулятивным процессом, в котором происходит передача социальных ценностей с параллельным регулированием их усвоения социальной системой. А.А.Леонтьев рассматривает общение как “процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении”. Он считает, что общение — это не взаимодействие, а условие его осуществления, обеспечивающее коллективную деятельность. М.И.Лисина понимает общение как “взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата”.

Исходя из этого можно сказать, что общение является одним из условий развития ребёнка, важнейшим фактором становления личности, а также одним из главных видов деятельности человека, которое направленно на познание и оценку себя через других людей.

Также общение влияет на:

· Развитие познавательных возможностей ребёнка

· Взаимодействие человека с человеком

Общение способствует развитию личности, познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. Нарушение общения могут привести к тяжёлым отклонениям в поведении, отражается на интеллекте ребёнка, развитии социально значимых качеств личности.

Исходя из книги Р.С.Немова общение по типу разделяется на:

1)Непосредственное – при взаимодействии партнёры не разделены большим пространством и временем (общение лицом к лицу); они одновременно выступают субъектом и объектом коммуникативной деятельности. Именно при таком общении большую роль играют невербальные средства общения, ведь они являются дополнительным инструментом в выражении собственных чувств и понимании партнёра

2)Опосредованное – при взаимодействии партнёры разделены пространством и/или временем (разговоры по телефону, письма, электронная почта). Благодаря интенсивности использования современными людьми технических устройств и виртуальных пространств для коммуникаций, опосредованное общение набирает всё большую значимость в современном мире. Но не смотря на то, что собеседники находятся на расстоянии друг, от друга, они всё равно могут использовать элементы невербальных средств общения – смайлики, интонации и тембр голоса.

Говоря об общении, современные учёные отводят большое внимание средствам общения. С помощью средств общения, его участники вносят свой вклад во взаимодействие и строят свои дальнейшие действия в процессе общения.

Средства (по книги Р.С.Немова - виды) общения подразделяются на две группы:

1)Неречевые (невербальные) – язык поз, жестов и мимики, включающий в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова, а на сенсорные и телесные контакты.

2)Речевые (вербальные) - установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка. Р.С,Немов считает , что “по своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Ведь развитие вербального общения первоначально опирается на невербальные средства коммуникации”.

1.2.Невербальное общение как компонент коммуникативной деятельности

По определению В.А. Горячиной “невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без употребления слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме”.

Главным средством такого общения является человеческое тело, которое обладает обширным диапазоном средств и способов передачи или обмена информации, включающее в себя все формы самовыражения человека. Многие учёные считают, что правильное трактование невербальных проявлений человека служит важнейшим условием продуктивного общения.

· Кинесика (совокупность телодвижений, жестов, мимики)

· Пантомимика (взгляд, мимика, жесты, позы, телодвижения)

· Такесика (рукопожатие, похлопывание, поцелуи)

· Кожные реакции (покраснение, побледнение, пятна на коже, потоотделение)

· Экстралингвистика (темп, тембр, дикция, артикуляция, паузы, слова-паразиты)

· Проксемимика – пространственно-временная организауия общения (позиция за столом, дистанция).

· Ольфакторная система – восприятие запахов окружающей среды.

В свою очередь, учёные М.А.Поваляева, О.А,Рутер, посветившие свою роботу только невербальным средствам общения выделяют всего 5 разделов невербального общения:

§ Физиогномика – (в широком смысле) искусство толкования внешнего облика наблюдаемых явлений; (в узком смысле) учение о выражении характера человека в чертах лица и формах тела.

§ Кинестетика – внешние проявления человеческих чувств и эмоций по средством мимики, жестикуляции и пантомимике.

§ Просодика – ритмико-интонационное оформление речи.

§ Такестика – прикосновения в ситуации общения.

§ Проксемика – расположение людей в пространстве при общении.

Компоненты невербального общения (выражения лица, жесты, голосовые и интонационные модуляции голоса) играют большую роль при оценке уровня воспитанности собеседника, с помощью них становится возможным распознать его настроение, желанья или ожидает. Являясь неотделимой частью эмоций, невербальные средства общения достоверно свидетельствуют о внутренних, психологических свойствах и состояниях человека. Учёные М.А.Поваляева, О.А.Рутер утверждают, что это происходит поскольку невербальный язык в меньшей степени контролируется сознанием, чем речевой, из чего и следует, что он более надёжный в передачи и получении реальных чувств и эмоций.

Таким образом, компетентность в трактовании языка жестов и телодвижений даёт возможность лучше понимать собеседника, предугадать его реакцию, а также предупредить возможный конфликт. Как можно заметить, невербальные средства общения чрезвычайно разнообразны, благодаря этому человек может выбрать из этого многообразия удобный и доступный способ передачи информации для себя и своего собеседника.

Итак, можно утверждать, что без языка выразительных движений нормальное развитие и общение является невозможным. Однако чаще всего люди пользуются ими непроизвольно и неосознанно, да и не многие люди сознательно анализируют до мельчайшей детали своего собеседника. В связи с этим роль невербальных средств в общении не всегда очевидна, но от этого не менее значима.

А.П.Панфилова, также указывает несколько видов способов обмена невербальной информацией:

- Оптико-кинетические способы (жесты, мимика, пантомимика, вазомоторные реакции, конвенциальные и идиосинкразические жесты);

- Паралингвистические способы (качество голоса, его диапазон, тональность, конвенциально-наполнение тембра-дрожь, приглушенность);

- Экстралингвистические способы (паузы, смех, плач, темп речи, ритмика речи);

- Пространственно-временные способы (взаиморасположение партнеров, позы по отношению друг к другу, временные задержки начала общения, внезапные жесты, направленные на разрыв шаблонов).

Можно выделить две основные терминологические проблемы понимания неречевого общения:

(Немов) Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное поведение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

(Петровская Л.А.) В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации выбираются различные средства. Так, дети часто используют плач, как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений. Коммуникативный характер, который приобретает у детей плач, хорошо передает их нередко встречающееся предупреждение "Я не тебе плачу, а маме!"

(Рюкле Хорст)Мимика.

Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека).

Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир животных. У животных и человека немало общих мимических выражений - мимика страха, испуга, тревожности и т.п. Однако у человека имеются специфические чувства и их мимические выражения - состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и др. Многие выразительные средства человека развились из движений, которые в мире животных имели приспособительное значение. Так, выражение ненависти у человека приподниманием верхней губы филогенетически связано с устрашающим обнажением клыков у животного, готовящегося к борьбе.

Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга - отсюда её непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение всей симпатической нервной сиситемы. Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо - все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреблению пищи. Это свидетельствует о том, что многие наши мимические выражения генетически связаны с органическими ощущениями.

Мимика бывает разная: Сильно подвижная мимика. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.

Малоподвижная мимика. Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта.

Монотонность и редкая смена форм. Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из утрированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность).

Сопряженная мимика. Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде "он разинул рот и раскрыл глаза", "холодные глаза противоречат смеющемуся рту" и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.

Также мимические движения подразделяются на:

· мимику агрессивно-наступательную - гнев, злость, жестокость и др.;

· активно-оборонительную - отвращение, презрение, ненависть и др.;

· пассивно-оборонительную - покорность, приниженность и др.;

· мимику ориентировочно-исследовательской направленности;

· маскировочные выражения - мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т.п.

Одним из наиболее важных элементов мимики является взгляд. Взгляд живого существа, и особенно взгляд человека, - один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию. В процессе общения взгляды людей выполняют синхронизирующую функцию - ритмика взглядов образует определенное русло общения. При этом говорящий меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лици слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление. Партнер, взявший слово, в свою очередь отводит глаза, углубляясь в свои мысли. Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего - это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. И не только сами глаза, но и вся окологлазная область.

Жесты - это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Мы различаем:

Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание.

Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки.

Демонстративные жесты поясняют положение дел.

При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.

Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты.

Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.

Все эти виды жестов могут сопровождать, дополнять или заменять какое-либо высказывание. Сопровождающий высказывание жест является в большинстве случаев подчеркивающим и уточняющим.

Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить новички в деле изучения языка тела, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств

Например, почесывание затылка может означать тысячу вещей - перхоть, блохи, выделение пота, неуверенность, забывчивость или произнесение неправды - в зависимости от того, какие другие жесты сопровождают это почесывание, поэтому для правильной интерпретации мы должны учитывать весь комплекс сопровождающих жестов.

Как любой язык, язык тела состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько различных значений. Полностью понять значение этого слова вы можете только тогда, когда вставите это слово в предложение наряду с другими словами. Жесты поступают в форме "предложений" и точно говорят о действительном состоянии, настроении и отношении человека. Наблюдательный человек может прочитать эти невербальные предложения и сравнить их со словесными предложениями говорящего.

Также невербальные сигналы могут быть конгруентными, т.е. соответствующими словесному высказыванию, и неконгруентными. Например, вы попросили вашего собеседника выразить мнение по-поводу только что сказанного вами. Он при это находиться в позе, в общем выражающей критически оценочное отношение.

Вывод по 1 голове:

Известно, что эмоции и чувства (как психологический процесс) выражаются у человека переживаниями (внутри) и мимикой, пантомимикой, вокальной мимикой, рядом вегетативных явлений (внешне). Эмоции и чувства в форме переживаний отражают не сами предметы и явления, а отношения, в которых они находятся к человеку.

Обобщая, можно сказать, что невербальные средства общения многочисленны и необходимы каждому человеку для того, чтобы:

1)Контролировать и редактировать процесс общения, создавая психологический комфорт для реализации коммуникации между партнерами.

2) Расставлять акценты и ударения, тем самым обогащая значения слов и подводя слушателя к пониманию смысла определённой информации.

3) Эмоционально обогащать значения слов для того, чтобы добиться лучшего понимания собственной позиции и сопереживания собеседника.

Общение является важнейшей частью профессиональной деятельности человека. Его можно определить как процесс взаимодействия людей, в котором происходит обмен информацией и опытом.
Вступая в общение, человек признаёт ценность партнёра, будь он даже оппонентом, как бы призывая его участвовать в совместном поиске истины, которая может быть выявлена лишь в сопоставлении различных взглядов и ценностей. Именно такое столкновение философы определяют как подлинный диалог. Результатом его должно стать взаимное обогащение собеседников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Общение как социально-психологический механизм
взаимодействия людей…………………………………………………………. 4
Понятие, виды, формы делового общения………………………. 6
Кодекс деловой этики…………………………………………………………. 10
Понятие управленческого делового общения и принципы мотивации исполнителей ……………………………………………………………………11
Значение, функции и эффективность управленческого делового общения..15
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

Контрольная работа

Деловая этика

Выполнил студент группы ЗУБ11-07У Чесноков Д.В.

Проверила преподаватель Цветочкина И.А.

Красноярск

Содержание

Введение………………………………………………………… ………….3

Общение как социально-психологический механизм

Понятие, виды, формы делового общения………………………. . 6

Кодекс деловой этики…………………………………………………………. 10

Понятие управленческого делового общения и принципы мотивации исполнителей ……………………………………………………………………11

Значение, функции и эффективность управленческого делового общения..15

Заключение…………………………………………………… …………..20

Список литературы…………………………………………………… ….22

Введение

Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общение нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей.

Общение является важнейшей частью профессиональной деятельности человека. Его можно определить как процесс взаимодействия людей, в котором происходит обмен информацией и опытом.

Вступая в общение, человек признаёт ценность партнёра, будь он даже оппонентом, как бы призывая его участвовать в совместном поиске истины, которая может быть выявлена лишь в сопоставлении различных взглядов и ценностей. Именно такое столкновение философы определяют как подлинный диалог. Результатом его должно стать взаимное обогащение собеседников.

Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей

Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.

Умение общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование.

Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности.

В процессе общения:

передаётся и усваивается социальный опыт;

происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов;

формируется разнообразие человеческих индивидуальностей;

происходит социализация личности.

Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости индивидов друг для друга.

В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения.

В результате общения достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующие коллективную деятельность.

Так как общение представляет собой довольно сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители разных наук - философы, социологи, культурологи, психологи и лингвисты.

Философы изучают место общения в жизни человека и общества, роль общения в развитии человека.

Социологи исследует формы общения внутри различных социальных групп и между группами, различия в типах общения, вызванные социальными причинами.

Психологи рассматривают как форму деятельности и поведения человека, рассматривают индивидуальные психотипические особенности общения, а также место общения в структуре индивидуального сознания.

Культурологи устанавливают взаимосвязи между типами культур и формами общения.

Лингвисты исследуют языковую и речевую природу социального и межличностного общения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Общение в психологии и профессиональной деятельности

Содержание учебного материала:

· Понятие и сущность общения.

· Общение как основа человеческого бытия.

· Взаимосвязь общения и деятельности.

· Общение и социальные отношения.

· Роли и ролевые ожидания в общении.

· Личность и общение.

Естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, которая ведет к установлению межличностных отношений. Человек становится человеком только в общении.

Понятие и сущность общения

Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, имеющих общие или взаимозаменяющие интересы, либо потребности. В общении они передают друг другу разнообразную информацию; обмениваются мнениями, суждениями, знаниями, убеждениями, идеями, результатами своей деятельности; заявляют о своих потребностях, интересах, целях; приобретают практические умения и навыки; усваивают нравственные принципы и правила этикета, обычаи, обряды, традиции; ведут поиск путей и мер преодоления возникающих трудностей и проблем; принимают коллективные решения.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера. Общение бывает непосредственным, когда взаимодействие людей осуществляется лицом к лицу, и опосредованным, реализуемым через деловые письма, приказы, распоряжения, отчеты, телефонную, радио- и телевизионную связь.

В процессе непосредственного общения его участники (субъекты) имеют возможность не только передавать информацию друг другу, обмениваться мнениями, суждениями и планами, но и следить за реакцией собеседника, видеть, как информация воздействует на поведение и поступки людей. Иными словами, между участниками общения при непосредственном контакте устанавливается постоянная обратная связь.

При опосредованном общении постоянная обратная связь отсутствует. Например, при переписке она ограничена, а в процессе телефонного разговора собеседники имеют возможность обмениваться информацией в форме диалога, но при этом не могут видеть выражения лица и других телодвижений, которые иногда говорят больше, чем слова. Однако в опосредованном общении есть свои преимущества. Это, прежде всего, возможность общаться, находясь далеко друг от друга, что обеспечивает большой выигрыш во времени и средствах.

В общении устанавливаются контакты между отдельными личностями, группами людей, а также между личностью и группой (организацией, фирмой). Группу в общении представляют, как правило, ее руководители или лидеры. Как между личностями, так и между группами формируются и развиваются определенные психологические и этические отношения, которые в значительной степени определяют культуру делового взаимодействия.

Общение — основа человеческого бытия

Статистики некоторых стран подсчитали, что до 70 % времени в жизни большинства людей занимают процессы общения.

Каждый из нас представляет, что такое общение. Из него строится наша жизнь, оно лежит в основе человеческого бытия, поэтому общение стало объектом социально-психологического анализа.

В литературе встречается немало различных определений общения. Мы будем использовать наиболее обобщенное понятие.

Общение — это сложный, многогранный процесс, представляющий собой взаимодействие двух и более людей, при котором происходит обмен информацией, а также процесс взаимного влияния, сопереживания и взаимного понимания друг друга.

Деловое общение — это общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела и создающее необходимые условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества между коллегами по работе, конкурентами, клиентами, партнерами и т.п. Поэтому основной задачей делового общения является продуктивное сотрудничество, а для ее реализации необходимо учиться общению.

2. Позитивный человек. Является самым приятным собеседником. Он доброжелателен, трудолюбив, всегда стремится к сотрудничеству.

3. Всезнайка. Всегда уверен в том, что все знает лучше всех; он постоянно включается в любой разговор.

4. Болтун. Любит высказываться пространно, бестактно прерывает беседу.

5. Трусишка. Такой собеседник недостаточно уверен в себе; он лучше промолчит, чем выскажет свое мнение из-за боязни показаться смешным или глупым.

6. Хладнокровный, неприступный собеседник. Замкнут, держится отчужденно, не включается в деловую беседу, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий.

7. Незаинтересованный собеседник. Деловой разговор, тема беседы его не интересуют.

8. Важная птица. Такой собеседник не выносит никакой критики. Он чувствует себя выше всех и ведет себя соответствующим образом.

Как известно, люди ведут себя не одинаково во всех жизненных ситуациях. Человек может меняться в зависимости от значимости темы разговора, хода беседы и типа собеседников.

Для обеспечения высокого уровня делового общения мы должны уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях.

Нужно учитывать, что в процессе общения между коллегами, руководством, клиентами может возникнуть конфликтная ситуация, напряженность, а неумелое пользование словом может привести к сбоям в общении, к информационным потерям.

Взаимосвязь общения и деятельности

Общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Другими словами, общение - это обмен информации между людьми при их взаимодействии друг с другом. Способность общаться одно из величайших, если не из главных приобретений человека в ходе эволюции.

Для того чтобы с кем-то обменяться информацией, необходимо прежде вступить в контакт, в общение, а затем попытаться достичь единого понимания в процессе совместной деятельности.

В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он употребляет свои потребности.

Межличностное общение почти всегда вплетено в ту или иную деятельность, поскольку вне общения людей друг с другом немыслимы процессы труда, учения и т. д. В свою очередь, тот вид деятельности, в которое включено общение, влияет на содержание и форму самого общения.

Психология общения рассматривают как одну из проявлений совместной деятельности. Деятельность — это не только труд, но и непосредственное общение во время труда.

Общение и деятельность подразделяют на три, опять же взаимосвязанные стороны, а именно:

Перцептивная сторона означает установление определенных взаимоотношений на основе процесса восприятия противоположной персоны.

Цель коммуникативного общения в процессе деятельности — обмен информации.

Интерактивная составляющая отвечает за организацию взаимодействия, направленного на решение общей проблемы.

В психологии есть ряд работ, подтверждающих так называемое единство общения и деятельности. Действительно, если задуматься, то люди, занятые одним делом, неизбежно будут общаться как по поводу этой деятельности, так и просто. Получается, что без первого второе точно невозможно, так как деятельная личность без сомнения пересечется с другой деятельной личностью.

С другой стороны, само общение считают видом деятельности (речевая деятельность). То есть, деятельность происходит в процессе понимания получаемой информации, а также в процессе передачи информации другому человеку в письменной либо в устной форме.

Общение и социальные отношения.

Социальные отношения - это отношения (или связи) между социальными группами или их членами, которые возникают в процессе жизнедеятельности общества: в производственной, экономической, правовой, нравственной, политической, религиозной, этнической, и иных сферах. Так производственные отношения концентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей функций человека (например, студент-преподаватель, инженер-рабочий, руководитель-исполнитель и т.д.).

Соотношение понятий "общение" и "социальные отношения". Понятие социальных отношений представляет собой одну из важнейших характеристик социально-психологического общения в рамках социальной макросреды. В отличие от тех аспектов общения, которые связаны с межиндивидуальными контактами, понятие социальных отношений фиксирует факт связи и взаимодействия не между отдельными индивидами, а между представителями различных социальных групп и общностей, между различными социальными типами, являющимися представителями этих общностей и классов.

Принципиальное отличие микросреды от социальной макросреды состоит в том, что первая функционирует в форме межличностного, персонифицированного общения лицом к лицу, в то время как вторая носит совершенно обезличенный, отчужденный характер.

Роли и ролевые ожидания в общении .

В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам, положению в семье и т. д.). Субъект выступает в роли учителя или ученика, врача или больного, взрослого или ребенка, начальника или подчиненного, матери или бабушки, мужчины или женщины, гостя или хозяина и т. д. И каждая роль должна отвечать совершенно определенным требованиям и определенным ожиданиям окружающих.

Один и тот же человек, как правило, выполняет различные роли, входя в различные ситуации общения. Являясь по своей служебной роли директором, он, заболев, выполняет все предписания врача, оказываясь в роли больного; вместе с тем в домашней обстановке он сохраняет роль послушного сына своей престарелой матери; принимая друзей, он гостеприимный хозяин и т. п.

Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Хочет или не хочет человек, но окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу. То, как роль исполняется, подвержено социальному контролю, обязательно получает общественную оценку, и сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается.

Итак, необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга.

Нарушение ролевых ожиданий воспринимается людьми как нетактичность.

Социальная роль включает в себя:

Социальные роли могут быть конвенциональными и институционализированными. Конвенциональные роли принимаются людьми по соглашению, и они могут отказаться от их принятия. А институционализированные предполагают принятие ролей, обусловленных социальными институтами, например, семьёй, армией, университетом и т.д. Как правило, культурные нормы усваиваются человеком посредством обучения ролям, и лишь немногие нормы принимаются обществом в целом. Принятие же роли зависит от статуса, который занимает тот или иной человек. То, что может быть вполне нормальным для какого-то одного статуса, может быть абсолютно неприемлемым для другого. Исходя из этого, социализацию можно назвать одним из основополагающих процессов обучения ролевому поведению, в результате которого человек становится частью социума.

Личность и общение.

Человек является главным участником общественно-исторических отношений, он творит культуру, движет своими усилиями общемировой исторический и культурный процесс. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами. Это собирательное общее понятие для обозначения всех представителей человеческого рода.

Индивиды – это единичные представители человечества, отдельно взятые люди, при абстрагировании от их реальных антропологических и социальных особенностей.

Младенец уже с рождения является индивидом, но не индивидуальностью. Индивидуальность приобретается по мере формирования относительной самостоятельности и осознания своего отличия от других.

Термин индивидуальность означает тот набор качеств индивида, которые делают его уникальным, непохожим на остальных.

Индивида можно представить как клетку социального организма. Если клетка здорова, то и организм не испытывает дискомфорта, отсутствуют нарушения в его функционировании. Индивид практически немыслим без общества и, соответственно, без своих социальных качеств. Социальное измерение индивида образует понятие личности, определение которой отражает динамичную, относительно устойчивую целостную систему духовно-интеллектуальных, морально-волевых, а также социально-культурных качеств человека, формами выражения которых являются индивидуальные особенности его сознания и деятельности. Каждый человек является индивидом, но стать личностью он может только в социальной среде. Индивид может обитать в любом пространстве, любой сфере и области, тогда как личность неотделима от социума. Формами проявления социальных качеств личности являются ее действия, поступки, ее отношение к миру и к другим индивидам. Они отражают внутренний мира индивида, высвечивают его духовные и нравственные качества.

Истории Маугли, Тарзана, Каспара Гаузера и другие примеры случаев воспитания человеческого детеныша вне человеческого общения показывают, что впоследствии становится невозможным научить их воспринимать окружающее и реагировать на него специфическим для человека образом. Обладая индивидуальной психикой, личностью эти существа не обладают. Только общение, знаковая среда, окутавшая человеческого младенца, превращают его “сырую” психику в личность. И личность тут же приступает к своему главному делу: к знакообмену с этой средой, с другими личностями.

Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общение нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей.

Общение является важнейшей частью профессиональной деятельности человека. Его можно определить как процесс взаимодействия людей, в котором происходит обмен информацией и опытом.

Вступая в общение, человек признаёт ценность партнёра, будь он даже оппонентом, как бы призывая его участвовать в совместном поиске истины, которая может быть выявлена лишь в сопоставлении различных взглядов и ценностей. Именно такое столкновение философы определяют как подлинный диалог. Результатом его должно стать взаимное обогащение собеседников.

1. Функции и уровни общения

Общение может преследовать разные цели. Оно служит более эффективному взаимодействию людей в любом роде их деятельности. Общение может быть самоцелью для близких или даже малознакомых людей. Оно является оптимальным способом передачи опыта, приобщения к различным ценностям. Общение является, таким образом, составной частью любой человеческой деятельности или даже особым видом такой деятельности в самом широком её значении. Общение открывает для человека богатый мир информации и эмоциональных переживаний, необходимых ему, чтобы стать подлинным человеком.

Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

1. Социальные функции общения: организация совместной деятельности; управление поведением и деятельностью; контроль.

2. Психологические функции общения: функция обеспечения психологического комфорта личности; удовлетворение потребности в общении; функция самоутверждения.

Функции общения выполняются на различных уровнях общения:

1. Манипулятивный уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

2. Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).

3. Высший уровень это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности. Общение социального работника (особенно общение с клиентом) должно осуществляться в большей степени на этом уровне, хотя необходимо и использование первых двух уровней.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

По содержанию оно может быть:

- материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);

- когнитивное (обмен знаниями);

- кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями);

- мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

- деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По средствам общение может быть:

- непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.);

- опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий);

- прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);

- косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

4. Решение проблемы.

5. Завершение контакта (выход из него).

2. Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей

Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.

Умение общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование.

Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности.

В процессе общения:

передаётся и усваивается социальный опыт;

происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов;

формируется разнообразие человеческих индивидуальностей;

происходит социализация личности.

Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости индивидов друг для друга.

В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения.

В результате общения достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующие коллективную деятельность.

Так как общение представляет собой довольно сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители разных наук - философы, социологи, культурологи, психологи и лингвисты.

Философы изучают место общения в жизни человека и общества, роль общения в развитии человека.

Социологи исследует формы общения внутри различных социальных групп и между группами, различия в типах общения, вызванные социальными причинами.

Психологи рассматривают как форму деятельности и поведения человека, рассматривают индивидуальные психотипические особенности общения, а также место общения в структуре индивидуального сознания.

Культурологи устанавливают взаимосвязи между типами культур и формами общения.

Лингвисты исследуют языковую и речевую природу социального и межличностного общения.

3. Профессиональное общение и его составляющие

Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Культура профессиональной деятельности во многом определяет её эффективность, а также репутацию организации в целом и отдельного специалиста.

Культура общения составляет важную часть профессиональной культуры, а для таких профессий как, например, преподаватель, журналист, менеджер, юрист - ведущую часть, поскольку для этих профессий речь является основным орудием труда.

Профессиональная культура включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения.

Специальные навыки приобретаются в процессе профессиональной подготовки. Культура поведения формируется личностью в соответствии с этическими нормами общества. Эмоциональная культура включает умение регулировать своё психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, управлять своими эмоциями, снимать волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать эмоциональный контакт.

Общая культура речи предусматривает нормы речевого поведения и требования к речи в любых ситуациях общения, культура профессионального общения характеризуется рядом дополнительных по отношению к общей речевой культуре требований.

В профессиональной культуре общения становится особенно высокой роль социально-психологических характеристик речи, таких как соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям.

Речь является средством приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков.

Культура профессиональной речи включает:

-владение терминологией данной специальности;

-умение строить выступление на профессиональную тему;

-умение организовать профессиональный диалог и управлять им;

-умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.

Знание терминологии, умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в профессиональном общении.

Оценочное отношение к высказыванию, осознание целевой установки общения, учет ситуации общения, его места, отношений с собеседником, прогнозирование воздействия высказывания на собеседника, умение создать благоприятную для общения атмосферу, умение поддерживать контакты с людьми разного психологического типа и уровня образования включаются в коммуникативную компетенцию специалиста. В коммуникативную компетенцию входит как само умение общаться, обмениваться информацией, так и умение налаживать целесообразные отношения с участниками производственного процесса, организовать совместную творческую деятельность.

Умение контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, соблюдение этических норм и требований этикета составляют поведенческую компетенцию. Коммуникативное поведение подразумевает такую организацию речи и соответствующего ей речевого поведения, которые влияют на создание и поддержание эмоционально-психологической атмосферы общения с коллегами и клиентами, на характер взаимоотношений участников производственного процесса, на стиль их работы.

4. Коммуникативный портрет

Сегодня невозможно решать задачи научного осмысления и конструирования деятельностного процесса без включения в него содержания, предусматривающего обучение будущего специалиста общению с учетом специфики профессиональной деятельности. В условиях демократизации социальной действительности и становления рыночной экономики страна нуждается в работниках, обладающих коммуникативными умениями и навыками. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется. Недостатки коммуникативного развития препятствуют профессиональному и личностному росту специалиста.

Профессиональное общение - это особая система, обеспечивающая постоянный контроль за ходом и результатами деятельности специалиста, формулирование целей предстоящего общения, отбор источников информации (в том числе интервьюируемых), сбор информации о собеседнике, анализ собранной информации, предоставление ее читателям, слушателям, телезрителям. Общение как особый вид творчества журналиста осуществляется посредством аксиологического межсубъектного взаимодействия, определяющего взаимопонимание людей и их духовную общность в профессиональной деятельности.

Важно, чтобы студент осознал, что успех профессионального общения определяют следующие способности и качества: коммуникативное чутье; коммуникабельность и готовность к общению; ясное и стратегически направленное мышление; способность к аналитической работе; умения профессионально оценивать результаты коммуникативной активности; устанавливать связь между целями профессиональной деятельности и коммуникационными программами; владеть профессиональными знаниями по проблемам, связанным с той отраслью хозяйства, о которых сообщается в интервью, беседах и пр.

Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.

Для этого необходимы следующие качества:

- знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;

- умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;

- владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями;

- владение стилем профессиональной речи;

- умение определять цель и понимать ситуацию общения;

- умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;

- навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;

- умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;

- высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;

- умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;

- знание этикета и четкость выполнения его правил.

Следует заметить, что различия по психологическим особенностям – это различия не по уровню возможностей, а по своеобразию их проявлений. Психологические особенности обуславливают пути и способы работы, но не уровень достижений. В свою очередь, умственные возможности человека создают условия для компенсации психологических недостатков.

Подводя итог можно сказать, что знание психологических особенностей личности, понимание их природы может обеспечить правильную профориентацию, эффективный подбор кадров для конкретного вида профессиональной деятельности, а при необходимости – и разработку мер психологической коррекции отдельных черт личности. Таким образом, подобные знания незаменимы для специалистов и руководителей различных специальностей и уровней.

1. Масляев О. Психология личности. – Донецк: 1997. – 296 с.

2. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. -М.: Просвещение, 2003.-190 с.

3. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. -М.: Наука, 2003.-210 с.

4. Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М.: 1976.

5. Общение и оптимизация совместной деятельности./ под ред. Андреевой Г. М. И Яноушек Я. М. – М.: МГУ, 1982.-90 с.

6. Петровская Л.А. Компетентность в общении. –М.: МГУ, 1989. -216 с.

7. Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении: Мимика, жест, движение. -СПб.: Интерэксперт, 1996. - 277 с.

Похожие страницы:

Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей (2)

. последст­вия открытости общения. И вместе с тем, как показывают соци­ально-психологические исследования, . взаимодейст­вий в деловом общении. Процесс общения всегда можно рас­сматривать как . сложно: тут срабатывают психологические механизмы защиты. Если .

Искусство профессионального общения социолога

. выступает культура общения в целом, а предметом – искусство профессионального общения социолога. 1. Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей Без общения не может .

Общение как предмет социально-психологического исследования (2)

. во взаимодействии индивида с другими людьми. И в этом смысле общение является механизмом соииально-психологической регуляции поведения людей .

Социально-психологические механизмы управления

. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ Объектом социологии и психологии управления, в туристическом бизнесе выступают люди . самоут­верждению. Общение - это специфическая форма взаимодействия людей на . коллективе. Управление как социальный процесс не во .

Психологическое воздействие как социально-психологический феномен

. механизмах социальных влияний выходит за рамки социальной психологии, так как . психологические характеристики людей . взаимодействии партнеров по общению. Зеркалирование усиливает взаимосвязь с взаимовлияния между ними. Характеристика социально-психологического .

Читайте также: