Общение как социально психологическая проблема кратко

Обновлено: 07.07.2024

Таким образом, главной целью предложенного курса является развитие коммуникативных способностей студентов, которые проявляются во владении средствами коммуникации, в использовании таких средств в построении процесса общения, в анализе своей деятельности, в поиске и выделении новых средств эффективной коммуникации, а также овладение навыками практической организации психологического воздействия на группу и оказания профессиональной психологической помощи нуждающимся.

В результате усвоения данного курса студенты должны иметь представление о:

· психологических особенностях процесса общения, его структуре, закономерностях и средствах, а также эффективном использовании различных средств;

· особенностях различных видов общения и требованиях, предъявляемых к ним в различных ситуациях;

· способах повышения эффективности взаимодействия в различных ситуациях;

· явлениях, способствующих снижению эффективности общения и возможностях преодоления этих явлений;

· условиях, требующих учета в процессе общения;

· способах саморегуляции в условиях межличностного взаимодействия.

Кроме того, студенты должны уметь:

· учитывать полученные знания в непосредственном профессиональном и личностном общении;

· психологически обоснованно строить систему профессионального общения с клиентами и избегать ошибок в его конкретных формах и ситуациях;

· противостоять негативным и деструктивным явлениям (включая целенаправленное негативное воздействие) в процессе общения;

· анализировать конкретные ситуации общения и поведение партнеров, оценивать перспективы взаимодействия.

Тема 6. Трансактный анализ общения.

Методы социальной психокоррекции коммуникативных нарушений.

Тема 14. Деловое общение

Деловая беседа как основная форма делового общения. Основные стили общения. Фазы контакта партнеров в коммуникации. Конвенциальный стиль общения и определение приоритетной зоны его использования. Конвенциальные взаимоотношения в деловом общении. Проблема

Психологические аспекты переговорного процесса. Национальные стили ведения деловых переговоров. Техника и тактика аргументирования.

Психологические особенности публичного выступления. Риторические приемы в публичном выступлении.

Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности. Психологические приемы убеждения в споре.

Имидж делового человека: модели поведения, тактика общения.

Лекционное общение. Специфика общения лектора с аудиторией. Неречевые компоненты общения лектора с аудиторией.

Тема 15. Общение в семье

Задачи внутрисемейного общения. Особенности проявления манипулятивных систем в семейном общении. Роль самооценки во взаимоотношениях взрослых и детей. Эмоциональные аспекты общения в семье. Ролевая принадлежность и стереотипы поведения. Модели межличностных внутрисемейных конфликтов. Психологические барьеры во взаимоотношениях детей и родителей.

Возрастные и гендерные аспекты общения. Общение и речь. Этап развития речевого общения. Развитие речи у детей в общении со взрослыми. Значение ситуативно-делового общения для становления активной речи у детей. Связь особенностей речи дошкольников с уровнем развития их общения со взрослыми.

Основная

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009.

2. Вердербер Р. Психология общения. М., СПб. 2008.

3. Горянина В.А. Психология общения. Учебное пособие. М. 2009.

4. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Учебное пособие. Новосибирск. 2007.

5. Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Смысл, 2006. – 385 с.

6. Карандашев В.И. Основы психологии общения. Челябинск, 2008.

7. Куницына В.Н. и др. Межличностное общение. Учебник. СПб. 2007.

8. Станкин М.И. Психология общения. Курс лекций. М. 2009.

Дополнительная

1. Адлер Г. НЛП в действии. СПб, 2001.

2. Атватер И. Я вас слушаю. М., 1984.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1998.

4. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М.: Педагогика, 1983.

6. Брудный А.А. Понимание и общение. М., 1989.

7. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. – Спб.: Речь, 2005.

8. Джейм М., Джонгвард Д. Рождённые выигрывать: трансакционный анализ с гештальтупражнениями. М., 1993.

9. Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. СПб, 2000.

10. Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. СПб, 2000.

11. Добрович А.А. Общение: наука и искусство. М., 1989.

12. Душкина М.Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 2004.

14. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990.

15. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М. 1995.

16. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л., 1990.

17. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М., 1993.

18. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов н/Д, 1986.

19. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. Ростов н/Д, 1995.

20. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М., 1998.

21. Методы практической психологии общения. Л., 1990.

22. Морозов А.В. Психология влияния. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.

23. Паркинсон Дж. Люди сделают то, что нужно вам, Психология для 90-х. М., 1996.

25. Скотт Дж. Конфликты и пути их преодоления. Киев., 1991.

26. Толстых А.В. Наедине со всеми: О психологии общения. Минск, 1990.

27. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. Минск, 1995.

28. Цветков Э. Тайные пружины человеческой психики. М., 1993.

29. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск, 1992.

30. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

студент 2 курса, ЗФО,

Доцент кафедры ГСД

Тематика контрольных работ, вопросы к зачету

1. Проблема общения в истории отечественной и зарубежной психологии.

2. Понятие общения в социальной психологии. Основные подходы к исследованию общения.

3. Разработка психологических проблем общения в трудах В.М. Бехтерева, В.Н. Мясищева.

4. Вклад Л.С. Выготского и Б.Г. Ананьева в разработку психологических проблем общения.

5. Аспекты лингвистической концепции А.А. Потебни и вопросы речевого общения.

7. Структура и средства общения.

8. Основные трудности общения и причины их возникновения.

9. Социально-психологические характеристики общения. Функции общения.

10. Классификация видов общения (вербальное, невербальное; межличностное, ролевое; ритуальное, монологическо-диалогическое и др.).

11. Стили межличностного общения и их характеристика.

12. Уровни и механизмы самораскрытия субъектов общения.

13. Типы коммуникативного воздействия.

14. Модель коммуникативного процесса Г. Лассуэлла

15. Перцептивная сторона общения. Ошибки восприятия.

16. Каузальная атрибуция и общение. Ошибки атрибуции.

17. Процессы категоризации в социальном познании. Феномен стереотипов.

18. Общение как обмен информацией. Типы информации.

19. Специфические особенности коммуникации между людьми. Коммуникативные барьеры.

20. Виды слушания. Приёмы эффективного слушания.

22. Общение и трансактный анализ Э.Берна.

23. Невербальное общение. Виды невербальных средств общения.

24. Общение в конфликте, Выбор стратегии поведения в конфликтном взаимодействии.

25. Приёмы повышения эффективности общения.

26. Самоподача и проблема открытости в общении.

27. Механизмы взаимопонимания в общении (идентификация, стереотипизация, рефлексия, обратная связь).

28. Манипулятивное и актуализированное общение. Типы манипуляторов.

29. Психологические проблемы одиночества.

30. Механизмы межличностной перцепции.

31. Специфика познания другого человека. Особенности процесса формирования первого впечатления.

32. Психология убеждающего воздействия в межличностных и массовых коммуникациях.

33. Виды социального влияния и их характеристика.

34. Особенности процессов массовой коммуникации. Социальное давление и феномен конформизма.

35. Личность как субъект общения. Функции личности как субъекта общения. Стили общения.

36. Коммуникативная компетентность личности и источники ее формирования.

37. Деловая беседа как основная форма делового общения.

38. Психологические аспекты переговорного процесса.

39. Психологические особенности публичного выступления.

40. Особенности общения в семье. Психологические барьеры во взаимоотношениях детей и родителей.

41. Возрастные и гендерные аспекты общения.

42. Общение и речь. Развитие речи у детей в процессе общения со взрослыми.

43. Общение и деятельность: различные подходы к пониманию общения.

44. Языковой знак как орудие познания и общения. Речь в общении.

45. Специфика общения лектора с аудиторией.

47. Правила и техники общения.

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К курсу

Таким образом, главной целью предложенного курса является развитие коммуникативных способностей студентов, которые проявляются во владении средствами коммуникации, в использовании таких средств в построении процесса общения, в анализе своей деятельности, в поиске и выделении новых средств эффективной коммуникации, а также овладение навыками практической организации психологического воздействия на группу и оказания профессиональной психологической помощи нуждающимся.

В результате усвоения данного курса студенты должны иметь представление о:

· психологических особенностях процесса общения, его структуре, закономерностях и средствах, а также эффективном использовании различных средств;

· особенностях различных видов общения и требованиях, предъявляемых к ним в различных ситуациях;

· способах повышения эффективности взаимодействия в различных ситуациях;

· явлениях, способствующих снижению эффективности общения и возможностях преодоления этих явлений;

· условиях, требующих учета в процессе общения;

· способах саморегуляции в условиях межличностного взаимодействия.

Кроме того, студенты должны уметь:

· учитывать полученные знания в непосредственном профессиональном и личностном общении;

· психологически обоснованно строить систему профессионального общения с клиентами и избегать ошибок в его конкретных формах и ситуациях;

· противостоять негативным и деструктивным явлениям (включая целенаправленное негативное воздействие) в процессе общения;

· анализировать конкретные ситуации общения и поведение партнеров, оценивать перспективы взаимодействия.

Тема 1. Общение как социально-психологическая проблема

Проблема общения в истории отечественной науки. Разработка психологических проблем общения в трудах В.М. Бехтерева, В.Н. Мясищева, Л.С. Выготского и др. Аспекты лингвистической концепции А.А. Потебни и некоторые вопросы речевого общения. Значение идей М.М. Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для психологии общения. Проблема общения в работах К.С. Станиславского. Вклад Б.Г. Ананьева в разработку психологических проблем общения.

Подходы к изучению проблемы общения в западной психологии (Р.Ф. Бейлс, А. Кендон, Р. Бедвистелл, Г. Бэйтсон.и др.).

Сущность общения и факторы, его определяющие. Генетические характеристики общения. Проблема активности в общении.

2. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной

Потребности, которые человек удовлетворяет через общение:
Потребность в престиже (признании). Человек, вступая в общение стремится
выразить свои личностные качества через признание, восхищение, по
ложительные оценки со стороны других. Потребность в доминировании. Это
стремление оказывать активное влияние на образ мыслей и действий, вкусы,
установки другого человека.
Потребность в аффилиации. Аффилиация означает потребность в общении ради
самого общения (поддержания теплых отношений, устранения дискомфорта или
одиночества).
Потребность в безопасности. Даже совсем незнакомые люди становятся более
общительными в ситуации тревожного ожидания (например, в очереди у кабинета
врача).

Потребности, которые человек удовлетворяет через общение:
Потребность в сохранении индивидуальности. Эта потребность проявляется в
стремлении к такому общению, при котором или в результате которого мы могли
бы прочитать в лице и речи другого человека признание нашей неповторимости,
уникальности, необычности.
Потребность в покровительстве или заботе о другом проявляется в стремлении
кому-то в чем-то помочь и испытать при этом удовлетворение.
Потребность в познании. Мы через другого человека желаем уточнить свои
представления, расширить возможности своего мышления, узнать человека, его
способности и состояния..
Потребность в красоте. Восприятие красоты музыки, человека,
художественного произведения, красоты окружающего нас мира дает более
сильные переживания, если происходит в общении.

СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ
Коммуникативно
-информационная
сторона
состоит в обмене
информацией
между людьми
Перцептивная
сторона
Интерактивная
сторона
означает процесс
восприятия
друг друга
Взаимодействие, влияние,
партнерами
воздействие
по общению
на собеседника
и установление
взаимопонимания.

7
Каналы общения
Технические
Пресса
Телевидение
Радио
Электронные средства
Межличностные
Непосредственный обмен
информацией между источником
и получателем

Средства коммуникативного общения
Язык
Знаки
Виды знаков
при коммуникативном общении
Интенциональные
Человек производит его
намеренно, с сознательной
целью сообщить нечто другому
человеку о действительности
Неинтенциональные
(непреднамеренно выдающие
информацию. Важно их уметь
расшифровывать )
Относятся: призна­ки­эмоций, которые человек
хотел бы подчас скрыть -волнение студента перед
аудиторией способны выдать дрожащие руки,
даже если он хорошо владеет своим голосом и
лицом; речь - например, оговорки, в которых
прорывается эмоциональное состояние
говорящего; акцент­и­едва­заметные­
особенности­произношения­-могут стать
показателем места происхождения и жизни
человека, а также социальной среды, в которой он
воспитывался.

Два вида
коммуникативного общения
вербальное
( с помощью слов,
речи)
невербальное
(с помощью
несловесных знаков позы, жесты, мимика,
интонация, взгляды и
т.д.).

10. Вербальная коммуникация

11
Невербальные средства общения
Кинесика
Экспрессивновыразительные
движения
Поза
Жест
Мимика
Походка
Просодика и
экстралингвистика
Визуальный
контакт
(взгляд)
Направление
движения
глаз
Длина
паузы
Частота
контакта
Такесика
Проксемика
Интонация
Ориентация
Громкость
Дистанция
Паузы
Вздох
Смех
Плач
Кашель
Рукопожатие
Поцелуй
Похлопывания

12. Невербальная коммуникация

Особенность невербальной коммуникации заключается в определенных
зонах невербального общения, которые определяют эффективность общения:
Публичная - более 400 см от информатора, такое общении часто
используется в аудиториях и во время митингов.
Социальная - 120-400 см расстояния между людьми, например, на
официальных встречах, с людьми, которых плохо знаем.
Личная - 46-120 см, беседа с друзьями, коллегами.
Интимная - 15-45 см, общение с близкими, можно говорить не
громко, возможет тактильный контакт.

Невербальная коммуникация
Жесты
• жесты самоконтроля: руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую за
запястье
• жесты запрета: скрещенные руки
• жесты ожидания: потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней
• жесты доминирования: выставление больших пальцев рук напоказ; резкие
взмахи руками сверху вниз
• жесты неискренности и сомнения: защита рта рукой, прикосновение к носу,
потирание века, почесывание и потирание уха, почесывание шеи, оттягивание
воротничка, поворот корпуса в сторону от собеседника;
• жесты разочарования и враждебности: сцепленные пальцы рук.

Невербальная коммуникация
Взгляд
Деловой взгляд – когда мы смотрим на лоб и в глаза собеседника. Часто мы себя так ведем при встрече
с малознакомыми людьми, руководителями и начальниками.
Социальный взгляд – когда мы направляем глаза на зону лица человека в области рта, носа и глаз. Он
характерен в ситуациях непринужденного общения с друзьями и знакомыми.
Интимный взгляд – проходит через линию глаз собеседника и опускается на уровень ниже
подбородка, шеи на другие части тела.

Невербальная коммуникация
Позы собеседника
Человек поднимает плечи - он напряжен, удивлен .
Опускает плечи - человек расслаблен, в состоянии тревоги или отчаяния.
Поднятая голова - означают открытость, интерес, настрой на успех, ощущение
контроля над ситуацией.
Опущенная голова - проявление замкнутости, ощущения поражения, неудов
летворенности, страха, неуверенности в себе.
Склоненная набок голова может свидетельствовать об интересе, любопытстве
и, возможно, об ухаживании (флирте).

Невербальная коммуникация
Манера курить
Положительно настроенный, уверенный в себе или довольный
человек будет выпускать­дым­вверх.
Негативно настроенный человек, скрывающий свои мысли,
почти всегда направляет струю­дыма­вниз.
Выдувание струи вниз из уголков рта говорит о еще более
негативном­отношении­и скрытности.
Чем быстрее струя выпускается вверх, тем увереннее чувствует
себя человек, если вниз — тем хуже он настроен.
Выдыхание дыма через ноздри — признак­ высоко­мерия,
излишней самоуверенности. При этом человек часто поднимает
голову вверх, отчего выглядит еще более высокомерным. Если же
голова наклонена вниз, это означает, что он сердит.

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
Перцептивная сторона
общения
означает процесс
восприятия и познания
друг друга партнерами по
общению и установления
на этой основе
взаимопонимания.

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
Основные механизмы перцепции:
Идентификация
(от лат. identifico —
отождествление, уподобле
ние. Строится на основе
попытки поставить себя на
место своего собеседника).

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
Основные механизмы перцепции:
Эмпатия
(от греч. empatheia —
сопереживание.
Способность к постиже
нию эмоционального
состояния другого
человека в форме
сопереживания).

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
Основные механизмы перцепции:
Рефлексия
(знание того, как
партнер понимает
меня,
своеобразный
удвоенный
процесс
зеркальных
отношений друг с
другом.

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
­­­­­
Основные механизмы социальной
перцепции:
Казуальная атрибуция­представляет собой
объяснение причин и поведение других людей.

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
­­­­­
Основные механизмы социальной
перцепции:
Стереотипизация восприятие какого-либо
собеседника, основанное на базе личного
жизненного опыта в следствии дефицита
информации.

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
Способы оказания влияния на свой образ и на впечатление о вас
Самоподача превосходства
Средства самоподачи - одежда, манера речи и поведения.

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
Способы оказания влияния на свой образ и на впечатление о вас
Самоподача привлекательности
Средства привлекательности затраты человека на свой внешний вид, т.е. работа
по создания определенного внешнего имиджа: (поиск модно-делового костюма,
оригинальная причёска, утонченный парфюм).

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
Способы оказания влияния на свой образ и на впечатление о вас
Самоподача актуального состояния и
причин поведения
Средства самоподачи причин своего поведения - не использовать фразы
подобные этим "я не виноват, что. ", "обстоятельства так сложились,
что. ", "я был вынужден. " и т.д.

ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
Интерактивная сторона общения – это процесс взаимодействия людей с целью
воздействия на человека (собеседника) и изменения индивидуальных или групповых
психических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний и т. п.).
Характеристики личности (субъект воздействия), позволяющие оказать воздействие :
• умение определять и формулировать конкретные цели и задачи воздействия;
• умение быстро разбираться в тех людях, на которых должно быть направлено
воздействие, понимать их психологические особенности и состояние;
• умение выбирать наиболее эффективные способы и приемы психологического
воздействия.

38. Виды взаимодействия

. . . . . . . .
Конкуренция —столкновение
? ? ? ? ? , ? ? ? ? ? ? ? ? ? , ? ? ? ? ? ? ? , ? ? ? ? ? ? ? ?
оппонентов
(субъектов
взаимодействия) и как следствие
конфликт.

39. Виды взаимодействия

40. Виды взаимодействия

Диалоговое взаимодействие - предполагает равенство позиций партнеров,
уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к
другу, которое помогает прийти к согласию сторон.
Опека - ϶ᴛᴏ забота одной стороны о другой (руководителя о подчинённых).
Взаимодействие носит односторонний, опекающее потребительский характер и в
работе такое взаимодействие целесообразнее исключить.

41. Трансактный анализ

Одним из возможных способов понимания общения является
восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно
друг друга. В любом разговоре, беседе большое значение имеет
статус партнера, и кто в данном общении ведущий, а кто ведомый.
Три способа поведения( Эрик Берн):
Родитель все знает, все понимает, никогда не сомневается, со всех
требует и за все отвечает, оценивает (осуждает или одобряет), учит,
руководит, покровительствует.
Взрослый трезво, реально анализирует, не поддается эмоциям,
логически мыслит.
Ребенок эмоциональный, импульсивный и нелогичный, проявляет
чувства беспомощности и подчинения

42. "Демагог"

Один работник - другому: "Эти начальники хорошо устроились:
требуют от нас то, что сами не выполняют".
Второй: "Да уж, что позволено Юпитеру, не позволено быку".
Первый осуждает – значит он6 занял позицию Родитель. Второй
собеседник также принимает позицию Родитель, т.е. разговор идет на равных .
Трансакция Р->Р называется "Демагог".

43. "Коллега"

Руководитель спрашивает своего заместителя: "Как вы думаете, что
нужно предпринять, чтобы прекратить опоздания сотрудников на работу?"
Заместитель: "У меня есть кое-какие соображения на этот счет".
Обмен информацией друг с другом - это позиция
Взрослый. Эта трансакция называется "Коллега".

44. "Шалун"

Одна из сотрудниц обращается к другой: "Может,
сбегаем посмотрим сериал, пока начальства нет?"
"Давай« – отвечает другая сотрудница.
Мотивом первой сотрудницы является удовлетворить чувство любопытства (что
дальше произойдет с героями сериала?). То есть она занимает позицию Дитя и
такую же позицию предлагает собеседнице . Эта трансакция Д->Д называется
"Шалун".

45. "Профессор" и "Парламентер"

46. "Босс" и "Недотепа"

Руководитель
опаздывать?!"
-
подчиненному:
"Как
вам
не
стыдно
Занимая позицию осуждения (Родитель) и обращаясь к чувству стыда
(Дитя). Такая трансакция называется "Босс".
Если собеседник отвечает: "Извините,­больше­не­буду", то он тем самым
принимает заданное распределение позиций: отвечает с позиции Дитя, обращаясь
к позиции Родитель, то есть осуществляет встречную трансакцию "Недотепа"

47. "Воспитатель" и "Почемучка"

Предприниматель - налоговому инспектору (с возмущением):
"На каком основании вы наложили штраф?!"
Инспектор: "Давайте разберемся". Достает документы и
разъясняет причину наложения санкций.
Инициатор разговора (предприниматель) проявляет чувство обиды, то есть
действует как Дитя. Он обращается за информацией к собеседнику, то есть к
позиции Взрослый. Она называется "Почемучка".
Собеседник (инспектор) принимает это распределение позиций и
осуществляет пристройку
"Воспитатель"

Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: а) мы обмениваемся информацией; б) взаимодействуем с другими людьми; в) познаем их, г) переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения (удовлетворенность, обиду, удивление…)

В социальной психологии общение различают по двум основаниям:

1) Межличностное и массовое.

Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах.

Массовое – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная средствами массовой коммуникации.

2) Межперсональное и ролевое общение.

Межперсональное: участниками общения являются конкретные личности, со всеми своими индивидуальными качествами, которые и раскрываются в ходе общения.

Ролевое: здесь люди – носители определенных ролей (учитель – ученик, покупатель – преподаватель). В таком общении человек лишается определенной спонтанности своего повеления.

1. Прагматическая функция. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека.

3. Функция подтверждения. В процессе общения человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Он желает утвердиться в своем существовании и в своей ценности. Для этого ему нужны другие люди.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений.

5. Внутриличностная функция. Реализуется в общении человека с самим собой например через внутреннюю.

В межличностном общении выделяют 3 типа:

1) Императивное общение – это авторитарная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям.

2) Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.

3) Диалогическое общение – это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, где цель – взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно возможно лишь в случае соблюдения правил взаимоотношений, которые вы мне расскажите на семинаре.

3. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

В условиях общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов. Эти феномены мы и рассмотрим.

1. Обратная связь. Основная цель информационного обмена – это выработка общего смысла, единой точки зрения. При ее достижении обязательно включается механизм обратной связи. Его суть в том, что процесс обмена информацией как бы удваивается и, помимо содержания, информация, идущая от меня к нему, содержит сведения о том, как я (реципиент) воспринимаю и оцениваю поведение его (коммуникатора).

Выделяют прямую и косвенную обратную связь. Косвенная обратная связь – это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации.

Умение использовать обратную связь является важнейшей составляющей коммуникативных способностей.

Выделяют 3 типа барьеров.

1) Барьеры понимания могут возникнуть как по психологическим причинам, так и другим, например, из-за погрешностей в самом канале передачи информации:

Барьеры фонетического непонимания бывают: невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и с большим количеством звуков-паразитов.

Семантические барьеры непонимания связаны с различиями в системах значений участников общения.

Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора (источника информации) и ситуации общения или стиля речи и состояния психологического реципиента.

Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения либо слишком сложная для воспринимающего информацию, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.

2) Барьеры социально-культурного различия. Это – социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к резкой интерпретации тех или иных понятий. Барьером может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, национальности или пола, возраста.

3) Барьеры отношения – это уже чисто психологический феномен. Когда возникает чувство неприязни, недоверия к своему коммуникатору. Это чувство распространяется и на передаваемую им информацию.

Привлекательного внешнего вида. Аккуратная прическа, силуэт, цветовая гамма, как выбрит и т.д.

Доброжелательного отношения к адресату воздействия. Улыбка, приветливость, простота в обращении и т.д.

Компетентности.

Искренности.

Вообще-то говоря, коммуникативные барьеры являются формой психологической защиты от постороннего психического воздействия, т.к. любая информация несет в себе элемент воздействия на поведение или желания воспринимающего – реципиента.

3. О коммуникативном влиянии. Принято выделять 2 основных типа коммуникативного воздействия: авторитарную и диалогическую коммуникацию. Различаются они характером психологической установки, возникающей у коммуникатора (говорящего) по отношению к реципиенту (слушающему).

4. Невербальная коммуникация. Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы:

создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать течение процесса общения;

придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужное русло;

выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл ситуации.

Как правил, эти средства не могут самостоятельно передавать значения слов, но они тонко скоординированы и между собой, и со словами.

Выделяют следующие виды невербальных средств общения.

кинесика – движения рук, ног, головы, туловища, походка;

выражение лица, глаз;

позы – осанка, походка человека;

направление взгляда, визуальные контакты;

кожные реакции: покраснения, побледнение, вспотение;

проксемика (пространственная и временная организация общения) – расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство;

вспомогательные средства общения – подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы);

средства преобразования природного телосложения (одежда, косметика, очки, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках).

паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность) – громкость, тембр, ритм, высота звука;

экстралингвистические – речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье.

такесика – прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.

приятные и неприятные запахи окружающей среды;

естественный и искусственный запахи человека.

На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура. И невербальный язык другой страны приходится учить так же, как словесный.

Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.

Интимная зона (15-45 см) – допускаются лишь близкие. Характерна доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт. При нарушении – воспринимается как покушение на неприкосновенность.

Личная или персональная зона (45-120 см) – обыденная беседа с друзьями и коллегами.

Социальная зона (120-400 см) – при официальных встречах в кабинетах как правило с теми, кого не очень хорошо знают.

Публичная зона (более 400 м) – подразумевает общение с большой группой людей – на митинге, лекции и т.д.

При выборе дистанции в разговоре учитывайте национальные и социальные особенности собеседника, обсуждаемую проблему, актуальное эмоциональное состояние собеседника и др.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: а) мы обмениваемся информацией; б) взаимодействуем с другими людьми; в) познаем их, г) переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения (удовлетворенность, обиду, удивление…)

В социальной психологии общение различают по двум основаниям:

1) Межличностное и массовое.

Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах.

Массовое – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная средствами массовой коммуникации.

2) Межперсональное и ролевое общение.

Межперсональное: участниками общения являются конкретные личности, со всеми своими индивидуальными качествами, которые и раскрываются в ходе общения.

Ролевое: здесь люди – носители определенных ролей (учитель – ученик, покупатель – преподаватель). В таком общении человек лишается определенной спонтанности своего повеления.

1. Прагматическая функция. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека.

3. Функция подтверждения. В процессе общения человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Он желает утвердиться в своем существовании и в своей ценности. Для этого ему нужны другие люди.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений.

5. Внутриличностная функция. Реализуется в общении человека с самим собой например через внутреннюю.

В межличностном общении выделяют 3 типа:

1) Императивное общение – это авторитарная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям.

2) Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.

3) Диалогическое общение – это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, где цель – взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно возможно лишь в случае соблюдения правил взаимоотношений, которые вы мне расскажите на семинаре.

3. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

В условиях общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов. Эти феномены мы и рассмотрим.

1. Обратная связь. Основная цель информационного обмена – это выработка общего смысла, единой точки зрения. При ее достижении обязательно включается механизм обратной связи. Его суть в том, что процесс обмена информацией как бы удваивается и, помимо содержания, информация, идущая от меня к нему, содержит сведения о том, как я (реципиент) воспринимаю и оцениваю поведение его (коммуникатора).

Выделяют прямую и косвенную обратную связь. Косвенная обратная связь – это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации.

Умение использовать обратную связь является важнейшей составляющей коммуникативных способностей.

Выделяют 3 типа барьеров.

1) Барьеры понимания могут возникнуть как по психологическим причинам, так и другим, например, из-за погрешностей в самом канале передачи информации:

Барьеры фонетического непонимания бывают: невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и с большим количеством звуков-паразитов.

Семантические барьеры непонимания связаны с различиями в системах значений участников общения.

Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора (источника информации) и ситуации общения или стиля речи и состояния психологического реципиента.

Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения либо слишком сложная для воспринимающего информацию, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.

2) Барьеры социально-культурного различия. Это – социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к резкой интерпретации тех или иных понятий. Барьером может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, национальности или пола, возраста.

3) Барьеры отношения – это уже чисто психологический феномен. Когда возникает чувство неприязни, недоверия к своему коммуникатору. Это чувство распространяется и на передаваемую им информацию.

Привлекательного внешнего вида. Аккуратная прическа, силуэт, цветовая гамма, как выбрит и т.д.

Доброжелательного отношения к адресату воздействия. Улыбка, приветливость, простота в обращении и т.д.

Компетентности.

Искренности.

Вообще-то говоря, коммуникативные барьеры являются формой психологической защиты от постороннего психического воздействия, т.к. любая информация несет в себе элемент воздействия на поведение или желания воспринимающего – реципиента.

3. О коммуникативном влиянии. Принято выделять 2 основных типа коммуникативного воздействия: авторитарную и диалогическую коммуникацию. Различаются они характером психологической установки, возникающей у коммуникатора (говорящего) по отношению к реципиенту (слушающему).

4. Невербальная коммуникация. Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы:

создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать течение процесса общения;

придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужное русло;

выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл ситуации.

Как правил, эти средства не могут самостоятельно передавать значения слов, но они тонко скоординированы и между собой, и со словами.

Выделяют следующие виды невербальных средств общения.

кинесика – движения рук, ног, головы, туловища, походка;

выражение лица, глаз;

позы – осанка, походка человека;

направление взгляда, визуальные контакты;

кожные реакции: покраснения, побледнение, вспотение;

проксемика (пространственная и временная организация общения) – расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство;

вспомогательные средства общения – подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы);

средства преобразования природного телосложения (одежда, косметика, очки, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках).

паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность) – громкость, тембр, ритм, высота звука;

экстралингвистические – речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье.

такесика – прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.

приятные и неприятные запахи окружающей среды;

естественный и искусственный запахи человека.

На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура. И невербальный язык другой страны приходится учить так же, как словесный.

Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.

Интимная зона (15-45 см) – допускаются лишь близкие. Характерна доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт. При нарушении – воспринимается как покушение на неприкосновенность.

Личная или персональная зона (45-120 см) – обыденная беседа с друзьями и коллегами.

Социальная зона (120-400 см) – при официальных встречах в кабинетах как правило с теми, кого не очень хорошо знают.

Публичная зона (более 400 м) – подразумевает общение с большой группой людей – на митинге, лекции и т.д.

При выборе дистанции в разговоре учитывайте национальные и социальные особенности собеседника, обсуждаемую проблему, актуальное эмоциональное состояние собеседника и др.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: