Общение как коммуникативная деятельность кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Лекция 2 . Общение как коммуникация

1. Феноменология общения

2. Общение как социально-психологическая проблема

3. Общение как обмен информацией (коммуникация)

1. Мы определяем общение как специфическую форму взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемую потребностями совместной деятельности.

Выделяют 3 аспекта общения: цель, средство и содержание.

В психологии выделяют виды общения исходя из этих аспектов:

А) По содержанию:

· материальное (обмен предметами),

· когнитивное (обмен знаниями),

· кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями),

· мотивационное (обмен побуждениями),

· деятельностное (обмен действиями, операциями, навыками).

· прямое (предполагает личный контакт),

· косвенное (через посредников).

Д) По присутствию речи:

Все виды общения вряд ли можно назвать, но наиболее часто используемые наукой стоит указать:

· деловое (часть совместной продуктивной деятельности людей),

· личностное (ведется вокруг психологических проблем внутреннего характера – интересов и потребностей),

· инструментальное (не является самоцелью, не стимулируется специально, а преследует другую цель, не общение),

· целевое (средство удовлетворения специфических потребностей, вызванное потребностью в общении).

Техника общения - способы настройки на общение с людьми, его поведение в процессе общения.) Приемы общения - предпочитаемые средства общения. К технике и приемам относятся все невербальные средства общения, в том числе и тон произносимой речи, любимые словечки. На начальном этапе вступления в общение техника выражается в принятии определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания. Приемы и техника общения зависят от возраста общающегося: чем старше, тем они развитее.

Коммуникабельность – социально-психологическая черта личности, способность ее к творческому общению с другими людьми. Не врожденная, формируется в процессе групповой жизни и деятельности человека. Однако могут влиять биологические и физиологические задатки.

Трудности общения – несоответствие коммуникативного поведения ситуации и условиям достижения его целей. Они вызываются несдержанностью, внутренней напряженностью, тревожностью, агрессивностью, грубостью, недостаточной социально-психрологической компетентностью.

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Коммуникативные способности подразумевают наличие у человека чувства такта.

Такт – это способности и умение человека безошибочно точно приписывать другим ожидание того, что они готовы от него услышать или в нем увидеть.

Однако наличие у человека чувства такта не означает, что он во всех случаях должен следовать этим ожиданиям. Есть еще такое понятие как принципиальность, убежденность и т.д.

Бестактность – это деструкция (разрушение) ожиданий в процессе общения, нарушающая взаимодействие общающихся и иногда создающая конфликтные ситуации.

Выделяют 3 стороны общения: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (взаимодействие общающихся) и перцептивную (восприятие общающимися друг друга).

3. Общение как социально-психологическая проблема

Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: а) мы обмениваемся информацией; б) взаимодействуем с другими людьми; в) познаем их, г) переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения (удовлетворенность, обиду, удивление…)

В социальной психологии общение различают по двум основаниям:

1) Межличностное и массовое.

Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах.

Массовое – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная средствами массовой коммуникации.

2) Межперсональное и ролевое общение.

Межперсональное : участниками общения являются конкретные личности, со всеми своими индивидуальными качествами, которые и раскрываются в ходе общения.

Ролевое : здесь люди – носители определенных ролей (учитель – ученик, покупатель – преподаватель). В таком общении человек лишается определенной спонтанности своего повеления.

1. Прагматическая функция. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека.

3. Функция подтверждения. В процессе общения человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Он желает утвердиться в своем существовании и в своей ценности. Для этого ему нужны другие люди.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений.

5. Внутриличностная функция. Реализуется в общении человека с самим собой например через внутреннюю.

В межличностном общении выделяют 3 типа:

1) Императивное общение – это авторитарная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям.

2) Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.

3) Диалогическое общение – это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, где цель – взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно возможно лишь в случае соблюдения правил взаимоотношений, которые вы мне расскажите на семинаре.

3. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

В условиях общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов. Эти феномены мы и рассмотрим.

1. Обратная связь. Основная цель информационного обмена – это выработка общего смысла, единой точки зрения. При ее достижении обязательно включается механизм обратной связи. Его суть в том, что процесс обмена информацией как бы удваивается и, помимо содержания, информация, идущая от меня к нему, содержит сведения о том, как я (реципиент) воспринимаю и оцениваю поведение его (коммуникатора).

Выделяют прямую и косвенную обратную связь. Косвенная обратная связь – это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации.

Умение использовать обратную связь является важнейшей составляющей коммуникативных способностей.

Выделяют 3 типа барьеров.

1) Барьеры понимания могут возникнуть как по психологическим причинам, так и другим, например, из-за погрешностей в самом канале передачи информации:

· Барьеры фонетического непонимания бывают: невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и с большим количеством звуков-паразитов.

· Семантические барьеры непонимания связаны с различиями в системах значений участников общения.

· Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора (источника информации) и ситуации общения или стиля речи и состояния психологического реципиента.

Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения либо слишком сложная для воспринимающего информацию, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.

2) Барьеры социально-культурного различия. Это – социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к резкой интерпретации тех или иных понятий. Барьером может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, национальности или пола, возраста.

3) Барьеры отношения – это уже чисто психологический феномен. Когда возникает чувство неприязни, недоверия к своему коммуникатору. Это чувство распространяется и на передаваемую им информацию.

- Привлекательного внешнего вида . Аккуратная прическа, силуэт, цветовая гамма, как выбрит и т.д.

- Доброжелательного отношения к адресату воздействия. Улыбка, приветливость, простота в обращении и т.д.

- Компетентности .

- Искренности .

Вообще-то говоря, коммуникативные барьеры являются формой психологической защиты от постороннего психического воздействия, т.к. любая информация несет в себе элемент воздействия на поведение или желания воспринимающего – реципиента.

3. О коммуникативном влиянии . Принято выделять 2 основных типа коммуникативного воздействия: авторитарную и диалогическую коммуникацию. Различаются они характером психологической установки, возникающей у коммуникатора (говорящего) по отношению к реципиенту (слушающему).

4. Невербальная коммуникация. Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы:

- создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать течение процесса общения;

- придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужное русло;

- выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл ситуации.

Как правил, эти средства не могут самостоятельно передавать значения слов, но они тонко скоординированы и между собой, и со словами.

Выделяют следующие виды невербальных средств общения.

· кинесика – движения рук, ног, головы, туловища, походка;

· выражение лица, глаз;

· позы – осанка, походка человека;

· направление взгляда, визуальные контакты;

· кожные реакции: покраснения, побледнение, вспотение;

· проксемика (пространственная и временная организация общения) – расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство;

· вспомогательные средства общения – подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы);

· средства преобразования природного телосложения (одежда, косметика, очки, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках).

· паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность) – громкость, тембр, ритм, высота звука;

· экстралингвистические – речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье.

такесика – прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.

· приятные и неприятные запахи окружающей среды;

· естественный и искусственный запахи человека.

На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура. И невербальный язык другой страны приходится учить так же, как словесный.

Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.

1) Интимная зона (15-45 см) – допускаются лишь близкие. Характерна доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт. При нарушении – воспринимается как покушение на неприкосновенность.

2) Личная или персональная зона (45-120 см) – обыденная беседа с друзьями и коллегами.

3) Социальная зона (120-400 см) – при официальных встречах в кабинетах как правило с теми, кого не очень хорошо знают.

4) Публичная зона (более 400 м) – подразумевает общение с большой группой людей – на митинге, лекции и т.д.

При выборе дистанции в разговоре учитывайте национальные и социальные особенности собеседника, обсуждаемую проблему, актуальное эмоциональное состояние собеседника и др.

Общение–сложный многoплановый процесс установления и развитияконтактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятель-ности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой страте-гии взаимодействия, восприятие и понимание другoгo человека. В узком смысле слова общение – это взаимодействие людей, имеющих общие или взаимодополняющие интересы либо потребности.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или бо-лее людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера, направ-ленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания от-ношений и достижения общего результата.

Наиболее простая модель общения может быть представлена следую-


щим образом: С1 С2. Заметим, что в качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа.

Во множестве определений общения выделяют:

• общение как вид самостоятельной человеческой деятельности;

• общение как атрибут других видов человеческой деятельности;

• общение как взаимодействие субъектов.

В специальной социально-психологической литературе есть взгляд на общение как коммуникативную деятельность.Опираясь на концеп-

Общение как деятельность представляет собой систему элемен-тарных актов.Каждый актопределяется:

а) субъектом – инициатором общения (субъект-инициатор);

б) субъектом, которому адресована инициатива (субъект-партнер);

в) нормами, по которым организуется общение;

г) целями, которые преследуют участники общения;

д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Структура акта общения.Каждый акт общениясостоитиз цепи вза-имосвязанных коммуникативных действий:

2. Оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуа-ции (благоприятная, неблагоприятная и т.д.).

3. Ориентация в коммуникативной ситуации.

4. Выбор другого субъекта для возможного взаимодействия.

5. Постановка коммуникативной задачи исходя из особенностей си-туации общения.

6. Подход к субъекту взаимодействия.

7. Пристройка к субъекту-партнеру по взаимодействию.

8. Привлечение субъектом-инициатором внимания субъекта-партнера.

9. Оценка эмоционально-психологического состояния субъекта-партнера и выявление степени его готовности к вступлению во взаимо-действие.

10. Настройка субъектом-инициатором на эмоционально-психологическое состояние субъекта-партнера.

11. Выравнивание эмоционально-психологических состояний субъ-ектов общения, формирование общего эмоционального фона.

12. Коммуникативное воздействие субъекта-инициатора общения на субъекта-партнера.

13. Оценка субъектом-инициатором реакции субъекта-партнера на воздействие.




Содержание общения.Общение может иметь различное со-держание, которое выражается в следующем:

1. Передача от человека к человеку информации.

2. Восприятие партнерами по общению друг друга.

3. Взаимооценка партнерами по общению друг друга.

4. Взаимовлияние партнеров по общению друг на друга.

5. Взаимодействие партнеров друг с другом.

6. Управление групповой или массовой деятельностью и т. д.

Функции общения.Функции общения выделяются в соответствии ссодержанием общения.

Различают четыре основные функции общения:

1. Инструментальная функция характеризует общение как социальныймеханизм управления и передачи информации, необходимой для исполне-ния действия.

2. Интегративная функция раскрывает общение как средство объе-динения людей.

3. Функция самовыражения определяет общение как форму взаимо-понимания психологического контекста.

4. Трансляционная функция–функция передачи конкретных способовдеятельности, оценок и т. д.

5. Экспрессивная –функция взаимопонимания переживаний и эмо-циональных состояний;

6. Функция социального контроля – регламентация поведения и дея-тельности.

7. Функция социализации – формирование навыков взаимодействия

в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами и т. д. (ор-ганизация совместной деятельности, познание людьми друг друга, формиро-вание и развитие межличностных отношений).

В психологии выделяют следующие виды общения:

2. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и со-держание и средства общения социальными ролями партнеров по обще-нию: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил уличного движе-ния, контролер и пассажиры автобуса и т.д.

3. Деловое общение, целью которого является организация и опти-мизация того или иного вида предметной деятельности: производст-венной, научной, коммерческой, учебной и др. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но на первом плане стоят интересы дела, а не личность собеседника.

4. Светское общение определяется формальной вежливостью.Его осо-бенность состоит в том, что люди фактически не общаются, а как бы ис-

полняют ритуал, говоря то, что положено в определенных ситуациях.

5. Духовное межличностное общение, при котором раскрываются глу-

бинные структуры личности. Духовное общение характеризуется полным взаимопониманием.

Цели общения:

• цель общения – вне самого взаимодействия субъектов;

• цель общения – в нем самом;

• цель общения – приобщение партнера к опыту и ценностям инициа-тора общения;

• цель общения – приобщение самого его (инициатора) к ценностям партнера;

• цель общения – удовлетворение потребностей партнеров по обще-нию (в престиже, доминировании, аффилиации, в безопасности, в индивидуальности, в покровительстве, в познании, в красоте и др.).

Общение–сложный многoплановый процесс установления и развитияконтактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятель-ности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой страте-гии взаимодействия, восприятие и понимание другoгo человека. В узком смысле слова общение – это взаимодействие людей, имеющих общие или взаимодополняющие интересы либо потребности.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или бо-лее людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера, направ-ленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания от-ношений и достижения общего результата.

Наиболее простая модель общения может быть представлена следую-


щим образом: С1 С2. Заметим, что в качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа.

Во множестве определений общения выделяют:

• общение как вид самостоятельной человеческой деятельности;

• общение как атрибут других видов человеческой деятельности;

• общение как взаимодействие субъектов.

В специальной социально-психологической литературе есть взгляд на общение как коммуникативную деятельность.Опираясь на концеп-

Общение как деятельность представляет собой систему элемен-тарных актов.Каждый актопределяется:

а) субъектом – инициатором общения (субъект-инициатор);

б) субъектом, которому адресована инициатива (субъект-партнер);

в) нормами, по которым организуется общение;

г) целями, которые преследуют участники общения;

д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Структура акта общения.Каждый акт общениясостоитиз цепи вза-имосвязанных коммуникативных действий:

2. Оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуа-ции (благоприятная, неблагоприятная и т.д.).

3. Ориентация в коммуникативной ситуации.

4. Выбор другого субъекта для возможного взаимодействия.

5. Постановка коммуникативной задачи исходя из особенностей си-туации общения.

6. Подход к субъекту взаимодействия.

7. Пристройка к субъекту-партнеру по взаимодействию.

8. Привлечение субъектом-инициатором внимания субъекта-партнера.

9. Оценка эмоционально-психологического состояния субъекта-партнера и выявление степени его готовности к вступлению во взаимо-действие.

10. Настройка субъектом-инициатором на эмоционально-психологическое состояние субъекта-партнера.

11. Выравнивание эмоционально-психологических состояний субъ-ектов общения, формирование общего эмоционального фона.

12. Коммуникативное воздействие субъекта-инициатора общения на субъекта-партнера.

13. Оценка субъектом-инициатором реакции субъекта-партнера на воздействие.

Содержание общения.Общение может иметь различное со-держание, которое выражается в следующем:

1. Передача от человека к человеку информации.

2. Восприятие партнерами по общению друг друга.

3. Взаимооценка партнерами по общению друг друга.

4. Взаимовлияние партнеров по общению друг на друга.

5. Взаимодействие партнеров друг с другом.

6. Управление групповой или массовой деятельностью и т. д.

Функции общения.Функции общения выделяются в соответствии ссодержанием общения.

Различают четыре основные функции общения:

1. Инструментальная функция характеризует общение как социальныймеханизм управления и передачи информации, необходимой для исполне-ния действия.

2. Интегративная функция раскрывает общение как средство объе-динения людей.

3. Функция самовыражения определяет общение как форму взаимо-понимания психологического контекста.

4. Трансляционная функция–функция передачи конкретных способовдеятельности, оценок и т. д.

5. Экспрессивная –функция взаимопонимания переживаний и эмо-циональных состояний;

6. Функция социального контроля – регламентация поведения и дея-тельности.

7. Функция социализации – формирование навыков взаимодействия

в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами и т. д. (ор-ганизация совместной деятельности, познание людьми друг друга, формиро-вание и развитие межличностных отношений).

В психологии выделяют следующие виды общения:

2. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и со-держание и средства общения социальными ролями партнеров по обще-нию: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил уличного движе-ния, контролер и пассажиры автобуса и т.д.

3. Деловое общение, целью которого является организация и опти-мизация того или иного вида предметной деятельности: производст-венной, научной, коммерческой, учебной и др. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но на первом плане стоят интересы дела, а не личность собеседника.

4. Светское общение определяется формальной вежливостью.Его осо-бенность состоит в том, что люди фактически не общаются, а как бы ис-

полняют ритуал, говоря то, что положено в определенных ситуациях.

5. Духовное межличностное общение, при котором раскрываются глу-

бинные структуры личности. Духовное общение характеризуется полным взаимопониманием.

Цели общения:

• цель общения – вне самого взаимодействия субъектов;

• цель общения – в нем самом;

• цель общения – приобщение партнера к опыту и ценностям инициа-тора общения;

• цель общения – приобщение самого его (инициатора) к ценностям партнера;

• цель общения – удовлетворение потребностей партнеров по обще-нию (в престиже, доминировании, аффилиации, в безопасности, в индивидуальности, в покровительстве, в познании, в красоте и др.).

Общение - это многоплановый и сложный процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностями совместной деятельности и включает коммуникацию, интеракцию, социальную перцепцию.

Общение – это процесс взаимодействия человека с человеком с помощью средств речевого и неречевого воздействия.

Цель общения заключается в достижении изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной, поведенческой сферах тех лиц, которые принимают в общении участие. Общение дает возможность его участникам обмениваться результатами труда, мыслями, своими намерениями, переживаниями, идеями и др. Главное назначение этого процесса заключается в том, чтобы люди друг с другом контактировали, взаимодействовали, обменивались информацией и стремились понять друг друга.

В общении психологи условно выделяют коммуникативную, интерактивную и персептивную стороны.

Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией таким образом, чтобы каждый участник коммуникации правильно понимал свою роль. Персептивная сторона общения в формировании образа другого человека, восприятие и понимание его. В общении важную роль играет впечатление, возникающее при восприятии человека. Что касается интерактивной стороны общения, то она представляет собой взаимодействие людей в процессе межличностных отношений.

Общению человек учится с детского возраста и овладевает разными его видами. Виды общения зависят от людей и среды, в которой человек живет.

Общение выполняет шесть основных функций:

  1. прагматическую функцию,
  2. функцию формирования и развития,
  3. функцию подтверждения,
  4. функцию объединения-разъединения людей,
  5. функцию организации и поддержания межличностных отношений,
  6. внутриличностную функцию.

Прагматическая функция реализуется в процессе совместной деятельности при взаимодействии людей и отражает его потребностно-мотивационные причины. Самой важной потребностью часто выступает само общение.

Готовые работы на аналогичную тему

Способность общения оказывать воздействие на партнеров отражает функция формирования и развития. В процессе общения с другими людьми усваивается общечеловеческий опыт, социальные исторически сложившиеся нормы, ценности, знания, способы деятельности, идет формирование личности.

Таким образом, общение является универсальной реальностью, в которой происходит зарождение, существование и проявление психических процессов в течение всей жизни человека.

Благодаря функции подтверждения человек имеет возможность познать себя, утвердить и подтвердить себя.

Две стороны имеет функция объединения-разъединения людей. С одной стороны, она способствует передаче тех или иных сведений через контакты между людьми, настраивает их на реализацию общих целей и намерений, объединяя их в единое целое. С другой стороны, эта же функция в результате общения способствует дифференциации и изоляции личности.

Сохранению устойчивых связей между людьми, их взаимоотношений в интересах совместной деятельности служит функция организации и поддержания межличностных отношений.

Общение человека с самим собой через внутреннюю или внешнюю речь обеспечивает внутриличностная функция общения. Это общение рассматривают как универсальную форму мышления человека.

Общение как коммуникация

Общение может иметь форму коммуникации, которая имеет ряд специфических особенностей:

Рисунок 1. Общение как коммуникация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Существуют средства, ослабляющие действие фильтров и способствующие принятию информации. В совокупности эти средства получили название фасцинация, примером которой может быть музыкальное или цветовое сопровождение речи.

В процессе коммуникации выделяется три позиции коммуникатора – открытая, когда он сторонник излагаемой точки зрения, отстраненная позиция – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, при этом не исключается ориентация на одну из точек зрения и закрытая позиция, при которой точка зрения коммуникатора умалчивается.

Среди коммуникативных навыков внимание уделяется нерефлексивному и рефлексивному слушанию. Нерефлексивное слушание – это внимательное молчание, которое используется тогда, когда говорящий формулирует проблему, а цель с его стороны заключается в том, чтобы эмоционально разрядиться. Когда говорящему нужна помощь при решении проблемы, а не только эмоциональная поддержка, используется рефлексивное слушание.

Информационный обмен в общении имеет основную цель – выработать общий смысл, общую точку зрения по поводу различных ситуаций, для которой характерен механизм обратной связи.

Выделяют косвенную обратную, т.е. завуалированную форму передачи психологической информации и прямую связь.

В ходе косвенной обратной связи используются риторические вопросы, иронические замечания, неожиданные эмоциональные реакции, насмешки. В подобных случаях коммуникатор сам должен догадаться, что партнер по общению хотел ему сказать.

Психологические условия эффективности коммуникации

В ходе речевой коммуникации может возникнуть достаточно большой перечень барьеров, например, отключение внимания слушающего, снижение авторитета коммуникатора в своем представлении, причем специальное, быстрый темп речи или плохая артикуляция говорящего, использование незнакомых терминов, слишком замысловатые конструкции фраз, частые повторы, неудачное структурирование, плохо выстроенная последовательность аргументации.

Повысить эффективность речевого воздействия позволяет совокупность определенных мер, получивших название убеждающей коммуникации.

Односторонние доказательства информированную аудиторию не убедят, а вот аргументация, в ходе которой излагаются, а затем опровергаются доводы противоположной стороны, убеждают больше.

В процессе общения человек использует тот или иной коммуникативный стиль, обычно их выделяют десять:

Участники общения в процессе коммуникации не только обмениваются информацией, но и добиваются её адекватного понимания всеми партнерами.

Благоприятному развитию общения и его эффективности способствует совместимость установок партнеров, четко сформулированные цели общения, твердо высказываемая основная мысль.

На эффективность общения влияет убежденность в понимании сказанного, спокойное отношение к любой реакции. Важным моментом для эффективной коммуникации является возможность обратной связи.

Существование множества различных определений понятия “общения” связано с различными взглядами ученых на эту проблему. В кратком психологическом словаре предлагается определить общение как “сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”. А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как “взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми”. А.А. Леонтьев понимает общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен”, субъект которого “следует рассматривать не изолировано”. Точка зрения А.А. Леонтьева на “общение как вид деятельности” поддерживают и другие авторы, например В.Н. Панферов.

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Проблема общения рассматривается также в трудах философов (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.)

При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности — в общении, как важного фактора самоформирования личности.

Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами. Содержание общения может быть различным: передача информации, восприятие друг друга, взаимооценка партнерами друг друга, взаимовлияние партнеров, взаимодействие партнеров, управление деятельностью и т.д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия), информационная (обмен информацией между людьми), когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии),эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью), конативная (управление и коррекция взаимных позиций), креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними).

Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.

Структура общения. Понятие “общение” является сложным, следовательно необходимо обозначить его структуру. В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

Источники информации в общении: сигналы непосредственно от другого человека; сигналы от собственных сексорно-перцептивных систем; информация об итогах деятельности; информация от внутреннего опыта; информация о вероятном будущем.

В зависимости от требований момента на передний план выступают разные источники информации и разное их содержание. Человек должен уметь каким-то образом отличать “хорошую” информацию от “плохой”. Каким образом это происходит? Интересное объяснение предложил психолог Б. Ф. Поршнев. Он пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии, но имеется “налицо и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от действия речи”.

Интерактивная сторона. Для правильного понимания процесса общения важно представлять себе действия своего партнера, которые осуществляются в определенных ситуациях. Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями. Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие позиций относительно друг друга. Подход к анализу ситуации в зависимости от позиций развивал Э. Берн в русле трансактного анализа и его последователи (Т. Харрис, М. Джеймс и Д. Джонджевал и др.) С точки зрения Э. Берна, вступая в контакт люди находятся в одном из базовых состояний: ребенок, взрослый или родитель. Состояние ребенка — это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве (эмоциональность, подвижность, игривость или подавленность и т. п.). Состояние взрослого обращено к реальной действительности (внимательность, максимальная направленность к партнеру). Родитель — это такое состояние ЭГО, чувства и установки которого относятся к роли родителя (критичность, снисходительность, надменность, обеспокоенность и т. п.). Успех общения зависит от того, соответствуют ли друг другу эго — состояния коммуникантов. Так, благоприятными для общения являются такие пары эго — состояний как “ребенок — ребенок”, “взрослый — взрослый”, “родитель — ребенок”. Для успеха в общении все другие сочетания эго — состояний должны быть приведены к вышеперечисленным.

Перцептивная сторона. Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Психологи обнаружили, что образ другого человека может строится по разным типовым схемам. Часто применяется схема восприятия по типу переоценки качеств людей. При встрече с человеком, превосходящим нас по важному параметру, мы оцениваем его более положительно. А если мы имеем дело с человеком, которого мы превосходим, то мы его недооцениваем. Следует при этом знать, что превосходство фиксируется по одному параметру, а недооценка происходит по нескольким параметрам. Эта ошибка в восприятии имеет свое название — фактор превосходства.

Не менее важный параметр при восприятии другого человека является то — нравится нам внешне этот человек или нет. Если человек внешне нам нравится, то мы склонны считать его более умным, интересным и т. д. Эта ошибка в восприятии связана с переоценкой или недооценкой свойств человека и называется фактором привлекательности.

Следующая схема связана с так называемым фактором “отношения к нам”. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам лучше тех, кто к нам относится плохо. При формировании первого впечатления эти схемы восприятия людей называются эффектом ореола. Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Из этого следует, что наше первичное впечатление всегда ошибочно. Но это не так. Специальные исследования показывают, что взрослый человек, имеющий опыт общения, способен точно определить характеристики партнера, эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В реальной жизни всегда присутствует тот или иной процент ошибок. При длительном общении продолжают действовать результаты первого впечатления. В постоянном общении при этом становится важным более глубокое и объективное понимание партнера. Известно, что способности адекватного восприятия других индивидов у разных людей различные. Почему? Некоторые считают, что это зависит от жизненного опыта (но есть молодые люди, которые могут увидеть в партнере и понять, что с ним происходит и т. п.)

Психологические исследования показывают, что весь внешний облик (лицо человека, его жесты, мимика, походки, манера стоять, сидеть) несет информацию о его эмоциональных состояниях, об отношении к окружающим, об отношении к себе. Для того, чтобы понимать партнера в общении, необходимы не только знания и опыт — нужна направленность на него (желание понять, о чем он думает, отчего переживает и т. п.) Механизмом этого типа восприятия другого является эмпатия. Она основана на умении поставить себя на место другого, почувствовать его состояние и позицию и всё это учесть в своём поведении. Важно в общении учитывать пути и механизмы построения взаимодействия. Как на практике человек объясняет поведение других людей? В психологии возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения. Когда происходит каузальная атрибуция? Тогда, когда возникают трудности при совместной деятельности. Например, работник оказывает на работу. И может по-разному трактовать причину опоздания, — это связано с атрибуцией (можно видеть причину опоздания в обстоятельствах, т.е. мотивировать внешней атрибуцией; можно искать причину в себе, т.е. мотивировать внутренней атрибуцией). Важным при понимании сущности общения является вопрос о средствах и механизмах воздействия участников общения друг на друга.

В специальной социально-психологической литературе общение понимается и как коммуникативная деятельность. Мы касались этого вопроса при оценке взглядов М. И. Лисиной на общение, но теперь рассмотрим его более основательно.

Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействий людей. А. А. Леонтьев выделяет два типа коммуникативной деятельности: личностно-ориентированный и социально-ориентированный. Эти типы коммуникативной деятельности различаются коммуникативными, функциональными, социально-психологическими и речевыми структурами. Как отмечает Б. X. Бгажноков, высказывания в социально-ориентированном общении адресуются многим людям и должны быть понятны каждому, поэтому к ним предъявляются требования полноты, точности и высокой культуры.

Наряду с внешней характеристикой коммуникативной деятельности существует ее внутренняя, психологическая, характеристика. Она, согласно И. А. Зимней, проявляется в социальной и индивидуально-психологической репрезентативности этого процесса. Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может происходил только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностная репрезентативность проявляется в отражении индивидуально-личностных особенностей общающихся. Опираясь на концепцию А. Н. Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как "коммуникативную деятельность", рассмотрим ее основные структурные компоненты. Итак, предмет общения — это другой человек, партнер по общению как субъект;

потребность в общении — это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке; коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение; действия общения — это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении — инициативные и ответные); задачи общения — это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; продукт общения — это образования материального и духовного' характера, создающиеся в итоге общения.

Процесс коммуникативной деятельности строится как "система сопряженных актов" (Б. Ф. Ломов). Каждый такой "сопряженный акт" — это взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностью к инициативному общению людей. В этом проявляется, согласно М. М. Бахтину, диалогичность коммуникативной деятельности, а диалог может рассматриваться как способ организации "сопряженных актов". Таким образом, диалог — это реальная единица коммуникативной деятельности. В свою очередь, элементарными единицами диалога являются действия высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта — организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом могут стать отдельная личность, группа людей, масса. Общение субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной Деятельности, а общение с группой (коллективом) — как личностно групповой, общение с массой — как личностно-массовый. В единстве этих трех уровней и рассматривается коммуникативная деятельность личности. Это единство обеспечивается тем, что все уровни коммуникативного взаимодействия опираются на единое организационно-методологическое основание, а именно на личностно-деятельностное. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся две личности, два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности. Деятельностный подход применительно к коммуникативной технологии означает прежде всего трактовку ее как организации и управления формированием системы социальных позиций, взглядов, оценок и т. д. Это происходит в трех основных коммуникативных формах: а) монологической (преобладают коммуникативные действия- высказывания личности как субъекта-организатора действий слушания других субъектов — участников общения); б) диалогический (субъект взаимодействуют и взаимно активны, взаимно инициативны); в) полилогических (многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективно ее реализовать). Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется: а) субъектом — инициатором общения; б) субъектом, которому адресована инициатива; в) нормами, по которым организуется общение; г) целями, которые преследуют участники общения; д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Каждый акт общения представляет собой цепь взаимосвязанных коммуникативных действий: 1) вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию; 2) оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т. д.); 3) ориентация в коммуникативной ситуации; 4) выбор другого субъекта для возможного взаимодействия; 5) постановка коммуникативной задачи с учетом особенностей ситуации общения; 6) выработка подхода к субъекту взаимодействия; 7) пристройка к субъекту — партнеру по взаимодействию;

8) привлечение субъектом — инициатором внимания субъекта-партнера; 9) оценка эмоционально-психологического состояния субъекта — партнера и выявление степени его готовности к вступлению во взаимодействие; 10) самонастройка субъекта — инициатора на эмоционально-психологическое состояние субъекта — партнера; 11) выравнивание эмоционально-психологических состояний субъектов общения, формирование общего эмоционального фона; 12) коммуникативное воздействие субъекта — инициатора на субъекта-партнера; 13) оценка субъектом — инициатором реакции субъекта — партнера на воздействие; 14) стимулирование "ответного хода" субъекта — партнера; 15) "ответный ход" субъекта — партнера по общению.

Из этих пятнадцати действий и слагается акт общения. Итак, для возникновения акта общения нужна инициатива. Поэтому субъект общения, который берет эту инициативу на себя, назван нами субъектом — инициатором, а субъект общения, который эту инициативу принимает, — субъектом — партнером.

Общение представляет собой форму коммуникации. Функции коммуникации между людьми обладают несколькими специфическими особенностями:

  1. Отношения между двумя индивидами, один из которых (оба из них) могут являться активным субъектом. Здесь их взаимное информирование характеризуется налаживанием совместной деятельности.

Специфика человеческого обмена информацией состоит в особенном значении для каждой стороны общения соответствующей информации, включая ее значимость. Такая роль понятия и структуры информации основана на том, что между людьми происходит не просто обмен значениями, но и возникает стремление выработки общего смысла, что возможно только при принятии, понимании и осмыслении информации. По этой причине любой коммуникативный процесс должен представлять собой единство деятельности, общения и познания.

  1. Взаимное влияние партнеров друг на друга с помощью системы знаков. Здесь обмен информацией характеризуется воздействием на поведение партнера, включая изменение состояния партнеров по коммуникативному процессу.
  2. Обмен информацией только при наличии единой (схожей) системы кодификации и декодификации у коммуникатора (того человека, который направляет информацию) и реципиента (того, кто принимает информацию).
  3. Возможность проявления коммуникативных барьеров. Здесь четко выступает связь, которая проявляется между общением и отношением.

Все акты коммуникационного общения должны предполагать определенную цель общения, нормы, ситуацию, в которой осуществляется общение как коммуникация. При этом каждый акт общения является цепью связанных между собой коммуникативных действий, среди которых можно выделить:

  • вход субъекта общения в ситуацию коммуникации;
  • оценка субъектом общения характера коммуникации (благоприятный или неблагоприятный);
  • ориентирование в ситуации коммуникации;
  • формирование коммуникативной задачи, учитывающей особенности ситуации общения;
  • оценка эмоционального психологического состояния субъектов;
  • оценка степени готовности субъекта к взаимодействию;
  • разработка подхода к партнеру по взаимодействию;
  • пристройка к партнерам;
  • самонастройка на эмоциональное психологическое состояние партнеров по общению;
  • привлечение внимания;
  • вывод эмоциональных психологических состояний партнера на психологически ресурсное состояние;
  • коммуникативное воздействие на партнера со стороны субъекта общения;
  • оценивание реакций партнера со стороны субъекта общения;
  • стимулирование ответного хода партнера;
  • сам ответный ход.

Все эти средства в совокупности называют фасцинацией (например, сопровождение речи в виде музыки, окружающего пространства, цвета и др.).

Как таковая информация может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Первая проявляется формой приказа, совета или просьбы,ч то призывает стимулировать определенное действие. Стимуляция, в свою очередь, подразделяется на активизацию (процесс побуждения к действию в заданных направлениях), интердикцию (запрет на нежелательную деятельность) и дестабилизацию (рассогласованность, нарушение определенных автономных форм поведения или деятельности).

Элементы модели коммуникации

Психология рассматривает 3 основных позиции коммуникатора:

  • открытая, при которой коммуникатор публично характеризует себя в качестве сторонника излагаемой позиции с оценкой различных фактов в подтверждение своей позиции;
  • отстраненная, в которой коммуникатор держится с подчеркнутой нейтральностью, сопоставляя противоречивые позиции, но не исключая ориентации на одну из них, которая не заявлена открыто;
  • закрытая, где коммуникатор замалчивает свою точку зрения, прибегая часто к специальным мерам для ее сокрытия.

При коммуникации люди взаимно влияют друг на друга, обмениваются различными идеями, настроением, интересами и чувствами. Для описания процесса взаимного влияния, не достаточным будет знание только структуры коммуникативного акта. Здесь важен анализ мотивов общающихся, их целей, установок и др.

Требуемое внимание следует уделить определенным коммуникативным навыкам, включая нерефлексивное и рефлексивное слушание. Первое из них представляет собой внимательное молчание, которое используют на стадии постановки проблемы. Здесь происходит только ее формирование говорящим.

Рефлексивное слушание применяют в случае, когда говорящему необходима не столько эмоциональная поддержка, сколько помощь при решении своих проблем. Здесь обратная связь дается слушающим в форме речи с помощью нескольких приемов: открытые и закрытые вопросы по теме разговора, перефразирование собеседника, что дает возможность излагать ту же мысль другими словами (парафраз), резюме и промежуточные выводы по ходу беседы.

Специфику межличностной коммуникации также можно раскрыть через ряд процессов и феноменов: психологическую обратную связь, наличие коммуникативных барьеров.

Основной целью обмена информацией в общении является выработка общего смысла, единой позиции и согласия по поводу разных проблем или ситуаций. Для обмена всегда существует механизм обратной связи, содержание которого состоит в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается.

Кроме содержательной стороны информация, которая поступает от реципиента к коммуникатору, включает сведения о том, каким образом он воспринимает и оценивает поведение коммуникатора.

Выделяют два вида связи: прямая и косвенная обратная связь. Косвенная обратная связь представляет собой завуалированную форму передачи партнеру психологической информации. В ее процессе часто используют различные риторические вопросы, насмешку и иронию, неожиданные для партнеров эмоциональные реакции. В этом случае коммуникатор должен сам догадываться, что на самом деле хотел сказать ему партнер, какова его реакция и отношение.

При передаче информации люди способны воспринимать не только содержание вербальных и невербальных сигналов, но и способ передачи в виде стиля общения. Именно он отражает то, как смысл послания подлинно будет интерпретирован и понят.

Коммуникативные стили в общении

Принято выделять 10 базовых коммуникативных стилей или стратегий, представляющих собой способы взаимодействия с партнерами в ходе общения:

Читайте также: