Общая характеристика педагогической профессии кратко по сластенину

Обновлено: 02.07.2024

Педагогика - Учебное пособие ( В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов)

§ 1. возникновение и становление педагогической профессии

Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объ­ективные основания. Общество не могло бы существовать и раз­виваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену стар­шему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.

Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы слова "питать". Слова "воспитывать" и "вскармливать" не без основания сейчас нередко рассматрива­ются как синонимы. В современных словарях воспитатель опре­деляется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и раз­витие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, по­явилось позже, когда человечество осознало, что знания есть цен­ность сама по себе и что нужна специальная организация деятель­ности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Та­кая деятельность получила название обучения.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые воль­нонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педаго­ги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знав­шие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китай­ских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.

В средние века педагогами, как правило, были священники, мо­нахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще ста­новились люди, получившие специальное образование.

В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностя­ми родителя и властителя. В "Поучении" Мономаха раскрывает­ся основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Роди­ну, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: "Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее. "*

* См.: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государ­ства XIV - XVII вв. / Сост. С.Д.Бабшин, Б.Н.Митюров. - М., 1985. - С. 167.

В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно — Учитель.

С момента возникновения педагогической профессии за учи­телями прежде всего закрепилась воспитательная, единая и не­делимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А.С.Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А.П.Куницину (Царскосельский лицей) следующие строки: "Он создал нас, он воспитал наш пла­мень. Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена".*

* Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Т. 2. - Л., 1977. - С. 351.

Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551 — 479 до н.э.) — древний китайский мыслитель, основатель конфуци­анства. Основные взгляды изложе­ны в книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения").

Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодиче­ский перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования прак­тически всегда недооценивала диалектическое единство обу­чения и воспитания, целост­ность развивающейся личнос­ти. Как нельзя обучать, не ока­зывая воспитательного влия­ния, так нельзя и решать вос­питательные задачи, не вооружив воспитанников довольно слож­ной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде все­го как воспитателя.

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником:

"Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" — обращается к нему ученик. "Обогати ее", — отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же ее обогатить?" — спра­шивает ученик. "Обучи ее!" — восклицает учитель.

Я.А.Коменский (1592 — 1670) — чешский мыслитель-гуманист, пе­дагог, писатель. В основе его педа­гогической системы — принципы материалистического сенсуализма. Основоположник дидактики. Впе­рвые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Основ­ные труды: "Великая дидактика", "Открытая дверь к языкам", "Ма­теринская школа" и др.

Человеком трудной и завид­ной судьбы является чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский. Он был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему наро­ду собранную воедино муд­рость мира. Он написал десят­ки учебников для школы, свы­ше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами "урок", "класс", "каникулы", "обучение" и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с име­нем великого чешского педагога.

И.Г.Песталоцци (1746 - 1827) -швейцарский педагог-демократ, основоположник теории начально­го обучения. В своей теории эле­ментарного обучения связал обуче­ние с воспитанием и развитием ре­бенка, педагогику с психологией. Основные труды: "Лингард и Гер­труда", "Как Гертруда учит своих детей", "Лебединая песня".

Я.А.Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него "превосходна, как ника­кая другая под солнцем". Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, кото­рый заботливо застраивает зна­ниями все уголки человеческо­го существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души лю­дей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.*

* См.: Каменский Я.А. Избр. пед. соч. - М., 1995. - С. 248 - 284.

Швейцарский педагог Ио­ганн Генрих Песталоцци затра­тил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой ра­дости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с над­писью, которая заканчивается словами: "Все — для других, ни­чего — для себя".

Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский — отец русских учителей. Созданные им учебники вы­держали небывалый в истории тираж. Например, "Родное сло­во" переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и се­годня. Он так охарактеризовал общественное значение про­фессии учителя: "Воспитатель, стоящий в уровень с современ­ным ходом воспитания, чувст­вует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, по­средником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровших­ся за истину и за благо", а его дело, "скромное по наружности, — одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся госу­дарства и им живут целые поколения"*.

* Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. Т. 2. - М., 1951. - С. 32.

К.Д.Ушинский (1824 - 1870/71) -русский педагог-демократ, основопо­ложник научной педагогики в Рос­сии. Основа его педагогической сис­темы — требование демократизации народного образования и идея народ­ности воспитания. В дидактике про­водил идею воспитывающего обуче­ния. Основные труды: "Детский мир", "Родное слово", "Человек как предмет воспитания. Опыт педагоги­ческой антропологии".

А.С.Макаренко (1888 — 1939) — советский педагог и писатель. Раз­работал теорию и методику воспи­тания в коллективе, провел опыт соединения обучения с производи­тельным трудом учащихся, развил теорию семейного воспитания. Ос­новные труды: "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", "Книга для родителей", статьи.

Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на ут­вердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он проти­вопоставил им педагогику, гу­манистическую по сути, опти­мистическую по духу, проник­нутую верой в творческие силы и возможности человека. Тео­ретическое наследие и опыт А.С.Макаренко приобрели всемир­ное признание. Особое значение имеет созданная А.С.Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и прие­мам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, "возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наиболь­шего напряжения, но и больших сил, больших способностей".*

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

§ 1. Возникновение и становление педагогической профессии

Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы "питать". Не без основания сегодня слова "воспитывать" и "вскармливать" нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.

Основным содержанием профессии педагога являются отношения с людьми. Деятельность других человеческих профессий также требует взаимодействия с людьми, но здесь основное внимание уделяется наилучшему способу понимания и удовлетворения потребностей людей. В профессии педагога, однако, ведущей задачей является понимание социальных целей и направление усилий других людей на их достижение.

В. А. Сластенин подчеркивает гуманистический, коллективный и творческий характер как основные черты профессии учителя.

Гуманистическая функция работы учителя связана, прежде всего, с развитием личности ребенка, его творческой индивидуальности, с признанием права развивающейся личности быть субъектом коллективной деятельности. Вся деятельность педагога должна быть направлена не только на то, чтобы помочь ребенку решить текущие задачи, но и на подготовку его к самостоятельному достижению новых, сложных, перспективных целей, которые определят путь его дальнейшего развития.

Под агрегированным (коллективным) субъектом педагогической деятельности понимается в широком смысле педагогический коллектив школы или другого учебного заведения, а в более узком — круг тех педагогов, которые непосредственно связаны с группой учащихся или отдельным учеником.

Основными признаками коллективного субъекта являются связанность и взаимозависимость, совместная деятельность и групповая саморефлексия.

Профессиограммы педагога

В. А. Сластенина на основе всестороннего анализа его практической деятельности учителя. По мнению В.А. Сластенина, функциональный анализ педагогической деятельности отражает систему основных отношений, действий, качеств, которые в совокупности образуют те профессиональные требования, которые предъявляются к личности педагога. При этом с учетом ее внутренней структуры, сформированной потребностями общества, личность педагога рассматривается как сложная динамическая система, адекватно отражающая содержание профессиональной деятельности (219).

В. А. Сластенин подчиняет номенклатуру личностных и профессиональных качеств домашнего учителя категории профессионально-педагогической направленности и представляет ее как сложную совокупность различных характеристик и качеств. К ним относятся: Интерес и любовь к ребенку как выражение потребности в педагогической деятельности; психолого-педагогическая острота и наблюдательность; педагогический такт; организаторские способности; чувство собственного достоинства, настойчивость, целеустремленность, общительность, справедливость, сдержанность, соответствующая самооценка, профессиональная работоспособность.

Изучение профессиональной направленности будущих учителей показывает, что ее содержание часто интерпретируется адекватно профессиограммам, которые включают такие профессионально-личностные качества, как гражданственность, социальная активность, целеустремленность, организаторские и коммуникативные способности, справедливость, толерантность, эмпатия, тактичность, доброта и другие.

Из этого следует, что те или иные модели изменения условий организации учебного процесса в колледже или университете не могут автоматически привести к успешному формированию профессионально важных качеств и навыков преподавателя. Она требует целенаправленного управления творческой, созидательной и систематической работой с каждым учеником.

Учитывая особенности педагогического образования, в частности, процесс формирования его профессионально важных качеств, необходимо обратить особое внимание на то, что в подростковом возрасте профессиональная ориентация является ключевой личностной перестройкой. С одной стороны, эта направленность формируется в результате многомерного социально-нравственного самоопределения личности, с другой стороны, она трансформируется в процессе выполнения трудовой или учебной профессиональной деятельности и обуславливает это самоопределение.

По окончании профессиональной педагогической подготовки профессиональная направленность трансформируется в профессиональную готовность, — на основе общих, возрастно-психологических изменений в личности обучающихся, овладевающих профессионально необходимыми умениями.

Под влиянием целей и условий определенного вида труда формируется профессиональный тип личности с характерным для него способом деятельности, общения и поведения, интересами, установками и традициями. Так, Е.М. Борисова отмечает, что профессиональный тип не является фиксированным. Процесс формирования личности — это непрерывный процесс, и любое изменение в процессе профессионального становления может повлиять на развитие.

Закономерности целостного педагогического процесса

Под законами целостного педагогического процесса понимаются объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического процесса, характеризующие их развитие.

В работах Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, В. В. Краевский, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и другие выделили законы (закономерности) педагогического процесса.

Выделяют следующие группы закономерностей педагогического процесса:

  • обусловленные социальными условиями;
  • обусловленные человеческой природой;
  • Определяется сутью воспитания и обучения.

Социально обусловленные законы — это зависимость образования от социальных потребностей, возможностей и условий. От социальных условий и потребностей зависят цель и конкретные задачи воспитания и обучения, условия, в которых они осуществляются, способы использования результатов.

Законы обусловлены человеческой природой:

  • Решающая роль характера деятельности и общения в формировании личности;
  • Зависимость воспитания и образования от возрастных, индивидуальных и гендерных особенностей ребенка.
    Закономерности, обусловленные характером воспитания, обучения, образования и развития личности:
  • Взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности;
  • взаимосвязь между группой и личностью в образовательном процессе;
  • Взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе;
  • Взаимосвязь между педагогическим эффектом, взаимодействием и активной деятельностью обучающихся.

Принципы целостного педагогического процесса

Определение и объяснение основных принципов организации педагогического процесса волнует теоретиков педагогики и учителей-практиков на протяжении нескольких столетий. Они постоянно уточняются, обогащаются, а иногда и перестраиваются в соответствии с меняющимися педагогическими концепциями. В последние годы появилась тенденция называть любые условия или правила организации отдельных компонентов целостного педагогического процесса принципами, что представляется не очень уместным и научно обоснованным.

Принципы целостного педагогического процесса — это система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, которые определяют содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивают его успешность.

Принципы целостного педагогического процесса — проявление должного в педагогическом процессе: организуйте педагогический процесс с их учетом и получите высокий результат. Принципы отражают внутренние содержательные аспекты деятельности учителя (педагога) и ученика (студента) и определяют эффективность обучения в различных формах, с различным содержанием и организацией. Они выражают нормативную основу обучения в ее конкретно-исторической форме (М. А. Данилов). Очевидно, что существует постоянная потребность в объяснении и определении того, как и при каких конкретных условиях работает тот или иной метод, каковы условия использования тех или иных средств воспитания и обучения и так далее. Это более конкретные требования и методологические правила. Мы также используем определенные основные принципы в нашей жизни, но мы не называем каждое возникающее требование жизни принципом.

Принцип гуманизации педагогического процесса можно рассматривать как принцип социальной защиты растущего человека. Гуманистические идеи в философской и педагогической мысли берут свое начало в античности. Одним из первых философов, четко определивших гуманистические основы взаимодействия учителя и ученика, был китайский философ, живший еще до нашей эры, — Конфуций. Коммунистическая педагогика провозгласила гуманистический характер педагогического процесса в советской школе. По-настоящему гуманистической педагогикой была педагогика А. С. Макаренко, П . П. Блонского, С. Т. Шацкого, но впоследствии этот принцип стал скорее лозунгом, чем реальным руководством к действию, и был возрожден в отечественной педагогике, особенно в трудах и педагогической деятельности В. А. Сухомлинского и педагогов, выступавших за педагогику сотрудничества: Шаталов, Лысенкова, Ильин, Шекинин, Караковский и др. Суть принципа гуманизации — гуманизация отношений студентов друг с другом и с преподавателями, приоритет общечеловеческих ценностей. Правилами реализации принципа гуманизации являются:

  • Полное признание прав ученика и уважение к нему в сочетании с соответствующим отношением к праву;
  • Опирайтесь на положительные качества ученика;
  • Создание ситуации успеха;
  • Защищать ученика и обеспечивать его эмоциональный комфорт в процессе учебного взаимодействия.

Принцип социумности

Суть этого принципа заключается в экологическом характере социальной педагогики, в тесном взаимодействии социального обучения с обществом.

В каждом обществе есть определенные ресурсы и возможности для обучения, носителями которых являются как отдельные люди, так и социальные институты. Для приобретения новых знаний, развития навыков и умений человек устанавливает взаимодействие с элементами общества, которые имеют отношение к социальному обучению.

Одни индивиды в социальном обучении, ощущая потребность в педагогическом потенциале общества, обращаются к педагогическим возможностям социальных институтов, другие — к педагогическим возможностям социальной деятельности, третьи — к педагогическим ресурсам социальных отношений, четвертые — к индивидам (специалистам), обладающим высоким педагогическим потенциалом и доступным для преодоления.

Поэтому предметом нашего исследования является педагогический потенциал общества и его значимые статические и динамические свойства в обучении личности.

Предпосылки для возникновения принципа социума можно найти в работах В. В. Зеньковского, который рассматривал социальную среду как важный фактор социализации личности. В свое время С. Т. Шацкий подчеркивал необходимость познания окружающей среды и взаимодействия с ней. Π. П. Блонский высоко оценивал ценности социального окружения индивида и т.д.

Развитие принципа социальности прослеживается и в работах современных российских педагогов В.И. Загвязинского, В.А. Сластенина, А.В. Мудрика, И.А. Липского и др. Основное внимание в воспитании детей отечественные ученые уделяют педагогическим возможностям социальной среды в решении проблем социализации учащихся в образовательных учреждениях.

Принцип естественной целесообразности. Естественная целесообразность — это принцип социальной педагогики и, соответственно, социального обучения, согласно которому обучающийся в преодолении социального опыта руководствуется факторами естественного, природного развития человека.

Реализуя принцип природосообразности в обучении детей, российские ученые сосредоточились на учете возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Представляем вашему вниманию учебное пособие, которое, на наш взгляд, наиболее полно раскрывает основные вопросы педагогики как науки о человеке.

Учебник и авторы

Пособие предназначено для студентов педагогических вузов, а также педагогов-практиков, которые заинтересованы в повышении собственной квалификации и ознакомлении с новыми методами работы. Учебник был подготовлен в соответствии с государственными стандартами базового педагогического образования для тех, кто обучается в условиях одно- и многоуровневой подготовки ВУЗов, где педагогика является основной гуманитарной дисциплиной.

Отдельные разделы книги посвящены формам организации педагогического процесса, разбору эффективных технологий и основных их характеристик, способам конструирования и организации педагогического общения и процесса. Не оставляет автор без внимания и тему управления различными образовательными системами.

Красной нитью через все пособие проходят вопросы формирования культуры школьников, теории и практики целостного педагогического процесса. Для этого автор раскрывает аксиологические и антропологические основы педагогики.

Под руководством Сластенина В.А. над учебником по педагогике работал целый коллектив авторов. Многие из них являются лауреатами премии Правительства России в области образования.

Особенности педагогической профессии

Особенностью работы над учебником можно считать то, что его авторы стремились помимо передачи научных знаний помочь читателю понять все особенности и многогранность профессии педагога. Принадлежность человека к профессии определяет специфику его деятельности, своеобразие образа мышления.

Основной целью педагогики является изучение другого индивида. Соответственно, педагога должно отличать повышенное чувство долга и ответственности за результат. Это отличает педагогическую науку от других областей знаний, а также от других профессий, предполагающих взаимодействие между людьми.

Заключается педагогическая профессия в том, чтобы активно преобразовывать и управлять деятельностью, развитием и становлением личности ученика. Педагог ответственен за интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие своих подопечных.

Ведущей задачей педагога Сластенин В.А считает понимание и удовлетворение различных запросов людей посредством выстраивания взаимоотношений и активного взаимодействия, организации деятельности других людей таким образом, чтобы результаты этой деятельности соотносились с целями общества.

Деятельность, направленная на обучение и воспитание, всегда связана с социальным управлением. Это значит, что педагог должен помимо организаторских способностей иметь багаж необходимых знаний и навыков.

Если обратить внимание на содержание учебника Сластенина В.А., то можно выделить следующие основные темы пособия:

Читайте также: