Образовательная среда детского сада моими глазами проект

Обновлено: 02.07.2024

Меняется мир – меняются и дети. Достаточно много попыток дать определение современным детям, хотя официального термина не существует. В общем, со стороны посмотреть: дети как дети. Ничего необычного.

Какие же они, современные дети? Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией, повседневные нагрузки растут. Общество кардинально меняется, и вместе с ним претерпевает изменение сознание наших детей.

Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям современное образование!

Современное российское образование – это непрерывная система по­следовательных ступеней обучения, и дошкольное учреждение является первой ступенью.

Среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Развивающая предметная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, художественно-творческую, двигательную деятельность детей.

Таким образом, все большее значение приобретает проблема закономерностей и особенностей влияния предметно – пространственной среды на растущего ребенка в современном, быстроменяющемся мире.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной. Воспитатели должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами.

Именно поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Ребенок находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

  • детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;
  • для полноценного и разностороннего развития детей, развития их творческих способностей, необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.

Особенное влияние предметно-развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребенка младшего дошкольного возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Уже на ранних возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Актуальность проекта:

Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос создания, той самой, окружающей действительности т.е. предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением нового ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт)
В работе над проектом мы определили.

Объект: предметно-развивающая среда групп.

Предмет: игровая деятельность ребенка младшего дошкольного возраста.

Условия: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с

Участники проекта: педагоги, родители.

Вид проекта: педагогический.

Тип проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: 5 лет (май 2013 года – май 2018 года).

Обоснование актуальности выбора темы и сформулированные противоречия позволили нам определить основную проблему проекта: пути, условия и содержание создания предметно-развивающей среды развития ребенка в совершенствовании качества образования в конкретных условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, все большее значение приобретает проблема закономерностей и особенностей влияния предметно-пространственной среды на растущего ребенка в современном, быстроменяющемся мире. Эта тенденция обусловлена осознанием значимости средового фактора для развития личности ребенка.

Цель заключается в разработке модели проектирования предметно-пространственной среды развития ребенка в логике повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

  • Проанализировать нормативно-правовые основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ, а также теоретические исследования и практический опыт по данному по вопросу; разработка соответствующей нормативно-правовой базы.
  • Разработка модели предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации, с учетом художественно-эстетической направленности детского сада.
  • Апробировать и внедрять новое содержание образования, современные и инновационные педагогические технологии. Проводить корректировку модели предметно-пространственной среды и интеграцию российских инновационных технологий.
  • Разработать рекомендации, направленные на построение игровой предметно – развивающей среды групп ДОУ.
  • Формировать предметно-развивающую среду в соответствии с современными требованиями.
  • анализ психолого-педагогической литературы;
  • анализ федеральных, региональных, местных директивных документов по дошкольному образованию;
  • научно-педагогическое моделирование;
  • метод индивидуально и коллективного творчества;
  • использование план-схемы.
  • анкетирование;
  • наблюдение;
  • тестирование;
  • самоаудит;
  • творческий отчет.

Гипотеза: Если в ДОУ создать предметно-развивающую среду, по художественно эстетическому направлению, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности.

Оригинальность данного проекта определяется тем, что предлагаемое расположение и наполнение игровых зон позволит добиться широкого взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, математикой и родной культурой, экологией, игрой и трудом. Заключается в разработке и создании оригинальной современной предметно-развивающей среды в условиях конкретной группы ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и быть конкурентно способным на рынке образовательных услуг.

Новизна заключается в создании условия для реализации образовательных возможностей современных детей и запросов родителей посредством проектирования образовательной среды.

Практическая значимость

Заключается в определении стратегии и тактики построения игровой развивающей предметной среды групп дошкольного возраста ДОУ. Предлагаемая нами организация предметно-развивающей среды рассчитана на стимулирование всех видов деятельности в соответствии с ФГОС.

Этапы реализации проекта

I этап – организационный (май-сентябрь 2013 уч. г.) изучение психолого-педагогического аспекта проблемы. Разработка основных теоретических положений, изучение состояние и тенденции развития образовательного пространства в системе дошкольных учреждений города. Определена концептуальная модель предметно-пространственной среды – детского сада как образовательного пространства развития личности ребенка в контексте личностно-ориентированного подхода.

Пути реализации:

II этап – реализация проекта (2013 – 2017 гг.)

Внедрение модели предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации, с учетом художественно-эстетической направленности детского сада.

III этап – завершающий (2017-2018 г г.)

Провести анализ и обобщение результатов работы, подготовка материалов к публикациям.

Ожидаемые результаты нашей работы:

Мы планируем оснастить территории групп новым оборудованием, а также создать объекты, обеспечивающие разнообразную деятельность детей и взрослых по следующим направлениям: познавательное, эстетическое, игровое и оздоровительное.
Организовать предметное окружение детей таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для укрепления здоровья и повышения уровня общего развития.
Целостность педагогического процесса и создание пространства, удовлетворяющего потребностям актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка;
свободное ориентирование в пространстве и времени, легкая адаптация воспитанников к последующей школьной жизни.
Результаты инновационной деятельности коллектива по обеспечению предметно-пространственной среды отражать в публикациях региональных и российских СМИ.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Образовательная среда в ДОУ

Разработала воспитатель МБДОУ д/с №99Лукьянчук И. Г.

2020 г.

Мини проект по образовательной среде (ДОУ)……………………………. 5

C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Введение и реализацию ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: педагогами дошкольных образовательных организаций, родителями воспитанников, специалистами управляющих структур разного уровня.

Педагогам, на этапе реализации ФГОС, предстоит творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса.

Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования.

Посещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя в специфически детских видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской.

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.

Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет).

Мини проект образовательной среды(ДОУ)

Краткая аннотация проекта

Общие положения

Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию инновационной модели современной предметно-развивающей среды группы/кабинета, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.

Предполагаемая инновационная модель современной предметно-развивающей среды должна включать следующие компоненты:

- предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);

- его пространственную организацию (распределение группового пространства на центры);

- развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);

- изменение в зависимости от времени (изменение предметно-развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.)

В работе над проектом определили.

Объект: образовательная среда в ДОУ.

Предмет: игровая деятельность детей всех возрастных групп дошкольников.

Условия: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

Вид проекта : педагогический

Участники проекта : педагоги, родители.

Продолжительность проекта : 2 года

Тип проекта : долгосрочный.

Объективные предпосылки возникновения и разработки проекта опираются на следующие противоречия:

· между требованиями государства и общества к личности как носителю культурных ценностей и тем, как этот социальный заказ осуществляется.

Нормативно-правовой и организационной основой проекта является:

· Конституция Российской̆ Федерации;

· Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;

Актуальность проблемы

Цель проекта : Разработка модели, развивающей предметно-простанственнойобразовательной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.

Задачи проекта:

1. изучить новые подходы в организации развивающей предметно-простанственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников

2. организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;

3. создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников

(игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой,

4. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортнойразвивающей предметно-простанственной среды в ДОУ.

Гипотеза состоит в том, что каждый компонент предметно-развивающей среды будет предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, а именно:

1. поможет формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности;

2. созданная эстетическая среда вызовет у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает положительными впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Новизна. Образовательная среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе. Она помогает нам проводить игры-занятия, приучает детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

Этапы и мероприятия реализации проекта

Подготовительный этап

Изучение психолого-педагогического аспекта проблемы. Разработка основных теоретических положений, изучение состояние и тенденции развития образовательного пространства в системе дошкольных учреждений района. Определена концептуальная модель образовательной предметно-пространственной среды – детского сада как образовательного пространства развития личности ребенка в контексте личностно-ориентированного подхода.

Пути реализации:

1. Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования,учебно-методических и игровых материалов.

2. Изучения современных научных разработок в области развивающей образовательной среды для детей дошкольного возраста.

3. Анализ развивающей предметно-пространственной образовательной среды в группах ДОУ.

4. Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.

5. Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности.

6. Защита педагогами проектов организации группового пространства.

7. Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.

8. Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования развивающей среды.

9. Общее собрание коллектива: определение цели и задач проекта

10. Разработка плана проекта.

11. Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.

Реализационный этап

Внедрение модели развивающей образовательной среды в ДОО и основные принципы ее организации.

Пути реализации:

2. Консультации на темы:

«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном

3. Разработка анкет для педагогов ДОУ по изучению их отношения к необходимости изменений в построении развивающей среды, в соответствии с ФГОС.

4. Анкетирование педагогов: изучение их отношения к необходимости изменений в построении развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с ФГОС.

5. Организация в методическом кабинете выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

6. Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков.

7. Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам

построения развивающей предметно-пространственной образовательной среды.

8. Создание развивающей предметно-пространственной среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормам.

9. Проведение смотров-конкурсов групповых помещений.

10. Декоративное оформление коридоров детского сада: информационные,

познавательно-развивающие стенды и др.

11. Оформление территории детского сада.

Заключительный этап

Провести анализ и обобщение результатов работы, подготовка материалов к публикациям.

Пути реализации:

1. Написание и оформление проекта.

2. Описание опыта построения развивающей образовательной среды педагогами групп.

3. Написание протокола педагогического совета «развивающая предметно-

4. Написание конспектов консультация для педагогов:

«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном

5. Составление картотеки методической литературы и пособий по созданию

развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

6. Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию развивающей образовательной среды в ДОУ.

7. Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн проектов развивающей предметной образовательной среды в ДОУ.

Ожидаемые результаты:

1. Понимание родителями создаст творческую атмосферу в работе педагогов важности своего участия в создании комфортной предметно-развивающей образовательной среды в группе и на участке.

2. Обогащение предметно-развивающей образовательной среды.

3. Создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.

4. Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям ДОУ.

Перспективы проекта:

1. Подтвердится гипотеза.

2.Расширятся педагогические и психологические функции сотрудничества ДОУ и семьи.

3. Решится задача всестороннего развития детей, которое станет еще более целенаправленным и углубленным.

4. Будут применяться результаты проекта педагогами ДОУ по применению моделей сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме создания предметно-развивающей среды.

Вопрос создания предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с введением ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Оценить 788 0

Построение безопасной, современной, предметно-пространственной развивающей

среды ДОУ в соответсвии с ФГОС ДО

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, фантазии, творчества и комфорта.

В.Сухомлинский

Актуальность.

Вопрос создания предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с введением ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

Цель проекта: разработка модели предметно-пространственной развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия к требованиям ФГОС ДО.

Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;

организовать безопасную, современную, комфортную ППРС, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников ;

содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной ППРС;

приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Данная работа основывалась на принципах Стандарта, ППРС должна быть:

Были учтены требования Стандарта

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной,трансформированной,полифункциональной,вариативной,доступной и безопасной.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь.

Вид проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта: администрация ДОУ, педагоги.

Продолжительность проекта: 2017-2020 уч.год.

I этап подготовительно-организационный

II этап организационный, основной

(январь 2018 — май 2019)

Ш этап рефлексивно-презентационный

Обеспечение проекта:

Ожидаемые результаты реализации проекта:

педагогами изучены новые подходы в организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;

организована предметно-пространственная развивающая среда согласно требованиям ФГОСДО, которая способствует полноценному и всесороннему развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов;

создание безопасной, развивающей и комфортной предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ:

Кабинеты ДОУ (методический, логопедический, СПС, административный корпус)

Наименование мероприятия

Исполнитель

Сроки реализации

Подготовительный этап

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна.

Заведующий ДОУ, старший воспитатель, заместители заведующего

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Заведующий ДОУ, старший воспитатель, заместители заведующего,

Заседание рабочей группы: определение цели и

Заведующий ДОУ, старший воспитатель, заместители заведующего,

Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.

Изучение особенностей кабинетов, групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования для оформления ДОУ.

Ноябрь 2017-январь 2018г.

Разработка этапов проекта организации пространства кабинетов, фойе, групп, отвечающего современным критериям функционального безопасного комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности.

Ст.воспитатель, заместители заведующего, педагоги

Ноябрь 2017-январь 2018г.

Отбор лучших разработок для внедрения и публикации.

Деятельностный этап

Консультации на темы:

«Эстетические требования, предъявляемые к оформлению кабинетов, фойе, рекреаций,групп.

В течение реализации проекта

Анкетирование педагогов и родителей: изучение их отношения к изменению ППРС ДОУ. Наличие у участников процесса четкого представления о необходимости внесения изменений в организацию и содержание деятельности

Организация выставки методической литературы, искусствоведческой литературы и пособий по созданию развивающей среды в ДОУ(фотоматериалов, чертежей, публикаций из журналов по вопросам эстетического оформления помещений)

Ноябрь 2017, сентябрь 2018, март 2019г

Старший воспитатель, воспитатели

Подбор и приобретение необходимых игр- игрушек, стендов, печатной продукции для оформления ДОУ (буклеты, фото-коллажи, фотографии, банеры, рекомендации, дидактические пособия и т.д.)

Старший воспитатель, педагоги

В течении реализации проекта

Зонирование и оформление кабинетов и групповых помещений согласно рекомендациям и принципам
построения развивающей среды

Старший воспитатель ,педагоги

В течении реализации проекта

Работа по созданию развивающей среды в кабинетах групповых комнатах для решения
задач, обеспечивающих полноценное развитие детей.

Старший воспитатель , педагоги

В течении реализации проекта

Создание развивающей среды в кабинетах и групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормами и ФГОС ДО

Старший воспитатель , педагоги

В течении реализации проекта

Создание развивающей и комфортной ППРС в кабинетах, студиях, залах и группах ДОУ, а так же и рекриациях.

Старший воспитатель , педагоги

В течении реализации проекта

Проведение смотров-конкурсов групп и кабинетов в соответствии с годовым планом работы

Заведующий ДОУ, старший воспитатель, зам.зав.

В течении реализации проекта

Декоративное оформление кабинетов, коридоров и детского сада: информационные, познавательно-развивающие стенды и стенды достижений.

Старший воспитатель, педагоги, воспитатели.

В течении реализации проекта

Заключительный этап

Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в ДОУ

Заведующий ДОУ, старший воспитатель, зам.зав.

Размещение информациина официальном сайте ДОУ. Участие в конкурсах.

Старший воспитатель, воспитатели, педагоги.

Обобщение положительного опыта работы. Представление результатов работы.

Старший воспитатель, воспитатели, педагоги.

В соответствии с планом работы была изучена нормативно-правовая базаи методическая литература:

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26

Годовой план работы ДОУ.

10.Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. Интерактивная предметно

развивающая и игровая среда детского сада.-УЦ Перспектива, 2011-207с.

Киреева Л.Г.Организация предметно-развивающей среды.-Учитель,

Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в

Детском саду.- Детство-Пресс, 2010.

Вывод:

Развитие ребёнка-дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

Администрацией ДОУ были созданы соответствующие санитарно-гигиенические условия для организации образовательного процесса; своевременное качественное выполнение ремонтных работ в начале учебного года.

Организация РППС выстроена с учётом Образовательной программы ДОУ, дополнительных образовательных услуг, использованием интерактивных технологий. Это даёт возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Оборудование помещений ДОУ отвечает требованиям безопасности, эстетически привлекательно и носит развивающий характер.

РППС обеспечивает доступ для детей к объектам природного характера, побуждает к наблюдениям за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов.

При организации пространства в ДОУ РППС учитывались многофункциональные качества гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, цветовые характеристики (в кабинетах и групповых комнатах, оборудования и материалов).

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течении дня, а педагогу даёт возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей.

Методический кабинет, кабинет педагога-психолога, логопункт, спортивный и музыкальный зал оформлены и оснащены в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

На территории ДОУ у каждой возрастной группы имеются участки для прогулок, спортивная площадка, которые эстетично оформляются (озеленяются: создаются клумбы, высаживается рассада декоративных цветов и растений) в летнее время года, что соответствует требованиям ФГОСДО.

Образовательное пространство ДОУ оснащено средствами обучения и воспитания, необходимыми материалами, компьютерным, игровым и спортивным оборудование в соответствии с Образовательной программой ДОУ. Частично некоторые элементы РППС приобретены и изготовлены в сотворчестве воспитателей и специалистов ДОУ, что делает их не менее привлекательными для детей, чем современное оборудование промышленного производства.

Таким образом, созданная безопасная развивающая, комфортная предметно-пространствен н ая среда в нашем ДОУ обеспечит качественную реализацию в полной мере образовательного потенциала пространства кабинетов и групповых комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста; способствует сохранению и укреплению здоровья воспитанников с учётом индивидуальных особенносте й детей и коррекции их развития, реализована двигательная активность детей, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, реализована образовательная программа ДОУ. Все элементы РППС имеют единый эстетический стиль, обеспечивая безопасную, комфортную и уютную обстановку для детей.

- гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

- обеспечивать эмоциональное благополучие детей;

- создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

- создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

В детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.

Цель проекта : Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.

Задачи проекта :

1. Изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.

2. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;

3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);

4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной

развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Изучение новых подходов в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.

2. Организованная развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов.

3. Вовлечение детей и родителей в создании комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Сроки реализации проекта : январь 2016 – январь 2017 г.

1. Проведение родительского собрания.

2. Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

Изучение современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.

2. Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ. Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования развивающей среды.

Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.

3. Разработка дизайн-проекта оформления помещения группы как единого пространства, разработка эскизов оформления помещения.

4. Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.

1. Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды.

2. Замена старой мебели на новую, сделанную руками родителей.

3. Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков.

4. Создание развивающей предметно-пространственной среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормам.

1. Подведение итогов по преобразованию предметной развивающей среды

2. Анализ проделанной работы, обобщение опыта работы, планирование дальнейшей работы по данному вопросу.

Содержание проделанной работы.

Реализация проекта рассчитана на один год. На подготовительном этапе была изучена литература по проблеме создания предметно-развивающей среды.

Рабочей группой был разработан механизм реализации проекта и перспективный план мероприятий по совместной деятельности детей, родителей и педагогов.

Проект был представлен и одобрен родителями на родительских собраниях, где прошло активное обсуждение целей и задач инновационного проекта, обозначены основные направления и мероприятия сотрудничества детского сада и семьи.

Были учтены предложения выдвинутые родителями.

Для решения задач обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей проводилась следующая работа:

Создание персональной страницы на сайте ДОУ.

Организованная таким образом предметная развивающая среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.

Работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса : педагогов, детей и родителей.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013.

Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.)

Макеты в создании современной развивающей предметно-пространственной среды

Макеты в создании современной развивающей предметно-пространственной среды ФГОС ДО предъявляет новые требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада: -во-первых, развивающая.

Модель игровой образовательной среды Папа мне на день рожденья Сочинил стихотворенье, И целуя в нос меня, Подарил еще коня. Серый в яблоках мой конь Поместился на ладонь!.

Модель предметно-развивающей среды по ФГОС для младшего возраста Игровое пространство: Игровые модули Наборы для профессиональных игр: маленький доктор, маленький парикмахер, автозаправочная и ремонтная.

Модель предметно-развивающей среды по ФГОС для среднего дошкольного возраста Игровое пространство: Игровые модули Игровые методические комплексы Развивающие игры В. В. Воскобовича Развивающие игры Б. П. Никитина Игровая.

Модель предметно-развивающей среды по ФГОС для старшего дошкольного возраста Игровое пространство: Для мальчиков: станция техобслуживания, бензоколонка, крупный и средний строительный материал, конструкторы, машины.

Модель предметно-развивающей среды старшей группы

Модель предметно-развивающей среды старшей группы .

Читайте также: