Образовательная деятельность в режимных моментах в доу планирование

Обновлено: 04.07.2024

В соответствии с требованиями ФГОС решение образовательных задач осуществляется не только в рамках образовательных действий, совместной и самостоятельной деятельности, но и в режимных моментах.

Режимные моменты - это ежедневная работа, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ.

Такой подход позволяет сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а образовательный процесс более эффективным, так как приближает формы обучения к ведущей деятельности – игре.

В этой деятельности решаются такие образовательные задачи как:
• формирование общей культуры детей
• культуры поведения, общения
• питания, сна, здоровья
• безопасности жизнедеятельности
• развитие личностных и физических качеств
• предпосылок к учебной деятельности

Осуществляя образовательную деятельность в режимных моментах, я учитываю не только индивидуальные особенности детей их настроение, их предпочтение к тем или иным видам деятельности, но и стараюсь организовать режимные моменты так, чтобы в них отражались все виды направлений образовательной деятельности: речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, познавательное.

Рассмотрим различные варианты современных форм обучения, которые строятся на основе детских видах деятельности в режимных моментах.

Режимные моменты планирую как в первой, так и во второй половине дня.

Прием детей. Важным условием создания хорошего настроения детей является ласковый, приветливый прием детей является. Во время утреннего приема воспитываю общую культуру поведения детей - привычку здороваться, разговаривать спокойным голосом, не кричать. Обращаю внимание на внешний вид детей, побуждая к стремлению выглядеть опрятно. При приеме провожу индивидуальные беседы. Спрашиваю, что интересного видел ребенок по дороге в садик, обсуждаем погоду, сезонные изменения в природе.

В утренний прием детей использую экспериментальную деятельность, например, с блеском для губ, здороваясь за руку с каждым ребенком, предварительно намазав гель на ладонь, тем самым продемонстрировав, им как могут передаваться микробы и для чего надо мыть руки с мылом перед едой, после прогулки и т. д.

Детское экспериментирование позволяет успешно развивать у детей любознательность, активность, стремление самостоятельно находить решение проблем. Детям очень нравится проводить реальные опыты с настоящими предметами и их свойствами (вода, лед, снег, воздух, магнит и т. п.), что помогает им освоить существенные признаки неживой природы, растительного мира.

Стараюсь включить детей в тот вид деятельности, который наиболее интересен им в данный момент: игры с другими детьми, понравившаяся ранее игрушка, настольные игры, дидактические, вкладыши, игры по сенсорике, если ребенок выказывает желание, поручаю ему посильное трудовое поручение.

При формировании культурно-гигиенических навыков чтение стихов о воде, её пользе. В кратких беседах знакомлю детей со значением воды в жизни людей, о необходимости бережного использования водных ресурсов. В процессе умывания уточняем название умывальных принадлежностей, из какого материала они изготовлены, называем их цвет, форму, уточняем значимость совершаемых действий.

Во время прогулки я способствую тому, чтобы дети провели ее с пользой для своего физического развития. Для этого провожу подвижные игры развивающие быстроту, ловкость, выносливость, индивидуальную работу по развитию движений (равновесие, перепрыгивание, метание в цель, даль и др.)

При проведении посильного хозяйственного труда на участке обсуждаем назначение орудий труда, их безопасное использование. Способствую воспитанию уважительного отношения к труду, людям, выполняющим эту работу.

Важнейшим компонентом прогулки является наблюдение за живой и неживой природой. Чтение стихов о том, зачем наблюдаем, загадывание загадок о природных явлениях, домашних животных, знакомство с приметами, пословицами и поговорками способствует эмоциональной отзывчивости детей, расширяет их кругозор, способствует активизации и обогащению словаря детей. На прогулке широко использую разнообразные дидактические задания, тем самым предоставляю детям возможность проявить собственное творческое начало, стимулирую их мыслительные операции, предлагаю выполнять обследовательские действия. В ходе всей этой работы у детей происходит активное накопление чувственного опыта, развиваются наблюдательность, внимание, память, разнообразные движения. Во время выполнения дидактических игр и заданий совершенствуются пространственные ориентировки каждого, идет интенсивное увеличение словарного запаса, обогащение его.

По возвращении с прогулки, побуждаю детей не только к самостоятельным действиям, но и воспитываю стремление оказывать посильную помощь друг другу при раздевании, что способствует сближению детей, становлению дружественных взаимоотношений. Слежу за тем, чтобы дети аккуратно убирали вещи в шкаф, воспитываю бережное отношение к личным вещам, аккуратность.

Дневной сон необходим для полноценного отдыха детей. Перед сном мы проветриваем все помещения. Беседы о пользе для здоровья сна с притоком свежего воздуха, проведенные в непринужденной форме, способствуют формированию желания заботиться о своем здоровье. Рассказанная в спальне потешка, сказка, спокойным ласковым голосом вызывает у детей положительное отношение ко сну.

Поведение героев сказки, их поступки, личностные качества являются яркими примерами нравственного поведения. Эмоционально прочитанное произведение вызывает живой отклик в детях. Помогает понять и осознать красоту окружающей природы, сложность человеческих взаимоотношений, способствует пониманию добра и зла. Вместе с детьми мы рассматриваем яркие иллюстрации в книгах, обсуждаем увиденное, делимся своими впечатлениями. Активно использую игры-инсценировки - это игровые ситуации, которые побуждают детей к положительным формам общения, формируют чувства сопереживания отзывчивости, желание оказать помощь. В свободной деятельности дети используют различные виды театров: кукольный, настольный, теневой. Всё это способствует развитию связной речи, формированию у детей коммуникативных навыков (умения распределять роли, договариваться о выполнении главной роли, считаться с интересами и желаниями друг друга)

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для дальнейшей организации самостоятельной игры.

Организованная таким образом образовательная деятельность в режимных моментах способствует успешной реализации многих образовательных задач и её не следует рассматривать как дополнение к организованной образовательной деятельности. Напротив, в новых нормативных документах акцент с организованной образовательной деятельности переносится на образовательную деятельность при проведении режимных моментов.

Елена ****

Планирование образовательной деятельности. ФГОС. Тимофеева. Не помню где скачала, но хочется поделиться, т.к. сама искала очень долго.

Наталья Сахарова

Ирина Дроздова

Может у кого то есть вот эта версия издания ? Спасибо заранее.

Ирина Дроздова

Светлана Зорина

Настя Филиппова

Добрый вечер! Очень нужна такая книга в электронном варианте, у кого есть? Поделитесь пожалуйста Заранее огромное спасибо

- Экскурсии

* по территории детского сада

Обратить внимание детей на то, что все группы детского сада гуляют на своих участках, есть спортивная площадка, много зеленых насаждений на территории, отметить, что на территории детского сада красиво, и это нужно поддерживать, ухаживать за растениями, не сорить.

Вера и Анфиса идут в детский сад

Беседа по вопросам:У вас много игрушек? Какие игрушки есть у вас дома, в группе? С какими игрушками больше всего любят играть мальчики (девочки)? Какие игрушки вы берете на улицу?

Слушание музыки

- Марш деревянных солдатиков

Беседы:

Выделить приметы осени.

Слушание музыки

Поделки из природного и бросового материала диких животных

- Беседы: Закрепить знания об овощах и фруктах: где растут, как выращивают; в чем различие между ними, их польза

- Дидактические игры

- Сюжетные игры Закреплять названия фруктов, овощей, грибов, ягод, правила поведения в магазине; формировать обобщающие понятия: овощи, фрукты, грибы, ягоды; знакомить с профессиями и действиями продавца

- Рассматривание картин:

Этюды и упражнения на различные эмоциональные состояния и позы человека

- С/р игра

- Дидактическая игра

- Рассматривание картин

* о достопримечательностях города

* о транспортных средствах города

Целевая прогулка по близлежащей улице. Знакомство с названиями улиц (длинная, короткая), дома (высокие, низкие, есть номер дома, квартиры), по каким правилам она живёт

Маршруты выходного дня с родителями по г. Москве

Фотовыставка по итогам маршрутов выходного дня

Строительные игры с конструктором ЛЕГО

Экскурсия к месту подвоза продуктов в детский сад. Рассматривание грузовой машины (фургон «Продукты)

* "Чаепитие " Ставим чайник на стол. Приглашаем детей сесть вокруг. Скажем, что сегодня день рождение Маши. Сейчас будет чаепитие. Что нужно поставить на стол? Из чего будем пить чай? Куда положим сахар? Конфеты? Салфетки? Затем поздравим Машу и запишем пожелания на открытку.

- Экскурсия на кухню детского сада Алешина Н.Г. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, стр. 20

- Беседы: Закрепить представления об осени, развивать речь, обогащать словарь.

- Беседа о лесе, о работе лесника: Расширять представления о профессии лесника

- Индивидуальная работа с календарем природы. Развивать умение вести сезонные наблюдения

8. Рассматривание картин: Обратить внимание на красоту осенней природы, развивать умение восхищаться ею; закрепить знания об осенних явлениях природы

Беседы:

Дидактические игры:

Экспериментирование с водой, со снегом, со льдом

Слушание музыки

* голоса и пение птиц в записи

- Изготовление кормушек для птиц (с участием родителей)

«Магазин новогодних открыток

- альбома о зимних видах спорта

Слушание музыки

рассказы детей о своих любимцах

- Котенок по имени Гав

- Пальчиковые игры:

Дидактические игры

- Как львенок и черепаха пели песню

Дидактические игры:

Продуктивная деятельность:

Подарки для мальчиков.

Рассматривание фотографий

Рассматривание иллюстраций и репродукций картин о богатырях

Изодетельность

- Продуктивная деятельность:

Открытки и поделки для мам, бабушек

- Н/п игры:

- Пальчиковые игры

Слушание песен про мам и бабушек

*экскурсии в овощной, продуктовый магазины

- Рассматривание картин:

Дидактические игры:

Слушание музыки

Слушание музыки

* голоса и пение птиц в записи

Рассматривание иллюстраций о космосе

Просмотр презентации о космосе и космических кораблях, космонавтах

Режиссёрская игра с маленькими машинками с использованием модели улицы (дома и проезжая часть).

Маршруты выходного дня

* целевая прогулка по улицам вокруг дома (закреплять названия улиц, что на них расположено)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить педагогов (молодых специалистов) с методическими рекомендациями по организации и планированию режимных моментов; их значимостью для развития интеллектуальных, физических качеств; предпосылок учебной деятельности, на формирование общей культуры и развития личностных качеств ребёнка дошкольного возраста.

Консультация

Волкова Ольга Сергеевна.

Цель: Познакомить педагогов (молодых специалистов) с методическими рекомендациями по организации и планированию режимных моментов; их значимостью для развития интеллектуальных, физических качеств; предпосылок учебной деятельности, на формирование общей культуры и развития личностных качеств ребёнка дошкольного возраста.

Решение программных образовательных задач решается не только в рамках непосредственной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Рассмотрим необходимость и возможность организации жизни и деятельности ребёнка в дошкольном учреждении с позиции современных ценностно-целевых ориентиров, заданных ФГОС ДО

Хотелось бы остановится на проблеме формирования общей культуры и развития личностных качеств ребёнка дошкольного возраста в процессе организации режимных моментов.

Основными составляющими общей культуры являются:

Культура здоровья (культура питания, культура сна, культура безопасности жизнедеятельности);

Культура социальная (культура поведения и общения, культура деятельности).

При планировании режимных моментов следует обратить внимание:

Организация режимных моментов должна быть направлена на формирование общей культуры и развитие личностных качеств ребёнка.

Организация каждого из режимных моментов должно обеспечивать всестороннее развитие ребёнка.

В ходе организации режимных моментов должно обеспечиваться единство задач образовательного процесса детей дошкольного возраста.

В дошкольном образовательном учреждении нормативным основанием по организации режимных моментов-является режим дня, (который утверждается заведующим).

Режим дня предусматривает организацию совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей как в режимные моменты, так и между ними.

Варианты организации различных видов деятельности в различные режимные моменты-очень разнообразны и зависят от возраста детей, их интересов, сезонности и событий.

В режиме дня мы можем выделить следующие режимные моменты:

Приём детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика

Подготовка к завтраку, завтрак

Игры и детские виды деятельности

Подготовка к прогулке, прогулка

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед

Подготовка ко сну, дневной сон

Подъём после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия

Игры, самостоятельная деятельность детей

11.Прогулка, уход домой

В каждом из перечисленных режимных моментов (кроме утреннего приёма и ухода домой) обязательно существует подготовительный и завершающий этап (подготовка к завтраку, завтрак, завершение завтрака).

Каждый режимный момент может включать следующие организационные моменты (структурные компоненты):

Подготовка к режимному моменту (к прогулке, к приёму пищи и т.д.)

Сам режимный момент (прогулка, приём пищи, сон)

Завершение режимного момента (возвращение с прогулки, постепенный подъём и т.д.)

Следует не забыть и о других формах работы при организации режимных моментов:

Взаимодействие с родителями;

Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика

Прием детей воспитателем может осуществляться в группе, приемной или на участке. Самое главное - это создать хорошее настроение как ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день и является залогом взаимопонимания и взаимодействия детского сада и семьи воспитанника.

Во время утреннего приема необходимо обращать внимание на внешний вид детей. Конечно же пришедшие дети должны здороваться с воспитателем и другими детьми группы, включаться в игры, разговаривать при этом негромко, не кричать.

Воспитатель обеспечивает интересную, содержательную деятельность детей и следит, чтобы они не ссорились, не мешали друг другу. В случае если ребенок стеснителен, застенчив, не в настроении или по каким-либо другим причинам не может самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек, поиграть с ребенком или дать ему какое-либо конкретное поручение.

Также воспитатель обеспечивает условия для разнообразной и интересной самостоятельной деятельности детей в группе или на участке. Для этого систематически меняет интерьер групповой комнаты, вносит новые (или уже подзабытые) пособия, которые будут способствовать возникновению игровых или творческих замыслов у детей.

В утренний отрезок времени воспитатель проводит гимнастику с детьми. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.

Подготовка к завтраку, завтрак

Организация умывания проводится постепенно, небольшими группами детей. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате - дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми. Необходимо обратить внимание и на действия детей - они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на свое место. Данные процедуры должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке, что обеспечит хорошее настроение детям во время приема пищи.

При организации завтрака воспитатель обращает внимание детей на то, как накрыты столы к завтраку, дает оценку детям-дежурным. В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Важно отметить заботу няни и поваров о детях, в нескольких словах обозначить важность и необходимость данных профессий.

В процессе еды воспитатель постоянно контролирует осанку детей, мотивирует, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Однако, если аппетита у ребенка нет и он отказывается от еды, то лучше не заставлять. Насильственный прием пищи ничего хорошего не даст ни для физического, ни для психологического здоровья ребенка. Также, в процессе завтрака решаются задачи воспитания культурно-гигиенических навыков приёма пищи.

Игры и детские виды деятельности

В группе воспитатель создает условия для организации детьми разных видов деятельности, а в плане отражает, для каких видов деятельности создана предметно-развивающая среда - с указанием названия и цели деятельности. При индивидуальной работе с детьми, необходимо указать и тему, и цель, с уточняющими подробностями.

Непосредственная образовательная деятельность

Непосредственная образовательная деятельность должна органично вытекать из тех видов деятельности, которыми были заняты дети на предыдущем этапе. Проводится НОД согласно календарному плану, в котором указаны программное содержание и цели.

Подготовка к прогулке, прогулка

Организация прогулки.

В процессе прогулки воспитатель способствует организации детьми интересной и разнообразной деятельности. Для этого в наличии должны быть игрушки и вспомогательный инвентарь, правилам обращения с которым воспитатель обучает детей на прогулке или предварительно в группе. Во время прогулки у воспитателя есть возможность понаблюдать за содержанием игр и взаимоотношениями детей и скорректировать их при необходимости.

Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал. Перед входом в детский сад ребята вытирают ноги и приучаются заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу. В раздевалке воспитатель следит за процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед

Подготовка к сну, дневной сон

ВАЖНО! После обеда ни в коем случае не нужно сразу укладывать детей спать. После приема пищи должно пройти не менее 20 минут.

Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия.

Подъем проводится постепенно, по мере пробуждения детей, после подъема организуются закаливающие процедуры, проведение которых педагог согласовывает с медсестрой и родителями воспитанников.

После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания, а воспитатель помогает им при необходимости. Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности.

Игры, самостоятельная деятельность детей

Подготовка к полднику, полдник

Игры, прогулка, уход детей домой

На вечерней прогулке а присутствии ребенка воспитатель может проинформировать родителей о его достижениях в развитии, успехах в группе. Для наглядности было бы неплохо продемонстрировать работы детей. Кроме того воспитатель информирует родителей о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения, дает консультации по интересующим родителей вопросам.

ВАЖНО! Порядок именно такой: сначала положительное, потом отрицательное. Каким бы ни был ребенок, сколько бы неудобств он вам не доставлял, но положительное найти нужно обязательно и похвалить в присутствии родителей. И только потом о проблемах. Тактично, ненавязчиво, грамотно, но настойчиво. И обязательно индивидуальный подход к каждой семье: кому, как и что можно сказать, а что нельзя.

Отдельно стоит обратить внимание уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем и детьми группы. Воспитателю и родителям необходимо формировать положительное отношение ребенка к детскому саду и настраивать детей на следующие посещения.

Читайте также: