Образовательная деятельность педагога в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Жданова Ольга Алексеевна

Населенный пункт: ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко-Сале

Современный мир диктует свои требования. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия. Люди способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

Главная задача образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Сегодня воспитательно - образовательный процесс рассматривается нами как системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

В ДОУ образовательный процесс осуществляется по основной образовательной программе дошкольного образования, составленной на основе общеобразовательной программы с учетом основных базовых нормативных документов:

- Конституция Российской Федерации;

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образова-

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошколь-

- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельнос-

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

Целью программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что появилась необходимость стандартизации дошкольного образования, не предусматривающая предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, а обеспечивающая каждому ребенку стартовые возможности для успешного обучения в школе. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, возможность самореализоваться.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Поэтому задача современного педагога ДОУ спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы это был целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, обеспечивающий каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии.

Ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольной организации. Это совместная деятельность педагога с детьми, образовательная деятельность во всех режимных моментах, организованная образовательная деятельность(ООД) и самостоятельная деятельность детей.

Воспитательно - образовательный процесс обязательно должен включать в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям (5-ти ОО по ФГОС)

Социально-личностное развитие ребенка происходит через реализацию целей - развитие у детей уверенности в себе, развитие эмоционально-положительного отношения к окружающим, формирование коммуникативных навыков, нравственное и патриотическое воспитание детей, которые педагоги осуществляют через все виды деятельности: игровую, умственную, художественную, трудовую.

Художественно-эстетическое воспитание - приобщение детей к культурным ценностям, воспитание эстетического отношения детей к окружающему миру, развитие художественных способностей. Оно осуществляется через разнообразные формы работы: занятия по музыке, изо деятельности, театральные постановки, тематические литературные и музыкальные вечера, обучение игре на музыкальных инструментах, обучение музыкально-ритмическим, танцевальным движениям.

Физическое воспитание является частью комплексной системы воспитания ребенка - дошкольника и включает следующие направления:

- обеспечение физического развития и психологического благополучия;

- охрана и укрепление здоровья детей;

- формирование основ безопасности жизнедеятельности на занятиях и в повседневной жизни;

- формирование привычки здорового образа жизни;

- формирование у родителей, педагогов, детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.

Познавательное развитие детей реализуется по следующим направлениям:

- формирование естественнонаучных представлений о природе;

- приобщение детей к народной культуре;

- формирование основ безопасности жизнедеятельности;

- формирование потребности в здоровом образе жизни.

Речевое развитие - владение речью как средством общения и культуры, включает в себя:

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и моноло-

- развитие речевого творчества;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамот.

Новый стандарт призывает нас не учить, а развивать. И мы смело можем ставить перед собой ряд задач:

- обучающая – повысить уровень развития детей;

- воспитательная - сформировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения;

- развивающая - при обучении развивать у детей познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности- речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Первым этапом для эффективности в решении поставленных задач являются созданные условия: организация пространства, правильное размещение оборудования и материалов, соблюдение гигиенических условий.

Немаловажным также является подбор правильной мотивации.

Мотивация - это совокупность мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности. Правилами построения мотивации является учет возраста (в старшем дошкольном возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию).

Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, самостоятельности, ответственности ребенка перед героями любимых сказок, сверстниками и взрослыми, благодаря знакомству с различными точками зрения субъектов совместной деятельности, возможности высказать и обосновать свою позицию на те или иные явления. Выбор мотивации зависит от поставленных задач и целей.

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:

- с одним ребенком;

- с подгруппой детей;

- с целой группой детей.

Выбор количества детей зависит от:

- возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная) их интереса к данному занятию;

Планирование – это необходимая и научнообоснованная организация педагогического процесса ДОУ. Оно придает ему содержательность, определенность, управляемость. От качества планирования педагогом работы с детьми зависит эффективность воспитательно - образовательной работы в целом.

Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков определенной информации об окружающем мире должно пройти через интересно организованную интегрированную деятельность. Интегрированное обучение является новой моделью обучения, направленной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированного обучения и воспитания детей, с учётом их склонностей и способностей. Система интегрированного обучения, дает возможность освободить время для самостоятельной и игровой деятельности, увеличить время, отведённое для прогулок.

Непосредственно образовательная деятельность интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня - в утренние и вечерние часы и на прогулке.

Цели образовательной деятельности в режиме дня:

- охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;

- формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);

- освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений;

- формирование у детей положительного отношения к труду.

Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:

1) Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;

2) Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;

3) Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;

4) Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;

5) Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориенти-

рованных проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,

6) Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание подтешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;

7) Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации;

8) Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др;

9) Самостоятельная деятельность детей.

По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов. Это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно- пространственную среду, присмотр и уход за каждым ребенком.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно–насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Транспортируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Поли функциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

- наличие в труппе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Грамотный, творческий подход педагога к воспитательно-образовательному процессу позволит качественно решить задачи образовательного процесса.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются :

• Конвенция ООН о правах ребенка

• Конституция Российской Федерации

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность.

Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.

Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми.

Образовательная деятельность в режимных моментах;

Организованная образовательная деятельность;

Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области) :

Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности :

В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др., общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность;

Организованная образовательная деятельностьпредставляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми :

с одним ребенком;

с подгруппой детей;

с целой группой детей.

Выбор количества детей зависит от:

возрастных и индивидуальных особенностей детей;

вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная)

их интереса к данному занятию;

Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Организованная образовательная деятельность

в виде учебной деятельности через организацию детских видов деятельности

1. Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком. 1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее.

3. Основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели. 3. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности.

Цель- подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.

4. Основная модель организации образовательного процесса – учебная. 4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка

5. Основная форма работы с детьми - занятие. 5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т. д

6. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частом использовании опосредованных) 6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых)

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:

• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Образовательная деятельность детей в режиме дня.

Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня :

В утренние и вечерние часы

При проведении режимных моментов.

Цели образовательной деятельности в режиме дня :

Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;

Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений

Формирование у детей положительного отношения к труду.

Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня :

Подвижные игры с правилами (в том числе народные, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;

Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;

Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;

Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных проектов, коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,

Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;

Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,

Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.

Самостоятельная деятельность детей.

По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 2-3 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно- пространственную среду и присмотр и уход за каждым ребенком.

Развивающая предметно-пространственная средадолжна быть:

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной средыпредполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой (из портфолио) Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой Современный ритм жизни диктует определенные.

Организация работы с семьей в условиях современного социума Организация работы с семьей в условиях современного социума. Система работы в ДОУ с семьей. Принципы - доброжелательность, открытость.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Деятельность педагога в процессе обучения детей

Деятельность педагога (преподавание) направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков, умений. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки), непосредственная организация детей, переключение их внимания на учебное задание, четкость объяснений, грамотное руководство деятельностью детей.

В деятельности педагога существенное место занимает выявление уровня обучения детей, пробелов в знаниях и умениях, формирования предпосылок и элементов учебной деятельности. В поле зрения педагога постоянно находятся вопросы, связанные с воспитанием в процессе обучения. Здесь важен индивидуальный подход к детям, учитывающий их возможности, перспективы развития.

Особое внимание следует обращать на средства обучения: их состояние, художественность оформления, безопасность для детей. Педагог должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснении, показе действий. Мастерство педагога проявляется в способности очеловечить, одухотворить содержание обучения, передать его как свой взгляд на мир.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения для успешного осуществления процесса обучения детей должен владеть определенными знаниями: методологическими - знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации воспитания и обучения; теоретическими - знание целей, принципов, содержания, методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста; методическими - знание методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста; технологическими (знание способов и приемов воспитания и обучения детей дошкольного возраста).

Перед современным воспитателем ДОУ в процессе обучения детей стоят следующие задачи:

Диагностическая.

Позволяет воспитателю знать индивидуальные особенности и возможности ребенка; учитывать их в образовательном процессе ДОУ; отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии; определять эффективность влияния реализуемых педагогических условий.

Педагогическое проектирование образовательного процесса и

его организации.

Позволяет с троить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей дошкольного образования, содействующий целостному развитию здорового ребенка-дошкольника.

Взаимодействие с профессионально-педагогическим и

культурным сообществом.

Позволяет устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами ДОУ.

Проектирование и организация развивающей образовательной

среды детского сада.

Позволяет с оздавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство дошкольного образовательного учреждения), как одно из эффективнейших условий, инициирующих процессы развития и воспитания ребенка.

Профессиональное самообразование.

Позволяет п роектировать и решать задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения в ходе процесса обучения детей выполняет следующие функции :

Образовательная функция - направлена на сознательное овладение воспитателями дошкольного образовательного учреждения дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом в интересах личности и общества.

Развивающая функция - заключается в том, что совершенствование и активизация дидактических знаний и умений воспитателя происходит одновременно с развитием профессионального мышления, памяти и речи, педагогических способностей, которые позволяют использовать и применять более эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития детей, организации воспитательно-образовательного процесса.

Нормативная функция – определяет педагогические нормы, которые выполняя функцию ценностей, помогают воспитателю выбрать наиболее оптимальные способы деятельности, утвердить идеалы и профессиональные приоритеты. Нормы педагогической деятельности направлены на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия воспитателя с детьми, коллегами, с родителями и администрацией, на обеспечение их сотрудничества и достижения совместных действия по воспитанию детей.

Информационная функц ия – показывает, что воспитатель должен уметь ориентироваться в потоке психолого-педагогической и методической информации, пользоваться различными носителями информации, владеть средствами информационных технологий, уметь работать с информацией.

Координирующая функция профессионально-педагогической культуры заключается в вариативности содержания учебного процесса, подборе технологий и является основой совершенствования дальнейшей профессиональной деятельности воспитателя.

Рефлексивная функция связана с: пониманием воспитателем собственной педагогической деятельности, оцениванием личностных качеств, эмоциональных реакций другими воспитателями, руководителем, педагогами, наличием у воспитателя таких качеств, как критическое мышление, стремление к анализу и доказательности, обоснованности своей позиции, готовности к адекватному восприятию информации. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в процессе обучения, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.

Диагностическая функция заключается в умении совместно с другими педагогическими работниками (психологами, музыкальным работником, логопедом) осуществлять грамотное психолого-педагогическое диагностирование, анализ и интерпретацию диагностических данных, проектировать и реализовывать воспитательно-образовательный процесс на основе системной диагностики.

Коммуникативная функция - предполагает способность к общению в сфере педагогического взаимодействия. Воспитатель выступает здесь как субъект влияния во взаимодействии (прямом и опосредованном) с ребенком и детским сообществом школы; субъект личностного и профессионального развития себя (саморазвития) как воспитателя; субъект формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей; субъект взаимодействия с семьей, представителями социума, социальными общностями (институтами). Одним из важных качеств воспитателя является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с дошкольниками и координирование своей деятельности с другими участниками образовательного процесса.

Воспитательная функция – предполагает, что педагог на основе психолого-педагогических и специальных знаний воспитывает в себе убеждения, мотивы, ценности, нормы поведения в отношении окружающих людей и природного окружения.

Конференция: Современный детский сад

Автор: Ильина Евгения Владимировна

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникли вопросы по аспектам профессиональной педагогической деятельности. Активная работа в сфере обновления нормативно-правовой базы, содержания дошкольного образования, новшества в методологических положениях сталкивается с проблемой повышения профессиональной психологической компетентности педагога дошкольного образования.

- взаимодействие детей и взрослых, признание ребенка полноправным субъектом образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьёй;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, участие в проектной деятельности [47, с. 10].

Особенностью содержания педагогической деятельности воспитателей является педагогический мониторинг, который направлен на изучение:

- деятельностных умений ребенка;

- интересов; предпочтений; склонностей ребенка;

- личностных особенностей ребенка;

- поведенческих проявлений ребенка;

- особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;

- особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

Мониторинг позволяет отследить развитие интегративных качеств, которыми должен обладать воспитанник, показатель успешности в образовательных областях, на основе данных мониторинга составляется план работы по коррекции. Выполняя мониторинг, воспитатель должен руководствоваться принципами педагогической диагностики:

1. Принцип объективности устанавливает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

2. Принцип компетентности устанавливает запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести

ущерб испытуемому, принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку;

3. Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные пути развития, но и отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

4. Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает: иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом для оценивания общего уровня развития ребенка.

5. Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии [9, с. 222].

Эффективность реализации воспитательно – образовательной деятельности педагогов ДОУ зависит и от организации работы с родителями воспитанников. Исследования Л.С. Выготского, Л.С. Лисиной доказывают что, семья является главным институтом воспитания личности детей. [51, с. 434]. Воспитатель использует эффективные формы взаимодействия с родителями:

- на первом месте стоит индивидуальная работа, общие и групповые родительские собрания;

- на втором месте стоит форма приобщения и внедрения родителей воспитанников в образовательный процесс: выставки детских работ с участием родителей, дни добрых дел, участие родителей в подготовке к праздникам, работа с родительским комитетом группы, наглядная пропаганда.

Содержание педагогической деятельности получение качества воспитательно-образовательного процесса, реализации основных образовательных программ. Для выполнения этого требования, образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу своего учреждения. В программу закладывают

Содержание воспитательно-образовательной деятельности предусматривает обязанности воспитателя своевременно и качественно выполнять оформление документации. В документацию входит: план воспитательно-образовательной работы, отчеты, протоколы родительских собраний и т.д. Вести проектно-исследовательскую деятельность с воспитанниками, как групповую, так и индивидуальную. Так же согласно требованиям ФГОС, воспитатель должен владеть информационно- коммуникативными технологиями, предполагающие использование в непосредственной образовательной деятельности современных образовательных технологий.

Развивающая функция включает в себя совершенствование дидактических знаний и умений воспитателями в педагогической деятельности, за счет чего и происходит одновременное развитие когнитивных профессиональных качеств таких как: мышление, память и речь, педагогические способности, которые позволяют использовать и применять более эффективный и творческий подход в создании условий для

гармоничного развития детей, организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Образовательная функция заключается в самостоятельном овладении воспитателями дошкольного образовательного учреждения научными представлениями о воспитании, комплексом знаний, умений, навыков в воспитательно-образовательной деятельности, общественным опытом в интересах личности и общества в целом, информационными знаниями. В прикладном аспекте реализации данной функции профессионально-педагогической культуры обеспечивается овладение содержательными и организационно - методическими основами по воспитанию и обучению дошкольников.

Нормативная функция воспитателя позволяет самостоятельно регулировать систему педагогической деятельности. Нормативные знания в педагогической деятельности придают уверенность в безошибочности своих действий воспитателю. Данная функция позволяет воспитателю в выборе оптимизированных способов деятельности, в утверждении образца и профессиональных преимуществ. Нормативная функция педагогической деятельности позволяет разрешать противоречия, возникающие в процессе сотрудничества воспитателя с детьми, коллегами, с родителями и администрацией, обеспечивают сотрудничество и достижение в совместных действиях по воспитанию детей дошкольного возраста. [36, с. 57].

В работе воспитателя информационная функция представляет собой взаимосвязь всех ее функциональных компонентов. Согласно данной функции воспитатель должен владеть различными носителями информации, быть осведомленным в психолого-педагогической и методической литературе, обладать средствами компьютерных технологий; работать с информацией при помощи этих средств для осуществления общественных и личных потребностей.

Координирующая функция обеспечивает вариативность содержания учебного образовательного процесса, подбор технологий.

Совершенствование дальнейшей профессиональной деятельности является основой данной функции.

Размышление воспитателя над педагогической деятельностью, личностными качествами, эмоциональными и когнитивными способностями зависит от рефлексивной функции.

Диагностическая функция - это комплекс умений и знаний, необходимых для решения на высоком уровне профессиональных задач. Данная функция позволяет совместно с психологами, музыкальным работником, логопедом осуществлять правильное психолого - педагогическое диагностирование, на его основе осуществлять анализ и интерпретацию диагностических данных, проектировать и реализовывать воспитательно-образовательный процесс на основе системной диагностики.

Коммуникативная функция включает в себя способность организовывать качественное взаимодействие с детьми дошкольного возраста, согласовывать воспитательно-образовательный процесс со всеми участниками педагогической деятельности.

Выполнение качественной воспитательно-образовательной работы напрямую зависит от сформированности профессиональных психологических компетенций, личностных качеств, которые приобретаются

с профессиональной подготовкой, с получением теоретических и практических знаний, умений и навыков.

Для эффективного выполнения педагогических функций современному педагогу важно осознавать структуру педагогической деятельности, ее основные компоненты, педагогические действия и профессионально важные умения и психологические качества, необходимые для ее реализации.

Таким образом, в рамки содержания воспитательно-образовательной деятельности входит реализация современных подходов, положительная динамика индивидуального развития воспитанников, организация работы с родителями, реализация основных общеобразовательных программ, профессиональная реализация. Качественное выполнение всех направлений педагогической деятельности, соответствующих ФГОС, зависит от высокого уровня сформированности профессиональных психологических компетенций, личностных качеств педагогов дошкольных образовательных учреждений.

1. Веракса, Н.Е Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) : метод. пособие / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – М. : Мозаика – Синтез, 2014. – 368 с.

2. Профессиональный стандарт педагога (концепция и содержание) // Вестник Образования России. – 2013. - № 15. – С. 7.

3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : учебник / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 237 с.

5. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды : учебник / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.

6. Аминов, Н.А. Диагностика педагогических способностей : учебник / Н. А. Аминов. – Воронеж. : МОДЭК. - М. : Институт практической психологии, 1997. – ISBN 5-89395-050-X. - 80 с.

7. Лазаренко, Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации / Л. А. Лазаренко // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 1 – С. 67-68.

8. Захарова, Л.Н. Профессиональная компетентность учителя и психолого – педагогическое проектирование : учебник / Л. Н. Захарова, В. В. Соколова, В. М. Соколов. - Н. Новгород. : Нижегор. Гуманит. центр, 1995. – 135 с.

Читайте также: