Образование мирового уровня как выстроить школьную систему xxi века

Обновлено: 14.05.2024

Руководитель Департамента по образованию и навыкам ОЭСР, спецсоветник генерального секретаря ОЭСР по вопросам политики в области образования рассказал о трансформации системы и важности доверия в этом процессе

— Андреас, вы работаете с правительствами разных стран. На ваш взгляд, какие глобальные тренды влияют на образование сегодня, как оно трансформируется?

Традиционный подход в обучении предлагает разбивать предметные области на небольшие задачи и затем учить, как их решать. Но современное общество устроено сложнее: оно создает ценность через синтез разных областей знаний; устанавливает связи между идеями, которые раньше казались абсолютно не связанными. Пандемия показала нам, как благосостояние людей и целых стран все больше зависит от нашей способности принимать коллективные решения. Так и образовательным организациям необходимо учить одновременно и думать за себя, и действовать вместе в общих интересах.

В прошлом, целями образования были стандартизация и следование требованиям в среде, где студенты обучаются по возрастным группам, соблюдают один и тот же учебный план, а их знания оцениваются одновременно. Формат образования будущего состоит в построении процесса обучения, в основе которого — желания и возможности студентов. Образование будущего помогает студентам персонализировать свое обучение и оценку знаний, поощряет студентов быть оригинальными и изобретательными, способствует взаимодействию и развитию талантов.

Раньше правительства подчеркивали важность управления школами, сегодня же фокус направлен на руководство процессом обучения посредством поддержки школьных руководителей, оценки и развития высокопрофессиональных преподавателей и создания инновационной среды обучения. В прошлом мы контролировали качество, в будущем мы будем его обеспечивать.

Фото:из личного архива

Прогресс заключается в соединении искусственного интеллекта с когнитивными, социальными и эмоциональными навыками и ценностями людей. Эти навыки помогают нам жить и работать в мире, в котором необходимо принимать различные идеи, точки зрения и ценности; взаимодействовать с людьми других культур; где многие проблемы выходят за пределы национальных границ.

Суть в том, что, если мы хотим идти в ногу со временем, мы должны находить и совершенствовать качества, которые являются уникальным достоянием человечества, которые дополняют созданный нами потенциал компьютерного мира, а не соревнуются с ним.

Трудность состоит в том, что таким системным процессом трансформации нельзя управлять, просто соблюдая нормы. Также его нельзя просто построить на пустом месте. Правительство должно играть ключевую роль в качестве посредника, стимулятора и движущей силы. Государственные власти могут распределить ресурсы, создать стимулирующий политический климат и использовать подотчетность и информирование для того, чтобы поощрять развитие новой модели. Но образованию нужно лучше определять лиц, которые могут быть лидерами изменений, находить более эффективные подходы к масштабированию и применению инноваций.

— Насколько все же велика роль технологий в этом процессе? Или для трансформации достаточно педагогов-новаторов?

— Технологии открывают широкие возможности для образования. Самые ощутимые преимущества — большая индивидуализация и более активный подход к обучению. Мы всегда обращаем особенное внимание на это в Education 2030 Project.

Когда студент изучает математику на компьютере, последний может в ответ изучать его, а затем делать обучение более интерактивным и подходящим именно для студента. Кстати, мы заметили больший прогресс за несколько месяцев пандемии, чем за многие годы, ей предшествующие. Период пандемии — время, когда мы видим не просто преобразования, а настоящие перемены.

Сегодня мы видим сложность в том, чтобы готовить преподавателей, обладающих передовыми знаниями: профессионально самостоятельных и, в то же время, участвующих в формировании новой культуры взаимодействия. Такие люди не любят работать в школах, организованных по образцу промышленных предприятий. Чтобы привлечь новых людей, современным школьным системам нужно перестроить организацию учебных заведений, пересмотреть нормы сотрудничества.

Фото:You X Ventures / Unsplash

Как я уже говорил, образование прошлого — разрозненное:

  • учителя и образовательные программы разделены по предметам, а студенты — по ожидаемым карьерным перспективам;
  • школы спроектированы без возможности познавать мир вокруг;
  • существует нехватка взаимодействия с семьями и нежелание сотрудничать с другими школами.

Образование в будущем должно быть тесно связано с реальным миром и современными проблемами. В среде, эффективно способствующей обучению, должно постоянно налаживаться сотрудничество и должны находиться новые пути для повышения профессионального, социального и культурного капитала. Это должно происходить в семьях и других сообществах, внутри компаний, учреждений и в других образовательных средах. Нужно развивать новаторские партнерские связи. Изоляция в мире сложной системы обучения серьезно ограничит потенциал.

— В чем заключаются самые важные для трансформации аспекты обучения? Как готовить инновационных педагогов, которые будут лидерами этих изменений?

— В наши дни успех в образовании состоит в сбалансированном развитии нравственного, интеллектуального, физического и эстетического потенциала. Чтобы преуспеть в образовании, нужно развивать любознательность, уметь сострадать, иметь открытое сердце и смелость. Нужно объединить наши умственные, социальные и эмоциональные ресурсы, чтобы принимать решения. Это и будет нашим лучшим оружием против величайших угроз нашего времени — невежества (закрытого ума), ненависти (закрытого сердца) и страха (врага новой деятельности).

В конце концов, основа эффективной учебы и преподавания — это причастность и заинтересованность. Я встречаю множество людей, которые говорят, что они не могут давать педагогам большую автономию, потому что им не хватает способностей и опыта. Но поддержание старой модели не способствует появлению креативных педагогов. Это как те, кто был научен разогревать гамбургеры быстрого приготовления, скорее всего, не станут настоящими кулинарными шефами. Когда преподаватели чувствуют сопричастность в классах, когда студенты чувствуют заинтересованность во время занятий, тогда и происходит продуктивный процесс обучения.

В то же время нужно укрепить доверие, открытость, гласность, профессиональную автономию и культуру взаимодействия. Чтобы претворить это в жизнь, государственная политика должна поддерживать и обеспечивать инновации, выявлять передовые методы и делиться ими. Все должно быть построено на доверии: доверии к образованию, институтам, школам и учителям, к студентам и сообществам. Во всех государственных службах доверие является неотъемлемым элементом эффективного управления.

Успешные школы — те, где хотят работать замечательные люди и где их идеи могут быть осуществлены, где этим людям доверяют и где они сами могут доверять. Доверие не может быть принято законом, именно поэтому иногда так сложно разрушить традиционные административные структуры. Доверие всегда является преднамеренным; оно может воспитываться и быть продиктовано только через здоровые взаимоотношения и конструктивную транспарентность.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

В рамках IV Международной конференции Рособрнадзора состоялась презентация книги специального советника генсека Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреаса Шляйхера \”Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века? Книга об успешных реформах и высоких результатах\”.


Андреас Шляйхер, один из ведущих мировых экспертов в области развития образования и образовательной политики, является руководителем Департамента по образованию и навыкам ОЭСР, специальным советником генерального секретаря ОЭСР по вопросам политики в области образования и образовательной политики, куратором международных сопоставительных исследований ОЭСР в области качества образования, в том числе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA.

Много лет Андреас Шляйхер плотно работал с ведущими реформаторами образования над разработкой и реализацией новых образовательных политик и методик преподавания. Издание обобщает опыт разных стран по модернизации образовательных систем, изученный автором за 20 лет, сообщает пресс-служба Рособрнадзора.

\”Эта книга во многом основана на той искренности и открытости, с которыми министры образования и другие чиновники, руководители школ, учителя и исследователи делились со мной своими успехами и неудачами как коллеги, эксперты и друзья\”, – отметил Андреас Шляйхер, который также является организатором международного исследования в области образования PISA.

Гостями презентации экспертного издания стали представители Рособрнадзора, Правительства Москвы, образовательного сообщества регионов.

— Сегодня мы презентуем книгу выдающегося специалиста, педагога, человека, который посвятил свою жизнь улучшению качества образования. Андреас Шляйхер был инициатором исследований PISA,TIMSS. Их результаты сегодня очень полезны для развития российской системы образования и актуальны в мире. Уверен, что книга будет востребована в России, – заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

В книге, в частности, даются ответы на вопросы о том, какие характеристики отличают ведущие мировые системы образования, почему многие из существующих представлений о причинах высоких образовательных результатов на самом деле являются ложными, как обеспечить равные образовательные возможности и доступ к качественному образованию для каждого учащегося, и многие другие


На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Андреаса Шляйхера в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Андреаса Шляйхера в жанрах .

Творчество Андреаса Шляйхера

На нашем сайте представлена 1 книга автора Андреаса Шляйхера. Самая популярная по мнению наших читателей "".

Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века?

Книга Андреаса Шляйхера уникальна. И не только потому, что в основу текста легли абсолютно уникальные научные данные, десятилетиями собиравшиеся в процессе проведения исследований PISA. Сопоставление опыта разных стран по модернизации образовательных систем с результатами этих стран в международных исследованиях делает эту книгу ценнейшим источником идей и решений как при формировании образователь.

Рособрнадзор

Рособрнадзор

Рособрнадзор запись закреплена

В розничную продажу в России издание планируется выпустить в начале октября 2018 года.

Читайте также: