Образ школы в современной литературе проект

Обновлено: 06.07.2024

В этом разделе собраны творческие исследовательские проекты по литературе учащихся 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов школы, которые затрагивают такие темы работ, как роль литературы в нашей жизни, литература как вид искусства, литература и живопись, стили и жанры литературы. В творческих работах и проектах по литературе раскрываются и характеризуются такие понятия, как произведение, пословицы и поговорки, рассказ, роман и поэма, пьеса, стихотворение и поэзия, басня и сказка. Некоторые проекты по литературе изучают биографию и творчество нобелевских лауреатов в области литературы и других выдающихся авторов: Чехов, Гоголь и Бажов, Тютчев, Есенин, а также Пушкин и Крылов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Образ школьника в произведениях детской русской литературы XX – начала XXI веков.

Работу выполнил: Ерошонок Максим Дмитриевич, ученик 6 класса ГУО “Ильянская средняя школа” Минской области Вилейского района

В 1918 году в СССР была создана Единая трудовая школа. Теперь все дети с 8 до 17 лет были обязаны учиться. Денег школам не хватало. Один карандаш приходился на 60 учеников, перо — на 22 ученика, чернильница — на сто. Чернил не было почти нигде, и ученики сами делали их из черники, земляники и свёклы.

Современным школьникам, даже трудно представить себе такую школу и её учеников. Поэтому нам стало интересно, как изменился образ школьника за последние 100 лет. Для исследования этого вопроса мы обратились к произведениям детской литературы 20 века.

Задачи: изучить этапы развития детской литературы России XX века; составить список произведений о школе и школьниках; сопоставить образы школьников в произведениях различных периодов XX – начала XXI веков.

Объект исследования : русская детская литература XX – начала XXI веков.

Предмет исследования : развитие образа школьника в русской детской литературе 20- начала 21 века.

Была выдвинута г ипотеза: поскольку главной задачей ученика во все времена являлось овладение знаниями из разных областей науки, то образ школьника на протяжении ста лет мог измениться только внешние: портрет, особенности языка, внешние атрибуты.

Изучив теоретическую литературу по теме, мы выделили этапы развития детской литературы 20 века, чтобы узнать, какие темы волновали детских писателей и поэтов последние сто лет, составили список произведений о школе и школьниках и мини-словарик устаревших слов-названий предметов, которыми пользовались школьники XX века. Прочитав и проанализировав ключевые произведения списка, мы составили цитатные характеристики образа школьника и проследили, как изменялись основные его черты за 100 лет.

На основании исследования были сделаны следующие выводы:

1 ) Распространённое явление в детской литературе XX века − рассказ от лица героя. Это напрямую позволяет читателю видеть мир глазами ребёнка.

2) Главными героями произведений о школе являются в основном мальчики.

4) Значительно изменился за 100 лет портрет и язык литературных героев-школьников, так как исчезали одни школьные принадлежности и появлялись новые.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что образ школьника за последнее столетие изменился только внешне , подтвердилась.

Глава 1. Периодизация детской русской литературы XX века.

1.1. Детская литература 20-х годов XX века. Именно в это время появляются качественно новые произведения для детей. В детскую литературу приходит большая группа писателей: Бианки В., Толстой А., Неверов А., Гайдар А., Пришвин М., Ильин М. и др. Отличительной чертой литературы этого времени является ее обращение к читателю-ребенку из среды рабочих и крестьян. Основные темы: тема революции и гражданской войны, тема воспитания детей в семье и школе, интернациональная тема. Популярные жанры этих лет: научно-познавательная книга (В.Бианки, А.Пришвин, К.Паустовский и др.); историческая книга – Ю. Тынянов; жанр сказки (В.Бианки, С.Маршак, Ю.Олеша); поэзия.

В 30-е годы многие писатели работали в жанре сказки. (А.Толстой, А.Волков и др.). Ведущее место приобретают темы социалистического строительства, покорения природы, формирования новой морали.

Впервые в 1944 году была проведена Неделя детской книги. С тех пор она долгие годы проводилась в школах, библиотеках, клубах. В литературе первого послевоенного десятилетия выделяется несколько тематических линий: военно - героическая; труд и участие в нем детей; историко - революционна; интернационализм.

Талантливая поэтическая молодежь приходит в сатирическую поэзию: Б. Заходер, Я.Аким, В.Лифшиц. Итак, в 40-ые и первые послевоенные годы появилось немало произведений детской литературы.

В детской литературе продолжают работать признанные мастера: С.Михалков, А. Барто, Е. Благинана, В.Катаев, Н.Носов и др.

1.5. Детская литература 90-х годов XX –начала XXl века. Вторая половина 80-х и 90-е годы – время переустройства всей жизни страны. Хрестоматийный ряд героев советской детской литературы подвергся жестокому пересмотру. Из программы убирались произведения о пионерах-героях, о героях - комсомольцах, повести А.Гайдара.

Система жанров стремительно менялась, отражая изменения во взрослой литературе. Происходило взаимопроникновение взрослой и детской литератур, стирались границы между детским и взрослым.

Глава 2. Характеристика образа школьника в произведениях детской русской литературы XX века.

Богат и многогранен мир школы, воссозданный в произведениях художественной литературы. В романах, повестях, рассказах школьной тематики предстаёт перед нами образ учителя, школы, ученика, затрагиваются разнообразные педагогические вопросы, рисуется пёстрая школьная жизнь.

Изучение теоретической литературы по теме позволил нам:

1) сделать выводы о том, какие темы были в центре внимания детских писателей и поэтов последние сто лет развития детской русской литературы;

2) составить список произведений детской литературы XX века о школе и школьниках (Приложение 1).

Также нами был составлен мини-словарик устаревших слов-названий предметов, которыми пользовались школьники XX века. (Приложение 3).

Прочитав и проанализировав ключевые произведения списка, мы составили цитатные характеристики образа школьника (Приложение 2), а также проследили, как изменялись основные его черты в произведениях различных периодов детской литературы XX века.

В 40-е годы появляется обязательная школьная форма. Наряд для девочек состоял из коричневого платья с черным фартуком, белым воротничком и манжетами. В торжественные дни черный фартук сменялся белым. Мальчикам было предписано носить военные гимнастерки с воротником стоечкой. Мундир полагалось носить с ремнем с пряжкой, в качестве разрешенного головного убора была кепка с кожаным козырьком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе нередко можно услышать мнения о том, что люди стали редко читать книги.

На сегодняшний день, к сожалению, литература, как метод проведения свободного времени, стала редкостью. Такие развлечения, как интернет и видеоигры, постепенно вытесняют их.

На сегодняшний день, к сожалению, литература, как метод проведения свободного времени, стала редкостью. Такие развлечения, как интернет и видеоигры, постепенно вытесняют их.

Цель работы Цель: изучить особенности современной литературы и их связь с литературными вкусами современного школьника. Задачи: 1. Изучить литературу по теме исследования 2. Изучение функции литературы в современном обществе, уровень и характер читательских практик. 3. Исследовать уровень читательской грамотности в области современной литературы среди школьников 8,9,10 классов. 4. Провести мероприятия по увеличению интереса к современной литературе среди школьников. 5. Проанализировать результаты проведенных мероприятий, по средствам опроса. 6. Обобщить и систематизировать полученные данные. В процессе работы использованы следующие методы: Теоретические (анализ литературы) Практические (анкетирование)

Цель работы

изучить особенности современной литературы и их связь с литературными вкусами современного школьника.

1. Изучить литературу по теме исследования

2. Изучение функции литературы в современном обществе, уровень и характер читательских практик.

3. Исследовать уровень читательской грамотности в области современной литературы среди школьников 8,9,10 классов.

4. Провести мероприятия по увеличению интереса к современной литературе среди школьников.

5. Проанализировать результаты проведенных мероприятий, по средствам опроса.

6. Обобщить и систематизировать полученные данные.

В процессе работы использованы следующие методы:

Теоретические (анализ литературы)

Актуальность исследовательской работы. К сожалению, в современном обществе роль литературы постоянно принижается. И это является самым большим парадоксом 21 века. При всех возможностях современной техники, при существовании виртуальных библиотек, электронных устройств для чтения или прослушивания книг, аудитория читателей уменьшается этим и обуславливается актуальной выбранной мной темы.

Актуальность исследовательской работы.

К сожалению, в современном обществе роль литературы постоянно принижается. И это является самым большим парадоксом 21 века. При всех возможностях современной техники, при существовании виртуальных библиотек, электронных устройств для чтения или прослушивания книг, аудитория читателей уменьшается этим и обуславливается актуальной выбранной мной темы.

Гипотеза: если сейчас не начать популяризировать у современного школьника любовь к чтению, то в дальнейшем мы получим гражданина у которого полностью будет отсутствовать своя личная активная гражданская позиция в жизни.

Рождение современной литературы Некоторые исследователи считают, что современная литература родилась в 1991 году.

Рождение современной литературы

Некоторые исследователи считают, что современная литература родилась в 1991 году.

Действительно ли люди стали меньше читать?

Какое литературное направление преобладает в современной литературе?

Вся прелесть и в то же время риски в изучении современной литературы заключаются в том, что ей пока сложно поставить точечные оценки и диагнозы — можно говорить лишь о тенденциях. Уже сейчас мы можем отметить несколько важных признаков:

• С другой стороны, сегодня отмечается явный интерес к нон-фикшн, когда писатели основывают свои художественные миры на документальной истории.

• Кроме того, отмечается явная поляризация: есть интеллектуальные, так называемые элитарные романы для очень узкого круга читателей, и в то же время — стремление к беллетризации, в какой-то степени упрощение кода письма.

Современные жанры литературы Фэнтези — жанр современного искусства, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов в современном виде. Произведения фэнтези нередко напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.

Современные жанры литературы

Фэнтези — жанр современного искусства, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов в современном виде. Произведения фэнтези нередко напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.

Современные жанры литературы Детектив — преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающемся победой справедливости.

Современные жанры литературы

Детектив — преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающемся победой справедливости.

Современные жанры литературы Боевик — жанр остросюжетной литературы по аналогии с кинематографическим жанром насыщенный драками, перестрелками и погонями. В основе сюжета боевика лежит конфликт положительного главного героя с группой отрицательных персонажей.

Современные жанры литературы

Боевик — жанр остросюжетной литературы по аналогии с кинематографическим жанром насыщенный драками, перестрелками и погонями. В основе сюжета боевика лежит конфликт положительного главного героя с группой отрицательных персонажей.

Современные жанры литературы

Современные жанры литературы Комикс — рисованная история, рассказ в картинках. Комикс сочетает в себе черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство. Разделяется на: • Традиционные комиксы • Графические романы • Манга • Манхва

Современные жанры литературы

Комикс — рисованная история, рассказ в картинках. Комикс сочетает в себе черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство.

Разделяется на:

Традиционные комиксы

Графические романы

Манга

Манхва

Современные жанры литературы

Научная фантастика описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом, возможное будущее или альтернативный ход истории, а также влияние этих допущений на человеческое общество и личность. Действие научной фантастики часто происходит в будущем.

Самый популярный жанр современной литературы ТОП самых востребованных литературных направлений в России по версии ЛитРес: • Фэнтези. • Женский роман. • Детективы. • Кулинария. • Книги для детей (желательно с картинками). • Учебная и образовательная литература, литература по саморазвитию. • Хоррор. • Бизнес-книги.

Самый популярный жанр современной литературы

ТОП самых востребованных литературных направлений в России по версии ЛитРес:

• Книги для детей (желательно с картинками).

• Учебная и образовательная литература, литература по саморазвитию.

Самый популярный жанр современной литературы

ТОП самых востребованных литературных направлений в Европе по версии ЛитРес:

• Книги по кулинарии.

Нововведения в литературе Электронная книга — версия книги, хранящаяся в электронном (цифровом) виде. Преимущества: компактность и портативность (возможность хранения на электронных, оптических и т. п. носителях десятков и сотен тысяч книг); возможность быстрого и простого изменения гарнитуры и шрифта; возможность прослушать (англ. text-to-speech , аудиокнига) текст книги; возможность чтения книг при низком уровне освещенности (на устройствах с подсветкой); низкая стоимость распространения (часто распространение бесплатно как для отправителя, так и для адресата); многие электронные книги бесплатны для читателя; возможность полнотекстового поиска; экологичность — не расходуется древесина. немедленное получение книги (для получения бумажной книги необходимо добраться до магазина или дождаться доставки); значительно короче время на издание по сравнению с бумажными книгами (для сравнения: неделя для электронной книги и полгода для бумажной);

Нововведения в литературе

Электронная книга — версия книги, хранящаяся в электронном (цифровом) виде.

Преимущества:

  • компактность и портативность (возможность хранения на электронных, оптических и т. п. носителях десятков и сотен тысяч книг);
  • возможность быстрого и простого изменения гарнитуры и шрифта;
  • возможность прослушать (англ. text-to-speech , аудиокнига) текст книги;
  • возможность чтения книг при низком уровне освещенности (на устройствах с подсветкой);
  • низкая стоимость распространения (часто распространение бесплатно как для отправителя, так и для адресата);
  • многие электронные книги бесплатны для читателя;
  • возможность полнотекстового поиска;
  • экологичность — не расходуется древесина.
  • немедленное получение книги (для получения бумажной книги необходимо добраться до магазина или дождаться доставки);
  • значительно короче время на издание по сравнению с бумажными книгами (для сравнения: неделя для электронной книги и полгода для бумажной);

Нововведения в литературе

Недостатки электронной книги:

Результаты опроса Читаете ли вы что-нибудь, кроме школьной литературы?

Результаты опроса

Читаете ли вы что-нибудь, кроме школьной литературы?

Результаты опроса Какой жанр литературы вы предпочитаете читать?

Результаты опроса

Какой жанр литературы вы предпочитаете читать?

Результаты опроса Предпочитаете читать классическую или современную литературу?

Результаты опроса

Предпочитаете читать классическую или современную литературу?

Результаты опроса Электронная или бумажная книга?

Результаты опроса

Электронная или бумажная книга?

Результаты опроса Считаете ли вы литературу необходимой для человека?

Результаты опроса

Считаете ли вы литературу необходимой для человека?

Результаты опроса Нужно ли внести изменения в школьную программу по литературе?

Результаты опроса

Нужно ли внести изменения в школьную программу по литературе?

 По результатам опроса можно сделать вывод, что школьники мало интересуются произведениями современной литературы. Чтение способно помочь человеку разобраться в себе самом, узнать о себе много нового. Он может найти неожиданные решения, по-новому взглянуть на свою жизнь. И нередко даже получить подсказку по практическим моментам в поведении.

По результатам опроса можно сделать вывод, что школьники мало интересуются произведениями современной литературы.

Чтение способно помочь человеку разобраться в себе самом, узнать о себе много нового. Он может найти неожиданные решения, по-новому взглянуть на свою жизнь. И нередко даже получить подсказку по практическим моментам в поведении.

Для повышения уровня популяризации современной литературы были разработаны и предприняты следующие меры:

Для повышения уровня популяризации современной литературы были разработаны и предприняты следующие меры:

Стендовая работа

Подготовлена подборка книг ХХ-ХХ I века

Подготовлена подборка книг ХХ-ХХ I века

Сделана подборка цитат из современной литературы, наиболее актуальная для интересов школьников

Сделана подборка цитат из современной литературы, наиболее актуальная для интересов школьников

Проведена интеллектуальная игра. Жюри

Проведена интеллектуальная игра.

Команды

По окончании игры проведена лекция по современной литературе и проведен повторный опрос с целью выявления, повысился ли в ходе мероприятий уровень знаний учащихся в сфере современной литературы.

По окончании игры проведена лекция по современной литературе и проведен повторный опрос с целью выявления, повысился ли в ходе мероприятий уровень знаний учащихся в сфере современной литературы.

В результате исследования я пришел к выводу, что литература и человек – неразделимы. Литература была, есть и будет до тех пор, пока существует сам человек. Она развивается по мере того, как развивается общество людей, постоянно совершенствуясь. Человек не может полноценно и разносторонне развиваться без литературы.

Польза книг очевидна. Это уникальная возможность расширить кругозор, обогатить свой внутренний мир, стать умнее и тренировать память. А еще полезно читать книги потому, что:

  • Чтение увеличивает словарный запас человека, позволяет более четко формулировать свои мысли.
  • Развивается логическое мышление, способность анализировать полученную из книг информацию, наблюдая за героями книг, мы познаем азы психологии.

Список использованной литературы и источников.

1. Братиков А.Ф. Отечественная научно-фантастическая литература. Спб.: Кумир, 2000- С.125

4. Ланин Б.А. Современная литература в школе XXI века // Проблемы современного об-разования. 2010. № 5. С. 55—60.

7. Неёлов Е.М. Еще раз о жанровой специфике фантастической литературе.// Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. – 2008 .-№91.- С.100

8. Павлухина О.В. Литература фэнтези в контексте современной культуры: предпосылки, особенности жанра, читательская аудитория // Вестник волжского университета им. В.Н. Татищева. Тольятти: Изд-во Волжского университета, 2013. № 4. Т. 2. С. 49—57.

12. Чудакова М.О. Литература в школе: читаем или проходим? М.: Время, 2013. 288 с.

14. Эйгес, И. Фантастика / И. Эйгес // Словарь литературных терминов. - С. 1010-1019.


Актуальность нашего исследования продиктована временем. Какие изменения будут в систему образования? Будет ли сполна оценен труд педагога? Каков образ учителя в литературе? Меняется ли он в нашем понимании? Влияет ли характер на выбор профессии? Каким темпераментом обладает учитель? Вот круг вопросов, на которые нам хочется найти ответ. Они и побудили меня к этой исследовательской работе.

Содержимое разработки


ОГАПОУ «Белгородский правоохранительный

Исследовательская работа

«Образ учителя в произведениях

студентка группы К111

Актуальность исследования 3

Цель и задачи исследовательской работы 4

Предметом исследования являются художественные произведения писателей XX века. 4

Методы исследования- 5

Глава 1.Учитель и общество в исторической действительности хх века 6

1.1Учитель в дореволюционный период исторической действительности хх века 6

1.2 Учитель в послереволюционные годы 6

Глава 2. Образ учителя в произведениях русской литературы 9

2.1 Литература середины 70-х-80-х годов ХХ века 9

2.2 Образ учителя в литературе периода перестройки. 12

2.3 Современный взгляд на образ учителя 12

Выводы исследования 14

Анализ полученных результатов 14

Использованная литература 23

Введение Актуальность исследования

Актуальность нашего исследования продиктована временем. Какие изменения будут в систему образования? Будет ли сполна оценен труд педагога? Каков образ учителя в литературе? Меняется ли он в нашем понимании? Влияет ли характер на выбор профессии? Каким темпераментом обладает учитель? Вот круг вопросов, на которые нам хочется найти ответ. Они и побудили меня к этой исследовательской работе.

Жизнь не стоит на месте, меняются эпохи, меняются требования к образованию и учителю, но во все времена роль учителя в жизни обучаемого трудно переоценить. Она поистине огромна. И человек, взявший на себя эту обязанность, должен в полной мере осознавать всю ответственность и важность своей миссии. Этот человек становится для нас проводником на пути к знаниям, он не только обучает своих учеников ряду предметов, но и заботится о правильном их восприятии, о мыслительном процессе, о личностной самореализации и раскрытии творческих способностей.

От того, как учитель преподает ту или иную науку, во многом зависит, насколько усвоит ученик поданный материал, насколько глубоко проникнет в суть предмета, да и как, собственно, воспримет сам процесс обучения. Перед учителем стоит весомая задача: доказать своим ученикам необходимость, важность науки, а также понять каждого из них, найти ключик, подход к сердцу обучаемого.

Настоящий учитель с большой буквы также заботится о правильном формировании человеческой личности, он учит нас анализировать их, учит нас думать, размышлять, иметь обо всем свое собственное суждение.

«Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя и композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру,– писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Современное общество должно проникнуться уважением к учителю, признать его важную роль в формировании личности человека. А настоящий учитель должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком творческим, открытым, высоконравственным, с неординарным мышлением. Художественные произведения отражают все изменения, происходящие в обществе, в том числе и то, как меняется личность учителя и отношение к нему. Поэтому актуальность работы может быть определена необходимостью изучения произведений, написанных в различные периоды ХХ века, посвященных образу педагога, частично раскрывающих отдельные вопросы его нравственного облика и взаимоотношений с учениками. Писатель берет за основу жизненные истории, поэтому книга объективно отражает отношение к профессии педагога во все времена.

На сегодняшний день существуют работы, посвященные образу учителя. Однако мы решили изучить эту тему на примере тех произведений, с которые мы познакомились на уроках литературы, узнать мнение студентов о героях- учителях, и в этом заключается новизна нашего исследования.

Выявить образ идеального современного учителя (с учётом мнений родителей, педагогов, администрации образовательного учреждения);

соотнести мнения всех участников образовательного процесса с требованиями Профстандарта педагога;

Предметом исследования являются художественные произведения писателей XX века.

Объектом исследования является образ учителя.

элементы анализа текста, сравнительно-сопоставительный анализ, методика многоплановых подходов к анализу на основе таких методов исследования, как структурно-аналитический и культурологический подход к анализу образцов художественного повествования, наблюдение, сравнение, теоретическое и эмпирическое исследования.

Гипотеза нашей исследовательской работы заключается в том, что созданные мастерами художественного слова образы педагогов воплощают в себе все изменения, отражают все особенности, происходящие с людьми этой профессии в исторической действительности..

Практическая значимость работы определяется возможностью использования теоретических положений, конкретного материала и выводов научного исследования учителями-словесниками при изучении литературы в колледже, при разработке учебных и методических пособий и рекомендаций, составлении программ элективных курсов.

Структура работы включает в себя введение, три главы, библиографию и приложение.

Глава 1.Учитель и общество в исторической действительности хх века 1.1Учитель в дореволюционный период исторической действительности хх века

1.2 Учитель в послереволюционные годы

1.3 Исследования В.И. Лещинского не ограничены только изменениями начала ХХ века.

Подводя итог, следует отметить, что любое изменение в настроении общества, его образе мыслей, вызванное историческими условиями, в свою очередь, проявляется в сфере образования. Учитель также меняется в соответствии со временем, а это влияет на его отношения с другими людьми, прежде всего, с учениками.

Читайте также: