Обоснуйте роль методов научного исследования в педагогической деятельности воспитателя доу
Обновлено: 02.07.2024
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Познавая окружающий мир, малыш стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Цель познавательного развития в ДОУ
Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.
Задачи познавательного развития в ДОУ:
развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.
Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ
Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных.
Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.
Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:
Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:
доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования,
структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов,
непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).
Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной, например).
Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или не посещал детский сад ранее, если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо.
Методы и приёмы
Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельностивыделим актуальные для использования в ДОУ:
Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников.
Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч., малыши приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами,углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива. Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при необходимости направляет действия воспитанника.
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности
Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.
Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.
Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.
Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
1. Общее понятие о научно-педагогическом исследовании.
2. Этапы и логика научно-педагогического исследования.
3. Методы педагогического исследования.
Ключевые слова: педагогическое исследование, этапы педагогическогоисследования, логика исследования, методы педагогическогоисследования.
1. Общее понятие о научно-педагогическом исследовании
Под исследованием в области дошкольной педагогики понимаетсяпроцесс и результат научной деятельности, направленной на получениеновых знаний о закономерностях дошкольного образования, его структуре имеханизмах, содержании, принципах и технологиях.
2. Этапы и логика научно-педагогического исследования
Научные педагогические исследования осуществляются по определеннойлогике. Логика научно-педагогического исследования – этопоследовательность осуществления научно-педагогической деятельности,упорядоченный и обоснованный алгоритм исследовательских действий.
Условно В. А. Сластенин выделяет два раздела в программе исследования : методологический и процедурный.
Научно-педагогическое исследование осуществляются поэтапно всоответствии с четко определенной логикой.
Этапы и логикапедагогическогоисследования
1 этап Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ееактуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования и соотнесенных с целями задач.
2 этап Выбор методологии – исходной концепции, опорныхтеоретических положений, единого, определяющего ход ипредполагаемые результаты исследования замысла,исследовательского подхода. Построение гипотезы исследования – теоретической конструкции, истинность которой предстоитдоказать.
3 этап Выбор методов исследования.
4 этап Теоретический анализ проблемы.
5 этап Организация и проведение поэтапной опытно-экспериментальной работы: констатирующий, формирующий (преобразующий) и контрольный (итоговый) этапы.
6 этап Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Выработка практических рекомендаций
7 этап Внедрение результатов исследования в практику работыучреждений образования.
3. Методы педагогического исследования
Для осуществления научного исследования нужен инструментарий.
Таким инструментарием являются методы исследования. Методыпедагогического исследования – способы изучения педагогических явлений,получения научной информации о них с целью установления закономерныхсвязей, отношений и построения научных теорий.
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области дошкольной педагогики носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, дет. психологии и возрастной физиологии: данные этих научных дисциплин выступают теоретической основой для разработки целей, средств и приёмов воспитания и обучения в дошкольном возрасте.
С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования.
У каждого изучающего теорию педагогики рано или поздно возникает вопрос: как получены те или иные выводы, можно ли им доверять? Известно, что ход размышлений исследователя, пути, которые привели его к определенным заключениям, решающим образом сказываются на качестве этих заключений и выводов, поэтому познание предмета педагогики в отрыве от способов получения информации о нем не может быть успешным.
Пути, способы познания объективной реальности называют методами исследования.Они позволяют добывать информацию об изучаемом предмете, анализировать и обрабатывать полученные данные, включают знания науки в систему известных знаний. Уровень развития науки напрямую связан с применяемыми в ней методами. Каждая наука разрабатывает и использует свои собственные методы, отражающие особенности изучаемых явлений.
Изучение педагогической действительности происходит через педагогическое исследование. Его цель – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т. е. установление закона или закономерности.
Педагогическое научное исследование – это процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
В настоящее время осуществляется постепенный переход системы образования к новым стандартам, являющимся более актуальными и отвечающими потребностям общества и государства по воспитанию и обучению подрастающего поколения. Соответственно новые требования предъявляются и к педагогическим работникам, занимающимся непосредственной профессиональной деятельностью. Особое значение придается формированию и развитию у будущих педагогов таких личностных качеств как: инициативность; способность к творческому мышлению; умение находить быстрые и креативные решения. С целью формирования и развития данных качеств является целенаправленная организация исследовательской деятельности, призванной помочь педагогу преодолеть возможные разногласия между существующей системой образования и теми требованиями, которые предъявляются к современному педагогу.
Современным педагогам приходится постоянно адаптироваться к меняющимся условиям, быть в курсе всех событий в сфере образования, владеть актуальными методами и средствами воспитания и обучения, а самое важное уметь привлекать к себе внимание со стороны учащихся в плане своей педагогической деятельности. Все это требует от педагога постоянного личностно-профессионального саморазвития.
Педагогическая деятельность – это деятельность педагога, направленная на создание оптимальных условий для самообразования и саморазвития всех субъектов образовательного процесса. По своей природе педагогическая деятельность является сложноорганизованной системой, состоящей из ряда деятельности, каждая из которых имеет собственные цели, задачи, мотивы, действия и конечный результат.
Таким образом, исследовательская деятельность направлена на повышение профессионального уровня и развития необходимых личностных качеств, для успешной и эффективной педагогической деятельности. Исследовательская деятельность предусматривает особый взгляд на проблему, уточнение определений и толкований, получение кардинально нового результата. Новые знания, получаемые в ходе исследования, могут иметь как обобщающий, так и частный характер. Это может быть определенная закономерность, знание о ее конкретной детали или месте.
Процесс организации исследовательской деятельности является ответственным этапом, от которого зависит ее эффективность и результативность. Правильно организованное исследование предусматривает процесс самостоятельного прохождения участников всех этапов научного исследования, каждый из которых оказывает значительное влияние на развитие личности учащегося и получение им новых знаний и умений. Каждый педагог при организации исследовательской деятельности должен понимать, что ее оформление на бумаге и реальная реализация могут отличаться друг от друга, так как сложно точно предугадать поведение участников. Не обязательно учащимися будет получен именно тот результат, который запланировал педагог.
Значимость планирования исследовательской деятельности заключается в том, что оно воспитывает в учащихся организованность и ответственность. Окончание исследовательской деятельности предусматривает определенную обработку, оформление и представление полученных результатов. Например: Таблицы, схемы, графики, выводы, презентации и т.п.
Методы исследования дошкольной педагогики
· Наблюдение– целенаправленное изучение педагогического явления, в процессе которого исследователь может видеть явление в целом или отдельные стороны, связи. Главной задачей является накопление фактов, фиксация их существенных сторон.
Требования: цель, систематичность, плановость, точная запись.
Виды: опосредованное (через других лиц), открытое, скрытое, непрерывное, прерывное, монографическое (весь труд), узкоспециальное (один опрос).
· Эксперимент– требует организации собственного поведения, учет условий, влияющих на результат, учет инструкций, техническая подготовка, запись результатов.
Виды: естественный, лабораторный, констатирующий, формирующий, контрольный.
· Беседа– разговор двух и более людей.
Требования: целенаправленность, наличие плана (опросы полные, постановка вопроса, педагогический такт, массовость).
· Анкетирование– закрытое (не называют фамилии), интервью – открытое. Изучение результатов деятельности детей – требования: систематизация, учет.
· Метод социометрии– выявляет взаимоотношения в коллективе на основе опроса или наблюдения за устоявшим поведением людей.
· Изучениеархивных материалов (планы, отчеты, протокол).
· Монографическоеизучение детей (отдельный ребенок, класс).
· Математический метод– математическая обработка данных.
· Метод изучения и обобщения опыта– один из ведущих.
Все методы применяются комплексно, т.к. имеют положительные и отрицательные стороны. Положительные черты наблюдения и факты собираются в естественных условиях. Отрицательные черты – выжидаемость, трудно повторить, трудно записать. Положительные стороны эксперимента: искусственно можно выделить исследование, можно повторить, изменить методы воздействия.
Таким образом, дошкольная педагогика является важной областью научных исследований, структурной единицей педагогических наук и системы наук о человеке.
Дошкольная педагогика – это сфера возрастной педагогики, изучающая закономерности элементарных форм обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте. Основное направление дошкольной педагогики - изучение процесса обучения и воспитания, его цели и задачи, содержание, формы и методы организации, средства и приемы осуществления, влияние данного процесса на формирование и развитие личности ребенка.
Педагогические исследования проводятся с целью выявления закономерностей развития ребенка, поиска оптимальных методов, средств, форм обучения и воспитания в дошкольных учреждениях.
Методы педагогического исследования представляют собой способы изучения педагогических процессов и явлений, получения о них научной информации с целью установления закономерных связей и построения научных теорий.
Методы исследования в дошкольной педагогике
Основные методы исследования в дошкольной педагогике:
Наблюдение. Метод целенаправленного исследования педагогического явления или процесса. Исследователь наблюдает отдельные стороны явления, или оценивает его в целом. Основная задача исследования - накопление и фиксация фактов, их существенных сторон. Наблюдение может быть открытым, опосредованным (через других лиц), скрытым, прерывным или непрерывным, монографическим, узкоспециальным. Требования к проведению наблюдения: цель, задачи, плановость, систематичность, программы, точная запись, методики и техники наблюдения. Наблюдение требует точной и объективной фиксации фактов (киносъемка, фотографирование, записи в дневнике, протоколы и т. д.) и обработки результатов.
Эксперимент. Исследование процессов и явлений с целью обоснования и проверки научной гипотезы. Может быть естественным, констатирующим (изучение состояния педагогического процесса или явления), лабораторным (специально созданные контролируемые условия), контрольным (обоснование полученных результатов и выводов) и формирующим (апробация выдвинутой гипотезы). Эксперимент требует организацию поведения исследователя, техническую подготовку, учет инструкций и условий, влияющих на результат, запись результатов. Цель эксперимента – определить закономерности и связи между отдельными педагогическими процессами, явлениями и их результатами в поисках наилучшего способа управления педагогическим процессом.
Готовые работы на аналогичную тему
Опросные методы. Включают интервьюирование, беседу, тестирование, анкетирование.
Социометрия. Отображает взаимоотношения в коллективе, межличностные отношения, основываясь на методах наблюдения или опроса за устоявшим поведением детей. Метод позволяет определить роль, место, статус испытуемого, определить стадии формирования отношений внутри коллектива.
Изучение педагогической документации и продуктов детской деятельности (протокол, отчеты, конспекты занятий, планы, продукты ручного труда и изобразительной деятельности дошкольников). Метод позволяет получить разностороннюю информацию об исследуемом объекте, выявить новые факты и установить взаимосвязи между изучаемыми процессами и явлениями.
Монографическое изучение детей (в группе, отдельного ребенка).
Метод изучения и обобщения опыта. Педагогический опыт – это практика обучения и воспитания, которая отражает уровень развития педагогической науки.
Математический метод. Заключается в математической обработке данных и результатов, которые были получены в процессе изучения и отображены в диаграммах, графиках, таблицах.
Беседа представляет собой непосредственное общение с ребенком или детьми при помощи заранее продуманных вопросов. Предполагает установление двустороннего контакта, в процессе которого выявляются представления и интересы детей, их чувства, отношения, позиции и оценки. Требования к методу: наличие плана (постановка вопроса, опросы полные, массовость, педагогический такт), программы, целенаправленность.
Анкетирование. Может проводится в виде интервью (открытое) или закрытое (анонимное). Требования к анкетированию – учет и систематизация.
Интервьюирование в дошкольной педагогике используется реже остальных методов. Метод представляет собой одностороннюю беседу, во время которой инициатор задает вопросы, а интервьюируемый отвечает. Метод требует тщательную разработку структуры анкеты и создание условий, которые располагают к искренности детей.
Тестирование – метод целенаправленного обследования, которое проводится по отработанным стандартизованным вопросам, и позволяющий объективно выявлять индивидуальные различия детей.
Методы педагогического исследования необходимо использовать в совокупности с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Методы изучения и обобщения педагогического опыта
При проведении педагогических исследований в дошкольном учреждении используют методы, связанные с изучением и обобщением педагогического опыта, продуктов деятельности ребенка и различной педагогической документации.
К методам изучения и обобщения педагогического опыта относятся:
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 01.02.2022
Наталья Николаевна Чувелева
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Мурашова Марина Васильевна
“ Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и пойму”.
(Китайская пословица)
В соответствии с ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.
Как известно, акцент в дошкольном образовании перенесен с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческое применение в определенной жизненной, учебной (игровой) ситуации.
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Дети дошкольного возраста пытливые исследователи окружающего мира. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи исследовательской деятельности:
*Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
*Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
*Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
*Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
*Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
*Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
*Стимулировать желание детей экспериментировать.
Основным методом детской исследовательской деятельности является экспериментирование.
Главное достоинство этого метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей.
Структура детского экспериментирования
*постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
*целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
*выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
*проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
*анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось);
Детям интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?
Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.
Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать всё.
3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.
Исследовательская технология как специально – организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольник.
На сегодняшний день так же актуальна проектная технология в исследовательской деятельности. Она имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Метод проектов – один из видов деятельности, который уже несколько лет используется мной и другими педагогами в воспитательно-образовательном процессе нашего детского сада. Мы не только проектируем свою деятельность, но и разрабатываем проекты на самые разные темы. Это не просто дань моде, а емкий, интересный метод работы с детьми, который позволяет взглянуть на предмет исследования с разных сторон. Выбранная тема проецируется на все образовательные области. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку прожить тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Что же собой представляет ПРОЕКТ?
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Проблема (выбор темы) .
Проектирование или планирование.
Поиск информации .
Презентация. (Виды презентации : отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)
Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы , то при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.
Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения , уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.
• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?
Как оформить педагогический проект?
Представим себе такую ситуацию. Нам нужно составить проект.
С чего начать проект? Как заинтересовать детей? Здесь мы сталкиваемся с проблемой мотивации. Почему ребенок должен делать то, что хочет взрослый?
Тема проекта.
В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.
Что может послужить источником темы проекта?
Предпосылки к выбору темы проекта:
1. Просьбы о помощи (реальным людям или персонажам)
2. Что-то делать в присутствии детей (физические упражнения , вышивать, рассказывать стихи и пр.)
3.Что-то внести (вещь, предмет. )
5.Организовать ситуацию (перекрыть воду в кране, сменить мыло на кирпичик)
6.Изменить ситуацию, порядок действий, изменить себя
Существуют следующие типы проектов :
1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
В дошкольных учреждениях возможно осуществление следующих видов проектов :
1. Творческий : после реализации проекта оформление результата проводится в виде детского праздника.
2. Исследовательский : дошкольники проводят опытно-исследовательскую деятельность, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
3. Игровой : проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
4. Информационный : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные интересы (оформление отдельных уголков группы и т.п.).
Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Продолжительность : указать сколько недель (месяцев). (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный)
Актуальность проекта.
Раскрыть в актуальности необходимость рассмотрения данного вопроса. Желательно закончить формулировкой противоречия. Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с … , формирование у детей … , и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Объект исследования - это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.
Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.
Программное содержание:
расширить знания детей о …
сформировать у детей чувство …
формирование убеждения о …
расширить знания о …
Цель проекта : расширить знания детей о …, сформировать у детей чувства … , формированию …, воспитывать … .
Задачи проекта :
ознакомиться с современной методической литературой по … ;
провести цикл занятий и мероприятий по теме;
организовать выставку детских рисунков, поделок;
ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с … ;
подготовить совместными усилиями детей и родителей … ;
систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме …:
провести заключительное мероприятие … .
Проблемная ситуация.
Необходимые материалы .
П редполагаемый продукт проекта : мероприятие …; выставка творческих работ детей; презентация … (составленного совместными усилиями детей и их родителей); разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с … ; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме …; разработанные рекомендации для родителей.
Предполагаемый результат. Чему научатся воспитанники, что приобретут. Что приобретёт педагог? Провести рефлексию. Диагностика. Предполагаемые вопросы: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? Обучающихся можно поощрить, выразив благодарность словами или вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д.
Список литературы: …
Содержание проекта:
Этапы реализации проекта:
постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; – подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);
подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.
ознакомление детей с художественной литературой;– проведение бесед;
рассмотрение картин и беседы по их содержанию;
работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация);
прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
рисование с детьми на … тематику;
создание и презентация.
анализ результатов проекта.
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей "трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача педагога создать условия для реализации познавательной деятельности детей.
Задача педагога - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача педагога создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
План работы:
Постановка целей, определение актуальности и
2. Подбор методической литературы для реализации проекта
(журналы, статьи, рефераты и т.п.).
3.Подбор наглядно-дидактического материала;
художественной литературы; дидактических игр,
4.Разработка рекомендаций для родителей.
5.Подбор репродукций художественных картин
6.Организация развивающей среды в группе старших
дошкольников (размещение репродукций картин, плакатов)
Воспитатели группы
Воспитатели группы
Основной этап
1-я половина дня:1) чтение и обсуждение литературных
2) рассмотрение картин и плакатов на … тематику.
2) презентация родителям рекомендаций (информационный лист).
1-я половина дня:1) чтение и обсуждение литературных
2-я половина дня:1) прослушивание песен о …;2) рассмотрение
картин и плакатов, проведение опытов, экспериментов,
(посещение выставок, галерей, музеев, экскурсий, библиотек)
Дети, родители, воспитатели
Воспитатели группы
Информационное обеспечение проекта и литература.
Подробная информация, которая может пригодиться при подготовке проекта, при работе с родителями, педагогами и детьми.
Читайте также:
- Порядок составления и рассмотрения проектов бюджетов внебюджетных фондов кратко
- Краткое содержание виды планов и их использование
- Как рассчитать амплитуду температур 6 класс география кратко
- К каким последствиям может привести недостаток витамина д и неполноценное питание кратко
- Что такое трутни кратко