Обобщение педагогического опыта воспитателя доу ранний возраст

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация: В статье обоснована важность развития навыков общения и взаимодействия со сверстниками у детей раннего возраста. Представлены особенности организации совместных игр детей под руководством воспитателей, приводится примерная тематика игр.
Ключевые слова: общение и взаимодействие со сверстниками, совместные игры, ранний возраст.

Ребенок с момента появления на свет входит в мир людей, постепенно овладевая способами привлечения внимания взрослых, поддержания контактов с ними посредством речи и игровых действий. Малыш учится управлять поведением других людей и лишь значительно позже своим собственным.

Опыт общения и взаимодействия со сверстниками начинает формироваться на 2-3-ем году жизни. Поэтому поиск путей и средств для построения работы с детьми раннего возраста для развития у них навыков общения и взаимодействия является одной из задач дошкольного образования.

Одной из форм взаимодействия детей в условиях детского сада являются совместные игры, в которых малыши действуют одновременно и одинаково. В этих играх отсутствует соревновательное начало, общие действия и эмоциональные переживания создают атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения.

Совместная игра детей, организованная педагогом, может способствовать не только развитию их общения, но и успешной адаптации малышей к детскому саду. С помощью этих игр воспитатель может сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных совместных игр позволит обогатить детей новыми впечатлениями, получить новый социальный опыт, который важен для развития их личности [1].

Игра нуждается в руководстве со стороны взрослого при соблюдении ряда условий и рекомендаций, описание которых приводится далее.

Во всех играх главным является взрослый. Он вводит в жизнь детей новую игру, являясь образцом выполнения игровых действий. Все игровые действия и движения должны быть построены на подражании взрослому и друг другу. Взрослый должен увлечь детей. Для принятия игры всеми детьми, воспитателю нужно уметь ее донести. Для этого нужно понимать воспитательное значение игры и ее особенности, подготовиться к ее проведению (составить четкий план, мысленно проиграть и знать тексты). Воспитатель должен во время игры держаться свободно, быть артистичным. В каждой игре есть организующие и дисциплинирующие моменты, которые зафиксированы в правилах, устанавливающих что нужно делать в данной игре, а что нельзя. Следует учесть, что нельзя начинать игру с детьми раннего возраста с объяснения правил. Доносить эти правила нужно тактично и ненавязчиво в процессе игры, чтобы действия детей становились более произвольными и осознанными.

Список литературы:
1. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками / Е.О. Смирнова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2012. – 192 с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Работая с малышами-адаптационниками (1,5-3 года) , я решила использовать это время с максимальной пользой для деток:

1. занимаясь пальчиковой гимнастикой с целью развития моторики и активизации речевого центра, так как сотрудниками Института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук;

2. создавая атмосферу эмоционального комфорта через воспроизведение знакомых произведений (в данном случае сказок), сопровождающихся интересными действиями и движениями кистей и пальцев рук в группе детей раннего возраста и тем самым облегчатя период адаптации у малышей в детском саду.

А для этого достаточно начать рассказывать детям сказку, чтобы не только увлечь малышей, но и немного угомонить ребятишек , позволив при этом подвигаться - пошебуршиться , активизируя двигательные, тактильные центры, стабилизируя эмоциональное состояние (снижение тревожности, уменьшение обеспокоенности у адаптационников), развить внимание и память . То есть выполнять детям все то, что так важно для развития ребятишек в раннем возрасте, а особенно в период адаптации, когда все вокруг ребенка кажется ему новым, чужим, незнакомым. В этом случае доступная сказка , не один раз слышанная от мамы, успокоит кроху , движения , которыми сопровождается рассказывание, а так же возможность самостоятельно и легко повторить их – увлечет и отвлечет от грустных мыслей и печалей .

- охотнее идут в группу утром,

- быстрее успокаиваются после расставания с родителями,

- легче включаются в совместную деятельность с педагогом,

- меньше испытывают негативных эмоций и переживаний в течение дня.

То есть проходят адаптационный период с минимальным ущербом для физического и психического здоровья, что и является в моей работе главным.

Поставив перед собой цель – оптимизировать адаптационный период у детей раннего возраста, я отобрала максимально простые сказки, включающие в себя минимальное количество героев, повторяющиеся фразы персонажей в сказке, которые позволят легко запомнить последовательность движений и запомнить алгоритм их выполнения.

Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, я использую эти сказки как в группах детей с 1,5 до 2 лет, так и в группах с 2 до 3 лет, сопровождая их упрощением/усложнением движений и количеством произносимых фраз каждым героем.

- короткая , не занимает большого количества времени при рассказывании и показывании, что позволяет неоднократно ее повторять (до 2-3 раз за один период работы со сказкой),

- простая для восприятия детьми и понимания ее смысла,

- легко имитируется из-за простоты сюжета и небольшого количества персонажей,

Все это важно в раннем возрасте, так как позволяет учитывать возрастные особенности развития ребенка 1,5-3 лет.

Итак, рассказывание-показывание-проигрывание сказки "Курочка Ряба" (для детей 2-3 лет) . Хочу предупредить, что все фото сделаны без участия детей, так как закон, защищающий персональные данные пока никто не отменял .

Начинаем : "Жили-были дед с усами (показываем усы у деда)

и с бородой (показываем бороду у деда ).

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-215287-1403280116.jpg

И баба в платочке (имитируем завязанный платочек) .

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-215287-1403280499.jpg

И была у них курочка Ряба (показываем курочку, имитируя движения крыльев ).

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-215287-1403280607.jpg

Снесла как-то раз курочка яичко (показываем яичко) ,

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-215287-1403280690.jpg

да не простое, а золотое (продолжаем показывать яичко из ладошек и как будто им любуемся). Решили дед и баба яичко пожарить. Дед яичко бил-бил (стучим яичком по одной ладошке) ,

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-215287-1403280879.jpg

да не разбил (разводим руки в стороны).

Баба яичко била-била (стучим яичком по другой ладошке ,

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-215287-1403283585.jpg

да не разбила (разводим руки в стороны).

Положили они яичко на подоконник (ладони разворачиваем вверх) .

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-215287-1403283767.jpg

Тут мышка побежала, да хвостиком махнула (рукой изображаем движение хвоста мышки ).

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-215287-1403283805.jpg

Яичко покатилось (катим яичко по ножкам вниз) ,

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-215287-1403283891.jpg

упало и разбилось (хлопаем ладошкой по полу, имитируя падение яичка) .

Дед плачет (закрываем лицо руками) ,

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-215287-1403284310.jpg

баба плачет (показываем слезки на лице бабы ,

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-215287-1403284355.jpg

а курочка кудахчет (опять имитируем движения крыльев курочки Рябы) : "Не плачь, дед. Не плачь, баба. Я снесу вам новое яичко (показываем ладошками яичко, да не золотое, а простое". Заканчиваем сказку аплодисментами.

Авторы: Сурженко Анастасия Яковлевна, Самохлеб Татьяна Викторовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ № 10
Населённый пункт: х. Александровка, Аксайского района
Наименование материала: статья
Тема: "Обобщённый опыт работы воспитателя группы раннего развития"
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Аксайского

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ

Группы раннего развития (2 - 3 года)

Воспитатель:

Сурженко Анастасия Яковлевна

2019 – 2020 уч. год.

Обобщение опыта работы

Сурженко Анастасии Яковлевны

по теме: «Развитие речи у детей младшего дошкольного

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной

литературы, бедная, безграмотная речь с экранов телевизоров, агрессивно -

примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и

мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся

языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка

в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от

рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны

приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ

воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит

успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее

интеллектуальное развитие.

В нашем ДОУ тоже существует проблема по развитию речи, т. к. с каждым годом

увеличивается количество детей с дефектами речи, малоговорящих детей. Решить

эти задачи возможно и необходимо как можно раньше, и при этом наиболее

эффективно использовать доступные детям виды деятельности, направленные на

успешное решение задач по развитию речи.

Т. В. Волосовец, И. Л. Кирилловой, И. А. Лыковой, О. С. Ушаковой, описывает

целевые ориентиры, ключевые задачи, базисное содержание образовательной области

внимание. Для нашего возраста, т.е. для группы раннего возраста определены

- Воспитание звуковой культуры речи;

- Формирование грамматически правильной речи;

Формирование диалогической речи - связной речи;

- Ознакомление с художественной литературой.

Успешная реализация всех этих задач, зависит прежде всего от уклада жизни

группы, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной,

Дети третьего года жизни очень нуждаются в общении. Они внимательно слушают

необходимым для них условием для их психического развития.

Как уже было сказано, что одна из задач развития речи – это развивающая речевая

среда, то есть создавать для детей те условия, при которых им будет комфортно

общаться друг с другом или же словесно обращаться ко взрослым.

Следует так же словесно обогащать у детей пассивный и активный словарь ребенка,

воспитатель должен использовать в своей речи существительные, прилагательные,

глаголы, наречия, предлоги. Для этого необходимо следующие:

1. Внимательно и заинтересованно выслушать ребенка.

2. Вовлекать детей в разговор.

3. Много говорить самому.

4. Помогать им вступать в речевой контакт со взрослыми и родственниками.

В начале адаптационного периода при планировании нужно тщательно подбирать

материал по развитию речи. Следует повторять знакомые детям произведения. Речь

детей под руководством взрослых быстро совершенствуется. Наблюдения на

прогулках, рассматривание на грядках растений, игры с предметами (обручи, мячи,

лопаточки) и обследование их, приучают детей что-то делать вместе, слышать

воспитателя, и, конечно же развивает речь. Путешествия по территории детского сада,

по группе очень помогает чтоб дети слышали и понимали слова воспитателя, охотно

выполнять поручения (что-то принести, что-то проговорить).

Так же в период адаптации очень интересно происходит игра «Кто у нас хороший, кто

очень нравится детям. Они с удовольствием играли в эту игру.

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении необходимо

развивать понимание речи и активизировать словарь детей. Например: «Покажи, как

Процесс формирования словаря идет постоянно: во время наблюдений, проведения

культурно-гигиенических навыков (полотенце, вешалка, раковина, носовой платок), во

Желательно способствовать тому, чтобы дети употребляли слова в самостоятельной

самостоятельно могут выполнять роль ведущего.

Я использую лингвистические игры. В каждом занятии таких игр должно быть не

более одной-двух. Их содержание в основном обусловлено темой всего занятия. На

вопросы педагога дети отвечают, стоя в общем кругу. В таких играх задачей детей

является точно ответить на вопрос педагога, закончить начатую фразу, образовать

словосочетание или новые слова по предложенному образцу. Например, нравиться

нашим детям такая игра

называются те или иные части тела, задача детей – правильно их показать, несмотря на

Индивидуальная работа с детьми включает описание игрушек, картинок,

составление совместных рассказов. Такая работа у нас в группе проводится в утренние

и вечерние часы и ставит своей целью развитие речевых способностей детей, она

предлагается в форме игры, в обстановке естественного общения. Практически та же

работа проводится при рассматривании предметных картинок (с животными). При

этом я стараюсь максимально увлекательно рассказывать о животном с показом

иллюстративного материала или игрушки, но рассказываю так, чтобы вызвать эмоции

детей (радость, сострадание, желание помочь) –это удваивает интерес и внимание

ребенка. Далее использую прием составления совместного описательного

рассказывания. Дети активно включаются в этот процесс, учатся интонационному

завершению предложений. Таким образом развивается мыслительная активность и

воображение детей. Так же не малую работу проводим и по ознакомлению с

художественной литературой, что развивает мышление, воображение, обогащает

эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Трудность

понимания и запоминания заключается в том, что книжный текст и разговорный

сильно отличаются. Поэтому, знакомя детей с литературным произведением, важно

убедиться в том, что текст им понятен. Кроме этого мы с детьми учили короткие стихи

(в группе, дома), песенок, игр с пальчиками, речевых игр, разучивать подвижные игры,

потешки. В результате обучения дети овладевают умением правильного построения

разных типов предложений, использовали различные части речи, умением связно

пересказывать сказки и небольшие рассказы. Учатся связно рассказывать о предмете,

уже неплохо ориентируются в знакомых сказках; учатся анализировать поведение и

поступки героев сказок.

В младшем возрасте приоритетной линией речевого развития детей является

развитие инициативной речи, огромное значение имеет правильная организация

общения ребёнка с окружающими людьми. Речь становится средством общения,

развивает коммуникативные способности. Активизируется познавательная

деятельность, появляются вопросы, рождается понимание. В этом возрасте ребёнку

нужна помощь, чтобы передать содержание услышанного.

Одним из значимых центров речевой активности в группе является книжный

уголок. Книжный уголок в нашей группе сочетает в себе центр развития речи и

В уголке у нас помещены не только художественные произведения, но и

- игрушки- герои прочитанных произведений;

-материал для ремонта книг.

Материалы и оборудования книжного уголка нацелены на стимулирование ребёнка

к постоянному речевому общению, способствуют развитию уверенной связной речи,

обогащению словаря. Материалы призваны побуждать к совместным разговорам,

А этому не дала:

-Ты воду не носил,

Тебе нет ничего!

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают все пальчики, кроме большого.

Этим играм уделяю большое внимание. Пальчиковые игры провожу во время утреннего приема, после сна, физминуток.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами : пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

Харьковская Елена Евгеньевна

этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.

Игры с прищепками - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи. Например:

Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.

Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.

Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится травка.

Детей привлекает красочность игрушек, играя с ними, они приобретают умения различать форму, величину, цвет, овладевают разнообразными новыми движениями. Особенно интересно детям раскручивать и закручивать предметы, разбирать их на части и собирать снова. Моя задача – поддержать

Харьковская Елена Евгеньевна

это стремление, организовать общение ребенка со сверстниками и взрослыми в процессе предметной деятельности.

Дидактические игры:

Харьковская Елена Евгеньевна

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, конструирование.

Работа с родителями.

ü специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;

ü обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;

ü формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.

Цель: довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка.

Читайте также: