Обобщение опыта работы воспитателя доу по теме театрализованная деятельность

Обновлено: 05.07.2024

Приоритетным направлением работы нашего детского сада является развитие речи детей. Наблюдая за детьми 3-го года жизни, посещающими группу, отметила для себя, что различные формы запаздывания речевого развития встречаются у большинства детей. Консультация логопеда подтвердила наблюдения. Анализируя современные исследования детской речи пришла к выводу, что оптимальным вариантом решения проблемы в раннем возрасте будет развитие речи детей посредством театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность помогает построить педагогический процесс в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями. Она объединяет в себе музыку, художественное слово, декоративно – художественное оформление, пластику, движение, и по своей сути, является игрой. А игра – наиболее важная деятельность ребенка. Таким образом, в театрализованной деятельности ребенок развивается всесторонне. Мы можем затронуть все образовательные области, используя театрализацию.

Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр, драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционального положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию. Благодаря такой форме работы общение с детьми становится более интересным и содержательным. Особенность театрализованных игр – занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий. Дети играют и развиваются, проявляют свои творческие способности, становятся раскрепощенными и общительными, средствами театрализованной деятельности раскрывают свой внутренний мир.

2. Постановка задач

Изучив литературу по данной теме, я поставила перед собой задачи:

Развивать речь детей средствами театра: через игры - подражания, имитации, инсценировки, игры – драматизации.

Способствовать переходу театрализованных игр в самостоятельную деятельность.

Поддерживать стремление ребенка включаться в общение всеми средствами, как речевыми, так и неречевыми (мимика, жесты, движения, позы и т.п.).

3. Предполагаемый результат

Активное участие ребенка в играх – инсценировках, драматизациях, в театрализованных играх, в пальчиковых играх.

Стремление ребенка сопровождать речью свои действия, умение общаться в театрализованных играх.

Проявление эмоциональной отзывчивости на доступные возрасту литературно – художественные произведения, песенки, потешки.

Первичное освоение режиссерской театрализованной игры: настольного театра, театра игрушек, плоскостного, пальчикового.

4. Реализация постановленных задач

Поскольку дети, посещающие группу – малыши, то ведущая роль в театрализованной деятельности принадлежит педагогу.

После показа сказки идет совместная работа с детьми. Мы обсуждаем сказку с тем, чтобы дети усвоили ее содержание, персонажей. Привлекаю детей к проговариванию отдельных фрагментов, отрывков из сказки (например, учим песенку колобка).

Провожу с ребятами различные игровые упражнения на умение передать образ персонажа, действия, например: покажи, как скачет зайка, как идет медведь, коза рогатая, как испугалась бабушка, как дед тянул репку, как звал на помощь и т.д.

Применяю упражнение: “Расскажи стихи руками”. (Картотека различных театрализованных игр есть в приложении.)

По мере того, как дети овладевают содержанием произведения, их активность в повторных играх возрастает. При повторных показах я уже привлекаю детей себе в помощники с тем, чтобы они передвигали фигурки героев и проговаривали их слова. Используем маски, элементы костюмов для инсценировки самими детьми.

Если все сделано правильно, дети заинтересованы, то игра переходит в самостоятельную деятельность. Здесь я либо вношу театр по сказке и даю детям для игры, либо после нашей совместной деятельности я предоставляю детям все атрибуты, игрушки, и они также играют самостоятельно.

Часто бывает, что дети сами повторяют все, что мы делали вместе, либо импровизируют, любят играть, используя маски – шапочки различных животных.

Есть дети в группе, которые могут взять настольный театр по сказке и полностью воспроизвести ее, при этом другие малыши садятся вокруг и смотрят сказку.

Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми. Мы играем с куклами пальчикового театра, в пальчиковые игры, с различными видами театра. Учим стихи, потешки, закрепляем знание сказок, учимся вести ролевой диалог. Здесь учитываю интересы ребенка, он сам выбирает сказку, игру, вид театра. Кому – то нравится играть с пальчиками, кому – то импровизировать под музыку. Кто – то любит надевать маски и придумывать подвижные игры.

Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты. Мы используем театрализованную деятельность в непосредственной образовательной деятельности либо как элемент, либо все занятие может быть выстроено в театрализованной форме. (Приложение)

Театрализованная деятельность находит отражение в праздниках, развлечениях, как групповых, так и музыкальных, физкультурных.


Развлечение "Петрушкин цирк"


Маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядно. Поэтому наш театральный уголок постоянно пополняется. На данный момент у нас в группе есть такие виды театра:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью работы является: развитие и воспитание каждого ребенка, раскрытие его творческого потенциала, индивидуальности, формирование позитивных черт характера, воспитание духовно богатой, творческой личности.

Обобщение опыта работы на тему:

«Театрализованная деятельность в развитии детей

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе. С точки зрения гуманистической позиции все дети – одаренные, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.

Целью работы является: развитие и воспитание каждого ребенка, раскрытие его творческого потенциала, индивидуальности, формирование позитивных черт характера, воспитание духовно богатой, творческой личности.

Посредством организации театральной деятельности, я решаю многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии:

художественное образование и воспитание детей;

формирование эстетического вкуса;

развитие коммуникативных качеств личности;

воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

создание атмосферы творческого переживания и перевоплощения, импровизации;

предоставление возможности для проявления творческих способностей в различных видах деятельности.

Свою работу строю на следующих принципах: гуманности; систематизации знаний; учета индивидуальных способностей каждого ребенка.

Основными направлениями работы с детьми являются:

1) Общеразвивающие игры.

2) Специальные театрализованные игры.

Игры делятся на следующие виды:

1) Дыхательные и артикуляционные упражнения.

2) Дикционные и интонационные упражнения.

3) Творческие игры со словами.

4) Игры-превращения, образные упражнения

5) Упражнения на развитие детской пластики.

6) Театральные этюды.

7) Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы.

Родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей.

В работе по театрализованной деятельности использую метод проектов. Он позволяет развивать у детей творческое познавательное мышление, дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.

Чтобы выяснить результативность проделанной работы, провела диагностическое обследование умений и навыков детей. Результаты диагностики показали, что у детей к концу года значительно более ярко проявились творческие способности, способности владеть своим телом, развилась гибкость, ритмическая четкость движений.

В заключении хочу отметить, детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты: художественные, актерские, музыкальные. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Опыт актуален для работы с дошкольниками в современном детском саду, так как позволяет развивать чувства, глубокие переживания и открытия ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Развивает память, мышление, воображение, внимание; позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к обучению в школе.

2. Содержание опыта.

Данный опыт состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части раскрываются задача, формы и методы работы, содержание занятий описаны исследования с использованием диагностик. Изложена коррекционная работа с детьми по устранению выявленных недостатков. По результатом проделанной работы сделаны выводы, предложены рекомендации для родителей.

Практическая часть работы подтверждает теоретическую обоснованность опыта. В ней содержатся конспекты занятий, творческие упражнения, игры-превращения, пальчиковый игротренинг

3. Для пед. работников представляет интерес:

- перспективный план на год;

- формы и методы работы;

- конспекты занятий, упражнения;

4. Использование данного опыта.

Данный опыт приемлем для использования в практике д/с.

1. Введение.Актуальность темы. Стр.3

2. Описание работы. Стр. 10

Выводы и рекомендации. Стр. 24

4. Библиография. Стр. 26

5. Приложение. Стр. 27

Выразительная речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности; это игра, и пожить и порадоваться в ней каждый ребёнок. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка,

Теплов. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.

Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для внедрения их в практику своей группы, а также пришла к выводу, что используя данный материал, можно повы- сить интерес к театрально – игровой деятельности, расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.

1. Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.

2. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации.

3. Расширять представления детей об окружающей действительности.

4. Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров.

5. Обогащать и активизировать словарь детей.

6. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

7. Развивать диалогическую и монологическую речь.

8. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.

9. Развивать память, мышление, воображение, внимание.

10. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

11. Воспитывать желание играть театральными куклами.

12. Развивать умение использовать игровые импровизации в

Формы и методы работы

1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

2. Игры драматизации.

3. Упражнения для социально – эмоционального развития детей.

4. Коррекционно – развивающие игры.

5. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).

6. Задания для развития речевой интонационной выразительности.

8. Упражнения на развитие детской пластики.

9. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.

10. Упражнения на развитие выразительной мимики.

11. Упражнения по этике во время драматизаций.

12. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

13. Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

На первом этапе своей работы я провела констатирующую диагностику. Диагностика была проведена с группой детей 6 – го года жизни в количестве 15 человек.

В качестве критериев я использовала следующие положения:

- устойчивый интерес к театрализованной деятельности;

- умение давать оценку поступкам действующих лиц в театрализованной деятельности;

- владение выразительностью речи;

- способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё;

- способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц;

- умение вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.

Каждый критерий я оценивала:

- высокий уровень – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;

- средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;

- низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.

Результаты диагностики 15 – ти исследуемых детей показали:

- интерес к театрализованной деятельности со средним уровнем проявило 5 человек (33,3%), с низким уровнем - 10 человек (66,7%), с высоким уровнем детей не выявлено;

- умение давать оценку поступкам со средним уровнем – 11 человек (73,3%), с низким уровнем – 4 человека (26,7%), с высоким уровнем детей не выявлено;

- владение выразительностью речи со средним уровнем – 2 человека (13,3%), с низким уровнем – 13 человек (86,7%), с высоким уровнем детей не выявлено;

- понимать эмоциональное состояние со средним уровнем -3 человека (20%), с низким уровнем – 12 человек (80%), с высоким уровнем детей не выявлено;

- сопереживание героям сказок со средним уровнем -9 человек (60%), с низким уровнем – 6 человек (40%), с высоким уровнем детей не выявлено;

- вживание в образ со средним уровнем -4 человека (26,7%), с низким уровнем – 11 человек (73,3%), с высоким уровнем детей не выявлено.

Проанализировав результаты констатирующей диагностики, я сделала вывод, что дети моей группы проявляют малый интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё, умением вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения.

Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

2. Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.

3. Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

4. Познакомить детей с разными видами кукольных театров.

5. Обеспечить взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности.

6. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

В процессе проектирования предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей я учитывала:

- индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка;

- особенности его эмоционально – личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

- возрастные и полоролевые особенности.

Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, а так же маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком.

Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности я разместила разный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженая.

Учитывая полоролевые особенности детей, в зоне театрализованной деятельности были размещены оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание, форму и методы я стремилась к достижению трёх основных целей:

- развитию речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;

- созданию атмосферы творчества;

- социально – эмоциональному развитию детей.

Содержание моих занятий являлось не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребёнка.

Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений.

3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?

Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.

Для развития пластической выразительности я предлагала детям:

1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.

При выполнении этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики:

3. Сердитый дедушка.

4. Лампочка потухла, зажглась.

5. Грязная бумажка.

6. Тепло – холодно.

7. Рассердились на драчуна.

10. Показать, как кошка выпрашивает колбасу.

А так же я предлагала детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя.

Развитию творческой активности детей способствовали не только занятия по театрализованной деятельности, но и индивидуальная работа с каждым ребёнком.

Свои занятия я строила по схеме:

- введение в тему, создание эмоционального настроения;

- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приёмы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам;

- проигрывание ролей в парах.

Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из её героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Работая над театрализацией сказки, я использовала следующий план:

I. 1. Чтение сказки.

2. Беседа по содержанию.

II . 1. Рассказывание сказки по ролям.

III . 1. Работа с артистами:

а) выразительное чтение;

б) игровые движения;

2. Индивидуальная работа по ролям.

IV . 1. Объединённая репетиция для всех участников спектакля.

V . Генеральная репетиция.

Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально - чувственного опыта – длительная работа, потребовалось участие родителей.

Для них я проводила консультации, давала советы рекомендации. Обновляла материал в уголке для родителей, стараясь подобрать интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома.

Основы драматизации и актёрского мастерства закреплялись и раскрывались на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.

В конце учебного года была проведена контрольная диагностика.

Результаты оказались следующими:

- интерес к театрализованной деятельности со средним уровнем проявило 10 человек (66,7%), с высоким уровнем – 5 человек (33,3%);

- умение давать оценку поступкам со средним уровнем – 10 человек (66,7%), с низким уровнем – 2 человека (13,3%), с высоким уровнем 3 человека (20%);

- владение выразительностью речи со средним уровнем – 6 человек (40%), с низким уровнем – 8 человек (53,3%), с высоким уровнем – 1человек (6,7%);

- понимать эмоциональное состояние со средним уровнем -13 человек (86,6%), с низким уровнем – 1 человек (6,7%), с высоким уровнем – 1 человек (6,7%);

- сопереживание героям сказок -11 человек (73,2%), с низким уровнем – 2 человека (13,4%), с высоким уровнем – 2 человека (13,4);

- вживание в образ со средним уровнем -10 человек (66,6%), с низким уровнем – 3 человека (20%), с высоким уровнем - 2 человека (13,4%).

Сравнив результаты диагностических исследований, я пришла к тому, что удалось добиться положительных результатов в следующих разделах:

- интерес к театрализованной деятельности на 54%;

- умение давать оценку поступкам на 61%;

- владение выразительностью речи (здесь потребовалась углубленная и индивидуальная работа с детьми) на 42%;

- понимать эмоциональное состояние на 39%;

- сопереживание героям сказок на 44%;

- вживание в образ на 57%.

Результат проделанной работы:

1. У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.

2. Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.

3. Расширились представления детей об окружающей действительности.

4. Обогатился и активизировался словарь детей.

5. Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

6. Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.

7. Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

8. Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.

Рекомендации родителям:

1. Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.

2. Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.

3. Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.

4. Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти, мышления, выразительной речи, мимики, жестов.

5. Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.

6. Посещение театров.

7. Принимать участие в тематических вечерах, праздниках, развлечениях.

Библиография:

1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991г.

2. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО Аспект-пресс,1993г.

3. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: ТЦ - Сфера, 2003г.

4. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1991 г.

5. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ - Сфера, 2003г.

6. Новотворцев Н. К. Развитие речи детей. Ярославль, 1995г.

9. Синицын Е. Б. Умные сказки. М.: Аист, 1998г.

10. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.:Аркти,2002г.

11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969г.

12. Теплов Б. М. Психология. М., 1951г.

13. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М., 1981г.

14. Фролов Ф. М., Соковин Е. Н. Нам весело: Пособие. М.: Просвещение, 1973г.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Педагогическая идея, которой я руководствуюсь в работе по театрализованной деятельности с детьми, состоит в том, что театр является помощником в воспитании детей.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид творчества. Она является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Применение театрализованной деятельности как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир. Кроме того театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.
Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для данного вида работы.
Влияние театрализованной деятельности на творческое и всестороннее развитие личности ребёнка очевидно, именно поэтому моя работа нацелена на развитие художественно-эстетического вкуса, эмоциональных чувств и комфортное пребывание детей в детском коллективе средой театрального искусства.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка.
Поэтому педагог обязан:
- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т. д.);
- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

3. Теоретическая база опыта.
В современной отечественной педагогике и психологии исследованием вопроса приобщения дошкольников к театрализованной деятельности занимаются многие педагоги, на опыт которых я пытаюсь опираться в своей деятельности по приобщению детей к театральному искусству.
В своей работе я использую литературу:
• Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.
• Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.
• Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду / Е. В. Мигунова. - НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. – 126 с.
Для реализации участия детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности я могла бы порекомендовать для изучения следующую литературу:
• Ушакова О. С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2009.- 176 с.
• Лыкова И. А. Теневой театр вчера и сегодня С. -П. :2012г.
• Лыкова И. А. Театр на пальчиках М. 2012г.
• Т. А. Егорова Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет. - Волгоград: Учитель, 2013. – 67 с.
•Ярыгина О. Г. Мастерская сказок М.:2010г.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения:
Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа.
Для выбора наиболее эффективных методов развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста выявляется уровень их эмоционального состояния, проводится предварительная работа, включая изучение методической литературы по проблеме, а также приобретается или изготавливается (своими руками, помощь родителей) необходимый дидактический материал для организации предметно - развивающей среды. Центр театрализованной деятельности является одним из основных при организации развивающей среды. В группе оформлен театрализованный уголок, приобретены и изготовлены различные виды театра: настольный, пальчиковый, театр масок и др. Разнообразные игры повышают эмоциональный тонус, снимают напряжение, активизируют внимание детей. Театрализованная деятельность включается практически во все разновидности непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельную деятельность, деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарии праздников и развлечений.

Не последнее место занимает составление программы мероприятий по реализации опыта, предпринимаются попытки по воплощению задуманного в жизнь, а на заключительном этапе проводится мониторинг по результатам работы.
Для достижения оптимальности и эффективности задуманных идей используются следующие формы работы:
1. Организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
2. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театрализованная игра на праздниках и развлечениях;
3. Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни;
4. Мини-игры, мини-сценки в ходе непосредственной образовательной деятельности;
5. Совместное изготовление костюмов, реквизитов, декораций для организации предметно-развивающей среды;
6. Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями.

Роль педагога в организации театрализованной деятельности:
Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности:
При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. обладать основами актёрского мастерства.
Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:
•Воспитание у ребёнка основ общей культуры;
•Приобщение детей к искусству театра;
•Развитие творческой активности и игровых умений детей.

Основные направления работы с детьми:
- Театральная игра
Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве; строить диалог с партнёром на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение.
- Ритмопластика
Задачи: развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
-Культура и техника речи.
Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
- Работа над спектаклем.
Задачи: учить сочинять этюды по сказкам, развивать навыки действий с воображаемыми предметами, развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивлённо, восхищённо, жалобно и т. д.).

5. Результативность опыта.
Вышеописанные действия, направленные на приобщение детей к театрализованной деятельности дают положительные результаты в воспитании и развитии детей. Для выбора наиболее эффективных методов формирования способностей ребенка дошкольного возраста, необходимо знать возрастные особенности детей. С этой целью с каждым ребенком в начале и конце учебного года проводится диагностика развития детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
В результате запланированной работы по развитию детей через театрализованные игры происходит:
• развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей;
• значительное расширение представлений детей о театральной культуре;
• создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры;
• дети учатся осуществлять выбор ролей, осознавать себя в определённой роли, производя соответствующие ролевые действия;
• умеют перевоплощаться в роли, используя выразительные средства (интонации, мимику, движение, применяя атрибуты, реквизит;
• умеют пересказывать и сочинять небольшие сказки, истории, рассказы; отвечать на вопросы по содержанию, драматизировать;
• овладевают способами действий с различными игрушками, театральными куклами, бытовыми предметами и т. д.;
• умеют взаимодействовать с другими детьми в самостоятельной театрализованной игре;
После проведённой работы у детей происходят значительные сдвиги в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций. Параллельно происходит развитие всех психических процессов: внимания, памяти, мышления и воображения.
Особое внимание уделяется раскрытию эмоциональности ребенка, раскрытию его творческого потенциала, актерского мастерства, что считается определяющим для обучения детей театрализованной деятельности.

6. Анализ результативности.
Результатом проводимой мною работы явилась положительная динамика игровой деятельности детей. Использование нетрадиционных игровых методов и приёмов с дошкольниками позволило добиться высоких стабильных результатов, реализации поставленных задач. Дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях общения. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Дошколята стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре.
Повысился интерес детей к играм, что подтверждает эффективность использования нетрадиционных методов и приёмов в развитии игровой деятельности. Родители стали больше внимания уделять играм с детьми. Представленный опыт доказывает, что необходимо использовать нетрадиционные разнообразные игровые методы и приёмы, которые позволяют сделать процесс игровой деятельности интересным и доступным.
В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовала в своей работе игры-показы.
Результат опыта:
- повысился уровень речевого развития и речевого этикета детей;
- появилось умение контролировать эмоциональное состояние детей;
- появилось осознанное поведение и общение в обществе.
- повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.

7. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
При использовании данного опыта работы я столкнулась с некоторыми проблемами и трудностями:
• Трудностями же использования данного опыта я бы назвала следующие:
- что делать, если ролей не хватает на всех детей;
- кто будет играть отрицательных персонажей?
Первая трудность вполне решаема. Здесь возможна подгрупповая организация занятий по театральной деятельности. Кроме того, воспитатель может придумать какие-либо дополнительные роли, чтобы охватить всех детей.
Вторая же трудность несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все — и дети, и взрослые — артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее. Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театрализованной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы прилипает к нему, и, в конце концов, этот ребенок начинает вызывать насмешки у других детей, поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.

8. Адресные рекомендации по использованию опыта
Полученные результаты будут иметь практическую ценность:
– для педагогов дошкольных образовательных учреждений
для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;
Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:
– информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения игр, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;
– мастер-классы, мероприятия
– консультации;
– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;
– сайт ДОУ.

9. Наглядное приложение.
В своём опыте предлагаю материалы по организации и проведению работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников в детском саду в разнообразных формах: образовательная деятельность, консультации, перспективное планирование, игры и игровые упражнения, организация театрального кружка, драматизация детских произведений совместно педагогов с воспитанниками.

Читайте также: