Обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов кратко
Обновлено: 03.07.2024
Одной из главных отличительных особенностей повседневной деятельности сотрудников правоохранительных органов вообще, и сотрудников органов внутренних дел в частности, является то, что им приходится прибегать к ограничению прав и свобод человека.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью . Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина – главный признак правового государства. При этом в основном законе отмечается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17). Устанавливается необходимое равновесие любого гражданского общества, в котором каждый, обладая правами и свободами человека и гражданина, защищен государством от посягательства на них.
Сотрудники органов внутренних дел в рамках своей повседневной деятельности, связанной с ограничением прав и свобод человека, не вправе выходить за пределы, установленные Конституцией и законами. В частности, статья 55 Конституции РФ определяет основные принципы ограничения прав и свобод. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо:
- в целях защиты основ конституционного строя,
- в целях защиты нравственности,
- в целях защиты здоровья,
- в целях защиты прав и законных интересов других лиц,
- в целях защиты обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Также сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
- лица, совершившие побег из-под стражи,
- лица, уклоняющиеся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок;
- лица, уклоняющиеся от исполнения административного наказания в виде административного ареста;
- лица, находящиеся в розыске;
- лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;
- лица, уклоняющиеся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;
- лица, совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение.
Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина отведена подразделениям органов внутренних дел Российской Федерации, которые обязаны решать вопросы противодействия преступности, обеспечивать безопасность населения и личности, а также защищать его имущественные и иные права от преступных посягательств. И, выполняя указанные обязанности, сотрудники подразделений органов внутренних дел должны руководствоваться законодательством Российской Федерации, а также соблюдать общепризнанные принципы и нормы современного международного права.
Юрисконсульт правовой группы
Отдела МВД России по г. Ессентуки
Светлана Коньшина
Законность – это точное соблюдение и исполнение правовых предписаний всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.
Принципы законности – это основные идеи, положения, выражающие содержание законности.
К принципам законности относятся:
– недопустимость противопоставления законности и целесообразности;
К способам обеспечения законности в административной деятельности полиции относятся:
– контроль (внешний и внутренний);
– обжалование неправомерных действий сотрудников полиции;
– ответственность сотрудников полиции.
Внешний контроль осуществляют Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации путем изучения материалов, характеризующих законность в ОВД, истребования письменных отчетов, справок о принимаемых мерах по укреплению законности, изучения общественного мнения о работе полиции по материалам печати, по жалобам и заявлениям граждан о нарушении их законных прав и интересов. Заслушивают руководителей ОВД о состоянии законности в их работе.
Осуществляя контроль за работой полиции, указанные органы исполнительной власти не могут вмешиваться в уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную деятельность полиции и в производство по делам об административных правонарушениях.
К внешнему контролю за законностью в административной деятельности правоохранительных органов относится и судебный контроль, который осуществляется Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Конституционный Суд РФ, в целях обеспечения законности, рассматривает дела, связанные с индивидуальными или коллективными жалобами граждан о нарушениях их конституционных прав и свобод в конкретном деле.
Суды общей компетенции, осуществляя судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам, решая дело по существу, рассматривают с позиции закона правомерность действий органов исполнительной власти, должностных лиц, осуществляют контроль за их деятельностью. Если при рассмотрении дела суд усмотрит нарушения законности в работе органа, он вправе вынести частное определение в адрес руководителя органа, который должен в течение месяца рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах.
Важные функции по обеспечению законности в административной деятельности суд выполняет при рассмотрении жалоб граждан и должностных лиц на постановления ОВД о наложении административных взысканий. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое постановление о наложении взыскания незаконным, обязывает удовлетворить требования заявителя, отменяет примененную к нему меру ответственности.
Внутренний (внутриведомственный) контроль осуществляют Министр внутренних дел РФ, вышестоящие органы полиции и их руководители.
Контроль осуществляется в трех наиболее распространенных формах:
1) непосредственная проверка соблюдения законности исполнителями на местах производится начальником подразделения (соблюдение законности при несении службы, при применении мер административного принуждения, при задержании и доставлении граждан и т.д.);
2) изучение информационных материалов, характеризующих соблюдение законности (систематический анализ оперативной и статистической информации о состоянии законности в деятельности подразделений, изучение дел об административных правонарушениях, изучение жалоб и заявлений граждан);
3) заслушивание руководителей административных служб полиции о соблюдении законности в службах и подразделениях на заседаниях коллегий, оперативных и селекторных совещаниях.
Методами ведомственного контроля являются:
– оперативный контроль (составная часть непосредственного руководства подчиненными подразделениями, сотрудниками);
– комплексные и контрольные проверки;
– контроль при рассмотрении жалоб на действия сотрудников полиции.
Предметом прокурорского надзора является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
1) выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;
2) приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, его издавшему, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Протест подлежит обязательному рассмотрению в течение 10 дней с момента поступления. В случае принесения протеста на решения представительного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме;
3) вносит представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которое уполномочено устранить допущенные нарушения, которые подлежат безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих, о чем письменно сообщается прокурору;
4) при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в целях их предупреждения объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.[6]
Заключение
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
Во-первых, законность относится к числу сложных политических и юридических явлений и в общественной жизни она выступает как важнейший конституционный принцип, как метод государственного руководства обществом и как необходимый элемент демократии. В широком смысле, законность – это соблюдение субъектами права законов и подзаконных актов. Законность формирует общий принцип отношения общества к праву в целом.
Во-вторых, сущность законности состоит в настойчивом и точном, строгом исполнении и применении законов и подзаконных актов, которые действуют на территории государства, всеми субъектами права. Под законностью в деятельности правоохранительных органов понимается соблюдение Конституции Российской Федерации, а также единообразное исполнение и применение законов Российской Федерации и подзаконных актов или, иначе говоря, полное соответствие действий сотрудников органов внутренних дел административно-правовым, уголовным и уголовно-процессуальным нормам.
В-третьих, законность – это важнейший принцип деятельности органов внутренних дел. Этот принцип выражается как в правоохранительном характере самой деятельности органов внутренних дел, так и в том, что эта деятельность осуществляется на основе строгого и неуклонного соблюдения законов и подзаконных актов.
В-четвертых, к способам обеспечения законности в административной деятельности правоохранительных органов относятся: контроль, прокурорский надзор, обжалование неправомерных действий сотрудников полиции, ответственность сотрудников полиции.
Законность – это точное соблюдение и исполнение правовых предписаний всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.
Принципы законности – это основные идеи, положения, выражающие содержание законности.
К принципам законности относятся:
– недопустимость противопоставления законности и целесообразности;
К способам обеспечения законности в административной деятельности полиции относятся:
– контроль (внешний и внутренний);
– обжалование неправомерных действий сотрудников полиции;
– ответственность сотрудников полиции.
Внешний контроль осуществляют Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации путем изучения материалов, характеризующих законность в ОВД, истребования письменных отчетов, справок о принимаемых мерах по укреплению законности, изучения общественного мнения о работе полиции по материалам печати, по жалобам и заявлениям граждан о нарушении их законных прав и интересов. Заслушивают руководителей ОВД о состоянии законности в их работе.
Осуществляя контроль за работой полиции, указанные органы исполнительной власти не могут вмешиваться в уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную деятельность полиции и в производство по делам об административных правонарушениях.
К внешнему контролю за законностью в административной деятельности правоохранительных органов относится и судебный контроль, который осуществляется Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Конституционный Суд РФ, в целях обеспечения законности, рассматривает дела, связанные с индивидуальными или коллективными жалобами граждан о нарушениях их конституционных прав и свобод в конкретном деле.
Суды общей компетенции, осуществляя судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам, решая дело по существу, рассматривают с позиции закона правомерность действий органов исполнительной власти, должностных лиц, осуществляют контроль за их деятельностью. Если при рассмотрении дела суд усмотрит нарушения законности в работе органа, он вправе вынести частное определение в адрес руководителя органа, который должен в течение месяца рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах.
Важные функции по обеспечению законности в административной деятельности суд выполняет при рассмотрении жалоб граждан и должностных лиц на постановления ОВД о наложении административных взысканий. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое постановление о наложении взыскания незаконным, обязывает удовлетворить требования заявителя, отменяет примененную к нему меру ответственности.
Внутренний (внутриведомственный) контроль осуществляют Министр внутренних дел РФ, вышестоящие органы полиции и их руководители.
Контроль осуществляется в трех наиболее распространенных формах:
1) непосредственная проверка соблюдения законности исполнителями на местах производится начальником подразделения (соблюдение законности при несении службы, при применении мер административного принуждения, при задержании и доставлении граждан и т.д.);
2) изучение информационных материалов, характеризующих соблюдение законности (систематический анализ оперативной и статистической информации о состоянии законности в деятельности подразделений, изучение дел об административных правонарушениях, изучение жалоб и заявлений граждан);
3) заслушивание руководителей административных служб полиции о соблюдении законности в службах и подразделениях на заседаниях коллегий, оперативных и селекторных совещаниях.
Методами ведомственного контроля являются:
– оперативный контроль (составная часть непосредственного руководства подчиненными подразделениями, сотрудниками);
– комплексные и контрольные проверки;
– контроль при рассмотрении жалоб на действия сотрудников полиции.
Предметом прокурорского надзора является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
1) выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;
2) приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, его издавшему, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Протест подлежит обязательному рассмотрению в течение 10 дней с момента поступления. В случае принесения протеста на решения представительного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме;
3) вносит представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которое уполномочено устранить допущенные нарушения, которые подлежат безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих, о чем письменно сообщается прокурору;
4) при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в целях их предупреждения объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.[6]
Заключение
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
Во-первых, законность относится к числу сложных политических и юридических явлений и в общественной жизни она выступает как важнейший конституционный принцип, как метод государственного руководства обществом и как необходимый элемент демократии. В широком смысле, законность – это соблюдение субъектами права законов и подзаконных актов. Законность формирует общий принцип отношения общества к праву в целом.
Во-вторых, сущность законности состоит в настойчивом и точном, строгом исполнении и применении законов и подзаконных актов, которые действуют на территории государства, всеми субъектами права. Под законностью в деятельности правоохранительных органов понимается соблюдение Конституции Российской Федерации, а также единообразное исполнение и применение законов Российской Федерации и подзаконных актов или, иначе говоря, полное соответствие действий сотрудников органов внутренних дел административно-правовым, уголовным и уголовно-процессуальным нормам.
В-третьих, законность – это важнейший принцип деятельности органов внутренних дел. Этот принцип выражается как в правоохранительном характере самой деятельности органов внутренних дел, так и в том, что эта деятельность осуществляется на основе строгого и неуклонного соблюдения законов и подзаконных актов.
В-четвертых, к способам обеспечения законности в административной деятельности правоохранительных органов относятся: контроль, прокурорский надзор, обжалование неправомерных действий сотрудников полиции, ответственность сотрудников полиции.
Нужно иметь ввиду, что законность в правовом демократическом государстве выступает основной качественной характеристикой и требованием, которое предъявляется к деятельности государственных органов и должностных лиц.
Правоохранительные органы и их должностные лица не являются исключением. Деятельность правоохранительных органов в государстве тщательно и достаточно подробно регламентируется законами, а охрана правопорядка в государстве допустима только законными средствами и методами.
Само понятие правоохранительные органы трактуются в своем прямом смысле как органы, осуществляющие охрану права и правопорядка, специальные государственные органы, деятельность которых направлена на обеспечение законности, правового порядка, общественной безопасности, прав и свобод граждан.
Правоохранительные органы государства призваны предупреждать и пресекать нарушения законности, охранять правопорядок, права и свободы граждан, а в случае их нарушения восстанавливать нарушенные права, а также устранять последствия правонарушений.
К правоохранительным органам в Российской Федерации относят прокуратуру, суд, органы внутренних дел, органы юстиции, Федеральную службу безопасности, федеральную пограничную службу, службу внешней разведки и таможенные органы.
С точки зрения существования и функционирования правового государства законность как принцип имеет двоякое значение для правоохранительных органов. Во-первых, это принцип деятельности самих органов. То есть, все органы и должностные лица обязаны соблюдать законы государства, гарантирующие реализацию и защиту прав и свобод человека, единства и укрепления законности, охрану законом интересов общества и государства.
Во-вторых, охрана и обеспечение законности - это одно из направлений деятельности самих правоохранительных органов.
Исходя из этого, у каждого из перечисленных выше правоохранительных органов есть свои функции в вопросе обеспечения законности.
Прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе правоохранительными органами. Таким образом, прокуратура представляет собой специализированный орган, основной функцией которого является надзор за законностью.
Суд осуществляет правосудие и таким образом способствует укреплению законности и правопорядка в стране и восстановлению нарушенных прав. Согласно принципу законности каждое вынесенное судом решение или приговор должны основываться на конкретном законе.
Органы юстиции проводят юридическую экспертизу правовых актов, в первую очередь с точки зрения их соответствия Конституции и законам государства, обеспечивают законность исполнение уголовных наказаний, предусмотренных согласно вынесенным приговорам судов и др.
Органы внутренних дел осуществляют защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану правопорядка, обеспечивают общественную безопасность, осуществляют борьбу с преступностью, производят дознание и предварительное следствие и т.п. Деятельность органов внутренних дел, в свою очередь, основывается на Конституции, соответствующих ей законов и иных нормативно-правовых актов.
Таким образом, принцип законности, как основной принцип деятельности правоохранительных органов, может быть определен как основанный на Конституции и других правовых законах режим функционирования правоохранительных органов и их должностных лиц, в процессе которого обеспечивается неуклонное соблюдение и исполнение правовых законов.
Наиболее тесная связь в вопросе законности деятельности органов внутренних дел в правовом демократическом государстве прослеживается между этой деятельностью и обеспечением и защитой прав и свобод граждан. Если права и свободы человека и гражданина соблюдаются, а их нарушение либо исключено вообще (что возможно только в идеальном государстве) либо гарантированы защита и восстановление нарушенных прав деятельностью компетентных органов, только в этом случае можно говорить о законности в деятельности правоохранительных органов. Наличие эффективной защиты и обеспечения прав человека и гражданина является действенным определителем наличия или отсутствия режима законности в государстве.
Соответственно, нарушение законности можно охарактеризовать как виновное причинение вреда правам, свободам, законным интересам граждан и общественным отношениям со стороны должностных лиц, в связи с исполнением ими должностных обязанностей.
Нарушение законности в этом случае должно характеризоваться рядом признаков:
- нарушение выражается в противоправном поведении;
- такое поведение характеризуется причинением вреда правам и свободам граждан, интересам общества и государства;
- субъектом нарушения законности выступает должностное лицо;
- нарушение законности связано с использованием или злоупотреблением служебным положением, а также с халатным отношением к исполнению служебных обязанностей.
Можно выделить следующие нарушения законности, совершаемые сотрудниками правоохранительных органов в процессе их служебной деятельности: нарушение прав и свобод граждан; незаконное предоставлении гражданам преимуществ и льгот; незаконное освобождение граждан от обязанностей и ответственности; получение взятки и злоупотребление должностным положением.
Вместе с тем есть своя специфика в вопросе нарушения законности в системе органов внутренних дел. В частности к таким нарушениям относят: непринятие заявления о преступлении; сокрытие преступления от учета; незаконный отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием события или состава преступления; незаконное привлечение виновного к уголовной ответственности; фальсификация доказательств виновности или невиновности конкретного лица.
В свою очередь нельзя причислять к нарушениям законности совершаемые должностными лицами уголовные преступления и проступки, не связанные с исполнением должностных обязанностей или использованием служебного положения и несущественные и неумышленные нарушения закона должностными лицами правоохранительных органов, связанные с исполнением служебных обязанностей.
Таким образом, законность представляет собой не просто требование, а доминирующее, основное требование, предъявляемое к деятельности правоохранительных органов и должностных лиц в правовом государстве, а достижение правопорядка через соблюдение законности - цель данной деятельности.
Актуальность выбранной темы обусловлена проблемой реализации принципа законности в деятельности правоохранительных органов на территории Российской Федерации. Данный принцип требует непрерывного контроля со стороны органов власти и необходим для реализации демократических прав и свобод граждан.
Ключевые слова: законность, право, демократия, правосудие, принцип
В настоящее время во всех сферах жизни общества можно встретить такие распространенные понятия как законность и правопорядок. Их значение очень велико в силу того, что именно они способны обеспечить систематическое и многостороннее функционирование государственных учреждений, органов, предприятий, общественных объединений. Именно принцип законности способен гарантировать необходимое соблюдение прав и свобод людей, проживающих на территории государства. В свою очередь обязанность по контролю за соблюдением законности лежит на Президенте РФ, Федеральном собрании, Конституционном суде и судах общей юрисдикции, Министерствах и ведомствах, органах субъектов Российской Федерации, а также на общественных организациях и гражданах. Закон определяет перечень государственных организаций и органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.
Осуществление правосудия возможно только на основе Конституции РФ и нормативно-правовых актов, которые были приняты законодательными органами Российской Федерации, в том числе и ее субъектов. Применение разного рода нормативных актов зависит от сущности самого преступления. Если дело можно отнести к уголовному преступлению, то суды вынося приговор имею право руководствоваться только нормами Уголовного кодекса Российской Федерации. Вынесение решения по гражданскому делу в зависимости от его содержания опирается в этом случае не только на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, но и на иные отрасли права: трудовое, семейное или жилищное. Практикуется использование подзаконных актов, если их содержание не противоречит настоящему закону. Стоит отметить, что суд способен успешно выполнять правоохранительную функцию только с условием строгого соблюдения правил судебной процедуры, установленных законодательством Российской Федерации.
Чтобы разобраться в проблеме нарушения принципа законности в сфере деятельности органов исполнительной власти, следует понимать, что данное нарушение принципа может рассматриваться лишь со стороны уполномоченных лиц. К таким преступлениям относятся взятка, злоупотребление своими полномочиями, их превышение, безответственное отношение к своим обязанностям и прочее. На сегодняшний день еще не известно точных причин нарушения законности в правоохранительных органах. Вероятно, в сознаниях государственных служащих пока что не сформировался нравственный барьер, определяющий рамки дозволенных действий. Они определены законом Российской Федерации, но не привиты обществу с ранних лет.
Принцип законности правосудия — универсальный принцип. Его широкое и разностороннее содержание помогает формулировать и определять отдельные стороны других принципов правосудия.
Принцип законности- один из основных принципов законодательства и правосудия в Российской Федерации. В соответствии с которым противозаконность действия, определение меры наказания и других правовых последствий назначаются только в соответствии с законодательством РФ. Тема законности, являющаяся актуальной на протяжении всего существования и деятельности правоохранительных органов, не утратила интереса к обсуждению и на сегодняшний день.
Наша жизнь протекает в государстве с присущим ему демократическим режимом, а демократия невозможна, как известно, без соблюдения законности и правопорядка, так как законность является прямой противоположностью произвола, деятельности опирающейся не на нормы права.
На сегодняшний день именно закон является основным способом выражения народной воли, призванным защищать его права и интересы. Всеобщая система и порядок законодательных мероприятий имеет высокое значение для уровня юридического статуса человека и гражданина. Она существенно влияет на развитие демократии и служит ее гарантом. Собственно законность и призвана целиком исключать произвол и беззаконие, неминуемо гарантировать юридическую неприкосновенность личности. В настоящее время России, как никогда необходимы законность и правопорядок. Оттого что истинная картина такова: законов бесчисленное множество, а законности нет [3].
Особо явно принцип законности находит свое применение в сфере управления и власти. Это обуславливается определенным набором причин:
Во-первых, сфера управления является крупнейшей из всех, что входят в деятельность государства, а также органов местного самоуправления. Реализуется важная деятельность по управлению экономикой, административным, социальным, политическим совершенствованием государства. Основным условием работы всех звеньев управленческой системы является строжайшее соблюдение законов.
Во-вторых, правоохранительная деятельность, реализуемая субъектами управления в результате осуществления своих функций и полномочий, обязательно сопровождается разработкой и принятием правовых актов. Данные акты могут видоизменять, прекращать, образовывать правовые отношения в рамках различных отраслей права.
Принцип законности включает в себя: единство законности на всей территории государства, неотвратимость обеспечения законности путем реализации юридической ответственности за нарушение закона, всеобщность и верховенство, признание прав и свобод человека высшей ценностью и их защиту. Определяют некоторые гарантии осуществления законности, то есть условия, факторы, средства, которые способны обеспечить функционирование принципа. Экономические, политические и другие условия жизни общества создают среду для функционирования права, определяя и особые средства для укрепления законности.
Компоненты принципа позволяют наиболее глубоко раскрыть его значение и социальную роль. Говоря о проблеме законности следует помнить, что не всегда эти элементы имеют место в нашей жизни. Права и свободы граждан, проживающих на территории Российской Федерации в значительной мере гарантировались раньше и гарантируются сейчас. Но эти гарантии действуют далеко не в отношении всех граждан. Данная проблема проявляется, в первую очередь, в гарантиях права на труд, отдых, социальное обеспечение, получение медицинского обслуживания и образования. В результате этого гарантии прав и свобод граждан России заметно ослабляются [1,с.30].
В чем заключается обеспечение законности? Обеспечение принципа означает своевременное обнаружение и предотвращение всяческого отклонения от требования законности деятельности правоохранительных органов и уполномоченных законом лиц; немедленное восстановление нарушенных законных интересов и прав; назначение наказания лицам, признанным законом виновными; профилактика подобного рода преступлений.
Таким образом, следует подвести итог в рассмотрении принципа законности. Законность является основным фактором прогрессивного развития и устойчивости общества. Как никакой другой правовой институт на протяжении всего времени существования имел не только теоретическое, но и социальное, практическое значение. От положения, меры понимания и осознания законности формируется уровень жизни граждан Российской Федерации. А граждане государства, как известно, также являются субъектами данного принципа наравне с государственным аппаратом, уполномоченными должностными лицами и общественными объединениями. А говоря об объекте законности мы должны иметь ввиду поведение юридически обязанных лиц, заключающееся в уровне сознания, видах проявления воли и содержании поступков. Сегодня именно этот вопрос как никогда актуален, так как затрагивает все сферы жизни и общество как никогда нуждается в законности в связи с активным развитием нормативно-правовой базы государства. Но в отсутствии совершенства можно найти и положительные стороны. Законность долгое время являлась причиной социального недовольства, ведущим за собой нарушение равновесия в мире. Само по себе развитие государства основано на противоборстве, а, следовательно, открывается дорога развитию производства и научно-технической сферы.
Первым шагом к решению этих проблем, возможно, станет желание видеть и признавать несовершенство государственного и общественного строя. Вторым шагом станет активная позиция государства, которая будет нацелена на неуклонное исполнение законодательства всеми. Следствием рассмотренных стадий станет невозможность в нашем государстве существования любых форм произвола и вседозволенности.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, законность, орган, принцип законности, мера наказания, правоохранительная деятельность, свобода граждан, соблюдение законности, сфера управления, территория государства.
Читайте также: