Обеспечение пожарной безопасности в школе как объект изучения в школьном курсе обж

Обновлено: 05.07.2024

I. Значение учебного предмета в системе общего образования

Обеспечение безопасности личности, общества и государства в условиях современного исторического процесса достигло уровня глобальной проблемы, став одной из актуальных для всего человечества. В связи с этим введение в нашей стране обучения основам безопасности жизнедеятельности (с 1991 года) является принципиальным достижением как для отечественного, так и для мирового образовательного сообщества.

1. Проблема мотивационного характера

2. Проблемы содержательного характера

В федеральных государственных образовательных стандартах, примерных основных образовательных программах, учебных и учебно-методических изданиях основное внимание концентрируется на стадии предельного обострения опасных процессов и явлений, кризисных состояниях (чрезвычайных ситуациях, криминальных отношениях, антиобщественном поведении и т.п.), что искажает последовательность этапов и нарушает целостность изложения сущности опасных ситуаций.

Отсутствует четкая научно обоснованная позиция о минимальном объеме необходимых знаний по вопросам безопасности обучающихся, соответствующих их возрасту и уровню образования. При этом присутствует перегруженность образовательных программ дидактическими элементами из других предметных областей.

3. Проблемы методического характера

Негативное влияние на преподавание учебного предмета оказывает целенаправленное продвижение идеи эффективности интегрированного обучения основам безопасности жизнедеятельности.

Недостаточные возможности (в том числе и материально-технические) у преподавателя для осуществления систематических практических занятий нарушают принцип практико-ориентированности предмета.

4. Кадровые проблемы

Сокращается число кафедр безопасности жизнедеятельности (специализированных и выпускающих) путем включения их в состав других кафедр (естественнонаучных, медицинских, физической культуры, экологии и т.п.), что ведет к утрате педагогического корпуса квалифицированных кадров.

III. Цель и задачи Концепции

Задачи Концепции

развитию содержания программ учебного предмета на всех уровнях общего образования (с учетом их преемственности) при тесной взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования, на базе реальных потребностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности и необходимости формирования практико-ориентированных компетенций;

популяризации проблематики по основам безопасности жизнедеятельности.

IV. Основные направления реализации Концепции

1. Дошкольное и начальное общее образование

Образовательные программы на уровне дошкольного и начального общего образования при непосредственном участии семьи должны обеспечивать:

в дошкольном образовании:

понимание взаимозависимости счастливого детства и безопасного личного поведения в быту, социуме, на природе;

осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и усвоение простейших правил безопасного индивидуального повеления;

в начальном общем образовании:

внутреннюю мотивацию ребенка к приобретению знаний в области личной безопасности и формированию культуры безопасного поведения;

овладение исходными сведениями о проблемах безопасности жизнедеятельности человека;

Основными направлениями реализации Концепции на уровне начального общего образования являются:

2. Основное общее образование

понимание проблем безопасности и формирование у всех обучающихся базового уровня культуры безопасного поведения;

предоставление каждому обучающемуся возможности выработки и закрепления умений и навыков, необходимых для дальнейшего существования в обществе, в том числе с учетом электронных учебных пособий и дистанционных образовательных технологий;

усвоение обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, включенных в систематизированные знания основ комплексной безопасности личности;

выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих возрастным особенностям и потребностям обучающихся, посредством применения интерактивных тренажерных систем, способных моделировать различные реальные ситуации повседневности;

реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное взаимодополнение, способствующих формированию практических умений и навыков;

корректную оценку результатов промежуточного и итогового контроля освоения основной образовательной программы.

Основными направлениями реализации Концепции на уровне основного общего образования являются:

реализация системного подхода и обеспечение непрерывного изучения предмета на уровне основного общего образования;

использование приема организации учебного материала по сферам возможных проявлений рисков и опасностей: помещения и бытовые условия; улица и общественные места; природные условия; коммуникационные связи и каналы; объекты и учреждения культуры;

использование практико-ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с акцентом на применение тренажерных систем и виртуальных моделей, способных отображать объекты, не воспроизводимые в обычных условиях, а также обеспечивающих электронную поддержку выданных для решения ситуационных задач, отражающих повседневную действительность;

организация всех видов контроля с помощью электронных ресурсов, обеспечивающих: фронтальный опрос обучающихся с оценкой результатов; групповой контроль винтерактивной форме; демонстрацию образцового варианта отработки контрольного задания и др.;

3. Среднее общее образование

формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;

достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, соответствующего гуманитарным принципам государства, интересам обучающихся и потребностям общества в формировании полноценной личности;

понимание роли и места личности гражданина в системе национальной безопасности Российской Федерации;

подготовку обучающихся к решению практических задач безопасности жизнедеятельности, связанных с повседневной жизнью;

содержательно-критериальную оценку уровня достижения прикладных компетенций в области и безопасности жизнедеятельности.

Основными направлениями реализации Концепции на уровне среднего общего образования являются:

включение вопросов межпредметного характера по обеспечению безопасности в контрольные измерительные материалы для проведения государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена (далее – ГИА, ЕГЭ) по географии, химии, физике, биологии, обществознанию, информатике;

4. Система дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности

Система дополнительного образования, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, в области безопасности жизнедеятельности должна обеспечивать:

согласованность компетенций, формируемых в условиях дополнительного образования и во внеурочной деятельности;

использование методических ресурсов, разработанных в рамках деятельности профильных кружков, секций, центров, полевых лагерей, учреждений дополнительного образования, общественных движений, добровольных обществ;

привлечение обучающихся к разработке и совершенствованию электронной образовательной среды учебного предмета в образовательных организациях;

5. Система кадрового потенциала в области безопасности жизнедеятельности

Система кадрового потенциала в области безопасности жизнедеятельности должна обеспечивать:

преемственность между основными образовательными программами общего, среднего профессионального, высшего образования и дополнительного профессионального образования;

проведение форумов, конференций, организацию дискуссионных площадок в сети Интернет, формирование электронной базы справочных данных, учебно-методических разработок, банка перспективных программ, проектных работ на основе современных информационных технологий для оказания методической поддержки преподавателям, в том числе работающим на отдаленных территориях, в сельской местности и пр.;

6. Формирование у обучающихся мотивации к безопасной жизнедеятельности

Для формирования у обучающихся мотивации к безопасной жизнедеятельности целесообразно:

обеспечить условия для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших заинтересованность и способности в области безопасности жизнедеятельности;

создать возможности для участия обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в работе патриотических, военно-патриотических и туристских клубов, экологических и волонтерских движений и т.п., публичной защиты результатов научно-исследовательских и творческих работ;

создать в сети Интернет электронный ресурс для общеобразовательных организаций в части приемов и правил действий по обеспечению личной безопасности и безопасности окружающих, разработать и разместить в нем видеоматериалы по пропаганде правил безопасного поведения;

организовать теле- и радиотрансляции в образовательных организациях по тематике безопасного поведения, оказания первой помощи и др.;

разработать механизмы формирования навыков безопасности жизнедеятельности через взаимодействие с семьей и родительским сообществом.

V. Реализация Концепции

Планируемым механизмом реализации Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.

Все, существующие на сегодняшний день общие правила пожарной безопасности в школе, представляют собой комплекс мероприятий, который разработаны государственными органами, а также административным аппаратом самого учреждения. Целью данного пакета правил является самая полная защита учеников, работников школы, личного и школьного имущества от пожара.

Первичные средства пожаротушения в школе

Первичные средства пожаротушения в школе

Комплекс мероприятий пожарной безопасности в школе, включает в себя сразу несколько направлений работы:


Полная ответственность за соблюдение правил несут её руководитель (директор) и его заместители. При этом персональная ответственность также лежит на заведующих кабинетами и производственными мастерскими.

Обеспечение ПБ в школе

Стенд (уголок) по пожарной безопасности в школе

Стенд (уголок) по пожарной безопасности в школе

На администрации школы лежит ответственность за надлежащие обеспечение выполнения правил, а также выполнение регулярного контроля над тем, чтобы работники школы и учащиеся соблюдали свой режим работы и режим работы школы.

В число мер пожарной безопасности, которые должны постоянно выполняться на территории школы, входят следующие мероприятия:


  • Скорейшее устранение любых факторов, которые могут спровоцировать пожар;
  • Строгое следование графику проведение инструктажей, нацеленных на актуализацию знаний по противопожарной безопасности;
  • Разработка и утверждение эвакуационного плана, и мер по оповещению учеников и работников школы при пожаре;
  • Чёткое распределение обязанностей работников школы при пожаре;
  • Закрепление за определёнными работниками школы лиц, которые будут ответственны за пожарную безопасность во время разных мероприятий: линеек, школьных вечеров, концертов и пр.

Обучение детей правилам ПБ в школе

Систематическое обучение детей правилам пожарной безопасности в школе начинается ещё с младших классов. Детям дают начальные представления о том, что собой представляет огонь, для каких целей его используют и почему он опасен. Закладываются основные знания о правилах обращения с огнём, а также о том, что следует делать во время пожара.

Поскольку малыши ещё не в состоянии усваивать большой объём словесной информации, то учителя занятия на данную тему часто проводят в игровой форме, а также устраивают экскурсии в пожарную часть. Также школьникам показывают обучающие диафильмы и видеоролики, из которых те могут понять главные причины пожаров, а также то, как можно спастись от огня. Помимо этого в начальной школе учащиеся заучивают номер МЧС России, учатся правильно использовать электрические приборы, тушить с помощью воды костры и пр.

Таким образом, всё обучение детей правилам пожарной безопасности для младших школьников сводиться к тому, что им прививают несколько простейших правил:


  • брать и использовать спички нельзя;
  • недопустимо играть около костров или раскалённых предметов;
  • над костром или обогревателями нельзя сушить вещи;
  • запрещено разведение костров без взрослых;
  • не оставлять без присмотра включенные электрические приборы;
  • звонить, кричать и всячески привлекать внимание взрослых, если был обнаружен пожар.

Противопожарная безопасность для учеников средней ступени, включает в себя следующие элементы:

  • привитие знаний и умений обращения с разными электроприборами;
  • получение знаний о легко воспламеняемых материалах;
  • изучение правил использования огнетушителей и иных средств борьбы с огнём;
  • основные знания о правильном спасении своей жизни и жизней других детей.

Работа над закреплением всех этих элементов ведётся в игровой форме, проводятся различные викторины и конкурсы, а также практические занятия.

Последствия пожара в школьном классе

Последствия пожара в школьном классе

Обучение основам пожарной безопасности у учеников старших классов, проходит в форме учений, на которых те получают прочные практические навыки борьбы с огнём, а также учатся спасать людей. Таким образом, заканчивая обучение в школе, старшеклассник должен точно знать ответы на следующие вопросы и уметь выполнять следующие действия:

  • как искать запасные выходы, где располагаются огнетушители;
  • что может стать причиной пожара, и умение предотвратить её появление;
  • основы оказания первой медпомощи;
  • предотвращать и останавливать игры детей с огнём;
  • никогда не нагревать открытым пламенем неизвестные материалы;
  • обесточивать электрические приборы, уходя из дома, не протирать их мокрыми тряпками, когда те включены в сеть, а так же не тушить их водой.
  • не пользоваться легко воспламеняющимися жидкостями для розжига печей и костров;
  • заливать костёр водой, пока не перестанет идти дым;
  • не бросать зажженные спички в сухостой, тополиный пух, в урны.
  • сразу же оповещать пожарную охрану о случаях обнаружения возгораний.

Правила поведения учеников при пожаре

Действия ученика или персонала школы при обнаружении пожара

Действия ученика или персонала школы при обнаружении пожара

Основной набор правил учащихся при пожаре выглядит так:

  • главные признаки пожара в виде дыма или резкого запах гари, говорят о том, что необходимо внимательно слушать учителя, который объективно оценивает ситуацию, и занимается обеспечением безопасности детей;
  • ни в коем случае не нужно поддаваться какой-либо панике;
  • покидать помещение и здание школы нужно быстро, но не бегом, чтобы избежать падений и давки;
  • после того, как здание школы было покинуто, необходимо следовать за учителем, который вскоре произведёт перекличку всех учеников вашего класса.

Итак, мы привели правила пожарной безопасности в общеобразовательных школах, являющиеся основой и итогом обучения школьников.

Сформулировав основные правила пожарной безопасности в школе для учащихся, которые они усваивают в процессе обучения. Необходимо особо подчеркнуть, что полноценная пожарная безопасность в данном случае – это не просто набор каких-то правил, которые нужно просто выучить. В обязанности же учителей и родителей входит тщательный контроль над тем, чтобы все учащиеся освоили эти правила и пользовались ими в повседневной жизни.

Детей не просто обучают их ещё и воспитывают, прививая им навыки правильного обращения с огнём, рассказывая и показывая как нужно вести себя при пожаре, а какие действия предпринимать ни в коем случае нельзя.

Огонь в жизни человека играет двоякую роль: положительную и отрицательную. Он согревает, кормит, возит, защищает и др. Но приручить его до конца можно лишь соблюдая определенные правила. Одной из важнейших проблем ОУ в настоящее время, является обеспечение пожарной безопасности.

Оценить 682 0

Изучение пожарной безопасности на уроках ОБЖ.

Огонь в жизни человека играет двоякую роль: положительную и отрицательную. Он согревает, кормит, возит, защищает и др. Но приручить его до конца можно лишь соблюдая определенные правила. Одной из важнейших проблем ОУ в настоящее время, является обеспечение пожарной безопасности. Связано это с тем, что очень часто на объектах образования случаются пожары и возгорания, несущие большую угрозу как обучающимся, так и преподавателям и персоналу заведения.

Контроль противопожарного состояния образовательных учреждений проводят подразделения ГПС МЧС России. Устанавливают системы оповещения, тревожные кнопки, проверяют наличие действующих огнетушителей, первичных средств тушения огня. Но, как показывает практика, и факты о возникновении пожаров, этого недостаточно для того, чтобы оградить образовательные учреждения от пожаров. Проведение тренировок эвакуации школы при пожаре, знание правил техники безопасности, умение пользоваться огнетушителями различных типов, а так же подручными средствами пожаротушения, вот лишь малая часть того что поможет в чрезвычайной ситуации, возникающей в ОУ. С этой целью, руководители образовательных учреждений и сотрудники, непосредственно отвечающие за противопожарную защиту, проводят инструктажи с педагогами, персоналом, обучающимися.

Но, существуют некоторые проблемы, связанные с преподаванием ОБЖ как предмета. На смену серьезного предмета ОБЖ пришел ОЗОЖ (основы здорового образа жизни), который ведется с 5-го класса по 9класс. В программе ОЗОЖ нет ни слова о том, что делать, если случился пожар или как его предотвратить. Предмет ОБЖ есть в двух классах 8 и 9 (по одному часу в неделю).

- Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.

- Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре.

- Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.

В 9 классе тем, касающихся непосредственно пожарной безопасности как таковых нет. Что очень печально. На мой взгляд, занятий, предусматривающих выработку поведенческих умений и навыков при пожаре, с обучающимися необоснованно мало.

Объем требований к знаниям и умениям по данной тематике достаточно большой, а времени на изучение теории и формирования навыков недостаточно. Давайте проанализируем:

Требования к уровню подготовки обучающихся предполагают:

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5-9 классах учащийся должен знать:

=потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

=основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;

=наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию и т.д.

Обучающийся должен уметь:

=предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

=принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

=пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

=оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях и т.д.


Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.

В настоящее время человек больше всего страдает от им же созданных опасностей.

Статические данные свидетельствуют о том, что люди погибают, становятся инвалидами и больными от опасностей природного, техногенного, антропогенного, биологического, экологического, социального происхождения.

Ученые с древних времен изучают безопасность человека в различных условиях жизни и деятельности.

Аристотель (384–322 до н. э.,) и Гиппократ (460–377 до н. э.) в своих трактатах рассматривали условия труда.

М. В. Ломоносов (1711–1765) написал основополагающие работы по безопасности труда в горном деле.

Значительный вклад внесли в развитие теории безопасности русские ученые: В. Л. Кирпичев (1845–1913), А. А. Пресс (1857–1930), Д. П. Никольский (1855–1918), В. А. Левицкий (1867–1936), А. А. Скочинский (1874–1960), С. И. Каплун (1897–1943) и др.

Трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Комплексной научной дисциплиной, изучающей опасности и защиту от них человека, является безопасность жизнедеятельности.

События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявлений разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отражаются на состоянии здоровья и жизни детей.

За последние годы увеличилось число школьников, болеющих инфекционными, гельминтозными, кожными и другими заболеваниями. Возросло число бытовых травм у детей младшего школьного возраста. Статистические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети младшего школьного возраста. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. По данным МВД России, увеличилось число детей, попадающих в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющихся жертвами насилия.

В связи с этим возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них здорового образа жизни. Эта работа должна начинаться уже с начальной школы.

Сегодня, чтобы понять смысл опасностей, угрожающих человеку, выработать механизмы их преодоления, купирования, нужно сосредоточить внимание на знаниях, традициях, идеалах, которые призваны уберечь социум от гибели.

Итак, актуальность работы связана прежде всего с актуализацией одной из задач образования — воспитания безопасного поведения детей младшего школьного возраста.

Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения и была предложена новая учебная дисциплина — основы безопасности жизнедеятельности. Можно дать такое определение этой дисциплины: безопасность жизнедеятельности — это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Основные положения учебной дисциплины ОБЖ:

- С момента своего появления на Земле человек перманентно живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Сказанное позволяет сформулировать аксиому о том, что деятельность человека потенциально опасна.

- Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью человека, который проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах. Следовательно, опасности — это то, что угрожает не только человеку, но и обществу и государству в целом.

Значит, профилактика опасностей и защита от них — актуальнейшая гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересованным.

Целью курса является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

Содержание курса включает теорию и практику безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

В начальной школе у школьников наряду с развитием представлений о научной картине мира идет формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность, опираясь на полученные знания. Дети учатся адекватному и безопасному поведению в окружающем их мире, учатся понимать причины возникновения опасных ситуаций и способы их предупреждения. Знания о безопасной жизнедеятельности нельзя рассматривать отдельно от знаний об окружающем мире, и поэтому развитие содержания начальной школы идет по линии интеграции, которая сохраняет целостность восприятия окружающего мира.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет представить разработку оптимальных педагогических условий как определение путей воспитания безопасного поведения, этапов работы, последовательное прохождение ребенком которых способствует его освоению. При этом нужно учитывать, как происходит процесс познания у ребенка правил поведения, накопления соответствующего опыта.

Мыслительная деятельность как процесс познания окружающей среды играет большую роль в формировании поведения ребенка. В исследованиях П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной и др. описаны компоненты, последовательное поэтапное выполнение которых обеспечивает интериоризацию, усвоение умственных действий, на основе которых происходит формирование знаний и умений. Исходя из этого, методика, направленная на освоение опыта безопасного поведения ребенка должна осуществляться поэтапно, ступенчато:

На 1 этапе важно заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

На 2 этапе необходимо вводить правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать школьников в умении проявлять эти правила;

На 3 этапе на основе усвоенных знаний и умений (превращение правил из внешних требований во внутренние мотивы) возможно осознанное овладение реальными практическими действиями.

ОБЖ обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методический фундамент для всех без исключения специальных дисциплин безопасности. Человек, освоивший ОБЖ, надежно защищен от опасностей, не навредит другому, способен грамотно действовать в условиях опасности.

Учителю на уроках ОБЖ необходимо опираться на знания учащихся об опасности и безопасности, одновременно помогая детям преодолевать страхи и тревоги, учить правильно реагировать на опасность. Для профилактики психотравм на уроках ОБЖ необходимо соблюдение ряда условий. Информация о факторах риска должна сочетаться со сведениями о том, как научиться избежать опасности и как действовать в опасной ситуации. Учащиеся должны научиться анализировать причины возникновения опасности и действовать так, чтобы избежать беды. Еще важнее научить их правильно реагировать на факторы риска, формировать уверенность в своих силах, готовность в случае необходимости обратиться за помощью к взрослым.

Практическое исследование показало, что уровень знаний учеников об основах безопасности значительно выше при использовании дидактических и сюжетно-ролевых игр, игр-тестов, стихов, загадок и пословиц, учебных задач, кроссвордов, инсценировок.

Поэтому в качестве основных задач учителя выступает подбор наиболее эффективных форм работы по ознакомлению младших школьников с опасностями и их предупреждению. И как следствие — создание отдельного направления ОБЖ во внеурочной деятельности младших школьников.

Основные термины (генерируются автоматически): опасность, безопасное поведение, безопасность жизнедеятельности, начальная школа, окружающий мир, младший школьный возраст, ребенок, горное дело, дорожная безопасность, повседневная жизнь.

Читайте также: