О категории предметной деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности.

Ответ:

Каждому периоду развития присуща определенная структура психических процессов, в центре которой стоит наиболее интенсивно развивающаяся в этот период функция, оказывающая влияние на все психическое развитие.

Доминирующей в системе межфункциональных отношений психической функцией в раннем возрасте является восприятие. Ребенок пока еще не способен к отвлеченному, абстрактному мышлению, только действуя с предметами, он познает окружающий мир в его непосредственной данности с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния.

Пример:

Схематическое воспроизведение действий взрослого становится мощным стимулом дальнейшего развития деятельности ребенка: воспроизводимые ребенком действия взрослого, оставаясь какое-то время несовершенными по моторике и результату, направленны и осмысленны.

На первых порах взрослые стремятся познакомить ребенка с основной функцией предмета, с основным правилом использования вещи. Однако, важное значение в психическом развитии в раннем детстве имеет и использование полифункциональных предметов. Так, палочка может выступить в роли градусника, мостика, ложки, ножа; кубик может стать куском хлеба или мыла, кирпичом или утюгом. Подобные предметы не диктуют жестко способ их использования и предполагают определенную свободу действия, что позволяет им выступить средством овладения замещением. Замещающее действие (в зарубежной психологии его называют символическим) характеризуется новым, условным отношением между предметом и его использованием и свидетельствует о зарождении знаковой формы сознания.

Предметная деятельность способствует развитию личности ребенка, опосредует его отношение к окружающему его предметному и социальному миру и к самому себе; способствует развитию познавательных интересов, любознательности, самостоятельности, целенаправленности.

ВложениеРазмер
gbou_dpo_niro.docx_2_vopros.docx 17.74 КБ
gbou_dpo_niro.docx_2_vopros.docx 19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Кафедра теории и методики Дошкольного Образования

Выполнила: Мустафина Е.С

Место работы: г. Богородск

г. Нижний Новгород 2014г.

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности.

Каждому периоду развития присуща определенная структура психических процессов, в центре которой стоит наиболее интенсивно развивающаяся в этот период функция, оказывающая влияние на все психическое развитие.

Доминирующей в системе межфункциональных отношений психической функцией в раннем возрасте является восприятие. Ребенок пока еще не способен к отвлеченному, абстрактному мышлению, только действуя с предметами, он познает окружающий мир в его непосредственной данности с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния.

Схематическое воспроизведение действий взрослого становится мощным стимулом дальнейшего развития деятельности ребенка: воспроизводимые ребенком действия взрослого, оставаясь какое-то время несовершенными по моторике и результату, направленны и осмысленны.

На первых порах взрослые стремятся познакомить ребенка с основной функцией предмета, с основным правилом использования вещи. Однако, важное значение в психическом развитии в раннем детстве имеет и использование полифункциональных предметов. Так, палочка может выступить в роли градусника, мостика, ложки, ножа; кубик может стать куском хлеба или мыла, кирпичом или утюгом. Подобные предметы не диктуют жестко способ их использования и предполагают определенную свободу действия, что позволяет им выступить средством овладения замещением. Замещающее действие (в зарубежной психологии его называют символическим) характеризуется новым, условным отношением между предметом и его использованием и свидетельствует о зарождении знаковой формы сознания.

Предметная деятельность способствует развитию личности ребенка, опосредует его отношение к окружающему его предметному и социальному миру и к самому себе; способствует развитию познавательных интересов, любознательности, самостоятельности, целенаправленности.

Развитие предметного действия происходит в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым путем включения предмета в образец его правильного использования, где слиты воедино усвоение общественной функции предмета и технические приемы его осуществления. Развитие здесь происходит путем превращения совместного действия сначала в действие, разделенное со взрослым, а затем и самостоятельное.

Деятельность – это форма целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром.

Для ребенка раннего возраста эта деятельность является ведущей. Благодаря активности малыша реализуются его познавательные интересы, удовлетворяется любознательность и стремление получить новые впечатления.

Рисунок 1. Предметная деятельность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Предметная деятельность помогает ребенку найти информацию об окружающем его мире. В решении этого вопроса общение с взрослыми является необходимым условием успешного усвоения ребенком каких-либо познавательных действий.

По мнению Ж. Пиаже, ребенок не сможет понять природу объекта, если не будет на него воздействовать.

Предметная деятельность дошкольников связана с развитием у них нового отношения к миру предметов. Предметы выступают уже как вещи с определенным назначением и способом их употребления, а это отличает предметную деятельность ребенка от манипулятивной деятельности младенца.

Деловое общение играет важную роль в овладении предметной деятельностью и способствует тому, что она становится в раннем возрасте ведущей.

Самостоятельная предметная деятельность ребенка формируется в три этапа:

  • на первом этапе происходят предметные манипуляции 5-6 месячных детей, а к 9-ти месяцам они становятся уже ориентировочными действиями;
  • на втором этапе действия переходят в предметно-специфические, направленные на получение определенного результата, и ребенок осваивает правильные действия, например, мяч он катает, пирамиду разбирает;
  • на третьем этапе возникают предметно-опосредствованные действия, например, кушают с помощью ложки, коляску используют для куклы.

Готовые работы на аналогичную тему

Психологи считают, что для развития дошкольника особо значимыми являются соотносящие и орудийные действия. Выполняя соотносящие действия, ребенок должен два или несколько предметов приводить в определенные пространственные отношения. Например, соотношение величины колец в пирамидке. Безусловно, этому ребенка должен научить взрослый.

Орудийными становятся ручные действия с одним и тем же предметом, например, овладение ложкой, что для ребенка совсем не простое дело. При переходе от ручных операций к орудийным происходит зарождение интеллектуальной деятельности.

Предметная деятельность, таким образом, состоит в усвоении выполнения предметных действий, в ходе овладения которыми ребенок овладевает и необходимыми для этого психическими действиями и качествами.

Психология человека и её проявление в предметных действиях

Благодаря телесным движениям человека возникают предметные действия. Направляются они на объект взаимодействия, чтобы преобразовать его в предмет - это процесс опредмечивания объекта взаимодействия, в результате чего для прагматического использования ему придается форма.

Объектом может быть любая вещь, на которую человек направляет свою активность. Объект (вещь) может быть искусственного и естественного происхождения.

Предмет – это преобразованная человеком вещь. Предмет, удовлетворяющий потребности человека, становится продуктом.

Преобразование объекта в предмет происходит с помощью специальных орудий.

Предметные действия и деятельность являются универсальными средствами психологии человека и его внутреннего мира.

Действия человека и его деятельность психология до настоящего времени изучает, абстрагируясь от человека. Действия и деятельность человека характеризовались как формы его активности, без привязки психологии человека как субъекта этой активности.

Однако это не просто активность, это процесс преобразовательного взаимодействия человека и мира вещей.

Предметное действие с того момента, когда оно соединилось с конкретным объектом деятельности, трансформируется в виды работ, за каждой из которых содержание деятельности, мотивы, способности человека и его обязательства.

Каждый конкретный вид работы содержит информацию о продуктах деятельности. Качество этих продуктов говорит о профессиональном мастерстве человека, создававшего эти продукты.

Главное содержание конкретной производственной деятельности заключается в обобщающем понятии – категория.

Со временем производственные виды деятельности требуют специальной подготовки, потому что приобретают профессиональный характер.

Внешняя и внутренняя деятельность

Леонтьев А.Н. различает внешнюю и внутреннюю деятельность. Внутренняя деятельность происходит на уровне сознания и в идеальном плане оперирует образами, идеями, символами.

Внешняя деятельность оперирует с предметами материального мира и носит название материальная.

На первом этапе деятельность человека выполняется во внешнем предметном плане с помощью тех способов, которые человек получает из наблюдения или имеет о них представление из книг и рассказов. Затем идет процесс интериоризации, что означает перевод присвоенных действий во внутренний план. В результате этого они превращаются в свои собственные схемы, мысли, представления. Это говорит о том, что высшие психические функции рождаются при взаимодействии людей. Они получили название интерпсихических и только потом становятся индивидуальными. Их внешняя исходная форма при этом может быть видоизменена или утрачена.

Форма отражения реальности тоже изменяется – возникает рефлексия субъектом действительности самого себя, своей деятельности. В результате производится сознание.

Таким образом, процесс интериоризации – это процесс формирования внутреннего плана.

  1. инструментальную структуру деятельности;
  2. индивидуальную деятельность включенную в систему взаимоотношений с другими;

Индивидуальная деятельность осваивается при формировании навыков, умений, привычек. Навыки представляют собой автоматизированные действия, а умения – это способы выполнения действий, соответствующие поставленным целям.

Привычное поведение образуется устойчивыми навыками. Потребность в выполнении определенных действий является привычкой.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 24.09.2021

Валентина Николаевна Норина

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Предметная деятельность — это целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, а основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества.

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК . Под общей редакцией А.А. Реана . 2002 .

Смотреть что такое "Предметная деятельность" в других словарях:

деятельность предметная — деятельность, подчиненная особенностям предметов материальной и духовной культуры; практические действия с реальными предметами материальной и духовной культуры соответственно их функциональному и культурно обусловленному назначению. Направлена… … Большая психологическая энциклопедия

Деятельность — динамический процесс взаимодействия индивида с внешним миром (внешняя деятельность) или с самим собой (внутренняя деятельность). Оба аспекта деятельности сосуществуют в диалектическом единстве: в ходе внешней деятельности: индивид изменяет самого … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

деятельность детская — активное взаимодействие ребенка с внешним миром, в ходе коего происходит онтогенетическое формирование его психики. В ходе деятельности за счет подстраивания ее к разным, в том числе социально моделируемым условиям, происходит ее обогащение,… … Большая психологическая энциклопедия

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии) — философская и общенаучная категория, универсальная и предельная абстракция, в том смысле, что Д. это синоним творчества и поэтому не может получить конечного рассудочного определения: «Д., по самому существу ее для рационализма непостижима, ибо Д … Большая психологическая энциклопедия

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Философская, социологическая и психологическая категория; явление, изучаемое всеми общественными и гуманитарными науками: взаимодействие человека с окружающей действительностью, в процессе которой человек сознательно и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, выполнение к рой определяет возникновение и формирование осн. психол. новообразований человека на данной ступени развития его личности. Л. С. Выготским были заложены основы представлений о В. д. в рамках его трактовки игровой… … Российская педагогическая энциклопедия

Ведущая деятельность — деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование осн. психологических новообразований человека на данном этапе развития его личности. Гипотеза о ведущем типе деятельности была высказана в начале 1940 х гг. А.Н.… … Педагогический терминологический словарь

Общение и деятельность: категориальный анализ — В структуре целостного бытия изначально существуют, реализуются, постоянно воспроизводятся и взаимопереходят друг в друга отношения субъекта с предметным миром (предметная деятельность) и отношения субъекта с др. людьми (О.). По мере развития они … Психология общения. Энциклопедический словарь

— это целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, а основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества.

Смотреть что такое ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в других словарях:

ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

деятельность, подчиненная особенностям предметов материальной и духовной культуры; практические действия с реальными предметами материальной и духовной культуры соответственно их функциональному и культурно обусловленному назначению. Направлена на усвоение способов правильного употребления этих предметов и на развитие способностей, умений и навыков. . смотреть

ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКАЯ

Читайте также: