О какой политической обстановке на руси свидетельствует поучение владимира мономаха кратко

Обновлено: 02.07.2024

Владимир Мономах – один из мудрейших киевских князей в конце своей жизни задумал написать поучение своим детям, в котором сформулировал основные правила поведения человека в обществе. Поводом к написанию Поучения стала встреча с братьями, которые предложили ему объединиться и выступить против Ростиславичей, тем самым продолжить распри на русской земле. Возвращаясь домой, князь обратился к Священному писанию и решил написать Поучение своим детям.

Жанр

Сам автор определил свою грамоту как поучение, однако исследователи древнерусской литературы считают, что правильнее называть произведение посланием.

Сюжет и тема

Князь Владимир Мономах сразу определился с адресатом своего Поучения – это его дети. Им князь намерен изложить правила поведения православного человека, рассказать о своем жизненном пути и передать свой опыт богатой на события княжеской жизни. Произведение интересно не только правилами добродетельной жизни, но и тем, как сам князь руководствуется этими правила в своей жизни.

Главные герои

Прежде всего, это сам князь Владимир Мономах. В Поучении также упоминаются имена русских князей, с которыми так или иначе приходилось сталкиваться ему. Особо выделен князь Олег Святославович Черниговский, давний сообщник половцев и соперник Владимира Мономаха.

Композиция

Поучение состоит из трех частей. Первая часть – это правила жизни, которые князь сформулировал для своих детей. Основа поведения православного человека – это почитание Бога. Ежедневные молитвы и добрые, пусть даже небольшие дела. Помнить о том, что все мы небезгрешны, стараться меньше их совершать – для верующего человека это очень важное правило. Особое место в своем Поучении князь уделил отношению к убогим. Не забывать их, постоянно заботиться о них – это и княжеский, и человеческий долг. Напоминает князь своим детям и о самых простых человеческих качествах, необходимых порядочному человеку. Это искоренение лени, трудолюбие, забота о старших, быть честными и не чревоугодничать и многие другие, которые актуальны в наше время.

Вторая часть Поучения - это рассказ князя о своей военной деятельности, которую можно назвать его автобиографией. Восемьдесят три больших похода совершил князь, большая часть которых посвятил борьбе с половцами. Первый поход князь по приказу своего отца совершил еще в тринадцать лет. Кроме военных дел князь пишет о том, что его любимым занятием была охота, которая также требовала физических сил и умения. Князю не составляло труда выйти одному и на вепря, и на медведя.

Третья часть Поучения – письмо к князю Олегу Святославичу Черниговскому, который в борьбе за власть убил младшего сына Владимира Мономаха. Впервые в древнерусской литературе мы видим пример, когда победитель пишет письмо побежденному, в котором он прощает князю убийство сына. Смысл письма заключается в желании князя примириться, он предлагает Олегу Святославичу, своему двоюродному брату, покаяться и прислать в знак примирения жену убитого. Письмо содержит многочисленные упоминания святых и отсылки к Священному писанию, которые должны подействовать на князя Олега. Письмо к князю становится для детей Владимира Мономаха конкретным примером следования тем правилам добродетельной жизни, которые он изложил в первой части.

2 вариант

Данный текст вышел в свет более тысячи лет назад. В нем скрыт неординарный подтекст. Целью произведения становиться наставление жить в мире и согласии для детей. Так как Владимир Мономах на протяжении своей жизни не стремился конфликтовать, вырос в постоянно напряженной политической атмосфере. И считал, что это разрушает страну, делая ее беззащитной и ослабленной. Поэтому даже после смерти своего отца, не стал претендовать на престол, а освободил место своему брату.

Был мудрейшим правителем, всегда совершал обдуманные поступки. Из произведения можно узнать название многих городов, которыми правил Владимир. Полноправно принимает киевский престол в 1113 году.

Главным смыслом текста становиться вера в Бога и в лучшее. Поддерживал только христианскую веру, помогал слабым и обездоленным. Так же в своем обращении указывает на то, что необходимо осуществлять молитв к Богу.

Прочитав его произведение можно проследить древние мотивы в нем. Особенно становится видно их в строках, в которых он описывает все права гостя и его привилегии. Считалось, что в те времена, пришедшего незнакомца следовало принимать в любое время суток, не зависимо даже от различных обстоятельств и бытовых условий. И имя его доводилось узнавать только при застолье.

Давая анализ тексту, можно с уверенностью сказать, что в нема заключается совокупность нескольких идей религиозной и бытовой морали. Владимир - был всегда рассудительным и мудрым правителем. Всегда выступал за единства государства, а не за его воссоединение.

Да, невозможно, точно ответить на вопрос. Правильно ли всегда действия его, но он всегда действовал и принимал решения объективно основываясь на интересы своего народа. Текст заключает в себе множество цитат из библии.

Это произведение является важным историческим документом, отражающим как государственные проблемы и реалии, так и факты из личной биографии князя. Но для того чтобы проанализировать читателям данный текст, придется изрядно потрудиться. Для того чтобы понять какой смысл вкладывал автор при написании, и какие причины послужили для его создания.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ Поучения Владимира Мономаха

Популярные сегодня темы

В нашей повседневной жизни часто приходится выбирать между своими и чужими интересами. Иногда приходится жертвовать удовольствием себя любимого ради дорогих людей. А иногда наоборот, обходя стороннее осуждение,

Городничий города N, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, первостепенный и важный персонаж произведения. Именно благодаря нему развивается действие комедии: он сообщает чиновникам

Ольга Ивановна представлена в рассказе воплощением поверхностности, тщеславия и легкомыслия. Ее образ служит контрастом ее мужу – незаметному, но хорошему и талантливому человеку.

Главным героем повести, которая представляет собой прозу реалистического направления, является Андрей Гуськов, представленные в образе обычного деревенского мужика, до войны являющегося расторопным и бравым парнем

1. Как неофициальное наименование, подобное иным прозвищам.

2.Связывают с анахроническим получением Владимиром Всеволодовичем царских венцов от византийского императора Константина Мономаха

4.Объясняют родством между Владимиром и византийским императорским домом Мономахов.

В период развития феодальных отношений на Руси среди правящей княжеской группы можно выделить деятелей, которые поддерживали возможную законность в порядке правления, способствовали равновесию взаимоотношений феодалов в интересах государственного единства. Желанный образ государственного правителя олицетворял Владимир Мономах. Владимир Мономах (1053-1125, с 1113 г. Киевский великий князь) был один из выдающихся князей своего времени. Он заслужил и восторженные отзывы современников, и благодарную память потомства.

Последний общий совет Мономаха – строить жизнь, не отрываясь от природы, как это делал его отец Всеволод. Мономах не останавливался на описании своих ратных подвигов, каких-либо поучительных примерах личной храбрости и находчивости. Элементы феодальных усобиц прослеживаются без всякой оценки.

Князь обратил внимание и на необходимость образования, ссылаясь на пример своего Великого князя Всеволода, который овладел пятью языками.

Новой в доктрине Мономаха была постановка вопроса о необходимости соблюдения определенных правил при ведении военных действий и нравственном поведении воина-дружинника во время походов, как по своей земле, так и на чужой территории. Так же Мономах развивал идеи о равноправии народов, живущих на земле, поскольку именно для них Бог приготовил в одинаковой мере поля и леса, где всем хватит места без войн и междоусобиц.

Определяя форму правления, Мономах настаивал на системе дуумвирата, то есть реализации властных полномочий великими князьями совместно с советом бояр, высшего духовенства и знатных горожан.

Владимир – князь Киевской Руси, внук Ярослава Мудрого, талантливый мыслитель. Он оставил о себе великую славу и светлую память как мудрого руководителя и отважного полководца. Кроме того, самые главные поучения Владимира Мономаха имеют тысячелетнюю историю.


История сочинения

При изучении древнего литературного памятника в полном объеме необходимо не только внимательно читать текст, но и обращать внимание на исторический контекст. Именно на его фоне мудрость советов правителя выделятся более ярко. Владимир Всеволодович возглавлял различные регионы Руси до того, как в 1113 стал Великим князем Киевским. Мономахом он был по роду матери, являвшейся дочерью византийского императора Константина Мономаха.

Рос будущий великий князь в напряженной обстановке. Ему довелось пережить целую череду внутренних междоусобиц, военных конфликтов с половцами, ставшими серьезной угрозой древнерусскому государству, На некоторые факты из личной биографии Владимира Всеволодовича необходимо обратить внимание при анализе произведения. Владимир Мономах отличался от многих молодых князей удивительным миролюбием. Так, он отказался от притязаний на Киевский престол после смерти отца в пользу старшего брата.

Поучение Владимира Мономаха: анализ произведения

Очередность, конечно, в традициях предусматривалась, но во многих аналогичных ситуациях начинались конфликты между родственника за власть, ослаблявшие страну.









Внешняя политика Владимира Мономаха

Защита страны совместно с сыновьями от внешних врагов:

  • На северо-западе Мстислав строил каменные крепости в Новгороде и Ладоге, на северо-востоке Юрий отражал набеги волжских булгар, князь Ярополк, правивший в Переяславле, воевал с половцами в 1116 и 1120гг, после чего те бежали на Кавказ и в Венгрию, присоединил дунайские города, полностью подчинил Полоцкую землю.

Налаживание дружеских отношений с другими странами:

  • с 1122г. — восстановились дружеские отношения с Византией
  • продолжалась политика укрепления династических связей с Европой, сам Мономах был женат на дочери короля Англии – Гите.

Главные постулаты

Основной позиций Мономаха стала вера в Бога. Из этого следует выбранная им стратегия поведения, одобряемая и поддерживаемая христианством. Князь соблюдал данные им клятвы, помогал бедным и слабым, почитал старших, вел праведный образ жизни. В своем сочинении он указывал на необходимость ведения праведной жизни.

Заглянувший на огонек путник являлся лицом неприкосновенным. Не опускалось даже расспрашивание о том, кто и откуда прибыл. Это мог поведать только сам путник по своему желанию уже после принятия его хозяевами. В тесте отражена совокупность идей бытовой и религиозно морали. Как мудрый политик, Мономах выступал против государственной раздробленности. Он убедился, что жажда власти порывала устойчивость державы. В междоусобных битвах с использованием интриги и привлечением внешних военных сил автор видел только расшатывания благосостояния Руси.

Поучение Владимира Мономаха: анализ произведения

Тема ценностей христианства также поднималась. Автор призывал верить в Бога, помогать нуждающимся. При этом правитель за полный отказ от войн не выступал. Как политику, правителю без военной силы обеспечить безопасность народа и страны в целом невозможно.










Особенности произведения

Исторический источник демонстрирует, что Мономах принимал участие о множестве походов, заключил десятки соглашений. Об этом повествует сам князь. Нельзя утверждать, что все действия автора объективно справедливы. Зато они всегда выражают интересы его страны. Так, после принятия просьбы о помощи от самозванца, претендующего на престол Византии, Мономах понимал, что налицо обман. Боевые действия между Царьградом и Киевом закончились отсутствием серьезных успехов, а соглашение скрепил династический брак.

Владимир Всеволодович был человеком образованным. В его произведении немало цитат, особенно, из Библии. Это подтверждает не только наличие у правителя развитой морали, но и изучение им вопроса перед написанием своего завещания детям. В сочинении упомянуты многие русские города. Они из них стали крупными центрами, к примеру, Курск, Новгород, Владимир, Ростов. Другие утратили былое значение. Их примерами являются Стародуб, Берестье, Кордно. Благодаря заметкам князя об охоте на вепрей, оленей, туров, ученые сделали выводы об ареалах их обитания. Получается, что при помощи литературного памятника получили сведения различные науки.

Прочтение текста в оригинале представляет серьезную проблему. Поэтому для анализа используют переводы. Обычно адаптации сопровождаются множеством примечаний. Это заметно упрощает работу с текстом. Комментарии пишут историки-профессионалы. Это позволяет не обращаться во время изучения каждого вопроса к энциклопедии и другим источникам. Несмотря на огромную разницу в написании, в структуре грамматики русского языка существенных перемен не произошло. Такое положение обеспечивает возможность видения стилистических особенностей и литературных приемов, использованных автором.

Поучение Владимира Мономаха: анализ произведения

Итоги деятельности Владимира Мономаха

Анализ

Для большей убедительности, автор пользуется примерами из собственной жизни, приводит перечень походов. Это доказывает, что сам он придерживался правил, которые рекомендует соблюдать другим. Мономах призывает не предаваться лени, вникать во все государственные дела самим, избегать бессмысленных кровопролитий, чтобы понимать причины происходящего и правильно вести себя. Так автор завершает свое сочинение, показывая желание оставить след после себя, передать жизненный опыт тем, кто получает ответственность за судьбу Руси.

Поучение Владимира Мономаха: анализ произведения

Понимание вложенного автором смысла достигается изучением не вольных трактовок, а оригинальных документов. Поэтому внимания заслуживает также изучение других текстов различных эпох.

Полный текст поучения

Я, смиренный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, — это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить, кровь его пролить вскоре. А господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю жизнь нашу. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость божию.

Прочитав эти божественные слова, дети мои, похвалите бога, подавшего нам милость свою; а то дальнейшее, — это моего собственного слабого ума наставление. Послушайте меня; если не все примете, то хоть половину.

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от бога. Паче же всего гордости но имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на несколько дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего.

Если будете забывать это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.

Поучение Владимира Мономаха краткое содержание

Факты о Владимире Мономахе

Владимир Мономах обращается к собственным детям и всем другим, кто будет читать послание. Призыв его основан на добре, почитании Бога, ведь человеческая жизнь очень скоротечна, а умирать, не совершив раскаяние за свои прегрешения, страшно. Человека красят добрые дела – слезы, покаяние и милостыня. В послании князя звучат призывы к детям не быть ленивыми и постоянно помнить о милости Божьей, которую можно приобрести не только будучи затворником или монахом. Ее можно обрести благодаря свершению небольших дел, которые сделаны искренне с желанием помочь своему ближнему – это зачтется человеку Богом, и, если даже кто-то примет хоть половину из сказанного в послании, человек будет помилован Богом.

Православный человек не должен забывать о слабых и немощных, при любой возможности следует помогать им и кормить их. Вдовы и сироты не подлежат осуждению, они не должны быть обижены сильными. Еще князь в своем послании говорит о том, нельзя убить человека, даже если он виновен и заслужил смерти. Не стоит клясться от имени Бога, но, поклявшись и поцеловав крест, надо хорошо подумать, дабы не нарушить клятвенное слово и вместе с этим не погубить свою душу.

Краткое содержание

Главные герои В дурном обществе

Рассказ Мономаха о своей жизни

Читайте также: