О чем писал лесков в своих произведениях кратко

Обновлено: 17.05.2024

Николай Лесков родился в 1831 году в селе Горохово Орловского уезда. Его мать, Марья Алферьева, принадлежала к дворянскому роду, родственники по отцовской линии были священниками. Отец будущего писателя, Семен Лесков, поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где получил право на потомственное дворянство.

До восьми лет Николай Лесков жил у родственников в Горохове. Позже родители забрали мальчика к себе. В десять лет Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии. Учиться в гимназии ему не нравилось, и мальчик стал одним из отстающих учеников. После пяти лет обучения он получил справку об окончании лишь двух классов. Продолжать образование было невозможно. Семен Лесков пристроил сына писцом в Орловскую уголовную палату. В 1848 году Николай Лесков стал помощником столоначальника.

Год спустя он переехал в Киев к своему дяде Сергею Алферьеву — известному профессору Киевского университета, практикующему терапевту. В Киеве Лесков увлекся иконописью, изучал польский язык, вольнослушателем посещал лекции в университете. Работать его определили в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу. Позже Лесков был произведен в коллежские регистраторы, потом получил должность столоначальника, а затем стал губернским секретарем.

Творчество Лескова. Общая характеристика.

Лесков Николай Семенович (1831- 1895)

— художник слова, который, по справедливому утверждению М. Горького

Чрезвычайно разнообразное по проблематике, творчество Лескова имело особую направленность, отвечавшую существенным интересам его эпохи и в известной мере предвосхитившую искания русской литературы начала XX в. Самобытный талант писателя был обращен к познанию глубин русской национальной жизни, постигаемой им во всей пестроте ее социального состава, на самых разных уровнях ее развития. Испытующему взгляду Лескова русская жизнь открывалась и в ее корневой основе, и в ее нарастающей раздробленности, в ее вековой неподвижности и драматизме назревающих исторических перемен.

Бурный рост общественного самосознания сообщает новую актуальность постановке в искусстве национально-исторических проблем. Наиболее многостороннее раскрытие они получают, пожалуй, именно в творчестве Лескова.

Детство и ранняя молодость Лескова прошли на Орловщине. Глубокую привязанность к этому краю он сохранил на всю жизнь. В силу ряда причин Лескову не удалось получить систематического образования. Он рано начал чиновничью службу и вел ее сначала в уголовной палате орловского суда, а затем, после переезда в Киев, в рекрутском присутствии.

В 1857 г. Лесков Николай Семенович вступает в коммерческую компанию своего дальнего родственника англичанина А. Я. Шкотта. Новая хозяйственная деятельность, частые и дальние разъезды по России еще более расширили его кругозор, познакомили с новыми сторонами народного быта. В начале 60-х годов он вошел в литературу уже сложившимся человеком, хорошо знавшим русскую жизнь, имеющим свое представление о ее общем состоянии и путях ее развития.

(1870—1871), сыгравших роковую роль в его дальнейшей писательской судьбе.

идеи о принципиальной несовместимости высших этических принципов и тех норм и законов поведения, которые предписываются человеку в уставном порядке, получают развитие в ряде поздних сочинений Лескова.

В отличие от часового каждый из них, будучи звеном единого государственного механизма, в значительной степени уже заглушил в себе всё человеческое и подчинил свое поведение тому, чего требует от него его официальное положение, интерес карьеры, логика сиюминутной конъюнктуры.

. Не раз сочувственно цитирует в письмах и художественных произведениях Салтыкова-Щедрина.

Творчество Лескова, сумевшего по-своему глубоко осознать противоречия современной ему русской жизни, проникнуть в особенности национального характера, живо запечатлеть черты духовной красоты народа, открыло новые перспективы перед русской литературой. Новую актуальность оно приобрело в период революционного сдвига русской жизни, повклекшего за собой активное участие в исторических свершениях самых широких народных масс.

В эту пору М. Горький, К. Федин, Вс. Иванов

и другие писатели, стоящие у истоков советской литературы, с большой заинтересованностью обращаются к изучению лесковского творчества и признают свою преемственную связь с ним.

Писатель-антинигилист

Николай Лесков в 1860-е годы. Фотография: russianresources.lt

Сочинение на тему: “Художественный мир Н. С. Лескова “

Каждый писатель стремится создать особый мир , отличающийся не только от других художественных миров, но и от мира действительного. Причем неоднократно отмечалось, что в разных произведениях одного и того же писателя “миры” могут быть так же различны, изменяясь в зависимости от сложности общественной или внутренней обстановки, характеров изображаемых героев. В первую очередь сказанное относится к творчеству таких своеобразных и самобытных писателей, как Н. С. Лесков.

Настолько разнообразны герои, сюжеты, тематика его произведений,

что иногда вызывает затруднение определить какое-либо художественное единство. Однако в них много общего, например, тотальность, черты характеров персонажей и главных героев, мотивы. Поэтому, невольно настраиваешься на определенный лад, прочитав несколько произведений Лескова и открывая очередное. Видится атмосфера, обстановка, среда, погрузившись в которую, можно открыть удивительный и интересный в своем своеобразии мир.

С первых страниц мир Лескова неподготовленному читателю может показаться странным, мрачным, так как он населен в основном героями – “правдоискателями”, которых окружают

глупцы и невежды, единственной целью которых является достаток и спокойствие. Однако благодаря силе писательского таланта Лескова в изображении героев преобладают оптимистические сюжеты, ощущается внутренняя красота и гармоничность художественного мира. Герои Лескова на удивление безупречны и благородны, их речь красива своей простотой и передает мысли, содержащие “вечные” истины: о силе добра, о необходимости милосердия и самопожертвования. “Жители” мира Лескова настолько реальны, что нас не покидает уверенность в том, что их прототипами были реальные люди.

Нет сомнений в том, что автор действительно сталкивался с ними во время своих бесчисленных поездок по стране. Все герои, какими бы обыкновенными и простыми они ни были, – праведники, так их определяет сам Лесков: “Люди возвышающиеся над чертой простой нравственности и потому святы господу”. Цель автора – обратить внимание на русский народ, на его характер и душу, что, несомненно, ему удается. Лесков в полной мере раскрывает характер русского человека со всеми его достоинствами и недостатками. При чтении произведений Лескова особенно бросается в глаза вера героев в Бога и безмерная любовь к родине.

Эти чувства поражают своей открытостью и глубиной, что человек, находящийся под влиянием этих эмоций, может одолеть все преграды, стоящие перед ним. Самопожертвование всегда было присуще русскому человеку, он готов достичь поставленной даже своей жизнью, чтобы достичь поставленной цели, которая непременно высокая и прекрасная. Но как бы ни был русский человек прекрасен и чист душою, он наделен и отрицательными качествами, одним из которых является склонность к пьянству.

Произведение получилось столь народным не без влияния того старого оружейника из Сестрорецка, о котором Лесков упоминает в предисловии к первым изданиям этого произведения.

Мир Лескова – мир русских людей, трепетно творимый и хранимый ими для них же самих. Все произведения написаны Лесковым с таким пониманием даже самых непостижимых глубин человеческой психики, с такой любовью к “праведникам” и России, что читатель невольно проникается лесковской манерой письма, начинает по-настоящему задумываться над теми вопросами, которые волновали когда-то писателя и не потеряли своей актуальности и в наше время.

Лесков, безусловно, писатель первого ряда. Значение его постепенно растет в нашей литературе: возрастает его влияние на литературу, возрастает интерес к нему читателей. Однако назвать его классиком русской литературы трудно. Он изумительный экспериментатор, породивший целую волну таких же экспериментаторов в русской литературе,— экспериментатор озорной, иногда раздраженный, иногда веселый, а вместе с тем и чрезвычайно серьезный, ставивший себе большие воспитательные цели, во имя которых он и вел свои эксперименты.

Этим закрепляется та любопытная особенность произведений Лескова, что они интригуют читателя истолкованием нравственного смысла происходящего в них (о чем я писал в предыдущей статье).

Но и это сравнение при всей своей относительной верности в существе своем требует еще одного уточнения.

Моральное воздействие на читателя этих произведений особенно сильно тем, что в них ничего не навязывается читателю явно: читатель как будто бы обо всем сам догадывается. По существу, он действительно сам решает предложенную ему моральную задачу.

Выше мы стремились показать Лескова как бы прячущегося, скрывающегося, играющего с читателем в жмурки, пишущего под псевдонимами, как бы по случайным поводам во второстепенных разделах журналов, как бы отказывающегося от авторитетных и импозантных жанров, писателя самолюбивого и как бы оскорбленного.

Я думаю — ответ напрашивается сам собой.

Штрихи биографии

Николай Семёнович Лесков был сыном разночинца и обедневшей дворянки и родился в Орловской губернии. Отец служил в орловской уголовной палате и считался хорошим следователем. После выхода в отставку он со своим семейством перебрался в село Панино. В возрасте 10 лет Николай Лесков поступил учиться в гимназию, но прилежания не выказывал и за пять лет окончил только два класса.

В 1848 году на семейство Лесковых обрушилось два несчастья: сначала от холеры умер отец, потом сгорел дом со всем имуществом. К этому времени Лесков уже служил канцеляристом в той самой палате уголовного суда в Орле, где ранее трудился его отец. Вскоре он перевёлся в Киевскую казённую палату помощником столоначальника, продвигался по службе и в 1856 году был произведён в губернские секретари.

В 1857 году Лесков уволился с казённой службы и начал работать в частной компании, которая занималась всем, чем придётся. Несколько лет Лесков "странствовал по России", исполняя дела фирмы, приобрёл громадный жизненный опыт, познакомился с языком и бытом людей. По его словам, это были самые лучшие году его жизни. Тогда он "много видел и жил легко". Позже Лесков признавался, что ему не нужно было специально изучать народ, поскольку он "вырос в народе, . спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом", и сам был его неотъемлемой частью. Этим Лесков отличался от современных ему писателей, в основном выходцев их богатого помещичьего сословия.

Знаток русской души

В 1864 году вышла повесть Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" о том, как молодая купчиха Катерина Львовна Измайлова влюбляется в молодого приказчика Сергея, убивает вместе с ним свёкра, мужа и малолетнего племянника Федю, отправляется за это на каторгу и в порыве мести прыгает в Волгу с моста, увлекая за собой узницу Сонетку, на которую променял её любимый.

В 1870 году выходит роман писателя "На ножах", в котором он зло высмеивал модных в те времена "нигилистов", как называли представителей революционного движения. Лесков остался недоволен своим романом, но от главной мысли, в которой сравнил молодых бунтарей с уголовниками, не отказался.

"Иконостас её святых и праведников"

После романа о нигилистах Лесков, по выражению пролетарского писателя М. Горького, изобразил целый "иконостас" русских "святых и праведников". Были там и представители русского духовенства, и поместного дворянства. Были и образы "стойкой добродетели", достоинства, высокого мужества и "разумного человеколюбия". Были и вездесущие "нигилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники нового типа". Лесков старался показать людей такими, какими видел их внутренним взором писателя и знал, однако, в итоге помимо прогрессивных литераторов поссорился ещё и с церковью, которая обиделась за критику казённого христианства.

"Левша"

Самый большой успех, с точки зрения грядущих поколений, и самый большой шум, по мнению современников, вокруг своей фигуры Лесков вызвал в 1881 году, опубликовав "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе". Вот уж досталось писателю со всех сторон. На "Левшу" обрушилась сокрушительная критика либералов и ярых демократов, которые обвинили Лескова в национализме. Правая часть общественно-политического спектра, напротив, обозлилась за то, что писатель слишком мрачно изобразил жизнь русского народа.

Лесков, откровенно издеваясь над критиками, писал, что в его намерения никак не входило "принизить русский народ", но и "польстить ему" он тоже не собирался. Народ такой, какой он есть, и писатель видит его так, как видит только он - жаль, что эту истину никогда не понимали политиканствующие обыватели, хоть бы даже они и прикрывались возвышенными идеями.

"Очарованный странник"

Вышедшая в 1872 году повесть "Очарованный странник" добавила Лескову новых проблем. Обычно он печатался у М.Н. Каткова - издателя, литературного критика и одного из самых влиятельных сторонников консервативно-охранительного направления. Обычно Катков редактировал произведения своего автора - кое-что в них его не устраивало. Катков всё больше убеждался, что Лесков - "не наш человек". "Очарованного странника" он просто отказался печатать.

В итоге, повесть пришлось издавать по частям в газете. "Правая" и "левая" критика отнеслась к ней враждебно. Лишь при царском дворе и в официальных кругах её, в целом, одобрили, хотя в "Страннике" не обошлось без критики властей.

Я не хочу нравиться публике

Исполняя литературный завет Н.В. Гоголя, Лесков в своих произведениях старался возвеличить "в торжественном гимне незаметного труженика". Лесков искал и находил в русском характере не только одну "дрянь", "ставшую главным предметом новой литературы", но и праведность, пусть редко, но встречающуюся среди грешных людей.

Была в творчестве Лескова и твёрдая принципиальность. Ближе к концу жизни он писал, что его "последние произведения о русском обществе весьма жестоки". Они "не нравятся публике за цинизм и прямоту". Но нравиться публике не входило в его литературные задачи: "Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить".

Художник слова

Умные люди, наподобие графа Льва Николаевича Толстого, ценили Лескова как непревзойдённого знатока русской провинциальной жизни, говорили о нём как о "самом русском из наших писателей". Другие, и таких было немало, оценивали его творчество с позиций общественно-политических задач, которые, по их мнению, стояли перед обществом.

И тут Лесков не вписывался ни в одну их господствующих парадигм - не нравился ни "правым", ни "левым". Ему одновременно отказывали в доверии такие разные деятели культуры как Катков и Салтыков-Щедрин.

Лишь время расставило всё на свои места, навечно застолбив за Лесковым звание выдающегося писателя, который "всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть" со всеми его достоинствами и недостатками.

Николай Семёнович Лесков Родился 4 февраля (16 февраля) 1831, село Горохово Орловского уезда Орловской губернии, Дата смерти 21 февраля (5 марта) 1895, Санкт-Петербург — русский писатель.

Некоторое время спустя, однако, торговый дом прекратил своё существование, и Лесков летом 1860 года вернулся в Киев, где занялся журналистикой и литературной деятельностью. Через полгода он переехал в Петербург, остановившись у И. В. Вернадского.

Последние годы жизни
Умер Николай Семенович Лесков 5 марта (по старому стилю — 21 февраля) 1895 года в Петербурге от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен Николай Лесков на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

Личная и семейная жизнь
В 1853 году Лесков женился на дочери киевского коммерсанта Ольге Васильевне Смирновой. В этом браке родились сын Дмитрий (умер в младенческом возрасте) и дочь Вера. Семейная жизнь Лескова сложилась неудачно: жена страдала психическим заболеванием и в 1878 году была помещена в петербургскую больницу Св. Николая, на реке Пряжке. Главным врачом её был известный в своё время психиатр О. А. Чечотт, а попечителем — знаменитый С. П. Боткин.
В 1865 году Лесков вступил в гражданский брак с вдовой Екатериной Бубновой (урождённой Савицкой), в 1866 году у них родился сын Андрей. Его сын, Юрий Андреевич (1892—1942) стал дипломатом, вместе с женой, урождённой баронессой Медем, после революции осел во Франции. Их дочь, единственная правнучка писателя, Татьяна Лескова (род. 1922) — балерина и педагог, внёсшая весомый вклад в становление и развитие бразильского балета. В 2001 и 2003 годах, посетив дом-музей Лескова в Орле, она передала в его коллекцию семейные реликвии — лицейский значок и лицейские кольца своего отца.

Год спустя после призыва Лескова в России была издана первая вегетарианская поваренная книга на русском языке. Она называлась «Вегетарианская кухня. Наставление к приготовлению более 800 блюд, хлебов и напитков для безубойного питания со вступительной статьёй о значении вегетарианства и с приготовлением обедов в 3 разряда на 2 недели. Составлена по иностранным и русским источникам. — М.: Посредник, 1894. ХХХVI, 181 с. (Для интеллигентных читателей, 27).

Травля и насмешки со стороны прессы не запугали Лескова: он продолжал печатать заметки о вегетарианстве и неоднократно обращался к этому явлению культурной жизни России в своих произведениях.

В филателии
Почтовые марки СССР
1956 год, номинал 40 коп.
1956 год, номинал 1 руб.

Читайте также: