О чем говорит сопоставление людей премудрых и их жалких потомков фаталист кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цель: понять причины трагедии Печорина, выявить авторское отношение к герою, осмыслить сюжетно-композиционную роль повести “Фаталист”.

  1. определить, что для Печорина является смыслом жизни, может ли рок повлиять на неё;
  2. воспитать интерес к литературе через пример классического текста;
  3. развивать устную монологическую речь, умение анализировать и обобщать, умение работать с лексическим рядом, пейзажем.

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжим работу над романом М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Нам предстоит проанализировать главу “Фаталист”, объяснить причины трагедии главного героя и ответить на вопрос: является ли Печорин фаталистом?

II. Проверка домашнего задания.

Давайте выясним, все ли знакомы с текстом. Я предлагаю ответить на следующие вопросы:

  • Чем занимаются офицеры по вечерам? (Играют в карты.)
  • О чём рассуждают офицеры? (О том, что мусульманском поверье, будто судьба человека написана на небесах, находит и между нами христианами, многих поклонников.)
  • Кому принадлежат слова: “Где эти верные люди, видевшие список, на котором означен час нашей смерти? (Кто-то.)
  • Кому принадлежит следующее описание? “Он был родом серб, как видно было из его имени”. (Вулич.)
  • Кому принадлежат слова: “Я вам предлагаю попробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнию, или каждому из нас заранее назначена роковая минута? (Вулич.)
  • С кем Вулич заключил пари? (С Печориным.)
  • Назовите суть этого пари. (Печорин утверждает, что предопределения нет.)
  • Страсть Вулича? (Игра в карты.)
  • Кому принадлежат следующие слова: “Я читал печать смерти на бледном лице его”. (Печорин.)
  • Какая карта была подкинута Печориным? (Червонный туз.)
  • На что натыкается Печорин, когда возвращается домой? (На разрубленную пополам свинью.)
  • Кому Печорин рассказывает эту историю с Вуличем? (Максиму Максимычу.)
  • Кто сообщает Печорину о смерти Вулича? (З офицера.)
  • Назовите имя девушки из повести “Фаталист” (Настя.)
  • Кто произносит слова: “Он прав” и когда? (Вулич перед смертью.)
  • По описанию определите героя. “…бледный, он лежал на полу, держа в правой руке пистолет”. (Пьяный казак Ефимыч.)
  • По описанию определите героя. “Её лицо выражало безумное отчаяние”. (Старуха, мать казака.)
  • Кому принадлежат слова: “Василий Петрович не сдастся – я его знаю”. (Есаул.)
  • Кто испытывает судьбу подобно Вуличу? (Печорин.)
  • Кому принадлежат следующие рассуждения: “Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья”. (Печорин.)
  • Воспроизведите диалог пьяного казака и Вулича. (– Кого ты, братец, ищешь? – Тебя!)
  • Где запирается убийца? (В пустой хате, на конце станицы.)

III. Анализ главы.

1) Индивидуальное задание.

  • Каким в этой повести нам предстаёт Печорин? Чем этот образ отличается от предыдущих глав?
  • Дайте характеристику Вуличу (портрет, страсть к игре). Почему Вулич никому не поверял своих душевных и семейных тайн?

2) Лексическая работа.

Остальной класс работает с лексическим рядом, определяет значение слов: предопределение, рок, судьба, фатум. Всё фиксируется в тетради. Один из учеников подводит вывод.

Как понимаете слова “предопределение” (1. Заранее определить, обусловить; 2. судьба, рок; 3. в религии: воля божества, определяющая собой поведение человека и всё происходящее в мире), предписание – распоряжение, приказ; рок – несчастная судьба.

Вывод. Итак, в этой главе мы не один раз встречаем такие слова: предопределение – 5 раз; судьба, неизбежность судьбы, испытание судьбы – 4; роковая минута, окно – 11; воля – 1; рассудок – 1; фаталист – 1. Как вы думаете о чем это свидетельствует?

Название этой главы “Фаталист”. Что же такое “фатализм”? (Фатализм – вера в неотвратимость судьбы, в то, что всё в мире заранее предопределено таинственной силой, роком; фаталист – человек, склонный к фатализму, то есть верящий в предопределённость всех событий в жизни, в неотвратимость судьбы, рока.)

3) Заслушивание учеников, работающих индивидуально.

4) Чтение по ролям диалога Вулича и Печорина, завершающего эпизод пари. Что утверждает Печорин?

5) Работа с пейзажем (цветовая символика).
Найдите описание пейзажа, когда Печорин возвращается домой. (“..месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться…”)
Где мы ещё встречаемся с такой цветовой символикой? Прочтите. (“… лежала свинья, разрубленная пополам шашкой”.)
И далее смерть Вулича. Как вы думаете, с какой целью автор включил цветовую символику?

6) Размышление о людях премудрых, о вере этих людей.
Убеждает ли случай с Вуличем главного героя, что человек подчинён предопределению? Ю. И. Айхенвальд в своей заметке о "Герое нашего времени" писал:
Да, покуда человек верил в связь свою с горними звездами, с природой здесь на земле и там в небесах, до тех пор была у него сила, воля, напряженная заинтересованность жизнью. А теперь, когда небесные лампады в своей мистической значительности для него погасли и когда в природе он берет, любуясь, только ее пейзаж, – его постигли равнодушие, утомленность, гамлетовские сомнения; и поэты героем нашего времени и всех последних времен считают человека, который из "жизненной бури" выносит лишь "несколько идей", который скучает, тоскует, сам не живет и других убивает. Как эти слова соотносятся с судьбой героев главы “Фаталист”?
Назовите основную мысль раздумий Печорина. (Печорин на словах соглашается с существованием рока, но всё же продолжает сопротивляться этой идее.)

7) Сравнительная характеристика слов Печорина из главы “Фаталист” и стихотворения М.Ю. Лермонтова “Дума”.
Этот эпизод близок со стихотворением Лермонтова “Дума”, давайте сравним, в чем же сходство.
“А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою. ”

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию – презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты – его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства –
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…

(Печорин судит поколение, как и поэт.)
Что же отличает Печорина от Вулича в отношениях к року? (Печорин любит сомневаться во всем, но он воздерживается от суждений о том, существует ли высшая сила или нет. Но герой приходит к мысли: при любых обстоятельствах нужно действовать. “Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!”)

8. Проблемный вопрос.
Существует такое мнение, что Вулич является двойником Печорина. Как считаете вы? Объясните примерами из текста. (Вулич – печальная холодная улыбка, нет злобы на людей; страсть к игре – как борьба с неизвестными фактами (просьба подкинуть карту перед выстрелом); власть над другими – “он приобрёл над нами какую-то таинственную власть). Печорин – холодный блеск глаз, жажда власти – “первое моё удовольствие – подчинять моей воле всё, что меня окружает”.)

Вывод. Герои скитаются по земле без веры и глубоких убеждений. Борьба с людьми, судьбою приводит к истощению воли, души, всего того, без чего не может жить человек. Таким образом в Печорине погибает тот человек, который живет чувствами, переживаниями, но выживает человек, способный анализировать и наблюдать.

IV. Подведение итогов урока.

Вывод. Печорин не готов к деятельности, он не может восстать против устоев светского общества. Он говорит: “В этой борьбе я истощил и дар души, и постоянство воли необходимое для деятельной жизни”. Здесь нужно вспомнить слова, сказанные Печориным перед дуэлью с Грушницким “Зачем я жил…”. Поясните эти слова. Так можно ли Печорина назвать фаталистом?

V. Комментирование оценок за урок.

VI. Домашнее задание.

Письменно ответьте на вопрос: судьба или дело случая, что важнее в жизни человека? Докажите на примерах реальной жизни.

Тамань:
Кто выступает в качестве рассказчика? Почему?

Княжна Мери:
1. Можно ли согласиться с Печориным,что в нём таились "силы необьятные"?
2. Чем дорожит Печорин больше всего на свете?
3. Докажите,что эгоизм и индивидуализм Печорина - это не врождённые качества,а сознательно выработанная система убеждений.

Фаталист:
1. Почему Печорин на некоторое время поверил в предопределение?
2. Как испытывал судьбу Печорин?
3. О чём говорит сопоставление людей премудрых и их жалких потомков?

не обязательно отвечать подробно!

Почему рассказ о любви Печорина автор вкладывает в уста Максим Максимыча?
Возможно потому, что этот человек простой, а следовательно не испортит рассказ своими мыслями, а лишь изложит факты.

Максим Максимыч:
1. Кто описывает портрет Печорина? Почему? - Если не ошибаюсь (читал я лет 5 назад) , портрет описывается от лица автора (того чувака, который путешевствует и в конечном итоге получает дневник Печорина) . Описывает портрет он, так как вся глава вообще-то от его лица, к тому же он видит Печорина в первый раз, поэтому вполне логично, что больше остальных приглядывается к внешности.
2. Почему встреча Максим Максимыча и Печорина вызывает сочувствие к ПЕЧОРИНУ? (конкретно к Печорину) Потому что человек явно весь в себе, а внутри у него, очевидно, хреново, раз он даже столь трогательному отношению Максим Максимыча порадоваться не может.

Тамань:
Кто выступает в качестве рассказчика? Почему? - Печорин, вроде. Потому что он главное действующее лицо этой главы.. хрен знает почему, думаю, в этом нет особой подоплеки.

Княжна Мери:
1. Можно ли согласиться с Печориным, что в нём таились "силы необьятные"? - Подразумевается ответ да.
2. Чем дорожит Печорин больше всего на свете? - По-моему, там был монолог про горы. Что-то типа, бабы-бабами, приходят-уходят, а горы остаются.
3. Докажите, что эгоизм и индивидуализм Печорина - это не врождённые качества, а сознательно выработанная система убеждений. - Он в своих размышлениях показывает, что ему противно то, что он делает и он осознаёт всю мерзость поступков. А раз ему противно, значит, это не от природы.

Фаталист:
1. Почему Печорин на некоторое время поверил в предопределение? Не помню.
2. Как испытывал судьбу Печорин? - Пошел на верную смерть.
3. О чём говорит сопоставление людей премудрых и их жалких потомков? Не помню.

1. Почему Печорин на некоторое время поверил в предопределение?
потому что там его вроде хотели застрелить или чо-то такое, а он сказал "ну и хрен, раз так нужно, значит умру".Вот

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выполнила учитель русского языка и литературы Ибрагимова Луиза Бадрюдиновна.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнила учитель русского языка и литературы Ибрагимова Луиза Бадрюдиновна.


Фабулой называют совокупность событий и происшествий в их взаимной внутренней.

Фабулой называют совокупность событий и происшествий в их взаимной внутренней связи, развивающихся в хронологической последовательности. Сюжет – та же совокупность событий, происшествий, а также мотивов и стимулов поведения в их композиционной последовательности.

1) Из текста повести выберите цитаты для характеристики Печорина или д.

1) Из текста повести выберите цитаты для характеристики Печорина или деталей его поведения. 2)Найдите объяснение мотивам его поведения (если возможно, процитируйте). 3) Проанализируйте его взаимоотношения с другими героями повести. Объясните мотивы или причины, которые им руководят. 4) Проследите, изменяется ли характер героя на протяжении повести. Если да, найдите объяснения или причины этих изменений. 5) Сделайте вывод: какая черта характера Печорина доминирует в этой повести; что повлияло на формирование именно такой черты.

Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максима Максимыч.

Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максима Максимыча? Каково социальное положение Печорина и его прошлое в понимании Максима Максимыча? В чем видит Максим Максимыч странность характера Печорина? За что Максим Максимыч резко осуждает Печорина?


Кто описывает портрет Печорина? Почему? Почему Лермонтов не мог доверить порт.

Кто описывает портрет Печорина? Почему? Почему Лермонтов не мог доверить портретную характеристику героя Максиму Максимычу? Какова роль портрета в раскрытии характера Печорина? Какими изобразительными средствами пользуется Лермонтов в описании портрета Печорина? Почему сцена встречи Печорина с Максимом Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже?


Кто выступает в качестве рассказчика в этой повести? Почему? На какую особенн.



Чем объяснить, что Печорин на некоторое время поверил в предопределение? Как.

Печорин – герой своего времени. Печорин – не герой. Мог ли быть Печорин герое.

Печорин – герой своего времени. Печорин – не герой. Мог ли быть Печорин героем нашего времени?

Лермонтовский герой – сын иного времени (не жребия декабристов). Герой гибнет.

Лермонтовский герой – сын иного времени (не жребия декабристов). Герой гибнет от тоски, от того, что не может найти применение своим способностям и реализовать свою активность.

- Я, оказывается, не знал… - теперь знаю… - За что бы ты себя похвалил на уро.

- Я, оказывается, не знал… - теперь знаю… - За что бы ты себя похвалил на уроке? - Что тебе понравилось на уроке больше всего и достиг ли ты своей цели?

+

3 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 3

+

Ответ

+

Ответ

+

1)Чтобы показать внешний взгляд человека, замечающего лишь поверхностные детали, который не задумывается о сути вещей. Это своеобразный контраст с главой "Княжна Мери" (восприятие Максима Максимыча и истинные причины поступков Печорина)

3)Повествование введется от лица главного героя.
Вообще Лермонтов не собирался включать в повесть эту главу. Однако, она является автобиографичной. Сам Лермонтов действительно проездом был в Тамани. Тогда это был маленький захолустный городок и ночью, когда приехал М. Ю. мест для ночлега не было, тогда его разместили на окраине, где он стал заигрывать с девушкой из таверны. Ну и дальше по тексту: ограбили и чуть не убили.

Читайте также: