О чем говорит археология 6 класс краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Археология является одной из исторических дисциплин. Она занимается исследованием и изучением истории человеческой цивилизации на основе материальной базы: ископаемых остатков жизнедеятельности цивилизаций живших ранее.

Но, материальные остатки жизнедеятельности человека тем и отличаются от письменных свидетельств, что не дают прямой информации о событиях прошлых лет. Однако, они являются поводом для определенных выводов о событиях прошлого. И эти самые выводы принято называть исторической реконструкцией.

В свою очередь, особенностью материальной базы с которой работают археологи, является то, что эти артефакты являются результатом проведения раскопок и позволяют реконструировать события которые имели место в прошлом человеческой цивилизации.

Предмет изучения археологии

Археологов интересуют как единичные ископаемые (оружие, посуда, оружие и т.п.), так и комплексы (могильники, сокровища, древние городища), которые открываются благодаря проведению раскопок. Они важны для изучения истории тех времён, когда письменности ещё не существовало. Да и первые системы письменности древних цивилизаций нашли именно археологи.

Но и для исследования прочих эпох, историю которых помогают реконструировать уже письменные источники, значение археологии не из менее важно. Ведь она способна дать учёным новую информацию, дополнив уже известный фактаж.

И только с XIX столетия, когда исследователей стало интересовать любые ископаемые относящиеся к прошлым векам, археологию стали относить к истории. Как ее составляющую, археологию первыми стали трактовать русские.

Американцы же считали археологию составляющей антропологии (науки, изучающей человека).

В свою очередь европейцы считали археологию автономной наукой, сочетающей в себе наработки естественных и гуманитарных наук.

Первым археологом можно считать вавилонского царя Набонида, правившего в VI в. До н. э. Он раскапывал древние городские строения с целью отыскать надписи давних правителей. Этот первый археолог также был первым документалистом, фиксируя в письменном виде все свои достижения и промахи.

Древнеримский Лукреций в І в. до н.э. стал автором периодизации эволюции материальных культурных памяток. Он установил смену эпохи камня бронзой, а бронзы – железом.

В средних веках археологией интересовались меньше. Чего не скажешь об эпохе Возрождения. Тогда, в XV-XVI в., итальянцы активно искали античные скульптуры.

А XVIII век ознаменовался страстью к коллекционированию. Тогда-то и возникли целые археологические сообщества. Они провели первые раскопки ради научных исследований. И это, в конце XVIII в., дало старт развитию именно археологии, как науки.

В этом плане важным шагом стали раскопки около Неаполя Гераклунума и Помпей погибших в результате извержения вулкана в 79 г. н.э. Они продолжались и во время прихода на эти земли французских войск в конце XVIII в. А вообще французов времён Великой французской революции и Первой империи очень интересовала античность. Это позволило раскопать Помпеи и доказать ценность для науки ископаемых артефактов, что стимулировало интерес археологов другими эпохами. Бонапарт снарядивший Египетскую экспедицию в 1799-1801 годах дал старт исследованиям древнеегипетской цивилизации.

А археологические исследования I пол. XIX в., позволили открыть древнюю цивилизацию на территории Месопотамии.

Правда, на тот момент древние артефакты не идентифицировались, и не датировались. А с хронологизацией находок помогло деление на каменный, бронзовый и железный века. Такая догма была популярна среди историков XVIII в. А на археологию ее впервые проецировал в 1836 г., датчанин Томсен. А его последователем стал земляк и коллега Ворсо.

В свою очередь француз Ларте в 1837 г., занялся исследованием пещер на юго-западе страны, датировав их отложения и доказав, что древние люди жившие здесь делали орудия из камня и охотились на мамонтов.

Популярность теории Дарвина принесла признание гипотезы Ларте и дала стимул поискам доказательств жизнедеятельности первобытных людей.

А его коллега и земляк Мортилье в период с 1869 по 1883 создал хронологическую классификацию первобытных ископаемых взяв за основу теорию Дарвина. А ещё он классифицировал эпоху камня на периоды щель, ашель и мустье.

А в 1865 г., британец Леббок разделил эпоху камня на палеолит (древний период) и неолит (новая эпоха). Правда связь между ними найти не удавалось до XIX века. Именно тогда француз Пьет сделал открытие эпохи среднего каменного века (мезолита).

Кон. XIX – нач. ХХ в. ознаменовалось классификацией шведом Монтелиусом археологических артефактов. Он создал ряды эволюции и типизировал их следя за эволюцией форм. А ещё этот ученый датировал бронзовую и раннюю железную эпохи.

В начале XX в., дело Пьета продолжил француз Дешелет написав комплексную работу о западноевропейской археологии и в частности по французской. Он рассмотрел палеолит и эпоху раннего железа.

XIX-XX века ознаменовались чередой археологических открытий на территории Греции. Так, Шлиман занимался раскопками древнегреческих Микен и Трои, что привлекло внимание к археологии в целом. Кроме того, были раскопаны комплексы древнегреческих Афин, Спарты, а также храмы в Олимпии и в Дельфах.

На территории Италии были раскопаны Остия и Рим. А в 60-х гг. XIX ст., в уже объединенной Италии Фиорелли занимался раскопками Помеев. Именно ему приписывают создание методики реконструкции археологических находок на основе сохранившихся частей. Результаты работы Фиорелли стали хрестоматией для археологов разных стран.

Примерно в это же время работали археологии и на территории Малой Азии, раскапывая сирийские Пальмиру и Гелиополь, эллинистические Пергам и Пирену, а также малоазиатские Эфес и Милен.

Огромный вклад в археологию сделал на заре ХХ в., британец Эванс открывший в греческом архипелаге Эгейского моря АК бронзового века, относящуюся ко ІІ тыс. до н.э., и раскопавший Кнос на Крите. Ему также принадлежит заслуга установления связей между древностями первобытного и античного миров. Эванс раскопал на Крите новую бронзовую АК имевшую связи с Азией и Египтом. Это позволило датировать критские находки и стимулировало развитие европейской хронологизации археологических находок.

А открытие таких АК как латенская, лужицкая и гальштатская дало толчок для исследований цивилизации населявшей центральноевропейский регион в эпоху железа.

В ХХ в., значительный вклад в исследование славянских памяток внёс чех Нидерле. А британец Чайлд в это же время впервые классифицировал древние азиатские и европейские АК.

В то же время Винклер открыл в Малой Азии хеттскую АК (столица Богазкее) неподалеку современного города Анкара.

А древнеперсидскую культуру помогли изучить раскопки Суз и Персеполя. Тогда как на территории Месопотамии были раскопаны Вавилон, Ниневия, Ашшур, Дур-Шаррукин и т.д. А также открыли самой древней на земле шумерской цивилизации Лагаш и Ур. Позже велись раскопки и в других регионах, в том числе на территории Центральной Америки, Индии и Китая.

Таким образом, зародившись ещё во времена Платона, археология к концу ХХ столетия стала самостоятельной наукой с мощной базой накопленных знаний.


Урок знакомит с такой наукой, как археология, основными методами изучения археологических находок. Рассказывается о городищах на территории России. Рассматриваются основные источники, по которым археологи реконструируют исторические события и быт населения.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Археологические находки – свидетели истории"

В ходе урока вы узнаете об археологии и методах изучения археологических памятников, а также познакомитесь с самыми интересными археологическими находками.

Археология – удивительная наука. Она помогает нам узнать о том, что происходило сотни, тысячи и даже сотни тысяч лет назад. История человечества восстанавливается по памятникам материальной культуры – остаткам древних поселений, орудиям труда, украшениям и предметам культа.

Основной способ обнаружения и изучения археологических памятников – раскопки. Археологи аккуратно расчищают культурные слои, чтобы найти предметы, сохранившиеся с древних времён.

Как правило, археологические раскопки ведутся на местах, где какое-то время жили люди – поселениях. Их исследование занимает десятки лет. Так, например, уже более двухсот лет археологи изучают территорию Херсонеса Таврического.


С течением времени люди укрепляли свои поселения валами и стенами. Так появлялись городища. На территории поселений и городищ археологи находят множество предметов, по которым могут описать хозяйственную жизнь наших предков.

Неподалёку от центра современного Новгорода Великого было обнаружено городище, получившее название Рюриково. Здесь археологами было найдено множество предметов скандинавского происхождения: остатки военного снаряжения, монеты, бусы и браслеты. Учёные считают, что городище возникло примерно в девятом веке и именно здесь находилась резиденция князя Рюрика.



Самой главной драгоценностью считаются медальоны с изображением Богоматери. Её образ создан с таким мастерством, что кажется написанным красками. На самом деле он выполнен с помощью эмали.


Ценной находкой для археологов являются погребения. В них можно обнаружить предметы, необходимые для умершего в загробной жизни. Благодаря им учёные восстанавливают материальное окружение древних людей и пытаются понять их образ мыслей.

По погребениям можно узнать, что носили наши предки. Ткань обычно не сохраняется, но по отдельным нитям специалисты определяют материал, из которого шили одежду. А по положению пуговиц и застёжек можно воссоздать фасон костюма.



В Выборге была найдена застёжка-фибула, датируемая 13 веком. Она была сделана из бронзы и имела овальную форму. Археологи считают, что фибула принадлежала зажиточной крестьянке. Эта находка доказывает, что задолго до основания шведами замка на территории Выборга, здесь жили карелы.

Давайте узнаем, что же археологи могут обнаружить. Самыми многочисленными находками являются изделия из глины – керамика. Это могут быть горшки, светильники, части черепицы или архитектурные детали. Их анализ позволяет определить изменения в культуре и торговых связях людей.

По типу украшения керамических изделий учёные формируют археологические культуры. Например, в Восточной Европе существовала культура шнуровой керамики. На ещё влажной глине льняными и пеньковыми верёвками оставляли отпечатки и таким образом украшали керамические предметы.

Ещё один самый распространённый в археологии материал – это стекло. Из него делали украшения и посуду. Чаще всего на территории России находят бусины неправильной формы, изготовленные из грязно-зелёного стекла. С 11 века на Руси появилась стеклянная посуда. А к концу 12 века сосуды стали украшать разноцветным стеклом.

Важными для историков являются находки писем и документов, написанных на берёзовой коре. Как правило, берестяные грамоты датируются одиннадцатым – пятнадцатым веком.


Записи делались на специально обработанной коре берёзы с помощью острой палочки, сделанной из кости или металла.

В большинстве своём берестяные грамоты – это письма людей. В них говорится о хозяйственных и бытовых делах, зачастую содержаться различные поручения.

Долгое время считалось, что в Древней Руси грамотными были только представители высших сословий. Но археологические находки это опровергли. Было обнаружено множество грамот, написанных людьми из низших сословий.

Берестяные грамоты представляют интерес и для филологов, которые могут проследить как менялся алфавит и язык.

В познакомились только с малой частью археологических находок на территории России. Больше информации вы можете найти самостоятельно.

Давайте подведём итоги:

Основной способ обнаружения и изучения археологических памятников – раскопки.

Большой интерес для историков представляют древние городища и курганы.

Археологические находки помогают восстановить внешний облик людей, живших много лет назад, узнать об их культуре и быте.

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 4

Кто такие норманны? На какие страны Европы они совершали набеги?

Норманнами назывались жители Скандинавии. Они совершали военные набеги на прибрежные территории Балтийского моря. Также внесли большой вклад в развитие многих народов современной Европы. Так, следы присутствия норманнов зафиксированы во Франции (где Нормандией названа одна из провинций), а на Ладожском озере найдены археологические следы поселений с бытовой и военной культурой, похожей на скандинавскую.

Вопросы к тексту параграфа

В каком историческом источнике содержатся первые датированные сведения о народе рос (русь)? О чём говорится в этом источнике?

О чём свидетельствуют находки археологов в Ладоге и Новгороде?

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 4

Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий.

Главным расхождением норманнской и антинорманнской теорий является оценка происхождения варягов-русов, которых ильменские словени и племена чуди призвали княжить в Новгород. Норманисты считают Рюрика и его дружину скандинавами из племени свеев (шведов), а антинорманисты причисляют варягов-русов к славянским племенам, населявшим в то время южное побережье Балтийского моря.

Почему династию правителей Руси называли Рюриковичами?

Потому что севший на княжение в Новгороде предводитель варягов-русов был Рюрик. Он положил начало династии князей на Руси.

Какие из перечисленных в параграфе документов были написаны на русском, а какие на других языках?

1. Покажите на карте Скандинавию, остров Рюген, Ладогу, Новгород.

Выполним задание к контурной карте в рабочей тетради на странице 20.

  • Скандинавия — большой полуостров, расположенный на севере Европы (закрашенофиолетовым цветом).
  • Остров Рюген — расположен у берегов современной Германии (небольшой остров жёлтого цвета).
  • Ладога — город на берегу Ладожского озера.
  • Новгород — город, расположенный чуть ниже от Ладоги по течению реки Волхов.

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 4

2. Найдите на карте реки, по которым шла торговля из древнейших русских центров.

Рассмотрим карту на странице 7 атласа.

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 4

Думаем, сравниваем, размышляем

Выскажите своё мнение по поводу спора норманнистов и антинорманнистов. Приведите аргументы в защиту того мнения, которое вы считаете более убедительным.

Применимость названий русы, руги, рутены, руяны к одному и тому же племени доказывается во многих исторических документах. История происхождения племени ругов позволяет с большой долей вероятности причислять их к одному из племен венетов (именно этим именем впоследствии называли все древние славянские племена, хотя сами венеты пришли в Европу из Малой Азии после падения Трои и смешались с местными славянскими племенами, привнеся новшества в культуру, верования и традиции). Однако многие историки считают ругов восточногерманским племенем.

Возможные вопросы на уроке

Почему вопрос о происхождении Руси до сих пор считается дискуссионным?

Вопрос о происхождении Руси до сих пор считается дискуссионным потому, что имеется недостаточно источников для однозначного обоснования той или иной гипотезы. А имеющиеся письменные источники противоречивы. Кроме того, разные позиции в вопросе о происхождении Руси долгое время служили не в научных, а в политических целях. Сегодня все больше ученых склоняются к выводу о том, что нужно говорить о влиянии нескольких культур на процесс образования Руси.

Что говорят о народе русь иностранные авторы?

К каким выводам вы пришли?

Когда и каким образом варяги пришли на княжение в славянские земли?

Когда в землях восточных славян появляются поселения пришельцев из-за моря?

Поселения пришельцев из-за моря появляются в землях восточных славян в VIII-IX веке.

Где располагались эти поселения?

Они располагались в районе Ладожского озера, а также около Новгорода.

Когда и где появился Новгород?

Новгород расположен на Приильменской низменности, на реке Волхов. Официальной датой возникновения Новгорода принято считать 859 год.

К какому выводу пришли многие археологи?

Многие археологи пришли к выводу, что пришельцами из-за моря были норманнами. Однако данное утверждение не может быть однозначным, поскольку найденное оружие, глиняная посуда, строения и предметы быта применялись и на южном побережье Балтийского моря, где обитали славянские племена.

Каковы были главные занятия норманнов?

Главными занятиями варягов и норманнов были война и торговля.

Почему с восточными славянами варяги имели почти дружеские отношения, в то время как на Западе они внушали ужас местным жителям?

По мнению академика Б.А.Рыбакова варяги приезжали на территорию ильменских словен не воевать, а торговать. Он объясняет это тем, что тактика нападения варяжских дружин славилась внезапностью. Для того, чтобы напасть на восточных славян, варягам нужно было войти в Финский залив, где их флотилия просматривалась с берега, а затем пройти несколько сотен километров по рекам и озерам против течения Невы, Волхова и Ловати. На всем этом пути ладьи могли простреливаться с берегов. Кроме того, чтобы добраться до богатых владений полян, северян, древлян варягам пришлось бы перетаскивать свои корабли по суху из одного водоема в другой, при этом они сами становились беззащитными перед нападением. Фактор внезапности не мог играть главную роль.

Кто такие варяги?

Какова роль варягов в создании Древнерусского государства?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Первые известия о Руси

Описание презентации по отдельным слайдам:

Первые известия о Руси

Первые известия о Руси

Давайте вспомним: Какие исторические источники помогают ученым в исследовании.

Давайте вспомним: Какие исторические источники помогают ученым в исследовании древнейшей истории? Кто такие норманны? Чем они занимались? На какие государства Европы совершали набеги?

План 1. Происхождение народа Русь 2.О чем говорит археология 3.Споры норманис.

План 1. Происхождение народа Русь 2.О чем говорит археология 3.Споры норманистов и антинорманистов

1. Происхождение народа русь В IX веке на востоке Европы появилось государств.

Она была написана в начале XIIвека монахом Киево-Печерского монастыря (лавры).

Она была написана в начале XIIвека монахом Киево-Печерского монастыря (лавры), летописцем Нестором. В этой летописи есть знаменитый рассказ о призвании варягов. Кто такие варяги?

Летописец сообщает, что народ варяги или русь пришел в Новгородскую землю, по.

Летописец сообщает, что народ варяги или русь пришел в Новгородскую землю, по приглашению славян и финно-угров, во главе с тремя братьями, старшим из которых был Рюрик. Это произошло в 862г. – призвание варягов. Рюрик, Синеус и Трувор

Народ русь – это: Варяги (Повесть временных лет) Росы (свеи=шведы) с правител.

2.О чём говорит археология Археология говорит, что в VIII-IX веках в северных.

3. Споры норманистов и антинорманистов Норманисты Антинорманисты Немецкие уче.

3. Споры норманистов и антинорманистов Норманисты Антинорманисты Немецкие ученые Г. Байер. Г. Миллер. А. Шлёцер Считают, что варяги-русь – это скандинавы (шведы). Они утверждали, что без приглашения правителей-норманов, славяне не смогли бы создать свое государство и культуру. М.В. Ломоносов. Считают, что варяги-русь – это славянский или другой нескандинавский народ. Например, племена западных славян. Варины на острове Рюген.

Подведем итоги: В Восточной Европе образовалось более десятка славянских союз.

Подведем итоги: В Восточной Европе образовалось более десятка славянских союзов племен, в каждом из которых были собственные князья. В течении IX-X веков восточные славяне были объединены под главенством князей династии Рюриковичей в государство, получившее название Русь. Происхождение династии из-за недостатка источников остается предметом споров.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 230 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.01.2018 2643
  • PPTX 1.7 мбайт
  • 37 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Солопина Полина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: