О чем должен знать воспитатель для определения готовности дошкольников к школе

Обновлено: 02.07.2024

В настоящее время остро стоит проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием. Это связано, с одной стороны, с тенденцией раннего изучения в дошкольных образовательных учреждениях школьного программного материала, когда возникает ситуация дублирования, и часть детей приходит в первый класс с достаточно высоким уровнем развития. С другой стороны, определенная часть детей не посещает дошкольные учреждения, а семейное воспитание не всегда успешно компенсирует общественное. Кроме того, возможны индивидуальные особенности развития детей. В одном классе, как правило, собираются дети с разным уровнем готовности к обучению. Поэтому педагогу для успешной организации обучения необходимо определить стартовые интеллектуальные и личностные особенности каждого ученика.

  • физической готовностью;
  • интеллектуальной готовностью;
  • личностной готовностью.

Физическая готовность ребёнка к школе определяется врачами и заносится в медицинскую карту.

Интеллектуальная готовность включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние ряда познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти), умственное и речевое развитие.

Личностная готовность включает в себя ориентировку в окружающем мире, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность, инициативу, потребность в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми, что определяет желание ребенка учиться и его успехи.

Готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе можно установить, используя различные диагностические методики, которых сегодня немало. Нами используются те, которые может организовать и интерпретировать сам учитель.

Педагогическая диагностика, используемая нами, разработана под редакцией Л.Е. Журовой. Она включает в себя два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных рабочих листах. Второй этап – индивидуальное обследование, в процессе которого учитель наблюдает за деятельностью одного ребенка.

Ценность группового обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что оно позволяет понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке - в новом детском коллективе, в отсутствии родителей. В то же время ряд параметров невозможно выявить в процессе фронтального обследования. Важно учесть и то, что данные группового обследования в случае низкого результата не могут быть абсолютно достоверными: ребенок может растеряться в новой обстановке, быть чем-то расстроен и т.д. Необходимо уточнить такие результаты, предложив ребенку в индивидуальной беседе ряд дополнительных вопросов.

Групповое и индивидуальное изучение детей осуществляются на занятиях “Введение в школьную жизнь”.

При проведении групповой педагогической диагностики мы придерживаемся следующих основных правил:

1. На каждой парте сидит один ребенок, у которого должны быть рабочие листы и набор цветных карандашей.

2. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более трех минут. При переходе к чтению следующего задания следует предупредить детей об этом словами: "Слушайте следующее задание". Каждое задание дается в точном соответствии с инструкцией, никаких слов “от себя” добавлять не нужно.

3. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 30 минут. Если в ходе работы будет отмечено, что многие дети устали, нужно провести игровую паузу (физминутку).

4. Во время работы важно поддерживать доброжелательную атмосферу.

Индивидуальное обследование включает в себя часть, связанную с определением уровня речевого развития, и дополнительные задания только тем детям, которые допустили ошибки в ходе группового обследования.

При проведении индивидуального обследования важно выполнить следующие условия:

1. После проведения первого этапа педагогической диагностики (групповое обследование) проанализировать рабочие листы всех детей и определить вероятную причину каждой ошибки.

2. Индивидуальное обследование необходимо проводить таким образом, чтобы ответы ребенка не могли слышать другие дети.

3. Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 20 минут.

  • 3 балла выставляется при высоком уровне развития исследуемого параметра ( задание выполнено полностью с незначительными недочетами)
  • 2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития параметра, (правильно выполнено более половины заданий)
  • 1 балл свидетельствует о низком уровне развития исследуемого параметра ( задание выполнено частично, менее половины).
  • 0 баллов свидетельствует об отсутствии исследуемого параметра ( задание не выполнено)

Для получения выводов об уровне готовности будущих первоклассников к школьному обучению мы используем четырехуровневую шкалу.

1. Высокий уровень готовности к обучению - доминирует 3-х балльные результаты с единичными показателями 2-х баллов; (21-24 баллов) Это значит, что при обучении в I классе для поддержания познавательного интереса и высокого уровня умственного развития этих детей необходимо предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий.

2. Хороший уровень готовности к обучению - доминируют 2-х балльные результаты с единичными показателями 3-х баллов; (15 – 20 баллов ) Эти дети в I классе будут справляться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью учителя.

3. Средний уровень готовности к обучению - доминируют 2-х балльные результаты с единичными показателями 1-3-х баллов; (10-14 баллов) Эти дети в I классе будут справляться с большинством заданий с незначительной помощью учителя.

4. Низкий уровень готовности к обучению доминируют 1-балльные результаты с единичными показателями 2-х баллов; (до 9 баллов). Нужно принять, что дети, показавшие такой уровень развития в I классе, будут справляться с большинством заданий со значительной помощью учителя.

Данные этой педагогической диагностики, безусловно, не могут лежать в основе далеких прогнозов. Опыт показывает, что специально организованная система обучения может оказать значительное влияние на развитие ребенка.

Для определения готовности ребенка к школьному обучению мы изучаем ряд интеллектуальных умений, необходимых ребенку с первых шагов обучения.

1. Умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки и углы, не округляя их.

Текст задания: "На своих листах вы видите фигуру. Рассмотрите её внимательно. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру”. (Приложение 1)

2. Умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз), умения пересчитывать клеточки.

Текст задания: "Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания). Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в черный цвет. (Приложение 2)

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз две клеточки и третью закрасьте, синим карандашом.

3. Возьми зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей через одну , закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте жёлтым карандашом".

3. Умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, соответственно правильному пониманию текста задачи. Перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов)

Текст задания: "На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играло на полянке".

"В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Сколько человек осталось в машине? (Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине)." (Текст задачи можно повторить).

4. Интуитивные топологические представления, понимание терминов "внутри", "вне"; способность правильно понимать высказывание.

  • Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.
  • Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.
  • Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.
  • Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга, и вне квадрата".

5. Умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания: "Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники. (На листе бумаги нарисовано в три-четыре строчки 25-30 кругов, в которых расположены треугольники. Примерно в середине - один круг пустой). (Приложение 4).

Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов, то нарисуйте рядом еще один круг; если треугольников, то нарисуйте еще один треугольник".

6. Умения классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию.

Детям раздаются листы с нарисованными треугольниками (Приложение 5). Перед каждым ребенком лежит шесть цветных карандашей.

Текст задания: “Внимательно рассмотрите эти фигуры и мысленно разделите их на несколько групп так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры. Фигуры каждой группы нужно закрасить одинаковым цветом. Сколько найдете групп одинаковых фигур, столько и понадобится вам разных цветных карандашей. Цвет выбирайте сами”.

7. Состояние моторики и зрительно-моторных координаций, умения копировать заданный письменными буквами образец.

Текст задания: "Видите, здесь что-то написано на английском языке. (на листе бумаги запись: "Ann can play" - Приложение 6). Конечно, вы еще не умеете читать и писать по-английски, но вы сможете срисовать эту надпись. Внимательно посмотрите, как на вашем листе написаны буквы, и ниже перерисуйте так же".

8. Состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

Текст задания: "Столбиком нарисованы кружки. Я показываю картинки. (солнце, собака, зонт, коса, слон, лиса, роза, цыпленок, ваза, кисточка для рисования, капуста). (Приложение 7), вы зачеркиваете кружок, если в названии имеется звук [с].). Первая картинка "солнце", в слове "солнце" есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок, а на этой картинке нарисован зонт. В слове "зонт" нет звука |с|, поэтому не зачеркиваем кружок”. Приступаем к выполнению задания.

Для получения объективной картины обязательно учитываются итоги индивидуального обследования.

По итогам проведенных диагностик проводится беседа с родителями. Особое внимание уделяется тем родителям, чьи дети показали низкий уровень готовности к обучению. В тактичной форме нужно не только познакомить с результатами, но и совместно наметить план необходимой коррекционной работы.

Диагностику, определяющую готовность учащихся моего класса к школьному обучению, я осуществляла в 2012-13 учебном году. Необходимо отметить, что результаты диагностики интеллектуальной готовности подтвердились при последующем обучении. В 2012-13 учебном году диагностика проводилась в июне.

Результаты педагогической диагностики по классу.

Количество человек
Высокий уровень 21- 25 баллов 6 человек
Хороший уровень 15 – 20 баллов 9 человек
Средний уровень 9 – 14 баллов 11 человек
Низкий уровень 7-8 баллов 2 человека

Анализ результатов диагностики показал, что высокий уровень готовности имеют 6 детей, что составляет 21%; 32% составляют дети с хорошим уровнем – это 9 ребят; 39%, т.е. 11 детей имеют средний уровень, а 2 человека (8%) – низкий уровень (один из них не посещал ДОУ). Это говорило о хорошей подготовке к школе большей части детей, однако в организации образовательной деятельности обязательно было важно осуществлять индивидуальный подход. Все это в значительной степени подтвердилось при последующем обучении.

Таким образом, основная цель диагностирования - выявление уровня готовности дошкольника к обучению в школе и развитие у ребенка необходимых умений, навыков для успешного обучения. Диагностика позволяет учителю с первых шагов обучения строить образовательную деятельность в условиях личностно-деятельностного подхода, при необходимости осуществлять коррекционно-развивающие мероприятия с первоклассниками.

1. “Беседы с учителем. Первый класс четырехлетней начальной школы” – М. Вентана – Граф, 1998. - 240

2. Журова Л. Е , Кочурова Е. Э., Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей [ текст ] / Л. Е. Журова, Е. Э. Кочурова – М. : Вентана – Граф, 2004.

3. Кирдяева Н.В. Подготовка детей предшкольного возраста к начальному обучению / Н.В. Кирдяева //Начальная школа - 2009. - № 9. С.29-33

4. Чиндилова О.В. Диагностика речевого и познавательного развития старших дошкольников. [ текст ] / О.В. Чиндилова О.В.//Предшкольное образование. Сборник программно-методических материалов. - 2007 с. 22-32.

в) раздел педагогики, занимающийся вопросами развития, воспитания и элементарных форм обучения дошкольников.

г) раздел педагогики, занимающийся вопросами воспитания ребенка в ДОУ;

д) раздел педагогики, занимающийся вопросами обучения детей;

Сформулируйте основную цель дошкольной педагогики.

а) воспитать послушного ребенка;

б) воздействовать на дошкольников методом внушения;

в) исследование конфликтов;

г) воспитать у детей желание учиться.

д) научно обосновать технологию и методику образовательно – воспитательной работы с дошкольниками различных возрастных групп;

Какие категории дошкольной педагогики можно выделить как основные?

а) воспитание, обучение, развитие, социализация;

а) Методы педагогического исследования;

б) начальное образование;

в) предметная деятельность;

г) музыкальное образование.

Дайте определение понятию умственного воспитания дошкольников.

а) целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;

б) педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования;

в ) развитие активной мыслительной деятельности дошкольников , включающие формирование интеллектуальных умений и навыков,воображения, восприятия, памяти, мышления, любознательности и умственных способностей;

г) процесс философского осмысления жизни;

д) организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию их эстетических чувств, формированию представлений, знаний и оценок о прекрасном в жизни и искусстве.

Найдите верное утверждение.

а) единство воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка – задача нравственного воспитания;

б)единство воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка – принцип нравственного воспитания;

в) единство воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка – метод нравственного воспитания;

г) единство воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка – форма нравственного воспитания;

д) единство воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка – результат нравственного воспитания.

Кто из современных педагогов, на Ваш взгляд, наиболее полно разработал теорию эстетического воспитания дошкольников?

Кто из педагогов и психологов внес значительный вклад в теорию игры дошкольников?

Выделите основные направления развития современников дошкольной педагогике.

а) открытие детских клубов при ДОУ;

б) проблема рейтинговой оценки детских садов;

в) строительство саун и бассейнов при ДОУ;

г) разработка проблем содержания воспитания дошкольников в условиях ДОУ;

д) разработка методики эффективной подготовки детей к школе.

Какие уровни управления дошкольным образованием существуют на современном этапе?

10. Следует ли до сих пор руководствоваться Конвенцией о правах ребенка при организации целостного педагогического процесса в ДОУ?

а) она не связана с педагогическим процессом;

б) нет необходимости;

г)Конвенция обеспечивает правовую защиту детей во время организации педагогического процесса;

д) она не направлена на содержание образования.

Уточните компоненты воспитательного процесса в ДОУ.

а)работа с кадрами;

б) двусторонний процесс;

в) результат воспитания;

г) цель воспитания и развития детей;

д) работа с родителями.

Выберите требование к плану работы воспитателя с группой детей.

а) отвечать пожеланиям родителей;

б)план должен быть согласован с планами специалистов ДОУ.

в) наличие волевого усилия;

г) переход на предметное обучение;

д) создание условий для дневного сна.

Выделите из предложенных факторы, направленные на охрану и укрепление здоровья детей в ДОУ.




а) дозированные движения;

б) наличие проблемных ситуаций;

в) двигательная активность;

г) сокращение времени сна за счет занятий;

д) экскурсии в музеи.

Какие принципы и требования должен отражать режим жизни детей в ДОУ?

б) предусматривать интересы детей;

в) развивать творчество детей;

г) учет возрастных возможностей детей;

д) социальное развитие.

15. Наиболее эффективный вид деятельности, способствующий развитию творческой активности детей – это деятельность…

Что является формой обучения детей в ДОУ?

а) консультации для родителей;

б) путешествие среди предметной среды;

Что входит в структуру дидактической игры с детьми?

а) связь с социумом;

б) сотрудничество детей;

в) присутствие на занятии родителей;

г) дидактическая задача;

д) работа с бумагой.

На что следует обратить внимание воспитателям при организации процесса нравственного воспитания дошкольников в ДОУ?

а) на взаимоотношения детей в коллективе сверстников;

б) на отношение детей к наказаниям;

в) на капризы ребенка;

г) на заботу родителей о ребенке;

д) на планы работы педагога – психолога ДОУ.

Выберите из предложенных нетрадиционные формы сотрудничества ДОУ с семьей.

а) выставки детских работ;

в) индивидуальные консультации;

О чем должен знать воспитатель для определения готовности дошкольников к школе?

а) о наследственности ребенка;

б) об условиях проживания в семье;

в) о той школе, куда собирается идти учиться ребенок;

г) о физическом, психическом и социальном развитии ребенка;

д) о трудовой деятельности родителей.

21.Методы дошкольной педагогики, помогающие изучать объект (ребенка):

б) взгляды разных семей на воспитание;

г) исследование конфликтов;

22. Методы обучения детей

а) предметная деятельность;

б) это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей;

в) целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям;

г) сотрудничество детей;

23. К практическим методам относятся:

а) работа с родителями;

в) игровые методы и приёмы обучения;

24. Игровые методы и приемы это:

б) опыты и экспериментирование ;

в) демонстрация наглядных пособий ;

г) дидактическая игра;

25. Словесные методы:

г) выставки детских работ;

26. Условием и средством эстетического воспитания является:

а) ознакомление с трудом взрослых;

б) ознакомление с предметами искусства;

в) ознакомление с окружающим;

г) организация материальной среды;

27.Важнейшими задачами умственного воспитания являются:

а) развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

б)развитие мыслительной деятельности;

28. Сущность опосредованного обучения в том, что:

а) воспитатель определяет дидактическую задачу, упражняет в овладении действиями;

б) создаётся проблемная ситуация, решить которую можно с помощью имеющихся знаний;

в) педагог изучает уровень обученности, организует предметно-материальную среду ;

г) проводятся эвристические беседы;

29. Личностно-ориентированная модель обучения предполагает:

а)демократический стиль взаимодействия;

б) либеральный стиль взаимодействия;

в) авторитарный стиль взаимодействия;

30. Принцип развивающего обучения предполагает:

а) усвоение учебного материала идёт в определённом порядке, системе;

б) обучающая деятельность педагога всегда носит воспитательный характер;

в) обучение – движущая сила целостного развития личности ребёнка;

г) усвоение материала идёт в определённом порядке, системе;

Тест по педагогике

(выбрать правильный ответ)

а) наука о развитии ребенка дошкольного возраста;

б) наука об организации целостного педагогического процесса;

в) раздел педагогики, занимающийся вопросами развития, воспитания и элементарных форм обучения дошкольников.

г) раздел педагогики, занимающийся вопросами воспитания ребенка в ДОУ;

д) раздел педагогики, занимающийся вопросами обучения детей;

Сформулируйте основную цель дошкольной педагогики.

а) воспитать послушного ребенка;

б) воздействовать на дошкольников методом внушения;

в) исследование конфликтов;

г) воспитать у детей желание учиться.

д) научно обосновать технологию и методику образовательно – воспитательной работы с дошкольниками различных возрастных групп;

Какие категории дошкольной педагогики можно выделить как основные?

а) воспитание, обучение, развитие, социализация;

а) Методы педагогического исследования;

б) начальное образование;

в) предметная деятельность;

г) музыкальное образование.

Дайте определение понятию умственного воспитания дошкольников.

а) целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;

б) педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования;

в ) развитие активной мыслительной деятельности дошкольников , включающие формирование интеллектуальных умений и навыков,воображения, восприятия, памяти, мышления, любознательности и умственных способностей;

г) процесс философского осмысления жизни;

д) организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию их эстетических чувств, формированию представлений, знаний и оценок о прекрасном в жизни и искусстве.

Найдите верное утверждение.

а) единство воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка – задача нравственного воспитания;

б)единство воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка – принцип нравственного воспитания;

в) единство воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка – метод нравственного воспитания;

г) единство воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка – форма нравственного воспитания;

д) единство воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка – результат нравственного воспитания.

Кто из современных педагогов, на Ваш взгляд, наиболее полно разработал теорию эстетического воспитания дошкольников?

Кто из педагогов и психологов внес значительный вклад в теорию игры дошкольников?

Выделите основные направления развития современников дошкольной педагогике.

а) открытие детских клубов при ДОУ;

б) проблема рейтинговой оценки детских садов;

в) строительство саун и бассейнов при ДОУ;

г) разработка проблем содержания воспитания дошкольников в условиях ДОУ;

д) разработка методики эффективной подготовки детей к школе.

Какие уровни управления дошкольным образованием существуют на современном этапе?

10. Следует ли до сих пор руководствоваться Конвенцией о правах ребенка при организации целостного педагогического процесса в ДОУ?

а) она не связана с педагогическим процессом;

б) нет необходимости;

г)Конвенция обеспечивает правовую защиту детей во время организации педагогического процесса;

д) она не направлена на содержание образования.

Уточните компоненты воспитательного процесса в ДОУ.

а)работа с кадрами;

б) двусторонний процесс;

в) результат воспитания;

г) цель воспитания и развития детей;

д) работа с родителями.

Выберите требование к плану работы воспитателя с группой детей.

а) отвечать пожеланиям родителей;

б)план должен быть согласован с планами специалистов ДОУ.

в) наличие волевого усилия;

г) переход на предметное обучение;

д) создание условий для дневного сна.

Выделите из предложенных факторы, направленные на охрану и укрепление здоровья детей в ДОУ.

а) дозированные движения;

б) наличие проблемных ситуаций;

в) двигательная активность;

г) сокращение времени сна за счет занятий;

д) экскурсии в музеи.

Какие принципы и требования должен отражать режим жизни детей в ДОУ?

б) предусматривать интересы детей;

в) развивать творчество детей;

г) учет возрастных возможностей детей;

д) социальное развитие.

15. Наиболее эффективный вид деятельности, способствующий развитию творческой активности детей – это деятельность…

Что является формой обучения детей в ДОУ?

а) консультации для родителей;

б) путешествие среди предметной среды;

Что входит в структуру дидактической игры с детьми?

а) связь с социумом;

б) сотрудничество детей;

в) присутствие на занятии родителей;

г) дидактическая задача;

д) работа с бумагой.

На что следует обратить внимание воспитателям при организации процесса нравственного воспитания дошкольников в ДОУ?

а) на взаимоотношения детей в коллективе сверстников;

б) на отношение детей к наказаниям;

в) на капризы ребенка;

г) на заботу родителей о ребенке;

д) на планы работы педагога – психолога ДОУ.

Выберите из предложенных нетрадиционные формы сотрудничества ДОУ с семьей.

а) выставки детских работ;

в) индивидуальные консультации;

О чем должен знать воспитатель для определения готовности дошкольников к школе?

а) о наследственности ребенка;

б) об условиях проживания в семье;

в) о той школе, куда собирается идти учиться ребенок;

г) о физическом, психическом и социальном развитии ребенка;

д) о трудовой деятельности родителей.

21.Методы дошкольной педагогики, помогающие изучать объект (ребенка):

б) взгляды разных семей на воспитание;

г) исследование конфликтов;

22. Методы обучения детей

а) предметная деятельность;

б) это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей;

в) целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям;

г) сотрудничество детей;

23. К практическим методам относятся:

а) работа с родителями;

в) игровые методы и приёмы обучения;

24. Игровые методы и приемы это:

б) опыты и экспериментирование ;

в) демонстрация наглядных пособий ;

г) дидактическая игра;

25. Словесные методы:

г) выставки детских работ;

26. Условием и средством эстетического воспитания является:

а) ознакомление с трудом взрослых;

б) ознакомление с предметами искусства;

в) ознакомление с окружающим;

г) организация материальной среды;

27.Важнейшими задачами умственного воспитания являются:

а) развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

б)развитие мыслительной деятельности;

28. Сущность опосредованного обучения в том, что:

а) воспитатель определяет дидактическую задачу, упражняет в овладении действиями;

б) создаётся проблемная ситуация, решить которую можно с помощью имеющихся знаний;

в) педагог изучает уровень обученности, организует предметно-материальную среду ;

г. Иваново, 2016 г
Готовность детей к школе это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам.

1. Психологическая готовность - необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников - один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это прежде всего залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года, и успешного усвоения школьного материала.
Интеллектуальная готовность

ориентировка ребенка в окружающем;

запас знаний, усвоенных в системе;

желание узнавать новое, любознательность;

развитие образных представлений;

развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой;

Мотивационная готовность-это положительное отношение к школе, к учению, как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности.
Показатели мотивационной готовности:

желание идти в школу;

правильные представления о школе;

познавательная активность (любит книги, решать задачки, кроссворды и др.).

Эмоционально–волевая готовность к школьному обучению - это достаточно высокий уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний, сопровождающих учебные ситуации, способность ребенка адекватно переживать процесс переключения эмоций.
Эмоционально-волеваяготовность-это:

способность управлять своими эмоциями и поведением.

отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи.

умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.

стремление преодолевать трудности и достигать результата своей деятельности.

умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.

умение ориентироваться на заданную систему требований.

Коммуникативная готовность-это:

умение строить свои отношения с различных позиций: взрослый-ребенок, ученик-учитель, партнер-партнер;

умеет строить отношения со сверстниками в совместной деятельности, взаимодействовать, оказывать помощь, поддержку, руководить.

быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;

общение со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;

доброжелательность и отсутствие агрессивности.

2. Физическая готовность определяется по следующим параметрам:

развитие анализаторных систем;

развитие мелких групп мышц;

координация движений в соответствии с возрастной нормой;

готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.

Рекомендации по подготовке ребенка к школе.
На сегодняшний день подготовкой детей к школе занимаются активно и в дошкольном учреждении, и в школах. Мало родителей, которые не уделяют внимание подготовке детей.
Самое главное не переусердствовать в этом вопросе и всегда помнить:
Какова цена учебных достижений?

нарушение памяти: забывчивость, потеря вещей, рассеянность, запинки в речи;

суетливость, неточность в движениях;

капризы, излишняя подвижность и агрессивность;

Подготовки детей к школе – выравнивание стартовых возможностей
Цели воспитателя (учителя, родителя):
1.Создание у детей познавательной мотивации.
2.Осуществление преемственности в воспитании, обучении и развитии дошкольников.
3.Развитие навыков учебной деятельности.
4.Исключение дублирования школьной программы при подготовке детей к обучению.
5.Создание условий для всестороннего развития детей.

Памятка для воспитателей
Занимаясь с детьми необходимо:
1. Помнить и о социальных страхах старших дошкольников:
Страх ошибки на уроке.
Страх насмешки сверстников.
Страх наказания и утраты расположения взрослых.
2. Учитывать особенностей детей 6-7 лет

Особенности

Способы их учета

Нереализованная потребность в игровой деятельности

Использование игровых методов обучения.
Игровые перемены.

Эмоциональная поддержка.
Посильность задания.
Качественная оценка работы.
Само оценивание.
Ситуация успеха.

Управление вниманием с использованием внешних стимуляторов речи, звуковых эффектов.

Самоутверждение в общении со сверстниками.

Групповые и парные работы.

Постоянные и заранее обсужденные дисциплинарные требования.
Использование музыки, рисования, пластического движения.

Несформированность костно-мышечной системы.

Контроль за посадкой.
Пальчиковая гимнастика.

Чередование умственной и физической активности

3. Проводя диагностическую работу не распыляться. Педагог-психолог сам определяет, какой диагностический материал применять и сколько раз в год.
Я предлагаю несколько вариантов для сравнения:

Диагностика

1. Тест К. Иерасика 1

1. Совместная работа с медиками

1. Объемность в работе

1. Расчитана на подгруппу детей.
2. Наличие раздаточного материала.
3. Наличие критерия оценки

1. Отсутствие задания на оценку развития памяти

3.Диагностика психологи-ческого развития дошколь-ника: выявление готовности к школе. 3

1. Охватывает все психические процессы

1. Необходимость наличия специалиста (психолога).
2. Объемность в обработке.

4. Экспресс-диагностика Вархотовой. 4

1. Простая для воспитателя.
2. большая наглядность

1.Расчитатна на 1 ребенка 6-7 лет.
2. Некоторые задания сложны для выполнения

Памятка для родителей
Готовы ли Вы к школе?
Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками.
Сдерживать свои эмоции.
Не кричать, не унижать и не обижать.
Не сравнивать своего ребенка с другими детьми.
Не наказывать ребенка без причины.
Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой.
Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.
Что необходимо знать родителям:
1.Требования школы, в которую собираетесь поступать.
2. Заранее получить информацию об интеллектуальных возможностях ребенка (результаты диагностик).
3.Формировать у ребенка положительное отношение к школе (использовать дни открытых дверей, собственный опыт, игры, беседы о школе).
3.Формировать желание учиться (проводить экскурсии, совместное чтение, использовать положительный пример ребенка-школьника).
4. Соблюдать режима дня.
5. Наличие домашнего посильного обязанностей у ребенка.
6. Иметь четкую систему требований (поощрений и наказаний).
7. Уделять внимание разностороннему развитию ребенка.
Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь сле­дующими советами:

не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше;

не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточ­ных успехов и малого продвижения вперед или даже не­которого регресса.

будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные заня­тия. Поэтому лучше выбирать игровую форму занятий.

избегайте неодобрительной оценки, находите слова под­держки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчи­вость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверен­ность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ре­бенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помни­те, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.
Итак, успехов Вам и - больше веры в себя и в возможности своего ребенка!

1 Солодянкина О.В. Комплексная оценка готовности ребенка к школе: Учебно-методическое пособие.-М.:Аркти, 2010 г.

3 Диагностика психологического развития дошкольника: выявление готовности к школе.Методическое пособие, Иваново 2008г.

4 Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе: Практическое пособие для педагогов и школьных психологов// Набор методик: Стимульный материал, Изд. 2-е, стереотип., Генезис, 1999г.


Содержимое разработки



Приложение 11
Консультация для педагогов

Для чего выявлять психологическую готовность детей к школе

Психологическую готовность к школе нельзя измерить через умение ребенка читать, считать, заучивать стихи. Она базируется на внутренней позиции школьника, когда ребенок принимает эту новую для себя социальную позицию и испытывает потребность не просто узнавать новое, а делать это в новых социальных отношениях со взрослым, отношениях ученик – учитель. Поэтому выявлять психологическую готовность следует не в конце учебного года, а поэтапно с помощью разных диагностических мероприятий. В ходе этих мероприятий педагоги оценят каждый компонент психологической готовности ребенка к школе и спланируют с ним индивидуальную работу.

Какие компоненты включает психологическая готовность к школе

Психологическая готовность ребенка к школе включает семь компонентов. Их разделение условное, так как все они взаимосвязаны. Остановимся на каждом компоненте подробно.

Физическая готовность предусматривает необходимый уровень зрелости и работоспособности детского организма. Показатели физического развития ребенка (рост, вес, мышечный тонус, пропорции тела и другие показатели) должны соответствовать нормам для детей 6–7 лет, состояние зрения, слуха, моторики, нервной системы – позволять ему выполнять учебные задания и переносить нагрузки.

Эмоционально-личностная готовность – это умение регулировать свое состояние в ситуациях, которые связаны с эмоциональным напряжением. Социально-психологическая готовность предусматривает наличие у ребенка качеств и умений, которые необходимы для всех форм общения в ситуациях школьного обучения. Волевая готовность ребенка к школе означает произвольность поведения, способность действовать в соответствии с правилом или требованием. Когда ребенок может управлять своим поведением и умственной деятельностью, доводить дело до конца. Мотивационная готовность предполагает наличие у ребенка стремления к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности – учению, желание ходить в школу.

Интеллектуальная готовность – это достаточный для возраста кругозор, соответствие познавательного развития (восприятия, памяти, мышления, воображения) возрастной норме. Речевая готовность предполагает сформированность у ребенка звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическую правильность речи.

Компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе

1. Показатели физической готовности

2. Показатели эмоционально- личностной готовности

Способен понимать состояние другого человека и сопереживать.

3. Показатели социально-психологической готовности

Ребенок демонстрирует потребность в общении, вступает в контакты с ровесниками и взрослыми и поддерживает их. Умеет слушать, спрашивать, соглашаться и отказываться, остерегаться (чужих взрослых, физической расправы, чрезвычайных ситуаций и т. п.), сотрудничать. Может высказать мнение, показать умение, выступить (у ребенка сформированы навыки коммуникативной инициативы, самопрезентации). Ребенок может подчинять свое поведение нормам детской группы, класса. Способен приемлемыми способами отстаивать свои границы (может не согласиться, воз- разить, отказаться, запретить что-то делать с собой). Имеет опыт самостоятельного решения проблем. Проявляет желание частично сепарироваться от родителей, иметь свои дела и секреты.

4. Показатели волевой готовности

Ребенок умеет сосредотачиваться на неинтересном деле. Способен выполнять задания, которые требуют усидчивости, длительного напряжения. Терпеливый, может отложить приятное ради нужного. Соблюдает установленные дома и в детском саду правила. Любит и инициирует игры с правилами и ролями. Способен выполнить действие или задание по образцу.

5. Показатели мотивационной готовности

Ребенок проявляет интерес к школе, положительно относится к ней, учителям, самому себе как будущему ученику. Воспринимает учение как серьезную деятельность Хочет освоить роль школьника, ходить в школу, иметь школьные принадлежности, новые обязанности, друзей, получать оценки. Демонстрирует желание обсуждать со взрослым более сложные вопросы, чем быт или игра. Принимает школьные требования, осознает их обязательность. Испытывает потребность в новых знаниях стремится их совершенствовать.

6. Показатели интеллектуальной готовности

Примечание. Эти признаки для родителей и воспитателей. Оценку уровня развития мышления ребенка может провести только психолог.

7. Показатели речевой готовности

Ребенок правильно произносит все звуки. Умеет различать звонкие-глухие, твердые-мягкие, свистящие-шипящие звуки (крыса – крыша, крот – грот, бочка – почка). Умеет определять первый и последний звук

в слове и есть ли заданный звук в слове. Верно согласовывает слова в высказывании,

может изменять слово по числу, роду (желтый – желтые – желтая), правильно употребляет предлоги. Имеет словарный запас – не менее 3500 слов. Можно определить по умению обобщать группы предметов (мебель, посуда, животные, инструменты и проч.), называть времена года, месяцы, дни недели, цвета, геометрические

фигуры, не менее 10 диких и домашних зверей и птиц, детенышей животных (индюшонок, жеребенок, поросенок, теленок). Владеет связной речью. Можно проверить через диалог с ребенком на свободную тему: может ли он последовательно и точно высказаться, довести фразу до конца, может ли составить рассказ по картинке.

Читайте также: