Нужны ли платные дороги почему кратко

Обновлено: 08.07.2024

Бесплатные дороги это миф. Строительство новых дорог, их реконструкция и содержание финансируются из налоговых поступлений в бюджет, как правило, за счёт налога на топливо. Однако в России, как и по всему миру, есть дороги, за пользование которыми нужно платить дополнительно.

По словам Екатерины Решетовой, старшего научного сотрудника Института экономики транспорта и транспортной политики, доля таких участков во всех странах мира невелика и составляет всего несколько процентов от общей протяжённости дорог. Например, во Франции по автомобильным дорогам можно проехать более миллиона километров, а доля платных участков составляет меньше 1%. Это общая ситуация для стран Европы и Америки.

В Азии, в частности в Китае, картина иная: здесь платных автомобильных дорог больше. Это связано с высокой автомобилизацией населения, с одной стороны, и с тем, что массовая автомобилизация совпала с развитием платных дорог, с другой. Покупая автомобиль, человек заранее понимает, что за проезд по дорогам придётся платить по довольно высоким тарифам и готов к этому.

Пока в России платные дороги мало распространены. По данным на начало 2021 года, в России около 1,5 млн километров дорог общего пользо­вания, и только 1500 километров из них платные, это 0,1%.


Когда возникает потребность в платной дороге?

В начале прошлого века в некоторых странах Европы платные дороги стали главным источником финансирования строительства сети современных автодорог. Это был способ быстро развить автодорожную инфраструктуру без дополнительной нагрузки на государственный бюджет.

В Северной Америке многие автомагистрали построены за счёт частных инвестиций и являются платными. По данным Федерального управления автомобильных дорог США, помимо минимального расходования бюджетных денег у платных дорог есть и другое преимущество — безопасность. Количество ДТП со смертельным исходом на платных дорогах втрое ниже, чем на бесплатных.

В России платные дороги строят в качестве альтернативы бесплатным, чаще всего в тех случаях, когда последние не соответствуют современным требованиям безопасности и комфорта. При этом в нашей стране платные дороги можно строить только там, где есть возможность бесплатного проезда. Исключение сделано для районов Крайнего Севера, но при условии, что платная дорога будет проложена в объезд населённых пунктов, а плату будут взимать только с грузовых автомобилей.


заведующий лабораторией Института народнохозяйственного



У разных государств разная практика платных дорог. Например, в Израиле тарифицируется проезд практически по всем дорогам, но такое тяжело внедрить в тех странах, где много машин с зарубежными номерами, — в Израиле их практически нет. Во Франции платными являются почти все автострады, а в Германии платных дорог нет. Общую закономерность вывести трудно, но в целом платность обычно — это желание получить дополнительный источник средств даже не на строительство, а на содержание магистралей высокого класса.

Что уже построено:

  • Платные дороги общей протяженностью 226 километров построены в Псковской области на приграничных участках с Эстонией, Латвией и Беларусью.
  • Строительство ЦКАД приближается к окончанию: из 336 километров уже построено 310. Планируется, что оставшуюся часть достроят до конца 2021 года.
  • В Удмуртии нужно платить за проезд по мостам через Каму и Буй и за 15 километров трассы, идущей от Ижевска в Башкирию.

Экономика платных дорог

Строительство платной дороги обходится дороже бесплатной. Основная причина в том, что для платной дороги требуется выкупить землю и расчистить её, помимо дорожного полотна нужно построить сложные развязки, путепроводы и т. д., а также интегрировать платёжную инфраструктуру.


По данным Счётная палаты, строительство 249,5 километра платных участков ЦКАД обойдётся в 220 млрд рублей, а 87,7 километра бесплатных — в 42 млрд рублей. То есть километр платного участка будет стоить 882 млн рублей, а столько же бесплатного — 481 млн рублей. В одну только систему взимания платы предполагается инвестировать 5,11 млрд рублей, то есть по 20,5 млн рублей на километр.

С окупаемостью этих инвестиций есть сложности. По данным Екатерины Решетовой, успешных кейсов окупаемости платных дорог нет нигде в мире. В лучшем случае они генерируют выручку, достаточную для содержания дороги, приобретения и эксплуатации специального оборудования для сбора платы и обслуживания кредитов на строительство или реконструкцию дороги.


старший научный сотрудник Института экономики транспорта

и транспортной политики



Наиболее частой моделью в нашей стране является государственно-частное партнёрство, предусматривающее значительное участие государства в общем объёме инвестиций. Инвесторы приходят в такие проекты, где, во-первых, предполагается возмещение инвестиций частного партнёра поэтапно государственными органами вместе с оплатой эксплуатационных затрат, предусмотренных нормой доходности. По сути это способ рассрочки государственных платежей на строительство объекта.

Во-вторых, где есть гарантии минимальной доходности. Государство предоставляет инвестору гарантии возмещения недополученной выручки в случае, если проект не выйдет на расчётные параметры.

Перспективы платных дорог в России

Эксперты считают, что Россия, скорее всего, пойдёт по европейскому пути: количество платных дорог будет расти, но ожидать масштабного строительства не стоит. Какая-то доля новых дорог будет платной на наиболее выгодных направлениях — где есть большой спрос и готовность населения платить за комфортный проезд, при условии, что тариф будет приемлемым. Речь идёт о проценте или долях процента от общей протяжённости дорог.


заведующий лабораторией Института народнохозяйственного



Пока платных дорог в России строят всё больше. В то же время эффективность платности в нынешнем виде вызывает большие сомнения: построить бесплатную автостраду можно путём модернизации существующей дороги в том же коридоре, а платную приходится часто строить на новых земельных участках параллельно существующей бесплатной, что хорошо видно на примере ЦКАД. Повсеместная практика показывает, что трафик по платной дороге не достигает расчётного, а бесплатная альтернативная дорога по-прежнему загружена. А так как бесплатная дорога обычно пролегает через города и сёла, то и аварийность на ней выше. Таким образом, бесплатная автострада оттягивает гораздо больше трафика на себя от старой дороги, и в целом можно достичь большего эффекта по снижению аварийности, чем при платной автостраде.

В международной практике развития автодорожной инфраструктуры наметился альтернативный путь, который уже тестируют в некоторых странах: США, Нидерландах, Новой Зеландии и Австралии. Речь о введении единого налога, который заменит все транспортные сборы.


старший научный сотрудник Института экономики транспорта

и транспортной политики



Правильно ли они поступают?

Ответ неясен. С одной стороны, платные трассы – это способ правительства получить больше денег, а тратить свои кровно заработанные средства грузоотправителям совсем не хочется. Но, с другой стороны, эти суммы ведь пойдут на пользу народу. Государство отремонтирует дороги, займется строительством домов с бесплатными квартирами и т.п. По крайней мере, за границей, где платные дороги существуют уже не один десяток лет, доходы с них поступают в казну и расходуются на нужды людей.

Но давайте отойдем от правительственных вопросов и подумаем о том, может ли такое нововведение принести пользу непосредственно грузоотправителям.

Как утверждают сотрудники транспортных компаний, определенные преимущества у этих трасс все-таки есть. Их отличает очень высокое качество. Уровень таких дорог приравнивается к уровню европейских скоростных магистралей. На них нет ям, впадин и даже неровностей, что для привычного российского асфальта является редкостью.

Но, к сожалению, не все так хорошо, как кажется на первый взгляд. На трассах, о которых мы с вами говорим, конечно, нет пробок, зато есть другая проблема – для того чтобы заплатить, нужно выстоять очередь и отдать деньги в руки представителям закона. Это действо пока еще не занимает много времени, но с увеличением числа желающих воспользоваться новой услугой будет все сложнее.

Мы надеемся, что этот вопрос все-таки решится положительным образом. По крайней мере, правительство может автоматизировать оплату, ввести какие-нибудь терминалы или электронные системы, что оно, скорее всего, и сделает.


А какие еще недостатки у наших платных дорог? Они, к сожалению, есть.

1 Неудобно оплачивать

5 причин избегать платных дорог в России (помимо стоимости проезда)

Приобретать транспондер? Он удобен для тех, кто рассчитывает пользоваться им постоянно — в противном случае это трата денег. К тому же практика показывает, что не все транспондеры работают на разных автодорогах. Для любителей гаджетов это, может быть, и развлечение, но для среднего обывателя — повод почувствовать себя обманутым.

2 Слишком быстро

5 причин избегать платных дорог в России (помимо стоимости проезда)

3 Слишком скучно

Автомобильное путешествие по платной дороге зачастую превращается в унылую поездку по безликой трассе. Ни деревушек, ни церквушек — только километровые столбики и бесконечная лента отбойников. Иногда это может таить в себе опасность: от подобного однообразия водителя может потянуть в сон.

4 Большой расход топлива

5 Негде поесть, попить и наоборот

Платные автомобильные дороги для России являются относительным новшеством. По крайней мере, как массовое явление.

Первая магистраль, за проезд автомобилей по которой взимались деньги, открылась еще в 1998 году. Но на постоянной основе платные дороги (хотя вернее будет сказать платные участки) появились после 2012 года.

От обычных они отличаются:

● Более развитой инфраструктурой: кафе с магазинами и заправки есть через каждые несколько десятков километров;
● Высокой пропускной способностью благодаря большому количеству полос движения (до 6 на популярных и загруженных направлениях);
● Отличным дорожным покрытием: никаких ям и выбоин, своевременный ремонт, всегда свежая разметка.

Кроме того, на некоторой части трасс максимально разрешенная скорость составляет 150 км/ч, что существенно выше стандартных для бесплатных дорог 90 км/ч. Так что если вы хотите ехать быстро и при этом ничего не нарушать, новые хайвеи – ваш выбор.

Прием платежей на платной дороге

Немного истории

В Советском Союзе передвижение на автотранспорте было абсолютно свободным, деньги для этого не требовались. Отчасти именно поэтому попытка заработать на автовладельцах вызвала такие оживленные, если не сказать ожесточенные споры.

Но если заглянуть чуть глубже, во времена Российской Империи, выяснится, что уже в XVII веке дороги находились под контролем региональных властей. А те не гнушались брать плату на их содержание и ремонт. Так, например, заставы, где было необходимо отдавать от 2 до 12 копеек (в зависимости от количества проезжающих), на переезде между Шлиссельбургом и Санкт-Петербургом функционировали уже в 1732 году. Помимо этого, средства взимались еще по двум направлениям, также ведущим к Санкт-Петербургу. Льгот было значительно меньше, чем теперь: без денег по трактам могли передвигаться лишь военные и пешие. Но даже несмотря на это, идея застав полностью провалилась. Средств, собираемых в течение года, не хватало даже на оплату труда людей, работавших на заставах. О том, чтобы перевести дороги на самоокупаемость и обеспечить их ремонт, речь и не шла.

Как работают платные дороги сейчас?

Как оплатить платную дорогу? Есть несколько способов в зависимости от типа трасс:

  1. Открытые, где пункты сбора денег располагаются в заранее определенных местах; на каждом съезде с трассы они отсутствуют. С одной стороны, это экономит деньги на строительство и обустройство такой системы, с другой, при высокой загруженности трассы создает заторы на пунктах сбора.
  2. Закрытые, где при въезде на дорогу водитель получает специальный билет, который оплачивает, доехав до места назначения. Либо пункты сбора средств могут находиться и в начале, и в конце трассы. В начале нужно заплатить только за доступ к дороге, в конце – за километры, которые проехал водитель.
  3. С электронной системой. В таком случае контрольно-пропускные пункты работают в автоматическом режиме, а деньги списываются со счета особых устройств – транспондеров, установленных в каждом транспортном средстве.

Сколько стоит проезд и как расплатиться?

Независимо от компании-оператора и конкретной трассы, есть несколько правил по ценообразованию, которые работают всегда:

  • Легковые автомобили обойдутся дешевле машин с прицепом;
  • Автобусы попадают в среднюю ценовую категорию;
  • Для больших фур действует самый дорогой тариф;
  • Ночью (с 0.00 до 07.00) всегда дешевле. Примерно вдвое.
  • Транспондер позволяет сэкономить до 30% стоимости проезда.

В соответствии с требованиями Автодора, в ведении которого находятся практически все платные дороги, все транспортные средства относятся к одной из 4-х категорий. Таблица, приведенная ниже, поможет разобраться, сколько придется платить, какие параметры влияют на размер тарифа:

Легковые машины, мотоциклы, в т. ч. с прицепом

ТС среднего веса., в т. ч., для перевозки людей

Больше-грузные ТС, автобусы

Спец. ТС (платформы, тралы и т. д.), большие автобусы


Для категорий 2, 3, 4 устанавливается максимальный коэффициент дифференциации.

Помимо данных в таблице при расчете стоимости учитывается следующее:

  1. Если на крыше авто (1-я и 2-я категории) перевозится багаж, велосипеды и т. д., они не учитываются при расчете габаритной высоты.
  2. Если на крыше грузовика закрепляется рефрижераторная установка, иное оборудование, необходимое для обеспечения особых условий транспортировки, они учитываются при определении высоты.
  3. Если на крыше легковой машины закреплен груз так, что общая высота превышает 2,6 метра, плата за проезд берется, как за 2-ю категорию. Это же правило действует, если есть прицеп с высотой более 2,6 метров.
  4. Если в зимнее время ТС не очищено от снега, льда, что привело к увеличению высоты, плата берется по реальным габаритам.
  5. При расчете платы за проезд ТС 3-й и 4-й категорий учитывается фактически имеющееся количество осей. Положение на момент проезда (поднята, опущена) значения не имеет.
  6. Если ТС оснащено прицепом (жесткая сцепка), оно расценивается в качестве единого объекта. Учитывается общее количество осей и максимальная высота. Если же сцепка гибкая, ТС и прицеп считаются самостоятельными объектами. Плата начисляется за каждое из них по соответствующей категории.

Платная дорога М1

При введении платных участков дорог первоочередное внимание уделялось и уделяется основным автомагистралям, соединяющим Россию с Европой, северные и южные регионы. М1 — это бывшее Минское шоссе. На определенном этапе решено ввести обозначения, соответствующие европейской классификации.

Если говорить о России, то М1 считается одной из наиболее современных платных дорог. На большей части она соответствует мировым стандартам и является составляющей Второго Панъевропейского транспортного коридора. Начинается М1 от границ Казани, проходит через столицы России и Беларуси и держит направление далее на Запад, в частности, к польской границе. Далее, следуя по этому же коридору, можно посетить Берлин и Лондон.

Платная трасса М1

При строительстве М1 учтены все возможные требования не только с качеству дорожного покрытия, но и в части экологии и безопасности, в том числе, животных. В расчет принимаются традиционные пути миграции травоядных и млекопитающих, обустраиваются эковуды.

Основной упор на текущий момент делается на строительство развязок, увеличение количества полос. В частности, в декабре 2018 года должна быть введена в эксплуатацию Внуковская развязка, включающая 3 новых эстакады. Основная задача — облегчение въезда в Москву или выезда в область. Предполагается, что машины больше не будут часами стоять на ж/д переезде. На следующих этапах работ предлагается обустроить еще 16 подобных развязок. Все переходы делаются надземными. Учитывается возможность перемещения маломобильных групп населения.

Важно: весь участок разделен на 3 (три) отрезка. Заплатить сразу за все нельзя. Водителю приходится останавливаться у каждого ПВП. Деление на отрезки связано с наличием нескольких въездов или съездов с трассы.

Ниже в таблице приведены данные о тарифах дороги М1 для каждой категории ТС:

Читайте также: