Нужно ли комментировать оценку в школе и почему
Обновлено: 07.07.2024
Когда учитель начинает зачитывать колонку с отметками за диктант или самостоятельную работу, я вспоминаю родительские собрания. Все родители слушают про одного ученика и грустно вздыхают. Я ничего не имею против озвучивания отметок, если это не занимает пол-урока. Иначе в голове возникает вопрос: "А зачем?"
- На уроках чётко проговариваем критерии оценивания .
- Всегда поясняем детям, что отметка - это не оценка ученика . А нужна она лишь для того, чтобы ребёнок сам понимал, на какой уровень он сделал работу.
- Уважаем право ребёнка на сохранение в тайне его отметки . Потому что неприятно слышать о результате, который тебя не устраивает.
На своих уроках я озвучивала отметку в том случае, если об этом просил сам ученик. Но всегда сопровождала ответ ребёнка комментарием. Ведь лучше показать, что получилось и удалось, чем акцентировать внимание только на ошибках.
Об опыте красноярского лицея Министерство просвещения рассказало в своей официальной группе "Вконтакте".
"В эксперимент уже вовлечено 15 школ. В красноярском лицее №9 оценки не ставят уже семь лет. Их заменили комментариями, которые учителя пишут к каждой работе. Дети говорят, что после отказа от привычной системы оценок они охотнее учатся на своих ошибках. Преподаватели отмечают, что новый метод показывает сильные и слабые стороны школьников и помогает избавиться от разделения на отличников и отстающих", – говорится в посте.
Отменить оценочную шкалу в лицее решили еще в 2009-2010 гг., когда появились новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы).
"В них было четко прописано, что педагог должен оценивать личностные и метапредметные результаты. Расшифруем: лидерство, успешность, умение ставить цели и их достигать", – приводит Минпрос мнение руководства лицея.
Комментарий под работой выглядит примерно так: "Оценка: прочитала эпизод из рассказа "Лошадиная фамилия". Достижения: чтение эмоциональное и выразительное. Смогла выбрать интересный эпизод, показала участие разных героев в диалоге (в них сделала ошибки). Цель: смотреть в Толковом словаре значение незнакомых слов".
Судя по всему, многие учителя новацию красноярского лицея не оценили: писать замечания к каждой работе – дополнительный кропотливый труд, который окончательно лишит педагога сна и отдыха.
"В классе должно быть не более 10 человек. Иначе нужны стандартные штампики с комментами: "норм", "пойдет", "ладно", "ну и . " Простите за цинизм, но благоглупости все это. Не имеет отношения к реальной жизни", – высказался Иван из Ижевска.
Отмена оценок и замена их комментариями отменяет развитие рефлексивности и понимания, считает педагог из Санкт-Петербурга Александр.
"Для школьников (как и студентов) получение оценки – фактор статуса в их социуме. А как комментариями статус оценивать? Комментарии при отмене оценок переводят процесс обучения из публичной и соревновательной сферы в индивидуальные, непубличные отношения учителя и ученика. Оценка, выставляемая учителем ученику, подвергалась ведь еще и проверке на справедливость и объективность другими учениками", – написал учитель.
Комментарий без отметки – это как футбол без итогового счета, считает учитель из Москвы.
"Мол, играли, били по воротам, владели преимуществом. По своим воротам позволили пробить один раз. С пенальти, за глупую игру рукой. Но вот штука: испанцы поняли, что вылетели, когда увидели счет на табло. Результат, счет, отметка, балл (как хотите это называйте) должен быть. Если комментарий помогает добиваться результата – сюда его! Мешает – ну его! Но убирать отметку (или "заменять" ее) – глупость", – написал учитель средней школы Роман.
"В ЕГЭ тоже замените баллы на комментарии!", "А в аттестате тоже комментарии пишут?" – иронично интересовались учителя.
"Оценки ставятся за четверть и за полугодие. За четверть ставятся только у 1-9 классов, а ученики 10-11 классов получают отметки только за полугодие. Их выставляют по зачетам, которые проводятся в конце полугодия", – сообщила ученица 11-класса Елизавета.
Как правило, учителя комментируют уровень работы ("повышенный", "пониженный") и указывают недочеты.
"Учителя могут написать: "Понятия по теме сданы" или "Материал усвоила, нужно досдать такую-то тему", иногда пишут: "Понятия раскрыты, но не найдена проблематика", – пояснила Елизавета.
Ученице нравится такая система оценивания. "Мне очень нравится мой лицей. Я довольна системой. Ведь намного лучше, когда учителя пишут в тетрадке комментарии, а не циферку. Ученикам все нравится, родители тоже привыкли. Учителя старших классов считают, что таким образом мы улучшаем свою работу", – заключила Елизавета.
У выпускника лицея, пожелавшего остаться неназванным, другая точка зрения. Инновационная система, по его словам, была неудобной и необъективной.
Учителей, со слов молодого человека, нервировала необходимость комментировать каждую работу.
Со временем учителя, действительно, стали использовать шаблоны. Это подтвердило руководство школы.
"Когда учителю все это расписывать? На уроке опрашивают человек 5-6 и на каждого строчить "портянку"? Чтобы выйти из ситуации, каждая кафедра набросала несколько клише, шаблонов. Копируешь, вставляешь, добавляешь конкретики", – рассказала "Комсомольской правде" заместитель директора лицея по инновационной деятельности Ирина Бронникова.
В Министерстве просвещения РФ добавили, что специально для перехода на "оценку комментариями" в лицее создали свой портал, где для каждого ученика предусмотрен личный кабинет с темами уроков, заданиями и отметками.
На разработку портала руководство лицея потратило около миллиона рублей из попечительского фонда. "Взяли их с согласия родителей", – заверило руководство школы.
"Интересный опыт" красноярского лицея сопредседатель Санкт-петербургского родительского комитета Михаил Богданов назвал "садомазахизмом и антипедагогическим начинанием".
Президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков напомнил, что попытки отказаться от балльной системы оценки знаний – это наследие реформ 1990-х годов. Все они лишь наводят в школах бардак и разрушают единое образовательное пространство.
Пятибалльной системы оценивания вполне достаточно, опытному педагогу ничто не мешает снабдить отметку кратким комментарием, добавил эксперт.
"Никем и ничем не запуганный и не затравленный учитель всегда найдет для каждого своего ученика какое-то слово. И необязательно все это писать в тетради и дневники. Учитель – тоже человек, и его время и силы нужно щадить! Потому что, кроме него, больше никто другой учить наших детей не будет!" – заметил Сергей Комков и посоветовал Министерству просвещения прекратить подобные "глупые эксперименты", а заняться повышением качества образования, воспитания и социального статуса учителя.
Напомним, что красноярский лицей – не единственная школа, решившая по своему усмотрению отменить пятибалльную систему оценивания знаний. Так, в средней общеобразовательной школе поселка Урдома Архангельской области вместо привычных оценок ученики получают А, В или С.
«1. Применение балльной сис темы для оценки познаний и по ведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики.
Постановление запрещало проведение в школе вступительных, переходных и выпускных экзаменов, индивидуальной проверки знаний учащихся на уроке. Традиционные формы контроля и оценки знаний учащихся - спрашивания, отметки, зачеты, экзамены подвергались в педагогической литературе тех лет разной критике за отсутствие точности в оценке и измерении достижений учащихся, за неопределенность содержания педагогических оценок, игнорирование индивидуальных особенностей учащихся и т.д. Поскольку отечественная школа в первые послереволюционные годы одной из главных своих целей провозглашала не столько вооружение учащихся определенной суммой знаний, сколько формирование у учащихся способности самостоятельно добывать знания, постольку контроль и оценка должны были способствовать достижению именно этой цели. Вот почему самопроверка, самоконтроль и самооценка наряду с такими формами, как проведение бесед с учащимися о прочитанных книгах, организация диспутов и конференций, подготовка рефератов рассматривались как наиболее желательные формы контроля и оценки. Коллективные формы учета знаний должны были превалировать над индивидуальными, поскольку, как отмечалось в документах тех лет, индивидуальные формы вызывают нездоровый дух конкуренции и соревновательности, что было чуждо идеологии нового строя.
5-балльная цифровая система оценок при всех имеющихся недостатках и яростной атаке на нее, попытках ввести в школу другие формы учета остается основной формой оценки знаний учащихся.
Споры о том, полезны отметки или вредны, идут не первый год и даже не первое десятилетие.
«Отсутствие оценки является поэтому самым худшим видом оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее. ( Б. Г. Ананьев)
Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, всем по нятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спо собности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образова тельных программ, особенно в основной школе, стремительно усложняется, уровень компетентностных требований по всем предметам повышается от класса к классу. При этом в самом трудном положении оказывается учитель.
Можно ли учить без оценок?
Можно ли научиться без оценок?
Тоже можно, при условии, что учащийся как минимум, получает некоторую поддержку своим усилиям, и при этом имеет потребность в получении знаний (необходимость, любопытство, интерес). Так учатся маленькие дети. Будет ли такое учение эффективным? Вряд ли. Даже маленьким детям полезна оценка – в виде подкрепления (поощрения) верного поведения и наказания за неверное. Овладеть же серьезными навыками, не получая регулярной информации о том, как идет процесс обучения, практически невозможно.
В начале 21 века в русле общего процесса модернизации российского образования закономерно возник вопрос о необходимости совершенствования, существующей пятибалльной (в реальности 3-х бальной) системы отметок.
Таков разброс мнений о школьной оценке в психолого- педагогической науке и школьной практике.
А можно ли все-таки извлечь из отметок их пользу и сделать оценивание фактором успеха?
Оценивание - целостный процесс наблюдения, описания, сбора, регистрации и интерпретации информации о деятельности обучающихся (учителей, образовательных организаций и т.д.) и представление развернутых суждений о процессе и результате деятельности.
Может показаться, что оценивание включает очень много элементов и относится только к стандартизированным процедурам федерального или регионального уровней (к этим процедурам определение, несомненно, применимо). Однако каждый учитель на уроке много раз проходит через все указанные в определении этапы оценивания.
Учитель наблюдает за деятельностью ученика, собирает и регистрирует информацию о ней, интерпретирует полученную информацию, в соответствии с целями образовательной деятельности и/или предыдущими результатами ученика (зачастую не фиксируя информацию на бумаге), и представляет ученику суждение о процессе и/или результате деятельности, которую наблюдал.
Результатом оценивания является оценка. Оценка может быть представлена в виде устного или письменного суждения либо в виде символа, знака. При длительном наблюдении за процессом обучения может быть дана оценка динамики его результатов. Оценка образовательных результатов фиксирует состояние уровня подготовки конкретного ученика в определенный момент.
Примерами оценки могут быть комментарии учителя о выполненном учеником задании, баллы, полученные по результатам пройденного в сети Интернет теста, (например, аналогичного варианту заданий ЕГЭ, ОГЭ), смайлики, поставленные учителем в тетрадях первоклассников.
Оценка образовательных результатов в виде символов, цифр, букв, становится отметкой, когда она отражается в журнале, ведомости и т.п., приобретая формальную значимость.
Так, балл, полученный за выполнение заданий ЕГЭ в Интернете, является оценкой; в то время как балл ЕГЭ, внесенный в федеральную информационную систему государственной итоговой аттестации (ФИС ГИА) - отметкой.
В российской школе для отметок чаще всего используется 5-балльная шкала (фактически, 4-балльная).
Итак, соотношение между тремя рассматриваемыми понятиями в школе выглядит следующим образом:
Виды оценивания. Функции оценивания
Внутришкольное оценивание можно разделять на три группы, у каждой из которых свои функции.
Стартовое оценивание используется для диагностики уровня подготовки обучающихся перед изучением какой-либо темы или при переходе с одного уровня образования на другой (из начальной школы в основную, из основной – в старшую). Для стартового оценивания могут использоваться различные методы и инструменты: наборы заданий, стандартизированные диагностические работы, устные опросы и т.д.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Внедрение модуля Оценивание для обучения и оценивание обучения Учитель - лидер Даулбаева М.О.
Изучение и обобщение основных аспектов формативного оценивания в теории и практике
Рассмотреть, как система оценивания дает возможность определять, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык
Целевая аудитория:
Ключевая идея:
Ожидаемый результат:
Определение различных способов оценивания, целенаправленное применение различных способов в процессе оценивания
Раздаточный материал к проведению мастер-класса;
Мультимедийный проектор, интерактивная доска
Ход проведения мастер-класса
Содержание деятельности
Действия учителя и участников
1.Орг. момент - 3 мин
В классе столы расположены по группам. У каждой группы на столе ресурсы, постеры, фломастеры, стикеры.
Деление по группам по цветным лепесткам
О чем мы будем с Вами говорить?
2.Презентация педагогического опыта- 7 мин
Самопрезентация
краткое обоснование целей и основных идей предлагаемой стратегии;
краткая характеристика ситуации в классе и школе ;
доказательства результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности предлагаемой стратегии обучения (Приложение 1,2).
Краткая характеристика результативности используемого модуля
Фотодемонстрация используемых приемов на уроках
Представление системы уроков , приемов (уроков) в режиме предлагаемого опыта;
3.Им м итационная игра-7 мин
Проведение фрагмента урока с участниками при организации деятельности использования предлагаемых методов и приемов;
5.Моделирование –
Самостоятельная деятельность участников по разработке собственной модели фрагмента занятия.
Белая шляпа (только факты ): формирующее оценивание, безусловно, это индивидуальная образовательная траектория для каждого учащегося.
Жёлтая шляпа (позитив): вовлекаются учащиеся в процесс понимания, что будет оцениваться и по каким критериям; имеет возможность пересдать, досдать; каждый ученик работает со своими пробелами (а не общими), отсутствует ситуация, что ученик не знает, за что снижена оценка, отсутствует ситуация получения разных оценок за одинаковую работу.
Красная шляпа (эмоции): учителю – трудно, ученику – понятны требования, нет страха перед оценкой; учителю – уверенность, что эффект будет.
Зелёная шляпа (творчество): можно было бы повысить эффективность обучения, если бы работать не классом, а малыми группами (по образу Финляндии).
Чёрная шляпа (риски, проблемы): большие трудозатраты для учителя, сложности в выработке прозрачных критериев, дети не умеют брать на себя ответственность за учёбу (их придётся приучать).
Синяя шляпа (итог): если мы хотим (а мы хотим) сегодня сделать учеников нашими союзниками в обучении, если мы хотим (а мы хотим) научить детей учиться, если мы хотим (а мы хотим) сделать обучение осмысленным для учащихся – мы должны изменить не только процесс обучения, но и систему оценивания.
Лист самооценки работы в группе
Фамилия ___________________________ Дата: ______
Оцени своё участи е в работе группы и объективно ответь на следующие вопросы :
1. На сколько я был сконцентрирован на задании?
2. Моя активность в групповой работе
3. Моё прилежание
Моя сосредоточенность на групповой работе
Я был полезен в команде
6.Рефлексия-3 мин
1. Доступность изложения материала
2. Использование различных методов (практические упражнения, слайды, кейсы, групповая работа)
3. Коммуникабельность преподавателя, умение наладить контакт с аудиторией
Читайте также: