Нуждается ли по канту гений в воспитании в усвоении школьных правил

Обновлено: 02.07.2024

Иммануил Кант полагал что гений может быть только в искусстве. Гениальность - это дар природы. Гений, по Канту, – талант (дар природы), который дает искусству правила.

  1. оригинальны;
  2. становятся образцом, примером для следования, толчком для пробуждения новой оригинальности;
  3. процесс их создания нельзя обосновать, то есть невозможно разложить по полочкам, раскинуть на пальцах, подробно описать, как было создано творение. Как приходит идея гению - остается тайной;
  4. посредством гениальных творений природа приписывает правила искусству, то есть пробуждаются близкие идеи.

Искусство, согласно Канту, - то, что создается гением. Таким образом гений - это первооткрыватель в искусстве. Но пути его открытий невозможно предугадать.

В душе гения рождаются эстетические идеи, которые он выражает в искусстве. Трагедия гения в том, что он никогда не может до конца выразить то, что в нем заложено.

Душа, как считает Кант - это вместилище всех способностей человека, к которым относится познание, желание и чувственность.

Чтобы гениальность начала себя выражать, необходимо ее развивать: воспитывать мастерство и вкус. Руководство над гением осуществляет вкус. Он дисциплинирует и делает его идеи устойчивыми, хотя сильно подрезает крылья.

Для создания и распознавания прекрасного искусства требуется воображение, рассудок, дух и вкус.

Педагогия социальных интересов. Фихте (старший)

( Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814)- немецкий философ и педагог)

Но на этом можно было воспитать лишь внешне годного по­лезного человека, который, однако, в душе мог оставаться дур­ным человеком. Поэтому новое воспитание, на место той любви или, точнее, себялюбия, на чем не может основываться ничего истинно хорошего, должно поставить новую любовь, любовь к доб­ру ради самого добра, любовь как внутреннее услаждение добром. Вот другая примета истинного воспитания.

Сущность нового воспитания должна состоять в развитии ума, чувства и воли в направлении к добру или, что то же, в целост­ном развитии человека как этической (нравственной) личности. В этом понимании сущности воспитания Фихте стоит столь же близко к Канту, как и к Песталоцци.

Новое воспитание в отношении к национальности. Возвышенный взгляд на нее Фихте. Для Фихте вера в свой народ, любовь к своей национальности является источником всего великого, даже великого общечеловечески. Общечеловеческая культура, усо­вершенствование всего человеческого рода достигается через по­средство самобытного развития, культуры наций.

Отсюда воспитание, имеющее в виду развитие высшей лич­ности, должно прививать ей любовь к неумирающему целому, в котором и которым личность внутренне живет. Воспитание высо­кой нравственной личности должно поэтому, по мысли Фихте, совпадать с воспитанием национальным. (с.9)

Начало воспитания в учреждениях.В целях победы личного своекорыстия, — в чем заключается корень и нравственного, и национально-патриотического воспитания, — питомцы в уч­реждениях должны подчиняться интересам целого в двояком смысле.

В целях нравственного воспитания необходимо также, чтобы в воспитательном учреждении ученье было связано с работой. Само учреждение должно быть поставлено так, чтобы воспитанникам, по крайней мере, казалось, что оно держится само через себя, собственным хозяйством и собственной работой своих питомцев. Воспитанники должны поддерживаться в сознании содействовать этой цели (самосодержанию учреждения) по всей силе возмож­ности. Участие собственной работой в содержании своего вос­питательного учреждения лучше всего прививает воспитаннику привычку работать для целого, развивает в нем тот социальный инстинкт, которым стоит государство.

Словом, весь строй нового воспитания должен быть направлен к тому, чтобы создать из ребенка нравственно-деятельное суще­ство, для которого бы мотивы и интересы жизни лежали не в чувственном личном благополучии, а в возвышении и достоин­стве целого, своего народа, своей нации. Новое воспитание ставит питомцев в настоящие (реальные) условия идеального порядка и жизнью этого порядка воспитывает в них деятельные идеальные настроения и волю.

Всеобщность нового воспитания; его осуществление государством.Такое воспитание, как образующее идеальных граждан (а не раз­вивающее человека только в его личных интересах) и, следова­тельно, ценное для государства, должно, во-первых, обнимать всех граждан, без различия сословий; во-вторых, проводиться средствами и властью государства.

Мощный поток педагогической мысли в конце XVIII — первой трети XIX в. составили идеи классической философии. Ее представители, прежде всего И. Кант, Ф. Шлейермахер, И.-Г Фихте, Г.В.Ф. Гегель, внесли особый вклад в развитие педагогики. Эти мыслители повлияли на педагогику своими статьями и выступлениями по проблемам воспитания и, что еще более важно, своей философией. Их педагогическое творчество перекликалось с собственно педагогическими течениями немецкого Просвещения.

И. Кант сыграл громадную роль в духовном становлении современной цивилизации. Он остро чувствовав принадлежность к возникавшему на волне Просвещения новому, еще хрупкому цивилизованному слою и свой долг просвещать юношество, давать образование всем, кто к нему стремится и кто намерен распорядиться им во благо людей. Подобный настрой хорошо подметил посетивший философа в 1789 г. российский ученый и писатель Н.М. Карамзин.

Кант считал, что разумной жизни, личной свободы и спокойствия личность может добиться, овладев наукой о нравственности, долге и самообладании, которую затем приведет в соответствии с определенными, сложившимися ранее формами познания (категорическим императивом).

В кантианской интерпретации воспитание является прежде всего активностью и усилиями личности, при которых проявляется и укрепляется воля. Подобная педагогика воли предполагала сочетание принуждения и свободы, соблюдение определенной дисциплины, применение наказаний как условий уничтожения дикости в человеке, развития моральной культуры.

Наивысшее значение Кант придавал воспитанию нравственности. В нравственном воспитании им различались две стороны: отрицательная (дисциплина) и положительная (собственно воспитание).

Как писал Кант, дисциплинировать — значит обезопасить себя от того, чтобы животная природа человека. не шла в ущерб его чисто человеческим свойствам. Моральная культура должна основываться на принципах, но не дисциплине. Последнее предотвращает злоупотребления, первое воспитывает способ мышления. Следует стремиться к тому, чтобы ребенок привыкал действовать по принципам, а не по каким-нибудь влечениям. Принципы должны рождаться в самом человеке. При моральной культуре следует заранее стараться привить детям понятия о том, что хорошо и что плохо. Если хочешь заложить основы нравственного чувства, не следует наказывать. Нравственность есть нечто до такой степени святое и возвышенное, что нельзя унижать и ставить на одну доску с дисциплиной. Первая забота при моральном воспитании — выработать характер. Характерэто способность действовать по принципам. Сначала это принципы школы, затем принципы человечества.




Шлейермахер высказывался за обновление содержания образования за счет усиления преподавания родного языка, математики, природоведения. Он возражал против унижающих воспитанников наказаний. Основной целью воспитания считал достижение духовного единства детей.

Фихтовское философское учение Я с точки зрения педагогики особенно важно своим акцентом на независимости, активности человеческой личности. Ученый противился повторению чужих идей и взглядов — мертвого образа. Его идеалом было жизненно действенное знание, которое позволяет объяснить мир. Фихте рассматривал воспитание как путь осознания немцами себя как единой нации. Он подчеркивал, что образование является прежде всего способом овладения национальной культурой и через нее — культурой общечеловеческой.

Заметный толчок развитию педагогической мысли дали философские труды Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831). В рамках немецкого Просвещения Гегель склонялся к педагогическим идеям неогуманизма.

Гегель утверждал, что человек является продуктом истории и что разум и самопознание — результат деятельности человеческой цивилизации. Гегель отводил человеку роль творца и созидателя. Он крайне высоко оценивал преобразующую роль воспитания. (Человек есть то, чем он должен быть, только благодаря воспитанию.) Воспитание по сути рождает разумное, духовное существо. Таковым человек становится из самого себя, т.e. формируется сам. Подобный процесс самопорождения является чередой отрицания прежнего с частичным удержанием предыдущего. Воспитание есть трудная, раздражающая борьба с самим собой.

В воспитании Гегель, подобно Канту, выделял две стороны: обучение и дисциплину. Последнее формирует чувство подчинения для преодоления детской дерзости и нескромности. Но дисциплина не должна подавлять рефлексию, чувство собственного достоинства личности.

Гегель пытался совместить историю воспитания и человеческой цивилизации. Он усматривал в развитии индивида отражение конкретно-исторического процесса. (Каждый человек – сын своего времени и своего народа.) Это не означало обреченности человека на пассивное существование. Напротив, благодаря воспитанию личность активно участвует в культурной жизни общества, формируется во взаимодействии с окружающей средой. Как полагал Гегель, в процессе познания человек создает почву бытия, собственную культуру. Процесс развития личности по сути одновременно есть овладение культурой и воспитание.

Мощный поток педагогической мысли в конце XVIII — первой трети XIX в. составили идеи классической философии. Ее представители, прежде всего И. Кант, Ф. Шлейермахер, И.-Г Фихте, Г.В.Ф. Гегель, внесли особый вклад в развитие педагогики. Эти мыслители повлияли на педагогику своими статьями и выступлениями по проблемам воспитания и, что еще более важно, своей философией. Их педагогическое творчество перекликалось с собственно педагогическими течениями немецкого Просвещения.

И. Кант сыграл громадную роль в духовном становлении современной цивилизации. Он остро чувствовав принадлежность к возникавшему на волне Просвещения новому, еще хрупкому цивилизованному слою и свой долг просвещать юношество, давать образование всем, кто к нему стремится и кто намерен распорядиться им во благо людей. Подобный настрой хорошо подметил посетивший философа в 1789 г. российский ученый и писатель Н.М. Карамзин.

Кант считал, что разумной жизни, личной свободы и спокойствия личность может добиться, овладев наукой о нравственности, долге и самообладании, которую затем приведет в соответствии с определенными, сложившимися ранее формами познания (категорическим императивом).

В кантианской интерпретации воспитание является прежде всего активностью и усилиями личности, при которых проявляется и укрепляется воля. Подобная педагогика воли предполагала сочетание принуждения и свободы, соблюдение определенной дисциплины, применение наказаний как условий уничтожения дикости в человеке, развития моральной культуры.

Наивысшее значение Кант придавал воспитанию нравственности. В нравственном воспитании им различались две стороны: отрицательная (дисциплина) и положительная (собственно воспитание).

Как писал Кант, дисциплинировать — значит обезопасить себя от того, чтобы животная природа человека. не шла в ущерб его чисто человеческим свойствам. Моральная культура должна основываться на принципах, но не дисциплине. Последнее предотвращает злоупотребления, первое воспитывает способ мышления. Следует стремиться к тому, чтобы ребенок привыкал действовать по принципам, а не по каким-нибудь влечениям. Принципы должны рождаться в самом человеке. При моральной культуре следует заранее стараться привить детям понятия о том, что хорошо и что плохо. Если хочешь заложить основы нравственного чувства, не следует наказывать. Нравственность есть нечто до такой степени святое и возвышенное, что нельзя унижать и ставить на одну доску с дисциплиной. Первая забота при моральном воспитании — выработать характер. Характерэто способность действовать по принципам. Сначала это принципы школы, затем принципы человечества.

Шлейермахер высказывался за обновление содержания образования за счет усиления преподавания родного языка, математики, природоведения. Он возражал против унижающих воспитанников наказаний. Основной целью воспитания считал достижение духовного единства детей.

Фихтовское философское учение Я с точки зрения педагогики особенно важно своим акцентом на независимости, активности человеческой личности. Ученый противился повторению чужих идей и взглядов — мертвого образа. Его идеалом было жизненно действенное знание, которое позволяет объяснить мир. Фихте рассматривал воспитание как путь осознания немцами себя как единой нации. Он подчеркивал, что образование является прежде всего способом овладения национальной культурой и через нее — культурой общечеловеческой.

Заметный толчок развитию педагогической мысли дали философские труды Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831). В рамках немецкого Просвещения Гегель склонялся к педагогическим идеям неогуманизма.

Гегель утверждал, что человек является продуктом истории и что разум и самопознание — результат деятельности человеческой цивилизации. Гегель отводил человеку роль творца и созидателя. Он крайне высоко оценивал преобразующую роль воспитания. (Человек есть то, чем он должен быть, только благодаря воспитанию.) Воспитание по сути рождает разумное, духовное существо. Таковым человек становится из самого себя, т.e. формируется сам. Подобный процесс самопорождения является чередой отрицания прежнего с частичным удержанием предыдущего. Воспитание есть трудная, раздражающая борьба с самим собой.

В воспитании Гегель, подобно Канту, выделял две стороны: обучение и дисциплину. Последнее формирует чувство подчинения для преодоления детской дерзости и нескромности. Но дисциплина не должна подавлять рефлексию, чувство собственного достоинства личности.

Гегель пытался совместить историю воспитания и человеческой цивилизации. Он усматривал в развитии индивида отражение конкретно-исторического процесса. (Каждый человек – сын своего времени и своего народа.) Это не означало обреченности человека на пассивное существование. Напротив, благодаря воспитанию личность активно участвует в культурной жизни общества, формируется во взаимодействии с окружающей средой. Как полагал Гегель, в процессе познания человек создает почву бытия, собственную культуру. Процесс развития личности по сути одновременно есть овладение культурой и воспитание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большое внимание в своих трудах Иммануил Кант уделял вопросам обучения, воспитания и образования. Философ считал, что воспитание, как и все образование в целом, характерно только для человека; оно включает в себя формирование поведения и обучения. Воспитание, по мнению Канта, должно совершенствоваться и передаваться через опыт многих поколений, накапливая в себе знания, которые способны в большей степени целенаправленно развивать способности человека и продвигать его по назначению.

Кант в своей книге “О педагогике” предлагал развивать в ребенке независимость, давать ему максимальную свободу, за исключением случаев, когда он может себе навредить или помешать свободе других. Ребенок, чувствуя свободу, сможет достигать своих целей, принимать самостоятельные решения, поэтому очень важно, чтобы дети научились думать, анализировать, мыслить критически, а не подвергались дрессировки со стороны родителей. Также важно показать ребенку, что родителей нужно слушаться не просто так, а для того, чтобы в будущем он имел возможность пользоваться своей свободой и не зависеть от других людей.

Также Кант отмечал важность трудовых усилий в деятельности ребенка. Он считает, что в воспитании должны присутствовать не только развивающие игры, но и работа. Школа - вот первая умственная работа, работа над собой, работа в команде. Здесь формируется человек как личность, раскрывая свои способности и реализуясь. Крайне вредно приучать ребенка относиться ко всему как к игре. У него должно быть время и для отдыха и некоторое время, предназначенное для труда. Если даже ребенок не сразу осознает эту необходимость, то позднее он откроет для себя от нее пользу.

Я полностью разделяю точку зрения философа в том, что три процесса - воспитание, образование, обучение - помогают человеку совершенствовать себя, формировать свой духовный облик, следовать нравственным законам. Воспитание, включая в себя обучение и становление поведения, как бы формирует необходимые качества для дальнейшей деятельности человека: ответственность, вежливость, чувство долга, способности к самореализации и самообучению.Как отмечал И. Кант: “человек может стать человеком только благодаря воспитанию.”

В наши дни, по моему мнению, сохраняет актуальность развитие в ребенке чувства свободы, а также умение показать ему важность работы не только умственной(в школе), но и работы над собой. Это помогает ребенку чувствовать себя уверенно, верно мыслить, учиться на своих ошибках и впоследствии принимать самостоятельные решения.

Читайте также: