Нравственное содержание правоохранительной деятельности кратко

Обновлено: 07.07.2024

Содержание

Введение 3
Нравственные основы в правоохранительной деятельности 4
Заключение 12
Список использованных источников 14

Прикрепленные файлы: 1 файл

Нравственные основы в правоохранительной деятельности.doc

Нравственные основы в правоохранительной деятельности

Список использованных источников


Введение

Большинство из предусмотренных законом способов собирания доказательств затрагивают права, свободы и интересы людей – участников уголовного судопроизводства, связаны с применением уголовно-процессуального принуждения.

Применение принуждения порождает проблему об его основаниях и пределах: например, по отношению к свидетелям и потерпевшим, которые могут быть подвергнуты принудительному приводу на допрос, принудительному освидетельствованию и т.д.

В каждом подобном случае встает вопрос о том, насколько процессуальное принуждение отвечает нравственному смыслу достижения целей уголовного процесса и представлениям о справедливости.

С одной стороны, гражданин, который подвергается определенному государственному принуждению в сфере уголовного судопроизводства, должен понимать, почему он обязан следовать установленному законом предписанию или принуждению, в какой мере оно соответствует нравственным устоям общества.

С другой стороны, следователь, работник органа дознания, обязанные применять в определенных случаях меры процессуального принуждения, должны осознавать их нравственную обоснованность, не только юридическую, но и моральную правоту своих действий по отношению к другим людям.

Главная суть деятельности правоохранительных органов непосредственно обнаруживается в их названии: это исполнение важнейшей конституционной обязанности государства охрана и защита прав и свобод человека и гражданина.

Все остальные их функции охрана общественного порядка, собственности, борьба с преступностью, пресечение антиобщественных проявлений и т.д. являются элементами этой важнейшей обязанности. И сами правоохранительные органы в свою очередь являются элементом, одной из главных структур государства той властной структурой, которая является гарантией права как системы социальных норм и отношений, организующей нормальную жизнедеятельность того или иного общества.


Нравственные основы в правоохранительной деятельности

Однако приведенное определение требует некоторого уточнения. Вся деятельность правоохранительных органов базируется на противостоянии агрессивному злу. Это противостояние осуществляется в двух основных формах: в виде насильственного сопротивления, и ненасильственного сопротивления, которое рассматривается в практике служебной деятельности как предпочтительное.

Если первая форма представляется более или менее ясной, то вторая требует некоторых пояснений. Суть ненасильственного сопротивления (которое также в определенной степени является принуждением, ибо направлено на навязывание кому-либо своей воли) заключается в переубеждении оппонента, в стремлении заменить его поведенческую установку нравственной и правопослушной. Разумеется, речь в данном случае идет не о свершившемся преступлении, а о преступном намерении, о ликвидации конфликтной ситуации, о переориентации личности на социально полезное поведение. Иными словами, речь идет лишь о таких ситуациях, которые находятся в сфере морали и не перешли еще в сферу права. Для осуществления ненасильственного сопротивления существуют определенные правила и приемы. Назовем основные:

 следует отказываться от претензии на абсолютную истину и быть готовым к диалогу и компромиссу;

 самокритично относиться к своим доводам и поведению, стараться обнаружить, что в них могло бы вызвать враждебное отношение оппонента;

 следует мысленно поставить себя на место оппонента и проанализировать ситуацию его глазами – это даст возможность понять его и помочь ему найти благопристойный выход из ситуации, сохранив свое лицо;

 ни в коем случае не выказывать оппоненту своей неприязни, но, наоборот, всячески подчеркивать свое дружелюбие;

 быть предельно искренним, не применять никакой лжи, скрытых намерений, тактических хитростей и т.п.

Конечно, эта форма гораздо сложнее, чем первая. Гораздо проще надеть на человека наручники, чем переубедить его. Тем более, что для этого нужно обладать знанием и логики, и психологии, и культуры речи, да и самому надо являться образцом нравственного поведения и общения. Однако нет, наверное, нужды доказывать, насколько эта форма принуждения, которую и принуждением-то можно назвать только условно, эффективнее формы непосредственного насилия.

О насилии можно сказать, что само по себе оно ни нравственно, ни безнравственно. В абстрактном виде оно внеморально.

Его в такой форме можно уподобить ножу: ножом можно убить человека, но можно и вылечить (если он, например, в руках хирурга). Критерием моральности или аморальности насилия являются цель, во имя которой оно совершается, и средства, при помощи которых оно осуществляется. Цель, направленная на благо, даже если оно достигается насилием, нравственна при том условии, что и средства будут оптимальны и будут более или менее точно соответствовать характеру этой цели.

Таким образом, понятие нравственного не противоречит насилию, а взаимодействует с ним. Иными словами, насилие, так же как и всякое другое деяние, может носить как нравственный, так и безнравственный характер. Этот подход позволяет нам перейти к рассмотрению нравственного содержания правоохранительной деятельности.

Люди, далекие от подлинного представления о деятельности правоохранительных органов, как правило, не задаются вопросом о нравственном содержании этой работы. С точки зрения обывателя, эти подразделения используют лишь средства устрашения и прямого насилия – правового и физического. И, как они полагают, существующие в этой сфере требования это требования к умению применять эти средства. Они не знают, что в работе сотрудников правоохранительных органов громадную значимость имеют нравственные качества: честность, любовь к людям, справедливость, самоотверженность, смелость, доброжелательность и многие другие, в том числе и чувство высокой ответственности за свои действия перед обществом. Наличие этих качеств у сотрудника служит обязательным мерилом его профессионализма, и на воспитание этих качеств направлены значительные усилия руководителей, работников воспитательных и кадровых аппаратов, служебных коллективов. Требования к этой стороне службы предъявляются как обществом, так и служебными документами, в частности, работник ОВД за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел, увольняется со службы.

Традиции делятся на: патриотические, интернациональные, боевые, героические, служебные. Они обеспечивают передачу основных социальных ценностей не через бездумный механизм подражания, а через усвоение многострадального опыта отцов. Этот процесс усвоения не имеет ничего общего с назидательностью. Это живое, эмоциональное проецирование настоящего на экран прошлого, все лучшее, что отстаивало старшее поколение в кровопролитных боях.

Традиции это не только прошлое, но это и сегодняшний день, характерные черты, дела и поступки тех, кому народ доверил охрану своего мирного труда и покоя. Традиции – это нормы поведения, созданные ратными делами передовиков службы, отличников, лучших сотрудников правоохранительных органов. Их воспитательное значение состоит в том, что они помогают личному составу познать героические подвиги и благородные поступки старшего поколения, прочувствовать славный путь, пройденный подразделениями правоохранительных органов, проникнуться уважением к трудной, но почетной службе в них. Они способствуют укреплению дисциплины и повышению результативности работы в борьбе с преступностью.

На чем следует особо заострить внимание это нерушимое соблюдение законности, высокая культура в работе. Это важнейшие параметры, высокие критерии оценки воспитания. Весь стиль и содержание работы в каждом звене органов внутренних дел должны быть пронизаны высочайшим уважением к человеку, неустанной заботой об охране интересов общества и государства, законных прав труженика. Точное и неуклонное осуществление законов всеми и повсеместно – именно так ставится вопрос. Ни один виновный не должен уйти от ответственности, ни один невиновный не должен быть ущемлен в правах. Это старое правило никто не должен забывать.

Абсолютное большинство сотрудников служит образцом дисциплины, добросовестности, принципиальности и высокого долга в отстаивании требований законов, простоты и скромности в личной жизни. И люди воспринимают это как должное. Но малейшее забвение чести и долга, злоупотребление властью, непомерные амбиции, неуместное и показное служебное рвение вызывают резко негативное отношение, порождают серьезные эксцессы, пятнают честь и доброе имя милиции, органов внутренних дел.

Правосудие как вид государственной деятельности, призванной обеспечить справедливость в отношении тех, чьи права и интересы оно затрагивает, базируется на правовых и нравственных началах. Законность и нравственность в правосудии, в деятельности правоохранительных органов находятся в неразрывном единстве. Правосудие, не связанное законом, не отвечающее требованиям права, вообще немыслимо. Правосудие — суд по праву, справедливости. Но сам закон должен отвечать требованиям нравственности, а его применение судом не должно противоречить нравственным нормам. Формальное применение закона вопреки требованиям справедливости извращает саму идею правосудия.

Единство законности и нравственности находит свое воплощение в законодательстве о правосудии, его основных началах, принятых мировым сообществом, а также в конституционном национальном законодательстве.

Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., содержит рад принципиальных требований к организации правосудия, которые с полным основанием можно отнести к числу общечеловеческих правовых ценностей. Одновременно они воплощают и нравственные требования, общепризнанные нравственные ценности, отражают важнейшие этические категории. Гуманизм, справедливость, защита достоинства человека характеризуют нормы этого важнейшего документа ООН.

Статья 1 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

В ст. 7 говорится, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

Статья 5 запрещает подвергать кого бы то ни было пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 11 провозглашает презумпцию невиновности, принцип гласности судебного разбирательства с обеспечением всех возможностей для защиты.

Статья 12 гласит, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам н& неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

В ст. 29 определяется, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Приведенные, а также и другие положения Всеобщей декларации прав Человека в юридической форме закрепляют нравственные начала права, служат воплощению и защите нравственных ценностей.

Другой важнейший документ ООН — Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г воспроизводит, развивает и конкретизирует положения Всеобщей декларации прав человека, в том числе и относящиеся к области прав в сфере правосудия.

Для уголовного процесса существенное значение имеют положения Пакта о процессуальных гарантиях личности.

Статья 9 Пакта провозглашает право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность и запрещает произвольный арест или содержание под стражей. Каждому арестованному сообщается о причине его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявляемое ему обвинение. Каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке доставляется к судье (или к другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть) и имеет право на судебное разбирательства в течение разумного срока или на освобождение. Содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство в любой другой стадии и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора. Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если зад ржание незаконно. Каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой.

Приведенные нормы, предоставляя каждому человеку гарантии против произвольного стеснения свободы и личной неприкосновенности, делают судебную власть гарантом неприкосновенности личности.

Статья 10 Пакта обязывает гуманно обращаться со всеми лицами, лишенными свободы, и уважать их достоинство, присущее человеческой личности.

В ст. 14 Пакта содержатся формулировка презумпции невиновности, а также перечень процессуальных гарантий, которые, как минимум, должны предоставляться каждому обвиняемому в преступлении на основе полного равенства. К их числу относятся, в частности, право знать характер и основания предъявляемого обвинения, о чем лицо должно уведомляться «в срочном порядке и подробно на языке, который оно понимает; быть судимым без неоправданной задержки; иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником; быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены; не быть принуждаемым к даче показаний против себя самого или к признанию себя виновным; пользоваться бесплатной помощью переводчика; при отсутствии достаточных средств пользоваться безвозмездно помощью защитника. Каждый осужденный за какое-либо преступление имеет право на то, Чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией согласно закону. Никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны.

Международный пакт о гражданских и политических правах, каким образом, развивая идеи гуманизма и справедливости применительно к производству по уголовным делам, устанавливает конкретные процессуальные гарантии личности, которые, как минимум, должны быть воплощены в национальном законодательстве членов мирового сообщества.

В конституционном законодательстве всех государств при регулировании основ организации и деятельности судебной власти гуманные идеи нормативных актов мирового сообщества, отражающие общечеловеческие нравственно-правовые ценности, находят более или менее полное воплощение. Именно конституционное законодательство, как правило, формулирует принципы правосудия и правоохранительной деятельности.

Конституция Российской Федерации 1993 г. содержит развернутую систему норм, создающих гарантии прав личности, включая гарантии справедливого правосудия, которые отражают общечеловеческие правовые и нравственные ценности.

Правосудие, деятельность судебной власти должны соответствовать принципу гуманизма. Процессуальное законодательство призвано создавать такой порядок судопроизводства, который обеспечивал бы защиту человека от правонарушении, в том числе от преступлении, восстановление нарушенных прав, охрану чести, достоинства, репутации честных людей В то же время и те, кто подозревается или обвиняется в правонарушениях, преступлениях, должны быть ограждены от необоснованных обвинений и тем более необоснованного осуждения. Их свободы, права и законные интересы должны быть ограждены должным образом от необоснованного стеснения или нарушения, их человеческое достоинство не должно унижаться.

Статья 7 Конституции характеризует гуманистическую сущность Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условии, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Регулируя начала правосудия, Конституция РФ фиксирует их демократическое содержание, отражая требования справедливости и гуманности.

В ряде конституционных норм гарантируется охрана жизни, чести, достоинства человека, личная неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрана частной жизни — важнейших благ, защита которых предусматривается документами мирового сообщества. При этом во многих случаях их гарантом является судебная власть.

Статья 20 Конституции устанавливает: каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 21 Конституции посвящена охране достоинства человека. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Статья 23 устанавливает право каждого на защиту чести и Достоинства.

В соответствии со ст. 22 Конституции каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну устанавливает ст. 23 Конституции, а ст. 24 запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица бра его согласия.

Глава седьмая Конституции РФ устанавливает демократические принципы организации и деятельности судебной власти: осуществление правосудия только судом; независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и закону; несменяемость судей; неприкосновенность судей; гласность суда; состязательность. Статья 32 Конституции установила право граждан РФ участвовать в отправлении правосудия, а ст. 123 предусмотрела возможность ведения судопроизводства с участием присяжных заседателей.

Конституция РФ 1993 г., расширив круг прав и свобод человека, восприняв важнейшие положения международно-правовых актов, воплощающих общепризнанные нравственно-правовые ценности, и усилив судебные гарантии личности, основных человеческих благ, существенно усовершенствовала основы российской) права, его нравственный потенциал.

Глава II. Развитие фетишизма норм

Глава II. Развитие фетишизма норм XVОсновной и первоначальной из нормативных форм является обычай. В своем элементарном виде он был не чем иным, как техническим правилом социального поведения людей. — Чтобы община могла побеждать врагов, для этого надо всем воинам в

§ 3. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства

§ 3. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства Нравственное значение конкретных уголовно-процессуальных норм может быть полнее уяснено на основе ознакомления с более общими, принципиальными положениями уголовно-процессуального права. Это

§ 1. Понятие и содержание культура процессуальной деятельности

§ 1. Понятие и содержание культура процессуальной деятельности Культура уголовного процесса представляет собой качественную характеристику этого вида государственной деятельности, опирающуюся на общее понятие культуры, а также представления о юридической

[Лекция 6], часы 11, 12 Нравственное действие и его состав. Ответственность и вина. Проблема свободы воли. Предмет нравственной деятельности

[Лекция 6], часы 11, 12 Нравственное действие и его состав. Ответственность и вина. Проблема свободы воли. Предмет нравственной деятельности Действие и его предмет1) Прежде чем идти дальше, подведем итоги добытому. Мы видели, что добро есть объективно ценное состояние души,

§ 6. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

§ 6. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ Человек как живое, самодеятельное существо имеет двойной состав: душевный и телесный. Каждый из нас живет внутренней, душевной жизнью: мыслит, чувствует, желает, запоминает, воображает, но когда хочет осуществить что-нибудь не в себе, а вовне или

§ 20. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ

§ 20. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ Разрешая при помощи права основную задачу своей внешней жизни, т. е. создавая равный, упорядоченный и справедливый общественный строй, люди выработали постепенно три основных вида права, из которых каждый имеет свои особые черты и приспособлен к

§ 6. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

§ 6. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ Человек как живое, самодеятельное существо имеет двойной состав: душевный и телесный. Каждый из нас живет внутренней, душевной жизнью: мыслит, чувствует, желает, запоминает, воображает, но когда хочет осуществить что-нибудь не в себе, а вовне или

§ 20. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ

§ 20. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ Разрешая при помощи права основную задачу своей внешней жизни, т. е. создавая равный, упорядоченный и справедливый общественный строй, люди выработали постепенно три основных вида права, из которых каждый имеет свои особые черты и приспособлен к

12. Дуализм фактов и норм

12. Дуализм фактов и норм В настоящей моей книге я говорил о дуализме фактов и решений и отмечал, следуя Л. Дж. Расселу (см. прим. 5 (3) к гл. 5), что этот дуализм можно описать как дуализм предложений (propositions) и предложений-проектов, или рекомендаций

2.4. Характеристика вождества, как формы ранней государственности, содержание и виды норм древнего права

2.4. Характеристика вождества, как формы ранней государственности, содержание и виды норм древнего права Эволюция древнего общества у некоторых народов приводит к появлению новой формы социальной организации - вождества (англ. - chiefdom)[566]. Этот термин был введен в научный

4. Нравственное сознание

4. Нравственное сознание Идея нравственности. Правовое регулирование — это регулирование поведения людей с помощью системы законов. Оно оставляет вне своего влияния огромную область человеческих отношений, именуемых нравственными. Законом не предусмотрено, например,

Нравственное совершенство

Нравственное совершенство В этике речь идет о совершенстве человека и о путях достижения им совершенства. Понятие совершенства получает содержательную определенность через понятие нравственного идеала.В истории этико-философской и религиозной мысли идея

4.1. Нравственная характеристика методов органов правоохраны

Сущность деятельности правоохранительных органов непосредст­венно обнаруживается в их названии: это исполнение важнейшей конституционной обязанности государства — охрана и защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Все остальные их функции — охрана общественного порядка, собственности, борьба с преступностью, пресечение анти­общественных проявлений и др. являются элементами этой важ­нейшей обязанности. И сами правоохранительные органы — одна из главных структур государства, т.е. та властная структура, которая является гарантией права как системы социальных норм и отноше­ний, организующей нормальную жизнедеятельность того или иного общества.

Здесь возникает вопрос: может ли быть принуждение, тем более прямое насилие, нравственным? В том, что оно необходимо на данном уровне развития общества, а следовательно, целесообразно и неизбежно, сомнений в принципе не возникает (дискуссии ведут­ся лишь по поводу сфер применения, степени и форм насилия), но что касается моральности насилия, то позитивное или негативное решение этого вопроса уже длительное время и по сегодняшний день разделяет ученых и практиков на два направления: моралист­ское и реалистическое.


Однако приведенное определение требует некоторого уточнения. Вся деятельность правоохранительных органов базируется на про­тивостоянии агрессивному злу. Это противостояние осуществляется в двух основных формах: в виде насильственного сопротивления и ненасильственного сопротивления,которое рассматривается в прак­тике служебной деятельности как предпочтительное.

Если первая форма представляется более или менее ясной, то вторая требует некоторых пояснений. Суть ненасильственного со­противления (которое также в определенной степени является при­нуждением, ибо направлено на навязывание кому-либо своей воли) заключается в переубеждении оппонента, в стремлении заменить его поведенческую установку нравственной и правопослушной. Ра­зумеется, речь в данном случае идет не о свершившемся преступле­нии, а о преступном намерении, о ликвидации конфликтной ситуа­ции, о переориентации личности на социально полезное поведение. Иными словами, речь идет лишь о таких ситуациях, которые нахо­дятся в сфере морали и не перешли еще в сферу права. Для осуще­ствления ненасильственного сопротивления существуют определен­ные правила и приемы. Назовем основные:

следует отказываться от претензии на абсолютную истину и быть готовым к диалогу и компромиссу;

самокритично относиться к своим доводам и поведению, ста­ раться обнаружить, что в них могло бы вызвать враждебное отно­ шение оппонента;

следует мысленно поставить себя на место оппонента и про­ анализировать ситуацию его глазами — это даст возможность по­ нять его и помочь ему найти благопристойный выход из ситуации, сохранив свое лицо;

ни в коем случае не выказывать оппоненту своей неприязни, но, наоборот, всячески подчеркивать свое дружелюбие;

быть предельно искренним, не применять никакой лжи, скры­ тых намерений, тактических хитростей и т.п.

Конечно, эта форма гораздо сложнее, чем первая. Гораздо проще надеть на человека наручники, чем переубедить его. Тем более, что для этого нужно обладать знанием и логики, и психологии, и культу­ры речи, да и самому надо являться образцом нравственного поведе­ния и общения. Однако нет, наверное, нужды доказывать, насколько эта форма принуждения, которую и принуждением-то можно назвать только условно, эффективнее формы непосредственного насилия.

О насилии можно сказать, что само по себе оно ни нравственно, ни безнравственно. В абстрактном виде оно внеморально.

Его в такой форме можно уподобить ножу: ножом можно убить человека, но можно и вылечить (если он, например, в руках хирур­га). Критерием моральности или аморальности насилия являются цель, во имя которой оно совершается, и средства, при помощи которых оно осуществляется. Цель, направленная на благо, даже если оно достигается насилием, — нравственна при том условии, что и средства будут оптимальны и будут более или менее точно соответствовать характеру этой цели.

Таким образом, понятие нравственного не противоречит наси­лию, а взаимодействует с ним. Иными словами, насилие, так же как и всякое другое деяние, может носить как нравственный, так и безнравственный характер. Этот подход позволяет нам перейти к рассмотрению нравственного содержания правоохранительной деятельности.

Не хлебом единым жив человек, не только материальными бла­гами, но прежде всего правдой и свободой, совестью и честью, нравственностью и гуманизмом. И те свойства человеческого харак­тера, которые традиционно рассматривались как высокоморальные устои личности, являются неотъемлемой стороной служебной дея­тельности сотрудника правоохранительных органов, показателем совершенства его профессионального мастерства, уровня его нрав­ственного и культурного развития.

1. Нравственные основы деятельности сотрудника правоохранительных органов. Кодексы чести юриста.

Главная суть деятельности правоохранительных органов непо­средственно обнаруживается в их названии: это исполнение важ­нейшей конституционной обязанности государства — охрана и за­щита прав и свобод человека и гражданина.

Все остальные их функции — охрана общественного порядки, собственности, борьба с преступностью, пресечение антиобщест­венных проявлений и др. являются элементами этой важнейшей обязанности. И сами правоохранительные органы в свою очередь являются элементом, одной из главных структур государства -той властной структурой, которая является гарантией права как системы социальных норм и отношений, организующей нормаль­ную жизнедеятельность того или иного общества.

Основными методами, через посредство которых правоохра­нительные органы осуществляют свою деятельность, являются профилактика правонарушений (т.е. воспитательная работа с гра­жданами) и принудительные санкции, принимающие в крайних случаях форму прямого насилия. Причем, как это видно из вы­шеприведенного определения, понятие "властная сила" (т.е. дей­ствия, опирающиеся на принуждение, на насилие) является ос­новной характеристикой деятельности правоохранительных орга­нов.

Люди, далекие от подлинного представления о деятельности правоохранительных органов, как правило, не задаются вопросом о нравственном содержании этой работы. С точки зрения обыва­теля, эти подразделения используют лишь средства устрашения и насилия - правового и физического. И, как они полагают, существующие в этой сфере требования - это требования к умению применять эти средства. Они не знают, что в работе сотрудников правоохранительных органов громадную значимость имеют нрав­ственные качества: честность, любовь к людям, справедливость, самоотверженность, смелость, доброжелательность и многие дру­гие, в том числе и чувство высокой ответственности за свои дей­ствия перед обществом. Наличие этих качеств у сотрудника слу­жит обязательным мерилом его профессионализма, и на воспита­ние этих качеств направлены значительные усилия руководите­лей, работников воспитательных и кадровых аппаратов, служеб­ных коллективов. Требования к этой стороне службы предъявля­ются как обществом, так и служебными документами, в част­ности, ра­ботник за совершение проступков, несовместимых с требования­ми, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотруд­ника органов внутренних дел, увольняется со службы.

Поэтому вполне естественно, что сотрудникам правоохрани­тельных органов постоянно приходится задаваться вопросом, на­сколько справедливы те или иные их поступки и действия.

Как мы уже определились выше, профессиональная этика юриста представляет собой нравственные правила поведения юристов, а также способы обоснования этих правил.

Эти правила поведения призваны установить определенный тип нравственных взаимоотношений для оптимального выполнения юристами своих профессиональных функций. Прежде чем переходить к рассмотрению этических основ деятельности отдельных юридических профессий, целесообразно остановиться на тех нравственных принципах, которые лежат в основе деятельности любой юридической профессии.

Эти правила – принципы могут содержаться в международных документах, законах и иных нормативных актах, в профессиональных кодексах отдельных юридических профессий. Эти правила могут формироваться и на основе практики прецедентов практики привлечения юристов к дисциплинарной ответственности за нарушение этических норм.

Под способами обоснования правил поведения юристов мы будем понимать реализацию этих правил в практической деятельности. Этические требования, как было уже отмечено, отличаются от нормативно-правовых тем, что их невыполнение не влечет за собой правовой санкции. Этическое правило – всегда мера возможного, и никогда единственно верное поведение. Следовательно, выполнение этического правила – это всегда выбор самого человека.

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 года;

Основные принципы роли юристов, принятые Восьмым Конгрессом ООН по предотвращению преступности и перевоспитанию правонарушителей в 1990 году;

Стандарты независимости юридической профессии Международной ассоциации юристов, принятые на конференции МАЮ в сентябре 1990 г.;

Правила адвокатской этики Международного Союза (Содружества) адвокатов.

Суммируя нравственные требования, зафиксированные в этих актах, попытаемся сформулировать международные стандарты профессиональной этики юриста.

Итак, юрист должен:

Уважать и защищать человеческое достоинство и поддерживать и защищать права человека по отношению ко всем лицам.

При выполнении своих обязанностей всегда действовать свободно, честно и бесстрашно, в соответствии с законными интересами клиента и без какого-либо вмешательства или давления со стороны власти либо общественности.

Предоставлять свои услуги всем социальным группам с тем, чтобы никому не было отказано в юридической помощи.

Согласовывать свои действия с доверителями и подзащитными.

Соблюдать профессиональную тайну, предметом которой является сам факт обращения к юристу, сведения о содержании его бесед с клиентом и иная информация, касающаяся оказания юридической помощи. Он обязан хранить тайну и после того, как отношения между ним и клиентом закончились.

Беречь и приумножать престиж профессии.

Быть точным и пунктуальным.

Быть уверенным в своей компетентности в вопросах существа дела.

Поддержать и обосновать позицию обвиняемого, не признающего своей вины.

Принять зависящие от него меры к установлению незаконного воздействия на обвиняемого.

При наличии коллизии между обвиняемыми (подсудимыми) выяснять обстоятельства, изобличающие сообвиняемых, только в пределах, необходимых для защиты подзащитного, не превращаясь, как правило, в обвинителя.

Назначать гонорар по соглашению в разумных пределах. При этом должны учитываться:

· объем и сложность дела;

· длительность процесса или время, затраченное на консультации клиента;

· материальное положение клиента;

· необходимость проведения исследований с привлечением специалистов;

· традиции данного региона;

13. Участвуя в судебном разбирательстве, строго соблюдать правила, установленные процессуальным законом, демонстрируя необходимое уважения к суду, сдержанность и такт.

14. В стадии предварительного расследования согласовывать свое участие в тех или иных следственных действиях и иные действия процессуального характера со своим подзащитным. Представляя доказательства, проявлять необходимую требовательность к их достоверности, не нарушая правил о допустимости доказательств.

15. Свои возражения против неправильных действий следователя или работника дознания облекать в форму, предусмотренную законом, не допуская умаление чести и достоинства должностных лиц предварительного следствия.

16. При свиданиях с лицами, находящимися под стражей, соблюдать правила мест заключения.

17. Как участник судебных прений, уважительно относиться к своим оппонентам.

18. Уважительно относиться к коллегам, поддерживать нормальный нравственно-психологический климат в коллективе, оказывать в необходимых случаях консультативную помощь коллегам, внимательно относиться к работе начинающих юристов, помогая им своими знаниями и опытом.

Юрист не должен:

Осуществлять, подстрекать или терпимо относиться к любому действию, представляющему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания.

Давать каких-либо гарантий или заверений в успешном разрешении дела и порождать надежды клиента с помощью ссылок на свой опыт или особые отношения с представителями властных структур.

Давать свидетельские показания об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением профессиональных обязанностей.

Принимать к исполнению противоречащие закону требования клиентов.

Навязывать клиенту свои услуги и заниматься саморекламой

Использовать в личных целях информацию, полученную от клиента, без его согласия.

Приобретать в какой бы то ни было форме имущество, представляющего предмет данного спора, или прав на него.

Принимать поручение на ведение дела, если:

- в расследовании дела или его рассмотрении участвует лицо, с которым юрист находится в родственных отношениях;

- он ранее участвовал в этом деле в качестве судьи, следователя, дознавателя, прокурора, общественного обвинителя, эксперта, переводчика, свидетеля, понятого, потерпевшего, гражданского истца или ответчика, а также секретаря судебного заседания;

- он ранее оказывал в какой-либо форме юридическую помощь лицу, интересы которого противоречат интересам обратившегося;

- ему заранее известно, что он не сможет участвовать в назначенном к слушанию деле в силу занятости по другим делам;

- ему известно, что он сам может быть вызван в качестве свидетеля по делу.

Принимать поручение по гражданскому делу, если притязания клиента не защищаются законом.

Принимать поручение на ведение гражданского дела, когда:

- обнаруживается отсутствие фактов, необходимых для обоснования требований или возражений доверителя;

- обоснование требований или возражений не может быть подтверждено доказательствами, допущенными законом для данных правоотношений;

- правовая позиция юриста противоречит позиции клиента;

- он является родственником другой стороны по делу.

В групповом уголовном процессе принимать на себя защиту нескольких лиц, чьи интересы хотя и не соприкасаются по делу, но обвиняемые придерживаются различных позиций. Следует воздерживаться от объединения защиты взрослого и несовершеннолетних обвиняемых.

Отказывать клиенту в просьбе об обжаловании приговора. Если юрист усматривает основания для обжалования, а осужденный возражает против обжалования, желательно получение письменного отказа осужденного от обжалования приговора. Это правило не распространяется на несовершеннолетних и лиц, страдающих физическими и психическими недостатками.

Участвуя в допросе, ставить наводящих или не относящихся к делу вопросов, задавать вопросы, задевающие честь и достоинство потерпевших, свидетелей и других лиц, участвующих в процессе.

В беседах с клиентами, а также в правовых документах допускать бестактные высказывания в отношении других юристов.

Если у противной стороны по гражданскому делу имеется адвокат, общаться со стороной без участия этого адвоката.

В каждой профессии есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, в которых они возникают особенно часто, которые требуют повышенного внимания к нравственной стороне выполняемых функций. Профессиональная этика имеет значение прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические "нравственные кодексы" людей этих профессий, специальностей.

Одна из них связана с существованием профессиональных этических кодексов. Эти кодексы иногда предъявляют членам профессии такие требования, которые не всегда совместимы с требованиями универсальной этики, а также с принципами лояльности и повиновения той организации, в которой работают данные специалисты.

Кодексы представляют собой руководства для деятельности членов профессиональной группы, определяют конкретные запреты, процедуры, идеалы и учитывают основные этические проблемы, с которыми они сталкиваются. Положения кодексов должны время от времени критически оцениваться и пересматриваться. В нашей стране процесс разработки и принятия кодексов профессиональной этики, в том числе и этики юридических профессий, только начинается.

Для того чтобы служить основанием автономии профессии, кодекс должен обладать определенными свойствами.

Во-первых, он должен безупречно содержать сформулированные положения, отражающие те конкретные, присущие именно данной профессии искушения, которые могут испытывать ее представители, те неэтичные методы ведения дел, которые подрывают ее престиж в глазах общества.

Во-вторых, кодекс должен регламентировать деятельность членов профессии. Некоторые кодексы представляют собой просто декларацию об идеалах, в то время как должны иметь дисциплинарный, карательный характер.

В-третьих, кодекс не должен являться средством самообслуживания профессии, а должен защищать интересы общества и клиентов.

Читайте также: