Новикова г психолого педагогическая готовность к школе

Обновлено: 04.07.2024

Целью исследования является изучение особенностей психологической готовности ребёнка к школе и пути коррекции неготовых к школьному обучению детей.

Исходя из цели, были сформулированы задачи исследования:

изучение и анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме;
выбор диагностических методик, позволяющих определить уровень готовности детей к обучению в школе;
осуществление качественного и количественного анализа данных
наметить план психокоррекционных мероприятий для детей, имеющих средний и низкий уровень готовности к школьному обучению

Содержание

Глава I . Проблема психологической готовности ребенка к школе

Основные теоретические концепции психологической готовности детей к школе в современных исследованиях……………………7
Компоненты психологической готовности……………………….14
Обзор диагностических методик………………………………….21
Выводы……………………………………………………………………….22

Глава II. Экспериментальное изучение уровня готовности детей к школьному обучению.

База и методы исследования……………………………………….23
Результаты исследований готовности детей к школе……………25
Выводы……………………………………………………………………..…29

Библиографический список используемой литературы……………………32

Работа содержит 1 файл

курсовая работа . doc

Исследование проводилось в комнате психологической разгрузки дошкольного учреждения с соблюдением инструкции к диагностической методике.

Качественный и количественный анализ полученных в ходе исследования данных. Представлен в следующем параграфе.

2.2. Результаты исследования готовности детей к школьному обучению.

Третий этап исследования был направлен на реализацию следующей цели: осуществление качественного и количественного анализа полученных в ходе исследования данных.

Исходя из цели, были сформулированы задачи третьего этапа исследования:

    • осуществить количественный и качественный анализ полученных в ходе исследования данных;
    • определить уровень готовности детей к школьному обучению;

    Полученные данные проведенного исследования детей подготовительной группы с помощью программы психолого-педагогической оценки готовности к началу школьного обучения. Н.Я.Семаго, М.М.Семаго представлены в таблице (см. Таблица 31) и диаграмме (см. диаграмма №1)

    Уровни 1 уровень (Г) 2 уровень (УГ) 3 уровень (УН) 4 уровень (Н)
    Кол-во детей

    1 уровень (Г). Готовность к началу регулярного обучения в школе.

    2 уровень (УГ). Условная готовность к началу обучения.

    3 уровень (УН). Условная неготовность к началу регулярного обучения.

    4 уровень (Н). Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения.

    Итак, как видно на рисунке 1 наибольшее значение получено по 1 уровню – 40,0 % детей данной группы готовы к началу регулярного обучения в школе.

    Следующая количественная категория это дети, набравшие баллы соответствующие 4 уровню – 35,0 % не готовы на момент обследования к началу регулярного обучения.

    10,0 % детей относятся ко 2 уровню, т.е. условно готовы к началу школьного обучения.

    Условно неготовых детей к началу регулярного обучения 3 уровня – 15,0 %.

    Итоги суммарной оценки уровня готовности детей внесены в таблицу (см. таблица №2)

    Итоги фронтальной оценки уровня готовности детей

    Суммарный балл (скорректированный) Уровень готовности Кол-во детей %
    от 17 до 25 баллов Г 8 40
    от 14 до 17 баллов УГ 2 10
    от11до 14 баллов УН 3 15
    менее 11 баллов Н 7 35

    Анализ балльной оценки полученных результатов

    1. Максим Т. 6 лет 1 месяц.

    Результаты выполнения тестовых заданий (в баллах):

    Суммарная оценка выполнения: 2 + 4 + 4 + 3,5 + 3 = 16,5 баллов

    Суммарный балл оценки готовности Светы: 16,5 х 0,6 = 9,9 балла. ребенок не готов к началу обучения.

    Максиму срочном порядке необходима коррекционная помощь. В случае если в результате коррекционной работы не произойдет положительной динамики в развитии ребенка возникнет необходимость направления Максима на ПМПК.

    2. Света К., 6 лет 5 месяц.

    Результаты выполнения тестовых заданий (в баллах):

    Суммарная оценка выполнения: 4 + 5 + 4 + 4,5 + 3,5 = 21 балл

    Суммарный балл оценки готовности Светы: 21 х 0,72 = 15,12 балла. Девочка условно готова к началу обучения.

    Следует учитывать, что Свете К.. на момент обследования — в январе месяце — исполнилось только 6 лет и 1 месяц. Его поведение можно объяснить недостаточной регуляторной зрелостью, что вполне допустимо для данного возраста.

    В случае если за оставшееся до начала обучения в школе время (8 месяцев) не произойдет качественного сдвига в формировании произвольной регуляции собственного поведения, девочка окажется в группе риска по школьной дезадаптации именно по поведенческим аспектам. Этот факт и был зафиксирован в листе наблюдений и косвенно отразился в оценке качества графической деятельности (3,5 балла).

    Потенциальные когнитивные возможности ребенка в достаточной степени соответствуют возрасту.

    В результате проведенного психологического исследования, включающего анализ информации, собранной путем фронтального обследования можно сделать следующие выводы:

    1. По результатам уровневой оценки дети, набравшие суммарные баллы соответствующие 1 уровню (40%) не нуждаются в дополнительном углубленном психологическом обследовании, ориентированном на какую-то более тщательную оценку отдельных сторон их развития, так как являются уже готовыми к началу регулярного обучения в школе.

    2. Анализируя качество выполнения заданий и поведенческие особенности детей набравших суммарную оценку соответствующую 2 уровню (10%), можно отчасти прогнозировать у них трудности при начале регулярного обучения (то есть попадание в группу риска по школьной дезадаптации).

    3. Дети, чей суммарный балл соответствует 3 уровню (15 %) нуждаются в помощи специалистов (психолога, педагога).

    4. Наибольшее количество детей набрало суммарную оценку ниже 11 баллов, что соответствует 4 уровню (35%), данная категория является неготовой к регулярному школьному обучению.

    Большинство испытуемых детей готовы к школьному обучению. Но также выявлено, что 7 детей из пяти абсолютно не готовы к обучению в школе. Это лишний раз подтверждает актуальность выбранной нами темы.

    На основе проведенной диагностической работы нами были разработаны психокоррекционные мероприятия для детей имеющих средний и низкий уровень развития (см. приложение №4)

    Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

    Поэтому готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

    1. Психологическая готовность к школе, прежде всего, проявляется в наличии у ребенка учебной мотивации, позволяющей ему эффективно включиться в учебный процесс. Одновременно мотивация учения свидетельствует о необходимом и достаточном для начала обучения в школе развитии интеллектуальной и произвольной сферы будущего ученика.
    2. Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, который согласно отечественным периодизациям психического развития ребенка приходится приблизительно на 7 лет.
    3. Психологическая готовность к школе появляется как итог полноценного развития ребенка-дошкольника, подошедшего к вступлению в младший школьный возраст. Важно отметить, что попытки искусственного ускорения наступления школьного возраста приводят к замедлению развития мотивации учения, а, следовательно, к более позднему появлению психологической готовности к школе. Последняя вырастает не из целенаправленной подготовки детей к школьному обучению, а из традиционно детских занятий, главное место в которых занимает игра.
    4. Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

    Таким образом, цель нашего исследования достигнута: изучены особенности психологической готовности ребёнка к школе и пути коррекции неготовых к школьному обучению детей.

    В процессе работы выполнены поставленные задачи:

    1. изучена и проанализирована специальная психолого-педагогическоая литература по проблеме;
    2. выбрана диагностическая программа, позволяющая определить уровень готовности детей к обучению в школе;
    3. выявлен уровень готовности детей к школьному обучению
    4. осуществлён качественный и количественный анализ данных;
    5. разработана программа психокоррекционных мероприятий для детей, имеющих средний и низкий уровень готовности к школьному обучению.

    Итак, выдвинутая нами ранее гипотеза исследования подтверждена: своевременная диагностика позволяет создать условия для коррекции, благодаря которым успешно развиваются те показатели психологической готовности детей к школе, которые оказались недостаточно развитыми.

    Надежда Нижегородцева - Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов обложка книги

    Аннотация к книге "Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов"

    Пособие содержит подробные сведения об особенностях детей старшего дошкольного возраста и различных сторонах готовности к школе, простейшие способы диагностики уровня развития учебно-важных качеств, рекомендации по их развитию и их коррекции, игры и упражнения, названия книг и пособий, которые могут быть использованы психологами, педагогами и родителями для организации занятий с детьми по подготовке к школе и преодолению трудностей в обучении.
    Книга будет полезна практическим психологам, педагогам и родителям, а также преподавателям и студентам педагогических вузов.

    Иллюстрации к книге Надежда Нижегородцева - Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов

    Вы можете стать одним из первых, кто оставил отзыв. Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.


    Анализ литературы по проблеме готовности ребенка к школе показал, что она была предметом исследования многих выдающихся психологов, таких как Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Л. Венгер, Д. Б. Эльконин и позволила выявить, что готовность ребенка к обучению в школе включает: специальную, психологическую и физическую готовность.

    Психологическая готовность включает следующие структурные компоненты:

    − личностная или социально-психологическая готовность;

    Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

    Структура возраста, по Л. С. Выготскому [3], включает социальную ситуацию развития, ведущий вид деятельности и психологические новообразования. Эти компоненты и определяют возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

    Возрастной период от 6 до 7 лет характеризуется повышенной эмоциональностью, раздражимостью, направленностью на познание окружающего мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослого и сверстников.

    Психологическая готовность к систематическому обучению в школе — итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма.

    Определяющим фактором полноценного развития в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых — педагогов и родителей.

    Очень часто школьные неудачи детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться — результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются.

    Основная задача семьи в подготовке детей к школе — обеспечить оптимальное развитие всех сторон личности ребенка. Родители должны удовлетворять познавательные интересы детей, формировать новые, расширять их кругозор.

    Семья с самых первых лет жизни ребенка должна заботиться не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу. Только тогда обучение в школе может быть успешным.

    Семейное воспитание, как правило, осуществляется длительно и непрерывно и отличается особой эмоциональностью семейных социальных отношений, педагогическим влиянием на ребенка людей разного пола, возраста и профессии, а также чрезвычайной силой примера родителей и семейного уклада в целом. Поэтому решающую роль в подготовке к школе играет семья.

    При подготовке детей к школе необходимо установление делового контакта между семьей и детским садом. Основная роль всех форм и видов взаимодействия ДОО с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

    В период посещения детьми подготовительной к школе группы воспитатель должен поддерживать постоянный контакт с родителями: приглашать их на встречи, знакомить с опытом работы, демонстрировать результаты, которых дети достигли, советовать как заниматься с ребенком дома. Индивидуально информировать родителей о проявлениях, поведении и достижениях ребенка, сообщать о нарушениях его здоровья, о других недостатках, давать родителям компетентные советы по ряду вопросов.

    Исключительную роль в подготовке детей к школе играет детский сад. Здесь должны быть созданы благоприятные условия для полноценного физического, умственного и социального развития детей. В детском саду всестороннее развитие ребят должны обеспечивать высококвалифицированные педагоги. Дошкольное учреждение должно давать детям основы знаний и умений в сфере социальных представлений и практики, полноценно развивать психические процессы, формировать интерес к игре, посильному труду и обучению. Сотрудники садов в значительной степени должны способствовать привитию навыков культуры поведения и дисциплинированности, закладывать основы коллективных взаимоотношений детей, развивать эстетическое восприятие и вкус, учить элементарным формам трудовой деятельности, поощрять самостоятельность, проявлять систематическую заботу о здоровье своих воспитанников. Особое внимание при этом должно уделяться организации разных видов деятельности (игра, наблюдения в природе, занятия, элементарный труд, конструирование, рисование и др.) с учетом, с одной стороны, психофизиологических особенностей дошкольников, а с другой, требованиям, предъявляемых школой к их развитию. Так, например, знакомство с явлением живой и неживой природы способствует развитию логического мышления, любознательности, формированию начал мировоззрения и т. п. Важная роль отводится речевому развитию дошкольников: формированию языковых обобщений и элементарному осознанию явлений языка и речи, на основе чего зарождается интерес к родному языку и обеспечивается дальнейшее его саморазвитие. Большое внимание в детском саду должно уделяться работе над смысловой стороной слова (многозначность, синонимы, антонимы), развитию связной речи, формированию умения пересказывать прочитанный воспитателем текст, используя слова, близкие по смыслу.

    Следует отметить ценность занятий для подготовки детей к школьной форме обучения, которые воспитатели должны проводить в детском саду систематически, с применением эффективных методов и приемов (предъявление детям заданий проблемного характера, требующих поиска способа решения; использование моделирования, наглядно демонстрирующего достаточно сложные и часто скрытые взаимосвязи; организация элементарного экспериментирования, подводящего детей к самостоятельным выводам; игровые приемы, повышающие интерес, стимулирующие активность, создающие положительное эмоциональное настроение).

    При отборе методов и приемов обучения педагог должен учитывать не только возрастные возможности детей, но и особенности того контингента, с которым он работает, знать индивидуальные способности каждого ребенка. Реализация такого подхода влияет на повышение эффективности обучения.

    Еще одним из важнейших условий является своевременная диагностика степени готовности к школьному обучению. Наличие готовности к школе облегчает процесс адаптации ребенка к новым условиям жизни, а ее диагностика позволяет педагогу вовремя скорректировать развитие ее отдельных сторон.

    Готовность ребенка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой.

    Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т. е. сама по себе. Она образуется постепенно и, самое главное, требует верного педагогического руководства и специально организованных занятий с ребенком.

    Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективной только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребенка и учитывают специфику его стартовой готовности к обучению в школе и ЗБР. Только в этом случае педагог и родители маленького ученика совместными усилиями помогут ему преодолеть школьные трудности, освоиться в школьной жизни, стать настоящим школьником. При формировании психологической готовности к школьному обучению необходимо опираться на ЗБР. То, что сегодня является для ребенка зоной ближайшего развития, завтра станет уровнем его актуального развития. В связи с этим Л. С. Выготский указывал на недостаточность определения уровня актуального развития детей с целью выяснения степени их развития. Он подчеркивал, что состояние развития никогда не определяется только его созревшей частью, но и зону ближайшего развития, причем последней отводится главенствующая роль в процессе обучения. Обучать, по Выготскому, можно и нужно только тому, что лежит в зоне ближайшего развития. Именно это ребенок способен воспринять, и именно это будет оказывать на его психику развивающее воздействие.

    Регулярно заниматься ребенком лучше в первой половине дня или в период с 15 до 16 часов. Занятия 18–19 часов малоэффективны и очень утомительны для ребенка, так как это время резкого снижения работоспособности. Известно, что у детей шести лет уже после 15–20 минут работы снижается работоспособность и поэтому больше, чем 30–35 минутная продолжительность занятия не только неэффективна, но и может вызвать значительное утомление. Ребенок после 20-ти минутной работы начинает отвлекаться, вертеться. Двигательное беспокойство — защитная реакция организма ребенка. Он как бы отключается, давая себе отдых.

    У детей шести — семи лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры), поэтому еще трудно в течение длительного времени удерживать статическую позу. Поэтому во время занятий нужно следить за правильной осанкой ребенка, сменой деятельности или нужно проводить короткие физкультурные минутки между занятиями (попрыгай, как зайчик, покачайся как маятник, подтянись выше, вверх, т. д.), помогающие снять мышечную усталость.

    Детям необходимо больше прогулок, закаливающих процедур, больше движений, а не сидения перед телевизором, это все будет способствовать укреплению здоровья ребенка.

    Особенно важен для ребенка достаточный и продолжительный ночной сон. Чем меньше ребенок, тем больше он должен спать. Так, шестилетнему ребенку необходимо спать 11,5 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Недосыпания может сказаться на функциональном состоянии организма ребенка и его работоспособности. Замечено, что резко снижается работоспособность при неблагоприятной психологической обстановке, конфликтных ситуациях, стрессах. В ребенке нужно развивать организаторскую способность. Одним из основных ролей при этом играет режим дня. Приучая ребенка выполнять те или иные обязанности в режиме дня, у него формируется такие качества, как собранность, организованность. Тем не менее не надо все планировать за ребенка, нужно и ему оставлять свободу выбора и свободу планирования. Очень важно, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца. Распределяя домашние обязанности, нужно подыскивать такое занятие, в котором он будет инициатором, руководителем и ответственным лицом. Пусть ребенок проявляет смекалку, изобретательность, четкость. Научить ребенка предварительно планировать свои действия перед выполнением какого-то дела. Умение предварительно спланировать свои действия, и действия партнера необходимы для коллективно-совместной деятельности в школе.

    Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, подготовка детей, психологическая готовность, школа, школьное обучение, ближайшее развитие, родитель, готовность ребенка, режим дня.


    Анализ литературы по проблеме готовности ребенка к школе показал, что она была предметом исследования многих выдающихся психологов, таких как Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Л. Венгер, Д. Б. Эльконин и позволила выявить, что готовность ребенка к обучению в школе включает: специальную, психологическую и физическую готовность.

    Психологическая готовность включает следующие структурные компоненты:

    − личностная или социально-психологическая готовность;

    Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

    Структура возраста, по Л. С. Выготскому [3], включает социальную ситуацию развития, ведущий вид деятельности и психологические новообразования. Эти компоненты и определяют возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

    Возрастной период от 6 до 7 лет характеризуется повышенной эмоциональностью, раздражимостью, направленностью на познание окружающего мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослого и сверстников.

    Психологическая готовность к систематическому обучению в школе — итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма.

    Определяющим фактором полноценного развития в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых — педагогов и родителей.

    Очень часто школьные неудачи детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться — результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются.

    Основная задача семьи в подготовке детей к школе — обеспечить оптимальное развитие всех сторон личности ребенка. Родители должны удовлетворять познавательные интересы детей, формировать новые, расширять их кругозор.

    Семья с самых первых лет жизни ребенка должна заботиться не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу. Только тогда обучение в школе может быть успешным.

    Семейное воспитание, как правило, осуществляется длительно и непрерывно и отличается особой эмоциональностью семейных социальных отношений, педагогическим влиянием на ребенка людей разного пола, возраста и профессии, а также чрезвычайной силой примера родителей и семейного уклада в целом. Поэтому решающую роль в подготовке к школе играет семья.

    При подготовке детей к школе необходимо установление делового контакта между семьей и детским садом. Основная роль всех форм и видов взаимодействия ДОО с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

    В период посещения детьми подготовительной к школе группы воспитатель должен поддерживать постоянный контакт с родителями: приглашать их на встречи, знакомить с опытом работы, демонстрировать результаты, которых дети достигли, советовать как заниматься с ребенком дома. Индивидуально информировать родителей о проявлениях, поведении и достижениях ребенка, сообщать о нарушениях его здоровья, о других недостатках, давать родителям компетентные советы по ряду вопросов.

    Исключительную роль в подготовке детей к школе играет детский сад. Здесь должны быть созданы благоприятные условия для полноценного физического, умственного и социального развития детей. В детском саду всестороннее развитие ребят должны обеспечивать высококвалифицированные педагоги. Дошкольное учреждение должно давать детям основы знаний и умений в сфере социальных представлений и практики, полноценно развивать психические процессы, формировать интерес к игре, посильному труду и обучению. Сотрудники садов в значительной степени должны способствовать привитию навыков культуры поведения и дисциплинированности, закладывать основы коллективных взаимоотношений детей, развивать эстетическое восприятие и вкус, учить элементарным формам трудовой деятельности, поощрять самостоятельность, проявлять систематическую заботу о здоровье своих воспитанников. Особое внимание при этом должно уделяться организации разных видов деятельности (игра, наблюдения в природе, занятия, элементарный труд, конструирование, рисование и др.) с учетом, с одной стороны, психофизиологических особенностей дошкольников, а с другой, требованиям, предъявляемых школой к их развитию. Так, например, знакомство с явлением живой и неживой природы способствует развитию логического мышления, любознательности, формированию начал мировоззрения и т. п. Важная роль отводится речевому развитию дошкольников: формированию языковых обобщений и элементарному осознанию явлений языка и речи, на основе чего зарождается интерес к родному языку и обеспечивается дальнейшее его саморазвитие. Большое внимание в детском саду должно уделяться работе над смысловой стороной слова (многозначность, синонимы, антонимы), развитию связной речи, формированию умения пересказывать прочитанный воспитателем текст, используя слова, близкие по смыслу.

    Следует отметить ценность занятий для подготовки детей к школьной форме обучения, которые воспитатели должны проводить в детском саду систематически, с применением эффективных методов и приемов (предъявление детям заданий проблемного характера, требующих поиска способа решения; использование моделирования, наглядно демонстрирующего достаточно сложные и часто скрытые взаимосвязи; организация элементарного экспериментирования, подводящего детей к самостоятельным выводам; игровые приемы, повышающие интерес, стимулирующие активность, создающие положительное эмоциональное настроение).

    При отборе методов и приемов обучения педагог должен учитывать не только возрастные возможности детей, но и особенности того контингента, с которым он работает, знать индивидуальные способности каждого ребенка. Реализация такого подхода влияет на повышение эффективности обучения.

    Еще одним из важнейших условий является своевременная диагностика степени готовности к школьному обучению. Наличие готовности к школе облегчает процесс адаптации ребенка к новым условиям жизни, а ее диагностика позволяет педагогу вовремя скорректировать развитие ее отдельных сторон.

    Готовность ребенка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой.

    Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т. е. сама по себе. Она образуется постепенно и, самое главное, требует верного педагогического руководства и специально организованных занятий с ребенком.

    Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективной только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребенка и учитывают специфику его стартовой готовности к обучению в школе и ЗБР. Только в этом случае педагог и родители маленького ученика совместными усилиями помогут ему преодолеть школьные трудности, освоиться в школьной жизни, стать настоящим школьником. При формировании психологической готовности к школьному обучению необходимо опираться на ЗБР. То, что сегодня является для ребенка зоной ближайшего развития, завтра станет уровнем его актуального развития. В связи с этим Л. С. Выготский указывал на недостаточность определения уровня актуального развития детей с целью выяснения степени их развития. Он подчеркивал, что состояние развития никогда не определяется только его созревшей частью, но и зону ближайшего развития, причем последней отводится главенствующая роль в процессе обучения. Обучать, по Выготскому, можно и нужно только тому, что лежит в зоне ближайшего развития. Именно это ребенок способен воспринять, и именно это будет оказывать на его психику развивающее воздействие.

    Регулярно заниматься ребенком лучше в первой половине дня или в период с 15 до 16 часов. Занятия 18–19 часов малоэффективны и очень утомительны для ребенка, так как это время резкого снижения работоспособности. Известно, что у детей шести лет уже после 15–20 минут работы снижается работоспособность и поэтому больше, чем 30–35 минутная продолжительность занятия не только неэффективна, но и может вызвать значительное утомление. Ребенок после 20-ти минутной работы начинает отвлекаться, вертеться. Двигательное беспокойство — защитная реакция организма ребенка. Он как бы отключается, давая себе отдых.

    У детей шести — семи лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры), поэтому еще трудно в течение длительного времени удерживать статическую позу. Поэтому во время занятий нужно следить за правильной осанкой ребенка, сменой деятельности или нужно проводить короткие физкультурные минутки между занятиями (попрыгай, как зайчик, покачайся как маятник, подтянись выше, вверх, т. д.), помогающие снять мышечную усталость.

    Детям необходимо больше прогулок, закаливающих процедур, больше движений, а не сидения перед телевизором, это все будет способствовать укреплению здоровья ребенка.

    Особенно важен для ребенка достаточный и продолжительный ночной сон. Чем меньше ребенок, тем больше он должен спать. Так, шестилетнему ребенку необходимо спать 11,5 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Недосыпания может сказаться на функциональном состоянии организма ребенка и его работоспособности. Замечено, что резко снижается работоспособность при неблагоприятной психологической обстановке, конфликтных ситуациях, стрессах. В ребенке нужно развивать организаторскую способность. Одним из основных ролей при этом играет режим дня. Приучая ребенка выполнять те или иные обязанности в режиме дня, у него формируется такие качества, как собранность, организованность. Тем не менее не надо все планировать за ребенка, нужно и ему оставлять свободу выбора и свободу планирования. Очень важно, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца. Распределяя домашние обязанности, нужно подыскивать такое занятие, в котором он будет инициатором, руководителем и ответственным лицом. Пусть ребенок проявляет смекалку, изобретательность, четкость. Научить ребенка предварительно планировать свои действия перед выполнением какого-то дела. Умение предварительно спланировать свои действия, и действия партнера необходимы для коллективно-совместной деятельности в школе.

    Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, подготовка детей, психологическая готовность, школа, школьное обучение, ближайшее развитие, родитель, готовность ребенка, режим дня.

    Надежда Нижегородцева - Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов обложка книги

    Аннотация к книге "Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов"

    Пособие содержит подробные сведения об особенностях детей старшего дошкольного возраста и различных сторонах готовности к школе, простейшие способы диагностики уровня развития учебно-важных качеств, рекомендации по их развитию и их коррекции, игры и упражнения, названия книг и пособий, которые могут быть использованы психологами, педагогами и родителями для организации занятий с детьми по подготовке к школе и преодолению трудностей в обучении.
    Книга будет полезна практическим психологам, педагогам и родителям, а также преподавателям и студентам педагогических вузов.

    Иллюстрации к книге Надежда Нижегородцева - Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов

    Вы можете стать одним из первых, кто оставил отзыв. Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

    Читайте также: