Москва как центр развития культуры великорусской народности кратко

Обновлено: 04.07.2024

Историко-культурная концепция "Москва – третий Рим", её значение для развития российской культуры. Формирование концепции "Святой Руси". Спор между И. Волоцким и Н. Сорским. Московский кремль как плод совместного творчества итальянских и русских мастеров.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.10.2013
Размер файла 26,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Москва как центр русской государственности и культуры XV-XVI веков. Шедевры Московского кремля.

3. Москва центр русской Государственности и культуры. Шедевры московского кремля.

Это был Московский кремль в первоначальном его очертании.. занимавший западный угол кремлевской горы..

В 1367 году был выстроен новый кремль , каменный. Строительство в Москве крепости из белого камня современники связывали с возросшим политическим значением города , с укреплением роли его , как столицы всех русских земель. Строили кирпичный Кремль более 30 лет, руководили работами итальянские мастера.

К началу XV в. Москва заняла в Восточной Европе исключительное положение, как политическом, так и в культурном отношении. Византия погибла. Постепенно торжествуя в своей борьбе за объединение Руси, Московское княжество крепло и развивалось.

Несомненным признаком принятия идеи о Константинопольском наследстве служит усвоение Иваном III герба Восточной Римской империи -- двуглавого орла в качестве русского государственного герба.

Старый московский герб с Георгием -Победоносцем введенный князем Юрием Долгоруким , был заменен (1499г.) на двуглавого орла. С VII века до н.э. орел был символом Римской Империи ,а с IV века н.э. двуглавый орел стал символом разделения Римской Империи на западную , со столицей в Риме и Восточную, со столицей в Константинополе. Роль Москвы становилось все значительнее для греческого мира и той части, славянского на которую не распространялось главенство Римской курии.

· Русское государство -- наследница Византийского Православного царства;

· московский князь -- прямой потомок и наследник греческого императора как главы православного государства, поборник и защитник вселенского Православия (богоосвященная монархия);

· взгляд на Русь как на хранительницу христианской Церкви.

Воспринимая Московское царство не столько как продолжение, сколько как обновление византийской истории, можно также утверждать, что русская церковь есть наследница христианской церкви первых веков ее существования, т.е. периода, когда сохранялось ее единство.

В русской общественно -религиозной жизни всегда существовали различные идейно- религиозные течения , тенденции, направления. Представители которых вели между собой либо скрытые от посторонних глаз дискуссии, либо открытые дебаты.

Одна из таких дискуссий развернулась на рубеже 15-16 веков. Её главными участниками были Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Оба были устремлены к цели - вывести православную церковь из состояния духовного неблагополучия. Если попытаться предельно лаконично обозначить те направления, представителями которых выступили Волоцкий и Сорский, то в наибольшей степени для этого подошли бы понятия византизма и евангелизма. В истории русской социально- религиозной мысли под византизмом обычно подразумевают обширный культурно исторический комплекс религиозных , государственно- политических, философско -нравственных, художественно- этических идей и соответствующих им форм социальной практики, генетически восходящих к византийским образцам и обусловливающих отличия российской цивилизации от европейского Запада. Евангелизм представляет собой движение , в котором отчетливо проступает дух религиозных и социально -нравственных исканий. Его представители опираются на идеи и принципы первоначального христианства и стремятся сохранить их в том виде , в котором они существуют в библейском тексте.

На протяжении веколв евангелизм был постоянным внутренним оппонентом византизма. Отношения между ними не были равновесно -симметричными .поскольку на стороне византизма была жесткая сила автократического государства.

Это- конфликт, в котором оказались противопоставленными Преп. Нил Сорский и Преп. Иосиф Волоцкий , конфликт трагический для русского монашества и для русской святости… Столкнулись две различные религиозные концепции: идеал общественного воздействия на мир и идеал отказа от мира ради духовного совершенствования. - отказа.

Иосиф Волоцкий ( мирское имя Иван Санин) являл собой противоположный тип личности, склонной не к созерцательности , а к активной деятельности, отличавшейся незаурядными организаторскими и лидерскими способностями . Иосиф был сторонником и проводником идеи строжайшего непреклонного порядка . Среди характерных особенностей религиозного и социального мышления Иосифа, определявших его церковно- общественную пастырскую и писательскую деятельность, на первое место следует поставить апиляцию к страху, как основному религиозно- психологическому регулятору отношений монаха с Богом, монастырскими начальствами высшими церковными иерархиями.

Конец 15 столетия стал периодом открытых религиозных дискуссий среди священников, монахов и мирян. Богоискательские настроения, а так же намерения, нацеленные на преобразования многих сторон церковной жизни, перестали быть уделом одиночек. А охватили значительные слои населения, среди православных иерархов совсем не много было тех , кто мог противопоставить реформаторским умонастроениям серьезные богословские возражения.

Ликвидация землевладения приведет к упадку и исчезновению многих монастырей, а это отрицательно скажется на состоянии христианской веры в народе. После острых дебатов, большая часть, участников собора, перешла на сторону Иосифа Волоцкого. Великокняжеское окружение вынуждено было смирить притязания и пойти на компромисс, оставив за церковью право на землевладение и получив от неё заверение в активной поддержке своего политического курса.

Иосиф Волоцкий с 1508 г. стал поддерживать Великого князя в борьбе с мятежными удельными князьями и развил идею о божественном происхождении великокняжеской власти. Он говорил о самодержце, как о царе земном, подобном Богу и только перед ним ответственным. Василий III после 1508 г. активно поддерживал исифлян и дал церкви большие привилегии.

Подводя итоги сказанному. Необходимо признать, что иосифлянский тип ценностных ориентаций привел к тому, что на протяжении последующих столетий в России основное внимание церковных и светских властей было направлено на воспроизводство по преимуществу одного типа сознания -Византийского. Данный тип культивируется, и по сей день. Убежденность в том, что идентичность российского сознания обретается исключительно на пути признания своих генетических связей с Византийским православием. Изоляционизм, недоверие к духовным и социальным форма.

3. Москва центр русской Государственности и культуры. Шедевры московского кремля

Кремль не мог удовлетворять таких властителей, надо было создать на старом месте новый кремль, отвечающий новым запросам некогда захолустного московского княжества, ставшего мировой державой.

Русское зодчество имело к тому времени огромный опыт, при этом русское зодчество постоянно черпало живительные силы в народном творчестве, в искусстве деревенских древоделов.

Москва собирает лучшие художественные силы страны, выписывает зодчих из Пскова, Твери, Ростова, обращается к иноземным мастерам.

Не только со всей Руси , но и из Византии , из Сербии . из Болгарии устремились в великокняжескую Москву художники , для которых она стала одним из крупнейших культурных центров. И Москва . радуясь своей притягательной силе , заботясь о своем украшении, всячески поощряла их приезд.

Московский кремль - плод совместного творчества итальянских и русских мастеров, причем роль первых была во многом руководящая. Новшества и технические усовершенствования, внесенные итальянцами , были значительными и ими широко воспользовались русские зодчие. Но дело в том что нигде кроме России, кроме Москвы , не мог бы возникнуть такой грандиозный , такой единый при всем своем многообразии памятник силе и славе русского народа, ибо итальянцы, обучавшие русских мастеров самой передовой по тому времени технике , исходили в своем художественном творчестве из классических достижений древнерусской архитектуры. Таково было данное им предписание и таково , очевидно было и их собственное стремление, отвечавшее уже до них народившемуся общему художественному замыслу Московского Кремля.

Перестройка Кремля началась с возведения Успенского собора, порученного Аристотелю Фиораванти. Образцом для него послужил Успенский собор во Владимире. Однако московский Успенский собор (1475 - 1479) не был простым подражанием образцу. Аристотелю Фиораванти удалось создать совершенно новое, оригинальное произведение, в котором традиции русского зодчества были обогащены элементами итальянской архитектуры. Простой и ясный по своим формам, но в то же время грандиозный и торжественный, Успенский собор стал классическим образцом монументального церковного зодчества XVI в.

С русскими архитектурными традициями связан Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами в 1484 - 1489 гг. и являющийся частью великокняжеского дворцового комплекса. В его внешнем облике сочетаются Псковские, Владимиро - Суздальские и раннемосковские черты.

Иконостас Благовещенского собора Московского кремля -великое произведение искусства. Возникшие на русской почве идея и композиция иконостаса получила полное развитие в этом памятнике монументальной живописи. Фигуры деисусного чина - на досках высотой более 2-х метров и шириной более 1 м. Это придало иконостасу невиданную ранее внешность , грандиозность. Причем что очень характерно для древнерусского мироощущения, деисусная композиция , утверждающая идею заступничества стала основой во всем живописном убранстве храма.

В 1505 - 1508 гг. Алевиз Новый построил Архангельский собор, во внешнем облике которого ярко выразились светские черты, наметившиеся уже архитектуре Успенского собора. Сохранив основную конструкцию (куб, увенчанный пятиглавием), Алевиз Новый в наружном убранстве собора отступил от древнерусских традиций, приметив пышные архитектурные детали итальянского Ренессанса.

В 1485 г. начиналось возведение кирпичных стен и башен Московского Кремля. При этом зодчие решали не только фортификационные, но и художественные задачи. Стены и башни Кремля вместе с остальными его зданиями составили живописный единый ансамбль.

Архитектурным центром его стала построенная в 1505 - 1508 гг. столпообразная церковь - колокольня Ивана Лествичника (Иван Великий). В этом ансамбле получили воплощение идеи величия и силы единого Российского государства.

Грановитая палата выстроена итальянскими мастерами Марко Руффо и Пьером Солари . большой зал с огромным столбом посередине служил для торжественных приемов и пиршеств . Итальянские мастера продолжили русскую художественную традицию. В Грановитой палате живо воскресает парадная атмосфера московского двора с его пышными церемониями .

Опоясавшись новыми стенами и башнями , кремль неприступной твердыней . и эта твердыня поражала своей , чисто русской торжественно сияющей красотой , белизна соборов и царских палат , золото куполов , цветовые сочетания фресок над порталами храмов -вся эта красочная гамма единого при всей своей динамичности ансамбля обогащалась четкой рамой розово-красных зубчатых стен и мощных башен в несколько этажей (Спасской, Никольской и др.) красота и величественность русского града -третьего Рима .они стали образцом для всей Руси , где один за другим русскими зодчими воздвигались соборы ,создавались монастырские ансамбли и строились неприступные кремли.

Быстрая смена событий в основной области православия и его русской боковой ветви ,драматический контраст между падением Константинополя и триумфом Москвы произвели глубокое впечатление на воображение русских. Неожиданное превращение маленького Московского княжества в самое большое государство в мире невольно привело его народ к мысли , что он наделен миссией спасти восточное христианство, присущая самодержавию централизация облегчалась и обуславливалась не только византийским и восточным влиянием, но так же тем обстоятельством ,что опорой режима . помимо церкви и закрепощенного крестьянства , было не аристократическое вотчинное , а служило поместное дворянство .

Воспринимая Московское царство не столько как продолжение, сколько как обновление византийской истории, можно также утверждать, что русская церковь есть наследница христианской церкви первых веков ее существования, т.е. периода, когда сохранялось ее единство.

Список литературы

1. Зенина М. Р. , Кошман Л.В. , Шульгин В. С. История русской культуры: учебн. Пособие . М.: Высш. Шк., 1990.-432 с.

4. Куликовская битва и рождение Московской Руси/ А.Б. Широкород-М.; Вече, 2005г.-416с.

5. Тоийнби А. Дж. Постижение истории: пер. с англ./ сост. Огурцов А.П., вступ. ст. Уколовой В.И.; закл. Ст. Рашковского Е.Б. -М.; Прогресс, 1991г.

6. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV - первая половина XVI века/ вступ. ст. Д.С. Лихачева; сост и общ ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева -М.; Худож.лит.; 1984г

7. Всеобщая история права и государства ; учебник / В.Г. Графский -2-е изд., перераб. и доп. -М.; Норма, 2008г.-752с.

Подобные документы

Первые каменные здания на территории Московского Кремля. Основные направления московского искусства второй половины XIV столетия. Архитектура церкви Успения на Городке в Звенигороде. Феофан Грек и другие византийские и балканские художники в Москве.

реферат [15,5 K], добавлен 27.07.2009

Причины и последствия состояния политической раздробленности, в которой находились русские земли и княжества в XV веке. Влияние монголо-татарского нашествия на развитие русской культуры. Историческая обусловленность и сущность идеи "Москва - третий Рим".

контрольная работа [43,4 K], добавлен 10.11.2010

Место архитектуры в структуре культуры России первой половины XVIII века. Перестройка Кремля при Иване III с привлечением мастеров Антона Фрязина, Марко Фрязина и т.д. Рублевское направление в изобразительном искусстве Москвы. Шатровое зодчество.

реферат [27,7 K], добавлен 27.07.2009

Культурный архетип – базисный элемент культуры. Традиционные установки русской культуры. Становление, развитие, особенности формирования русской культуры. Развитие культуры Древней Руси. Иконописи русских мастеров и христианство, каменные сооружения.

реферат [17,1 K], добавлен 27.07.2010

Концепции культуры XIX-XX вв. Морфологическая концепция локальных культур Шпенглера. Социологическая концепция культуры Макса и Вебера. Игровая модель Хейзинги. Концепция Шубарта. Культурологические концепции 60-90-х годов XX в.: культура Тойнби.

реферат [25,8 K], добавлен 21.01.2008

Особенности русской культуры на рубеже веков. Новая концепция искусства. Журнал-манифест. История создания журнала. "Мир искусства" и Дягилев, "мир искусники". Значение журнала "Мир искусства" для русской культуры и его место в отечественной культуре.

курсовая работа [30,4 K], добавлен 04.05.2016

Ранний этап развития русской культуры. Языческая культура древних славян. Основные особенности русской средневековой духовной культуры. Истоки русской культуры: ценности, язык, символы, мировоззренческие схемы. Значение принятия христианства из Византии.

XV — XVII вв. — время распада единого древнерусского языка и формирование на его основе восточнославянских языков — русского великорусского, украинского и белорусского. В это время продолжалось развитие великорусской народности вокруг таких центров, как Владимир, Тверь, Ростов, Суздаль и создавалось самостоятельное великорусское государство с центром в Москве.

6. Образование Русского централизованного государства

Централизованное государство возникает при Иване III 1462-1505. При нем к Москве были присоединены Ярославль, Ростов, Новгород, Тверь, Вятка. Иван III перестал платить дань Большой Орде наиболее крупной части распавшейся Золотой Орды. Хан Ахмат попытался ослабить мощь Москвы и двинулся против нее походом. Но после стояния на Угре в 1480 г., когда татары не решились напасть на русские полки, Ахмат отступил в степи и погиб. Ордынское иго пало. В 1472 г. Иван III женился на племяннице императора Византии Софье Зое Палеолог и сделал гербом Руси византийского двуглавого орла, выступив таким образом в роли преемника Византии. Формируются основы централизованного государственного аппарата. Центральными его органами являлись Боярская Дума и казна канцелярия. На местах — в уездах и волостях — управляли наместники и волостели. При Иване III становится массовой раздача земель служилым людям дворянам, детям боярским- костяку армии. Иван III подумывал о конфискации на эти цели земель церкви секуляризацию, но не решился на это из-за давления духовенства. В 1497 г. был издан Судебник — первый общерусский свод законов. Он впервые ввел единый для всей страны срок переходов крестьян от господ в Юрьев день осенний неделя до и после при условии уплаты долгов и соответствующих повинностей пожилого. При Василии III 1505-1533 Москва захватила последние самостоятельные центры на Руси — Псков и Рязань, что завершило объединение страны. Продолжался начавшийся при Иване III экономический подъем. Объединение Руси шло во многом силовыми методами, ибо экономические предпосылки для него созрели не до конца. И знать, и простолюдины были практически бесправны по отношению к великому князю они называли себя его холопами, чью власть ограничивали лишь вековые обычаи.

7.Политика Ивана Грозного: суть и последствия.

Внутренняя политика Ивана Грозного : Военная реформа. Ядро армии составляло дворянское ополчение. Под Москвой была посажена на землю избранная тысяча 1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя, должны были стать его опорой. Впервые было составлено Уложение о службе. Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного воина и являться на смотры конно, людно и оружино. Внешняя политика Российского государства при Иване Грозном: Основными задачами внешней политики являлись: — на западе борьба за выход к Балтийскому морю, — на юго-востоке и востоке борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири, на юге защита страны от набегов крымского хана.

старых удельных княжеств, где находились вотчины служилых князей-бояр, тот порядок, какой обыкновенно применялся Москвой в завоеванных землях. Из покоренных земель выводили наиболее видных и для Москвы опасных людей в свои внутренние области, а на их место посылали поселенцев из коренных московских мест. Лишаемый местной руководящей среды и получаемый такую же среду из Москвы, завоеванный край начинал тяготеть к общему центру — Москве. То, что удавалось с врагом внешним, Грозный задумал испытать с врагом внутренним. Он решил вывести из удельных наследственных вотчин их владельцев — княжат и поселить их в отдаленных районах от Москвы; на место же высланной знати он селил служебную мелкоту на мелкопоместных участках, образованных из старых вотчин. Для этого он устраивает государев удел — опричнину, в которой действовала Опричная дума, ставшая полумонашеским, полуцарским орденом, основанным на денежных и земельных подачках и беспрекословном подчинении царю. Опричнина стала мощной военно-карательной машиной в руках Ивана IV. В результате деятельности Ивана Грозного страна была разорена, но объединена под единой властью. Именно в Иване Грозном кроется дальнейшее развитие России в 16 и 17 веке. Именно политика Ивана Васильевича спровоцировала Смуту в стране. Почему Первой причиной стало отсутствие прямых наследников или их малый возраст. Второй причиной стала разруха 60-70-х годов, спровоцированная опричниной.

Впервые Москва упоминается в летописи 1147 г. в связи с приглашением в Москву князем Юрием Долгоруким.

Москва имела выгодное расположение, находясь на пересечении трех основных торговых путей.

Благодаря этому Москва стала важным центром торговли.

Большую роль в возвышении Москвы сыграла поддержка духовенства. Постепенно Москва стала церковной столицей Руси.

В 1327 г., когда великим князем был сын Михаила Александр Тверской, в Твери произошло возмущение против ханского посла Щелкая. Этим событием умело воспользовался новый московский князь Иван Данилович Калита. В 1328 г. Иван Калита получил от хана Узбека ярлык на великое княжество Владимирское.

Обеспечив таким образом внешнюю безопасность своего княжества.

В 1362 г. стараниями московского боярства и митрополита Алексея ярлык на великое княжение был приобретен для московского князя Дмитрия Ивановича.

Победа, одержанная Дмитрием Донским в 1380 г. на Куликовом поле, придала московскому князю значение национального вождя.

Высшим органом власти в XVI–XVII вв. была Боярская дума. Дела на ее рассмотрение поступали по указу государя.

Земские соборы носили совещательный характер. В состав земских соборов входили:

1) представители высшего духовенства;

2) Боярская дума;

3) представители служилого и посадского населения.

Органами центрального управления в Московском государстве были приказы:

1) Посольский приказ;

2) Поместный приказ;

3) Разрядный (военный) приказ;

4) Холопный приказ;

5) Разбойный приказ (с подчиненными ему старостами на местах);

6) Судный приказ;

7) Приказ большой казны и большого прихода;

8) несколько территориальных приказов.

В 1550 г. был издан новый судебник, целью которого было совершенствование системы правосудия, контролирование представителями местного населения.

В 1550-х гг. рядом уставных грамот Ивана IV правительство отменило управление наместников и волостелей.

Монголо-татарское нашествие и установление тяжелого золотоордынского ига нанесли страшный удар по культуре Руси, задержав ее дальнейшее поступательное развитие и положив начало ее отставанию от развития культуры передовых западноевропейских стран.

Летописание

Устное творчество и литература

Живопись

Архитектура

Церковь Покрова на Нерли. 1165г. Владимиро-суздальское зодчество
Портал южного притвора Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. 1234 г. Владимиро-суздальское зодчество

Читайте также: