Новации в деятельности педагогического коллектива в школе

Обновлено: 03.07.2024

В работе представлена инновационная детальность, как фактор саморазвития и совершенствование педагога, показано формирование готовности педагогов к инновационной деятельности в условиях современной школы. Описана модель формирования готовности педагогов общеобразовательной школы к инновационной деятельности. Намечены пути координации деятельности участников образовательного процесса в вопросах инновационной деятельности в ОУ.

Ключевые слова: инновационная деятельность, формирование готовности педагогов.

1. Представление о инновационной деятельности

2. Структура и виды педагогических инноваций

3. Инновационная деятельность педагога как условие его профессионального становления

Список использованных источников и литературы

Образование – это основа формирования любого цивилизованного общества. Беря своё начало от истоков его формирования, образование, обучение развивалось и совершенствовалось вслед за развитием общественного строя. Поэтому, по нашему мнению, содержание образования должно всё время двигаться вперед, обновляться, следуя в ногу с наукой и практикой, методы и технологии образовательного процесса должны постоянно совершенствоваться, находя поддержку в практической деятельности человека, удовлетворяя потребностям социальному спросу и государства.

О том, что учитель живет до тех пор, пока учится, известно давно, но методическое обучение педагога должно быть научно-организованным, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию.

Современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение новых форм и методов преподавания неразрывно связано с профессиональной компетентностью педагога и инновационными методами работы. В последние годы профессиональный рост педагога стал одной из самых актуальных тем развития образования в нашей стране. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях рыночной экономики возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов во всех сферах трудовой деятельности человека.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, то есть его профессиональной компетентности.

Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.

Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

1. Представление о инновационной деятельности

В наступившем веке развитие системы образования характеризуется множеством инновационных изменений, обусловленных реализацией Стратегии модернизации российского образования на период до 2025 года и Концепции развития образования в РФ в период до 2020г.

Успех любых реформ во многом зависит от того, насколько их принимают те, кому их предстоит реализовывать. В системе образования это учителя и школьные администраторы, педагогические коллективы в целом, органы управления образованием, общественность. От того, насколько активно они настроены на реализации необходимых изменений и зависит успех модернизации образования в конечном итоге

Инновационная деятельность педагога в современном образовании выступает важнейшей составляющей образовательного процесса.

Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования.

В педагогике - это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога

2. Структура и виды педагогических инноваций

Анализ представлений о структуре инновационной деятельности рассмотренной нами в отечественной и зарубежной психологии и педагогике позволяет выделить методологические основания ее изучения: аксиологический, рефлексивно-деятельностный, системный, социально-психологический и индивидуально-творческий подходы.

На основании этого мы выделяем, что аксиологическое понимание инновационной деятельности раскрывается при рассмотрении ее в качестве ценностной установки бытия педагога. В процессе введения новшеств преподаватель овладевает педагогическими ценностями, субъективирует их.

Субъективное восприятие и присвоение общечеловеческих культурно-педагогических ценностей определяется богатством личности педагога, направленностью профессиональной деятельности, развитостью самосознания и отражает внутренний мир педагога. Степень присвоения личностью инновационных ценностей зависит от состояния педагогического сознания, так как факт установления ценности той или иной педагогической идеи, педагогического явления совершается в процессе оценки ее личностью. Профессиональное сознание направлено на анализ разных сторон личности педагога и его профессиональной деятельности и призвано определять границы и перспективы личностного смысла, то есть внутренне мотивированного, индивидуального для субъекта значения того или иного инновационного действия. Оно позволяет педагогу самоопределяться и самореализовываться, решать для себя проблему смысла введения новшеств.

В сознании педагога значимость нововведений приобретает аксиологическую ценность, возникает естественное желание быть открытым для альтернативных подходов в воспитании детей, не ограниченным рамками единственного или фиксированного направления педагогической деятельности. Инновационная деятельность педагога связана с процессами самоопределения – построением отношения к новому, изменением себя, своей профессиональной позиции, преодолением препятствий на пути к самореализации.

Мы считаем, что при стабилизации общества не требуется коренных изменений жизненной позиции личности, поэтому, сегодня, когда многие педагоги вынуждены делать свой личностно-профессиональный выбор, нельзя ограничиваться только уровнем восприятия, констатацией существующих теоретических положений.

Мнение педагога оказывается обобщением и определенной трактовкой происходящего и проблемного осмысления своей педагогической позиции в связи с анализом той или иной проблемы. В данном случае все структурные компоненты целостно, едино переплетаются в этом этапе инновационной деятельности, так как формирование мнения о научных концепциях представляет собой творческую задачу, в которой соединяются импровизация, оригинальность трактовки педагога со стремлением к обоснованию своей позиции.

В способе решения таких задач мышление педагога неразрывно связано с осмыслением, переосмыслением, открытием нового для себя, рефлексией сознания, проецированием этого смысла на реальный педагогический процесс. При таком способе осуществления инновационной деятельности для педагога главное заключается не в тождественности знаний той или иной педагогической концепции, а в развитии этого знания, его преобразовании, во введении нового смысла, оригинальной интерпретации.

Личностно-мотивированный анализ педагогических концепций предполагает акцент на различие пониманий, отношений к содержанию, формам, а также свободу размещения смысла концепции в собственном контексте. При этом анализ идет скорее от педагога к содержанию тех или иных теоретических положений.

Рассмотрение личности педагога как субъекта интерпретации авторских концепций позволяет рассматривать его и на индивидуально-творческом уровне. Это, прежде всего, оригинальность интерпретации как способность педагога креативно отнестись к содержанию, способность вести диалог или дискуссию с автором, принимая лишь продуктивную часть его позиции. И, наконец, это способность и умение осуществлять и использовать данную теоретическую концепцию в самых различных педагогических ситуациях.

Деятельность педагога является очень сложным процессом. Внедрение в этот процесс инновации еще более усложняет его. Структура инновационной деятельности педагога может быть представлена следующим образом.

Рассмотрим кратко содержание компонентов. Инновационная деятельность строится под влиянием доминирующих мотивов: - внешние стимулы (материальное вознаграждение, присвоение более высокого разряда, по служебной необходимости);

- мотивы внешнего самоутверждения педагога или мотивы престижа;

- профессиональный мотив (желание учить и воспитывать, направленность инновации на обучающихся);

- мотивы личностной самореализации.

Второй компонент структуры  креативный (способность порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации). Линия его развития начинается от подражания опыту, концепции, идеи, отдельному приему, форме и методу. Далее педагог переходит к копированию через творческое подражание. Следующий этап  подражательное творчество, когда педагог, беря за основу идею, полностью разрабатывает содержание, методы и формы ее реализации. На четвертой стадии  подлинное творчество (создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей)  педагог создает свою собственную оригинальную концепцию, методику обучения и воспитания.

Технологический или операционный компонент инновационной деятельности педагога можно представить следующим образом:

- личностно-мотивированная переработка имеющихся образовательных проектов, их самостоятельная интерпретация, вычленение и классификация проблемных (западающих) педагогических ситуаций, активный поиск инновационной информации, ознакомление с новшеством;

- профессионально-мотивированный анализ собственных возможностей по созданию или освоению новшества, принятия решения об использовании нового;

- формирование целей и общих концептуальных подходов к применению новшеств;

- прогнозирование средств достижения целей, изменений, трудностей, результатов инновационной деятельности: обсуждение с коллегами, администрацией путей внедрения новшества;

- реализация инновационных действий: введение новшества в педагогический процесс и отслеживание хода его развития и внедрения; - осуществление контроля и коррекции введения новшества и всей инновационной деятельности: оценка результатов внедрения, рефлексия самореализации педагога.

Необходимым компонентом в структуре инновационной деятельности педагога является рефлексия в форме самоанализа, самооценки, самопонимания и самоинтерпретации собственного сознания и деятельности, а также мыслей и действий обучающихся, коллег.

В ходе анализа современной литературы мы выделяем следующие виды педагогических инноваций:

Внутрипредметные инновации, то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его проведения. Примером может служить освоение авторских методических технологий.

Общеметодические инновации: к ним относятся внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность. 29

Административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.

Идеологические инновации: эти инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознания необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.

3. Инновационная деятельность педагога как условие его профессионального становления

Современный педагог – это педагог не только, передающий знания в аудитории (что естественно немаловажно, но очень узко на данный момент). Без творчества нет педагога – мастера. На сегодняшний день реалии таковы, что необходимо постоянно расти в профессиональном плане.

На наш взгляд содержанием и формами инновационной деятельности педагога является:

1. Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в образовательном процессе:

- применение проектных технологий, которые предполагают включение самого педагога и детей в социально и личностно-значимую деятельность (работа над творческими, социальными, научными проектами);

- использование личностно-ориентированных технологий. Сюда относятся технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне;

- ведение в своей деятельности исследовательских и практических работ предполагающих в получении учебной информации из первоисточников.

- применение в совей работе информационно-коммуникативные технологии: компьютерные программы, интернет ресурсов, как для обучения школьников, так и для саморазвития и самосовершенствования своей профессиональной деятельнсоти.

2. Разработка авторских программ, методик, технологий, проектов, методической продукции.

3. Проведение учебных занятий в инновационных форма, участие в семинарах, конференциях и др.

4. Участие в проектно-исследовательской или экспериментальной деятельности.

5. Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового.

Подводя итог, можно сделать вывод, инновации в системе образования позволят более полно раскрыть возможности педагога, тем самым и способности обучающихся, сделать образовательный процесс творческим, направленным на саморазвитие и самообразование личности.

Инновационную деятельность можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. Ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством. Трудности, возникающие в процессе инновационной деятельности, предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения своими силами.

Главным устойчивым результатом реализации инновационной образовательной деятельности является формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие и дальнейшее изучение и распространением передового опыта.

На современном этапе общественного развития образование является той ключевой сферой, от которой зависит не только уровень общей культуры и профессиональной подготовки человека, но и достижение им личностной зрелости. Инновационная педагогическая деятельность, связанная с отказом от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности ученика, выходит за рамки действующих нормативов, создает новые нормативы личностно-творческой, индивидуальной направленности деятельности учителя, новые педагогические технологии, реализующие эту деятельность. В ней учитель глубже реализует себя как носитель социальных инноваций.

Список использованных источников и литературы

Адольф, В. А. Инновационная деятельность в образовании: проблемы становления / В. А. Адольф // Высшее образование в России. – 2010. – № 1. – С. 81–87

Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М., 2007.-312с.

Слободчиков, В. И. Инновации в образовании: основания и смысл / В. И. Слободчиков // Исследовательская работа школьников. – 2005. – № 3. – С. 5–15.

Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск, 2001.-201с.

Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с. 12 – 13.

Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика / А. В. Хуторской. – М. : Академия, 2010. – 256 с.

Понимание необходимости реформирования системы образования приводит на практике к неизбежности включения педагогического коллектива образовательного учреждения в инновационные процессы.

Способность к изменениям, по мнению большинства специалистов, является в настоящее время решающим фактором развития, обеспечивающим конкурентоспособность того или иного образовательного учреждения.

Понятие “инновация” в педагогику пришло из естественных наук, социологии и связано с понятиями реформирование, совершенствование, модернизация. Этот термин по-разному определяется разными авторами.

Придерживаясь мнения А. Каспаржак, инновационная деятельность образовательного учреждения - это деятельность, связанная с иной, чем в массовой практике концепцией процесса становления личности, с иным взглядом и подходом к образовательному процессу (Днепров Э., Каспаржак А., Пинский А. “Инновационное движение в российском школьном образовании”).

Согласно этой позиции, образовательное учреждение БОУ “Дом учителя и детского творчества”, реализующее инновационную деятельность имеет следующие признаки:

1) в нем разрабатывается и реализуется иная модель устройства жизни ребенка:

- образовательный процесс построен так, что в ней задается возможность выбора, это приучает создавать свой индивидуальный план собственного развития;

- в учреждении создана совокупность свободных образовательных пространств, обучающийся имеет право их выбора, перехода, деятельности в них;

- педагоги специально создают ситуации, позволяющие ребенку познавать и развивать свою индивидуальность;

- участники образовательного процесса совместно создают законы, правила общей жизни;

2) разрабатывается принципиально отличное содержание образования (само-процессы);

3) поиск и смена средств педагогического труда (отказ от позиции транслятора), ведется поиск другого содержания труда педагога, направленный на развитие творчества.

Мы рассматриваем инновационную деятельность педагогического коллектива как преднамеренную активность, направленную на осознанное изменение педагогической действительности, вносящее в среду внедрения новые элементы, вызывающие переход системы (педагогической действительности, ресурса мышления и деятельности и пр.) из одного состояния в другое.

  • К организационным условиям мы отнесли следующие: организация взаимодействия педагогического коллектива и администрации учреждения; открытость и гибкость процесса реализации управленческой деятельности заместителя директора, по созданию условий инновационной деятельности педагогов дополнительного образования, правильная организация мероприятий, направленных на развитее инновационной деятельности педагогического коллектива.
  • К психологическим условиям мы отнесли: создание ситуации критической самооценки, развитие творческого потенциала педагогов дополнительного образования в области инновационной деятельности, формирование состояния внутренней готовности к инновационной деятельности; активизация психологической поддержки инновационных процессов; проведение мониторинга готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности.

Для осуществления инновационного процесса необходим особый настрой всех членов педагогического коллектива, что требует повышенного внимания и дополнительных усилий руководителей всех уровней образовательного учреждения, так как сформированная мотивация персонала выступает важнейшим условием и гарантией положительного освоения того или иного запланированного новшества.

В нашем учреждении система мотивационных методов формировалась в соответствии с внутренней системой ценностей и норм, внутренней культурой. При создании и развитии мотивационной среды руководитель находит любые достоинства и интересные идеи в работе педагога, способствует их развитию, развитию специалиста, личности в целом.

Мы как и авторы книги “Управление развитием школы” Поташник М.М., Лазарев В.С., считаем, что следующим условием развития инновационной деятельности педагогического коллектива является тот факт, что все принимаемые управленческие решения должны быть коллективными, так как только это условие обеспечивает быстрое, успешное и надежное включение большинства членов педагогического коллектива в инновационный процесс; наиболее эффективным и продуктивным средством выработки коллективного решения.

В инновационной деятельности роль ее субъекта нередко выполняет руководство учреждения, а педагоги оказываются лишь исполнителями разработанных кем-то другими целей и планов. (Лаздина Т.И. “Мотивационное управление инновационной деятельностью учителей в общеобразовательной школе”). Включение педагогического коллектива в инновационную деятельность в качестве субъекта, в нашем учреждении рассматривается не только как важнейшее условие эффективности всех стадий инновационного процесса, но и как способ развития коллектива.

  1. Мониторинг реализации инновационной деятельности педагогического коллектива.
  2. Программа развития инновационной деятельности педагогического коллектива в межаттестационный период.

Сравнительный анализ результатов исследования позволяет выявить:

- уровень готовности педагогов дополнительного образования к инновационной деятельности;

- реализацию инновационной деятельности педагогического коллектива;

- уровень подготовленности руководителей образовательного учреждения к применению стратегического управления в своей деятельности;

- коэффициент инновационной активности образовательного учреждения.

Эффективность управленческого мониторинга обеспечивается соблюдением следующих принципов: научности и целесообразности сбора информации, оптимизации объема поступающей информации, периодичности сбора необходимой информации, персональной ответственности за качество поступающей информации, и ее личностная направленность.

Длительное изучение педагогической деятельности по определенной программе позволяет не только фиксировать уровень его профессиональной компетентности в данный момент, но и обеспечивает руководителя информацией для анализа, регулирования и коррекции его педагогической и инновационной деятельности в межаттестационный период.

Расставив все акценты правильным образом, создав условия не только для работы, но и для самореализации сотрудников, руководитель решает основные задачи развития инновационной деятельности педагогического коллектива.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Инновационная направленность педагогической деятельности и

ф ормирование инновационной среды в педаго гическом коллективе

Нововведения , или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации не возникают сами по себе, они являются результатом научных поисков, передового опыта отдельных педагогов и педа гогических коллективов. Этот процесс не должен быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте инновационной стратегии целостного педагоги ческого процесса существенно возрастают роли администрации, педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов как непосредственных носителей новаторских идей.

При всем многообразии технологий обучения:

ди дактических, компьютерных, проблемных, модульных и др. – реализация ведущих педагогических функций остается за педагогом .

С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий педагоги все более осваивают функции консультанта, советчика, аниматора, воспитателя. Это требует от них специаль ной психолого-педагогической подготовки, так как в профессио нальной деятельности реализуются не только специальные, пред метные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

Применительно к педагогическому процессу иннова ция означает введение нового в цели, содержание, методы и фор мы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности педагога и воспитанника.

В отечественной педагогике сделаны первые попытки объяснения сущности и содержания ин новационных процессов. В понимании сущности инновационных процессов в образо вании лежат две важнейших проблемы педагогики:

проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;

проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику.

Результатом инно вационных процессов должно быть использование новшеств тео ретической и практической природы в целостном педагогическом процессе.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления си стемы образования, методологии и технологии организации учеб но-воспитательного процесса в учебных заведениях разных ти пов. Инновационная направленность деятельности педагогов , включающая в себя создание, освоение и

использование педагогических новшеств, выступает средством обновле ния образовательной политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастают роль и авторитет педагогичес кого знания в педагогической среде.

В-третьих, изменение характера отношения педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспи тательного процесса педагог был ограничен не только в само стоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельнос ти. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследователь ский характер.

Именно поэтому важным направлением в работе нашей администрации, органов управления образованием стано вятся анализ и оценка вводимых педагогами педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и при менения.

В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных за ведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Современным образованием накоплен богатый опыт, который должен быть реализован в педагогической деятельности, нок сожалению, он часто остается невостребованным, так как у большинства педагогов и руководителей не сформирована потребность в его изуче нии и применении, отсутствуют навыки и умения в его отборе и анализе. Педагоги часто не задумываются о необходимости и целесообразности анализа собственного педагогического опыта и опы та своих коллег.

Передовой педагогический опыт, формиру ясь на основе массового, представляет собой уровень овладения объективными педагогическими закономерностями (Ю.К. Бабанский). Разновидностями передового педагогического опыта явля ются новаторский и исследовательский педагогический опыт как своеобразные ступени восхождения от эмпирического к теорети ческому анализу и обобщению.

Образцы уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта таких педагогов и ученых России, как И.П. Волкова, Т.И. Гончарова, И.П. Иванова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенкова, Р.Г. Ямбурга, Амонашвили и др., должны стать достояни ем всех педагогов страны.

Инновационная направленность деятельности педагогов вклю чает и вторую составляющую – внедрение в практическую педа гогическую деятельность результатов психолого-педагогических исследований.

Результаты научных исследований по педагогике и психологии часто остаются неизвестными педагогам из-за отсутствия своевременной информации, а часто не желанием работать по-новому и принимать информацию для внедрения в свою педагогическую деятельность.

В специаль ных работах В.Е. Гмурмана, В.В. Краевского, П.И. Карташова, М.Н. Скаткина и др. показано, что внедрение результатов

педаго гических исследований предполагает специальное ознакомление практических работников с полученными данными, обоснование целесообразности их внедрения, развитие на этой основе потреб ности в применении научных результатов в своей практике.

Это возможно при условии специально организованного обучения

спо собам и приемам реализации научных рекомендаций при опера тивной методической, консультативной помощи со стороны спе циалистов (ПДО ГКПД не хотят владеть знаниями по ФГОС ДО и не могут использовать в своей работе):

разработка парциальных программ;

создание собственных сайтов;

проектная деятельность – носит принудительный характер;

участие в конкурсах различного уровня и использования Интернет ресурсов…

Формирование инновационной направленности предполагает использование определен ных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизна, оптималь ность, высокая результативность, возможность творческого

при менения инновации в массовом опыте.

педаго гических новшеств, в практике работы нашего учреждения, так как часто педагоги отстают от инновационной деятельности администрации.

Можно выделить как минимум две причины нереализованности

педаго гических инноваций.

Первая причина состоит в том, что иннова ция, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации, а вторая причина заключается в том, что внедрение нового предварительно не подготовлено ни в организа ционном, ни в техническом, ни в личностном, ни в психологическом отношении.

Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности педагогов, в их слабой информированнос ти по существу педагогических нововведений.

Инно вационная среда находит реальное отражение в отношении педагогов к педагогическим инновациям – администрация за последние годы сделала многое в этом направлении (главное ИКТ оборудование, базовые площадки, печатные издания…)


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ ШКОЛ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Несмотря на множество нововведений, составляющих суть инновационных процессов, есть одно общее необходимое условие их эффективности - это наличие сплоченного, крепкого, дружного педагогического коллектива. Практика показывает, что за частую успешность педагогической деятельности во многом зависит от наличия в школе сплочённого, крепкого коллектива педагогов, чем мастерство отдельных специалистов. На конечный результат деятельности современных институтов воспитания и школы, в частности, влияет то, как взаимодействуют все педагоги, участвующие в педагогическом процессе; единство их взглядов на основные проблемы, которые возникают в результате их инновационной деятельности; атмосфера, в которой работает данный коллектив.

А.С. Макаренко в своих работах отмечает, что педагогический коллектив должен быть создан не случайно и составлен разумно. Известна мысль педагога о том, что лучше иметь пять слабых воспитателей, объединенных в коллектив, воодушевленных одной мыслью, одним процессом, одним стилем и работающих едино, чем десять хороших воспитателей, которые работают в одиночку, как кто хочет. Суть данного высказывания заключается вовсе не в утилизации индивидуального стиля каждого, а в том, чтобы каждый учитель, овладев своим характером, научился быть полноправным членом коллектива.

Установление гуманистических взаимоотношений между всеми членами педагогического коллектива является важной составной частью педагогического обеспечения инновационной деятельности. Поэтому очень важно, чтобы инновационное учебное заведение уделяло должное внимание становлению дружного, творческого коллектива, который бы с интересом принимал участие в реализации инновационного процесса.

С.В. Кузьмин выделил 7 этапов, при помощи которых руководитель инновационного учебного заведения сможет сформировать дружный, прочный, заинтересованный в новшествах педагогический коллектив:

III этап. Мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности учителей к инновационной деятельности. Здесь главное задаться вопросами: зачем нужны предстоящие изменения конкретной школе? Что лично учителя получат от них? Зачем все это нужно? - это далеко не полный перечень вопросов, которые неизбежно возникают у каждого члена педагогического коллектива на данном этапе.

Очень важно на этом этапе становления педагогического коллектива понять, каким мотивом руководствуется каждый из участников инновационного процесса. Л.Н. Захарова выделяет следующие мотивы:

1. Внешние стимулы, связанные с материальным вознаграждением (сюда входят, в том числе и такие стимулы, как повышение разряда, ослабление требований и контроля).

Особенностью деятельности учителя с такой мотивацией является то, что он в своей работе ориентирован лишь на внешние показатели своего труда. Практически не стремится к повышению квалификации (за исключением обучения с отрывом от работы в школе).

Практика показывает, что такой учитель более, чем другие, безразличен к изменениям в своем труде, он, если и вносит какие-то новшества, то часто из-за того, чтобы "не отстать от моды", из-за "служебной необходимости". По данным опроса учителей различных регионов России, такие учителя составляют 22 %. Использование ими новшеств носит случайный, эпизодический характер, часто, когда нужно дать открытый урок.

Такая мотивация ведет к снижению качества профессиональной деятельности в целом, а также наносит вред учащимся в плане их личностного развития, хотя далеко не всегда это проявляется так очевидно.

Мотивы внешнего самоутверждения учителя (самоутверждение через внешнюю положительную оценку окружающих), иначе - мотив престижа.

В этом случае учитель занимается введением инноваций ради положительного общественного резонанса на его труд.

Развитие познавательной деятельности учеников, уровень усвоения ими знаний не являются главной целью учителя, а средство достижения цели - положительная оценка его работы. Для такого учителя главное признание со стороны его коллег, родителей их учеников. Его интересует не то, какими знаниями и способностями обладает ученик, а то, как это скажется на его деятельности. По данным опроса такие учителя составляют около 30 % .

Отрицательной стороной такого подхода является то, что при выборе средств, обещающих скорую и эффективную отдачу, при активном поиске и опробовании новых методик преподавания и воспитания, такой учитель включает их в педагогический процесс без длительной и настойчивой их доработки.

Профессиональный мотив: в целом этот мотив заключается в том, что для педагога главным в его работе является желание учить и воспитывать детей.

Характерным для данного вида мотивации является направленность инновационной деятельности учителя на учеников. В каждом уроке такой учитель ищет возможности для личностно-ориентированного обучения.

Мотивы личностной самореализации. При наличии такого мотива педагоги, как правило, в своей профессии ищут пути своей самореализации. Посредством педагогической профессии они реализуют свои идеи, свои способности, т.е. делают свою деятельность интересной, прежде всего, для себя. Учителя, стремящиеся к самоактуализации, отдают предпочтение творческим видам труда, открывающим явные возможности для саморазвития.

Урок для такого педагога - это повод для реализации себя как личности и профессионала. Каждый раз осуществляется выбор лучшего варианта метода, всегда реализуемого с учетом интересов детей. Деятельность такого педагога отличает высокий уровень восприимчивости новшеств, постоянный поиск себя в этом новом, потребность в создании нового видения различных форм педагогической действительности.

Такой педагог - это человек с очень высоким уровнем творческого потенциала, который проявляется в стремлении добиться результата в своей деятельности. Он получает удовлетворение от самой инновационной деятельности, которая имеет для него глубокий личностный смысл. Его отличает создание новых концептуальных подходов, высокий уровень рефлексии и психологической готовности к восприятию новшеств.

Таким образом, потребность в самосовершенствовании является основным мотивом и стержневым качеством учителя - инноватора.

IV этап. Проблемный анализ школы, построение "проблемного поля" и определение главной (ключевой), на сегодняшний день, проблемы своего образовательного учреждения.

Проблемный анализ, ядром которого является построение "проблемною поля" образовательного учреждения, представляет собой результат групповой работы наиболее профессиональных и заинтересованных в изменениях педагогов школы. Его результаты являются реальной основой инновационной деятельности образовательного учреждения. При этом стоит отметить особо, что принять в нем участие насильно заставить никого нельзя. Руководителям инновационных образовательных учреждений следует добиться осознанного участия в проблемном анализе как минимум четверти своего коллектива. Рекомендуется привлечь к данной работе родителей и старшеклассников. При этом следует учитывать то, что проблемы есть (или могут появиться) у тех, кто заинтересован в развитии своей школы. В любой инновационной школе при реализации новых идей возникают проблемы, и избежать их нельзя, поэтому очень важно, чтобы коллектив педагогов мог вовремя проанализировать и решить возникшую проблему. От того, насколько быстро педагогический коллектив сориентируется в сложившейся ситуации, во многом будет зависеть успешность внедрения инноваций.

Выделяют следующие шаги построения предметного поля:

Шаг первый. Генерирование и обозначение проблем.

Для генерирования и обозначение проблемы педагогическому коллективу необходимо собрать как можно больше информации о сложившейся ситуации. Сбор информации для постановки проблем может осуществляться различными способами, как традиционными (посещение уроков, беседы, анкетирование и т.д.), так и посредством использования специально разработанных карточек проблем. Так же в инновационных школах практикуется проведение семинаров для педагогического коллектива, где каждый участник может высказать мнение о сложившейся ситуации.

Шаг второй. Структурирование выявленных проблем по проблемным блокам. В условиях общеобразовательных школ данными блоками могут быть: учебно-воспитательный процесс (отдельно по каждой ступени образования + воспитательная работа), содержание образования, организационно-управленческий процесс, организационная культура, ресурсное обеспечение. На этом же этапе происходит выявление ключевого блока. Ключевым считается тот, в котором оказалось наибольшее количество проблем.

Шаг третий. Структурирование, или группировка, проблем ключевого блока. Выявленные проблемы участники группируют по проблемным блокам, в качестве основания для такого структурирования могут быть самые разнообразные.

Шаг четвертый. Установление взаимосвязей решаемых проблем ключевого блока. Зачастую выявленные проблемы взаимосвязаны между собой, поэтому педагогическому коллективу очень важно, выявить какая же существует связь между этими проблемами, что между ними общего, какую проблему следует решать первой, чтобы автоматически была решена последующая. При правильном установлении взаимосвязи между проблемами можно быстро и эффективно решить их.

Шаг пятый. Подсчет количества выборов каждой проблемы и определение ключевой. Такой проблемой будет являться та, которая получила больше всех выборов. Это и будет ключевая проблема конкретного образовательного учреждения, которую и необходимо будет решать в течение определенного времени.

V этап. На основе полученных результатов проблемного анализа и выявленной ключевой проблемы – происходит выработка проектной идеи развития инновационного учреждения на ближайший период. На этом этапе происходит выбор объекта нововведений, который должен, прежде всего, исходить из жизненной необходимости конкретной школы и однозначно быть понимаемым большинством участников образовательного процесса.

VI этап. Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т.е. составление плана или программы ее реализации.

VII этап. Отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.

В инновационных учреждениях республики Дагестан так же придают большое значение педагогическому коллективу и его деятельности. В ИУЗ на основе собеседования принимаются педагоги - мастера своего дела.

Таким образом, инновационные процессы в системе образования на сегодняшний день являются необходимостью, так как они позволяют человечеству двигаться дальше, совершенствовать все сферы человеческой жизнедеятельности, жить не прошлым, а будущем. Современная жизнь ставит перед образовательными учреждениями новые задачи, цели, решение которых невозможно, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.

Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем // В.А.Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М., 1996.

Кузьмин С.В. Организация инновационной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения: Методические рекомендации. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2001. с.

Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах.-М.: Педагогика 2007г.

Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. М.,2006г.

Поташник М. М, Хомерики О.Г. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении // Магистр. – 2004. - № 5.

Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель педагогических коллективов. – М.: Педагогика, 2009г.


В данной статье рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на перспективы управления инновационными процессами в образовании, приведены основные антииновационные барьеры и программа, рекомендации по их преодолению.

Ключевые слова: инновация, антиинновационный барьер, педагоги-новаторы, традиционализация, человеческий фактор.

Иннова́ция, нововведе́ние — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.

Современное общество характеризуется развертыванием больших инновационных циклов во всех областях: политике, экономике, технике, культуре, общественной и индивидуальной жизни.

Эффективность инноваций в образовании в большинстве случаев зависит от ряда факторов: особенностей предлагаемой инновации, потенциала образовательного учреждения, позиции и квалификации администрации и учредителей инноваций. Все эти факторы взаимосвязаны, и каждый из них важен, но психологическое личностное отношение педагогов имеет решающее значение. Именно от этого в конечном итоге зависит реализация или провал плана.

Следует отметить, что профессорско-преподавательский состав вуза не является единым монолитным целым. Из-за многих причин (мотивация, профессиональная и личная позиция, и т. д.) педагоги по-разному относятся к инновациям. В любом коллективе есть новаторы и консерваторы, сторонники обновления истеблишмента и противники перемен.

На сегодняшний день, к сожалению, не все экспериментаторы учитывают основной человеческий фактор, влияющий на процесс внедрения образовательных инноваций, и при запуске инноваций сталкиваются с трудностями, которые впоследствии приводят к провалу внедрения или его провалу. Есть ряд вопросов: с чего начать? Как сказать? Как вести себя с педагогической организацией? Как выделить из этой группы педагогов-энтузиастов (индивидуалистов) главного реализатора нововведения? Как организовать коллективную творческую работу? Как преодолеть сопротивление преподавательского состава инновациям? Ведь, зная все это, сколько ошибок и неудач можно было бы избежать, сколько положительных изменений можно было бы внести в образовательный процесс, успешно внедряя педагогические инновации.

На сегодняшний день научно обоснованные и практически конструктивные теории, методы, технологические инновации не в полной мере раскрывают структуру опыта внедрения, последовательность, коррелирующую с личностно-творческими и психологическими характеристиками педагогов [2, с.45]. Выявленное противоречие между объективной потребностью руководителей образования в эффективном и результативном управлении педагогическими инновациями, учитывающими человеческий фактор, и отсутствием развития этих вопросов в общей педагогической теории и практике и привело к выбору нашей темы. Но, тем не менее, наше исследование опиралось на такие направления, как:

– инновации как неотъемлемая часть деятельности современного педагога для самореализации творческого потенциала на пути к высшим профессиональным достижениям; эти законы творческой деятельности взрослого человека как субъекта обучения исследуются в акмеологии;

– психолого-педагогические проблемы формирования готовности к инновационной деятельности педагога (К. Ангеловски, В. И. Долгова, И. Е. Пискарева, Д. Р. Принбекова, Н. П. Фетискин, В. А. Лопатин и др.) [3], [4];

– теоретические обоснования причин затруднений;

– социальные факторы инновационных процессов;

– проблемы инновационной политики в производственной сфере;

– взаимоотношения инноваторов и трудового;

– основной методологической базой исследования по проблеме психологических барьеров нововведений стали авторы: К. Ангеловски, В. И. Андреев, В. Л. Аношкина, К. М. Ушаков [5].

Тем не менее, следует отметить, что работ над психологическими аспектами инноваций явно недостаточно. В то же время практика настоятельно диктует необходимость более глубокого изучения инновационных процессов, оптимизации их управления, основных факторов, препятствующих или способствующих внедрению и распространению образовательных инноваций, а именно индивидуально-личностных и психологических характеристик педагога — как основного двигателя инновационного процесса.

Целью данной статьи является выявление оптимального уровня управления преподавательским составом при внедрении инноваций. Цель была достигнута путем решения таких задач, как:

1) определение основных факторов, влияющих на эффективность данного процесса, и причин антиинновационного сознания педагогов, программирование отказа от внедрения образовательных инноваций;

2) определение роли личностно-личностных и психологических характеристик педагога в управлении педагогическим коллективом при инновационной деятельности, выявление оптимальных путей преодоления психологических барьеров педагогов на пути внедрения образовательных инноваций;

В ходе исследования мы выявили, что успешность внедрения педагогических новшеств зависит:

– от множества неоднородных факторов: как объективных (статусных характеристик), так и субъективных;

– индивидуально-личностных особенностей педагога и социально-психологических характеристик педагогического коллектива;

– степени усовершенствования условий процесса внедрения педагогических новшеств, где учитываются поэтапность, индивидуальные, личностно-творческие и психологические особенности каждого педагога в коллективе.

Обобщая анализ исследований по управлению педагогическим коллективом в инновационном процессе, мы пришли к выводу, что основным двигателем инновационного процесса новаторы и лидеры — люди с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают, активно внедрять и распространять новые. Исходя из этого принципа, мы разработали программу, которая включает в себя шесть этапов и способствует успешной реализации инноваций в образовательных учреждениях:

– выявление педагогического коллектива педагогов-энтузиастов (должно быть осуществлено как можно раньше начала инновационного процесса; вначале целесообразно ориентироваться на педагогов-энтузиастов, они всегда открыты для нового, смело его внедрять и распространять);

– создание информационной базы (доклад, семинар, совещание, лекция, демонстрация, выставка-способы передачи инноваций на теоретическом уровне). Показ фрагментов лекций и публичных лекций по данной технологии-ознакомление с инновациями на практическом уровне);

– анализ и проектирование (формулирование инновационных идей, проектирование курса работы непосредственно с преподавателями-энтузиастами-создание первого внутреннего творческого ядра);

– мотивация других преподавателей на результаты занятий, проводимых учителями-экспериментаторами.

Преодоление этих педагогов фазами отрицания и сопротивления и переход к фазе научных исследований и взаимодействия, создания с их второго внешнего творческое ядро (тестирование инноваций учителей второе творческое ядро, сравнение, анализ результатов); совместное подведение итогов проверки на совещании, на заседании методического семинара, плюсы и минусы инновационной, решение об его дальнейшем использовании.

Таким образом, в процессе инновационной работы в первую очередь необходимо учитывать человеческий фактор как социальную основу инновационного процесса и продолжать использовать личные ресурсы, прежде всего тех педагогов, которые более открыты для новых (новаторов) и в чьем лице руководитель более авторитетен в начале.

  1. Алексеева Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента // Учитель. — 2004. — № 3. С. 26 -28.
  2. Бысик Н. В. Изменить позицию педагога // Директор школы. — 2007. — № 2. С. 21–23.
  3. Бычков, А. В. Инновационная культура // Профильная школа. — 2005. — № 6. С. 32–35.
  4. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1999. — 479 с.
  5. Дахин А. Н. Российское образование: модернизация или развитие?// Народное образование. — 2003. — № 2. С. 111–113.

Основные термины (генерируются автоматически): инновационный процесс, инновация, педагогический коллектив, инновационная деятельность, основной двигатель, преподавательский состав, профессорско-преподавательский состав, психологическая характеристика педагога, творческий потенциал, творческое ядро.

Читайте также: