Новь тургенев анализ кратко

Обновлено: 07.07.2024

Социальный состав народнических персонажей, действующих в романе, соответствует демократической природе революционных народников 70–х годов.

Тургеневские характеристики народников раскрывают и вторую существенную их особенность: горячую веру в ближайшую победу их со-

«— А может быть, и безымянный!

«Она захлопнула дверь.

«Паклин долго стоял неподвижный перед этой закрытой дверью.

В приведенной сцене Тургенев изобразил только внешний факт, но какое глубокое психологическое, содержание скрывает за собою этот факт: Марианна, разгадавшая разочарование своего избранника в революции, бежит от него прочь!

Избранный Тургеневым объект художественного воспроизведения цредопределял и самую архитектонику его первого романа, сосредоточенного на изображении идеалиста, погруженного в абстрактный мир философских идей и вступающего в неразрешимый драматический конфликт с окружающей его реальной действительностью. Где?то рядом, за границами романа, своей трудной человеческой жизнью живут закабаленные крепостническим строем крестьяне Ласунской, Лежнева, Волынцева, Липиной и Пигасова, но в самом романе почти нет и признака этой жизни, в нем царят лишь ученая атмосфера возвышенных философских споров, светлая поэзия музыки, поэзия любви, да красота окружающей дворянскую усадьбу облагороженной благоухающей летней природы.

Общественное, а вместе с тем и художественное значение тургеневских романов было прямо пропорционально большей или меньшей типичности их героев для русской общественной жизни второй половины

XIX столетия. Рудин, например, явился типическим обобщением характера передовой дворянской интеллигенции 40–х годов, художественным образом, созданным писателем в ту эпоху, когда эти люди уже исчерпали свое прогрессивное значение в русском освободительном движении и схо дили с исторической арены, чтобы уступить на ней ведущую роль разночинцам Басистовым.

Причины трагической судьбы своего последнего героя романист непосредственно выводил из его характера. Характер же Нежданова Тургенев объяснял его социальным происхождением. Об этом свидетельствует выразительный диалог Паклина и Нежданова: «—Ну, брат, — промолвил Паклин, — я вижу: ты хоть и революционер, а не демократ!

«— Скажи прямо, что я аристократ!

«— Да ты и точно аристократ… до некоторой степени.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Новь. Седьмой сборник под редакцией П. Иртеля. Таллин (Ревель). 1934

В последнем романе “Новь” Тургенев опять проявляет живой интерес к событиям современной истории. На этот раз предметом изображения становится народническое движение 1870-х годов. Действие романа происходит в 1868 г., когда появляются и начинают активно функционировать первые народнические кружки, в которых вырабатывалась тактика мирного хождения интеллигенции в народ, а также подготавливался ряд акций по возбуждению народного гнева и неповиновения властям.

Разочарованный в идеале Героя,

Тургенев достаточно скептически относился к планам и деятельности народников, политическая программа которых во многом строилась на концепции Героя-лидера, призванного вести за собой непросвещенную толпу, вдыхая в нее энергию ненависти к существующему положению вещей. Таким бунтарем-фанатиком, безоглядно преданным идее скорейшего освобождения народа и готовым ради ее торжества все сокрушить на своем пути, выведен в романе народник Маркелов, тип выродившегося Дон Кихота.

Характерный для народнической среды тип “кающегося” дворянского интеллигента, сознающего свою вину перед народом, но неспособного

проникнуться его жизнью и болезненно переживающего свою оторванность от него как в социальном, так и в культурном отношении, представлен в образе Нежданова, имеющего много общих черт с героями, относимыми Тургеневым к типу образованных и утонченных, но слишком пестующих свое “я”, самозафиксированных дворянских Гамлетов. Самоубийство Нежданова в конце романа символически выражает глобальную неудачу всего народнического движения, которое, по мнению писателя, было обречено с самого начала. Тем не менее, по‑человечески, представители оппозиционной интеллигенции в “Нови” пользуются большей симпатией Тургенева, чем это было в “Дыме”.

Здесь они изображаются не как зеркальное отображение “консервативной” партии, а как люди, безусловно, обладающие рядом моральных преимуществ по сравнению с их идейными врагами – дворянскими аристократами.

Резко сатирическому освещению подвергаются в “Нови” ультраконсерватор, убежденный монархист Калломейцев и близкий ему по взглядам, хотя и маскирующийся под здравомыслящего и гуманного либерала богач и аристократ Сипягин. Это люди, дорожащие своим благосостоянием и положением в обществе и готовые силой защищать свои привилегии от тех, кто пытается обратить их внимание на существование бедных и обездоленных. В отличие от дворян-аристократов, народники открыты страданиям несчастных, сознают всю тяжесть и бедственность их положения и изо всех сил стремятся к тому, чтобы изменить и улучшить его.

В этом, но только в этом, по Тургеневу, заключается правда народнического движения.

Примечательно, что даже к популярной в народнических кругах идее жертвования собой во имя страдающих масс писатель, всегда благоговевший перед людьми, способными на отречение от своего “я”, от своих личных интересов ради служения ближнему и Высшему, относится по меньшей мере двойственно, – возможно, как раз потому, что не считает Высшим то, ради чего в данном случае эта жертва приносится. Недаром Марианна, главный женский персонаж романа, народнический вариант страстной и цельной “тургеневской девушки”, мечтающей о жертвенном подвиге, в конце концов отказывается от идейной дружбы и любовного союза с народником Неждановым и становится женой Соломина – героя, воплощающего, по Тургеневу, единственно верный путь дальнейшего социального и культурного развития России.

Соломин так же остро враждебно относится к консерваторам, как и сами народники, однако их тактике, основанной на таких внешних, с его точки зрения, эффектах, как бунт и жертва, предпочитает медленное культурное строительство, обучение русских крестьян и рабочих навыкам честного, ответственного труда и через это повышение их самосознания и общей степени цивилизованности. Звучит в “Нови”, хотя значительно глуше, чем в других романах, и тема Вечности, стоящей за Историей и открывающей за пестрым веером фактов и событий всегда один и тот же универсальный узор борьбы жизни и смерти, роста и разложения, возбуждения и спада. Как и в “Дыме”, темная Вечность действует в романе через иррациональную силу любви: Нежданов убивает себя не только осознав крах дела, которому служил, но и потому, что теряет ушедшую от него к Соломину Марианну; темная стихия болезненной страсти к Нежданову проходит через всю жизнь революционерки‑народницы Машуриной, продолжающей и после его смерти хранить память о нем и, как идолу, поклоняться его фотографическому портрету…





События романа происходят в 60-е годы девятнадцатого века, время роста революционных настроений в среде интеллигенции и студенческой молодежи, зарождения тайных кружков и обществ, поставивших целью организацию в России крестьянской революции.

Действие начинается в Петербурге. Главный герой романа Алексей Нежданов – член одного из таких обществ. Его коллеги Машурина и Остроумов озабочены выполнением распоряжений тайного руководства и связанными с ними финансовыми проблемами. Алексей, явно тяготящийся своим положением, с облегчением принимает предложение сановника Сипягина и уезжает в качестве учителя его сына в С-ую губернию.

В имении Сипягина герои романа образуют два противоположных по убеждениям лагеря. С одной стороны — либерал на словах Сипягин, его властолюбивая жена Валентина Михайловна, ярый консерватор Калломейцев. Им противостоят сам Нежданов, брат Валентины Михайловны Маркелов, также член тайного общества, и племянница Сипягина Марианна, девушка одних с ними убеждений.

В круг местных революционеров входит и механик бумагопрядильной фабрики Соломин, человек из народа, не разделяющий теорий своих соратников, но готовый к практическим действиям.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Тургенев. Все произведения

  • Андрей Колосов
  • Ася
  • Ася по главам
  • Бежин луг
  • Бирюк
  • Бригадир
  • Бурмистр
  • В дороге
  • Вешние воды
  • Воробей
  • Гамлет Щигровского уезда
  • Два помещика
  • Два приятеля
  • Дворянское гнездо
  • Дневник лишнего человека
  • Дым
  • Ермолай и мельничиха
  • Живые мощи
  • Завтрак у предводителя
  • Записки охотника
  • История лейтенанта Ергунова
  • Касьян с Красивой мечи
  • Клара Милич
  • Конец Чертопханова
  • Контора
  • Лебедянь
  • Лес и степь
  • Льгов
  • Малиновая вода
  • Месяц в деревне
  • Мой сосед Радилов
  • Муму
  • Накануне
  • Нахлебник
  • Нищий
  • Новь
  • Однодворец Овсянников
  • Отцы и дети
  • Певцы
  • Первая любовь
  • Первая любовь по главам
  • Песнь торжествующей любви
  • Пётр Петрович Каратаев
  • Поездка в Полесье
  • Провинциалка
  • Пунин и Бабурин
  • Рассказ отца Алексея
  • Рудин
  • Свидание
  • Смерть
  • Собака
  • Сон
  • Степной король Лир
  • Странная история
  • Стучит!
  • Татьяна Борисовна и её племянник
  • Три встречи
  • Уездный лекарь
  • Фауст
  • Холостяк
  • Хорь и Калиныч
  • Часы
  • Чертопханов и Недопюскин

Краткое содержание: Новь

У Сипягиных Нежданов место домашнего учителя получает, именно в тот момент, когда ему необходима смена обстановки. В Петербурге он жил он комнате с двумя окошками. Именно сюда и пришел однажды Борис Андреевич Сипягин вместе с флигель-адъютантом князем Г. Он искал на лето учителя для сына. Его Сипягину порекомендовал его родственник.Нежданов является родственником князя Г., он один из его братьев, который его не признает, так как он является незаконнорождённым сыном своего отца, но ему выплачивают деньги, потому что так хотел отец. Всю жизнь Алексей страдает из-за своего двусмысленного положения. Когда пришел Сипягин в комнате также находились еще и петербургские друзья Нежданова: Машурина, Остродумов, и Паклин.

Теперь Нежданов отдыхал от своих друзей, писал стихи, но это он скрывал. У Сипягиных был большой дом с садом. Валентина Михайловна разделяет пристрастия и убеждения мужа, который является либеральным деятелем и гуманным помещиком.Она была умна и хороша собой. Любила подчинять и руководить, особенно в отношениях с Марианной, которая является племянницей мужа. Её отец, был генералом, который был за растрату осуждён, и отправлен в Сибирь, но потом его простили и он вернулся и умер в бедности. Потом и мать умерла, а Марианну дядюшка Борис Андреевич приютил. У девушки положение бедной родственницы, она преподает сыну Сипягиных, уроки французского. Ее очень тяготит зависимость от властной тётушки. Тётушка считает Марианну безбожницей и нигилисткой. Нежданов в Марианнне видит родственную душу. Они нравятся друг другу, но в Марианну страстно влюблён брат Валентины Михайловны Маркелов Сергей Михайлович, который является некрасивым, желчным и угрюмым человеком. Он частенько появляется в доме. Нежданов и консерватор Калломийцев, не скрывают, своего недоверия к революции.Выясняется, что Маркелов приехал для того, чтобы встретиться с Неждановым, так как он привёз для него письмо от самого Василия Николаевича, который им обоим рекомендовал взаимодействовать в соответствии с известными правилами. Они решают поговорить в имении Маркелова, так как в доме сестры имеют уши стены .

Нежданова у Сергея Михайловича ожидает сюрприз. В его гостиной курят и ьют пиво Машурина и Остродумов. Они до утра разговаривают о том, что на кого можно положиться. Маркелов с говорит о том, что нужно привлечь механика-управляющего местной бумагопрядильной фабрики Соломина, а также купца Голушкина. Нежданов опять чувствует душевную усталость, так как опять много говорили о том, что нужно действовать, а к чему должны быть эти действия никто не знает. Марианна отказала Маркелову. Алексей Дмитриевич хочет даже рассказать Марианне о письме Василия Николаевича. Валентина Михайловна, которой нравился Нежданов, поняла, что он от нее отвернулся, и виной этому Марианна, и она хочет принять меры. Очень скоро они признаются друг другу в любви, их разговор подслушала госпожа Сипягина.

Сипягины стараются переманить к себе Соломина. Он приехал к ним в гости, но перейти на их сторону отказался. Марианна внимательно слушает Соломина, и ловит себя на мысли о том, что сравнивает Соломина с Неждановым, где выигрывает первый. Они на фабрике в незаметном пристройке. Вмести с Соломиным, находятся Павел и его жена Татьяна, которая ничего не понимает, что происходит. Они все вместе собираются для того, чтобы поговорить, а также и почитать стихи Алексея, которые Марианна достаточно сурово оценивает. Нежданов говорит о том, что она их похоронила.

Настал день когда нужно идти в народ. Нежданов, в сапогах, кафтане, фуражке со сломанным козырьком. Выход его длился недолго, мужики не понимают о чем идет речь, хотя своей жизнью не довольны. Алексей пишет письмо Силину, в котором говорит о том, что время действовать наверно не наступит никогда. Так же он сомневается и в своих чувствах к Марианне. Неожиданно приходит письмо, из которого становиться понятно, что в соседнем уезде неспокойно, он решает ,что это работа Маркелова. Он решает ехать туда и все узнать. Когда Нежданов уезжает приезжает Машурина, у которой еще одно письмо для Нежданова. Она спрятала письмо и сказала о том, чтобы ему передали, чтобы он поосторожнее был. Наконец приезжает Павел с Неждановым, второй пьяный в стельку. Павел ели-ели его вызволил из кабака, куда его затащили мужики.

Неожиданно приехал Паклин, который сообщил о том, что Маркелова крестьяне схватили, а приказчика Голушкина хозяина выдал. Полиция уже скоро придет на фабрику. На следующее утро происходит объяснение Нежданова с Марианной, он понял, что ей нужен другой человек, и этим человеком должен быть Соломин. Нежданов больше не верит в дело, которое его с Марианной соединяет. Она продолжает верить и готова этому посвятить всю свою жизнь. Соломин всех просит поторопиться так как скоро приедет полиция. Марианна идет укладывать вещи, а Нежданов, на стол кладет две запечатанные бумажки, потом заходит к Марианне в комнату и,целует в ногах её постель, и идет во двор фабрики, где остановившись у старой яблони он себе стреляет в сердце.

Он еще жив и его переносят в комнату, где он соединяет руки Марианны и Соломина. Когда пришла полиция, она только труп Нежданова нашла. Соломин с Марианной уехали и через два дня обвенчались.Маркелова осудили, Остродумов мещанином был убит, которого он пытался подговорить к восстанию. Машурина скрылась. Голушкина за чистосердечное признаение лёгкому наказанию подвергли . Соломина, оставили в покое, так как не хватило улик, а о Марианне не было и речи. Сипягин поговорил с губернатором и Паклина, который оказал следсию услугу, и сказал л том, где находились Марианна и Нежданов, отпустили.

В Петербурге зимой 1870 г. он встретил Машурину. Она к Паклину подошла не сразу, она рассказала ему о том, как за границей какой-то мужчина в мундире к ней проявлял интерес, а она сказала ему по русски о том, чтобы он отстал от нее, и он ушел. Паклин говорит о Соломине, которого считает настоящим будущим Россиий. Когда Машурина, собралась уходить, она попросила его дать что-нибудь на память о Нежданове. Паклин дал ей фотографию. Паклин задал ей вопрос о том, что кто ей теперь руководит, она сказала, о том, что возможно это и безымянный.

У Сипягиных большой каменный дом, с колоннами и греческим фронтоном. За домом прекрасный, ухоженный старый сад. Интерьер носит отпечаток новейшего, деликатного вкуса: Валентина Михайловна вполне разделяет не только убеждения, но и пристрастия мужа, либерального деятеля и гуманного помещика. Сама она высока и стройна, лицо её напоминает о Сикстинской Мадонне. Она привыкла смущать сердечный покой, причем вовсе не для того, чтобы завести особые отношения с объектом своего обнадеживающего внимания. Нежданов не избежал его, но быстро понял отсутствие, так сказать, содержания в её едва уловимой призывности и демонстрации якобы отсутствия дистанции между ними.

Удивительно ли, что Нежданов видит в ней родственную душу и обращает на нее свое внимание, не оставшееся безответным. Но в Марианну страстно и безнадежно влюблен брат Валентины Михайловны Сергей Михайлович Маркелов, некрасивый, угрюмый и желчный человек. На правах родственника он бывает в доме, где главные принципы — свобода мнений и терпимость, и за столом сходятся, скажем, Нежданов и крайний консерватор Калломийцев, не скрывающий нелюбви к нигилистам и реформам.

Соломин, к которому отправляются Нежданов и Маркелов, когда-то два года проработал в Англии и современное производство знает отлично. К революции в России относится скептически (народ не готов). Он завел при фабрике школу и больницу. Это его конкретные дела. Вообще есть две манеры выжидать: выжидать и ничего не делать и выжидать да подвигать дело вперед. Он выбрал второе.

На обратном пути Маркелов упрекает Нежданова в неверии в дело и охлаждении к нему. Это не лишено оснований, но подтекст иной и продиктован ревностью. Ему все известно: и с кем объяснялся красавчик Нежданов, и у кого после десяти вечера был он в комнате. (Маркелов получил от сестры записку и действительно знал все.) Только тут не заслуги, а известное счастье всех незаконнорожденных, всех вы…ков!

В тот же день состоялось свидание. Марианну интересует все: и когда начнется, наконец; и каков из себя Соломин; и каков Василий Николаевич. Нежданов отмечает про себя, что его ответы — не совсем то, что он в действительности думает. Впрочем, когда Марианна говорит: нужно бежать, он восклицает, что пойдет с ней на край света.

Сипягины тем временем делают попытку переманить к себе Соломина. Приглашение посетить их и осмотреть фабрику тот принял, но перейти отказался. У дворянина фабричное дело не пойдет никогда, это чужаки. Да и у самого помещичьего землевладения будущего нет. Купец приберет к рукам и земли. Марианна, слушая слова Соломина, все больше проникается доверием к основательности человека, который не может солгать или прихвастнуть, который не выдаст, а поймет и поддержит. Она ловит себя и на том, что сравнивает его с Неждановым, и не в пользу последнего. Вот и мысль уйти обоим от Сипягиных Соломин сразу сделал реальностью, предложив убежище у него на фабрике.

Наконец возвращаются Павел с Неждановым, от которого разит перегаром и который едва держится на ногах. Оказавшись в толпе мужиков, он было начал с жаром ораторствовать, но какой-то парень потащил его в кабак: сухая ложка рот дерет. Павел едва вызволил его и привез домой уже пьяного.

Неожиданно с новостями появился Паклин: Маркелова схватили крестьяне, а приказчик Голушкина выдал хозяина, и тот дает откровенные показания. Полиция вот-вот нагрянет на фабрику. Он поедет к Сипягину — просить за Маркелова. (Есть и тайный расчет, что сановник оценит его услугу.)

Соломин между тем торопит с отъездом: скоро появится полиция. Да и к венчанию все готово, как договаривались. Когда Марианна отправляется укладывать вещи, Нежданов, оставшись один, кладет на стол две запечатанные бумажки, заходит в комнату Марианны и, поцеловав в ногах её постель, отправляется во двор фабрики. У старой яблони он останавливается и, поглядев вокруг, стреляет себе в сердце.

Нагрянувшая на фабрику полиция нашла только труп Нежданова. Соломин с Марианной уехали загодя и через два дня исполнили волю Нежданова — обвенчались.

Не видит Тургенев возможности перейти от слов к делу. Для него зарождение противных мироустройству мыслей возможно только в высших слоях общества. Низшие слои не испытывают желания что-либо менять. Пока кто-то бесится от мыслей, покуда является бездельником и ненужным государству человеком, крестьяне мирно прислуживают бывшим господам. Мог ведь Тургенев разглядеть очаг борьбы именно в низах? Мог. Разве не шёл простой люд против власти? Шёл. Так отчего Тургенев даёт под видом Нови давно устаревшие идеалы, причём не знати, а именно крестьян? Ведь они не были теми неразумными детьми, коими их привыкли описывать русские классики. Откуда тогда, спустя половину века, произойдёт коренной перелом в самосознании? Получается, Тургенев всё видел и отмечал, но делал это однотипно, не веря в возможность повторения французских революций в родном государстве.

В перспективе — пустота.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: тургенев новь критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Ivan Turgenev Virgin Soil analysis, review, book, content

Это тоже может вас заинтересовать: — Перечень критических статей на тему творчества Ивана Тургенева

Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 8294 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Читайте также: