Нормативно правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений кратко

Обновлено: 30.06.2024

Структура нормативно-правовой базы образовательной организации

Нормативно-правовое обеспечение образовательной организации – это наличие у образовательной организации права на реализацию своей деятельности, в виде лицензии, прохождение организацией аттестации и аккредитации, имеющей подтверждение юридическими документами, определяющими организационную базу управления организацией, реализующей образовательную деятельность.

Деятельность образовательной организации регламентируется на уровне федерального законодательства, законов субъекта РФ, в чьем подчинении находится образовательное заведение, а также локальными нормативными актами.

  • Конференция работников образовательного заведения;
  • Ученый или педагогический совет;
  • Попечительский совет;
  • Управляющий совет;
  • Наблюдательный совет.

Формирование специальных органов, их количество и разновидности определяются Уставом конкретной образовательной организации, являющимся локальным нормативно-правовым актом ее функционирования.

Рисунок 1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной организации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

По своей структуре, нормативно-правая база функционирования образовательной организации включает следующие блоки:

  1. Нормативные документы, регламентирующие управленческие вопросы деятельности образовательной организации. Сюда входит программа развития деятельности образовательной организации, разработанная с учетом требований ФГОС; Положение о педагогическом совете организации и иных советах, предусмотренных Уставом, Положение о советах организации и разнообразных комиссиях, Положение о Совете обучающихся (при его наличии): собрания родителей, профсоюзы; Положение о размещении информационных ресурсов, касающихся деятельности учебного учреждения: на сайте, в СМИ.
  2. Нормативные документы, регламентирующие реализацию образовательного процесса. Они включают Положения о правилах приема в образовательную организацию, порядок прохождения промежуточных и итоговых аттестаций; Положение о правилах перевода, восстановления и отчисления учащегося из учебного учреждения; порядок и основания для прерывания образовательных договоров между организацией и учащимися, их родителями и иными социальными институтами.
  3. Нормативная документация, определяющая порядок функционирования и деятельность кадров. Сюда входят нормативные акты, определяющие правила и порядок прохождения педагогами аттестации, Положение об аттестации сотрудников непедагогического состава, правила формирования аттестационных комиссий, Положение о методической деятельности образовательной организации, порядок реализации педагогом инновационного образовательного процесса, экспериментальной и исследовательской деятельности, Положение о педагогическом консилиуме образовательной организации, правила мониторинга и оценки психодиагностических параметров деятельности в организации.
  4. Нормативные акты, регулирующие программно-методическую работу образовательной организации. Они включают порядок разработки и утверждения образовательной программы, рабочих программ педагогов по основной образовательной программе и внеурочной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Деятельность образовательной организации по нормативно-правовому обеспечению внедрения федеральных стандартов

Современная система образования функционирует на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Они включают в себя обязательные требования, предъявляемые к разным уровням образовательной системы, к порядку функционирования разных образовательных структур.

Деятельность образовательной организации по нормативно-правовому обеспечению внедрения ФГОС реализуется по следующим направлениям:

  1. Проектирование образовательной программы деятельности организации и создание всех условий, необходимых для ее продуктивной реализации;
  2. Разработка локальных нормативных актов деятельности образовательной организации, отражающих реализацию работы, утвержденные в ее Уставе;
  3. Построение внутриведомственного и межведомственного взаимодействия в части вопросов соблюдения требований ФГОС;
  4. Заключение договоров об образовании, отражающих правила оказания организацией образовательных услуг, права и обязанности сторон, имеющих трехстороннюю направленность.

Нормативно-правовое обеспечение образовательной организации должно обеспечивать следующие условия внедрения и продуктивной реализации ФГОС в образовательный процесс:

Общество никогда не будет существовать без образования. Люди с древних времен работали над тем, как лучше передать приобретенный опыт из одного поколения в другое. Так появилось образование. Любое цивилизованное общество наряду с функциями производства должно создавать образовательную систему для своего прогрессивного развития. Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное образование, как первая ступень системы непрерывного образования.

Деятельность каждого дошкольного образовательного учреждения, вне зависимости от своего статуса и функций, регулируется нормативно - правовыми документами.

ФГОС вступил в силу с 01.01.2014 года, он направлен на повышение социального статуса дошкольного образования, обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, обеспечения государственных гарантий уровня качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения, сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. Реализация ФГОС ДО регулируется нормативно - правовой базой, которая наполнена необходимыми документами.

Цель: создание нормативно - правовой базы ДОО, обеспечивающей введение ФГОС ДО.

- сформировать банк нормативно-правовых документов по ФГОС федерального, регионального уровня;

- изучить нормативно – правовую документациюобразовательного учреждения, соответствующие требованиям ФГОС.

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений.

Основополагающими документами нормативно - правовой базы, регламентирующими деятельность образовательных учреждений в условиях введения ФГОС являются:

• Конституция Российской Федерации;

• Семейный кодекс Р. Ф.

• Конвенция ООН о правах ребенка;

1.1. Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. установлены общие принципы государственной политики в сфере образования : в частности, статья 43 провозглашает, что каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Эти положения Конституции устанавливают наиболее общие принципы функционирования системы образования. Все отношения в образовании строятся исходя из этих положений, в соответствии с ними.

1.4. Конвенция о правах ребёнка - это документ о правах ребенка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Принята 20 ноября 1989 г. ООН и вступила в силу 2 сентября 1990 г., после ратификации ее двадцатью государствами. В Конвенции права детей рассматриваются с четырех аспектов: Выживания, развития, защиты, обеспечения активного участия детей в жизни общества.

Выживание. Самое главное право детей — это неотъемлемое право на жизнь,право каждого ребенка на доступ к пунктам медицинского обслуживания, на уровень жизни, отвечающий стандарту (включающий пищу, чистую воду и жилище, право на собственное имя и национальность.

Развитие. Конвенция предусматривает право ребенка на образование,

отдых и развлечения, на свободу выражения взглядов, право исповедовать

любую религию, право на свободу совести.

Защита. Многие положения Конвенции предусматривают защиту ребенка

в разных ситуациях: умственно отсталых, физически неполноценных детей,

детей беженцев,детей-сирот, детей, по тем или иным причинам расставшиеся со своими родителями. В некоторых случаях детей нужно

защищать от их собственных родителей.

1.5. ДокументыФедерального уровня:

Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.10. 2013 № 08 1408 гл. I IV Согласно новому Закону об образовании органы государственные власти регионов устанавливают нормативы затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования. С 1 января 2014 г. действует новое распределение полномочий. За счет субъекта реализуются дошкольные общеобразовательные программы в муниципальных учреждениях путем предоставления субвенций местным бюджетам. Приводятся подходы к установлению и методика расчета нормативов финансового обеспечения реализации правна общедоступное и бесплатное дошкольное образование в муниципальных организациях.

Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"В связи с принятием нового Закона об образовании заново утверждены правила оказания платных образовательных услуг. Платные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджета, вправе оказывать платные образовательные услуги, не предусмотренные государственным или муниципальным заданием либо соглашением о выделении субсидии на возмещение затрат. Это возможно при предоставлении одних и тех же услуг на одинаковыхусловиях. Примерные формы договоров утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно правовому регулированию в сфере образования.

1.6. Локальные акты, разрабатываемые для введения ФГОСДОподразделяются:

По научно-методическому обеспечению:

1. Приказ об утверждении основной образовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст. 12).

2. Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

По организационному обеспечению :

1. Устав образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст. 25).

2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.

3. Договор образовательного учреждения с учредителем.

4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников.

5. Приказ об утверждении плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС ДО в образовательном учреждении.

6. Приказ о создании в образовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС ДО.

По кадровому обеспечению:

2. Приказ об утверждении плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС ДО.

По информационному обеспечению:

1. Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения.

2. Положение об Интернет-сайте образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст. 29;

постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г.

N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации").

По финансовому обеспечению:

1. Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников образовательного учреждения

2. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения.

Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг (постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 " Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг").

По материально- техническому обеспечению:

1. Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом требований ФГОС ДОкобразовательным учреждениям в части минимальной оснащенности воспитательно-образовательного процесса и оборудования помещений.

2. Положение о методическом кабинете (общие положения, задачи и направления деятельности методического кабинета, руководство и планирование работы методического кабинета, оснащение методического кабинета)

3. Положение о музыкальном зале. Положение о физкультурном зале. Положение об изостудии и т. д.

Регулирующие вопросы по организации воспитания и дополнительного образования детей, выражающие государственный заказ на формирование личности обучающегося, помогает современному педагогу разобраться в нормативных и правовых документах, не столько регламентирующих деятельность образовательных учреждений, сколько определяющих перспективные направления развития. Цель и задачи были достигнуты, путём рассмотрения нормативно - правовых документов по ФГОС федерального, регионального уровня, которые используют педагоги в дошкольном учреждении.

Описание опыта работы со способными детьми старшего дошкольного возраста. Аннотация: В своей работе мне также пришлось столкнуться с дифференцированным подходом к обучению. Мною был проведен ряд исследований. Объектом.

2. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

- признание приоритетности образования;

- обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

- гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

- единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

- создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

- светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

- свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека,

создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

- обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

- автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

- демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

- недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

- сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

3. Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования

4. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

- создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

- осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

5. Система образования включает в себя:

- федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности;

- организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

- федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

- организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

- объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

- начальное общее образование;

- основное общее образование;

- среднее общее образование.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

- среднее профессиональное образование;

- высшее образование - бакалавриат;

- высшее образование - специалитет, магистратура;

- высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

6. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:

в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

- Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые федеральный государственный образовательный стандарт или федеральные государственные требования, за исключением образовательных стандартов и требований, устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона.

- Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (ФЗ «об образовании в РФ).

7.Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

- дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

- общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

- профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

- образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

- организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

- организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

8. Различия традиционной системы обучения от личностно- деятельностной.

Личностно- ориентированное обучение

Центральной фигурой процесса обучения выступает учитель

В центре процесса обучения - ученик

Обучение: преподавание + учение: учитель передаёт знания, умения и навыки ученикам, а ученики их усваивают и воспроизводят.

Ведущая деятельность процесса обучения преподавание.

Ведущая деятельность процесса обучения - деятельность познания.

В процессе обучения максимально раскрываются различия субъектного опыта детей, акцентируется внимание на индивидуальности школьников.

Общественные интересы ставятся выше личных.

Признаётся высшая самоценность личности ребёнка.

Учитель вместе с учебником являются основными источниками знания, а учитель ещё и контролирующим субъектом познания.

Роль учителя - организация образовательной среды, в которой ученик самостоятельно образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения.

Учебно-дисциплинарная (авторитарная) модель обучения

Личностно- ориентированная модель обучения

- формирует удобный тип личности.

-создает условия для развития и саморазвития творческой личности

- монолог учителя в учебно –воспитательном процессе (объектность ученика)

- диалог педагога и воспитанника в учебно – воспитательном процессе (субъектность всех участников процесса).

- в обучении происходит взаимодействие ребёнка с учебным материалом.

- в обучении происходит личностное взаимодействие (личностно – ориентированное обучение)

- отношения взрослого и ребёнка находятся в плоскости назидания, контроля и осуждения

- отношения взрослого и ребёнка основываются на взаимном доверии, самоконтроле и самооценке.

- ученик поглощает информацию.

- ученик не только поглощает информацию, но и отбирает её, систематизирует, анализирует и вырабатывает новую.

- совместная деятельность учителя и ученика – совокупность параллельных (непересекающихся) линий.

- совместная деятельность учителя и ученика – единая линия.

-школа ориентирована на процесс усвоения ребёнком заданного учебного содержания и игнорирует реальную жизнь ребёнка среди других детей и взрослых.

- образовательное учреждение ориентировано на личностные достижения ребёнка и учитывает реальную жизнь ребёнка и индивидуально – типологические особенности и возможности.

9.Основные принципы личностно- деятельностной системы обучения

12. Основные результаты обучения химии. Как в ФГОС отражена система оценивания результатов обучения учащихся? Какие основные подходы заложены ФГОС в системе оценивания результатов обучения учащихся?

Особенности системы оценки по ФГОС комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно- деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; • оценка динамики образовательных достижений обучающихся; Особенности системы оценки по ФГОС • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования; • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; • использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы); • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.; Система оценивания Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков. Меняется и роль преподавателя. Если раньше он, в основном, выполнял транслирующую и контролирующую функции, то теперь это роль тьютора, координирующего образовательный процесс, начиная от познания и заканчивая результатом. Существенным элементом стандарта стало введение требования к развитию оценочной самостоятельности школьника на основе формирования осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности. Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения. Самооценка – это отношение ученика к своим способностям, возможностям, личностным качествам. Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания, что особенно актуально в соответствии с новым ФГОС. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллами. Главный смысл самооценки, по мнению ряда авторов, заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостоятельности. Все перечисленные качества в той или иной мере пересекаются (сочетаются) с метапредметными навыками результатами образования: самостоятельность в процессе познания, принятия решений и их оценки; рефлексивные способности и др. Доминирующими функциями самооценки являются констатирующая (на основе самоконтроля); мобилизационно-побудительная (стремление к более глубокому изучению материала); проектировочная (планирование дальнейшего изучения материала, темы и т.д.). Роль учителя здесь сводится к разработке для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания; создания необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов; обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания известны всем обучающимся и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы; совместный анализ самооценки обучающихся с последующим сопоставлением с оценкой учителя и корректировкой программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов. При осуществлении всех указанных функций учителя процесс самооценки станет объективным и продуктивным. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов Инновационные оценочные средства и формы портфолио; кейсы; контекстные задачи; междисциплинарные экзамены; компетентностно-ориентированные тесты; ситуационные задания.


Обращаясь к существующей сети (системе) образовательных учреждений, следует отметить, что законодатель выделяет четыре основных критерия, в соответствии с которой выделяются и четыре группы образовательных учреждений:

Организационно-правовая форма образовательного учреждения;

Тип образовательного учреждения и

Вид образовательного учреждения.

Направленность образования - совокупность знаний, представлений, умений и навыков выпускника образовательного учреждения, приобретенных в процессе обучения по основным профессиональным образовательным программам и обеспечивающих возможность выполнения определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией. На уровне высшего профессионального образования, например, выделяются такие основные направления, как: физико-математическое, естественнонаучное, гуманитарное и социальное, образовательное и педагогическое, здравоохранительное (медицинское), культурологическое и искусствоведческое, экономико-управленческое, информационное, сельскохозяйственное, техническое и др. На уровне среднего профессионального образования к числу основных направлений отнесены естествознание, социальная работа, право, издательское дело, здравоохранение, образование, геология и т.д.

По организационно-правовой форме, т.е. как разновидности юридического лица, все образовательные учреждения являются, как уже указывалось, некоммерческими организациями. В свою очередь, как некоммерческие организации, образовательные учреждения могут создаваться в форме: фонда, учреждения, автономной некоммерческой организации (АНО), объединения (союзы, ассоциации) образовательных учреждений.

В зависимости от того, кто является учредителем образовательного учреждения, последние могут быть: а) государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации); муниципальными; негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

В соответствии с Законом образовательная организация песет ответственность в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения функций, отнесенных к ее компетенции, а также за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, за качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. При этом организация и ее должностные лица несут административную ответственность (в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях) за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности.

Устав проходит обязательную процедуру утверждения. После разработки документа образовательной организацией он согласуется с главой районной администрации и утверждается органом управления образованием, после чего соответствующие изменения вносятся в ЕГРЮЛ, а также осуществляется регистрация в инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС). После принятия ФЗ-273 отдельной процедуры принятия Устава коллективом образовательного учреждения не требуется. С 1 января 2003 г. все юридические лица обязаны проходить регистрацию в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). При этом выдается свидетельство о внесении записи в реестр, также необходимо получать свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Образовательные программы. Образовательные программы определяют содержание образования. Они разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Регламентация основной деятельности образовательной организации. Образовательная деятельность является основной для образовательных организаций и дополнительной для организаций, осуществляющих обучение. Требования к образовательной организации при осуществлении образовательной деятельности также определяет ФЗ-273. Так, гл. 6 предусматривает специальные положения, касающиеся оснований для возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений.

В ФЗ-273 отражены новые принципы правового регулирования образовательных отношений. Среди них следует отметить такой принцип, как сочетание государственного и договорного регулирования образовательных правоотношений.

Можно считать образовательные отношения возникшими при оформлении распорядительного акта (приказа) образовательной организации о приеме (зачислении) лица в данную организацию для обучения или для прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации (в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем договора об образовании). Однако существуют ситуации, когда для издания распорядительного акта необходимо предварительное заключение договора об образовании. Такая форма предусматривается при приеме на обучение по образовательным программам дошкольного образования или на обучение, оплачиваемое физическими и (или) юридическими лицами. Отличительной особенностью обладает целевой прием в образовательную организацию, при котором до издания распорядительного акта необходимо заключить два договора: о целевом приеме и о целевом обучении. По своей правовой природе договор на оказание образовательных услуг относится к группе публичных договоров и договоров присоединения. В силу этого обучающийся присоединяется к условиям договора, которые обозначены в законе.


-80%

Читайте также: