Какие дефекты семейного воспитания становятся причиной школьных бед ребенка

Обновлено: 02.07.2024

Родительское собрание, в котором, показаны все аспекты ошибок родителей, которые влияют на поведение несовершеннолетних.

ВложениеРазмер
типы семей, позици семьи, правила семейного воспитания, примеры, рекомендации 66 КБ
defekty_vospitaniya_rod.sobr_.doc 66 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный педагог: М.В.Кулаковская

Цели: 1. Показать родителям роль семьи в формировании личности.

2. Познакомить с дефектами воспитания.

3. Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями.

4. Разработка некоторых правил семейного воспитания.

План: 1. Вступление социального педагога.

2. Воспитательные позиции семьи.

3. Дефекты воспитания, как показатель неблагополучия семьи.

4. Правила семейного воспитания.

Для гармоничного развития ребёнка нужно личное счастье пап и мам, нужна гармоничная семья. В наши дни это случается нечасто. Посмотрите, что пишут в газетах, что показывают в кино – одни матери-одиночки, которые не хотят иметь мужа, ребёнка приобретают для своего удовольствия, а потом подкидывают его в пятидневки или ещё куда-нибудь, совершенно не задумываясь над последствиями своего эгоизма. А потом удивляемся, отчего растёт преступность, отчего нарастает отчуждение детей от родителей, отчего школе трудно справляться с такими детьми.

Какие бывают семьи.

Социологи выделяют разные типы семей. Вот некоторые из них: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где постоянные ссоры. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплочённой, а копнёшь глубже, посмотришь, какова она на самом деле, и видишь, что её сплочённость – лишь видимость. По существу же она псевдо солидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет взаимного уважения друг к другу, все друг другу если не враги, то уж недоброжелатели и соперники наверняка. Так какая же семья благополучная, а какая нет?

Неблагополучная семья – это в первую очередь та, где имеются явные дефекты воспитания, хотя и это не единственный критерий выделения неблагополучной семьи.

2. Определим воспитательные позиции семьи:

Последствия в формировании личности

1. Педагогически оправданная позиция

Заботливость, любовь в сочетании с разумной требовательностью, дру-жеские, доверительные отношения, поощрение самостоятельности

Нормальное развитие личности, адекватная самооценка

Слепое обожание, мелочная опека, потакание всем желаниям, ребёнок – центр семьи, неоправданная идеализация его родителям

Торможение социализации, несамостоятельность, инфальтильность, эгоизм, своеволие, упрямство, капризность, ложь, завышенная самооценка

Пренебрежение интересами ребёнка, отчуждённость, равнодушие, попустительство, бесконтрольность

Замедление эмоционального развития, обострённое самолюбие, агрессивность, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование, уход в собственный мир (девушки – секс, юноши – наркотики)

Чрезмерная опека, запреты как система воспитания, чрезмерная требовательность, жестокость в обращении, излишняя строгость, постоянные нотации, грубость в проявлениях родительской власти

Проблемы в социализации, подавленные желания, неуверенность в себе, страх. коварство. мстительность. обидчивость. озлобленность, попадание взависимость к более сильным сверстникам. приспособленчество, угодничество, заниженная самооценка

Аморальный пример родителей, полная бесконтрольность, безнадзорность, ребёнок как объект постоянных ссор – каждый из родителей стремиться привлечь его на свою сторону

Признание только физической силы, формирование антисоциального идеала, оправдание собственных недостатков,злость, агрессивность, лицемерие,недисциплинированность, недоверие ко взрослым, уход в себя (секс. наркотики), стремление отгородиться от окружающих.

3. Дефекты воспитания, как показатель неблагополучия семьи.

Деспотическая любовь – одна из причин того, что у ребёнка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестаёт верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упрёков человек ожесточается. Всё это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребёнка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.

Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Любовь откупа – она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное. отделённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Какие дефекты встречаются чаще всего?

Из таких школьников, лишённых бойцовских качеств, нередко вырастают капризные, привередливые, инфальтильные мужчины и женщины, не способные отстаивать свои житейские принципы. Учёные называют таких людей конформными. Склонны такие люди к пьянству, социальной пассивности и другим никого не украшающим формам поведения. Особенно это заметно у представителей мужского пола. Жалобы на то, что нынешние мужчины нередко оказываются вялыми, ленивыми, неприспособленными к жизни, не способными взять на себя ответственность, должны быть обращены к семье – именно в ней истоки этого социально-психилогического уродства. Именно это приводит к безнадзорности, к хулиганству и безделию.

В некоторых семьях детей воспитывают сурово и сухо, формируя в них повышенную моральную ответственность. Всё хорошо в меру, а когда всё чересчур – добра не жди. Некоторые из таких детей, хотя внешне и успевают в школе и не вызывают опасений в семье, потом страдают разными психическими расстройствами.

Очень распространено противоречивое воспитание: одна бабушка говорит одно, другая другое, родители тоже каждый в свою сторону тянут, требуя от ребёнка взаимоисключающих норм поведения. За несогласованность и противоречивость воспитания ребёнок расплачивается неврозами и другими нарушениями психики.

Итак, что такое неблагополучная семья? Односложно ответить невозможно. Ведь всё в мире относительно – и благополучие, и неблагополучие. Мы имеем в виду лишь неблагополучие по отношению к ребёнку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие – нет, одни ранимые, на всё реагирующие, всё замечающие (особенно семейные неурядицы), а другим всё трын-трава, ничем их не проймёшь, всякий объективно существующий раздор и развал семьи для них таковым не является.

Сделайте вывод: из-за конфликтов в семье страдает ребёнок, дети не должны быть разменной монетой в сложной игре взрослых. Неблагополучие семьи порождает неблагополучие школьника.

Пример: девочка 16 лет, пригласила домой друзей, папа пришёл домой не в настроении и прогнал всех. Дочь переживала, плакала, не могла уснуть. Утром отец пришёл в себя, попросил у дочери прощение. Дочь не пошла в школу, а когда через два дня появилась, Ромео от неё отвернулся, остальные смеялись. Девочка отказалась ходить в школу, появилась дрожь в руках, иными словами возник невроз.

Кто тут виной? И отец, и девочка, и Ромео, и многие другие. А были бы все деликатны, внимательны друг к другу, не случилась бы беда.

Дефекты воспитания – это и есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, - только отношение к ребёнку. Возникает вопрос: что же, душевные аномалии бывают лишь в неблагополучных семьях? Нет, разумеется. Бывают совершенно неблагополучные семьи, а дети в них здоровы. Бывают семьи, близкие к идеалу, а дети лечатся у психиатра.

4. Правила семейного воспитания.

С оветы Д. Карнеги: (на доске)

- начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.

- обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.

- прежде, чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.

- задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания.

- давайте возможность человеку спасти своё лицо.

- хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своём признании и щедры в похвалах.

- создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.

- делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.

Домашнее задание родителям:

1). В течение четырёх дней после собрания ни при каких обстоятельствах не повышать на ребёнка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.

3). В минуту сильнейшего раздражения на ребёнка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?

Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть. дети учатся жить у жизни. Чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях:

а). Если ребёнка постоянно критикуют, он учится …(ненавидеть).

б). Если ребёнок живёт во вражде, он учится…(быть агрессивным).

в). Если ребёнок растёт в упрёках, он учится…(жить с чувством вины).

г). Если ребёнок растёт в нетерпимости, он учится…(понимать других).

д). Если ребёнка хвалят, он учится…(быть благородным).

е). Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым

ж). Если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей

з). Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя

и). Если ребёнка высмеивают, он учится быть замкнутым

к). Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.


Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка — главная роль семьи. Важный момент в воспитании, когда ребенок растет и воспитывается в любви и заботе близких людей. Однако не все родители стремятся оказать должного воспитания своим детям.

Исследованием проблем неблагополучных семей занимались В. М. Целуйко, А. Я. Варга, М. И. Буянова, И. Ф. Дементьева и другие. Исследователи изучали взаимоотношения между родителями и детьми, влияние на их развитие; изучали проблемы воспитания ребенка в семьях, в том числе и неблагополучных.

Основные подходы к классификации типов неблагополучных семей представлены в таб.1.

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой [3, с.91].

Неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети [1,с.10].

Внутрисемейная напряженная обстановка чаще наблюдается в неблагополучных семьях. У супругов отсутствуют общие интересы, взаимопонимание, нарушается ценностная ориентация, которая отвечает общественным нормам и требованиям. Из-за неблагоприятных внутрисемейных межличностных отношений нарушается психика ребенка. В неблагополучных семьях негативные последствия проявляются быстрее и чаще. Это и психические дефекты, и девиантное поведение и трудный характер ребенка [5,с.21]. Такие проблемы чаще проявляются в подростковом возрасте, когда у ребенка формируется чувство взрослости, проявляется самосознание.

В неблагоприятной психической атмосфере семей с явным неблагополучием появляются дети с девиантным поведением. Большое число подростков из таких семей имеют отклонения в поведении от общепринятых норм. Каждый ребенок должен жить в уютном доме, полноценно питаться, получить достойное образование, не подвергаться насилию со стороны родителей. У детей существует необходимая потребность в защите, любви со стороны взрослых. Если эти нормы выполнены, то развитие ребенка протекает успешно. Дети из неблагополучных семей часто находятся в трудной жизненной ситуации и не имеют элементарных вещей для нормального существования.

Из множества разнообразных причин, влияющих на семейное неблагополучие, можно выделить следующие причины:

- На семью влияет социально-экономический кризис, который приводит к снижению воспитательного потенциала.

- Внутрисемейные отношения являются причиной психолого-педагогического воспитания.

- На воспитание детей влияет наследственность, больные родители, наличие в семье инвалидов.

На сегодняшний день семейное неблагополучие — явление распространенное. Независимо от факторов, неблагополучие семьи отрицательно сказывается на развитии детей. Возникающие в процессе социализации проблемы исходят из неблагополучия семьи. В данных семьях на второе место уходит воспитательная функция семьи. Дети занимают последнее место в жизни родителей. Нарушение отношений в семье и отклонение от воспитания приводят к задержке психического развития. Неблагополучные семьи оказывают отрицательное воздействие на развитие и формирование личности ребенка. К ним относятся [4,с.82]:

1. В 50 % неблагополучных семей отмечается нарушение поведения: агрессивность, хулиганство, бродяжничество, вымогательство, кражи, неадекватная реакция на замечания взрослых, аморальные формы поведения.

2. В 70 % неблагополучных семей встречается нарушение развития детей: низкая успеваемость, уклонение от учебы, отсутствие навыков личной гигиены, недоедание, неврастения, неуравновешенность психики, тревожность, болезни, подростковый алкоголизм.

3. В 45 % неблагополучных семей наблюдаются нарушение общения: агрессивность со сверстниками, конфликтность с учителями, частое употребление ненормативной лексики, аутизм, суетливость или гиперактивность, контакты с криминогенными группировками, нарушение социальных связей с родственниками [4,с.82].

Образовательные учреждения имеют огромный потенциал в профилактике семейного неблагополучия.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать педагогам рекомендации по работе с неблагополучными семьями.

Если педагог убедился, что ребенок проживает в тяжелых условиях, то необходимо:

1. Разъяснить родителям, что из-за конфликтной ситуации страдает ребенок, что он не должен играть роль разменной монеты во взрослой игре.

2. Если родители продолжают создавать своим детям неблагоприятную обстановку, травмирующую их психику, то детей необходимо изъять из семьи и поместить в социальные учреждения (реабилитационный центр, интернат).

3. Если на фоне семейных конфликтов у детей уже появились психические расстройства, то необходимо проконсультироваться у детского психиатра.

Семейное неблагополучие на данный момент является острой проблемой, которая отрицательно влияет на формирование личности ребенка, нарушая его права. Неблагополучные семьи, как правило, не решают самостоятельно свои проблемы по воспитанию детей. Им требуется квалифицированная помощь специалистов, таких как психолог, педагог, социальный педагог. Неблагополучные семьи нуждаются в поддержке разных специалистов, а для этого требуется разработка новых социальных программ, целью которых является предотвращение социального сиротства, бродяжничества, беспризорности.

Классификации типов неблагополучных семей

Ф. И. О. автора

Типы неблагополучной семьи

Характеристика

1. С недостатком воспитательных ресурсов.

2. Конфликтные семьи.

3.Нравственно неблагополучные семьи.

4.Педагогически некомпетентные семьи.

Семьи с низким уровнем развития родителей, неполные семьи.

Семьи с напряженной обстановкой между родителями.

У членов таких семей наблюдаются различия в мировоззрении, в принципах организации семьи, в ущербном стремление достичь своих целей по отношению к другому.

Семьи с устаревшим представлением о воспитании и развитии ребенка.

1.Семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой.

2.Семьи, где родители при внешнем неблагополучии безразличны к потребностям ребенка.

3.Семьи с нездоровой нравственной атмосферой.

Семьи, в которых родители грубо, неуважительно относятся к детям, подавляют их волю.

Семьи, с отсутствием эмоциональных контактов между родителями и детьми.

Ребенок вовлекается в аморальный образ жизни, усваивает социально нежелательные потребности.

3.Педагогически некомпетентные семьи.

Семьи с уровнем повышенной вербальной агрессии. В таких семьях ежедневно возникают семейные сцены, общаются на повышенных тонах.

Поведение членов семьи противоречит приятным в обществе нормам.

Семьи с невысокими психолого-педагогическими знаниями.

Семьи с низким социальным статусом.

Семьи со сниженными способностями к существованию, не справляются с возложенными на нее обязанностями. Процесс воспитания в таких семьях протекает медленно трудно, мало результативно, медленно.

1.Семьи с явной формой неблагополучия.

Это асоциальные проблемные семьи с аморально-криминальным поведением.

Образ жизни таких семей не беспокоит общество.

Характерная черта в такой семье — повышенная недоверчивость к окружающим.

Отличительная черта семьи — беззаботное отношение к будущему, стремление к сиюминутному удовольствию.

В таких семьях ценят прежде всего удачное достижение цели, ловкость достигнутых результатов. Члены таких семей порой легко переступают дозволенные границы.

1. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для вузов / М. А. Галагузова [и др.]; под ред. М. А. Галагузовой.— Москва: Владос, 2006.— 416 c.: ил. — (Учебное пособие для вузов).— Библиогр.: с. 411–416.— Библиогр. в конце разд. — ISBN 5–691–00372–0.

2. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учебник для вузов / А. В. Мудрик.— 7-е изд., испр. и доп. — Москва: Академия, 2009.— 224 c. — (Высшее профессиональное образование, Педагогические специальности).— Библиогр. в конце гл. — ISBN 978–5-7695–5866–5.

4. Целуйко, В. М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко.— Москва: Владос, 2006.— 287 c.: ил. — (Психология для всех).— Библиогр.: с. 282–285.— ISBN 5–691–01083–2.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, семейное неблагополучие, родитель, воспитание детей, девиантное поведение, Классификация типов, неблагополучие семьи, неблагополучная семья, развитие ребенка.

Похожие статьи

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

семья, ребенок, неблагополучная семья, семейное неблагополучие, воспитание детей, отношение, отношение родителей, неблагополучие семьи, родитель, семейная жизнь.

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных.

Неблагополучие семей можно рассмотреть самостоятельным социально-психологическим феноменом, который выступает как фактор детей с девиантным поведением. Семейное неблагополучие — комплекс причин различного характера.

Причины семейного неблагополучия | Статья в журнале.

Причины семейного неблагополучия. Автор: Гостева Анна Юрьевна.

Возрастает число неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов — алкоголизм, агрессия, — нарушения коммуникации, неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и.

Влияние неполной семьи на девиантное поведение младших.

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, неполная семья, семья, ребенок, факт враждебности, уровень проявления, школьник

Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях, его влияние на развитие ребёнка.

Семейное неблагополучие как фактор риска совершения.

Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям, подросткам

Нами было проведено эмпирическое исследование с целью выявления влияния отделенных показателей неблагополучия семьи на

Традиционное семейное воспитание детей в Монголии.

Особенности взаимодействия социального педагога.

Особенности психического развития детей в неполных семьях

Важнейшей функцией семьи — это воспитание детей.

Семьи, в которых превалирует неблагополучная атмосфера, хронические стрессы

Исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложным нарушением развития.

Приём детей из социально неблагополучных семей детским.

Социально-психологические аспекты развития.

Наиболее общим признаком неблагополучной семьи с психолого-педагогической точки зрения является то, что она не способна осуществлять функции развития и воспитания ребенка. Влияние семейного неблагополучия на развитие.

Читайте также: