Нетрадиционные методы создания портретов портрет из проволоки 6 класс план урока

Обновлено: 01.07.2024

Цель: дать представление о роли и месте портрета в истории искусства в разные эпохи; обучить элементам анализа живописных произведений; рассмотреть этапы выполнения портрета друга живописными материалами (гуашь, акварель).

-формироватьумение выражать свою эстетическую позицию;

- развиватьтворческую активность, воображение и навыки работы живописными материалами над портретом;

- воспитыватьинтереси уважение к произведениям изобразительного искусства разных эпох и разных народов.

Планируемые результаты:

предметные:научатся обобщать образ человека в портретах разных эпох, определять роль и место портрета в истории искусства, устанавливать аналогии по видам, строить логически обоснованные рассуждения.

метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.

личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; аргументировано оценивают свои работы и работы одноклассников.

Методы и формы обучения: рассказ, объяснительно- иллюстративный, практический, выставка; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент 2 мин

- Здравствуйте , ребята. Садитесь. Как ваше настроение?

- Признаком хорошего настроения является улыбка.

- Улыбнитесь друг другу и мне.

- Я желаю вам , чтобы такое настроение сохранилось до

Садятся на места.

Р. Осуществляют самоконтроль.

К. Контролируют свои действия в классе.

2.Мотивация учебной деятельности. 1 мин

- Что мы изучали на предыдущих уроках?

- Что такое портрет?

- Что вкладывает художник в изображение человека?

Портрет – это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению одного или группы людей.- портрет – это изображение человека; это жанр изобразительного искусства.

Л. Проявляют интерес к изучению материала.

3.Актуализация ранее изученных знаний.

- Итак, в течение нескольких уроков мы с вами узнавали об этапах развития, истории возникновения портрета, виды портретов техник выполнения.

А сейчас мы проверим, насколько хорошо вы усвоили материал.

Предлагаю вам разделиться на группы по рядам

Каждая группа получит по конверту с заданиями на повторение. Задание: Необходимо правильно определить № репродукции, который будет соответствовать виду портрета.

Карточка – задание

Молодцы ребята вы справились с заданием.

Учащиеся разделились на 4 группы.

Выполняют задание учителя, определяют виды портретов.

Р. Осуществляют самоконтроль;

Овладевают умением прогнозировать.

К. Обсуждают и выполняют задание

4.Постановка учебной задачи

- А теперь обратите внимание на эти портреты (на обратной стороне доски размещаются живописный портрет и портрет в графике)

Что вы видите? Портреты

А какие это портреты?

Чем они отличаются друг от друга - техникой выполнения, Графика – Живопись, акварельный портрет

Как вы думаете, что мы будем сегодня рисовать?

Верно, с графическим портретом и техникой его выполнения мы с вами знакомы, и теперь нам предстоит познакомиться с портретом в живописи

и нарисовать его. 2-3 слайд

Познакомится с творчеством художников- портретистов;

Научится выполнять портрет различными живописными материалами.

Р. Умение самостоятельно извлекать нужную информацию;

П. Осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют художественными терминами.

К. Слушать и понимать речь других;

5.Изучение нового материала.

Портрет в живописи играет очень важную роль в искусстве с давних времен, и с историей появления портрета и его роли в истории искусства вас познакомит Круглова Соня.

А вы внимательно слушайте и запоминайте, чтобы потом ответить на мои вопросы.

4 слайд Как жанр портрет появился несколько тысячелетий назад в античном искусстве. Среди фресок знаменитого Кносского дворца, найденных археологами при раскопках на острове Крит, есть целый ряд живописных женских изображений, относящихся к XVI веку до н.э. Наибольшую известность получил портрет молодой женщины, названный учеными "Парижанка". Мы видим перед собой профильное (по традициям искусства того времени) изображение молодой женщины, весьма кокетливой и не пренебрегавшей косметикой, о чем свидетельствуют ее глаза, обведенные темным контуром, и ярко накрашенные губы.

Большой интерес представляют живописные портреты, созданные в Египте в XVI веку до н.э.По месту находки (гробницы Хавары севернее Каира и некрополи Фаюмского оазиса, при Птолемеях именовавшегося Арсиноей) их называют фаюмскими. . 4 слайд . 5 слайд Эти изображения выполняли ритуально-магические функции. Появились они в эпоху эллинизма, когда Древний Египет был захвачен римлянами. Эти портретные образы, выполненные на деревянных досках или на холсте, помещались вместе с мумией в гробницу усопшего.


Люди всегда стремились изобразить себя, и в каждый исторический период на это были разные причины. Сначала изображение человека носило сугубо религиозный характер, затем стало необходимым, чтобы передать изображение потомкам, а потом и просто стало вопросом престижа. Заказать свой парадный портрет считалось непременным делом у каждого знатного человека. Художники обращались к этому жанру на протяжении всех временем – менялись стили, менялись художественные задачи, менялись приемы и техники. Но жанр портрета всегда оставался востребованным и всегда служил одной задаче – изобразить человека, но не просто передать его физические черты, а заглянуть гораздо глубже, в самую глубину его глаз.

2.Почему человек всегда стремился изобразить себя?

3. Как вы думаете, сегодня портретная живопись востребована, как и прежде?

Все верно, молодцы.

13 слайд. Творчество современного художника А.Шилова. не оставит равнодушным не одного зрителя, он создает изысканные и утонченные современные портреты.

14 слайд Знаете ли вы как рождается портрет ?

я предлагаю вам посмотреть на момент рождения портрета современного художника Кирилла Духанова.

Вам понравилось? В какой технике художник выполнял портрет? Какие материалы он использовал?

15 слайд А теперь берем свои зарисовки с прошлого урока портрета мамы и приступаем к практическому заданию.

Наш задача выполнить портрет своей мамы в технике живопись, использовать для работы мы будем гуашь, или акварель.

И сегодня мы закончим работу в цвете.

Учащиеся дают определение портрета в живописи

Учащиеся анализируют репродукции.

Просматривают видео, анализируют

П. обобщают образ человека в разные эпохи; определяют роль и место портрета в истории искусства; устанавливают аналогии по видам, строят логически обоснованные рассуждения.

К. участвуют в диалоге с учителем, излагают своё мнение; создают устные тексты для решения учебной задачи.

Л.проявляют познавательную активность, осознают свои эмоции, вырабатывают свои мировоззренческие позиции.

Физкультминутка

Берем в руки кисть и перекладываем перед собой из руки в руку, покатаем ее между ладонями, за спиной перекладываем кисть из руки в руку.

А теперь приступаем к практической работе!

Учащиеся выполняют упражнения

Л.Проявляют физическую активностьв выполнен. упражнений

6.Творческая практическая деятельность учащихся

16 слайд Во время выполнения практического задания учитель говорит о технике выполнения портрета акварелью:

Продумайте цветовую основу портрета – все цвета, выбранные для рисования, должны гармонично сочетаться друг с другом и подчеркивать основную эмоциональную задачу портрета. Помните , что через цвет художник передает настроение . Подбираем цвет лица сначала пропишем глубокие по тону места и тени, в тени возьмем глазные впадины до переносицы, боковую часть носа, под носом губами.

17 слайд Подбираем фон , при помощи фона стараемся показать характер человека, голубые и зеленые цвета говорят о спокойствии, розовый и желтый о веселости характера, темные оттенки передадут тоску и грусть.

18 слайд Пока подсыхает первый слой краски на лице. Подберем цвет волос, и цвет одежды .

Прорабатываем глаза брови, нос. Губы, локоны волос и другие мелкие детали.

Ребята, кто нарисовал портрет прошу поднимите руку.

А те, кто нет, дорисуете дома.

Учащиеся выполняют творческое задание.

Работают над портретами в цвете (акварель или гуашь)

Р.выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Л. Самоопределение

7. Итог урока. Рефлексия.

Выставка , анализ и оценка работ учащихся.

- Ребята, чтобы узнать, что вам больше всего запомнилось на уроке, допишите предложения на листочке;

Закончите фразу:
– Я на уроке научился (лась)…
– У меня получилось…
– Мне понравилось …

- Перед вами две кляксы.

- Поднимите красную, если на уроке у вас всё получилось.

- Поднимите синюю, если на уроке у вас были трудности.

Все молодцы, спасибо за урок, до свидания!

Д.З. дорисовать портрет

Учащиеся осуществляют анализ и самооценку собственной деятельности.

Учащиеся заканчивают фразы.

-Учащиеся выбирают для себя соответствующий цвет и поднимая анализируют свою деятельность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с нетрадиционными методами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов, демонстрация широкого применения нетрадиционных материалов; развитие практических навыков и приёмов работы; воспитание творческой активности.

Критерии оценивания

-знает современные нетрадиционные материалы;

- использует современные нетрадиционные материалы в изобразительном искусстве;

- создает эскиз на примере портретов казахстанских художников.

Языковые цели

Учащиеся могут:

• Высказать мнение об особенностях портретного жанра казахстанских художников.

• Объяснять замысел художественной работы в процессе обсуждения новой темы.

• Письменно формулировать информацию об исследуемой картине.

Предметная лексика и терминология

Портрет, колорит, композиция, сюжет, и др.

Серия полезных фраз для диалога/письма

Я считаю, что художник хотел показать …. через …

Я считаю, что характерным элементом в картинах казахстанских художников является то, что…..

Идея портрета была передана хорошо, потому что…

Я думаю, что использование данной техники … эффективно, потому что…

Портрет выполнен в теплом колорите потому что….

Привитие ценностей

Данный урок направлен на развитие ценности академической честности, толерантности, умения работать в классном коллективе.

Межпредметные связи

В ходе исследования картин учащиеся изучают историю казахских деятелей искусств, межпредметная связь с историей.

Навыки использования ИКТ

Для поиска информации учащиеся могут использовать ИКТ

Предварительные знания

Учащиеся из предыдущих классов знают особенности жанра живописи – портрет, изучали на предыдущем уроке виды портретов.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Запланированные этапы урока

Приветствие учителя и учащихся.

Организация рабочего места.

Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.

Сегодня мы с вами рассмотрим нетрадиционные методы создания портретов из различных материалов, в частности из проволоки. Ознакомьтесь с тремя портретами на странице 16

Рассмотрите изображения. Что их объединяет?

Какие материалы применили в своих работах художники?

Как вы думаете, какая из представленных техник создания портрета наиболее сложная? Почему?

Ребята художники , экспериментируя с материалами, создают портреты чайной заваркой, кофейной гущей, растопленным шоколадом, пролитой краской , мозаикой из природных материалов, пуговиц и т.д.

Знаменитый американский скульптор Александр Колдер создавал уникальные скульптуры, его целью было создание динамических систем, которые приводились бы в движение с помощью силы стихий и законов физики

Ребята познакомьтесь с творчеством А. Колдера

В чем сходство работ А.Колдера с рисунками, сделанными непрерывной линией?

Практическая работа учащихся

Выполните портрет из проволоки

Подберите необходимые материалы и инструменты

Перед началом работы обратите внимание на правила по технике безопасности при работе с проволокой

-формировать умение выражать свою эстетическую позицию;

- развивать творческую активность, воображение и навыки работы различными материалами над портретом .

- воспитывать интерес и уважение к произведениям изобразительного искусства разных эпох и разных народов.

Планируемые результаты :

предметные : научатся создавать портрет в декоративном стиле, в аппликации, реалистичный портрет . (работа по группам) Подбирать сложные цвета в теплой или холодной цветовой гамме .

метапредметные : научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность , работать по плану ; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников .

личностные : осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; аргументировано оценивают свои работы и работы одноклассников .

Методы и формы обучения : объяснительно- иллюстративный, практический, выставка; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование для учителя : репродукции картин художников, наглядные пособия, карточки с заданием, поэтапные схемы выполнения работы над декоративным портретом , реалистичным портретом , портрете в аппликации . Желтые и фиолетовые лепестки для рефлексии.

Материалы для учащихся : для 1и 2 группы – краски, кисти, альбом, палитра. Для 3 группы- цветная бумага , цветной картон , вырезки из журналов,клей, ножницы.

Технологическая карта урока

Этапы урока Деятельность учителя

Деятельность учащихся УУД

1. Организационный момент - Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Признаком хорошего настроения является улыбка.

- Улыбнитесь друг другу и мне.

- Я желаю вам, чтобы такое настроение сохранилось до

конца урока .

Садятся на места.

Улыбаются. Р. Осуществляют самоконтроль .

К. Контролируют свои действия в классе .

2. Мотивация учебной деятельности.

Художник свою миссию исполнил,

Поймав на век такую красоту,

Волшебною рукою холст наполнил

Цветами , отражавшими мечту.

Теперь же на холсте его навечно

Застыл её прекрасный силуэт,

Мы будем любоваться бесконечно

На этот изумительный портрет

- Какому жанру изобразительного искусства посвящено стихотворение?

- Что вкладывает художник в изображение человека ?

- портрет – это изображение человека ; это жанр изобразительного искусства .

Л. Проявляют интерес к изучению материала.

3. Актуализация ранее изученных знаний. - Итак, в течение нескольких уроков мы с вами узнавали об этапах развития портрета , истории возникновения портрета , некоторых особенностях портретов разных портретов разных эпох .

- Сегодня я предлагаю вам разделиться на группы.

Каждая группа получит по конверту с заданиями на повторение.

Задание 1 : Необходимо правильно определить № репродукции, который будет соответствовать виду портрета .

1. Исторический портрет –

2. Групповой портрет –

3. Автопортрет –

4. Крестьянский портрет –

5. Профессиональный портрет –

6. Парадный портрет -

7. Камерный портрет :

Задание 2 : Капитаны групп выходят к доске для выполнения заданий :

1. Необходимо соотнести репродукции картин по цветовой гамме . (теплой или холодной) .

2. Необходимо кружки разных оттенков рассортировать по гамме.

3. Необходимо верно собрать фотографию картины в теплой или холодной гамме.

Учащиеся разделились на 3 группы.

Выполняют задание учителя, определяют виды портретов .

Выполняют задание учителя. Капитан каждой группы получает баллы за работу . Р. Осуществляют самоконтроль ;

Овладевают умением прогнозировать.

К. Обсуждают и выполняют задание

4. Постановка учебной задачи - Посмотрите на доску (на обратной стороне доски размещаются живописные портреты в теплой и холодной гамме) и попытайтесь сформулировать тему нашего урока . - Ребята, какие задачи вы поставите перед собой?

-Чтобы решить поставленные задачи мы должны познакомится с творчеством художников портретистов .

Познакомится с творчеством художников- портретистов ;

Научится выполнять портрет в теплой и холодной гамме различными материалами. Р. Умение самостоятельно извлекать нужную информацию;

П. Осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют художественными терминами.

К. Слушать и понимать речь других;

5. Изучение нового материала. Жанр портрета появился еще в Древнем Египте и является, пожалуй, одним из самых древних жанров живописи. Художники обращались к этому жанру на протяжении всех временем – менялись стили, менялись художественные задачи, менялись приемы и техники. Но жанр портрета всегда оставался востребованным и всегда служил одной задаче – изобразить человека , но не просто передать его физические черты, а заглянуть гораздо глубже, в самую глубину его глаз. Колорит помогает передать настроение и чувства в портрете . На ваш взгляд какие чувства будет передавать теплая гамма? А холодная?

Учащиеся дают определение портрета

Учащиеся анализируют репродукции.

Учащиеся рассматривают и анализируют этапы выполнения работы в цвете .

П. определяют роль и место портрета в истории искусства ; устанавливают аналогии по стилям, строят логически обоснованные рассуждения.

К. участвуют в диалоге с учителем, излагают своё мнение;

Л. проявляют познавательную активность, осознают свои эмоции, вырабатывают свои мировоззренческие позиции.

Физкультминутка Учитель показывает презентацию с физкультминуткой. Учащиеся выполняют упражнения. Л. Проявляют физическую активность в выполнен. упражнений

6. Творческая практическая деятельность учащихся Перед выполнением практического задания учитель заостряет внимание на основных особенностях создания декоративного портрета , реалистичного портрета , портрета-аппликации . На каждой парте находятся инструкции по выполнению задания. Над реалистичным и декоративным портретом работа ведется индивидуально, над аппликацией работа в паре .

Учащиеся выполняют творческое задание.

Работают над портретами в цвете (акварель или гуашь) или в аппликации. Р. выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

7. Итог урока . Рефлексия. Выставка, анализ и оценка работ учащихся .

- Ребята, что мы изучали на уроке ?

- Какие учебные задачи ставили перед собой?

- Решили мы эти задачи?

- Назовите известных художников портретистов .

-А сейчас я предлагаю самим оценить свою работу и поставить оценку на обороте, а я могу согласиться или нет, или в большую сторону, или в меньшую. Предлагаю капитанам команд выбрать лучшие работы и выставить их .

- Перед вами два лепестка.

-Прошу при выходе с урока наклеить на доску лепесток : оранжевый- если на уроке все получилось и все понравилось.

Фиолетовый- если на уроке были трудности .

Учащиеся выбирают для себя соответствующий цвет и анализируют свою деятельность. К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Л. аргументированно оценивают свои работы и работы одноклассников .

Класс : 6 а

Тема урока : Роль цвета в портрете .

Цель : дать представление о роли цвета и цветовой гаммы в передаче настроения и эмоциональной наполненности портрета ; обучить элементам анализа живописных произведений; рассмотреть этапы выполнения портрета в теплой и холодной гамме различными материалами.

Тип урока : урок изучения новых знаний.

Методы и формы обучения : рассказ, объяснительно-репродуктивный, практический, выставка; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Для достижения наилучших результатов была выбрана следующая структура урока :

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Актуализация ранее изученных знаний.

4. Постановка учебной задачи.

5. Изучение нового материала

6. Творческая практическая деятельность учащихся.

7. Итог урока . Рефлексия.

На каждом этапе урока шло формирование УУД :

Познавательные- знакомятся с образцами живописного портрета , с этапами работы над портретом (акварель, гуашь, аппликация) ;

Коммуникативные- сотрудничает с учителем, с одноклассниками ; осознают содержание своих действий; самостоятельно планируют пути достижения цели. Адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.

Личностные- демонстрирует способность изображать новые образы , проявляя творческое воображение ;

Предметные- демонстрирует умение пользоваться образным языком изобразительного искусства ;

Регулятивные- анализирует и оценивает результат своего труда;

Технологии, которые были использованы на данном уроке .

1. Технология сотрудничества. Эту технологию можно выделить в рамках личностно- ориентированного обучения.

Обучение в сотрудничестве – это работа в группах . Совокупность приёмов, действий, объединённых общей логикой познавательной и организационной деятельности учащихся, которая позволяет реализовать главную идею данного метода.

2. Информационные технологии.

3. Игровые технологии.

На уроке для закрепления изученного материала был использован элемент игровой технологии, когда капитаны команд выполняли задания по теме у доски. Включаясь в игровые ситуации, ученики значительно меньше утомляются, чаще испытывают положительные эмоции и удовлетворение от учебной деятельности, чем при традиционных формах организации.

Читайте также: