Неравномерное движение средняя скорость план урока

Обновлено: 03.07.2024

Урок физики “Неравномерное движение. Средняя скорость”в 7 классе проводится при изучении темы “Взаимодействие тел”. По типу урока – это комбинированный урок.

Проверка домашнего задания на уроке осуществляется с помощью устного опроса и работы с графиками в программе Point. Учитель и ученик используют для работы функцию Skype“показать экран”. Проведя проверку и коррекцию знаний, учитель организует мыслительную деятельность учащегося с помощью наводящих вопросов для получения новых знаний.
В изучении новой темы дается определение неравномерного движения и средней скорости, вводится формула для расчета средней скорости. Принцип решения задач на расчет средней скорости объясняется на примере движения велосипедиста, с помощью интерактивной анимационной программы. Учащийся работает с программой самостоятельно. Роль учителя – контроль и коррекция выполнения задания.Учитель проводит проверку реального понимания основной сути материала, предлагая самостоятельно выполнить решение задачи, условие которой пересылается учителем заранее по Skype.

Наша гимназия уже несколько лет работает в системе дистанционного обучения. С января 2011 года гимназия "Российская школа" начала осуществлять проект дистанционного обучения учащихся, имеющих проблемы со здоровьем, в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009-2012 годы. К таким детям нужен индивидуальный подход, а обучение требует некоторой специфики. Дистанционная форма обучениядетей с ограниченными возможностями в нашей гимназии сочетается с “живым” общением учителя и ученика на дому. Поэтому перед нашими учителями встала задача: разработка уроков с использованием в учебном процессе специализированного образовательного ресурса, который дает возможность учащемуся и учителю улучшить восприятие учебного материала путем расширения дидактических возможностей “традиционных” образовательных технологий за счет повышения наглядности, а также использования элементов интерактивного обучения. Наши педагоги могут использовать разные методики обучения и воспитания, различные пособия и материалы для эффективности обучения.

В связи с тем, что по программе на изучение физики у таких детей отводится 1 час в неделю, то в основном используется комбинированный тип урока, где учащийся получает новые знания, отрабатывает и закрепляет их. Я представляю разработку комбинированного урока физики (7 класс) “Неравномерное движение. Средняя скорость”.

Для урока я использовала Мультимедиа ЦОРN 205917(ФГУП "Издательство "Просвещение") “Скорость неравномерного прямолинейного движения. Средняя скорость”)

Этот материал для учащихся всегда в открытом доступе, поэтому ребенок в любое время без учителя может вернуться к уроку и просмотреть материал еще раз для закрепления или дополнительной работы с ним, т.к. я учитываю реальные возможности ребенка, потому что каждый ребенок – индивид со своим темпом развития, со своим восприятия материала и скоростью письма. Как еще один методический прием, я использую возможности программы Skype (“поделиться экраном”) и Pointдля того, чтобы учитель мог показать решение задач или наоборот посмотреть, как учащийся справляется с решением задачи. Одновременно с обучением физики учитель помогает освоить приемы работы с этими компьютерными программами, позволяя ребенку с ограниченными возможностями найти впоследствии оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Тип урока: комбинированный урок с использованием технологий дистанционного обучения.

  • введение понятия средней скорости,
  • формирование навыка решения расчетных задач;
  • формирование навыка работы с графиками

Оборудование: компьютер, программные средства: графический редактор Point,интернет, Skype,мультимедиа ЦОР: анимация.

Только до 9 марта

ШАГ 1: подайте 3 заявки на любые курсы ПК

Бесплатным становится курс с наименьшим количеством часов

Подсказка: выгоднее всего, если все курсы будут на одинаковое количество часов

  • Стоимость курса 1 — ₽
  • Стоимость курса 2 — ₽
  • Стоимость курса 3 0 ₽

Для участия в акции Вам необходимо подать 3 заявки на любые курсы ПК (повышения квалификации) Для участия в акции выбираются 3 последних поданных заявки.

Дистанционные курсы Повышения квалификации и профессиональной переподготовки

900 курсов от 960 рублей

Войти с помощью:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Образовательные: создать условия для знакомства с неравномерным движением, средней скоростью и мгновенной скоростями; создать условия для рассмотрения неравномерного движения в окружающем мире; создать условия для усвоения знаний о том, как находить среднюю и мгновенную скорости в различных ситуациях.

Развивающие: продолжить развитие навыков самостоятельной деятельности, навыков работы в группах.

Воспитательные : формировать познавательный интерес к новым знаниям; воспитывать дисциплину поведения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Принадлежности и демонстрационное оборудование: оборудование школьного кабинета, чертёжные принадлежности и тетради.

1. Организационный этап

Проверка готовности к уроку учащихся и рабочих мест. Проверка посещаемости учащимися занятия. Объяснение учащимся плана работы на уроке.

2.Проверка домашнего задания

Мы изучили равномерное прямолинейное движение. Однако реальные тела — автомобили, корабли, самолеты, детали механизмов и др. чаще всего движутся и не прямолинейно, и не равномерно. Каковы закономерности таких движений?

3 Изложение нового материала

Мы с вами ранее уже познакомились с равномерным движением.

Кто из вас помнит, что это такое? Ученики отвечают на этот вопрос.

Но ведь тела в окружающем нас мире зачастую двигаются неравномерно с изменяющейся скоростью. Давайте сегодня рассмотрим такое явление как неравномерное движение тел.

Определение: Неравномерное движение – это движение с изменяющейся скоростью.

Изменяется скорость. Как же она может изменяться на разных промежутках времени? Поступательно и мгновенно, что говорит нам о существовании средней и мгновенной скоростей.

Рассмотрим следующую ситуацию.

hello_html_m7a1924af.jpg

Человек взбирается в гору. Какова же будет средняя и мгновенные скорости в этой случае.

Как мы видим путь и модуль перемещения этого человека будут не равны друг другу . Известно, что неравномерное движение в первую очередь характеризуется средней скоростью. Будем различать среднюю скорость пути и среднюю скорость перемещения .

Смотря на названия скоростей не трудно понять, что найти значение этих скоростей можно из отношения пути и модуля перемещения ко всему времени, за которое человек поднялся на гору и спустился с неё.

Средняя скорость пути:

Следовательно, средняя скорость перемещения:

Так как , то модуль средней скорости перемещения не больше средней скорости пути: .

Определение: Средняя скорость перемещения неравномерного движения равна скорости такого равномерного прямолинейного движения, при котором тело совершило такое же перемещение за тот же промежуток времени.

Но ведь наш человек не может всё время двигаться, он делает небольшие остановки, чтобы отдохнуть. И в этом случае средняя скорость не расскажет нам о скорости движения тела в различных точках траектории (в различные моменты времени). В этом случае нам поможет мгновенная скорость — скорость тела в данный момент времени или в данной точке траектории .

Как определяется мгновенная скорость? Как она направлена?

Возьмём с вами небольшой участок пути нашего человека.

Мгновенная скорость находиться также из отношения перемещения объекта ко времени, которое он потратил на совершение перемещения. Однако так её легко спутать со средней скоростью исследуемого объекта. Чтобы этого избежать мы должны взять на рассмотрение лишь небольшой участок перемещение нашего человека. Чем меньшое перемещение мы с вами будем рассматривать, тем справедливее можно говорить, что скорость мгновенная.

Мгновенная скорость при прямолинейном движении направлена, как вектор перемещения, т. е. по направлению движения.

Если аналогичным образом рассмотреть движение по криволинейному участку траектории (участок на вершине нашей горы), то станет понятно, что мгновенная скорость во всех случаях направлена по касательной к траектории в данной точке.

3. Закрепление материала

Туристы прошли путь км за время ч, затем сделали привал длительностью ч, после чего прошли оставшийся путь км за время ч. Чему равна их средняя скорость пути на всем маршруте? Скорость на каждом из его участков?

hello_html_m5bb61cc5.jpg

Для начала графически отобразим ситуацию

Найти среднюю скорость пути на всем маршруте можно через отношение

Скорость же на первом пути будет равной , а на втором участке .

4. Рефлексия

Какими были цели нашей деятельности на уроке?

Достигнуты ли они?

Почему вы так считаете?

Каковы ваши личные достижения за урок?

Попробуйте составить синквейн об изученной теме.

Синквейн (в переводе с франц.– пять строк ):

Первая строка – одно существительное (суть, название темы);
Вторая строка – описание свойств-признаков темы в двух словах (двумя прилагательными);
Третья строка – описание действия (функций) в рамках темы тремя глаголами;
Четвертая строка – фраза (словосочетание) из четырех слов, показывающая отношение к теме;
Пятая строка – синоним из одного слова (существительное), который повторяет суть темы (к первому существительному).

Нажмите, чтобы узнать подробности

o обучить учащегося решению задач с использованием формулы средней скорости.

o выработать умение работы по переводу единиц скорости.

Воспитательные:

o формировать познавательный интерес у учащихся.

o формировать регулятивные качества личности: дисциплинированность, собранность

Развивающие:

o развивать у учащихся логическое мышление;

o формировать аккуратность и умение организовывать свое рабочее место и образовательный процесс;

o развивать речевые навыки и навыки сотрудничества;

o развивать коммуникативные и информационные умения.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: компьютер, презентация, видеоролик, флипчарт, карточки повторение, карточки задачи. листы самооценивания.

Ход урока

1. Орг.момент

Цели урока –озвучивают дети Слайд 2

2.Проверка домашнего задания Слайды 4-8

2. Записать формулы и единицы измерения.

3. Вырази скорость

  1. Изучение нового материала. Слайд 9-10

1.Просмотр видеофрагмента – ответить на вопрос Как найти среднюю скорость?

2.записать и запомнить определение и формулу

2. Первичное закрепление Решение задачи у доски слайд 11

Здоровьесберегающая технология физминутка

3. Решение задач по уровням А,Б,С

У доски 3 ученика решают задачи по уровням А,Б,С с проверкой на доске

Уровень А
1. Переведите километры в метры, часы в секунды, км/ч в м/с, и наоборот:
1. 1 км = … м
2. 0,5 км = … м
3. 1,5 ч = … с
4. 36 км/ч = … м/с
5. 600 м = … км
6. 1,2 ч = … с
7. 100 км/ч = … м/с
Уровень В
8. Какая скорость больше: 90 км/ч или 22,5 м/с?
Уровень С
9. Вагон, двигаясь под уклон с сортировочной горки, проходит 120 м за 10 с. Скатившись с горки и продолжая движение, он проходит до полной остановки еще 360 м за 1,5 мин. Найдите среднюю скорость вагона за все время движения.


4.Самостоятельная работа
Карточка №2
Уровень А
1. Переведите километры в метры, часы в секунды, км/ч в м/с, и наоборот:
1. 2 км = … м
2. 1,5 км = … м
3. 0,5 ч = … с
4. 72 км/ч = … м/с
5. 1200 м = … км
6. 1,6 ч = … с
7. 120 км/ч = … м/с
Уровень В .
8. Какое из двух тел движется с меньшей скоростью: проходящее за 10 с путь 30 м или за 3 с 12 м?
Уровень С
9. Мотоциклист за первые 10 мин движения проехал 5 км, а в последние 8 мин 9,6 км. Определите среднюю скорость мотоциклиста за все время движения.
10. Первая в мире автоматическая межпланетная станция преодолела расстояние 384000 км от Земли до Луны за 34 ч. Определите среднюю скорость движения на этом участке пути в км/ч, м/с.

Карточка №3
Уровень А
1. Переведите километры в метры, часы в секунды, км/ч в м/с, и наоборот:
1. 3 км = … м
2. 0,05 км = … м
3. 0,6 ч = … с
4. 144 км/ч = … м/с
5. 750 м = … км
6. 1,4 ч = … с
7. 62 км/ч = … м/с

Уровень В
8. Скорость зайца 15 м/с, а скорость дельфина 72 км/ч. Кто из них имеет большую скорость?
Уровень С
9. Один велосипедист в течение 12 с двигался со скоростью 6 м/с, а второй проехал этот же участок пути за 9 с. Какова средняя скорость второго велосипедиста на этом участке пути?
10. Поезд, находясь в пути 40 ч, прошел расстояние 2400 км. Определите среднюю скорость движения поезда в км/ч, м/с.

Карточка №4
Уровень А
1. Переведите километры в метры, часы в секунды, км/ч в м/с, и наоборот:
1. 30 км = … м
2. 0,8 ч = … с
3. 100 км/ч = … м/с
4. 7500 м = … км
5. 60 км/ч = … м/с
6. 2,5 ч = … с
7. 0,6 км = … м
Уровень В

8. Скорость зайца 15 м/с, а скорость дельфина 36 км/ч. Кто из них имеет большую скорость?
Уровень С
8. Скорость зайца 17 м/с, скорость дельфина 900 м/мин, скорость черепахи 830 см/мин, скорость гепарда 112 км/ч. У кого из них самая большая скорость и у кого самая маленькая?
Уровень С
9. Поднимаясь в гору, лыжник проходит путь, равный 3 км со средней скоростью 5,4 км/ч. Спус-каясь с горы со скоростью 10 м/с он проходит 1 км пути. Определите среднюю скорость лыжника.
10. Самолет Ил-18 пролетает расстояние от Москвы до Челябинска за 2 ч 45 мин летнего времени. Какое расстояние он пролетает за это время, если средняя скорость полета самолета 650 км/ч?

Неравномерное движение — это движение, при котором за равные промежутки времени тело проходит разные пути.

Неравномерное движение

Средняя путевая скорость — скалярная неотрицательная величина.

Средняя скорость — вектор. Она направлена туда, куда направлено перемещение тела за рассматриваемый промежуток времени.

Если тело всё время движется в одном направлении, то модуль средней скорости равен средней путевой скорости. Если же в процессе своего движения тело меняет направление движения, то модуль средней скорости меньше средней путевой скорости.

неравномерное движение

Пример решения задач на среднюю скорость при неравномерном движении

Автомобиль проехал за первый час 50 км, а за следующие два часа он проехал 160 км. Какова его средняя скорость за все время движения?

неравномерное задача

Неравномерное движение. Средняя скорость

Читайте также: