Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из за глобальных проблем кратко

Обновлено: 07.07.2024

Глобальные проблемы современности

Урок по обществознанию. 10 класс.

(сдвоенный урок)

Образовательные: поднять старшеклассников на новый уровень осмысления глобальных проблем; максимально актуализировать их знания по другим предметам.

Развивающие: развивать навыки работы в парах с раздаточным материалом (карточками, письменными источниками, тестами); навыки групповой работы; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, учить видеть причинно-следственные связи; вести аргументированный спор.

Воспитательные: обратить внимание на нравственные аспекты в разрешении глобальных проблем..

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: лекция с элементами аналитической беседы, практического занятия, дискуссии.

В школьных условиях дискуссии могут быть следующих видов:

Дискуссия- диспут. Ведущий объявляет тему и предоставляет слово желающим, ход определяется ведущим. Но в основном непредсказуем и носит эмоциональный характер.

Прогрессивная дискуссия (используется на уроке). Ее цель- групповое решение проблемы с одновременной тренировкой учащихся в соответствующих навыков. Этот вид дискуссий состоит из 5 этапов: зарождение идеи, все предложения записываются на доске, обсуждается каждый вариант, рассматриваются наиболее подходящие предложения, остается верный вариант

Основные понятия: биосфера, ноосфера, глобальные проблемы, озоновые дыры, парниковый эффект, опустынивание, кислотные дожди, оружие массового поражения, терроризм, концепция устойчивого развития, глобальный прогноз.

Изучение новой темы

Приемы и средства обучения

Вводно-мотивационный этап. 5 мин.

Обозначение актуальности темы. Постановка проблемы.

Лекция с элементами беседы. Выяснение причин появления глобальных проблем, построение схемы "Особенности глобальных проблем”. В выводе фиксируется главное понятие темы.

Лекция с элементами аналитической беседы и практического занятия: составление таблицы "Классификация глобальных проблем”; просмотр материала одной из новостных программ в записи, беседа по вопросам к в/ф; работа с раздаточным материалом (карточками с заданиями, письменными источниками). Вывод.

Элементы практического занятия: групповая учебная деятельность по заданию (техника аквариума), аналитическая беседа, дискуссия. Вывод.

Лекция с элементами аналитической беседы, дискуссия . Вывод.

Коллективное обсуждение проблемного вопроса. Учащиеся подводятся к итоговому выводу. Проверка формализованных знаний через тестирование. Взаимопроверка, оценка и самооценка работы учащихся. Объясняется домашнее задание.

Вводно-мотивационный этап

Эпиграф на доске:

Цивилизация на нашей планете
до сих пор жива благодаря тому,
что люди, становясь сильнее,
в конечном счете, умели становиться и мудрее.
А. Назаретян

Учитель. В современных условиях обострились факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность темы сегодняшнего занятия "Глобальные проблемы современности”. Нам предстоит на основе исторического анализа подняться на новый уровень осмысления глобальных проблем. Актуализируйте ваши знания из курсов истории, обществознания, химии, физики, биологии, экологии, географии, ОБЖ. В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос (записан на доске):

Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?

I этап. Что такое глобальные проблемы?

Учитель. Вплоть до середины XX в. в политическом языке отсутствовало понятие "глобальные проблемы” (фр. global – всеобщий, от лат. globus – "шар”) . Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы (окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле). Так, русский ученый В.И. Вернадский в 1944 г. высказал мысль о том, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных сил. Это позволило ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу (сферу деятельности разума).

Вопросы учащимся: Почему вплоть до середины XX в. в развитии человечества не существовало глобальных проблем? Что их породило? В ходе обсуждения возможно пояснение учителя.

Учащиеся подводятся к следующей мысли, которая записывается ими в тетрадях:

Причины появления глобальных проблем:

огромные масштабы человеческой деятельности и неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой.

Вопрос учащимся: Каковы, на ваш взгляд, особенности глобальных проблем? Ведется обсуждение, одновременно с этим учителем на доске рисуется цветными мелками схема, которую учащиеся зарисовывают в тетрадях.

Особенности глобальных проблем.

Вопрос учащимся: Что же такое глобальные проблемы? Ведется обсуждение, учащиеся подводятся к выводу.

Вывод. Глобальные проблемы – это совокупность проблем человечества, возникших во второй половине XX в., угрожающих существованию мировой цивилизации (вывод фиксируется в тетрадях).

II этап. Классификация глобальных проблем.

Учитель. В современной науке нет устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем.

Вопросы учащимся: Какие проблемы вы считаете глобальными? Назовите их. По каким разновидностям можно их сгруппировать? В ходе беседы заполняется таблица. Учитывая мнения ребят, возможно внесение в нее необходимых корректив.

Классификация глобальных проблем

Экологические

Экономические

Политические

" Парниковый” эффект (глобальное потепление).

Загрязнение окружающей среды: атмосферы, вод мирового океана, продуктов природы.

Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясения, наводнения, засухи.

Освоение космоса и мирового океана.

Полюса развития: "С-Ю”.

Проблема пределов экономического роста.

Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония. ).

Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных).

Этнические, конфессиональные конфликты.

Проблема войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов в глобальные, опасность ядерной войны.

Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США–Европа–Россия–Азиатско–Тихоокеанский регион).

Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).

Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный).

Деградация "массовой культуры”, девальвация моральных и нравственных ценностей.

Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания).

Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации.

Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.

Просмотр эпизода одной из новостных программ в записи (5 минут) или послушать подготовленное домашнее задание

Группа А - определить взаимосвязи демографической проблемы и проблемы отсталости с другими проблемами.

Группа Б - определить взаимосвязи экологической проблемы и проблемы межнациональных отношений с другими проблемами.

Беседа по вопросам к видеофильму: Какие глобальные проблемы были затронуты в сегодняшних новостях? Люди с разной степенью остроты воспринимают глобальные проблемы. Какая из них наиболее актуальна для вас? Из практики: приоритетной проблемой большинство учащихся-москвичей, вспомнив теракты последних лет, назвали терроризм.

Понятие "терроризм”

" Терроризм – глобальная проблема современного мира”

Мы сознательно не поставили знак в конце предложения. К концу урока мы должны определиться, какой знак поставить: Многоточие – что означало бы, что может надо еще подумать и поработать над этой проблемой. Знак вопроса – что значит, что у нас остались сомнения "а глобальная ли это проблема?” А может, мы поставим точку, или жирный восклицательный знак.

1) Попробуем составить "кластер” со словом – терроризм. (По мере рассмотрения вопросов какие-то слова будем обводить, какие-то добавлять или убирать)

2) Поработаем над понятием "терроризм”. (На доске приготовлены карточки, которые могут переворачиваться. С одной стороны – это фотографии по теме, которые эмоционально настраивают ребят. А если их перевернуть – это текст определений. По мере того, как ребята предлагают свои варианты, можно открывать близкие по значению тексты).

3) Обратимся к истории терроризма. (На столе карточки с номером на одной стороне и текстом на другой. Учитель раздает карточки с текстами о истории терроризма. Делаем обзор. Обсудив, делаем вывод).

Терроризм и террористы существовали до появления этих терминов.

Терроризм прошлого носил прицельный характер.

Терроризм прошлого имел ограниченные последствия.

Терроризм развивается, приобретает новые черты.

4) Попробуем выявить особенности современного терроризма. Работаем с учащимися по П О П С – формуле.

Учитель помогает наводящими вопросами. Подводим ребят приблизительно к следующим выводам:

У современного терроризма одна вожделенная цель: захват власти. И ни о каком "благе общества” здесь говорить не приходится.

Сегодня самые ходовые и эффективные методы террора – насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных и, что крайне важно, не имеющих отношение к "адресату” террора людей, с обязательной демонстрацией катастрофических результатов террора через СМИ общественному мнению – и только через него как через передаточный механизм – лидерам стран. Главное условие такого террора – бурная реакция СМИ.

Терроризм превратился в элемент политики. Крайне важно для этого превращения является размывание понятий.

Нынешний терроризм представлен, как правило, организациями, которые, с одной стороны, занимаются бизнесом и политической деятельностью, а с другой - террористическими актами. Все это меняет качество терроризма.

Возникает двойной стандарт: насилие оправдывается и даже прославляется в отношении "чужих", жертвы же насилия воспринимают его как преступление.

Различия ликов террористов свидетельствуют о том, что в основе терроризма все чаще лежат не столько объективные экономические и политические факторы, сколько информационное воображение, черпающее вдохновение из самих экстравагантных идеологических и религиозных источников.

Некомпетентное управление или саботаж компьютерных хакеров могут сделать всю страну неспособной к нормальному функционированию. У информационного терроризма могут быть самые неожиданные и странные мотивы. Теперь же ключевое значение приобретает исследование индивидуальных мотивов. А это крайне неопределенная сфера - сфера свободы (или произвола) выбора.

Важным изменением следует считать появление возможности использовать средства, которые могут вызвать массовую гибель людей.

Учитель решает, насколько подробным должно быть рассмотрение отдельных проблем, исходя из собственных предпочтений и того, как широко эти проблемы были представлены в рамках других учебных дисциплин. Возможно по отдельным глобальным проблемам организовать работу с раздаточным материалом (карточками с заданиями, письменными источниками). Работа с учебником

Учащиеся подводятся к выводу.

Вывод: Глобальные проблемы разнообразны, сложны, противоречивы. Они настолько тесно переплетены и взаимосвязаны друг с другом, что уместнее говорить о комплексе глобальных проблем (вывод фиксируется в тетрадях) .

III этап. Роль международных организаций

и движений в современном мире.

Вопросы учащимся: Поддерживаете ли вы идею правящей элиты США об американском мировом лидерстве, особой ответственности США за миропорядок и решение международных проблем (т.е. США – "мировой полицейский”)? Возникновение дискуссии (культура ее ведения: "Позвольте мне с Вами не согласиться . ”, "Я считаю . ”, "Мое мнение отлично от Вашего, т. к. . ”, "Вы не правы, т. к. .. .” и т. п.). Учитель обращает внимание учащихся на то, что политика США последних лет позволяет усомниться в способности правящих кругов этой страны адекватно воспринимать новые реальности мирового развития. Как вы относитесь к тезису американского ученого Пола Кеннеди о равной ответственности между современными обществами в решении глобальных проблем? Аргументируйте свой ответ. Возможно возникновение дискуссии. Какова роль России в становлении нового миропорядка, в решении проблем современного мира? Вспомните последние российские инициативы.

Учащиеся подводятся к выводу.

Вывод: Лидерство одной державы не может обеспечить стабильный миропорядок и решение глобальных проблем. Необходимо комплексное взаимодействие всего мирового сообщества. Огромную роль в этом играют международные организации и движения (вывод фиксируется в тетрадях) .

IV этап. Поможем планете решить глобальные проблемы!

Используется техника аквариума . Класс делится на 6 групп: с первой по пятую – рабочие группы, специализирующиеся на одной из пяти разновидностей глобальных проблем; 6-я группа – аналитики (они будут оценивать предложения групп).

Задание для рабочих групп: Продумайте и сформулируйте пути решения одной из глобальных проблем. Группам дается 10 минут для обсуждения интересующей их проблемы и определения общей точки зрения, которую затем выскажут представители каждой группы. Они должны отстаивать позицию своей группы. Идет обсуждение "проектов”, оценка аналитиков, резюме учителя. В результате намечаются наиболее рациональные и эффективные пути решения глобальных проблем. Возможно не будут найдены ответы на все вопросы. Важен сам факт постановки проблемы. Задуматься – это значит сделать первый шаг. Учащиеся подводятся к мысли об ответственности за судьбы мировой цивилизации не только лидеров государств, но и рядовых граждан. Их задача, как минимум, не нанести вреда хрупкому и уязвимому миру.

Вопрос учащимся: Каким образом человечество должно прийти к осознанию данных идей? Возникновение дискуссии.

Учитель. Это должно произойти через духовное возрождение человечества. Например, английский ученый-гуманист Арнольд Тойнби призывал прийти к этому через религию. Члены Римского клуба говорят о возрождении нравственно-духовных ценностей в целом.

Учащиеся подводятся к выводу.

Вывод: Только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации. Будущее человечества зависит от того, насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие главные факторы устойчивого развития (вывод фиксируется в тетрадях) .

V этап. Альтернативные сценарии будущего.

Учитель представляет учащимся различные прогнозы развития мирового сообщества.

Учитель. Глобальный прогноз – это прогноз развития человечества в свете существующих глобальных проблем. Глобальные прогнозы разрабатываются в трех основных направлениях:

пессимистический прогноз , предсказывающий в недалеком будущем глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис и предлагающий выход, состоящий в сокращении населения и производства (английский ученый Томас Мальтус);

оптимистический прогноз , считающий, что: недра Земли, Мировой океан и космическое пространство содержат множество еще не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов; демографический взрыв не вечен; сокращение военных расходов и установление мира на Земле станут жизненной необходимостью и реальностью, а значит, откроется путь к устойчивому экономическому процветанию, и станет возможным социальный и научно-технический прогресс человечества (немецкий ученый Фриц Бааде);

нейтральный прогноз , исходящий из того, что невозможно с определенностью сказать, приведут ли глобальные тенденции к ужасным катастрофам или будут предотвращены удивительными достижениями человеческой приспособляемости (американский ученый Пол Кеннеди).

Вопрос учащимся: Представьте ваш сценарий будущего человечества . Возникновение дискуссии.

1 этап. Дается время на выдвижение идеи

2 этап. Все предложения выписываются на доске

3 этап. Осуждаем каждый предложенный вариант

4 этап. Рассматривается наиболее актуальный вариант

5 этап. Приходим к окончательному решению

Учащиеся подводятся к выводу.

Вывод: Существует множество вариантов будущей динамики развития мировой цивилизации, но реализуются они в рамках веера возможных альтернатив (вывод фиксируется в тетрадях) .

Заключительный этап.

Коллективное обсуждение проблемного вопроса, который был поставлен перед учащимися в начале урока: Крах человеческой цивилизации из-за глобальные проблем неизбежен? Возникновение дискуссии.

Учащиеся вспоминают эпиграф урока и подводятся к итоговому выводу.

Итоговый вывод: Многообразие и темпы развития глобальных проблем огромны и устрашающи. Однако умные люди в состоянии многое успеть предпринять для замедления их воздействия и даже исправления ситуации в целом, иначе человечеству останется винить лишь себя за все последующие невзгоды. Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами (учащиеся фиксируют итоговый вывод в тетрадях, а рядом записывают свое мнение, возможно отличное от данного).

Этап проверки формализованных знаний учащихся проводится через тестирование. Затем на доске открывается ключ к тестам и критерии оценки; проводится взаимопроверка в парах: все построено на доверии. Осуществляется оценка и самооценка работы учащихся.

Учитель объясняет домашнее задание:

параграф соответствующего учебника;

творческая работа по одной из глобальных проблем (эссе, презентация в формате Power Point, реферат – на долгосрочную перспективу с последующей защитой).

Литература для учителя:

Кишенкова О.В. Новейшая история. 9, 11 классы.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2001, с. 150–163;

Методические рекомендации по курсу "Человек и общество”. Ч. 2. 11 кл. /Боголюбов Л.Н. и др. – М.: Просвещение, 2000, с.76–80;

Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век. – М.: Весь мир, 1997, 480 с.;

Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. – М.: Рольф, 2002, 592 с.;

Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997, с. 262

Учитель: Вплоть до середины XX в. В политическом языке отсутствовало понятие “глобальные проблемы” (фр. global- всеобщий, от лат. globus – “шаp”). Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы (окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле). Так, русский ученый В.И. Вернадский в 1944 г. высказал мысль о том, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных сил. Это позволило ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу (сферу деятельности разума).

Вопросы учащимся: ПОДУМАЙТЕ…

  • Почему вплоть да середины ХХ в. в развитии человечества не существовало глобальных проблем?
  • Что их породило?

(ВОПРОС И ОТВЕТ ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ):

Причины появления глобальных проблем:

1) глобализация мира;

2) огромные масштабы человеческой деятельности и неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой.

Вывод (запишите в тетрадь): Глобальные проблемы – это совокупность проблем человечества, возникших во второй половине ХХ в., угрожающие существованию мировой цивилизации.

Классификация глобальных проблем.

Учитель: В современной науке нет устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем. Давайте определим, какие проблемы можно охарактеризовать как “глобальные’? По каким разновидностям можно их сгруппировать?”.

ЗАПОЛНИТЕ В ТЕТРАДИ ТАБЛИЦУ: (Дополните предложенные направления личными взглядами на задачу)

Классификация глобальных проблем

Экологические Экономические Социальные Политические Духовные
“Озоновая дыра”. Истребление лесов. “Парниковый” эффект (глобальное потепление). Загрязнение окружающей среды: атмосферы, вод мирового океана, продуктов природы. Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясения, наводнения, засухи. Освоение космоса и мирового океана. Продовольственная проблема. Полюса развития: “С-Ю”. Проблема пределов экономического роста. Истощение ресурсов. Экономический глобализм. Демографическая проблема. Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония. ). Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных). Этнические, конфессиональные конфликты. Проблема войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов в глобальные, опасность ядерной войны. Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США–Европа–Россия–Азиатско–Тихоокеанский регион). Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм). Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный). Деградация “массовой культуры”, девальвация моральных и нравственных ценностей. Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания). Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации. Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.

Вывод: Глобальные проблемы разнообразны, сложны, противоречивы. Они настолько тесно переплетены и взаимосвязаны друг с другом, что уместнее говорить о комплексе глобальных проблем (вывод фиксируется в тетрадь).

Роль международных организаций и движений в современном мире.

Назовите наиболее представительные и авторитетные международные организации и движения, пытающиеся решить глобальные проблемы.

Используя информационные ресурсы Интернета. Ответьте на следующие вопросы письменно в тетрадь:

1.Поддерживаете ли вы идею правящей элиты США об американском мировом лидерстве, особой ответственности США за миропорядок и решение международных проблем?

Необходимо обратить внимание на то, что политика США последних лет позволяет усомниться в способности правящих кругов этой страны адекватно воспринимать новые реальности мирового развития. Как вы относитесь к тезису американского ученого Пола Кеннеди о равной ответственности между современными обществами в решении глобальных проблем? Аргументируйте свой ответ.

2.Какова роль России в становлении нового миропорядка, в решении проблем современного мира?




Вспомните последние российские инициативы.

Лидерство одной державы не может обеспечить стабильный миропорядок и решение глобальных проблем. Необходимо комплексное взаимодействие всего мирового сообщества. Огромную роль в этом играют международные организации и движение.

Поможем планете решить глобальные проблемы!

· Каким образом человечество должно прийти к осознанию данных идей? (ответ запишите в тетрадь)

Учитель: Это должно произойти через духовное возрождение человечества. Например, английский ученый-гуманист Арнольд Тойнби призывал прийти к этому через религию. Члены Римского клуба говорят о возрождении нравственно-духовных ценностей в целом.

Учащиеся подводятся к выводу: Только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации. Будущее человечества зависит от того, насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие главные факторы устойчивого развития (вывод фиксируется в тетрадях).

Альтернативные сценарии будущего.

Учитель: Глобальный прогноз – это прогноз развития человечества в свете существующих глобальных проблем. Глобальные прогнозы разрабатываются в трех основных направлениях:

  • пессимистический прогноз, предсказывающий в недалеком будущем глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис и предлагающий выход, состоящий сокращении населения и производства( английский ученый Томас Мальтус)
  • оптимистический прогноз, считающий, что недра Земли, Мировой океан и космическое пространство содержат множество еще не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов; демографический взрыв не вечен; сокращение военных расходов и установление мира на Земле станут жизненной необходимостью и реальностью, а значит, откроется путь к устойчивому экономическому процветанию, и станет возможным социальный и научно-технический прогресс человечества

( немецкий ученый Фриц Бааде).

  • нейтральный прогноз, исходящий из того, что невозможно с определенностью сказать, приведут ли глобальные тенденции к ужасным катастрофам или будут предотвращены удивительными достижениями человеческой приспособляемости (американский ученый Пол Кеннеди).

Кратко в тетради сформулируйте ответ на проблемный вопрос. (ЗАПИШИТЕ В РАБОЧУЮ ТЕТРАДЬ.)

Домашнее задание: Представьте ваш сценарий будущего человечества? (Запишите в тетради)

Что такое глобальные проблемы?

Учитель: Вплоть до середины XX в. В политическом языке отсутствовало понятие “глобальные проблемы” (фр. global- всеобщий, от лат. globus – “шаp”). Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы (окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле). Так, русский ученый В.И. Вернадский в 1944 г. высказал мысль о том, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных сил. Это позволило ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу (сферу деятельности разума).

Вопросы учащимся: ПОДУМАЙТЕ…

  • Почему вплоть да середины ХХ в. в развитии человечества не существовало глобальных проблем?
  • Что их породило?

(ВОПРОС И ОТВЕТ ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ):

Причины появления глобальных проблем:

1) глобализация мира;

2) огромные масштабы человеческой деятельности и неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой.

Вывод (запишите в тетрадь): Глобальные проблемы – это совокупность проблем человечества, возникших во второй половине ХХ в., угрожающие существованию мировой цивилизации.

Классификация глобальных проблем.

Учитель: В современной науке нет устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем. Давайте определим, какие проблемы можно охарактеризовать как “глобальные’? По каким разновидностям можно их сгруппировать?”.

ЗАПОЛНИТЕ В ТЕТРАДИ ТАБЛИЦУ: (Дополните предложенные направления личными взглядами на задачу)

Классификация глобальных проблем

Экологические Экономические Социальные Политические Духовные
“Озоновая дыра”. Истребление лесов. “Парниковый” эффект (глобальное потепление). Загрязнение окружающей среды: атмосферы, вод мирового океана, продуктов природы. Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясения, наводнения, засухи. Освоение космоса и мирового океана. Продовольственная проблема. Полюса развития: “С-Ю”. Проблема пределов экономического роста. Истощение ресурсов. Экономический глобализм. Демографическая проблема. Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония. ). Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных). Этнические, конфессиональные конфликты. Проблема войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов в глобальные, опасность ядерной войны. Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США–Европа–Россия–Азиатско–Тихоокеанский регион). Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм). Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный). Деградация “массовой культуры”, девальвация моральных и нравственных ценностей. Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания). Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации. Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.

Вывод: Глобальные проблемы разнообразны, сложны, противоречивы. Они настолько тесно переплетены и взаимосвязаны друг с другом, что уместнее говорить о комплексе глобальных проблем (вывод фиксируется в тетрадь).

Роль международных организаций и движений в современном мире.

Назовите наиболее представительные и авторитетные международные организации и движения, пытающиеся решить глобальные проблемы.

Используя информационные ресурсы Интернета. Ответьте на следующие вопросы письменно в тетрадь:

1.Поддерживаете ли вы идею правящей элиты США об американском мировом лидерстве, особой ответственности США за миропорядок и решение международных проблем?

Необходимо обратить внимание на то, что политика США последних лет позволяет усомниться в способности правящих кругов этой страны адекватно воспринимать новые реальности мирового развития. Как вы относитесь к тезису американского ученого Пола Кеннеди о равной ответственности между современными обществами в решении глобальных проблем? Аргументируйте свой ответ.

2.Какова роль России в становлении нового миропорядка, в решении проблем современного мира?

Вспомните последние российские инициативы.

Лидерство одной державы не может обеспечить стабильный миропорядок и решение глобальных проблем. Необходимо комплексное взаимодействие всего мирового сообщества. Огромную роль в этом играют международные организации и движение.

Поможем планете решить глобальные проблемы!

· Каким образом человечество должно прийти к осознанию данных идей? (ответ запишите в тетрадь)

Учитель: Это должно произойти через духовное возрождение человечества. Например, английский ученый-гуманист Арнольд Тойнби призывал прийти к этому через религию. Члены Римского клуба говорят о возрождении нравственно-духовных ценностей в целом.

Учащиеся подводятся к выводу: Только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации. Будущее человечества зависит от того, насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие главные факторы устойчивого развития (вывод фиксируется в тетрадях).

Альтернативные сценарии будущего.

Учитель: Глобальный прогноз – это прогноз развития человечества в свете существующих глобальных проблем. Глобальные прогнозы разрабатываются в трех основных направлениях:

  • пессимистический прогноз, предсказывающий в недалеком будущем глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис и предлагающий выход, состоящий сокращении населения и производства( английский ученый Томас Мальтус)
  • оптимистический прогноз, считающий, что недра Земли, Мировой океан и космическое пространство содержат множество еще не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов; демографический взрыв не вечен; сокращение военных расходов и установление мира на Земле станут жизненной необходимостью и реальностью, а значит, откроется путь к устойчивому экономическому процветанию, и станет возможным социальный и научно-технический прогресс человечества

( немецкий ученый Фриц Бааде).

  • нейтральный прогноз, исходящий из того, что невозможно с определенностью сказать, приведут ли глобальные тенденции к ужасным катастрофам или будут предотвращены удивительными достижениями человеческой приспособляемости (американский ученый Пол Кеннеди).

Кратко в тетради сформулируйте ответ на проблемный вопрос. (ЗАПИШИТЕ В РАБОЧУЮ ТЕТРАДЬ.)

Домашнее задание: Представьте ваш сценарий будущего человечества? (Запишите в тетради)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок обществознания в 11 классе (2 урока)

Цель урока: объяснить учащимся сущность понятия и содержание глобальных проблем современности, а также пути и возможности решения глобальных проблем.

Задачи урока :

  • максимально актуализировать знания учащихся по глобальным проблемам современности на основе изученного ранее материала в других учебных курсах;
  • акцентировать внимание учащихся на важности решения глобальных проблем всем человеческим сообществом в силу их планетарного характера;
  • расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении глобальных проблем современности;
  • развитие умений и навыков поиска, систематизации и комплексного анализа обществоведческой информации;
  • развитие умений групповой и дискуссионной работы.

Оборудование урока:

  • тетради,
  • учебники по обществознанию и географии;
  • листы с таблицей;
  • листы А3;
  • маркеры, заготовки из цветной бумаги;
  • мультимедийный проектор;
  • экран.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: лекция с элементами аналитической беседы, практического занятия, дискуссии.

Основные понятия:

биосфера, ноосфера, глобальные проблемы, озоновые дыры, парниковый эффект, опустынивание, кислотные дожди, оружие массового поражения, терроризм, концепция устойчивого развития, глобальный прогноз.

Учитель: В современных условиях обострились факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность темы сегодняшнего занятия “Глобальные проблемы современности”. Нам предстоит на основе исторического анализа подняться на новый уровень осмысления глобальных проблем. В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос (записан на доске):

Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?

I этап. Что такое глобальные проблемы?

Учитель : Вплоть до середины XX в. В политическом языке отсутствовало понятие “глобальные проблемы” (фр. global - всеобщий, от лат. globus – “ша p ”). Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы (окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле). Так, русский ученый В.И. Вернадский в 1944 г. высказал мысль о том, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных сил. Это позволило ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу (сферу деятельности разума).

Вопросы учащимся :

  • Почему вплоть да середины ХХ в. в развитии человечества не существовало глобальных проблем?
  • Что их породило? В ходе обсуждений возможно пояснение учителя.

Учащиеся подводятся к следующей мысли, которая записывается ими в тетрадях:

Причины появления глобальных проблем:

1) глобализация мира;

2) огромные масштабы человеческой деятельности и неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой.

Вопрос учащимся:

  • Каковы, на ваш взгляд, особенности глобальных проблем?

Ведется обсуждение, одновременно с этим на экране появляется схема, которую учащиеся переносят в тетради.

Вопрос учащимся :

Ведется обсуждение, учащиеся подводятся к выводу.

Вывод: Глобальные проблемы – это совокупность проблем человечества, возникших во второй половине ХХ в., угрожающие существованию мировой цивилизации (вывод фиксируется в тетрадях).

II этап. Классификация глобальных проблем.

Учитель : В современной науке нет устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем. Давайте определим, какие проблемы можно охарактеризовать как “глобальные’? По каким разновидностям можно их сгруппировать?”.

Перед учениками ставится задача:

Заслушав выступления одноклассников, вы должны заполнить таблицу.

Выступления, заготовленные заранее.

Классификация глобальных проблем

Экологические

Экономические

Политические

“Парниковый” эффект (глобальное потепление).

Загрязнение окружающей среды: атмосферы, вод мирового океана, продуктов природы.

Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясения, наводнения, засухи.

Освоение космоса и мирового океана.

Полюса развития: “С-Ю”.

Проблема пределов экономического роста.

Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония. ).

Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных).

Этнические, конфессиональные конфликты.

Проблема войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов в глобальные, опасность ядерной войны.

Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США–Европа–Россия–Азиатско–Тихоокеанский регион).

Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).

Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный).

Деградация “массовой культуры”, девальвация моральных и нравственных ценностей.

Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания).

Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации.

Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.

Проверяется выполнение задания.

Вывод: Глобальные проблемы разнообразны, сложны, противоречивы. Они настолько тесно переплетены и взаимосвязаны друг с другом, что уместнее говорить о комплексе глобальных проблем (вывод фиксируется в тетрадь).

III этап. Роль международных организаций и движений в современном мире.

Выступление учащихся-аналитиков с опережающим заданием о наиболее представительных и авторитетных международных организациях и движениях, пытающихся решить глобальные проблемы. Используются информационные ресурсы Интернета. Учащимся раздаются листы с частично заполненной таблицей “Международные организации и движения”.

Экологические

Экономические

Политические

Вопросы учащимся:

  • Поддерживаете ли вы идею правящей элиты США об американском мировом лидерстве, особой ответственности США за миропорядок и решение международных проблем?

Возможно возникновение дискуссии

Учитель : Необходимо обратить внимание на то, что политика США последних лет позволяет усомниться в способности правящих кругов этой страны адекватно воспринимать новые реальности мирового развития. Как вы относитесь к тезису американского ученого Пола Кеннеди о равной ответственности между современными обществами в решении глобальных проблем? Аргументируйте свой ответ.

Возможно возникновение дискуссии.

  • Какова роль России в становлении нового миропорядка, в решении проблем современного мира?
  • Вспомните последние российские инициативы.

Учащиеся подводятся к выводу: Лидерство одной державы не может обеспечить стабильный миропорядок и решение глобальных проблем. Необходимо комплексное взаимодействие всего мирового сообщества. Огромную роль в этом играют международные организации и движение (вывод фиксируется в тетради).

IV этап. Поможем планете решить глобальные проблемы!

Работа в группах.

Задание для рабочих групп: Продумайте и сформулируйте пути решения одной из глобальных проблем. Возможно, не будут найдены ответы на все вопросы. Важен сам факт постановки проблемы. Задуматься – это значит сделать первый шаг. Учащиеся подводятся к мысли об ответственности за судьбы мировой цивилизации не только лидеров государств, но и рядовых граждан. Их задача, как минимум, не нанести вреда хрупкому и уязвимому миру.

Вопрос учащимся :

§ Каким образом человечество должно прийти к осознанию данных идей?

Возможно возникновение дискуссии.

Учитель : Это должно произойти через духовное возрождение человечества. Например, английский ученый-гуманист Арнольд Тойнби призывал прийти к этому через религию. Члены Римского клуба говорят о возрождении нравственно-духовных ценностей в целом.

Учащиеся подводятся к выводу: Только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации. Будущее человечества зависит от того, насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие главные факторы устойчивого развития (вывод фиксируется в тетрадях) .

V этап. Альтернативные сценарии будущего.

Учитель представляет учащимся различные прогнозы развития мирового сообщества.

Учитель: Глобальный прогноз – это прогноз развития человечества в свете существующих глобальных проблем. Глобальные прогнозы разрабатываются в трех основных направлениях:

  • пессимистический прогноз, предсказывающий в недалеком будущем глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис и предлагающий выход, состоящий сокращении населения и производства( английский ученый Томас Мальтус)
  • оптимистический прогноз, считающий, что недра Земли, Мировой океан и космическое пространство содержат множество еще не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов; демографический взрыв не вечен; сокращение военных расходов и установление мира на Земле станут жизненной необходимостью и реальностью, а значит, откроется путь к устойчивому экономическому процветанию, и станет возможным социальный и научно-технический прогресс человечества

( немецкий ученый Фриц Бааде).

  • нейтральный прогноз, исходящий из того, что невозможно с определенностью сказать, приведут ли глобальные тенденции к ужасным катастрофам или будут предотвращены удивительными достижениями человеческой приспособляемости (американский ученый Пол Кеннеди).

Задание учащимся : Представьте ваш сценарий будущего человечества. Возможно возникновение дискуссии.

Учащиеся подводятся к выводу: Существует множество вариантов будущей динамики развития мировой цивилизации, но реализуются они в рамках веера возможных альтернатив (вывод фиксируется в тетрадях).

Коллективное обсуждение проблемного вопроса, который был поставлен перед учащимися в начале урока: Крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем неизбежен? Возможно возникновение дискуссии.

Работа с плакатами.

После завершения дискуссии происходит оценка и самооценка работы учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложные проблемы, возникающие перед человечеством, могут считаться глобальными, так как :

  • они затрагивают все человечество , касаясь интересов и судеб всех стран, народов и социальных слоев;
  • они не признают границ ;
  • они приводят к значительным потерям экономического и социального характера, а иногда и к угрозе существования самой цивилизации;
  • они требуют широкого международного сотрудничества для решения этих проблем.

Определение глобальных проблем

Глобальными проблемами называется совокупность проблем человечества, которые встали во второй половине ХХ в., и от решения которых зависит существование цивилизации

Причины глобальных проблем

В.И. Вернадский

  • от фр. global – всеобщий
  • от лат. globus – шар

подтверждает идею о связи

деятельности человека с состоянием

биосферы (всей окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле)

Классификация глобальных проблем Проблемы выживания Экологические Проблемы развития Политические Экономические Духовные Социальные

Классификация глобальных проблем

Проблемы выживания

Проблемы развития

Экологические глобальные проблемы

Экологические

глобальные проблемы

Озоновые дыры Изображение антарктической озоновой дыры, сентябрь 2006

Озоновые дыры

Изображение антарктической озоновой дыры, сентябрь 2006

Причины Воздействие выделений хлора и бромсодержащего фреона Последствия Ослабление озонового слоя усиливает поток солнечной радиации на землю и вызывает у людей рост числа раковых заболеваний кожи Меры Ограничение использования фреонов

  • Воздействие выделений хлора и бромсодержащего фреона

Последствия

  • Ослабление озонового слоя усиливает поток солнечной радиации на землю и вызывает у людей рост числа раковых заболеваний кожи

Истребление лесов

  • Вырубка лесов для нужд человека при отсутствии технологий восстановления

Последствия

Парниковый эффект

Причины Рост количества CO 2 в атмосфере из-за того, что в качестве источника энергии стали широко применяться различные виды ископаемого топлива (уголь и нефть) Последствия Глобальное потепление Меры Киотский протокол – квоты на выброс CO 2 в атмосферу

  • Рост количества CO2в атмосфере из-за того, что в качестве источника энергии стали широко применяться различные виды ископаемого топлива (уголь и нефть)

Последствия

З агрязнение окружающей среды

Причины Привнесение в окружающую среду новых, не характерных для нее физических, химических и биологических агентов или превышение их естественного уровня Последствия Сокращение и мутация биологического разнообразия Меры Охрана природы

  • Привнесение в окружающую среду новых, не характерных для нее физических, химических и биологических агентов или превышение их естественного уровня

Последствия

  • Сокращение и мутациябиологического разнообразия

Экономические

глобальные проблемы

Истощение природных ресурсов Ресурсообеспеченность России Уголь 808 лет Нефть 22 года Природный газ 87 лет Железная руда 664 года За прошлый год из недр Земли было извлечено столько минерального сырья, что заняло бы железнодорожный состав протяженностью 7 млн. км , который мог бы опоясать земной шар 17 раз

Истощение природных ресурсов

Ресурсообеспеченность России

  • Уголь 808 лет
  • Нефть 22 года
  • Природный газ 87 лет
  • Железная руда 664 года

За прошлый год из недр Земли было извлечено столько

минерального сырья, что заняло бы железнодорожный

состав протяженностью 7 млн. км , который мог бы

опоясать земной шар 17 раз

  • Неумеренное потребление исчерпаемых минеральных ресурсов

Последствия

природным ресурсам – энергии солнца, ветра, морских приливов

Продовольственная проблема

  • Быстрорастущее население планеты
  • Нерешенность демографической

Последствия

население зарабатывать, поделившись

технологиями и местом на мировом рынке


 Социальные глобальные проблемы

глобальные проблемы

  • S поверхности суши – 153,6 млн. м2
  • Численность населения – 6300 млн. человек
  • 1 км2 - 1000000 м2
  • ВычислитеS земной поверхности в расчёте на одного жителя Земли.
  • = 0,024 км2/чел. (24000 м2/чел) (6 стандартных 5-и этажных домов)

Демографическая проблема

Демографическая проблема

Демографический переход Фаза 1. Высокие показатели рождаемости и смертности, что делает численность населения практически стабильной. Подобная ситуация возможна при очень слабом развитии медицины Фаза 2. Общество научилось контролировать заболевания, приводившие к слишком высокой смертности. Она резко снизилась, но рождаемость осталась высокой, что вызвало быстрый рост населения Фаза 3. Социально-экономические преобразования в мире приводят к общему снижению рождаемости. В конце этой фазы численность население вновь стабилизируется, поскольку снижение детской смертности компенсируется низкой рождаемостью Фаза 4. Низкие коэффициенты рождаемости и смертности обуславливают практически неизменный уровень населения планеты

Демографический переход

  • Фаза 1. Высокие показатели рождаемости и смертности, что делает численность населения практически стабильной. Подобная ситуация возможна при очень слабом развитии медицины
  • Фаза 2. Общество научилось контролировать заболевания, приводившие к слишком высокой смертности. Она резко снизилась, но рождаемость осталась высокой, что вызвало быстрый рост населения
  • Фаза 3. Социально-экономические преобразования в мире приводят к общему снижению рождаемости. В конце этой фазы численность население вновь стабилизируется, поскольку снижение детской смертности компенсируется низкой рождаемостью
  • Фаза 4. Низкие коэффициенты рождаемости и смертности обуславливают практически неизменный уровень населения планеты

Стремительный рост населения

происходит в развивающихся странах

Доля детей – 40-50% население

Россия, Европа, США -

численности населения

Последствия

продовольственной, энергетической, сырьевой;

этнический кризис; война ( Мальтус )

Политические

глобальные проблемы

Проблема войны и мира За период с 3500 года до н. э. произошло 14530 войн И только 292 года люди жили без войн

Проблема войны и мира

За период с 3500 года до

н. э. произошло 14530

И только 292 года люди

 Только в XX веке в двух мировых и локальных войнах погибло более 100 млн. человек

Только в XX веке в двух мировых

и локальных войнах

более 100 млн. человек

На одного человека

тринитротолуоловый

превосходит

Причины Экономические причины Новые виды вооружения Последствия Использование ядерного оружия - крах всего человечества Меры Миролюбивая внешняя политика

  • Экономические причины
  • Новые виды вооружения

Последствия

  • Использование ядерного оружия - крах всего человечества

«На земле всегда будут происходить опустошительные

войны. И смерть нередко будет уделом

всех борющихся сторон. С беспредельной злобой

эти дикари уничтожат множество деревьев в лесах

планеты, а затем обратят свою ярость на все, что еще

найдется живого вокруг, неся ему боль и разрушение,

страдание и смерть. Ни на земле, ни под землей, ни

под водой не останется ничего нетронутого и

неповрежденного. Ветер разнесет по всему

миру лишенную растительности землю и присыплет ею

останки существ, наполнявших когда-то

Причины ГПЧ Порождены деятельностью мирового сообщества в целом Последствия Угрожают всему человечеству Меры Требуются коллективные усилия всех землян по решению проблем

Причины ГПЧ

Порождены деятельностью мирового

сообщества в целом

Последствия

Угрожают всему человечеству

Требуются коллективные усилия всех

землян по решению проблем

Береги планету

Береги планету

Обсуждаем проблемный вопрос Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?

Обсуждаем проблемный вопрос

Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?


Современный подход к экономике и промышленности может привести к коллапсу цивилизации уже в ближайшие годы, опасаются американские ученые. Проблемы, предсказанные еще полвека назад, становятся все более явными, и сгладить последствия может лишь изменение приоритетов. Анализ показывает, что защита окружающей среды, новые технологии и инвестиции в образование и медицину позволят пройти критические этапы развития общества с наименьшими потерями.

В 1972 году группа исследователей из Массачусетского технологического института разработала статистическую модель, показавшую: погоня за экономическим ростом, без учета экологических и социальных издержек, к 2040 году приведет к краху общества. Нерациональное использование ресурсов планеты было способно спровоцировать упадок цивилизации.

Ученые разработали 12 сценариев дальнейшего развития общества, и варианты, наиболее соответствовавшие тенденциям развития в те годы, предрекали миру довольно мрачное будущее — к середине XXI века промышленный рост остановится из-за нехватки невозобновляемых ресурсов, инвестиции в их добычу приведут к недостаточному финансированию других сфер, сельское хозяйство придет в упадок, людям попросту перестанет хватать пищи. Экологические проблемы усугубят ситуацию, как ограничив экономические развитие, так и добавив проблем со здоровьем.

Тогда обозначенные пределы роста вызвали критику и мало кто принял исследование всерьез.

Однако более поздние наблюдения показали, что ученые были не слишком далеки от истины, и человечество следует по пути, соответствующему наиболее печальным сценариям.

Достаточного внимания переоценке моделей 1972 года, тем не менее, не уделялось.

Гайя Херрингтон, руководитель отдела устойчивого развития и анализа динамических систем международной сети аудиторских компаний KPMG, решила проверить, насколько выводы ученых актуальны сегодня. Исследование было опубликовано в журнале Yale Journal of Industrial Ecology.

Для оценки Херрингтон использовала десять ключевых переменных — численность населения, уровень рождаемости, уровень смертности, промышленное производство, производство продуктов питания, услуги, невозобновляемые ресурсы, уровень загрязнения, благосостояние людей и экологический след.

Расчеты на основе современных данных показали, что человечество продолжает придерживаться пути, способного привести к нехватке ресурсов, экологическим катастрофам и упадку общества в целом.

Не все сценарии предполагают катастрофический экономический спад, однако общий прогноз отличается мало — в дальнейшем условия существования людей будут лишь ухудшаться.

В первоначальной работе ученые также предлагали сценарий, который позволил бы благодаря ответственному подходу к вопросам экологии и промышленности, здравоохранению, планированию семьи и прочим факторам избежать серьезных ухудшений и пройти через грядущий кризис достаточно мягко. По мнению Херрингтон, пойти по этому пути еще не поздно.

Оптимистичный сценарий предполагает устойчивое развитие, при котором наблюдается наименьшее снижение темпов экономического роста. Это станет возможным благодаря сочетанию технических инноваций и широкомасштабному инвестированию в здравоохранение и образование.

Нынешние данные показывают, что решения, принятые в следующее десятилетие, определят судьбу человеческой цивилизации на долгие годы. И, хотя времени осталось немного, Херрингтон надеется — смещение приоритетов в область охраны окружающей среды, социальной сферы и надлежащего управления позволят улучшить ситуацию и заложить основы для мира, ресурсов которого будет достаточно для всех.

Читайте также: