Недвецкая м н основы педагогического взаимодействия школы и семьи

Обновлено: 08.07.2024

Цель: формирование представления о семье и школе, родителях и педагогах как субъектах социально-педагогического взаимодействия; обеспечение осмысления современных подходов к их изучению.

План лекции:

1. Современная семья и школа как субъекты социально-педагогического взаимодействия.

2. Современные подходы к изучению семьи: функциональный, системный, ценностный.

3. Методы изучения семьи.

4. Сравнительный анализ функций семьи и школы.

Литература:

1. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской федерации в вопросах, ответах и комментариях. - М.: АПК и ПРО, 2003. – 46 с.

2. Власюк И.В. Педагогическое взаимодействие школы и современной семьи: учеб. пособие. Волгоград: Издатель, 2012. – 80 с.

3. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. – Москва: Профит Стайл, 2007. – 224 с.

4. Недвецкая М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. Учебно-методическое пособие.- М.: АПК и ППРО, 2006. -148 с.

5. Недвецкая М.Н. Теория и технология повышения качества педагогического взаимодействия школы и семьи. Монография. М.: АПК и ППРО , 2006.- 135 с.

6. Родители и школа – партнеры// Новые ценности образования. М., Институт педагогических инноваций РАО, 2004, выпуск 1 (16).- 125 с.

7. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: учебное пособие. М.: Академия, 2000. – 216 с.

9. Щуркова Н.Е. Школа и семья: Педагогический альянс: Методическое пособие

Педагогическое общество России, 2004- 112 с.

Необходимое оборудование. Для проведения аудиторных занятий необходим стандартный набор специализированной учебной мебели и учебного оборудования, в том числе аудиторная доска, экран (на штативе или навесной), компьютер, ММ-проектор.

Используемые образовательные технологии:

Лекция проблемного характера.

Современная семья и школа как субъекты социально-педагогического взаимодействия.

Социально-педагогическое взаимодействие – деятельностная система, понимаемая как совокупность характеризующихся целостностью и интегративностью структурных и функциональных элементов воспитательного процесса (цель, задачи, субъекты взаимодействия, содержание социально-педагогической деятельности, условия эффективности, анализ конечного результата), взаимосвязь которых обеспечивает достижение качественного результата – формирование социально-значимых качеств школьника (А.А. Овчарова).

Социально-значимые качества школьника (по А.А. Овчаровой): самостоятельность, организованность, терпимость, коммуникативность, ответственность, социальная активность, адекватная самооценка.

Общие принципы семейного воспитания:

• гуманность и милосердие к растущему человеку;

• вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

• открытость и доверительность отношений с детьми;

• оптимистичность и доброжелательность взаимоотношений в семье;

• последовательность в своих требованиях;

• оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Частные принципы семейного воспитания:

· не применять физические наказания,

· не читать чужие письма и дневники;

· не говорить слишком много;

· не требовать немедленного повиновения;

· не потакать негативным поступкам и др.

Существуют разные подходы к классификации стилей взаимоотношений родителей и детей. Например, А. Болдуин выделяет два стиля:

1) демократический, который характеризуется высокой степенью вербального общения родителей с детьми, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, постоянной готовностью родителей прийти на помощь, стремлением к объективности в воспитании детей;




2) контролирующий, предполагающий существенные ограничения в поведении ребенка с пониманием смысла этих ограничений, четкость и последовательность требований родителей и признание ребенком их как справедливых и обоснованных.

Современные подходы к изучению семьи: функциональный, системный, ценностный.

Согласно функциональному подходу семейные отношения являются производными от образа жизни семьи и семейного уклада, обусловлены социокультурными функциями семьи и строятся на системе социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством. Родоначальник структурно-функционального направления изучения семьи Э. Дюркгейм сконцентрировал усилия научных поисков на механизмах сплоченности семьи, роли каждого члена семьи в семейной жизни, на взаимосвязи разводов и самоубийств. Он обратил внимание на то, что ряд семейных функций изменяется и даже утрачивается под влиянием урбанизации.

Системный подход - направление в методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Основными принципами системного подхода являются:

· целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней;

· иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня;

· структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры;

· системность — свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Семейная система— открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система это самоорганизующаяся система, то есть поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой.

С точки зрения образования взрослых, в системном подходе, родительское образование и развитие родителей как учителей своих детей так же необходимо, как и личностное и профессиональное развитие взрослых. Реализуя родительские роли, взрослый человек постоянно развивается, изменяется и пополняет запас знаний и умений. В этом динамичном процессе нет финальной точки, т.к., дети являются тем барометром, который определяет степень компетентности и эффективности родителя как учителя, информатора, педагога и наставника.

Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека.

Понятия ценности и ценностных ориентаций определяются по отношению к личности и ее активности, проявляемой в деятельности.

Ценность представляет собой отношение к объектам действительности, к деятельности и ее результатам с позиций добра и зла; справедливости и несправедливости; истинности и ложности; красоты и безобразия; с позиции способствует эта деятельности и ее результаты удовлетворению потребностей или нет.

Ценностные ориентации - это способности (качества) личности выбрать в качестве ориентира в соответствующий момент своей деятельности ту или иную ценность (способность ориентироваться в ценностях), а также способность личности осознать и воспринять как собственные социально значимые ценности.

При выделении форм возможны различные подходы. Наиболее распространенным в настоящее время является подход к определению форм на основе диалектики. В этом случае выделяется и рассматривается три основные формы:

· ценность как идеал, выработанный общественным сознанием;

· ценность как элемент объективной реальности (произведения материальной и духовной культуры, человеческие поступки и т.п.);

· ценность как составная часть психологической структуры личности (личные ценности как основа мотивации).

Лекция 3. Общая характеристика семьи и школы, родителей и педагогов как субъектов социально-педагогического взаимодействия.

Подходы к их изучению (2 ч)

Цель: формирование представления о семье и школе, родителях и педагогах как субъектах социально-педагогического взаимодействия; обеспечение осмысления современных подходов к их изучению.

План лекции:

1. Современная семья и школа как субъекты социально-педагогического взаимодействия.

2. Современные подходы к изучению семьи: функциональный, системный, ценностный.

3. Методы изучения семьи.

4. Сравнительный анализ функций семьи и школы.

Литература:

1. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской федерации в вопросах, ответах и комментариях. - М.: АПК и ПРО, 2003. – 46 с.

2. Власюк И.В. Педагогическое взаимодействие школы и современной семьи: учеб. пособие. Волгоград: Издатель, 2012. – 80 с.

3. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. – Москва: Профит Стайл, 2007. – 224 с.

4. Недвецкая М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. Учебно-методическое пособие.- М.: АПК и ППРО, 2006. -148 с.

5. Недвецкая М.Н. Теория и технология повышения качества педагогического взаимодействия школы и семьи. Монография. М.: АПК и ППРО , 2006.- 135 с.

6. Родители и школа – партнеры// Новые ценности образования. М., Институт педагогических инноваций РАО, 2004, выпуск 1 (16).- 125 с.

7. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: учебное пособие. М.: Академия, 2000. – 216 с.

9. Щуркова Н.Е. Школа и семья: Педагогический альянс: Методическое пособие

Педагогическое общество России, 2004- 112 с.

Необходимое оборудование. Для проведения аудиторных занятий необходим стандартный набор специализированной учебной мебели и учебного оборудования, в том числе аудиторная доска, экран (на штативе или навесной), компьютер, ММ-проектор.

Используемые образовательные технологии:

Лекция проблемного характера.

Современная семья и школа как субъекты социально-педагогического взаимодействия.

Социально-педагогическое взаимодействие – деятельностная система, понимаемая как совокупность характеризующихся целостностью и интегративностью структурных и функциональных элементов воспитательного процесса (цель, задачи, субъекты взаимодействия, содержание социально-педагогической деятельности, условия эффективности, анализ конечного результата), взаимосвязь которых обеспечивает достижение качественного результата – формирование социально-значимых качеств школьника (А.А. Овчарова).

Социально-значимые качества школьника (по А.А. Овчаровой): самостоятельность, организованность, терпимость, коммуникативность, ответственность, социальная активность, адекватная самооценка.

Общие принципы семейного воспитания:

• гуманность и милосердие к растущему человеку;

• вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

• открытость и доверительность отношений с детьми;

• оптимистичность и доброжелательность взаимоотношений в семье;

• последовательность в своих требованиях;

• оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Частные принципы семейного воспитания:

· не применять физические наказания,

· не читать чужие письма и дневники;

· не говорить слишком много;

· не требовать немедленного повиновения;

· не потакать негативным поступкам и др.

Существуют разные подходы к классификации стилей взаимоотношений родителей и детей. Например, А. Болдуин выделяет два стиля:

1) демократический, который характеризуется высокой степенью вербального общения родителей с детьми, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, постоянной готовностью родителей прийти на помощь, стремлением к объективности в воспитании детей;

2) контролирующий, предполагающий существенные ограничения в поведении ребенка с пониманием смысла этих ограничений, четкость и последовательность требований родителей и признание ребенком их как справедливых и обоснованных.

Современные подходы к изучению семьи: функциональный, системный, ценностный.

Согласно функциональному подходу семейные отношения являются производными от образа жизни семьи и семейного уклада, обусловлены социокультурными функциями семьи и строятся на системе социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством. Родоначальник структурно-функционального направления изучения семьи Э. Дюркгейм сконцентрировал усилия научных поисков на механизмах сплоченности семьи, роли каждого члена семьи в семейной жизни, на взаимосвязи разводов и самоубийств. Он обратил внимание на то, что ряд семейных функций изменяется и даже утрачивается под влиянием урбанизации.

Системный подход - направление в методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Основными принципами системного подхода являются:

· целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней;

· иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня;

· структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры;

· системность — свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Семейная система— открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система это самоорганизующаяся система, то есть поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой.

С точки зрения образования взрослых, в системном подходе, родительское образование и развитие родителей как учителей своих детей так же необходимо, как и личностное и профессиональное развитие взрослых. Реализуя родительские роли, взрослый человек постоянно развивается, изменяется и пополняет запас знаний и умений. В этом динамичном процессе нет финальной точки, т.к., дети являются тем барометром, который определяет степень компетентности и эффективности родителя как учителя, информатора, педагога и наставника.

Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека.

Понятия ценности и ценностных ориентаций определяются по отношению к личности и ее активности, проявляемой в деятельности.

Ценность представляет собой отношение к объектам действительности, к деятельности и ее результатам с позиций добра и зла; справедливости и несправедливости; истинности и ложности; красоты и безобразия; с позиции способствует эта деятельности и ее результаты удовлетворению потребностей или нет.

Ценностные ориентации - это способности (качества) личности выбрать в качестве ориентира в соответствующий момент своей деятельности ту или иную ценность (способность ориентироваться в ценностях), а также способность личности осознать и воспринять как собственные социально значимые ценности.

При выделении форм возможны различные подходы. Наиболее распространенным в настоящее время является подход к определению форм на основе диалектики. В этом случае выделяется и рассматривается три основные формы:

· ценность как идеал, выработанный общественным сознанием;

· ценность как элемент объективной реальности (произведения материальной и духовной культуры, человеческие поступки и т.п.);

· ценность как составная часть психологической структуры личности (личные ценности как основа мотивации).

4.Недвецкая, М.Н. Первые шаги молодого специалиста в школе, или Искусство быть учителем: Методическое пособие [Текст] / М.Н.Недвецкая / Под. ред. Т.С.Ивановой. – М.: МГПИ, 2004. – 40 с. (В соавт., личный вклад – 1 п.л.).

5.Недвецкая, М.Н. Кто поможет молодому педагогу? Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений и педагогов-наставников [Текст] / М.Н.Недвецкая. – М.: АПКиППРО, 2005. – 56 с. (3,5 п.л.).

6.Недвецкая, М.Н. Нормативно-правовые основы педагогической деятельности работников общеобразовательных учреждений: Учебно-методическое пособие [Текст] / М.Н.Недвецкая. – М.: АПКиППРО, 2005. – 116 с. (7,25 п.л.)

7.Недвецкая, М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи: Учебно-методическое пособие [Текст] / М.Н.Недвецкая. – М.: АПКиППРО, 2006. - 145 с. (9 п.л.)

8.Недвецкая, М.Н. Классному руководителю об организации взаимодействия школы и семьи: Методическое пособие [Текст] / М.Н.Недвецкая. – М.: АПКиППРО, 2006. – 78 с. (4,9 п.л.)

9.Недвецкая, М.Н. Все об организации труда педагогов общеобразовательных учреждений: Справочное пособие [Текст] / М.Н.Недвецкая. – М.: Центр гуманитарной литературы, 2006. – 182 с. (11,5 п.л.)

11.Недвецкая, М.Н. Нормативно-правовое регулирование педагогической деятельности работника общеобразовательного учреждения: Программа курса специализации и повышения квалификации педагогических работников образования [Текст] / М.Н.Недвецкая. – М.: АПКиППРО, 2004. – 28 с. (1,8 п.л.)

12.Недвецкая, М.Н. Педагогическое взаимодействие школы и семьи: Программа курса специализации и повышения квалификации педагогических работников образования [Текст] / М.Н.Недвецкая. – М.: АПКиППРО, 2004. – 32 с. (2 п.л.)

13.Недвецкая, М.Н. Основы управления педагогическим коллективом: Программа курса специализации и повышения квалификации педагогических работников образования [Текст] / М.Н.Недвецкая. – М.: АПКиППРО, 2006. – 32с. (2п.л.)

14.Недвецкая, М.Н. Модернизация образования в условиях современной школы: Программа курсов повышения квалификации работников образования [Текст] / М.Н.Недвецкая. – М.: МГПИ, 2005. – 32 с.

15.Недвецкая, М.Н. Модернизация профессиональной подготовки учителей: от теории к практике. Монография [Текст] / М.Н.Недвецкая. – М.: АПКиППРО, 2007. – 9,75 п.л./2,2 п.л. (авт.)

16.Недвецкая, М.Н. Социально-педагогические принципы развития системы непрерывного образования [Текст] / М.Н.Недвецкая // Среднее профессиональное образование. №3. 2007. С.11 – 13.

17.Недвецкая, М.Н. Формирование у студентов педагогических колледжей готовности к общению с родителями школьников [Текст] / М.Н.Недвецкая // Среднее профессиональное образование. №2. 2007. С.16 -17.

18.Недвецкая, М.Н. Особенности социально-профессиональной адаптации выпускников педагогических колледжей [Текст] / М.Н.Недвецкая // Среднее профессиональное образование. №12. 2006. С.37 – 39.

19.Недвецкая, М.Н. Стажировка в образовательном учреждении как условие эффективности профессиональной адаптации выпускника колледжа [Текст] / М.Н.Недвецкая // Среднее профессиональное образование. №1. 2007. С. 30 – 35.

20.Недвецкая, М.Н. Этапы организации педагогического взаимодействия школы и семьи [Текст] / М.Н.Недвецкая // Дополнительное образование. №1. 2007. – С.13 – 19.

22.Недвецкая, М.Н. Повышение педагогической культуры родителей учащихся в процессе взаимодействия школы и семьи [Текст] / М.Н.Недвецкая // Начальная школа. № 1, 2007. С.11 – 23.

24.Недвецкая, М.Н. Технология управления научно-методической работой по повышению качества взаимодействия школы и семьи [Текст] / М.Н.Недвецкая // Наука и школа. №1. 2007. С.21 – 27.

25.Недвецкая, М.Н. Социальное партнерство школы и семьи в сфере управления образовательным учреждением [Текст] / М.Н.Недвецкая // Наука и школа. №5. 2006. – С.8 - 11(0,8 п.л.)

Научные статьи и тезисы докладов

26.Недвецкая, М.Н. Организация педагогического взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания школьников [Текст] / М.Н.Недвецкая // Профессиональное воспитание: актуальность, проблемы, перспективы. Материалы научно-практической конференции /Под ред. Э.И. Медведь. – М.: МГПИ, 2004. – С.40 – 43.

27.Недвецкая, М.Н. Организация работы по подготовке студентов педагогического вуза к общению с родителями школьников [Текст] / М.Н.Недвецкая //Психолого-педагогическая подготовка специалиста: образование и образованность. Материалы конференции. – М.: Изд. УРАО, 2004. – С.119 – 121.

28.Недвецкая, М.Н. Педагогическое взаимодействие школы и семьи в процессе активизации читательской деятельности школьников [Текст] / М.Н.Недвецкая // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Вып. 3. В.2 т. – М.: МГПИ, 2004. Т.2. С. 135 – 138.

29.Недвецкая, М.Н. Деятельность социального педагога в процессе взаимодействия школы и семьи [Текст] / М.Н.Недвецкая // Учебно-воспитательный процесс в школе и вузе. Сб. науч. трудов. – М.: МГОУ, 2004. С. 61- 63.

30.Недвецкая, М.Н. Пути активизации читательской деятельности подростков в сотрудничестве школы и семьи [Текст] / М.Н.Недвецкая // Образование в современной школе, № 3. – М., 2004. С. 16 – 27.

31.Недвецкая, М.Н. Педагогические условия, обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся во взаимодействии школы, семьи и библиотеки [Текст] / М.Н.Недвецкая // Образование в современной школе, № 7. – М., 2004. С. 11 – 16.

32.Недвецкая, М.Н. Профессиональная подготовка студентов к организации педагогического взаимодействия школы и семьи на основе ценностного подхода [Текст] / М.Н.Недвецкая // Ученые записки Московского гуманитарного педагогического института. Т.2. – М.: МГПИ, 2004. С. 408 – 420.

33.Недвецкая, М.Н. Сущностные характеристики продуктивности педагогического взаимодействия в образовательном процессе [Текст] / М.Н.Недвецкая // Профессиональное воспитание: актуальность, проблемы, перспективы. Материалы научно-практической конференции / Под. ред. Э.И.Медведь. – М.: МГПИ, 2005.С. 196 – 200.

34.Недвецкая, М.Н. Взаимодействие классного руководителя с семьей как педагогическая проблема [Текст] / М.Н.Недвецкая // Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров. Сб. науч. трудов. Вып. 2. – М.: Международная педагогическая академия, 2005. С. 25 – 26.

35.Недвецкая, М.Н. Организация системы наставничества в процессе профессиональной адаптации молодых специалистов [Текст] / М.Н.Недвецкая // Роль государственных образовательных стандартов в условиях реализации Болонской декларации. Сборник научных трудов XI Международной российско-итальянской научно-методической конференции. Выпуск 9. Т. 2. – М.: МГУТУ, 2005. С. 254 – 260.

36.Недвецкая, М.Н. Профессиональная адаптация молодых учителей в школьной образовательной системе [Текст] / М.Н.Недвецкая //Ученые записки Московского гуманитарного педагогического института. Т.3. – М.: МГПИ, 2005. С.187 – 195.

37.Недвецкая, М.Н. Технологическое обеспечение процесса управления качеством педагогического взаимодействия школы и семьи [Текст] / М.Н.Недвецкая //Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров. Сб. науч. трудов. Вып. 4. – М.: Международная педагогическая академия, 2005. С. 24-25.

38.Недвецкая, М.Н. Концептуальные основы управления качеством педагогического взаимодействия школы и семьи [Текст] / М.Н.Недвецкая // Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров. Сб. науч. трудов. Вып. 4. – М.: Международная педагогическая академия, 2005. С. 65-69.

39.Недвецкая, М.Н. Характер педагогических взаимодействий в образовательной среде и их влияние на профильную ориентацию школьников [Текст] / М.Н.Недвецкая // Институт XXI века: подготовка педагогических кадров (актуальность, проблемы, перспективы). – М.: МГПИ, 2005. С. 21 – 24.

40.Недвецкая, М.Н. Образовательная среда школы как основа деятельности субъектов педагогического взаимодействия [Текст] / М.Н.Недвецкая // Институт XXI века: подготовка педагогических кадров (актуальность, проблемы, перспективы). – М.: МГПИ, 2005. С. 50 – 52.

41.Недвецкая, М.Н. Управление качеством взаимодействия в коллективе в процессе развития организации [Текст] / М.Н.Недвецкая // Национальные традиции в торговле, экономике, политике и культуре. Материалы Международной научно-практической конференции. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2005. С. 233 – 236.

42.Недвецкая, М.Н. Творческий характер подготовки студентов педвуза к организации взаимодействия с семьями школьников [Текст] / М.Н.Недвецкая // Педагогические основы развития креативности личности в процессе социализации. Материалы II Международной научно-практической конференции / Под ред. Э.К.Никитиной. – М.: МГПИ, 2005. С. 154 – 160.

43.Недвецкая, М.Н. Управление качеством образования на основе стандартов ISO 9000 [Текст] / М.Н.Недвецкая // Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров. Сборник научных трудов / Под ред. проф. В.П.Симонова. Вып. 4. – М.: Международная педагогическая академия, 2006. С.10 – 12.

44.Недвецкая, М.Н. Проблема создания технологии педагогического управления в школе [Текст] / М.Н.Недвецкая // Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров. Сборник научных трудов / Под ред. проф. В.П.Симонова. Вып. 4. – М.: Международная педагогическая академия, 2006. С.78 – 80.

45.Недвецкая, М.Н. Проблемы организации эффективной системы управления в школе [Текст] / М.Н.Недвецкая // Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров. Сборник научных трудов / Под ред. проф. В.П.Симонова. Вып. 4. – М.: Международная педагогическая академия, 2006. С.90 – 92.

46.Недвецкая, М.Н. Демократизация управления школой как условие эффективности ее функционирования и развития [Текст] / М.Н.Недвецкая // Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров. Сборник научных трудов / Под ред. проф. В.П.Симонова. Вып. 5. – М.: Международная педагогическая академия, 2006. С.107-109

47.Недвецкая, М.Н. Системно-деятельностный подход к организации управления качеством педагогического взаимодействия школы и семьи [Текст] / М.Н.Недвецкая // Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров. Сборник научных трудов / Под ред. проф. В.П.Симонова. Вып. 5. – М.: Международная педагогическая академия, 2006. С.34-37.

48.Недвецкая, М.Н. Государственно-общественное управление образовательным учреждением [Текст] / М.Н.Недвецкая // Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров. Сборник научных трудов / Под ред. проф. В.П.Симонова. Вып. 5. – М.: Международная педагогическая академия, 2006. С.47-50.

49.Недвецкая, М.Н. Наставничество как механизм управления качеством образовательного процесса в школе [Текст] / М.Н.Недвецкая // Современное управление. №5. 2006. С.23 – 31. (1,5 п.л.)

50.Недвецкая, М.Н. Особенности использования международных стандартов ИСО в практике управления качеством образовательного процесса в школе [Текст] / М.Н.Недвецкая // Стандарты и качество. № 11. 2006. – С. 34-37 (1,5 п.л.)

51.Недвецкая, М.Н. Формирование внутренней культуры организации [Текст] / М.Н.Недвецкая // Современное управление. №11. 2006. С.41 – 46.

52.Недвецкая, М.Н. Стили управления развитием организации [Текст] / М.Н.Недвецкая // Современное управление. №12. 2006. С.30 – 35.

53.Недвецкая, М.Н. Правовые основы взаимодействия педагога с учениками и их родителями [Текст] / М.Н.Недвецкая // Право и образование. №1. 2007. С.6-12.

Правовые основы взаимодействия школы и семьи - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Право и образование

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

М.Н. Недвецкая, доцент кафедры педагогики Московского гуманитарного педагогического института, кандидат педагогических наук

Родители должны обеспечить получение ребенком основного общего образования. За отказ или препятствование получению ребенком основного общего образования родители (или один из них) могут быть подвергнуты административному наказанию.

Однако кроме обязанностей есть еще и ряд правомочий, пользоваться которыми необходимо в интересах собственных детей и в целях получения ими качественного и полноценного общего образования.

Основное право родителей, закрепленное в Конституции РФ,—это право выбирать общеобразовательное учреждение и формы обучения детей до получения ими основного общего образования. Только родители решают, где получать общее образование их ребенку: в государственной, муниципальной или негосударственной школе, лицее, гимназии. Они вправе делать выбор между традиционным обучением в школьных стенах или на дому: в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Этот выбор должен быть сделан с учетом мнения ребенка.

Если выбор сделан в пользу семейного обучения, то ребенок может проходить промежуточную и итоговую аттестацию в общеобразовательном учреждении, а на любом этапе по решению родителей вправе продолжить обучение уже за школьной партой.

Часто родители выбирают школу ближе к дому, однако в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении они вправе выбрать

понравившуюся школу (в том числе государственную или муниципальную) и на территории другого района. При этом детям, не проживающим на данной территории, может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении (согласно Типовому положению об общеобразовательном учреждении максимальная наполняемость класса — 25 человек).

При приеме в любое образовательное учреждение (любого типа, вида и формы собственности) родителям обязаны предоставить для ознакомления следующие локальные нормативные акты: устав образовательного учреждения, лицензию на право ведения образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения, а также ознакомить их с иными документами, регламентирующими образовательный процесс (учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий).

Школьный устав непосредственно определяет права и обязанности участников образовательного процесса: обучающихся, педагогических работников, родителей. Устав не может противоречить действующему законодательству, он призван уточнять общие нормы применительно к участникам образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении. Устав школы обязательно должен содержать указания на наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения, его учредителя, организационно-правовую форму, типы и виды реализуемых образовательных программ. В нем закрепляются основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: язык (языки), на котором осуществляется обучение и воспитание; порядок приема обучающихся, воспитанников; продолжительность обучения на каждом этапе; порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников; система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; режим занятий обучающихся, воспитанников; наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления. Если отношения с родителями обучающегося оформляются договором, то это также должно быть указано в уставе.

Если ребенок поступает в негосударственное общеобразовательное учреждение, родителям необходимо ознакомиться с лицензией на право ведения образовательной деятельности и свидетельством о государственной аккредитации. Только эти документы позволяют учреждению выдавать аттестаты государственного образца и обязывают школу обучать по государственному стандарту.

В соответствии с действующим законодательством только с согласия или по запросам родителей открываются группы продленного дня, классы компенсирующего обучения и осуществляется перевод неуспевающих детей в такие классы; вводится профильное обучение по различным профилям и направлениям; реализуется профессиональная подготовка обучающихся (в качестве дополнительной образовательной услуги); школьники привлекаются к труду, не предусмотренному образовательной программой; производится перевод учащихся в другие общеобразовательные учреждения в случае ликвидации или реорганизации образовательного учреждения.

Если ребенок не освоил программу учебного года и имеет задолженность по двум и более предметам, то только родители выбирают один из трех возможных вариантов: оставление на повторное обучение (на второй год), перевод в классы компенсирующего обучения или продолжение обучения в форме семейного образования.

В соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении родители имеют право на участие в управлении образовательным учреждением. Форма участия закрепляется уставом. Они могут входить в совет образовательного учреждения или участвовать в его собраниях, быть членами родительского комитета, вносить предложения и замечания администрации образовательного учреждения, входить в состав попечительских советов. Образовательное учреждение в свою очередь обязано извещать родителей об общих собраниях, их решениях, предоставлять слово родителям на общем собрании, рассматривать предложения и жалобы родителей.

Законом об образовании предусмотрена такая общественная структура, как общее собрание родителей, которому предоставляется право своим решением подать рекламацию в Федеральную службу по надзору в сфере образования о неудовлетворительном качестве образования в данном учреждении. Подобная рекламация является одной из основных форм государственного контроля за качеством образования, и родители принимают в процедуре контроля непосредственное участие. Данную рекламацию можно подать только в отношении образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию.

В случае нарушения прав и законных интересов ребенка родители (законные представители) вправе воспользоваться всеми имеющимися средствами защиты: обращение в органы управления образованием и надзорные органы, в органы опеки и попечительства, в прокуратуру, с иском в суд.

Проблемы, связанные с правовым статусом обучающегося, касаются, как правило, нарушения его прав, допускаемых администрацией образовательного учреждения (например, неправомерное отчисление обучающегося, невыдача документа об образовании, нарушение порядка взимания платы за дополнительные образовательные услуги и др.), а

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Трунина Юлия Владимировна, СПбАППО

ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Сама по себе проблема построения процесса взаимодействия семьи и школы, взаимовлияний семейного и школьного воспитания не нова. Исследованиями данного вопроса занимались многие классики отечественной педагогической мысли (В. Г. Белинский, Е. Н. Водовозова, А. И. Герцен, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский).

В первой половине XIX века особое влияние на характер семейного воспитания оказывали поведенческие установки дворянства. Воспитательные ценности этого элитарного сословия копировались другими сословиями, а позже распространялись, правда, в значительно сокращённом варианте, на бессословное общество XX века. Кроме того, в истории отечественной педагогики имело место противостояние государственного школьного образования и образования частного, домашнего, которое воспринималось как вторичное с точки зрения качества, отсталое. [3].

Всю первую половину XIX века взаимоотношения школы и родительской общественности представляли собой диктатуру со стороны государственной образовательной системы и вынужденное подчинение со стороны семьи. Государство определяло содержание образования в школе, не спрашивая мнения родителей.

К середине XIX века, когда в России начинается процесс бурного развития капитализма, возникает потребность в инициативных, предприимчивых деловых людях. Именно в этот период становятся очевидными недостатки сословного воспитания в закрытых учебных заведениях, в которых было невозможным полноценное развитие у воспитанников личной инициативы. Постепенно требования в закрытых учебных заведениях России начинают заметно смягчаться; родители получают возможность общения с детьми дома во время каникул и праздников.

Родительское мнение становится более значимым, существенным для педагогов. В инструкциях для классных дам закрытых учебных заведений есть предписание, которое прямо указывает, что классная дама должна для родителей быть помощницей в воспитании детей, причём подчёркивается, что процесс воспитания нужно строить с учётом быта каждой конкретной семьи и будущим назначением воспитанницы.

Осмысление новых требований к воспитанию личности приводило педагогов к необходимости приоритета индивидуального сотрудничества с семьёй, а родителей – к активному участию в образовательном процессе ребёнка, в его школьной жизни. Вследствие этого постепенно начинает осознаваться необходимость определённой педагогической компетентности родителей.

Но по большому счёту отношения между родителями и школой вплоть до начала 20 века оставались отношениями подчинения. Родители могли оказывать школе материальную помощь и были обязаны воспитывать детей в духе почитания школы. Заметное изменение ситуации происходит только после 1905 года. Именно в это время стали возникать родительские комитеты, которые просуществовали, расширяясь, до 1917 года.

В 50-е годы предпринимается попытка обосновать более демократичный стиль взаимодействия семьи и школы. Проводится идея о том, что только через такое взаимодействие, через тесную связь с родителями можно достигнуть успеха в воспитании. Поддержание этой связи вменялось в обязанность классным руководителям. Традиционными формами работы с родителями становятся родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями, в том числе и на дому. Кроме того, большое внимание уделяется просвещению родителей. Но, несмотря на наметившиеся положительные тенденции, всё-таки семья рассматривалась как объект воздействия со стороны школы.

В 60 – 70-е годы проводился ряд междисциплинарных исследований, в результате чего повысился интерес к семье, как фактору воспитания личности. В этот период осознаётся необходимость дифференцированного подхода к работе классного руководителя, что было связано с выделением различных типов семей с разными воспитательными потенциалами.

В 80-е годы явно обозначились два подхода к проблеме взаимодействия семьи и школы: авторитарный и демократический. Представители первого направления выбрали путь увеличения и ужесточения требований по отношению к родителям. Развитие демократического направления связано с поисками возможных путей сотрудничества семьи и школы, классных руководителей и родителей.

Во второй половине 80-х начале 90-х годов прошлого века значительно активизировался научный интерес к семье, к особенностям профессиональной подготовки педагогов к взаимодействию с родителями учащихся. В этот же период начинаются серьёзные преобразования в системе образования. Явно наметились две тенденции во взаимодействии школы и семьи. С одной стороны, возрос уровень взаимных требований, уровень контроля родителей за образовательным процессом, постепенно формируется практика привлечения родителей к управлению школой. С другой стороны, становится заметным отчуждение между родителями и школой. Связано это с формализацией взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся, а также – с коммерциализацией обучения [2].

В настоящее время одним из основных направлений развития системы образования является гуманизация семейного и школьного воспитания. Это предполагает установление и развитие субъект-субъектных отношений между всеми участниками образовательного процесса.

Многие годы позиция и интересы семьи оставались в тени, на первый план выдвигалось общественное воспитание. В современный период семья становится равноправным партнёром школы в формировании образовательной политики.

1. Каптерев П. Ф. История русской педагогии / Предисл. Н. В. Бордовской; Послесл. В. П. Борисенкова. – СПб.: Алетейя, 2004. – 560 с.

2. Недвецкая М. Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2006. – 148 с.

3. Шевелёв А. Н. Образовательная урбанистика: историко-педагогические аспекты изучения петербургской дореволюционной школы: Монография, - СПб.: СПбАППО, 2005. – 352 с.

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Читайте также: